УДК 417.311
И.С. БОЛДОНОВА
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В ФИЛОСОФИИ КОММУНИКАЦИИ
Ключевые слова: интерсубъективность, качественный (интерпретативный) подход, герменевтическое сознание, традиция, предмнения, интенциональность, понимание.
Проанализированы соотношения онтологических характеристик с основными принципами герменевтических позиций в философии коммуникации. Предметом изучения являются преимущественно авторы англо-американской традиции, их воззрения на специфику герменевтического эмпиризма, трактовку понимания сообразно принципам онтологии М. Хайдеггера, философской герменевтики Г.-Г.Гадамера.
I.S. BOLDONOVA ONTOLOGICAL FOUNDATION OF HERMENEUTIC THEORIES IN COMMUNICATION PHILOSOPHY Key words: intersubjectivity, qualitative interpretative approach, hermeneutic consciousness, tradition, pre-view, intentionality, understanding.
The subject matter deals with ontology of hermeneutic theories in communication philosophy. The author concentrates mainly on American scholars inquiries, their ideas on hermeneutic empiricism, analysis of understanding according to ontology of M. Hiedegger and philosophical hermeneutics of H.-G. Gadamer.
Процессы коммуникации конструируют среду, в которой реализовывает свои экзистенциальные возможности человек. Коммуникация становится в современном мире фундаментальной основой всей жизнедеятельности людей: онтология коммуникативных процессов позволяет заглянуть в самые глубины смыслов коммуникации, предлагая новые подходы в раскрытии картины мира. Разные виды коммуникации формируют бытие современной культуры: это и особый мир СМИ, виртуальное пространство Интернет, взаимодействие в транснациональных корпорациях, претерпевающее изменение межличностное общение индивидов и т.д. Художественная коммуникация также становится частью современной культуры в части эстетического освоения действительности. Историчность, событийность, интенциональность расширяют рамки межличностного общения и помещают коммуникацию в онтологическую плоскость, переводят ее в трансцендентальное измерение.
Теории коммуникации как отрасль знания стали впервые изучать на американском континенте, в 1970-х годах появляются работы, стремящиеся обобщить общие закономерности функционирования и тенденции развития процессов коммуникации. Американские ученые не пришли к единому мнению по поводу общих основ философии коммуникации, общей метатеории, которая объясняла бы природу социальной коммуникации. Философия коммуникации призвана обобщить на высоком теоретическом уровне знание частных аспектов коммуникации. Философия коммуникации как метатеория должна разрабатывать методологические основы коммуникационных исследований и понятийно-категориальный аппарат данной науки, заострить внимание на фундаментальных проблемах бытия и познания, т.е. на то, что должно быть проверено эмпирическими исследованиями. В работах американских ученых обосновывается закономерность, согласно которой теории коммуникации соответствуют общей логике развития историко-философского процесса. Определенный стиль мышления, или тип философской традиции, задает и соответствующую модель коммуникации.
Философская герменевтика стала методологией экзистенциально-феноменологических теорий в философии коммуникации. Экзистениально-феноменоло-
гические теории, или теории опыта и интерпретации [8], породили так называемый интерпретативный (качественный) подход в исследованиях социальной коммуникации в противовес количественному, основанному на математических расчетах. Главным принципом данного подхода является активная интерпретация значений и смысла, исходящих из собственного опыта, социокультурного контекста, широких фоновых знаний. Большой вклад в развитие герменевтических идей в философии коммуникации внесли такие американские ученые, как Дж. Андерсон, С. Дитц, Л. Хоус, К. Уайт, Р. Ланиган, Дж. Пилотта, Дж. Стюарт и другие. В российской науке исследования герменевтических оснований теории коммуникации находятся на начальном этапе. К данному направлению развития философской мысли можно отнести таких авторов, как А. Резаев, И. Инишев, О. Матьяш и др.
Коммуникация в этом смысле нагружается всей глубиной сопутствующих жизненных обстоятельств: саморефлексией, критикой, противоречивыми настроениями, аксиологической оценкой и даже чувственностью - богатством разнообразия земного бытия. Любой акт коммуникации имеет свои онтологические характеристики, они проявляются в конкретных ситуациях.
Такие подходы, как семиотика, структурализм, информационная теория и многие другие, рассматривают упрощенную форму бытия коммуникации, которая представлена в этих моделях в виде традиционной цепочки «отправитель - сообщение - канал коммуникации - получатель».
