Научная статья на тему 'Онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в здравоохранении РФ'

Онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в здравоохранении РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РФ / PROCESS MANAGEMENT IN HEALTH CARE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРОЦЕССЫ ПЕРВИЧНОЙ / ВТОРИЧНОЙ И ТРЕТИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / SECONDARY AND TERTIARY PREVENTION THE PROCESSES OF PRIMARY / СТЕЙКХОЛДЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ / STAKEHOLDERS OF HEALTH / ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ONTOLOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куликова Оксана Михайловна, Боуш Галина Дмитриевна

Статья посвящена вопросам совершенствования процессного управления в сфере здравоохранении РФ. Построена онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в учреждениях отечественного здравоохранения, позволяющая структурировать понятийный аппарат, выявить взаимосвязи между терминами, разработать классификацию медицинского персонала и пациентов. На основе построенной онтологической модели выделены уровни (страты) в понятийном аппарате исследуемой области, введены новые понятия «управленческое решение в форме возможностей», «сценарное прогнозирование», «сценарное планирование», что определяет возможность создания технологии принятия управленческих решений в форме опционов, повышающих адаптивность процессов оказания медицинских услуг к изменениям внешней среды и снижению медицинских рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological model of process management of medical services in the Health of Russian Federation

The article is devoted to the improvement of process management in the field of healthcare of the Russian Federation. Built an ontological model of process management in the provision of medical services in the institutions of national health care, allowing to structure the conceptual framework to identify relationships between the terms, to develop a classification of medical personnel and patients. Based on the ontological model levels (strata) in the conceptual framework of the study area, introduced new concepts of «management decision in the form of opportunities», «scenario forecasting» and «scenario planning», which determines the possibility of creation of technology of managerial decision-making in the form of options that increase adaptability of the processes of provision of health services to changes in the external environment and reducing health risks

Текст научной работы на тему «Онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в здравоохранении РФ»

13. Abdulmanapov P.G. Demograficheskaya bezopasnost' Yuzhnykh regionov Rossii [Demographic safety of Southern regions of Russia]. Makhachkala: Izdatel'skiy dom «Nauka plyus», 2010. 155 p.

14. Abdulmanapov P. G., Bagriy E.G. Voprosy strukturizatsii ekonomiki [Questions of structurization of economy], no. №2 (2011): 80-83/

15. Patlasov O. Iu. Marketing-menedzhment rysnka truda [Marketing management of labour market]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2000, 640 p.

15. Izbytochnyy ves i ozhireniye [Overweight and obesity]. Available at: http://www.who.int/topics/obesity/obesity-final.pdf?ua=1, may 2014.

© П. Г. Абдулманапов, Х. М. Хаджалова, 2016

Авторы статьи:

Пирмагомед Габибуллаевич Абдулманапов, кандидат экономических наук, Научно-исследовательский институт Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства, е-mail: [email protected]

Хадижат Магомедовна Хаджалова, доктор экономических наук, Научно-исследовательский институт Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства, е-mail: с[email protected]

Рецензенты:

А. Ш. Ахмедуев, доктор экономических наук, профессор, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН.

Ю. Н. Сагидов, доктор экономических наук, профессор, Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН.

УДК 330.46 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.23.215

О. М. Куликова,

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

Г. Д. Боуш, Омская гуманитарная академия

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РФ

Статья посвящена вопросам совершенствования процессного управления в сфере здравоохранении РФ. Построена онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в учреждениях отечественного здравоохранения, позволяющая структурировать понятийный аппарат, выявить взаимосвязи между терминами, разработать классификацию медицинского персонала и пациентов. На основе построенной онтологической модели выделены уровни (страты) в понятийном аппарате исследуемой области, введены новые понятия «управленческое решение в форме возможностей», «сценарное прогнозирование», «сценарное планирование», что определяет возможность создания технологии принятия управленческих решений в форме опционов, повышающих адаптивность процессов оказания медицинских услуг к изменениям внешней среды и снижению медицинских рисков.

