Научная статья на тему 'Онтология духовной традиции: сущность и структура'

Онтология духовной традиции: сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
641
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / КУЛЬТУРА / СУЩНОСТЬ / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яблонских Андрей Александрович

Содержанием работы является анализ сущности духовной традиции и её статической и динамической структуры. В работе применены содержательный и деятельностный подходы, первый из которых позволил выявить статическую, а второй динамическую структуру духовной традиции. Согласно содержательному подходу духовная традиция есть совокупность социальных качеств, выражающих самоидентификацию личности гражданина с обществом и его культурой. Деятельностный подход позволил определить её динамическую структуру, включающую: субъект традиции (личность), её объект (духовную культуру) и отношения между субъектом и объектом. В теоретическом плане это позволит глубже изучать духовную традицию в образовательном процессе с учётом тенденций мирового развития, в практическом сформировать социальный механизм её реализации на государственном, общественном и личностном уровнях. Материал адресован студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных вузов, центров гуманитарной подготовки и курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGY OF SPIRITUAL TRADITION: NATURE AND STRUCTURE

The aim of the article is to analyze the essence of spiritual tradition and its static and dynamic structure. The research methodology includes content and activity approaches, the former provided for the identification of the static, and the latter the dynamic structure of the spiritual tradition. According to the content approach, spiritual tradition is a set of social qualities through which the self-identification of a citizen with their society and culture is expressed. The activity approach provided for the identification of the dynamic structure of spiritual tradition, including: the subject of tradition (personality), its object (spiritual culture) and the relationship between the subject and the object. Theoretically this will allow of deeper understanding of spiritual tradition in educational process, taking into account the trends of the world development, and practically to form a social mechanism for rooting spiritual traditions at the state, social and personal levels. The article is aimed at students, graduate students and teachers of Liberal Arts colleges, centers of training in Humanities and advanced training courses.

Текст научной работы на тему «Онтология духовной традиции: сущность и структура»

раздел i. онтология и теория познания

УДК Я13

DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-8-14

онтология духовной традиции: сущность и структура

Яблонских А. А.

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

125190, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 80, корп. Г, Российская Федерация

Аннотация. Содержанием работы является анализ сущности духовной традиции и её статической и динамической структуры. В работе применены содержательный и деятельностный подходы, первый из которых позволил выявить статическую, а второй -динамическую структуру духовной традиции. Согласно содержательному подходу духовная традиция есть совокупность социальных качеств, выражающих самоидентификацию личности гражданина с обществом и его культурой. Деятельностный подход позволил определить её динамическую структуру, включающую: субъект традиции (личность), её объект (духовную культуру) и отношения между субъектом и объектом. В теоретическом плане это позволит глубже изучать духовную традицию в образовательном процессе с учётом тенденций мирового развития, в практическом - сформировать социальный механизм её реализации на государственном, общественном и личностном уровнях. Материал адресован студентам, аспирантам и преподавателям гуманитарных вузов, центров гуманитарной подготовки и курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: традиция, духовность, культура, сущность, структура.

ontology of spiritual tradition: nature and structure

A. Yablonskikh

Moscow University for Industry and Finance «Synergy»

80, bldg. G, Leningradsky avenue, Moscow, 125190,Russian Federation

Abstract. The aim of the article is to analyze the essence of spiritual tradition and its static and dynamic structure. The research methodology includes content and activity approaches, the former provided for the identification of the static, and the latter - the dynamic structure of the

© CC BY Яблонских А. А., 2019.

w

spiritual tradition. According to the content approach, spiritual tradition is a set of social qualities through which the self-identification of a citizen with their society and culture is expressed. The activity approach provided for the identification of the dynamic structure of spiritual tradition, including: the subject of tradition (personality), its object (spiritual culture) and the relationship between the subject and the object. Theoretically this will allow of deeper understanding of spiritual tradition in educational process, taking into account the trends of the world development, and practically - to form a social mechanism for rooting spiritual traditions at the state, social and personal levels. The article is aimed at students, graduate students and teachers of Liberal Arts colleges, centers of training in Humanities and advanced training courses.

Keywords: tradition, spirituality, culture, nature, structure.

В отечественной литературе традиция (от лат. tradition «предание») понимается как нематериальный кодекс, передаваемый через поколения, поддерживаемый и оберегаемый соблюдением строгих требований, изложенных в нём (образ мышления, действий, обычаи, идеи и взгляды) [8, с. 663]. Духовная традиция, в сущности, есть преемственность - последовательный переход от одного состояния к другому. Это передача наилучших достижений прошлого, заветов его духовности в будущее через настоящее. Преемственность есть определяющий фактор развития общества, поскольку культура реализуется через труды поколений.

