ВОПРОСЫ
УПРАВЛЕНИЯ
ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОПАСНОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РАДИКАЛЬНЫХ ИДЕЙ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Кондраль Д. П.
кандидат политических наук, доцент кафедры философии и методологии образования, Ухтинский государственный технический университет (Россия), 169314, Россия, Республика Коми, г. Ухта, ул. Юбилейная, д. 13, к. 302,
Кузьмин А. Г.
кандидат политических наук, доцент кафедры социальной работы Института социальных технологий, Сыктывкарский государственный университет (Россия), 167001, Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д. 55,
к. 310, [email protected]
УДК 329(470)
ББК 66.686,5
Цель. Статья посвящена исследованию угрозы распространения радикальной идеологии в России и её негативного воздействия на политическую систему.
Методы. На основе системного и рискологического подходов авторы используют методы анализа, сравнения, синтеза и оценки.
Результаты и научная новизна. Авторами проанализированы ключевые факторы и угрозы распространения радикальной идеологии в России, а также её негативного влияния на стабильное функционирование и перспективное развитие политической системы страны. Актуальность исследуемым вопросам придаёт активизация негативных политических идеологий в условиях социально-экономической нестабильности в стране, угрожающих процессам демократического функционирования и развития общества.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № М-33-01014 «Русский радикальный национализм начала XXI в.: политические основания идеологии и деятельности».
Ключевые слова: политическое управление, политическая система России, угрозы стабильного развития, национализм, радикализм.
DANGER OF RADICALISM’S IDEAS CIRCULATION FOR POLITICAL SYSTEM OF MODERN RUSSIA: MANAGERIAL ASPECT
Kondral D. P.
Candidate of Science (Politics), Assistant Professor of Philosophy and Academic Methodology Department, Ukhta State Technical University (Russia), r. 302, 13 Yubileynaya str., Komi Republic, Russia, [email protected]
7
© Кондраль Д. П., Кузьмин А. Г., 2015
ВЛАСТЬ
И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Кондраль Д. П., Кузьмин А. Г.
Kuzmin A. G.
Candidate of Science (Politics), Assistant Professor of Social Work of the Institute of Social Technologies, Syktyvkar State University, room 310, 55 Oktyabrskiy avenue, Syktyvkar, Komi Republic, Russia, [email protected]
Purpose. The article is devoted to the research of the danger of radicalisms’ ideology circulation IN Russia and its negative affect on the political system.
Methods. Based on systematic and riskological approaches the authors use methods of analysis, synthesis and assessment.
Results and scientific novelty. The authors analyzed key factors and dangers of radicalisms’ ideology circulation in Russia and its negative affect on steady functioning and perspective development of the political system of the country.
Financing. The study was funded by RFH project № 33-01014-M «Russian radical nationalism beginning of the XXI century: the political base of the ideology and activities».
Key words: political management, political system of Russia, dangers for steady development, nationalism, radicalism.
Существенным фактором формирования и развития политических воззрений в современной России является влияние внешних негативных факторов. В частности, последствий внутригосударственного военно-политического кризиса на Украине, активная фаза которого началась с февраля 2014 г.
Ужесточение военно-политического противостояния между властями и частью населения юго-востока Украины в 2014-2015 гг. привело к распространению радикальных политических идей и концепций развития, как на обыденном, так и государственном уровнях. Наиболее яркое воплощение эти негативистские тенденции нашли в проводимой современной политической элитой страны негативной радикальной политике.
Как внешний фактор, радикализация политической системы Украины привела к необходимости адекватной реакции со стороны России и выбора наиболее приемлемой модели политического отношения и поведения к происходящим общественно-политическим процессам в пограничной стране для минимизации рисков стратегического развития.
В результате современных кризисных процессов на Украине практически невозможно предвидеть в ближайшем будущем развитие и распространение в ней демократических ценностей, моделей управления и политической культуры, а также институтов гражданского сообщества. В ближайшей перспективе на Украине видится углубление социально-политического кризиса и нестабильности. В данных условиях важной задачей российских властей является всевозможное ограничение распространения негативных установок, связанных с дисфункциями социально-политического развития, вызванных влиянием идей радикального и националистического характера.
Украинский кризис стал также поводом введения рядом стран Европы и НАТО политических антироссийских санкций, ставших значимым основанием снижения
темпов интеграции и развития российской экономики и роста социально-экономических проблем в стране.
Появление новых внешнеполитических и внешнеэкономических угроз стратегического развития страны дало импульс распространению негативных политических идеологий в России [1].