Онтология коммуникации в основном ориентируется на изучение диалога, который отражает проблематику межчеловеческого общения. При этом диалог нагружается онтологическими характеристиками событийности, историчности, конкретности. Говоря о качественном изучении природы диалога, необходимо выявить особенность коммуникативного бытия в его герменевтическом проявлении. Диалогическая природа языка заключается не в том, чтобы только закодировать, передать, расшифровать, не только направить говорящего на передачу сообщения, но во время разговора создать событие, вовлечь и увлечь партнеров по диалогу. Справедливо отмечает Гадамер, что присутствие другого заставляет разрушить собственные узкие рамки и быть готовым к ответу, и этот разговор не является только обменом мнениями, аргументами, а выработкой совместного бытия интерсубъективности [1].
На основе анализа концепции Дж. Андерсона, его исследования специфических характеристик герменевтического эмпиризма можно выделить основной принцип герменевтических изысканий в современной философии коммуникации - сделать объект изучения доступным пониманию при помощи интерпретации [5]. Основными чертами герменевтического эмпиризма являются: субъективная позиция интерпретатора и герменевтическое сознание, создание реальности и интерсубъективность, рефлексивный анализ условий понимания и пространственно-временных параметров коммуникации. Все эти характеристики охватываются фундаментальной способностью - пониманием.
В герменевтическом эмпиризме одним из основополагающих положений является мысль о том, что интерпретатор сам является частью реальности, его сознание несвободно от субъективных позиций. А.В. Резаев, говоря об особенностях прогерменевтических теорий, подчеркивает бытие экзисти-рующего сознания: «Философский анализ общения в границах экзистенциально-феноменологической парадигмы представляет собой тип философствования, переносящий теорию интенциональности в сферу онтологии бытия
- с другими и описывающий процесс общения как стремление к преодолению «разорванности» существования наличного бытия отдельных индивидов в системе категорий познающего и экзистирующего сознания. Целью фило-
софской рефлексии общения становится выявление возможности и действительности общения, а ее предметом - рефлектирующее сознание в жизненном, чувственном мире» [2, с.126-127]. Следовательно, при изучении коммуникативных процессов необходимо принимать во внимание субъективность экзистирующего сознания как проявление личности. Очевидно, что основные положения феноменологии Э. Гуссерля открыли принципиально новые возможности в методологических изысканиях в философии коммуникации.
Исследователь герменевтического направления философии коммуникации С. Дитц, противопоставляя герменевтическую методологию другим коммуникативным методологиям, особо выделяет неопозитивистскую точку зрения, где проблема интерсубъективности кроется, скорее, в психических особенностях, в мышлении другого человека. Герменевтический опыт смотрит в самые корни общения, где имеются разные предпосылки понимания. Дитц выдвигает герменевтический принцип общности мироистолкования, того, что находится между говорящими, имеющими герменевтический опыт познания другого мира в универсальной среде языка [4].
Социальное взаимодействие основано на интерпретирующем и понимающем взаимоотношении между познающим субъектом и объектом познания, и оно порождает новые смысловые знания, которые носят активный характер. Некоторые положения онтологии М. Хайдеггера стали основополагающими принципами интерпретативного качественного подхода. Через онтологию бытия-с-другими реализовываются глубинные возможности человеческого бытия, человеческое общение возможно постольку, поскольку человек характеризуется понятием «со-бытия» (Mitsein). Текст (сообщение) выступает как форма со-бытия и в создавшейся между участниками разговора интерсубъективности актуализируется жизненный мир.
Не случайно Гадамер выделяет автономный статус темы, поскольку именно тема разговора (произведения) как посредник конструирует интерсубъективность: «Понимать - означает прежде всего разбираться в чем-то, а уж потом, во вторую очередь, вычленять мнение другого, разуметь подразумеваемое им. Итак, первое из условий герменевтики - это предметное понимание, ситуация, возникающая тогда, когда я и другой имеем дело с одной и той же вещью. Этим предопределяется, что может реализоваться в единстве своего смысла, и, следовательно, предопределяется применение презумпции совершенства» [1, с. 78-79]. Откровенный живой разговор (genuine conversation) не означает принятие позиции другого или выражение сочувствия, а предполагает возможность предмету разговора свободно развиваться, находить ключевые вопросы.
Успех со-бытия в интерсубъективности во многом зависит от герменевтического сознания субъектов коммуникации. С точки зрения Дитца изучение «герменевтического сознания» позволяет прояснить отношение человека к его собственному опыту в его многостороннем выражении. Главное преимущество герменевтического видения - это разъяснение природы человеческого понимания, которое способно охватить и каждодневный опыт, и направление улучшения понимания в коммуникации.