Ключевые слова: процессное управление в здравоохранении РФ, процессы первичной, вторичной и третичной профилактики, стейкхолдеры здравоохранения РФ, онтологическая модель.

В настоящее время становятся актуальными вопросы модернизации отечественного здравоохранения. Это обусловлено внедрением в процессы медицинского обслуживания в РФ высоких технологий, стандартизацией медицинских услуг, повышением требований к обслуживанию населения в учреждениях здравоохранения. В то же время процессы оказания медицинских услуг реализуются в условиях экономических кризисов, недостаточного финансирования, ухудшения уровня жизни населения регионов РФ, что требует совершенствования существующих и разработки новых методов процессного управления учреждениями отечественного здравоохранения, позволяющих осуществлять управление в сфере здравоохранения в условия неопределённости и недостаточной обеспеченности ресурсами, а также эффективно решать задачи снижения рисков, в том числе связанных с негативным влиянием человеческого фактора.

Анализ литературных источников [4, 2, 3, 6], практического опыта деятельности медицинских учреждений позволил сделать вывод, что в современной науке в недостаточной степени решён вопрос структуризации понятийного аппарата процессного управления оказанием медицинских услуг в сфере отечественного здравоохранения, выявления взаимосвязей между терминами, построения классификаций состояний, их смены для стейкхолдеров медицинских учреждений. Это затрудняет построение моделей, в том числе имитационных, лежащих в основе современного управления медицинскими учреждениями, что негативно отражается на качестве и доступности медицинского обслуживания населения в учреждениях здравоохранения РФ. Такое положение дел создаёт необходимость применения инновационных методов описания и структуризации предметной области исследуемых процессов и систем.

Для решения поставленной задачи в статье использован метод онтологического моделирования, позволяющий в наглядной форме представить структуру предметной области, выявить взаимосвязи между понятиями и уточнить их в контексте терминологического аппарата. Кратко опишем онтологические модели и сферу их применения.

Онтологические модели и сфера их применения. Онтологии предметной области представляют собой «формальную спецификацию концептуализации, которое имеет место в некотором контексте предметной области» [8]. Концептуализация предполагает представление предметной области через совокупность конечного множества понятий и связей между ними, представленными в форме родовидовых отношений «родитель - потомок» [1] и ограничений, наложенных на слоты (ограничения ролей) [5].

Модель онтологии задаётся кортежем [1]:

Q =< C.M.R >

где - конечное множество концептов, образующих онтологию

- множество атрибутов понятия - отношения непосредственного наследования, задаваемого в форме матрицы определённого размера.

Онтологические модели предметной области, как отмечается в специальной литературе [1], позволяют решать следующие классы задач:

- выполнять когнитивную визуализацию структуры понятийного аппарата, позволяющую эффективно решать научные задачи;

- уточнять понятийный аппарат и определять его границы;

- определять связи между понятиями типа «родитель - потомок»;

- выявлять «пробелы» в структуре понятийного аппарата, создавать и вводить в науку новые понятия, определять их взаимосвязи с существующим понятийным аппаратом;

- создавать структуры баз данных, на основе которых может быть написано программное обеспечение.

Для построения онтологической модели процессного управления оказанием медицинских услуг использованы методологии Know-Net, CommonKADS, подходы Нонака и Такеучи, методы сценарного картрирования.

Онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в здравоохранении РФ. С целью решения задачи поиска точек разрывов в структуре и содержании понятийного аппарата управления процессами оказания медицинских услуг авторами разработана онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ (рис.).

Построение онтологической модели позволило выделить в структуре понятийного аппарата предметной области процессного управления в исследуемой области три уровня-страты, определяющие группировку понятий: Страта 1 «Участники процессов», Страта 2 «Процессы», Страта 3 «Управление» (рис.).

