PHILOSOPHICAL SCIENCES
Ontology of nihilism (G. Vattimo and «overcoming of metaphysics») Sidorov A. (Russian Federation)
Онтология нигилизма (Дж. Ваттимо и «преодоление метафизики») Сидоров А. М. (Российская Федерация)
Сидоров Алексей Михайлович / Sidorov Aleksej - кандидат философских наук, доцент, кафедра онтологии и теории познания,
Институт философии,
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена интерпретации проблемы нигилизма с
онтологической точки зрения в творчестве итальянского философа Джанни Ваттимо. Ваттимо, опираясь на идеи Ницше и Хайдеггера, всесторонне осмысливших нигилистическую сущность современности, подвергает позитивной переоценке понятие нигилизма и создает новую нигилистическую онтологию.
Abstract: the article is devoted to the interpretation of the problem of nihilism from ontological point of view in the works of the Italian philosopher Gianni Vattimo. Vattimo, drawing on the ideas of Nietzsche and Heidegger, who fully comprehend the nihilistic essence of modernity, puts a positive reassessment of the concept of nihilism and creates a new nihilistic ontology.
Ключевые слова: онтология, нигилизм, метафизика, современность.
Keywords: ontology, nihilism, metaphysics, modernity.
Никто из современных философов не внес большего вклада в теоретизацию нигилизма, чем итальянский философ Дж. Ваттимо. Ваттимо - один из немногих авторов, кто эксплицитно и всесторонне исследовал связь между нигилизмом и постмодерном и превратил эту связь в центральный пункт своего понимания современной ситуации в мышлении и культуре. Наиболее специфической особенностью вклада Ваттимо в этот дискурс является его позитивная переоценка нигилизма. В его концепции нигилизм предстает не как проблема, которую нужно решить, но как решение проблемы современности, которое становится возможным после наше перехода к состоянию постмодерна. Нигилистическая характеристика постмодерна видится ему как единственная возможность социальной эмансипации. Нигилизмом он называет онтологический и эпистемологический антифундаментализм, то есть, такое видение мира, для которого не существует субстанциального бытия и объективных истин.
Центральный философский проект Ваттимо может быть описан как герменевтическая онтология как философское описание «текущей ситуации». Ваттимо анализирует тексты философов, оказавших решающее влияние на сегодняшнюю мысль, прежде всего Ницше и Хайдеггера, и тех, кто подхватывал их проблематику, для того, чтобы дать интерпретацию значения Бытия в настоящий момент. Ницше и Хайдеггер настолько изменили современное мышление, что какое -либо понимание текущей ситуации невозможно без герменевтического диалога с их текстами. Характерной особенностью позиции Ваттимо является развитие в его работах того, что можно было назвать продолжением разговора между Ницше и Хайдеггером, в котором он обнаруживает их сущностно общие черты, взаимно корректирует их идеи и выстраивает концепцию нигилизма одновременно в терминах «смерти Бога» (Ницше) и «забвения Бытия» (Хайдеггер). Значение учений Ницше и Хайдеггера «воплощено в том, что они нам предлагают инструменты для освобождающего смысла завершения современности» [2, с. 14-15]. Ваттимо читает
131
Ницше и Хайдеггера как, прежде всего антифундаменталистских мыслителей и доказывает, что нигилизм, который оба они сделали предметом своих размышлений, следует понимать в позитивном смысле как ответ на проблемы метафизического фундаментализма, который оба они диагностировали как тяжелое наследие предшествующей эпохи. Ницше и Хайдеггер, в истолковании Ваттимо, едины именно в своих попытках мыслить по ту сторону метафизики, и значение нигилизма сегодня сформировано во многом под влиянием наследия этих попыток.
Урок чтения текстов Ницше и Хайдеггера у Ваттимо таков: мы не можем выйти за пределы метафизической традиции, но должны мыслить и жить внутри нее, превозмогая ее (как превозмогают боль). Это означает, что «негативный» нигилизм, отождествляемый Ницше и Хайдеггром с метафизикой, не может быть напрямую преодолен. Ваттимовская идея позитивного нигилизма - результат такого «превозмогания», которое является самым адекватным ответом на вызов нигилизма миру современности. И Ницше, и Хайдеггер отвергают «метафизическое понимание бытия... во имя опыта свободы» [1, с. 8]. Поскольку нигилизм упраздняет фундаменталистское мышление (наиболее чреватый насилием аспект метафизики), он может быть воспринят как открывающий новое пространство возможностей и свободы, где мысль и жизнь освобождаются от ностальгической тяги к твердой почве под ногами.
Литература
1. Ваттимо Дж. После христианства. М.: Три квадрата, 2007. 172 с.
2. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М.: Логос, 2002. 128 с.
3. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Он же. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 177-192.
4. Сидоров А. М. Искусство и истина (об эстетической теории Т.Адорно) // Наука, техника и образование. 2015. №1 (7).
5. Сидоров А. М. Онтология образа в современной видеосфере // Вестник науки и образования. 2015.
6. Сидоров А. М. Фрагментарный императив романтизма // Проблемы современной науки и образования. 2015. №2.
The theory of Antroposotsiogenesis as the basis for the formation of tribal norms, habits, customs and traditions of the Kyrgyz people Usupova Ch. (Republic of Kyrgyzstan)
Теория антропосоциогенеза как основа для формирования родовых норм, привычек, обычаев и традиций кыргызского народа Усупова Ч. С. (Кыргызская Республика)
Усупова Чолпон Сабыровна / Usupova Cholpon - заведующая кафедрой, кафедра философии и общественных наук,
Кыргызская государственная медицинская академия им. И. К. Ахунбаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Abstract: the Theory of antroposotsiogenesis enables the opportunity to apprehend the formation of the nascent society. To discover the essence of genesis and evolution of moral and legal relations of the Kyrgyz people. In primitive society taboos and other customs acted as the main factors of spiritual relationships. During the review process, we concluded that the instincts can not simply grow into the customs and traditions, it is only
132