Научная статья на тему 'Онтогенез и филогенез сознания: анализ египетской культурно-исторической парадигмы'

Онтогенез и филогенез сознания: анализ египетской культурно-исторической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онтогенез / филогенез / сознаниемышление / западная философия / ontogenesis / phylogeny / consciousnessthinking / Western philosophy.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хуссейн Карим Хоссам Абдельрауф

В статье рассматривается сознание как продукт биологической эволюции и как феномен, имеющий социальные основания. Сознание человека, сложная и многоуровневая система ментальных, социальных, и других процессов. Используя термин «онтогенез и филогенез сознания», ставим задачу рассмотреть природу сознания человека в обусловленности видовой и культурной эволюции человечества. Предлагаемая статья посвящена сравнительному анализу онтогенеза и филогенеза сознания, рассматривается влияние социальных и когнитивных детерминант на его формирование и эволюцию. В статье представлена модель взаимодействия биологических и культурных факторов в процессе онтои филогенетического развития сознания, с использованием междисциплинарного подхода, объединяющего данные когнитивной науки, философии, антропологии и истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOGENESIS AND PHYLOGENY OF CONSCIOUSNESS: AN ANALYSIS OF THE EGYPTIAN CULTURAL AND HISTORICAL PARADIGM

The article considers consciousness as a product of biological evolution and as a phenomenon with social foundations. Human consciousness is a complex and multilevel system of mental, social, and other processes. Using the term “ontogenesis and phylogeny of consciousness”, we set the task to consider the nature of human consciousness in the conditioning of the species and cultural evolution of mankind. The proposed article is devoted to a comparative analysis of the ontogenesis and phylogeny of consciousness, examines the influence of social and cognitive determinants on its formation and evolution. The article presents a model of the interaction of biological and cultural factors in the process of the ontogenetic and phylogenetic development of consciousness, using an interdisciplinary approach combining data from cognitive science, philosophy, anthropology and history.

Текст научной работы на тему «Онтогенез и филогенез сознания: анализ египетской культурно-исторической парадигмы»

Сщташгт № 2 2025

Онтогенез и филогенез сознания: анализ египетской культурно-исторической парадигмы

Хуссейн Карим Хоссам Абдельрауф,

аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматривается сознание как продукт биологической эволюции и как феномен, имеющий социальные основания. Сознание человека, сложная и многоуровневая система ментальных, социальных, и других процессов. Используя термин «онтогенез и филогенез сознания», ставим задачу рассмотреть природу сознания человека в обусловленности видовой и культурной эволюции человечества. Предлагаемая статья посвящена сравнительному анализу онтогенеза и филогенеза сознания, рассматривается влияние социальных и когнитивных детерминант на его формирование и эволюцию. В статье представлена модель взаимодействия биологических и культурных факторов в процессе онто- и филогенетического развития сознания, с использованием междисциплинарного подхода, объединяющего данные когнитивной науки, философии, антропологии и истории.

Ключевые слова: онтогенез, филогенез, сознание-мышление, западная философия.

ЕпСД

Введение

Биогенетический закон развития живых организмов или закон Э. Геккеля, согласно которому, любой организм в своём эмбриональном развитии повторяет этапы развития вида: онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза. В статье этот закон рассматривается, как общенаучный закон эволюции сложных систем и поэтому может быть экстраполирован на область когнитивных процессов. Сознание человека, сложная и многоуровневая система ментальных, социальных, и других процессов. Используя термин «онтогенез и филогенез сознания», ставим задачу рассмотреть эволюцию сознания человека в обусловленности видовой и культурной эволюции человечества.

Д.И. Дубровский, подчеркивая многоаспект-ность сознания и необходимость рассматривать сознание в эволюционном ключе, отмечал: «Особенностью сознания по сравнению с животной психикой, является то, что психическое отображение и управление сами становятся объектами отображения и управления. Это создает характерное для человеческой СР «двойное» отображение и управление, постоянно совершающееся в контуре модальностей «Я» «не-Я»... возникает способность неограниченного производства информации об информации» [1, с. 19].