Страта 1 «Участники процессов» содержит понятия и взаимосвязи между ними, определяющие участников основных, вспомогательных (обеспечивающих) процессов оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ и процессов управления ими. В данную страту введены понятия, определяющие классы медицинского персонала и пациентов (рис.). Описание данных классов приведено в табл. 1, 2.

Онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в РФ

Таблица 1

Классификация медицинского персонала медицинских учреждений сферы здравоохранения РФ

Медицинская эффективность

А. Высокая В. Низкая

Эффективность профессиональной коммуникации с пациентом 1. Высокая Медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь на высоком уровне, одновременно с этим умеющие осуществлять профессиональную коммуникацию с пациентом, выслушать его, доходчиво объяснить схемы и планируемые результаты лечения. Такие врачи и средний медицинский персонал пользуются наибольшей популярностью у пациентов Медицинские работники, ориентированные на общение с пациентом, обсуждение его жалоб, в том числе не относящихся к постановке диагноза и организации лечения. Для данной группы медицинского персонала характерны высокие показатели неточных диагнозов, некорректные схемы лечения, что может приводить к увеличению медицинских рисков

2. Низкая Медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь на высоком уровне, но не умеющие осуществлять профессиональную коммуникацию с пациентом. Такому медицинскому персоналу сложно строить профессиональную коммуникацию с пациентом, объяснять ему, как проходит лечение. К данной группе часто относятся практикующие хирурги Медицинский персонал, характеризующийся низкими показателями медицинской эффективности и эффективности профессиональной коммуникации с пациентом, что в значительной степени увеличивает значения показателей медицинских рисков. Такой медицинский персонал не пользуется популярностью у пациентов

Таблица 2

Классификация пациентов медицинских учреждений сферы здравоохранения РФ

Отношение к здоровому образу жизни и медицинская активность пациента

Высокая Низкая

Состояние здоровья пациента А. Здоровые Пациенты, имеющие высокий уровень показателей здоровья, придерживающиеся образа жизни, способствующего поддержанию здоровья, ответственно относящиеся к своему здоровью и здоровью окружающих. Такие пациенты регулярно посещают медицинские учреждения, проходят диспансеризацию Пациенты, имеющие высокий уровень показателей здоровья, но не придерживающиеся образа жизни, способствующего поддержанию здоровья, пренебрегающие диспансеризацией. Это в значительной степени повышает риски возникновения различных заболеваний у таких пациентов, снижает внутренний потенциал их организма

В.С риском возникновения заболевания Пациенты, ведущие здоровый образ жизни, имеющие высокие показатели медицинской активности, но и риск возникновения заболеваний. У таких пациентов меньше вероятность возникновения заболевания или перехода его в хроническую форму Пациенты, имеющие риск возникновения заболевания, но не придерживающиеся здорового образа жизни, редко посещающие медицинские учреждения, что увеличивает вероятность ухудшения их здоровья

С. С острой формой заболевания Пациенты, обладающие высокой медицинской активностью и ведущие здоровый образ жизни. У них менее вероятен переход острой формы заболевания в хроническую Пациенты, пренебрегающие своим здоровьем. У них увеличивается вероятность осложнений и перехода острой формы заболевания в хроническую

Б. С хронической формой заболевания Пациенты, имеющие длительный период ремиссии хронического заболевания и более высокие показатели уровня жизни Пациенты, входящие в группу неблагоприятного прогноза по заболеванию. У них постепенно снижается качество жизни

Е. Ин-вали-ды

Процесс оказания медицинских услуг наиболее результативен/эффективен в случае, если пациенты характеризуются бережным отношением к своему здоровью и высокими показателями медицинской активности, а медицинский персонал - высокими показателями медицинской эффективности и эффективности профессиональной коммуникации с пациентом.

Выявление классов медицинского персонала, пациентов, разработка классификации позволит уточнить механизмы взаимодействия данных участников процессов оказания медицинских услуг и, следовательно, повысить эффективность профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов.

