УДК 111:141
Шабатура Любовь Николаевна
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского индустриального университета
ОНТОЛОГИЯ КОСМИЗМА А.А. БОГДАНОВА
Shabatura Lyubov Nikolayevna
D.Phil. in Philosophy, Professor, Humanities Department, Tyumen Industrial University
A.A. BOGDANOV'S ONTOLOGY OF COSMISM
Аннотация:
В статье исследуется онтология космизма А.А. Богданова, проводится параллель с онтологическими установками в русском космизме. Анализируются основные произведения философа -«Эмпириомонизм» и «Тектология». Особенностью онтологии космизма А.А. Богданова является диа-лектико-материалистическое понимание космологической эволюции, в которой человек-микрокосм провозглашается главным субъектом. Смысл и цель антропологической эволюции заключается в борьбе за преобразование природы и объединение человечества Земли в высший социальный организм - планетарный коллектив.
Ключевые слова:
А.А. Богданов, русский космизм, эмпириомонизм, тектология, человек-микрокосм, онтология космизма.
Summary:
The article deals with the ontology of cosmism developed by A.A. Bogdanov, it is compared with the onto-logical framework of the Russian cosmism. The major works of the philosopher "Empiriomonism" and "Tec-tology" are reviewed. The specific feature of Bog-danov's ontology of cosmism is the dialectical-materialist understanding of the cosmological evolution, in which a human the microcosm is proclaimed to be the main subject. The meaning and the purpose of the anthropological evolution is the struggle for transformation of nature and incorporation of mankind into the highest social body - the planetary collective.
Keywords:
A.A. Bogdanov, Russian cosmism, empiriomonism, tectology, human as microcosm, ontology of cosmism.
А.А. Богданов (1873-1928) известен как создатель эмпириомонистической философии, особенностью которой является то, что, углубляя эмпириокритицизм, мыслитель формулирует оригинальные онтологические установки, основное содержание которых выражается понятиями «системный подбор», «подстановка», «живой опыт».
Другой важной философской разработкой А.А. Богданова является создание тектологии как всеобщей организационной науки, с помощью которой можно подходить к изучению любого явления с точки зрения его организации и системного подхода. По мнению ряда исследователей, работа «Тектология» явилась основой общей теории систем и предшественницей кибернетики.
Исследователи в основном уделяли внимание вышеупомянутым работам ученого, справедливо считая их ведущими в философском наследии А.А. Богданова. Но в творчестве А.А. Богданова имеются два особых произведения: «Красная звезда» (роман-утопия), «Инженер Мэнни» (фантастический роман). Эти произведения являются неким проектом реализации его космист-ских мировоззренческих установок, отражают онтологический и праксиологический аспекты его философии. К сожалению, эта сторона творчества мыслителя практически не исследована. Поэтому в статье попытаемся выявить специфику онтологии космизма А.А. Богданова.
Космизм - это философское мировоззрение, рассматривающее человека и природу-космос как онтологическое всеединство, выраженное в гармоническом сочетании материально-природных и трансцендентно-идеальных аспектов. Под трансцендентным понимается то, что выходит за границы человеческого опыта, порождает процесс трансцендирования в мыслительной деятельности человека, вызванный дуализмом познавательного акта. Еще Н. Гартман обращал внимание на то, что в познавательном акте обнаруживается противостояние познанного и познаваемого, которое не может быть снято, так как имеет характер трансценденции как обоюдной изначальной разделенности. Современная философия учитывает, что трансценденция в метафизическом понимании есть переход из сферы природы (как возможного опыта) в сферу надпри-родную, выходящую за пределы опыта. В ракурсе установок космизма выясним отношение А.А. Богданова к природе-космосу и человеку.
Специфика онтологии космизма А.А. Богданова определяется его материалистическим мировоззрением. Поэтому в работе «Эмпириомонизм» он провозглашает первичность природы над духом и считает необходимым рассматривать все существующее в качестве непрерывной цепи природного развития от низшего к высшему. Низшие звенья теряются в хаосе элементов, а высшие представляют психический и физический опыт людей.
