определяется основными ее сферами, одной из которых является интеллектуальная сфера, определяемая степенью развития коммуникативных способностей.
Анализ исследований и опыта обучения сотрудников ГПС МЧС России позволил установить, что разработка и внедрение принципов, структуры, технологий профессиональной подготовки, направленных на развитие коммуникативных способностей у специалистов осуществляется на основе проблемного подхода к процессу профессиональной подготовки. При этом в качестве факторов развития, совершенствования коммуникативных знаний и умений у сотрудников ГПС МЧС России выступают: структурирование и систематизация учебного материала; учет индивидуальных особенностей; самостоятельная работа; система контроля и оценки учебной деятельности; реализация обратной связи в виде передачи информационного и методического материала; функциональность содержания обучения.
Для реализации модели в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, необходимо опираться на закономерности развития и профессионального становления человека. Суть этого становления в создании у сотрудников ГПС МЧС России коммуникативных знаний и умений, непосредственно приложенных в условиях профессиональной деятельности. При этом происходит раскрытие особенностей индивидуальных, субъектных и личностных проявлений вне учета конкретного типологического разнообразия, индивидуальных качеств человек
Список использованной литературы
1. Баскин Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России / Ю.Г. Баскин, Е.П. Соловьева // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. -2012. - № 4 (15). - С. 35-38.
2. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. / А.В. Осипов. - Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростдат, 2011. - 156 с.
3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.: Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2013. - 160 с.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
О.Е. Дорохова, преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
На сегодняшний день в высшем профессиональном образовании
437
актуально смещение акцента на самостоятельную и индивидуально -консультативную работу со студентами, т.е. индивидуализацию обучения [1]. Индивидуализация обучения осуществляется отбором учебного материала, который корректируется и синтезируется для индивидуальных программ и учебных курсов, а также развитием исследовательской деятельности обучающихся. Индивидуализированное обучение невозможно реализовать без применения современных компьютерных информационных систем и технологий.
Существенным недостатком современных систем автоматизированного обучения является слабая развитость средств синтеза заданий и анализа ответов на них. Тем самым, создание тестов, адекватно оценивающих знания обучающихся, является не просто составлением перечня заданий, а разработкой системы связанных заданий. В такой системе задания должны удовлетворять определенным условиям, что возможно в случае адаптивного тестирования, такого как онтологический тест [2].
В адаптивной системе автоматизированного обучения соединяются возможности интеллектуальных обучающих систем и адаптивных гипермедиа-систем. Основными параметрами адаптации являются характеристики персональных стилей обучения и оценки уровня профессиональных компетенций.
На наш взгляд представляется целесообразным использование технологий Semantic Web, так как они предполагают наличие точного смысла у любой информации, который нельзя перепутать даже в случае совпадения словосочетаний или фраз, встреченных в разных контекстах. Это значит, что любая информация связывается с некоторым неотделимым от нее содержанием [2].
Представление и хранение информации в адаптивной системе осуществляется с помощью онтологий. В основе Web-онтологий лежат объекты, классы, свойства и ограничения, реализующие представление об объектах, как о множестве сущностей, характеризуемых некоторым набором свойств. Эти сущности состоят между собой в определенных отношениях и объединяются по определенным признакам (свойствам и ограничениям) в группы (классы). В результате полного описания объектов и их свойств предметная область представляется как сложная иерархическая база знаний, над которой можно осуществлять «интеллектуальные» операции, такие как семантический поиск и вывод логических заключений.
Модель компетентности рассматривает знание в самом широком смысле и включает следующие четыре главных компонента: содержание темы (предмета), способность обучающегося, мотивацию (поведение) обучающегося и контекст.
В такой модели знания обучающегося рассматриваются не как владение темой (содержанием предмета), а как изученное в контексте многомерного пространства компетенций. Соответственно, три важных компонента модели
(способность обучающегося, содержание темы и поведение обучающегося), представленные в виде онтологий, могут быть отображены в векторном пространстве (рис.).
Рис. Многомерная модель компетентности
Так, например, чтобы достигнуть C10, обучающийся должен быть в состоянии продемонстрировать оценку ситуации (C11) и определить важность проблемы (C12). Чтобы достигнуть C20, обучающийся должен быть в состоянии определить ограничения в своей работе (C22) и внимательно оценить ранее полученные знания (C21). Есть общая компетенция для C21 и C22, которой является C23 (обучающийся в состоянии распознать потребность в изучаемом материале). Чтобы достигнуть C21, обучающийся должен быть в состоянии вспомнить релевантные знания (C24). Это показывает, что можно отобразить и более сложные компетенции. Содержание предмета, таксономия способности, таксономия поведения и компетентность представлены в виде онтологий, основанные на Simple Knowledge Organisation System (SKOS).
После задания профиля студента необходимо выбрать учебную цель. В качестве учебной цели могут выступать какие-либо компоненты образовательного стандарта, соответствующие квалификационному уровню.
При тестировании используются результаты интеллектуальной оценки уровня компетенций и предоставляется набор тестов, приспособленных к уровню академической подготовки обучающегося. Система контроля знаний формирует по уровням сложности задания, основанные на данных, полученных во время тестирования. Это дает возможность конструирования адаптивных тестов, не требующих коррекции на уровне преподавателя.
В рамках учебного процесса применение Web-онтологий позволяет специфицировать учебные материалы, а также обеспечить организацию
эффективного распределенного доступа к учебным ресурсам. Также появляется возможность строить тестирующие программные системы, генерирующие контрольные задания исходя из семантики описанных онтологий конкретных учебных курсов. Очевидно, что такие системы намного превосходят программные продукты, ориентированные на тесты с выбором одного из нескольких вариантов ответов.
Список использованной литературы
1. Сергеев В.В. Адаптивное тестирование в системах дистанционного обучения [Электронный ресурс] / В.В. Сергеев // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - № 4. - 2007. -Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/65577.html. - 30.06.2014.
2. Hung Jui-long.: Trends of E-learning Research from 2000 to 2008: Use of text mining and bibliometrics. British J. of Educational Technology, Vol. 43.1, (2012) 5-16.
3. Стюарт Рассел, Питер Норвиг. Искусственный интеллект: современный подход 2-е изд.: пер. с анг. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2006. -1408 с.
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ НОРМ ПРАВА И ПРАВООТНОШЕНИЙ
Н.М. Дудин, старший преподаватель, к.п.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В системе правовых категорий особое значение занимают правоотношения. В юридическом словаре дается определение данного понятия: «это регулируемое правом общественное отношение, стороны которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности» [1].
Отдельные исследователи рассматривают правоотношение как «общественное отношение, возникающее в виде особой формы социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, закрепленном государством» [2].
Доктор юридических наук, профессор Малько А.В. рассматривает правоотношение как «...условие перевода абстрактных юридических норм в плоскость персонифицированных связей, которые позволяют уяснить - каким образом право воздействует на поведение людей» [3].
Анализируя подходы к определению понятия «правоотношение» следует выделить их характерные признаки:
- возникают на основе норм права;