Реакцией российской политической системы на украинский кризис стало осознание руководством страны возможных угроз масштабного усиления влияния негативных идей на выбор путей развития российского общества [2] и повышения влияния консервативных концепций развития страны в политической практике с целью предотвращения крайнего дисбаланса и кризиса фундаментальных основ функционирования социально-политической системы российского общества. Таким образом, российская политическая система сегодня формирует механизмы защиты против разрушительных кризисных тенденций и явлений современности, заключающихся в усилении социально-экономической нестабильности и угрозы нарушения демократических принципов и механизмов взаимодействия и развития государства.
Угроза стабильного внешнеполитического развития страны является сегодня существенной в виду усиления во внешней политике ряда европейских стран и стран НАТО негативного отношения к проводимому внешнеполитическому курсу России, основанному на формировании стабильного, сильного и демократического государства. Поэтому российской власти сегодня необходимо ориентироваться как на формирование эффективных механизмов внешнеполитической конкуренции (в связи с усложнением конкурентной среды), так и поддерживать и развивать эффективные механизмы демократического управления и институты гражданского сообщества на федеральном и региональном уровнях для противодействия угрозе усиления негативных недемократических процессов
8
ВЛАСТЬ
И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Кондраль Д. П., Кузьмин А. Г.
в социально-культурной сфере российского общества и управленческой деятельности.
Возможное усиление ориентации общества в условиях социально-экономического кризиса на консервативные модели и образцы политического поведения
[3] , наряду с возрастающими внешнеполитическими и социально-экономическими угрозами стабильного функционирования и развития государства и социума, может привести к риску повышения влияния негативных политических концепций и ориентиров на сознание и политическую культуру российского общества
[4] . Ключевым негативным фактором распространения радикальных идей развития общества является обоснование ими необходимости снижения степени демократичности социально-политических институтов с целью повышения политической стабильности и управляемости обществом. Это является неприемлемым в современной России в виду невозможности стабильного социально-политического существования и развития общества без полноценного функционирования демократических институтов и гражданского сообщества в принципе.
Таким образом, сегодня в России рост кризисно-сти социально-экономической, внешнеполитической и культурной сфер способствует повышению угрозы внедрения и распространения в обществе негативных политических идей, часто направленных на разрушение нормальных социально-политических и экономических устоев жизнедеятельности населения страны.
В основе негативных социокультурных тенденций развития общества лежат внешние и внутренние социально-экономические и политические проблемы формирования и реализации стабильного пути стратегического развития демократических институтов в стране и регионах. Решение данных задач сегодня ориентирует федеральные и региональные власти на всестороннюю поддержку демократических институтов и практик управления наряду с активным противодействием недемократическим тенденциям и концепциям развития государства и общества.
Следствием проблем социально-экономического, внешнеполитического и социокультурного развития российского общества сегодня стал большой размах распространения радикальной и националистической теории и практики [5], угрожающей функционированию демократических институтов и гражданского сообщества, плюрализма мнений и индивидуализма. Примером такого сценария являются известные события «майдана» и последующие за ним, произошедшие в начале 2014 г. в Киеве и в западных и центральных областях Украины, а потом приведшие к гражданской войне на юговостоке страны. Эта угроза нормальному общественному развитию актуальна для любой страны мира (в том числе РФ), она является значимой и требует выработку
специальной политики, направленной на формирование мер профилактики среди населения страны (особенно молодёжи) распространения негативных культурных и идеологических стереотипов мышления, способных формировать радикальное ограниченное мировоззрение, приводящее к утрате населением способности объективно оценивать проблемы и возможности перспективного развития страны и регионов.
Важным аспектом распространения негативных идеологий в России сегодня является усиление образа внешнего врага, который, несомненно, усилился в связи с введением в 2014-2015 гг. антироссийских политических санкций рядом стран западного мира, особенно США и их союзниками из Европы и НАТО. Североатлантический Альянс, помимо наращивания военных группировок около российских границ, особенно «преуспел» на «миротворческой ниве», практически, поощряя политически, материально и идеологически украинских ультраправых радикалов и представляющих их политиков.
Существенной причиной распространения негативной политической идеологии в России сегодня является увеличение числа маргинальных [6] групп населения, количество которых возрастает в условиях социально-экономической нестабильности. При этом кризисные явления российской экономики сегодня не ослабевают, что требует от государственных и региональных властей искать новые методы и пути поддержки достойного уровня жизни населения страны, большое количество которого составляет бедное население [7; 8; 9], наиболее подверженное влиянию негативных радикальных идей.
Показательным в вопросе распространения радикальной идеологии в России стало открытие производства по первому в стране уголовному делу о реабилитации нацизма [10].
Большое количество радикальных националистических организаций в России было создано с начала XXI в. и сегодня они продолжают активную деятельность (более 45 крупных радикальных организаций сегодня функционируют в стране) [11]. Многие из этих объединений пропагандируют свои политические программы и осуществляют, по-сути, подрывную деятельность в вопросах преобразования российского государства и социума.
