Экстрактивные социальные институты искажают подобный порядок. Общественное подменяется частным. Интересы, преследуемые элитой, не соответствуют интересам основной массы населения. Возникает разность потенциалов. Человеческий потенциал элиты стремительно возрастает, возникает ситуация реализации невиданных возможностей. По закону сообщающихся сосудов, подобное положение дисбалансирует систему, все больше лишая массы возможности удовлетворения потребностей на приемлемом уровне, положение масс ухудшается. Это - пример танатальной, «негантропной» (человеко-отрицающей) биополитики.
Среди прочего это приводит к имплозии политического пространства.
«В мире происходит процесс исчезновения политики. Это... фундаментальный, очень важный процесс, не поняв который очень сложно понять, что вообще происходит и что такое насилие, которое разворачивается вне конфронтации групп, борющихся за свои интересы»1. Политическое исчезает, пребывая в режиме имитации. Ведется своеобразная фейк-политика. Элита стремится сохранить статус-кво. Активно работает пропагандистская машина, создающая псевдополитический дискурс. И есть население, которое пребывает в состоянии кататонического субступора, вызванного когнитивным диссонансом2.
УДК 101:378.1
ОНТОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА И ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
В статье затрагиваются вопросы преподавания философии в современной системе подготовки инженеров. Показывается, что философия направлена на формирование трех аспектов личности человека: абстрактного мышления, воображения и способности к обобщению. Визуализация философских понятий и терминов способствует формированию данных аспектов. Отмечается, что философская визуализация имеет два аспекта: визуализация как презентация и онтологическая визуализация. Даны примеры онтологической визуализации, ее преимущества и применения в учебном процессе.
Ключевые слова: онтология визуального образа, визуализация, цифровая философия, презентация, Лакан, Анак-симандр, абстрактное мышление, воображение.
Современное общество, уровень технического развития которого претерпевает существенные изменения, создает
1 См.: Тефлоновое насилие. Культурные формы? Михаил Ямпольский vs редакция Gefter.ru: скайп-конферен-ция: URL: http://gefter.ru/archive/24483#disqus_thread (дата обращения: 02.07.2018).
2 Окончание статьи - в следующем номере.
1. Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг. Очерки по макроэкономической истории / пер. с англ. Ю. Каптурневского; под ред. О. Филаточевой. М. : Изд. Института Гайдара, 2012. 584 с.
2. Фуко М. Рождение биополитики : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учебном году // М. Фуко; пер. с фр. А. В. Дьяков. СПб. : Наука, 2010. 448 с.
3. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с франц. В. Наумова, под ред. И. Борисовой. М. : Ad Магдтет, 1999. 482 с.
4. Мак-Нил У. В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в Х1-ХХ веках / пер. с англ. Т. Ованнисяна; предисловие Г. Дерлугьяна; научная редакция и послесловие С. А. Нефедова. М. : Издательский дом «Территория будущего», 2008.
5. Брегман Р. Утопия для реалистов: Как построить идеальный мир / пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2018. 412 с.
6. Аджемоглу Д., Робинсон Дж. А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты / [пер. с англ. Д. Литвинова, П. Миронова, С. Сановича]. М. : АСТ, 2015. 575 с.
© Попов Д. В., 2018
A. A. P0Ma^eHK0, M. A. P0Ma^eHK0 A. A. Romashchenko, M. A. Romashchenko
ontology of THE visuAL IMAGE AND digital reality of modern
philosophical visualization
In article the questions of teaching philosophy in the modern system of training of engineers are raised. Is shown that the philosophy is directed to formation of three aspects of the identity of the person: abstract thinking, imagination and ability to generalization. Visualization of philosophical concepts and terms contributes to the formation of these aspects. It is noted that philosophical visualization has two aspects: visualization as presentation and ontologic visualization. Examples of ontologic visualization, its advantages and applications in educational process are given.
Keywords: ontology of a visual image, visualization, digital philosophy, presentation, Lakan, Anaksimandr, abstract thinking, imagination.