Онтогенез и филогенез сознания - это два взаимосвязанных, но различных аспекта изучения развития сознания. Филогенез рассматривает эволюцию сознания в историческом масштабе времени, от простейших форм жизни до человека, в то время как онтогенез фокусируется на развитии сознания в течение жизни отдельного индивида. Оба подхода неразрывно связаны и дополняют друг друга, позволяя построить более полную картину феномена сознания. Философские споры о филогенезе сознания вращаются вокруг определения самого понятия «сознание». Не существует единого, общепринятого определения, что затрудняет анализ его эволюции. Некоторые философы считают сознание уникальным свойством, свойственным только человеку (антропный подход), в то время как другие допускают наличие различных форм протосознания у животных.

Эволюционный подход, опирающийся на данные биологии и нейронауки, предполагает постепенное развитие сознания. На ранних этапах эволюции возникают простые формы сенсорной

обработки информации, затем - более сложные формы поведения, связанные с обучением и памятью.

Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, глубокое понимание эволюции сознания, как в индивидуальном (онтогенез), так и в видовом (филогенез) аспекте, является ключом к разрешению фундаментальных вопросов о природе человеческого познания и его месте в мире. Во-вторых, сопоставление западных и восточных философских традиций в интерпретации дихотомии «сознание-мышление» позволяет выявить культурно-специфические особенности когнитивных процессов и их отражения в мировоззрении.

«Сознание и есть способность осмыслить, а способность осмыслить - и есть сознание, - отмечает А.В. Смирнов, смысл имеет неалгоритмическую природу» [2, с. 75]. Автор показывает, что столь популярные в аналитической философии вычислительные модели сознания, в которых «деятельность сознания - это вычисление, плохая метафора, поскольку вычисления совершаются по алгоритмам, а смысл и осмысленность не таковы» [2, с. 76].

Западная философская традиция, особенно в рамках картезианской мысли, часто делает акцент на мышлении как на первичном и определяющем факторе познания. Сознание рассматривается как нечто, что сопровождает мышление, является его вместилищем. Рационализм, эмпиризм -все эти течения подчеркивают роль логического вывода, анализа, систематизации данных как основных способов достижения знания. Интуиция же часто рассматривается как вторичный, ненадежный источник познания, требующий рациональной верификации. Например, Декарт, ставя сомнение во главу угла, стремился к построению системы знания, основанной на логически безупречных дедуктивных выводах, минимизируя роль интуиции. Даже в эмпиризме, где опыт выступает основой познания, важна его систематическая обработка разумом, а не непосредственное восприятие.

Восточная философская традиция (возьмем в качестве примера буддизм и даосизм) предлагает другую модель соотношения сознания и мышления. Здесь сознание занимает более центральное место, а мышление рассматривается как лишь один из его аспектов, часто даже как препятствие на пути к постижению истины. Медитация, направленная на умиротворение ума и достижение состояния «пустоты» (шуньяты в буддизме), призвана не столько развивать логические способности, сколько расширять сознание и развивать интуицию. Интуиция в восточных традициях - не просто догадка, а способ прямого, непосредственного познания реальности, доступный через очищение сознания от «умственных помех». Например, дзен-буддизм использует коаны - парадоксаль-

ные загадки, направленные не на логическое решение, а на «просветление» через интуитивное осознание их глубинного смысла.