Радикальные националистические организации демонстративно заявляя, что выступают в интересах большинства жителей России, на самом деле не представляют реальные взгляды русского населения страны на сложные политические вопросы, связанные с различными национальными аспектами и отношениями в различных регионах страны. Пропаганда подобных идей имеет весьма опасный потенциал для успешной реализации стратегического развития
9
ВЛАСТЬ
И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Кондраль Д. П., Кузьмин А. Г.
социально-политической системы страны в демократическом направлении.
В связи с возможностью увеличения распространения негативных идей в обществе государство сегодня вынуждено принимать определённые меры профилактики [12]. Например, Роскомнадзор ужесточил правила упоминания в СМИ ряда организаций, включённых в «экстремистский» список Минюста РФ [13]. В частности, теперь необходимо упоминать о ликвидации или незаконной деятельности подобных организаций, а также упоминать запрещённые организации в негативном ключе с использованием характеристик «радикальные», «экстремистские», «националистические». В случае нарушения данных условий предусмотрено административное наказание в виде штрафа [14].
Влияние радикальных идей может распространяться на российские регионы, которые находятся на разных уровнях социально-экономического развития. Целый ряд из них, испытывая большие социально-экономические трудности (в отличие от более развитых регионов), потенциально имеют более низкую степень защиты перед радикальной националистической риторикой ультраправых партий и их идеологов. Такие процессы могут весьма негативно отразиться на системе регионального управления в вопросах развития демократических механизмов, плюрализма, а также институтов гражданского сообщества.
Можно отметить, что сегодня большое внимание должно быть обращено на региональные процессы развития демократических процедур управления и институтов гражданского сообщества. Особенно большое внимание в этом вопросе необходимо уделять регионам, где требуется стратегическое управление для планомерного существования и развития территорий. Это актуально, например, для северных регионов России [15].
Таким образом, сегодня необходимо разрабатывать программы и привязывать к ним реальные показатели развития демократических институтов и институтов гражданского сообщества в регионах страны, формировать условия культурного противодействия радикальным идеям, а также проводить модернизацию механизмов регионального управления в сторону развития демократических механизмов органического управления в условиях современной социально-экономической нестабильности.
Распространение радикальной идеологии способствует формированию авторитарных политических тенденций и практик, в результате усиления которых значение человеческой личности в государстве снижается, что приводит к угрозе формирования недемократических отношений и механизмов управления. Предотвращение и профилактика распространения негативных (радикальных, националистических) политических практик и идей сегодня является значимой
задачей для федеральных и региональных властей наряду с поддержанием и популяризацией позитивной идеологии либерального и демократического развития социально-политической системы страны.
Сегодня важно находить и устранять причины развития и распространения радикальных идей в обществе, формировать условия развития свободной политической культуры, изолировать националистические радикальные идеи преобразования общества [16].
В рамках системы государственного управления на федеральном и региональном уровнях также необходимо формировать механизмы культурного и этического противодействия распространению радикальных и националистических идей, разрабатывать и реализовывать конкретные программы демократического развития политических институтов общества и гражданского сообщества, что должно способствовать стабильному развитию государства в условиях социальноэкономической и внешнеполитической нестабильности.
Литература:
1. Костин Ю. В. Российский радикализм второй половины XIX - начала XX века и современность // Образование и общество. 2008. № 4. С. 87-90.
2. Русакова О. Ф. Радикализм в России и современном мире: вопросы типологии. Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2001. 352 с.
3. Матвеева С. Я. Консервативный либерализм в современной России. Либерал-радикальный проект в консервативной среде // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 13.
4. Новиков И. А. Радикализм современной России и его влияние на социокультурные взгляды молодёжи // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. № 8. С. 178-184.
5. Шарова В. Л. Идеология радикального национализма в современной России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва: Институт философии РАН. 2008. 26 с.
6. Современный русский национализм как социальнополитический фактор // Периодический интернетжурнал «Русский обозреватель» [электронный ресурс]. URL: http://www.rus-obr.ru/ru-web/15356 (дата обращения 14.02.2015)
7. Тихонова Н. Е. Феномен бедности в современной России // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 7-19.
8. Пилипенко О. С., Петровская О. А. Социологический портрет российской бедности // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum. ru/2015/1052/10910 (дата обращения 26.02.2015)
10
ВЛАСТЬ
И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Кондраль Д. П., Кузьмин А. Г.