для профессионального образования новые вызовы, сопряженные с самим характером высшего образования в России, его ценностью и путями дальнейшего развития. Переход многих сфер современного общественного развития на цифровые технологии подталкивает участников современного образовательного процесса к осознанию необходимости изменений в самом учебном процессе, влекущих к переосмыслению специфики преподавания многих дисциплин.
Если в отношении того корпуса предметов, который по своей природе сопряжен с цифровыми технологиями, а также с математическими способами моделирования, дело обстоит гладко, то с дисциплинами, ориентированными на формирование личностных качеств обучаемого, общекультурных компетенций, внедрение цифровых технологий ограничивается использованием демонстрационных материалов, презентаций, посредством которых до обучаемого доводится лишь внешняя, историческая составляющая преподаваемой дисциплины либо та часть предмета, которая направлена на развитие эрудированности. Однако цифровые технологии, используемые в рамках гуманитарных дисциплин, способны на большее, нежели то, в каких формах они сейчас используются. Более того, современные цифровые технологии, предоставляющие пользователю широкий спектр возможностей, способны сегодня не только расширить горизонт способов преподавания, но также во многом сделать видимым то, что ранее скрывалось в тени. В данном случае имеется в виду наряду с визуальными возможностями современных цифровых технологий также онтологические и эвристические формы применения математических и цифровых форм визуализации. В свете этого среди современных методов преподавания философии приобретает особую популярность корпус цифровых методов - Digital Philosophy, а также сумма наук о духе, преломленная сквозь призму цифрового мастерства - Digital Humanities [1; 2; 3].
Вопрос применимости цифровых технологий в учебном процессе преподавания философии сопряжен с вопросом о целесообразности нахождения дисциплины «Философия» в учебных планах бакалаврских направлений, а также зачастую - магистерских программ. В последнем случае философия для магистрантов раскрывается в более детальном виде, сопряженном с профилем того или иного направления. К сожалению, как это очень часто бывает, в рамках учебного процесса у студентов технических и естественнонаучных направлений складывается ошибочная убежденность в том, что философия в их профессиональной деятельности не найдет себе места, а отчетность по данному предмету представляет собой либо этап в учебной деятельности, который следует преодолеть и забыть, либо, в худшем случае, прихоть министерства. С одной стороны, к такому пониманию философии и ее роли в учебной деятельности самих студентов часто подталкивают сотрудники выпускающих кафедр, воспитанные, как это ни печально звучит, в условиях идеологизированного характера философии советского периода и, как следствие, имеющие весьма антипатичный к ней настрой. С другой стороны, сами преподаватели философии зачастую имеют такое отношение к своему предмету, которое выливается в весьма формальный подход к учебной деятельности. Итогом формализации философии становится негативное отношение к ней со стороны студентов, подкрепленное негативным же отношением к философии со стороны преподавателей выпускающих кафедр. Таково, к сожалению, на сегодняшний день положение, отражающее место философии в учебном процессе у студентов технических и естественнонаучных направлений.
Негативное отношение к философии, однако, можно преодолеть, сформировав внутри учебного процесса основополагающий вектор, направленный не на формирование истори-
ческой эрудированности студента (как это, впрочем, зачастую и прописано в образовательных стандартах), а на практическую применимость философии, на раскрытие не только ее формализованных сторон, но во многом ее эвристических качеств. В последнем случае место философии внутри учебного процесса у студентов негуманитарных направлений содержит в себе ряд основополагающих принципов.
Первым принципом становится тот, в соответствии с которым философия понимается как особый предмет в учебном плане, формирующий важную сторону личностных качеств обучаемого - способность к абстрактному мышлению. Как это ни удивительно, студенты, нацеленные на получение профессионального образования, зачастую начисто лишены данной способности. Даже усиленные занятия математикой и геометрией не дают в итоге того результата, который отвечал бы всей полноте абстрактного мышления. Это происходит потому, что математический компонент высшего образования зачастую направлен не на понимание сути математических понятий и объектов, а на его прикладной характер. Результатом такого прикладного понимания математики становится убежденность студента в том сомнительном факте, что математика - это не что иное, как исключительно инструмент расчета. Дополнительным негативным следствием такого утилитарного понимания математики является закрытость и невозможность для обучаемого (а зачастую и для преподавателя!) понимания природы числовых и геометрических объектов. А именно это и является (вспомним Платона) первым шагом на пути к истине. Математика зиждется исторически на различии между чувственно воспринимаемым предметом и его сверхчувственным количественным представлением, его формой; философия, в свою очередь, вырастает из различия между математическим характером представления о предмете как протяженности, конечности, формальности, с одной стороны; и онтологическим представлением о первоистоке, Начале и формальных условиях этой протяженности - с другой.