С точки зрения А.А. Богданова, Вселенная имеет первооснову, которая представляется как бесконечный поток организующей активности. Он выделяет три ступени эволюции Вселенной: 1) первичной мировой средой является эфир электрических и световых волн; 2) из эфирной среды кристаллизуется материя; 3) в материи возникает жизнь. Эфирная первооснова состоит из хаотической массы элементов бесконечно малой организованности. На второй ступени развития находится неорганическая материя с ее внутриатомной и межатомной энергией. Здесь имеется организация элементов в примитивных низших формах. На третьей ступени стоит жизнь как высшее проявление Вселенной (от простейшей клетки до сложных форм). На уровне жизни появляется организация психических комплексов: от примитивных ассоциаций до сложнейшего психического опыта людей. По мнению А.А. Богданова, высшим пределом эволюционной лестницы является человеческий коллектив - стройная многомиллионная организационная система, состоящая из индивидуумов. Практику этого великого социального организма мыслитель рассматривает как миростроительство.
В работе «Тектология» картины эволюции природы-космоса дополняются идеей о «мировой ингрессии», устанавливающей связь всего существующего. Благодаря ингрессии (от лат. ingressio -'вхождение') Вселенная представляется как бесконечно развертывающаяся дифференцированная система, в которой все процессы выравнивания понимаются как непрерывная контрдифференциация. Благодаря двойственности процесса системного расхождения, понимаемого как возрастание организационных различий между частями целого и увеличение тектологической разности, космическая эволюция приобретает все большую устойчивость разнообразных форм, между которыми устанавливаются дополнительные связи. Эволюция природы-космоса понимается как процесс «организации мира для человека, в интересах его жизни и развития» [1, с. 70].
Поскольку преобразование природы сводится у А.А. Богданова к процессу борьбы человека с ней, подчинению и эксплуатации ее стихийных сил, то целесообразно рассмотреть антропологические аспекты в его онтологии космизма.
В работе «Новый мир» мыслитель задается вопросом: что такое человек? Подчеркивая, что отдельные частные науки и философия рассматривают лишь отдельные аспекты человека -анатомию, физиологию, психологию и т. д., А.А. Богданов пытается дать «научную и в то же время интегральную» концепцию человека. Философ двойственно рассматривает человека: 1) как мир опыта, 2) как развертывающийся и беспредельный мир Вселенной. Вслед за русскими космистами А.А. Богданов утверждает, что «человек - мир, но мир частичный, не космос, а микрокосм, не все, а только часть и отражение великого целого» [2, с. 30]. Человека делает микрокосмом общение с другими существами. Поэтому представление о человеке может сложиться только на основе выяснения соотношения опыта отдельного человека с опытом других людей, т. е. на основе анализа индивидуального и коллективного опыта.
С точки зрения А.А. Богданова, в основе опыта лежит действие, сочетающее активную организаторскую волю и пассивное ее выполнение. Вся природа, всякое явление и человек подвергаются такому раздвоению. Активное определяющее соотносится с пассивным определяемым как дух и тело. Мыслитель утверждает, что такая оппозиция зародилась еще на заре человеческой эволюции и в историческом развитии проявилась в виде специализации. Узкая специализация повлекла за собой сужение содержания жизни, в силу чего каждый человек-микрокосм стал строить мир по образу и подобию своего опыта.
По мнению А.А. Богданова, именно опыт определяет мышление человека, формирует его мировоззрение. На предыдущих этапах исторического развития человечество получило опыт дробления на классы, слои, группы, индивидуумы. Это привело к тому, что в мышлении человека выделились два центра: индивидуалистическое - «я» и общественное - «не я». Поэтому мышление человека оторвалось от общественного и мирового целого, порождая неполноту жизни, разорванность мира, реальные социальные противоречия. Но «в раздробленном человеке со стихийной силой возникает потребность стать целым... На этом пути совершается собирание человека» [3, с. 39]. А.А. Богданов считает, что задача антропологической эволюции заключается в процессе собирания отдельных индивидуумов в общечеловеческий коллектив, способный сформулировать единую цель, с помощью которой станет возможным преобразить всю социальную жизнь в организованной системе коллективного труда.
