ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА
УРОКЕ АНГЛИЙСКОГОЯЗЫКА Строгонова Нина Анатольевна
преподаватель английского языка ФГКОУ «Оренбургское президентское
кадетское училище» РФ, г. Оренбург E-mail: nina [email protected]
ONLINE TESTING AS MEANS OF PERFORMANCE RATING AT THE
ENGLISH LANGUAGE LESSON
Nina Strogonova
teacher of English at Orenburg President Cadet School, Russia Orenburg
АННОТАЦИЯ
Система online-тестирования как одна из форм проведения самостоятельной работы способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, способствует полноценному, качественному контролю уровня знаний. Использование тестов на уроках английского языка позволяет осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, осуществлять своевременную коррекционную работу в процессе преподавания, достоверно оценивать качеств обучения и управлять им.
ABSTRACT
The system of online testing as a form of independent learning facilitates sustained knowledge allows a student to work in a convenient manner and provides adequate assessment. Test usage at the lessons of the English language helps to differentiate and to individualize the process of learning, to bring in a timely correctional work, to fairly assess and manage the quality of training.
Ключевые слова: иностранные языки; онлайн-тестирование; создание тестов; контроль.
Keywords: foreign languages; online-testing; test creation; control.
В последнее время в рамках становления новой системы образования использование информационно-коммуникационных технологий на уроках
иностранного языка становится более распространенным. Использование ИК-технологий позволяет сделать процесс обучения иностранному языку:
• личностно -ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры;
• интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома;
• разнообразным: качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий. Использование ИКТ позволяет сделать эту отработку менее рутинной и более разнообразной [7, с. 218];
• коммуникативным: использование языковых роботов, а также общение на иностранном языке в учебных чатах и блогах симулирует ситуацию общения - письменную и устную;
• основанным на использовании аутентичных языковых материалов: учащиеся приобретают практически неограниченный доступ к аутентичным иноязычным ресурсам, в том числе аудио и видео, размещенным в Интернете. Они могут использовать эти материалы при самостоятельной работе, дистанционном обучении, подготовке проектов и т. д.;
• менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося: учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений [5, с. 34].
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования, важнейшим компонентом педагогической системы и
неотъемлемой частью учебного процесса. Это важная составляющая — часть процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе [3, с. 24].
Как показывает практика, информационные Интернет-ресурсы могут выступать и в качестве средства контроля знаний, определения уровня овладения языком. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без точной оценки результатов качества усвоения материала. Использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность применения аутентичных онлайн-ресурсов в целях проверки и оценки своих знаний [2, с. 176].
Реальность современного мира позволяет учителю применять Интернет-ресурсы для проверки знаний учащихся с использованием Web2.0. Современный учитель имеет возможность самостоятельного создания онлайн-тестов, с помощью которых можно проводить оценку качества знаний. Рассмотрим некоторые из них:
• Многофункциональный онлайн-конструктор тестов "Online Test Pad" (http://onlinetestpad.com). Бесплатный онлайн-ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, установить собственную шкалу оценивания ответов, провести исследование качества ответов и детально определить качество усвоенных знаний обучающихся.
• Система электронного тестирования "Tests Online" (http://www.tests-online.ru). Бесплатный онлайн-ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, получить результаты ответов обучающихся.
• «Мастер-Тест» (http://www.energobud.net). Бесплатный онлайн-ресурс для проведения тестирования. По функциональным возможностям аналогичен системе электронного тестирования "Tests Online". Отличием является то, что
созданный тест можно скачать и проводить сеансы тестирования при оценке качества знаний обучающихся в режиме оффлайн.
• Платный онлайн-ресурс "Give Test" (http: //i givetest .com/rus) представляет полноценное решение для создания тестов, проведения тестирования в сети Интернет, а также создание отчетов по задаваемым критериям оценки качества знаний обучающихся.
• Портал создания и проведения тестирования «Твой тест» (http://make-test.ru). Бесплатный онлайн-ресурс, с помощью которого можно разработать тест, провести тестирование пользователей, получить результаты ответов обучающихся [4, с. 80].
Помимо этого существует ряд ресурсов, предлагающих готовые онлайн-тесты, касающиеся различных аспектов языка. Данные ресурсы могут быть использованы как для самостоятельной работы дома, так и для работы на уроке:
• http://www.englishteststore .net/ — бесплатный онлайн-ресурс, предлагающий большой выбор разноуровневых тестов по грамматике, лексике, говорению, чтению и т. д., а также ряд тестов для подготовки к международным экзаменам TOEFL, TOEIC, GRE, SAT, GMAT. Понравившийся тест можно скачать и выполнить в режиме онлайн. Основной недостаток в данном случае — отсутствие мгновенной оценки результата.
• http://www.englishtag.com/ — содержит ряд тестов для проверки владения языком уровней A1-C2 и другие полезные материалы.
• http://www.examenglish.com/ — предлагает бесплатную подборку тестов для подготовки к сдаче международных экзаменов IELTS, TOEFL, TOEIC, CAE, FCE, KET, PET.
• http://www.testden.com/ — представляет собой образовательный ресурс с подборкой тестов и тренировочных заданий для подготовки к международным экзаменам TOEFL и TOEIC.
• http://www.english-test.net/ — ресурс, во многом похожий на Englishstore.net, с тестами по лексике, грамматике, чтению, говорению, аудированию с учетом разных уровней владения языком.
• http://www.testpreppractice .net/ — онлайн-тесты, тренировочные задания и обучающие материалы для тех, кто готовится к сдаче международных экзаменов.
• http://www.macmillan.ru/eg/ — требует регистрации. Удобный ресурс для учащихся и преподавателей, ведущих подготовку к сдаче ГИА и ЕГЭ. Предоставляет возможность пройти пробный тест в режиме онлайн с мгновенной выдачей результата.
Онлайн-тестирование значительно повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Учащиеся работают более активно, и даже слабые ученики стараются получить более высокую оценку, иногда повторяя процедуру тестирования не один раз.
Таким образом, онлайн-тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала. Введение онлайн-тестирования на уроках английского языка позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения [1, с. 27]. Однако, как и любое другое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований. Тестирование не должно заменять традиционные методы контроля, лишь в некоторой степени дополнять их. Необходимо разумное, дозированное включение онлайн-тестирования в работу учителей иностранного языка.
Список литературы:
1. Андреев А.Б. Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов / А.Б. Андреев. М.: Педагогика, 2001. — 164 с.
2. Антропова М.В. Педагогика: Учебник. М.: Просвещение, 2008. — 176 с.
3. Апанасенко Г.А. Педагогический контроль // Педагогика. — 2008. — № 4. — с. 23—25.
4. Горовая Т.Ю. Современные системы компьютерного тестирования: аналитический обзор // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 1. — С. 79—81.
5. Кабанова Т.А., Новиков В.А. Тестирование в современном образовании: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2010. — 384 с.
6. Климова В.И. Педагогика: учебник. М.: Знание, 2008. — 192 с.
7. Кузьмина М.Ф. Педагогика: Учебник. М.: Педагогика, 2009. — 288 с.