Тем самым одной из существенных задач для математики внутри учебного процесса должно стать формирование у студента четкого представления о разнице между чувственно воспринимаемыми предметами и их сверхчувственным представлением в количественной и формальной плоскостях. В обратном случае философия оказывается заложницей недоформированной способности абстрагироваться, что делает невозможным сущностное понимание студентом философских понятий, идей и объектов.
Как следствие такой ситуации, философия воспринимается в качестве, мягко говоря, надуманной, далекой от «реальной» жизни (рассчитать что-либо, используя философские методы, нельзя) науки, чья задача сводится лишь к словесным экзерсисам. Хотя именно способность к абстрактному мышлению, способность к обобщению не чувственно-материального характера предметной области, а сверхчувственных сторон (количество, форма, протяженность) и является, по сути, способностью к созданию чего-либо нового, креативной составляющей настоящего инженерного мышления.
Вторым принципом философии, актуализирующим место и цель данной дисциплины внутри учебного процесса у студентов негуманитарных направлений, становится способность к воображению. Этот принцип связан с предыду-
щим, поскольку воображение является следствием наличия абстрактного мышления, и одно без другого существовать не может. Именно эта способность должна являться минимумом сформированной личности. Отвлечение и воображение (хотя, как кажется, именно за это очень часто в гипотетической начальной школе и ругают учителя своих нерадивых «двоечников») выступают основой для креативности, поскольку первый враг этой креативности - повторение, слепое копирование, второй - страх нового и самостоятельного: «Несмотря на то, что такая задача, как развитие воображения, не выступает в наши дни в качестве приоритетных задач высшей школы, она является таковой по умолчанию. И не только потому, что воображение является основой формирования «всесторонне развитой личности»: многие образовательные стратегии сегодня вообще отказались ставить этот вопрос, полагая такой путь излишним по отношению к своей непосредственной программе. Последняя сводится к тому, чтобы подготовить нужное число пригодных к производительному труду специалистов, востребованных обществом в определенных производственных нишах. Хотя подобный прагматизм выглядит обоснованным (особенно там, где отсутствуют «излишки» финансирования образования и культуры), остается весьма спорным его прагматическая ориентация» [4, с. 67]. По мнению М. В. Силантьевой, развитие у обучающегося навыков плодотворного воображения - это приоритетная задача высшего образования, направленная на формирование не только всесторонне развитой личности, но конкретного способного инженера: «Именно продуктивное воображение определяет развитие проективного воображения - то есть той сферы познавательной активности, которая предполагает выработку соответствующих знаний, умений и навыков, позволяющих развить саму способность к моделированию действий и процессов. А также совершенствовать инженерное мышление, столь необходимое для решения непосредственных задач современного производства» [4, с. 67].
При этом воображение как основа творческой личности как бы «закаливается», проходя через среду философских терминов и проблем, осуществляя восхождение от способности обобщать (что является собственно третьим принципом философии) чувственно-материальный комплекс явлений и предметов к построению самостоятельных и независимых сверхчувственных категорий (в том числе и формально-логических). В данном случае обобщение как особая способность обучаемого формируется как на уровне его знакомства с математикой, так и в процессе его знакомства с философией. В отношении последней, так же как и с математикой, способность к обобщению формируется как результат наличия абстрактного мышления. Для философии данная способность представляет собой основу рационально-логического мышления.
Таким образом, три принципа философии, необходимых в учебном процессе: наличие абстрактного мышления, способность к воображению и обобщению, - представляют собой основополагающую форму всестороннего развития личности. Все три принципа философии сегодня способны получить дополнительный толчок к своему развитию в контексте так называемой цифровой философии (Digital Philosophy), у которой по существу имеется две стороны.