Страта 2 «Процессы» задаёт понятийный аппарат реализации основных и вспомогательных процессов оказания медицинских услуг в сфере отечественного здравоохранения.

Страта 3 «Управление» содержит понятия, определяющие управление процессами оказания медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ. В структуру понятий данной страты введены термины «сценарное прогнозирование», «сценарное планирование», «управленческое решение в форме возможностей». Введение данных понятий в онтологическую модель обусловлено наличием квазициклов и точек бифуркций в параметрах внешней среды процессов оказания медицинских услуг, что создаёт необходимость эффективного учёта горизонта прогнозирования, дискретизации и совместного использования альтернатив, входящих в управленческое решение. При квазицикличности процессов оказания медицинских услуг и наличии в них бифуркаций возникает множество различных ограниченных во времени вариантов протекания исследуемых процессов и изменения внешних условий. Для эффективного управления ими необходим большой арсенал возможных альтернатив-вариантов реагирования на изменения, поскольку значения медицинских рисков растут во времени

с высокой скоростью. Не все варианты изменения условий могут реализоваться, следовательно, не все альтернативы будут применены. Таким образом, управленческое решение становится совокупностью возможностей действий в любой ситуации, сценарное планирование - инструментом создания сценарных планов, построенных на базе управленческих решений в форме возможностей, а сценарное прогнозирование - платформой выявления всех возможных вариантов развития внешней и внутренней сред процессов оказания медицинских услуг в сфере отечественного здравоохранения.

Разработанная онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в системе отечественного здравоохранения может быть использована для формирования нового понятийного аппарата процессного управления оказанием медицинских услуг в сфере отечественного здравоохранения, отвечающего современным требованиям науки и практики, и разработки технологии принятия решений, дающих возможность оперативно реагировать на изменения внешней среды управляемых процессов, что позволит снизить медицинские риски и повысить эффективность деятельности отечественных медицинских учреждений.

Библиографический список

1. Антонов, И. В. Модель онтологии предметной области для систем семантически-ориентированного доступа / И. В. Антонов, М. В. Воронов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия: Естественные и технические науки. - 2010. - № 2. - С. 28-32.

2. Вялков, А. И. Управление и экономика здравоохранения : учеб. пособие / А. И. Вялков, Б. А. Рай-зберг, Ю. В. Шиленко. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2002. - 328 с.

3. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление : учебник / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. - М. : ИНФРА, 2009. - 319 с.

4. Ермакова, С. Н. Формирование и развитие процессно-ориентированного управления в медицинских организациях: автореф. дисс. ... доктора экономических наук: 08.00.05 / С. Э. Ермакова. - М., 2011. - 32 с.

5. Королева, Л. А. Онтологическая модель предметной области «Технология швейных изделий» / Л. А. Королева, А. В. Подшивалова, О. В. Панюшкина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/509-r32438/.

6. Куликова, О. М. Процессный менеджмент: разработка управленческих решений с применением методов эконометрии и теории опционов / О. М. Куликова // Математические структуры и моделирование. - 2014. - № 3 (31). - С. 109-120.

7. Gruber T. R. A Translation Approach to Portable Ontology Specifications // Knowledge Acquisition. -1993. - № 5 (2). - P. 199-220.

O. M. Kulikova, Siberian State Automobile and Highway Academy, Omsk

G. D. Boush, Omsk Humanities academy ONTOLOGICAL MODEL OF PROCESS MANAGEMENT OF MEDICAL SERVICES IN THE HEALTH OF RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the improvement of process management in the field of healthcare of the Russian Federation. Built an ontological model of process management in the provision of medical services in the institutions of national health care, allowing to structure the conceptual framework to identify relationships between the terms, to develop a classification of medical personnel and patients. Based on the on-tological model levels (strata) in the conceptual framework of the study area, introduced new concepts of «management decision in the form of opportunities», «scenario forecasting» and «scenario planning», which determines the possibility of creation of technology of managerial decision-making in the form of options that increase adaptability of the processes of provision of health services to changes in the external environment and reducing health risks

Keywords. Process Management in Health Care of the Russian Federation, the processes of primary, secondary and tertiary prevention, stakeholders of Health, ontological model.

