Научная статья на тему 'Онлайновый электронный бизнес: сущность и показатели функционирования, развития'

Онлайновый электронный бизнес: сущность и показатели функционирования, развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винарик Л. С., Щедрин А. Н.

Виділено та розглянуто особливості онлайнового електронного бізнесу, чинники, від яких залежить успішний його розвиток, і запропоновано показники, що дозволять аналізувати стан його функціонування та розвитку.Выделены и рассмотрены особенности онлайнового электронного бизнеса, факторы, от которых зависит успешное его развитие, и предложены показатели, позволяющие анализировать состояние его функционирования.Specific features of on-line e-busines are distinguished and considered, and the factors that determine its development are presented. The indicators which permint to analize the perfomance of this business are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Онлайновый электронный бизнес: сущность и показатели функционирования, развития»

Л.С. Винарик, А.Н. Щедрин

ОНЛАЙНОВЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС: СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ

За последнее десятилетие ХХ в. человечество вошло в качественно новый этап развития, характеризующийся кардинальными изменениями в сфере информационных ресурсов общества, содержании своей деятельности. Уровень развития интеллектуального потенциала и качество человеческих ресурсов стали важнейшими факторами,

определяющими конкурентоспособность современных национальных

экономических систем, состояние развития которых зависит от информатизации, являющейся ведущим инструментом, определяющим степень использования, восприимчивость тех или иных новаций к достижению научно-технического прогресса.

Процесс информатизации заметно повлиял на социальную и экономическую мысль конца ХХ в., выдвинув идею новой концепции мирового контекста, его пределов и ориентиров. Вектор динамики, переживаемой человечеством, т.е. социокультурная революция, равно меняющая как идеалы мироустройства, так и механизм практической деятельности, способствует глубокой трансформации общества.

Трансформация - это

преобразования общественной

(социальной) системы того или иного масштаба, глубины, направленности, вызванные внутренними или внешними факторами или их комбинацией.

Трансформация может быть случайной, вызванной каким-либо внешним фактором (стихийным

бедствием, крупной технологической катастрофой, войной) или закономерной, обусловленной циклично-генетическими закономерностями динамики общества. Однако трансформация - понятие более широкое, объёмное, включающее и результаты инноваций, их социально-экономические последствия перед обществом или переход отдельных его элементов в новое качественное состояние. Основной закономерностью трансформации является её цикличность, периодическая повторяемость в начале каждого цикла или при смене фаз циклов, - повторяемость не в смысле тождественности, а в виде подобия перемен на разных витках спирали общественного прогресса, с новым содержанием, в новом качестве.

С помощью трансформации система отвечает на вызов, переходит к новой фазе своего жизненного цикла или сменяется иной более прогрессивной системой. К концу ХХ в. пришло время более глубокой трансформации -преобразование индустриального

общества в информационное общество, смены сверхдолгосрочных

цивилизационных циклов.

На встрече в Окинаве в июле 2000 г. "Большая восьмёрка" приняла Окинавскую хартию глобального информационного общества, в которой сформулировала своё понимание, отношение и принципы перехода к информационному обществу. В данном документе утверждается, что переход к информационному обществу позволит человечеству выйти на траекторию

© Винарик Леонид Самойлович - кандидат экономических наук; Щедрин Александр Николаевич - кандидат экономических наук. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.

ISSN 1562-109X

устойчивого развития. Участники "Большой восьмёрки" считают, что информационное общество - это такое общество, в котором производство и потребление электронных

информационных ресурсов является важнейшим видом деятельности, электронные информационные ресурсы -наиболее значимым ресурсом, информационно-телекоммуникационные технологии (ИТТ) - базовыми технологиями, а информационная среда, наряду с социальной и экономической, -новой средой обитания.

В нашем случае речь идет не о скачкообразной замене индустриальной экономики на информационную, а о метаморфозе индустриальной экономики, о её постоянном превращении в новый тип, электронный, с новыми структурными характеристиками.

В целом возрастание значимости информатизации трудно переоценить. Появившиеся качественно новые параметры и характеристики,

отражающие экономические процессы в обществе, связаны со стремительным и бурным развитием в конце ХХ и в начале ХХ1 в. информатизации, с последствиями превращения планеты в единое информационное пространство, что ставит перед всеми странами комплекс новых и сложных проблем.