Исследование египетской культурно-исторической парадигмы вносит значительный вклад в понимание разнообразия форм сознания и его связи с социокультурным контекстом, выходя за рамки европоцентристского взгляда на проблему. Анализ онтогенеза сознания требует учета как биологических факторов (генетическая предрасположенность, нейрофизиологическое развитие), так и социальных факторов (традиции взаимодействия с окружающим миром, язык, культурные ценности). Развитие когнитивных способностей ребенка от перцептивного опыта к абстрактному мышлению - это сложный процесс, в котором сознание формируется в тесной взаимосвязи с развитием мозга и окружающей социальной среды. Филогенетический аспект затрагивает вопрос эволюции сознания в животном мире и возникновения самосознания у человека. Споры о том, обладают ли животные сознанием и в какой степени, остаются открытыми. Однако, сравнительный анализ когнитивных способностей разных видов животных, изучение их поведения и нейрофизиологических механизмов, позволяет выдвигать гипотезы об эволюционных этапах формирования сознания. Дихотомия «сознание-мышление» интерпретируется по-разному в западной и восточной философских традициях. Западноевропейская философия, начиная с античности, часто противопоставляет сознание как субъективный опыт мышлению как объективному процессу. Рационализм и эмпиризм представляют собой различные подходы к пониманию природы познания, акцентируя внимание либо на внутреннем, интуитивном опыте (рационализм), либо на внешнем, сенсорном опыте (эмпиризм). В восточных философских традициях (буддизм, даосизм, конфуцианство), граница между сознанием и мышлением более размыта. Сознание часто рассматривается как неотъемлемая часть целостного миропонимания, включающего в себя интуицию, созерцание и гармонию с окружающим миром. Центральным становится не анализ отдельных когнитивных процессов, а достижение состояния просветления или гармонии. Специфика египетской культурно-исторической парадигмы проявляется в особом понимании взаимосвязи между жизнью, смертью и загробным миром. Египетская цивилизация развивала сложные религиозно-мифологические системы, которые глубоко влияли на формирование сознания и самосознания египтян. Культ мертвых, вера в загробную жизнь, использование символов и ритуалов формировали специфическую картину мира, которая отражалась в их мировоззрении и поведении. Исследование египетских текстов (например, «Книги мертвых»), искусства и архитектуры позволяет реконструировать особенности

Rnra

когнитивных процессов и систему значений египетской культуры. Сравнительное исследование западных и восточных философских традиций, а также изучение специфики неевропейских культурных парадигм, позволяют расширить наше понимание разнообразия форм сознания и его взаимосвязи с социальными и когнитивными детерминантами.

Центральной научной проблемой, поднимаемой в этом исследовании, является выявление взаимосвязи между эволюцией (филогенез) и индивидуальным развитием (онтогенез) сознания, а также определение роли культурных и исторических контекстов в формировании специфических моделей понимания и функционирования сознания. Особое внимание уделяется египетской культурно-исторической парадигме, позволяющей проиллюстрировать влияние специфических социальных структур и религиозно-мифологических представлений на формирование концептуализации сознания и его места в структуре мироздания. Традиционно, западная философия, особенно в рамках картезианской традиции, акцентировала внимание на дуализме «тело-душа», предполагая существование автономного, нематериального сознания. Это приводило к дихотомическому противопоставлению сознания и мышления, где мышление рассматривалось как инструмент или функция сознания, но не как его неотъемлемая часть. В восточных философских традициях (буддизм, даосизм) наблюдается иной подход, ориентированный на интеграцию сознания и всех аспектов бытия, отсутствует четкое разделение на «мыслящее» и «сознающее». Египетская цивилизация, со своей сложной системой верований, связанных с загробной жизнью и культом умерших, предлагает уникальную возможность для изучения влияния культурных представлений на формирование конкретных моделей понимания сознания. В древнеегипетской культуре концепция «ба» (душа) и «ка» (жизненная сила) представляет собой нетривиальное смешение биологических и сверхъестественных аспектов, что требует внимательного анализа в контексте современных когнитивных моделей. Исследование должно определить, в какой мере различия в понимании сознания обусловлены биологическими факторами (генетическими, нейрофизиологическими), а в какой - культурно-историческими и социальными детерминантами. Для решения этой задачи необходимо провести сравнительный анализ онтогенетических и филогенетических данных, используя методы когнитивной антропологии, исторической психологии и нейронаук.

Материалы и методы исследования

Данное исследование будет использовать сравнительный анализ онтогенеза и филогенеза сознания,