С одной стороны, цифровая философия вполне ожидаемо фокусируется на визуализационном характере современного высшего образования. Использование стендов, моделей, презентаций, схем в контексте преподавания философии существенно облегчает задачу преподавателя. Немалую часть в этом пространстве визуализации занимают, конечно, произведения изобразительного искусства, на чьем примере формальной исторической эволюции можно продемонстрировать различие между чувственно воспринимаемым конкретным предметом (его отражением в соответствующем «разделе» истории визуального искусства) и его абстрактной моделью, также нашедшей место в определенной нише изобразительного искусства. Однако ограничивать визуализацию философии только схемами распределения влияния того или иного философского течения [1; 2] либо презентацией философско-художественного образа не вполне правомерно, поскольку отношения между процессом визуализации и философским рефлексирующим мышлением гораздо сложнее и глубже. Такое ограничение раскрывает лишь формальную сторону философии в ее схематичной ипостаси.
С другой стороны, философская визуализация имеет онтологический статус, заключающийся в трансформации визуального образа от его символико-образного понимания к онтологии смысла и идеи. В философии на протяжении всей ее истории такие попытки, действительно, существовали. Причем те философско-визуальные объекты, которые можно встретить в истории философии, либо сами собой являются формой рецепции того или иного философского объекта, либо нуждаются в визуализации. Примером последнего может быть сложный как для понимания, так и для преподавания объект философии из ранней ее истории -анаксимандров «апейрон», представляющий собой первую форму абстрактного мышления Начала. В случае если мыслить «апейрон» в том виде, в каком он представлен на страницах большинства учебников, становится обманчиво очевидным как своеобразный разрыв в историко-философском сюжете (на фоне материалистической традиции ранней ионийской философии, философия Анаксимандра оказывается понятийно, методологически и онтологически «выдвинута» из общей традиции), так и неоднозначный характер самой анаксимандровой философии. Однако, применяя методы математической (геометрической) визуализации, противоречивость и изолированность анаксимандровой философии снимается. Геометрическая визуализация делает наглядными противоположные элементы данной философской традиции: апейрон, имеющий такие черты, как бесконечное, бесформенное, беспредельное, противоположен (и определяет соответственно онтологический статус) конечному, формальному, предельному. Абстрактная модель геометрической визуализации предельного -протяженность, являющаяся неотъемлемым свойством физического объекта; для «апейрона» такая модель придает условно форму точки, математически и геометрически лишенной формы, размера, протяженности. Отношения между протяженностью и геометрической точкой фактически составляют существо философской визуализации анак-симандрова «апейрона». При этом математическое понимание проблемы первоначала в древнегреческой философии имеет свою традицию в дальнейшем развитии истории
философии: от оппозиции конечного/бесконечного Пифагора через демокритовы атомы и платоновы тела («Тимей») до понимания бесконечности у Плотина.
Существенным моментом в понимании визуализации философии с онтологических позиций становится трансформация в понимании различия между чувственно воспринимаемой действительностью и ее сверхчувственной моделью. Для ранней философии статусом реальности обладает именно математико-логическая модель, а не чувственно воспринимаемый предмет.
Тот же эффект смещения акцентов наблюдается и в современной философии, в частности в психоанализе Жака Лакана. Французский психоаналитик очень часто в своих семинарах прибегает к геометрическим и топологическим аллюзиям и моделям для наглядного представления механики психических процессов. Однако такие аллюзии для самого Лакана становятся неимоверно большим, нежели простой наглядной схемой.