Мировая экономическая система вступила в эпоху формирования информационного общества. Это зародившееся общество характеризуется качественно новым производственным аппаратом, основанным на базе кибернетических орудий труда, на новых информационных технологиях.

ИТТ - новые информационные технологии с дружественным

интерфейсом работы пользователя, использующие ЭВМ, программное обеспечение и телекоммуникационные средства.

Применение ИТТ предоставляет человеку возможность получить доступ к любым накопленным электронным информационным ресурсам и

эффективно использовать их.

ИТТ являются в настоящее время ключевым компонентом управления на всех уровнях, практически во всех областях знаний, основой и базой онлайнового электронного бизнеса [1]. В чем особенности ИТТ? Выделим их:

различные виды источников электронных информационных ресурсов объективные (источники статистической информации, книги, газеты, базы данных) и субъективные (специалисты, представители разных групп населения);

сохранность исходных электронных информационных ресурсов и

возможность повторной обработки;

возможность одновременной

параллельной обработки электронных информационных ресурсов;

накопление результатов

электронных информационных ресурсов, переход их на новый уровень качества;

повышение требований к профессиональному уровню

специалистов по поддержке технических средств и интеллектуальных процессов обработки данных;

новые требования к

взаимодействию техники и человека;

чрезвычайно широкий спектр потребителей, например наука (точные и гуманитарные науки), промышленность, управление, экономика и финансы, рынок, образование, искусство, частная жизнь;

информационно-телекоммуникационные технологии связали воедино компьютеры, телефоны и другие средства связи во многих странах, создав мощные глобальные сети,

обеспечивающие онлайновый

электронный бизнес.

Дополнительно отметим большое значение системы обработки

электронных информационных ресурсов, работающих в режиме реального времени. Системы реального времени реализуют режим «on-line» на всех этапах обработки электронных информационных ресурсов.

Трансформация индустриального общества в информационное связана не только с развитием информационно-телекоммуникационных технологий, но и с возникновением и развитием на их основе нового способа ведения бизнеса, нового его типа - онлайнового электронного бизнеса. По проблемам его организации и развития имеется ряд публикаций, например работы Н.И. Геращенко, Т.Ю. Журавлёвой,

М. Згурского, Г.П. Иванчен-

ко, С.Н. Колесникова, О.А. Котелева, Ю.В. Макогона, А.В. Миронова, АН. Соколовой, В.И. Скобы, Т.И. Яковлевой и других, но в них не отражена возможность оценки его

функционирования и развития [2-9].

Цель статьи - выделить особенности онлайнового электронного бизнеса, факторы, от которых зависит успешное его развитие, и предложить показатели, позволяющие анализировать состояние его функционирования и развития.

Особенности онлайнового

электронного бизнеса - это отказ от исторически сложившейся системы работы на склад с последующим удовлетворением заказов потребителей уже из накопленных запасов, что стало особенно важным итогом развития информационно-телекоммуникационной технологии. Практическое

осуществление поставок «в точное время», т.е. одного из важнейших принципов современной системы управления производством (логистики), позволило ощутимо снизить омертвление

капиталов, оборудования, товарной продукции и заметно повысить за этот счёт эффективность своего

производственного процесса.

Развитию онлайнового

электронного бизнеса в Украине препятствуют следующие факторы:

более низкий по сравнению с развитыми странами уровень развития ИТТ, инфраструктуры в субъектах хозяйствования Украины, в частности скоростного доступа в Интернет;

более низкий уровень

информационной культуры населения и, как следствие, меньшие масштабы использования Интернета;

несовершенство нормативно-правового и методического обеспечения онлайнового электронного бизнеса;

малая степень развития единой банковской системы и механизмов оплаты по чекам и банковским картам.

Одними из основных направлений, стимулирующих развитие онлайнового электронного бизнеса, являются:

разработка и реализация концепции развития онлайнового электронного бизнеса в Украине;

создание нормативно-правовой базы в области онлайнового электронного бизнеса, в первую очередь в области электронного

документооборота, которая бы обеспечивала гарантию легитимности цифровой документации,

сопровождающей виртуальные торговые операции;

реализация уже действующего законодательства, в частности Закона Украины «Об электронной подписи»;

разработка и принятие стандарта в области функционирования системы электронной торговли, в том числе в области информационной безопасности;

создание электронных торгово-закупочных площадок в сфере оптово-

розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

расширение практики онлайновых закупок и онлайновых расчетов органами власти всех уровней;

развитие единой банковской системы и механизмов оплаты на базе электронных денег;

содействие расширению Интернет-аудитории в Украине прежде всего путём информационно-просветительских компаний и создание точек общественного доступа;

содействие повышению информационной грамотности населения путём расширения сети компьютерных курсов и др.