Такие онтологические категории, как пространство и время в акте коммуникации с герменевтической точки зрения обусловлены историческим, культурным и социальным контекстом. Одним из условий понимания выступает общность основополагающих и несущих предрассудков, которая оказывается заранее предопределенной и устанавливается в процессе общения. Проявление действенно-исторического сознания и культурной традиции в коммуникативном процессе и соотношение данных факторов с про-
странственно-временными параметрами коммуникации и стало предметом изучения представителей экзистенциально-феноменологических теорий в философии коммуникации. Предмнения оказывают известное влияние на суть разговора и способ проявления коммуникативного бытия. Понимание наступает тогда, когда благодаря темпоральности бытия оно начинает говорить за традицию. И тогда текст раскрывает глубинные смыслы, становится более открытым. Исторический опыт обусловлен той конкретной эпохой, из которой к нему обращаются.
Исследователи герменевтического направления, опираясь на концепцию Гадамера, с позиций качественных исследований в противовес оппонентам из когнитивных направлений не только обосновали в межличностном взаимодействии возможность и необходимость простого понимания смысла слов и психологически обусловленного намерения, но и развили герменевтическую мысль о том, что природа диалога предполагает более глубинное понимание. В частности, С. Дитц приходит к выводу, что у Гадамера разговор имеет структурное целое и свое бытие, которое не совпадает с тем, что ищут представители бихевиористских, когнитивных теорий - объяснение сиюминутного действия. Если традиционные исследования по коммуникации тонут в технологических подходах и рекомендациях, то герменевтика дает возможность мировоззренческого анализа самого межличностного процесса [4].
С. Дитц критикует традиционную эмпирическую позицию в коммуникации, где психологическое состояние «самости» во многом зависит от реакции и ответа на вопросы. В данных концепциях язык используется как средство для передачи намерения. «Другой» рассматривается как специальный объект, к которому с намерением обращаются. Поэтому распространенным способом трактовки понимания является сравнение намерений говорящего и действий слушателя как результата вхождения в роли, причем понимание - это простое воспроизведение сообщения в процессе коммуникации и коммуникация используется как попытка навести мосты между двумя психологическими «самостями» путем реконструкции субъективного опыта внешнего мира. Дитц приходит к выводу о том, что американские ученые в первую очередь рассматривают проблему понимания как желание избежать или поправить непонимание. Естественный процесс общения настолько богат и разнообразен, что акты непонимания и недоразумения встречаются повсеместно, но это не значит, что индивиды не способны задуматься о более глубоких причинах понимания, о смысложизненных, ценностных позициях [4].
В герменевтическом направлении по сравнению с метатеорией количественных подходов проблема понимания представлена по-другому. Вместо проблемы, как произвести понимание, оно изучает то, как оно вообще имеет место в опыте каждого дня. В концепции Гадамера, в частности, понимание ничего не имеет общего с эмпатией, потому что понимание изначально - это проблема понимания сообщения, а не людей. Понять партнера как индивида отступает на задний план, внимание направлено на сказанное речевым партнером. Проблематичным является не неправильное понимание, а незавершенность понимания, и в этом заключается направленность процессуальности в дальнейших контекстах.
С. Дитц считает, что многие американские ученые-коммуникативисты относятся к процессу понимания именно как к «эмпатии», что имеет психологическую окраску. Но специфика в том, что только герменевтическая рефлексия способна раскрыть сущность понимания в коммуникации на онтологическом уровне [4]. Данное положение позволяет герменевтическому направлению
изучать коммуникацию не как фрагмент повседневной жизни, а как форму реализации самых сокровенных возможностей человеческого бытия.
Понимание в онтологии Хайдеггера рассматривалось как попытка перейти от представления сущего как такового к мысли об истине бытия. Оно оказывалось возможным лишь в отношении к тому, что достойно вопрошания и, прежде всего, требует осмысления. Понимание оказывалось близким по своему значению к бытийному мышлению, которое в социальной практике межличностной коммуникации открыто вопрошанию и саморефлексии.
Бытийное мышление, понимание, осмысление истины бытия предполагают межличностные коммуникативные отношения взаимной открытости. Хайдеггер говорит о важности слушания как одного из экзистенциалов бытия-в-мире [3]. Каждый из людей в любой момент всегда готов слушать по-своему, слушание содействует созданию нашей идентичности. Наше бытие и наше понимание мира, данное в ценностях и предпочтениях, формирует определенное слушание, каждый из нас воспринимает мир через определенный познавательный фильтр. Опираясь на воззрения Хайдеггера, можно обосновать логичность перемещения интерпретации восприятия мира с внутренней познавательной структуры к самому акту слушания, что создает эвристический потенциал для исследования межличностной коммуникации в герменевтическом ключе.