I Р-пПй

опираясь на широкий спектр источников и методов. В качестве эмпирической базы исследования будут использованы данные когнитивной психологии, ней-робиологии, антропологии, лингвистики и истории философии. Для филогенетического анализа будут привлечены данные палеоантропологии, сравнительной психологии (исследования поведения животных), а также данные археологии и этнографии, позволяющие реконструировать эволюцию социальных структур и когнитивных способностей человека. Методологически исследование будет основываться на сравнительном анализе данных, полученных из различных источников. Для анализа дихотомии «сознание-мышление» в западной и восточной философских традициях будут использованы герменевтический и компаративный методы. Будет проведен анализ ключевых текстов философов, представляющих различные традиции (Платон, Аристотель, Кант, Гегель в западной традиции; Лао-Цзы, Конфуций, Будда в восточной традиции), с акцентом на их понимание природы сознания, его структуры и функций, а также на различия в концептуализации мышления и его взаимосвязи с сознанием. Особое внимание будет уделено критическому анализу концепций субъективности в этих традициях, а также изучению влияния языковых и культурных особенностей на формирование философских представлений о сознании. Специфика египетской культурно-исторической парадигмы будет исследована на основе анализа египетской мифологии, религии, искусства и письменных источников (папирусы, надписи на стелах и гробницах). В рамках данного анализа будет проведен анализ египетских представлений о душе, загробной жизни, божественном и человеческом сознании. Для выявления специфики египетского понимания сознания будут применены методы историко-культурного анализа и семиотического анализа. Для установления связей между социальными и когнитивными детерминантами развития сознания будет использован системный подход, позволяющий учитывать взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов. Будет построена модель, отражающая взаимосвязи между эволюцией мозга, развитием языка, формированием социальных структур и изменениями в характере и функциях сознания. В рамках этой модели будут рассмотрены возможные механизмы влияния социальных факторов (например, тип социальной организации, развитие технологий, религиозные и мифологические представления) на онтогенез и филогенез сознания.

Результаты исследования

Дихотомия «сознание-мышление» интерпретируется В.В. Чешевым в рамках системной организации психики. Сознание, по его мнению, представляет собой высший уровень интеграции психических процессов, осуществляющий регуляцию поведения

в сложных и непредсказуемых ситуациях [7, с. 75]. Мышление же является одним из инструментов сознания, обеспечивающим его функционирование путем анализа информации, построения моделей мира и планирования действий. В этом смысле, западная философская традиция, с ее акцентом на рациональности и логике, сосредотачивается преимущественно на мышлении как основном инструменте познания и понимания мира. Восточные же философские традиции, такие как буддизм или даосизм, предлагают более интегративный подход, где сознание рассматривается в контексте единения с природой и космическим целым, а мышление является только одним из множества путей достижения просветления и гармонии. Египетская культурно-историческая парадигма представляет собой уникальный случай взаимодействия социальных, религиозных и когнитивных факторов в формировании специфической формы сознания. Мощная религиозная система Древнего Египта, с ее сложной мифологией и ритуальными практиками, определяла особенное восприятие мира и своего места в нем. В этом смысле, египетская модель демонстрирует сложное взаимодействие когнитивных и социальных факторов в онтогенезе и филогенезе сознания, представляя уникальный случай для сравнительного анализа. Подводя итог, можно сказать, что работа над проблемой онто- и филогенеза сознания требует междисциплинарного подхода и учета множества факторов, включая биологические, социальные и культурные. Взгляды В.В. Чешева позволяют сформировать фундаментальное понимание системной природы психики и роли экологических и социальных условий в формировании сознания и его разнообразия в различных культурно-исторических контекстах.

Египетская концепция души не является монолитной; она включает в себя несколько аспектов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостную картину человеческого существа. Ключевым понятием является «ка» - жизненная сила, аспект души, оставляющий тело после смерти и способный к взаимодействию с миром живых. «Ка» питается жертвоприношениями, совершаемыми в храмах и у гробниц, что подчеркивает связь между миром живых и миром мертвых. В отличие от «ка», «ба» - это личностный аспект души, имеющий антропоморфную форму, способный посещать как мир живых, так и мир мертвых. «Ах» - это итоговое объединение всех аспектов души, достигаемое после успешного прохождения испытаний в загробном мире. Образ «аха» часто изображается в виде человека с поднятыми руками, символизирующего достижение целостности и вечности. Ещё одним важным аспектом является «шат», тень, связанная с физическим телом и исчезающая после смерти. Наконец, «иб» представляет собой сердце, оцениваемое богами на суде Осириса. Загробная жизнь в египетской мифоло-