Основным орудием человеческого развития провозглашается познание. В процессе научного познания сформируется новый тип ученого: образованного, монистически мыслящего, живущего активной социальной жизнью. Прототипом такого ученого является инженер Мэнни в одноименном фантастическом романе А.А. Богданова. В процессе борьбы с социальными противоречиями в психике человека сформируется этическое мировоззрение, ориентированное на высшие устремления. Поэтому из противоречий, порождаемых стихийным развитием, родится новая потребность - внесение гармонии и единства в процесс эволюции, замена норм внешнего
принуждения на нормы целесообразности. В конечном счете стихийное развитие уступит место планомерно организованному сотрудничеству.
Таким образом, в онтологии космизма А.А. Богданова утверждается монистический взгляд на природу-космос. Смысл человеческой эволюции сводится к победе над природными стихиями с целью созданию царства социально-организованных элементов Вселенной. Задачу космической эволюции мыслитель видит в коллективном объединении людей в единый социальный организм, практика которого направлена на преобразование природы. Создание такого человеческого организма понимается как организация «людей и вещей в целесообразное единство» через сооргани-зацию рабочих сил и средств производства в планомерно функционирующую систему [4, с. 70].
Своеобразие онтологии космизма А.А. Богданова заключается в идее борьбы человека с природой. Так как человек изначально находится выше природы в силу своего организационного опыта, то такая борьба провозглашается целесообразной. Эта онтологическая установка А.А. Богданова противоречит главной идее в русском космизме. Например, у Н.Ф. Федорова (основателя русского космизма) природа понималась как временный враг и вечный друг. Н.Ф. Федоров провозглашал гармонию в отношениях между человеком и природой, утверждая, что «повиновение природе» приведет к управлению ее неразумной силой, «ибо природа в разумных существах приобрела себе главу и правителя...» [5, с. 22]. Если у Н.Ф. Федорова человечество объединяется через общее дело, чтобы управлять стихийными силами природы с помощью разума и воли, то у А.А. Богданова человечество через опыт должно объединиться в могучий социальный организм, чтобы покорить природу, подчинить ее себе.
Для большинства русских космистов Вселенная - это живой организм, дом, в который предстоит вселиться. Для А.А. Богданова Вселенная - это низшая по сравнению с человеком форма организации материи, хотя высшая ее форма - жизнь - является продуктом эволюции материи. Но именно в силу этого низшее должно подчиниться высшему - жизни в лице человека и человеческих коллективов как социальных организмов. Таким образом, А.А. Богданов считает, что природа для человека только мастерская, а он в ней работник.
Общим во взглядах А.А. Богданова и русских космистов является то, что мыслитель провозглашал целостность и монизм в устройстве Вселенной. С его точки зрения, Вселенная - это «.беспредельно развивающаяся ткань форм разных типов и ступеней организованности - от неизвестных нам элементов эфира до человеческих коллективов и звездных систем» [6, с. 73]. Так же как и русские космисты, А.А. Богданов утверждал активно-преобразовательную роль человечества в космологической эволюции, мечтал о совершенном социальном устройстве общества. Смысл антропокосмизма А.А. Богданова - провозглашение идеи объединения человечества в единый социальный организм, в котором через общее дело сливаются любовь к всеобщему делу и любовь к людям, его выполняющим.
Таким образом, в онтологии космизма А.А. Богданова человек-субъект выступает центральным звеном космологической эволюции. Смысл и цель антропологической эволюции заключается в борьбе за преобразование природы и объединение человечества Земли в высший социальный организм - планетарный коллектив.
Ссылки:
1. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука) : в 2 кн. Кн. 1. М., 1989. 304 с.
2. Богданов А.А. Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990. 479 с.
3. Там же. С. 39.
4. Богданов А.А. Тектология. С. 70.
5. Федоров Н.Ф. Из «Философии общего дела». Новосибирск, 1993. 216 с.
6. Богданов А.А. Тектология. С. 73.