References

1. Antonov I.V. Voronov M.V. Model domain ontology for semantic systems-oriented access. Vestnik of St. Petersburg State University of Technology and Design. Series: Natural and Technical Sciences, 2010, no. 2, pp. 28-32.

2. Vyalkov A.I. Raizberg B.A., Shilenko Y.V. Management and health economic [Title of book]. Moscow, GEOTAR MEDIA, 2002. 328 p.

3. Eliferov V.G., Repin V.V. Business processes: Regulation and Management [Title of book]. Moscow, INFRA, 2009. 319 p.

4. Ermakova S.N. Formirovanie i razvitie processno-orientirovannogo upravleniya v medicinskih organizaciyah. Abstr. doct. econ. nauk [Formation and development of process-oriented management in medical institutions]. Moscow, 2011, 32 p.

5. Korolev L.A., Podshivalova A.V., Panyushkina O.V. The ontological domain model "Technology of garments". Fundamental Research, 2013, no. 10-5. [Electronic resource]. - Access: http://www.rae.ru/fs/509-r32438/.

6. Kulikova O.M. Process management: the development of management decisions using the methods and theories of econometrics options. Mathematical structure and modeling, 2014, no 3 (31), pp. 109-120/

7. Gruber T.R. A Translation Approach to Portable Ontology Specifications. Knowledge Acquisition, 1993, no. 5 (2), pp. 199-220.

© О. М. Куликова, Г. Д. Боуш, 2016

Авторы статьи:

Оксана Михайловна Куликова, кандидат технических наук, Сибирская государственная автомобильно -дорожная академия, г. Омск, e-mail: [email protected]

Галина Дмитриевна Боуш, доктор экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

Н. Б. Пильник, кандидат экономических наук, доцент, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск.

В. А. Ляпин, доктор медицинских наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.

УДК 331.108.2 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.23.220

М. Б. Дюжева, Омская гуманитарная академия, Омский государственный университет путей сообщения

Н. И. Роговская,

Омский государственный университет путей сообщения

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА

В статье уточнены понятие и сущность кадрового резерва, рассмотрены источники его формирования, сложности, возникающие при работе с кадровым резервом организации. Ключевые слова: персонал, кадровый резерв, внешние и внутренние источники кадрового резерва, кадровые перемещения, управленческая деятельность.

Формирование кадрового резерва является неотъемлемым условием эффективного функционирования любой компании. Каждый руководитель стремится, чтобы в его организации работали, как минимум, лучшие, а желательно - высококвалифицированные специалисты. Поэтому необходимо постоянно и систематически подбирать только лучших из лучших сотрудников либо находить в своих рядах работников с высоким потенциалом и «растить» их до нужного профессионального уровня. На сегодняшний день работодатели заинтересованы в работнике-универсале. Именно с этой целью создаётся кадровый резерв компании. При этом очень важным является выбор источников формирования кадрового резерва. Работодателю необходимо сделать выбор и расставить приоритеты среди источников формирования. Выбор будет сделан в пользу приёма новых сотрудников, или «резервистами» будут являться работники предприятия, имеющие стаж и опыт работы в данной организации, или будет применён комбинированный вариант формирования. В любом случае цель заявленной деятельности направлена на улучшение экономического результата организации (пусть даже косвенного) и на избежание ошибок при работе с резервом. Предотвратить типичные ошибки при работе с кандидатами на замещение должностных позиций необходимо, поскольку от этих аспектов зависит дальнейший успех развития любого предприятия, компании. Данное предположение будет являться сутью заявленного исследования, тогда это должно быть подтверждено или опровергнуто.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.