гии не представляется как абстрактное понятие. Она представляет собой сложную систему перерождений, испытаний и воздаяний. После смерти душа отправлялась в подземный мир, Дуат, где ей предстояло пройти через множество препятствий и испытаний, часто олицетворяемых в образе богов и монстров. Кульминацией загробного путешествия являлся суд Осириса, где сердце усопшего взвешивалось против пера Маат, богини правды и справедливости. Если сердце было легче пера, душа получала право на вечную жизнь в Полях Иа-ру, райском саде, где правили вечная молодость и изобилие. В противоположном случае, душу пожирало чудовище Аммит. Божественное сознание в египтологии представлено пантеоном богов, каждый из которых обладает уникальными атрибутами и сферами влияния. В мифологии четко выражено понимание божественной энергии, которая пронизывает все сущее и управляет миром. Несмотря на многообразие богов, существовала идея о высшем божестве, Атуме или Ра, создателе вселенной. В этом смысле, египетская религия напоминает политеизм с элементами мономистической традиции. Человеческое сознание, по словам Серл Дж., в египетской культуре рассматривается как нечто тесно связанное с телом и душой [4, с. 189]. Смерть не рассматривалась как полное прекращение существования, а как переход в другое состояние. Поэтому египтяне уделяли большое внимание ритуалам погребения и сохранению тела через мумификацию, что подчеркивает их убежденность в неразрывной связи души и тела. Искусство и символизм играли важную роль в понимании и передаче религиозных идей. Символика скарабея, например, связывалась с перерождением и вечной жизнью, в то время как анх символизировал жизнь и бессмертие. Сравнение египетской концепции сознания с аналогичными концепциями в других культурах выявляет как сходства, так и отличия. Например, концепция души присутствует в большинстве религиозных и философских систем, но ее интерпретация может значительно варьироваться. В отличие от многих монотеистических религий, египетская религия не представляет загробную жизнь как однозначное награждение или наказание, а как сложный процесс, зависящий от действий человека при жизни. В целом, изучение египетских представлений о сознании дает ценное понимание сложной взаимосвязи между религией, культурой и философией в древнем мире.

Анализ ключевых текстов западной (Платон, Аристотель, Кант, Гегель) и восточной (Лао-Цзы, Конфуций, Будда) философских традиций позволяет выявить как общие черты, так и существенные различия в понимании природы сознания, его структуры и функций. Западная традиция, по словам Черниковой И.В., начиная с Платона, фокусируется на проблеме субъекта, его познавательных

РпПС

способностей и роли разума в структурировании опыта. Платон, противопоставляя мир идей миру чувственных вещей, помещает сознание в сферу рационального, способного постигать истину через диалектику. Аристотель, вводя понятие «энтелехия», рассматривает сознание как активный принцип организации живого, неотделимый от телесной субстанции. Кант, революционизируя гносеологию, утверждает априорность некоторых форм познания, делая акцент на активной роли субъекта в конструировании опыта. Гегель, развивая диалектический метод, рассматривает сознание как исторически развивающийся процесс самосознания, достигающий своей кульминации в абсолютном знании [5, с. 32]. В восточной философии акцент смещается на опыт, интуицию и единство человека с космосом. Лао-Цзы, описывая Дао, предполагает состояние бессознательного единства с космическим порядком, где индивидуальное сознание растворяется в универсальной гармонии. Конфуцианство подчеркивает важность социальной гармонии и морального самосовершенствования, рассматривая сознание как инструмент для достижения этих целей. Буддизм фокусируется на преодолении иллюзии «я», на пути к нирване, где индивидуальное сознание угасает, достигая состояния просветления. Дихотомия «сознание-мышление» предстает по-разному. Западная философия склонна к их разделению, рассматривая мышление как функцию сознания, способную к абстрактному и логическому оперированию. Восточная традиция часто унифицирует эти понятия, подчеркивая интуитивное понимание реальности и неразрывную связь между мыслью и опытом. Египетская культурно-историческая парадигма вносит свой уникальный вклад. Египетская мифология и религиозные представления отражают сложные отношения между жизнью и смертью, телом и душой, земным и загробным мирами. Концепция «ка» и «ба» указывает на разные аспекты сознания, первый связан с жизненной силой, второй - с индивидуальностью и личностью. Понимание сознания в Древнем Египте тесно связано с практиками магии и религиозными ритуалами, что отличается от преимущественно рационального подхода западной философии. Влияние языковых и культурных особенностей на формирование философских представлений о сознании неоспоримо. Структура языка, его метафоры и концептуальные рамки определяют способы понимания мира и своего места в нем. Различные языковые системы могут предлагать разные онтологические и эпистемологические модели, влияющие на конструирование философских представлений о сознании. В заключение, сравнительный анализ онтогенеза и филогенеза сознания, исходя из различных философских традиций и культурных контекстов, показывает сложность и многомерность этой проблемы.