9. Бедность и неравенства в современной России: 10 лет спустя. Аналитический доклад Института социологии РАН. М., 2013. [электронный ресурс]. URL: http:// www.isras.ru/files/File/Doklad/Analit_doc_Bednost/full. pdf (дата обращения 26.02.2015)
10. Подозреваемые появились в первом в России деле о реабилитации нацизма // РИА Новости. 13.02.2015 [электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/ incidents/20150213/1047492876.html (дата обращения 14.02.2015)
11. Струкова Е. Партии русских националистов. Регистрация в Минюсте // Центр «Сова». 2012. [электронный ресурс]. URL: http://www.sova-center.ru/
racismxenophobia/publications/2012/05/d24385/#0.1___
Toc324454117 (дата обращения 27.02.2015)
12. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К., Пронский Л. М., Шаряпов Р. А. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Махачкала: Лотос, 2009. 640 с.
13. Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Минюст России [электронный ресурс]. URL: http://minjust.ru/nko/ perechen_zapret (дата обращения 14.02.2015)
14. Разъяснения по поводу упоминания в СМИ организаций, включенных в «экстремистский» список Минюста РФ // Роскомнадзор [электронный ресурс]. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news30405.htm (дата обращения 14.02.2015)
15. Кондраль Д. П. Культура, синергия и сбалансированность процессов стратегического управления Севером России // Арктика и Север. 2014. №17. С. 60-64.
16. Особенности проявления экстремизма и терроризма в обществе. Способы и методы противостояния // Сайт муниципального образования Онежский муниципальный район [электронный ресурс]. URL: http:// www.onegaland.ru/mcy/administration/extremprof.php (дата обращения 14.02.2015)
References:
1. Kostin Yu. V. Russian radicalism of the second half XIX -beginning XX century and modern age // Obrazovaniye i obshchestvo. 2008. № 4. P 87-90.
2. Rusakova O. F. Radicalism in Russia and modern world: typology issues. Ekaterinburg: Published by UrGSHA, 2001. 352 p.
3. Matveyeva S. Ya. Conservative liberalism in modern Russia. Liberal-radical project in conservative environment // Obshchestvenniye nauki I sovremennost. 1993. № 2. P. 13.
4. Novikov I. A. Radicalism of modern Russia and its influence on sociocultural views of the youth // Vestnik Adi-geyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 8. P. 178-184.
5. Sharova V. L. Ideology of radical nationalism in modern Russia: Abstract of the Candidate’s Thesis. Moscow: Institute of Philosophy RAS. 2008. 26 p.
6. Modern Russian nationalism as a social-political factor // Periodical internet-journal “The Russian observer” [e-resource]. URL: http://www.rus-obr.ru/ru-web/15356 (date of reference 14.02.2015)
7. Tikhonova N. E. Phenomenon of poverty in modern Russia // Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2014. № 1. P. 7-19.
8. Pilipenko O. S., Petrovskaya O. A. Sociological portrait of the Russian poverty // Materials of VII International students’ electronic research conference “Students’ research forum” [e-resource]. URL: http://www.scienceforum. ru/2015/1052/10910 (date of reference 26.02.2015)
9. Poverty and inequality in modern Russia: ten years after. Analytical report of the Institute of sociology RAS. М., 2013. [e-resource]. URL: http://www.isras.ru/files/File/Doklad/ Analit_doc_Bednost/full.pdf (date of reference 26.02.2015)
10. The suspected appeared in the first in Russia case on rehabilitation ofNazism // RIA Novosti. 13.02.2015. [e-resource]. URL: http ://ria.ru/incidents/20150213/1047492876.html (date of reference 14.02.2015)
11. Strukova E. Parties of the Russian nationalists. Registration in the Ministry of Justice // Center “Sova”. 2012. [e-resource]. URL: http://www.sova-center.ru/rac-
ismxenophobia/publications/2012/05/d24385/#0.1_______
Toc324454117 (date of reference 27.02.2015)
12. Dibirov A. N. Z., Safaraliyev G. K., Pronskiy L. M., Shary-apov R. A. Modern political extremism: notion, resources, causes, ideology, organization, practice, prophylactics and counteraction. Makhachkala: Lotos, 2009. 640 p.
13. Catalogue of non-commercial organizations in respect of which court ordered the res judicata judgement on liquidation or forbiddances of the activity according to the federal Law “On counteraction to extremists‘ activity” // Ministry of Justice of Russia [e-resource]. URL: http://minjust.ru/ nko/perechen_zapret (date of reference 14.02.2015)
14. Explanations on the subject of mentioning the organizations included in the “extremists” list of the Ministry of justice of Russia // Roskomnadzor [e-resource]. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news30405.htm (date of reference 14.02.2015)
15. Kondral D. P. Culture, synergy and harmony of strategic management processes of the Russian North // Arktika i Sever. 2014. №17. P. 60-64.
16. Peculiarities of extremism and terrorism manifestation in the society. Ways and methods of counteraction // Site of the municipal entity Onezhskiy municipal district [e-resource]. URL: http://www.onegaland.ru/mcy/admin-istration/extremprof.php (date of reference 14.02.2015)
11