У отечественных исследователей в сфере философии проблема духовной традиции никогда не теряла своей актуальности и продолжает оставаться таковой и по сей день. Наиболее глубоко сегодня её исследуют и решают В. Кафтан [4; 5], П. Петрий [6], А. Сальников [7], Т. Сиротина [8; 9] применительно к духовному миру и культуре современной российской армии, её духовным ценностям.

В представленной научной литературе имеется множество подходов и авторских позиций относительно формирования и обретения духовной

традиции, её ценностных и мировоззренческих оснований.

Духовная традиция передаёт духовную культуру общества следующему поколению. Эта традиция как основа общественного наследования обладает могучим потенциалом, реализация которого способна стать существенным фактором в предотвращении глобальной гуманитарной катастрофы. Наиболее чётко сущность традиции раскрывает современный исследователь Д. Володихин, утверждающий, что духовная традиция представляет собой невидимое нематериальное ядро, лежащее внутри цивилизации, представляющее собой сверхценность, включающая в себя объяснение смысла жизни как для общества, так и для отдельного человека. Кроме того, сверхценность «содержит в себе и представления о загробном мире, смысл смерти - она способна примирить разум и физическую смертность человека»1. Духовная традиция есть условие, без которого невозможно существование цивилизации, поскольку последняя, будучи не связанной с нематериальными планами бытия, в принципе нежизнеспособна. Именно таким каналом, связующей нитью, как раз и является традиция2.

1 Большая советская энциклопедия. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 7-8.

2 Там же. С. 8-10.

Французский основоположник интегрального традиционализма Рене Ге-нон указывал, что народы неосознанно сохраняют останки древних традиций из тёмной области предыстории, древность которых невозможно определить, и выполняют своего рода функцию подсознательной коллективной памяти, непонятно откуда пришедшей [1, с. 7-10].

Согласно Р. Генону, существует исконная, первозданная, примордиаль-ная традиция - изначальное содержание духовности, в сущности которой находится метафизическое учение о первопричине и её проявлениях, воплощённое в символах, передаваемых из одной эпохи в другую от самых источников человечества [2, с. 53].

Духовную традицию невозможно определить без рассмотрения духа и духовности, являющихся в ней ключевыми категориями.

На эмпирическом уровне сознания под духом обычно понимают свойство, сущность, направление, разум, смысл. На рационально-теоретическом уровне - волю, начало, мышление, сознание, определяющее поведение, внутреннюю нравственную силу, истинный смысл и содержание чего-либо1.

В философии категория «дух» понимается как единство и средоточие функций сознания, проявляющихся в отражении действительности, заключённой в одной индивидуальности, как средство социальной ориентации и активно действующая сила человека, как высшая способность личностного самоопределения человека, делающая его источником определения смыслов

1 Большая советская энциклопедия. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 185.

в разумном преобразовании действительности, которая открывает ему возможность дополнить естественную основу бытия индивидов и социума миром культурных, моральных и религиозных ценностей, как директивный принцип для всех духовных спо-собностей2.

Говоря о духе применительно к духовной традиции, целесообразно исходить из его философского понимания на теоретическом уровне сознания. Категория духа неразрывно связана с категорией духовности.

В современном теоретическом труде «Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота» под духовностью понимается «интегрированное в структурно-содержательном отношении целостное явление, результат взаимодействия форм мировоззрения, психики, сознания, социальных качеств личности, соотнесённых с её общественным статусом, идеалами жизнедеятельности и смыс-лообразующими целями» [3, с. 95].

Понимание духовности тесно связано с типом культурной традиции, поскольку разные культуры порождают своё уникальное понимание духовности. Согласно данному тезису, духовность понимается как высшая форма отражения объективной реальности сознанием общества и индивидов, где генерируются смысложизненные ценности, высшие идеалы и знания индивидов, слоёв, классов, групп, наций, народов, способы и формы их формирования, представляющие собой фундаментальные, национальные цен-

2 Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 2000. С. 706.

ности исторических типов обществ и цивилизаций [10, с. 132, 133].