I Р-пПй

Рассмотрим предлагаемую модель. Эволюция мозга, обусловленная естественным отбором, является фундаментальной основой. Увеличение размера и сложности мозга, особенно не-окортекса, коррелирует с развитием когнитивных способностей, включая абстрактное мышление, планирование и социальную когницию. Развитие языка, в свою очередь, стало мощным катализатором когнитивной эволюции, обеспечивая передачу информации, накопление знаний и формирование сложных социальных структур. Язык позволил создавать и передавать культурные артефакты, влияющие на онтогенез сознания - через воспитание, образование и социализацию. Развитие социальных структур, от небольших групп охотников-собирателей до сложных цивилизаций, создало новые экологические ниши и селективные давления, которые, в свою очередь, формировали сознание, адаптируя его к специфическим требованиям среды. В рамках западной философской традиции дихотомия «сознание-мышление» часто трактуется как различие между субъективным опытом и объективным анализом. Сознание рассматривается как поток переживаний, а мышление - как рациональное, логическое осмысление мира. Как отмечала, Черникова И.В., картезианское разделение rescogitans и resextensa нашло отражение в психологических теориях, акцентирующих роль рациональности и индивидуального познания [6, с. 103]. В противовес этому, восточные философские традиции, такие как буддизм и даосизм, часто подчёркивают единство сознания и мышления, рассматривая их как взаимопроникающие аспекты единой реальности. Особое внимание уделяется состоянию осознанности, медитации и достижению просветления, что предполагает интеграцию когнитивных и эмоциональных процессов, а не их противопоставление. Египетская культурно-историческая парадигма представляет собой особый случай. Развитая цивилизация со сложной социальной иерархией, религиозными верованиями, ориентированными на загробную жизнь, и высоким уровнем технологического развития, Египет демонстрирует интересное взаимодействие между социальными факторами и формированием сознания. Религиозные представления о душе, загробной жизни, богах и мифологических сюжетах глубоко интегрировались в повседневную жизнь египтян, определяя их ценности, моральные нормы и мировоззрение. Монументальное искусство, культ мёртвых и пирамиды свидетельствуют о коллективном сознании, направленном на сохранение социального порядка и продолжение жизни в потустороннем мире. Данная культурная матрица формировала специфический тип онтогенеза сознания, отличающийся от западных и восточных моделей. Влияние социальных факторов на филогенез и онтогенез сознания многогранно. Тип социальной органи-

зации - от охотничьих обществ до сложных государств - формирует разные формы социального взаимодействия, системы коммуникации и социальные роли, что влияет на развитие когнитивных способностей и социальной когниции. Как отмечала Лягошина Т.В., развитие технологий - от изготовления орудий труда до современных информационных технологий - предоставляет новые возможности для обработки информации, влияя на скорость и способность к обучению [3, с. 112]. Религиозные и мифологические представления формируют мировоззрение, систему ценностей и моральные нормы, что определяет интерпретацию реальности и самосознание человека. Все эти факторы взаимодействуют в сложной динамике, формируя разнообразие форм сознания и его эволюцию.