Геометрия и топология проникают в философию ХХ в. именно через психоанализ, что объясняется спецификой самой психоаналитической методологии: «Интерес к комбинации мест, к топологии в психоанализе связан с именем Лакана, однако топология действует в психоанализе по сути дела со времен появления психоанализа на свет. Понимая недоступность психики непосредственному изучению, Фрейд обращается к моделированию, к построению топик психического аппарата. Он говорит о психических локальностях, которые не следует путать с локальностями физическими, значимыми в анатомии» [5, с. 186-187]. Для Лакана применение методов геометрической и топологической визуализации связано с общефилософским сдвигом в понимании того, что может быть поименовано термином «реальное». Лакан использует топологию не как схематичное наглядное отображение объекта исследования (правда, и не исключая этого), но в качестве вполне платоновой оппозиции мира теней (чувственно воспринимаемая проекция психической деятельности человека), с одной стороны, и собственно ее математической ипостаси - с другой. Моделируя топологически психику человека, Лакан использует два математических объекта - тор и сферу. Данные объекты представляют собой математические, отвлеченные, обобщенные формы любого чувственно воспринимаемого предмета (в том числе и форму внутренней жизни человеческой психики). Именно в соотношении между тором и сферой как топологическими фигурами Лакан видит решение проблемы самосознания, которая как для самого Лакана, так и для всей философской традиции, начиная с Сократа, Канта, Фихте, Гегеля, Маркса, раскрывается через факт отчужденности, то есть переноса Я на своего «двойника», или Другого. Сфера и тор - это топологические объекты с различными характеристиками кривизны: сфера имеет одну (положительную) степень кривизны; тор совмещает в себе две противоположные (положительную и отрицательную). Тем самым для философии и психоанализа самосознание человека - это всегда действие двух противоположных сил: Я и не-Я (Другой). Топологически такая двойственность свойственна фигуре тор, в которой математически присутствует противоположные формы кривизны: «Среди основных геометрических фигур, описанных Евклидом, - плоскости, линии, сферы - не хватает самой важной.
Эта фигура - кольцо. Значение кольца состоит в том, что оно демонстрирует пространство первичной дифференциации внешнего и внутреннего. В 1950-е гг. Лакан говорит о кольце, подчеркивая, что любая точка в его центре находится и в пределах кольца, и за его пределами» [5, с. 184-185]. В данном случае тор или кольцо как возможная топологическая структура человеческой психики для Лакана становится своего рода онтологической визуализацией человека, которая приобретает большее значение, нежели просто схема или образ: «Этот вид тора, в самом деле, присутствует на определенном участке реальности. Он существует на самом деле, и он является точной структурой невротика. Это не аналогия, это даже не абстракция, поскольку абстракция - это определенное преуменьшение реальности, а я считаю, что в данном случае это сама реальность» [6, с. 195-196]. В данном случае следует еще раз отметить, что математическая и топологическая модель (будь то тор или сфера, а также лента Мебиуса или бутылка Клейна) для Лакана имеют статус объекта, присутствующего «на определенном участке реальности», то есть имеющего черты не схемы или презентации, а непосредственно реального предмета.
Онтология визуального образа в философии, таким образом, имеет некоторые преимущества перед схематичной философской визуализацией. Во-первых, обращение студента и преподавателя к онтологической стороне наглядно представленной философской проблемы раскрывает когнитивный и эвристический потенциал философской визуализации, способно заинтересовать студента-технаря в философии. Во-вторых, указанный характер визуализации философских терминов и проблем позволяет сформировать у обучающегося навыки абстрактного мышления, воображения, а также способность к обобщению более детально и продуктивно, нежели чем это происходит в условиях классического преподавания философии.
1. Макулин А. В. Визуализация философии и цифровая визиософия // Вестник северного (арктического) университета. 2016. № 3. С. 62-72.
2. Макулин А. В. Моделирование философии: от схем, таблиц и метафор к цифровым философским визуализациям // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2016. № 3 (65) : в 2 ч. Ч. 1. C. 123-127.
3. Можаев Г. В., Хаминова А. А. Digital Humanities: традиции и инновации в образовательных практиках // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2. С. 21-27.
4. Силантьева М. В. Развитие воображения как задача современной высшей школы: визуализация vs философское мышление // Человеческий капитал. 2017. № 9. С. 67-69.
5. Мазин В. А. Введение в Лакана. М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004. 201 с.
6. Lacan J. Of Structure as an Inmixing of an Otherness Prerequisite to Any Subject Whatever / The Languages of Criticism and the Sciences of Man: The Structuralist Controversy, ed. R. Macksey and E. Donato. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press. 1970. P. 186-200.
© Ромащенко А. А., Ромащенко М. А., 2018