Онлайновый электронный бизнес -одна из наиболее активно развиваемых и пристально изучаемых сфер применения информационно-телекоммуникационных технологий в информационном обществе. Производимые в

информационном обществе

преобразования настолько значимы для будущего и общества, и человека, что находятся под постоянным вниманием ООН и ведущих аналитических центров Старого и Нового света.

Онлайновый электронный бизнес представляет собой любой вид сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или использования физического контакта.

В целом масштабы и интенсивность использования онлайнового

электронного бизнеса в Украине пока заметно отстают от европейского и американского уровней. Онлайновый электронный бизнес отражает цели и масштабы использования электронных технологий в бизнес-деятельности его секторов В2В (бизнес для бизнеса), В2С (бизнес для потребителя). Его анализ осуществляется по следующим показателям, которые характеризуют использование Интернета для

взаимосвязи с поставщиками и потребителями:

доля осуществляемых онлайновых продаж в общем объёме продаж (Оп )

О = —100%, (1)

П

об

где Пио - объём продаж в онлайне, тыс. грн.;

Поб - общий объём продаж, тыс.

грн.;

доля онлайновых закупок в общем объёме закупок (Оз )

О = ^ 100%,

П

(2)

обз

где Пзо - объём закупок в онлайне, тыс. грн.;

Побз - общий объём закупок, тыс.

грн.;

доля онлайновых продаж по основным секторам онлайновой коммерции В2В (РВ2В) и В2С (РВ2С)

РВ 2В = °В2в_ 100%,

По

РВ 2С = 100%,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(3)

(4)

где ОВ2В - объём продаж в онлайне по сектору В2В, тыс. грн.;

По - общий объём продаж в онлайновой коммерции, тыс. грн.;

ОВ2С - объём продаж в онлайне по сектору В2С, тыс. грн.;

доля осуществляемых электронных платежей (Э^)

Эд = Эп / 0п100%, (5)

где Эп - электронные платежи, тыс. грн.; Оп - общий объём платежей, тыс.

грн.;

насыщенность электронными

магазинами в секторах В2В (НмВ2В) и В2С

(НмВ2С)

Н мВ 2В = КГ- Ш0%,

км

н мВ2С=Кг- ш0%,

(6) (7)

где КмВ2В - количество электронных магазинов в секторе В2В, ед.;

КмВ2С - количество электронных магазинов в секторе В2С, ед.;

Окм - общее количество магазинов,

ед.

Исследователи в области онлайнового электронного бизнеса в США, Японии, Швеции пришли к выводу, что когда ОЭБ по приведенным показателям превышают порог 10%, то он становится бытовым явлением, его развитие идёт уже по другим законам и другими темпами.

Показатели использования

онлайнового электронного бизнеса, с одной стороны, характеризуют степень проникновения информационно-

телекоммуника-ционных технологий в сферу торговых и финансовых операций, совершаемых субъектами

хозяйствования и гражданами, а с другой - отражают масштабы и возможности развития секторов В2В и В2С.

Успешное функционирование

онлайнового электронного бизнеса зависит от трёх факторов:

во-первых, от наличия

потенциальной покупательской

аудитории - критической массы пользователей онлайнового электронного бизнеса (от 10 до 12% численности населения страны);

во-вторых, от наличия у населения электронных денег - денежных средств на банковских счетах (карточек, управляемых с помощью наиболее популярных платёжных систем);

в-третьих, от наличия надёжной системы доставки товара покупателям.

В Украине отсутствуют все три фактора развития онлайнового электронного бизнеса. Пользователи онлайнового электронного бизнеса составляют не более одного процента от количества населения (из них самостоятельно платящих за доступ в

сеть - не более 0,3%), в обороте безналичные деньги населения почти не участвуют. Количество владельцев кредитных карточек еще меньше количества активных пользователей онлайнового электронного бизнеса.