Выводы

Представленный анализ онтогенеза и филогенеза сознания, проведенный сквозь призму взаимодействия социальных и когнитивных детерминант, выявил сложную и многогранную картину развития субъективного опыта. Дихотомия «сознание-мышление», традиционно акцентируемая западной философской традицией, в контексте сравнения с восточными концепциями, демонстрирует принципиальные различия в понимании природы ментальной активности. Западная философия, ориентированная на субъект-объектную модель познания, часто позиционирует сознание как привилегированный инструмент аналитического мышления, отделяя его от «низших» форм когнитивной деятельности. В то время как восточные философские системы, такие как буддизм и даосизм, подчеркивают неразрывную связь сознания и тела, концентрируясь на практиках саморегуляции и достижении гармонии с окружающим миром, рассматривая мышление как лишь один из множества аспектов сознательного опыта. В этих традициях часто отсутствует четкое разделение между сознанием и бессознательным, а сам понятийный аппарат ориентирован на интеграцию субъекта и объекта, преодоление дуализма. Египетская культурно-историческая парадигма представляет особый интерес, поскольку сочетает элементы как западного, так и восточного подходов. С одной стороны, египетская цивилизация разработала сложную систему письменности и абстрактного мышления, свидетельствующую о развитом когнитивном аппарате. С другой стороны, религиозные и мифологические представления Древнего Египта подчеркивают значение духовности, реинкарнации и связи человека с божественным, что сближает её с восточными традициями. Анализ египетских текстов, изобразительного искусства и археологических находок позволяет предположить наличие специфической модели онтогенеза сознания, отличающейся от западных и восточных парадигм как

в терминах формирования когнитивных способностей, так и в отношении к роли социальных институтов и религиозных верований.

Литература

1. Дубровский Д.И. Проблема сознания: опыт обзора основных вопросов и теоретических трудностей // Проблема сознания в философии и науке. М. Канон+.2009. С. 16-41.

2. Осознать смысл, осмыслить сознание: разум и Другая Рациональность. М.: Садра, 2023. -360 с.

3. Лягошина Т.В. Большие языковые модели: влияние на публичный дискурс и общество в целом // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 79. C. 111-124.

4. Серл Дж. Сознание, язык и общество: философия в реальном мире. М.: Идея-Пресс, 1998. 256 с.

5. Черникова И.В. Логиновская Ю.В. Сознание в когнитивной науке // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 32-43.

6. Черникова И.В., Черникова Д.В. Проблема сознания в философии и когнитивной науке // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология.

2016. № 4. С. 103-112.

7. Чешев В.В. Действительно ли основание всему начала нравственные? // Идеи и идеалы.

2017. № 2 (32). С. 75-91.

ONTOGENESIS AND PHYLOGENY OF CONSCIOUSNESS: AN ANALYSIS OF THE EGYPTIAN CULTURAL AND HISTORICAL PARADIGM

Hussein K.HA

National Research Tomsk State University

The article considers consciousness as a product of biological evolution and as a phenomenon with social foundations. Human consciousness is a complex and multilevel system of mental, social, and other processes. Using the term "ontogenesis and phylogeny of consciousness", we set the task to consider the nature of human consciousness in the conditioning of the species and cultural evolution of mankind. The proposed article is devoted to a comparative analysis of the ontogenesis and phylogeny of consciousness, examines the influence of social and cognitive determinants on its formation and evolution. The article presents a model of the interaction of biological and cultural factors in the process of the ontogenetic and phylogenetic development of consciousness, using an interdisciplinary approach combining data from cognitive science, philosophy, anthropology and history.

Keywords: ontogenesis, phylogeny, consciousness-thinking, Western philosophy.

References

1. Dubrovsky D.I. The problem of consciousness: the experience of reviewing the main issues and theoretical difficulties // The problem of consciousness in philosophy and science. M. Can-on+.2009. pp. 16-41.

2. To realize the meaning, to comprehend consciousness: reason and Other Rationality. M.: Sadra LLC, 2023. 360 p.

Rnra

COTmwrm № 2 2025

3. Lyagoshina T.V. Big language models: impact on public discourse and society as a whole // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Politics. 2024. No. 79. C. 111-124.

4. Searle J. Consciousness, language and society: philosophy in the real world. Moscow: Idea Press, 1998. 256 p.

5. Chernikova I.V., Loginovskaya Yu.V. Consciousness in cognitive science // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2020. No. 53. pp. 32-43.

6. Chernikova I.V., Chernikova D.V. The problem of consciousness in philosophy and cognitive science // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2016. No. 4. pp. 103-112.

7. Cheshev V.V. Is there really a moral foundation for everything? // Ideas and ideals. 2017. No. 2 (32). pp. 75-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.