Один из самых известных исследователей герменевтического направления на американском континенте Дж. Стюарт особо подчеркивает заслугу Гадамера в обосновании понимания в качестве не эпистемологической, а онтологической категории для изучения коммуникации [9].
В герменевтическом направлении философии коммуникации понимание как онтологическая категория становится всеобъемлющим понятием, оно охватывает разные аспекты коммуникативного процесса. Поэтому не случайно анализ возможностей герменевтического эмпиризма позволил использовать характеристики понимания у Гадамера и обозначить преимущество данной концепции.
Итак, понимание у Гадамера:
- исторично, потому что понимание всегда обусловлено предрассудками, т.е. традицией;
- лингвистично, потому что традиция выражает себя через язык, говорящий вещает от имени традиции больше, чем от своего имени, и акт говорения, в свою очередь, является интерпретативной презентацией опыта;
- диалектично, потому что значение, смысл текста часто поднимается выше автора, становятся более значительными, и оба говорящих стремятся к новому пониманию.
Онтологический статус проблемы понимания в философской герменевтике Гадамера дал неоспоримый аргумент представителям герменевтического направления в американской философии коммуникации и позволил проводить сравнительно-сопоставительные исследования с целью формирования онтологических основ метатеории интерпретативного подхода.
Исходя из анализа философских взглядов ведущих западноевропейских и американских авторов в области философии коммуникации, можно вывести следующие основные положения онтологии герменевтического подхода:
- анализ носит субъективный характер, преимущество отдается рефлексивному анализу;
- коммуникативное бытие выступает как со-бытие участников разговора и подвергается интерпретации;
- пространственно-временные параметры разговора относительны, поскольку в акте коммуникации участвуют историческая традиция, культурный, социальный контекст;
- реальность в герменевтике как область познания конструируется, в результате чего получается приращенное бытие;
- понимание как онтологическая категория является всеобщим и универсальным.
Главная задача герменевтического подхода - сделать доступным пониманию коммуникацию, обозначить социальную ценность коммуникативной деятельности и оценить ее в масштабе более обширного исторического и социокультурного контекста.
Анализ онтологического основания герменевтического направления выявил значимость понимания в реализации коммуникации как динамичной формы бытия. Рефлексивное понимание носит онтологический характер только в герменевтическом типе разговора. Включение контекста, который играет определяющую роль в коммуникационных процессах и выходит за рамки чисто информационных, когнитивных теорий, задействует историю всего человека с его телесным, внеязыковым опытом. Контекст больше, чем высказывание, он влечет за собой всю смысловую толщу мира, которая может взывать и не к прямым формам своего проявления.
Современный мир и условия функционирования коммуникации усложнились в сравнении с серединой прошлого столетия, когда знаки, структура, технические средства связи, количество информации были актуальны для исследований того времени. Сегодня действительность диктует иные требования к изучению феномена общения, изменились смысложизненные установки современного поколения, в ситуации изобилия информации и засилия массовой коммуникации необходимо заново пересматривать мировоззренческое значение общения, его роль в реализации экзистенциальных возможностей индивида.
Литература
1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. 367 с.
2. Резаев А.В. Парадигмы общения / А.В. Резаев. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. 210
с.
3. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Наука, 2006. 466 с.
4. Deetz S. Conceptualizing Human Understanding: Gadamer's Hertmeneutics and American Studies / S. Deetz // Communication Quarterly. 1978. Vol. 26, № 2.
5. Interpersonal Communication: Essays in Phenomenology and Hermeneutics / ed. by Joseph J. Pilotta, Copyright, 1982.
6. The Interpretive Turn: Philosophy, Science, Culture / ed. by D.R. Hiley, J.F. Bohman, R. Shus-terman. Cornell Univ. Press, Itaca and London, 1991.
7. Interpretive Approaches to Interpersonal Communication / Ed. by K. Carter & M. Presnell. State Univ. of New-York Press, 1994.
8. Littlejohn S.W. Theories of Human Communication. 6th edition / S.W. Littlejohn // Wadsworth Publishing Company. 1999.
9. Stewart J. Philosophy of Qualitative Inquiry: Hermeneutic Phenomenology and Communication Research / J. Stewart// The Quarterly Journal of Speech, 1981. № 67. P. 109-124.
БОЛДОНОВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА - кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой зарубежной литературы, Бурятский государственный университет, Россия, Улан-Удэ (irina_duncan@mail.ru).
BOLDONOVA IRINA SERGEEVNA - candidate of philosophical sciences, docent, foreign literature department chairman, Buryat State University, Ulan-Ude.