Подавляющее количество

электронных платёжных карточек являются, как правило, дебетовыми, системы же доставки материальных ценностей или очень дорогие (например, международные), что увеличивает стоимость покупки, или они ненадёжные, как национальные. Законодательной защиты от риска почти нет.

Однако если взглянуть внимательно на возможности онлайнового

электронного бизнеса, то уже сегодня можно предположить достаточное количество областей для его применения в пределах Украины. В условиях Украины вполне работоспособны схемы для средних и небольших субъектов хозяйствования, специализирующихся на оптовых поставках всего того, что легко может быть стандартизировано и описано, например расходы материалов или запчастей.

Безусловно, широко применяться онлайновый электронный бизнес в Украине будет еще не скоро. Однако он уже отвоёвывает позиции у старой индустриальной экономической системы. Процесс смещения технологических параметров мог быть более динамичным, если бы было разработано правовое обеспечение функционирования

онлайнового электронного бизнеса, т.е. одной из первоочередных задач является создание законодательных условий для становления онлайнового электронного бизнеса. Это включает обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод, а также разработку мер, гарантирующих безопасность и надёжность

функционирования онлайнового

электронного бизнеса.

Главными проблемами, которые должны решаться на государственном уровне для обеспечения эффективного функционирования онлайнового

электронного бизнеса, являются:

координация деятельности

информационных служб в сфере создания и использования онлайнового электронного бизнеса;

создание правовой базы для эффективного функционирования

онлайнового электронного бизнеса;

стандартизация обмена

электронными информационными

ресурсами и их систематизация и актуализация;

ценообразование, разделение на бесплатные и коммерческие электронные информационные ресурсы;

обеспечение прозрачности и достоверности электронных

информационных ресурсов;

создание экономических условий, стимулирующих расширение

контингента пользователей онлайнового электронного бизнеса за счет более льготных тарифов на услуги связи, провайдерские услуги, аренду помещений для размещения

необходимого электронного и

коммуникационного оборудования;

повышение пропускной

способности средств связи за счет широкого использования космических средств связи, волоконно-оптических линий;

судебная и административная защита пользователей онлайнового электронного бизнеса от

несанкционированного проникновения в базы данных, похищения

конфиденциальных сведений коммерческого и интеллектуального характера;

создание системы необходимых стандартов в этой области, корреспондирующихся с

соответствующими стандартами других стран;

рекомендуемый показатель оценки для уровня внедрения новейших информационных технологий в территориальном разрезе.

Государство должно обеспечить программу развития онлайнового электронного бизнеса,

регламентирующую и

систематизирующую процесс его создания и функционирования.

Онлайновый электронный бизнес -это не только борьба за рынки сбыта и потребителя, но и борьба за жизнедеятельность Украины в современных экономических условиях. Развитие онлайнового электронного бизнеса способствует появлению новых и расширению действующих субъектов хозяйствования, создаёт условия для динамического спроса и предложений, предъявляемых к корпоративному сектору экономики и развитию его самого. Онлайновый электронный бизнес сопровождается повышением

благосостояния населения, способствует росту потребления и усилению проникновения ИТТ в жизнь все более широких слоёв общества.

Литература

1. Довгий С.О. Стан та проблеми розвитку телекомушкацшно'1 мережi Украши // Наука та наукознавство. -2000. - № 3. - С. 38-41.

2. Журавлёва Т.Ю. Эффективность электронного рынка. - М.: ВИНИТИ, 2003. - С. 143-149.

3. Згурский М. Общество знаний и информатизация // Зеркало недели. -2003. - № 19. - 24 мая.

4. Иванченко Г.П. Электронный бизнес в России. - М.: Ротор, 2003. - 214 с.

5. Колесников С.Н. Стратегия бизнеса: управление ресурсами и

знаниями. - М.: Статус-кво 97, 2000. -116 с.

6. Котелев О.А., Скоба В.И. Электронная коммерция: Термины и определения. - Вып. 2. Учеб. пособие. -М.: МГУК, 2001. - 120 с.

7. Макогон Ю.В., Миронов А.В. Электронная коммерция. (Ознакомительный курс). - Донецк: ДонНУ, 2002. - 173 с.

8. Останкова О.С. Сучасш структури та фактори розвитку шформацшного ринку Украши // Науково-техшчна iнформацiя. - 2004. -№ 3. - С. 31-34.

9. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт // Открытые системы. -2000. - № 4. - С. 41-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.