Духовность непосредственно связана с общечеловеческими идеалами, основой которых в первую очередь выступает бескорыстное отношение человека к окружающим. В духовности основными вопросами являются: «кто для меня другой человек - цель или средство?», «какова высшая ценность его жизни, достоинства и чести?». Таким образом, духовность есть индикатор структурированной иерархии ценностей, смыслов и целей, где сосредоточены проблемы, имеющие отношение к высшему уровню освоения человеком мира. Духовность в широком смысле можно определить как показатель уровня качественного доминирования интеллектуальных, духовно-нравственных интересов индивида над материальными, с помощью чего он способен оценивать и регулировать свои поступки.

В результате рассмотрения понятия «дух» и «духовность» стало возможным дать определение духовной традиции. В самом общем смысле, духовная традиция - это исторически сформировавшийся и сохраняющийся в сознании (общества и индивидов) элемент духовного мира народа, обусловленный традиционными, исторически сложившимися духовными ценностями конкретной цивилизации и направленный на защиту её жизненно важных интересов.

Анализ структуры духовной традиции неразрывно связан с проблемой личности гражданина как субъекта данной традиции, которая также имеет свою структуру. Структурно личность представляет собой вполне самостоятельную, саморегулирующуюся

динамическую систему отношений, закономерных связей и опосредований между главными элементами, которые в ней содержатся.

Внутренняя структура личности является скрытой от глаз других людей. Прежде всего к ней относится духовный мир личности. О его содержании можно судить лишь на основе внешних проявлений, в реальной жизнедеятельности. Духовный мир личности в определённом смысле является проекцией общественного сознания и всей общественной психологии (равно как и отражаемых духовных и материальных ценностей общества) на духовную жизнь личности, окрашивая её индивидуальными особенностями каждого отдельного человека.

В индивидуальном сознании личности, как и в общественном, можно выделить два уровня - теоретический и общественно-психологический, а также сферы проявления различных форм сознания и их функции. К тому же в духовном мире личности всё это неразрывно связано в большей степени, чем в обществе.

В отличие от внутренней, внешняя структура личности представляет систему социальной активности, жизнедеятельности, систему функций, или ролей, которые выполняет индивид. Термин «внешняя» указывает на то, что элементы этой структуры открыты для непосредственного восприятия стороннего наблюдателя, они проявляются в отчётливо видимых поступках и действиях человека. Через внешнюю структуру личность включается в систему общественной жизнедеятельности и общественных отношений.

Поэтому духовную традицию в единстве с внешней и внутренней

структурами личности определяют два подхода: содержательный (в исследовании статической структуры) и деятельностный (по отношению к динамической структуре).

Обозначение этих подходов к выявлению структуры духовной традиции связано с известными методологическими концепциями в исследованиях бытия общества, его процессов и явлений, а также личности. Представляется, что при первом подходе общество и личность рассматриваются как совокупность общественных отношений: в ней лучше фиксируются структуры личности и общества. В рамках второго - динамика, социальные механизмы, движущие силы, потребности, мотивы, интересы и цели в развитии личности и общества. Согласно результатам применения первого подхода, духовная традиция - это исторически сформировавшийся, передающийся из поколения в поколение и сохраняющийся в сознании всякого общества элемент духовного мира личности, характеризующийся духовными ценностями общества, проявляющийся на идеологическом и общественно-психологическом уровнях сознания, а также через социальные качества гражданина, направленные на сохранение и развитие родного общества. Дея-тельностный подход в исследовании духовной традиции, с одной стороны, позволил определить её динамическую структуру, которая включает: субъект традиции (личность гражданина), её объект (духовную культуру общества) и отношения между субъектом и объектом, посредством которых реализуется их диалектика. С другой стороны, этот подход даёт основание для определения социального механизма

формирования духовной традиции в обществе.

Применяя содержательный подход к структуре духовной традиции, в ней можно выделить следующие структурные элементы:

- аксиологический, в котором сохраняются и передаются духовные ценности;

- гносеологический, содержащий в себе знания об обществе и его культуре;

- эмоционально-чувственный, отвечающий за эмпирическое познание действительности личности в повседневной практике;

- волевой, рассматриваемый в виде сплава разума и чувств в интересах це-леполагания и общественной деятельности совместно с механизмом реализации потенциальных образований духовного мира личности в его факторные состояния.

В свою очередь, деятельностный подход позволил выявить динамическую структуру духовной традиции, основными элементами которой являются: субъект, объект и отношения, реализуемые через статическую структуру личности.

По глубине отражения духовная традиция реализуется на теоретическом уровне через духовные ценности и знания личности в форме философских, политических и правовых отношений; на общественно-психологическом уровне она проявляется через чувства и волю в форме эстетических, нравственных и правовых отношений.

Таким образом, можно утверждать, что духовная традиция выступает духовным феноменом сохранения и передачи всей духовной культуры любого общества, обладает

сложной структурой, является субъ- ховных, моральных и нравственных ективной стороной, источником ду- сил личности.

1. Володихин Д. Условие Sine qua non цивилизация и традиция // Традиция и русская цивилизация: сборник. М: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2006. С. 7-10.

2. Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 2002. 53 с.

3. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота: Военно-теоретический труд / отв. ред. Д. Н. Филипповых, О. Х-А. Рахимов. М.: Военный университет, 1999. 95 с.

4. Кафтан В. В. Дегероизация массового сознания современного российского общества. М., 2015. 310 с.

5. Кафтан В. В. Философия современного информационного общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 2. С. 39-47.

6. Петрий П. В. Духовные ценности российского общества и армия. М.: Военный университет, 2001. 216 с.

7. Сальников А. А. Парадигмальные основания мировоззрения военнослужащих современной российской армии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2016. 30 с.

8. Сиротина Т. Б. Духовный выбор личности военнослужащего современной российской армии: сущность, факторы влияния и приоритеты: автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2017. 21 с.

9. Сиротина Т. Б. Специфика духовного выбора военнослужащего современной российской армии в обществе потребления // Военный академический журнал. 2017. № 3. С. 151-158.

10. Чугунов В. М. Методология социокультурного анализа. Монино, 2004. 176 с.

1. Volodikhin D. Uslovie Sine qua non tsivilizatsiya i traditsiya [The condition Sine qua non of civilization and tradition]. In: Traditsiya i russkaya tsivilizatsiya [Tradition and Russian Civilization]. Moscow, Astrel Publ., ASTPubl., Tranzitkniga Publ., 2006, pp. 7-10.

2. Guenon R. Simvoly svyashchennoi nauki [Symbols of Sacred Science]. Moscow, Belovode Publ., 2002. 53 p.

3. Filippovykh D., Rokhinov O.H.-A., eds. Gosudarstvenno-patrioticheskaya ideologiya kak faktor formirovaniya dukhovnogo potentsiala armii i flota: Voenno-teoreticheskii trud [State-Patriotic Ideology as a Factor of Formation of Spiritual Potential of the Army and Navy: Military and Theoretical Work]. Moscow, Voennyj universitet Publ., 1999. 95 p.

4. V Kaftan Degeroizatsiya massovogo soznaniya sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Deheroization of Mass Consciousness of the Russian Contemporary Society]. Moscow, 2015. 310 p.

5. V. Kaftan [The philosophy of modern information society]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy], 2017, no. 2, pp. 39-47.

6. Petry P. Dukhovnye tsennosti rossiiskogo obshchestva i armiya [The Spiritual Values of the Russian Society and Army].Moscow, Voennyj universitet Publ., 2001. 216 p.

7. Sal'nikov A. Paradigmal'nye osnovaniya mirovozzreniya voennosluzhashchikh sovremennoi rossiiskoi armii: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Paradigmatic Bases of the Worldview of Soldiers of the Modern Russian Army: Abstract of PhD Thesis in Philosophy]. Moscow, 2016, 30 p.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

8. Sirotina T. Dukhovnyi vybor lichnosti voennosluzhashchego sovremennoi rossiiskoi armii: sushchnost', faktory vliyaniya i prioritety: avtoref. dis.... kand. filos. nauk [Spiritual Choice of the Individual Soldier of the Modern Russian Army: Nature, Impact Factors and Priorities: Abstract of PhD Thesis in Philosophy]. Moscow, 2017. 21 p.

9. Sirotina T. [The features of spiritual choice of soldier of the modern Russian army in a consumer society]. In: Voennyi akademicheskii zhurnal [Military Academic Journal], 2017, no. 3, pp. 151-158.

10. Chugunov V. Metodologiya sotsiokul'turnogo analiza [Methodology for Socio-Cultural Analysis]. Monino, 2004. 176 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Яблонских Андрей Александрович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Московского финансово-промышленного университета «Синергия»;

e-mail: graf420@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Andrey A. Yablonskikh - PhD in Philosophy, associate professor at the Department of Philosophy and History, Moscow University for Industry and Finance «Synergy»; e-mail: graf420@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Яблонских А. А Онтология духовной традиции: сущность и структура // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 8-14. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-8-14

FOR CITATION

Yablonskikh A. A. Ontology of Spiritual Tradition: Nature and Structure. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 1, pp. 8-14. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-8-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.