Научная статья на тему 'Онлайн-петиции как форма протестной коммуникации в условиях электронной демократии'

Онлайн-петиции как форма протестной коммуникации в условиях электронной демократии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
895
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / E-DEMOCRACY / ПРОТЕСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / PROTEST COMMUNICATION / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / POLITICAL PARTICIPATION / ОНЛАЙН-ПЕТИЦИЯ / ONLINE PETITION / ПЕТИЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / PETITION PLATFORM / ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖАНРА / CHARACTERISTICS OF A GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ребрина Л. Н.

В статье представлены результаты лингвистического исследования онлайн-петиций как актуальной формы политического онлайн-участия граждан, анализа характеристик данного нового жанра протестной коммуникации, конституирующих ее комплексный, гибридный характер. Автор описывает положительные и отрицательные факторы электронной демократии, свидетельствующие о значимости влияния нового формата взаимодействия власти и граждан на современные коммуникативные практики протеста, определяемые тенденциями медиализации и технологического детерминизма. Подробным образом характеризуется феномен политического участия с точки зрения его форм, уровней взаимодействия сторон, типов реагирования, конвенциональности, групп онлайн-участников, мотивов и особенностей поведения пользователей Интернет-платформ. По результатам анализа автор делает вывод о высоком медийном потенциале реализуемой в рамках петиций персонализации социально значимых тем; о комплексной природе исследуемых дискурсивных практик (гибридность дискурсивных характеристик, полифункциональность, полиинтенциональность, стилистический синкретизм, особый диалогизм, сложный адресант и адресат, транспозиция массового адресата и адресанта).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE-PETITIONS AS A FORM OF PROTEST COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF ELECTRONIC DEMOCRACY

The results of the linguistic research of online petitions as a relevant form of political online participation of citizens, the analysis of the characteristics of this new genre of protest communication constituting its complex, hybrid character are presented in the article. The author describes positive and negative factors of electronic democracy demonstrating the importance of influence of a new format of interaction of the power and citizens on the modern communicative practices of a protest determined by tendencies of medialization and technological determinism. The phenomenon of political participation from the point of view of its forms, levels of interaction of the parties, types of reaction, conventionality, groups of online participating, motives and features of Internet platforms users behavior is characterized in detail. By results of the analysis the author concludes that the media potential realized within petitions of the personalisation of socially important subjects is rather high; the investigated discursive practices has complex nature (hybridism of discursive characteristics, polyfunctionality, polyintentionality, stylistic syncretism, special dialogism, complex addressant and addressee, a transposition of mass addressee and sender).

Текст научной работы на тему «Онлайн-петиции как форма протестной коммуникации в условиях электронной демократии»

felt at the height of their acquaintance» (J.Austen)./ «В эту минуту Элизабет явно испытывала к оригиналу портрета (Дарси) более теплое чувство, чем когда-либо на протяжении их знакомства» (Дж. Остин).

Коммент.: в приведенных примерах используются следующие фразы, описывающие дом-мечту Пемберли: «large, handsome, stone building, standing well» (величественное каменное здание, удачно расположенное), «natural beauty» щедро одарено природой, «lofty and handsome... furniture suitable to the fortune of their proprietor» (высокие потолки и богатая обстановка, достойная владельца поместья).

Пространство Пемберли также является закрытым и статичным пространством, наполненным различными предметами роскоши. Кажется, что дом утопает в своем превосходстве и великолепии, так как внешне он никого не может оставить равнодушным. Традиции и расположение вещей не меняются поколениями, лишь только в качестве исключения ремонтируется одна из комнат для сестры владельца. Во всем читается распорядок, покой и стабильность. Вот только, несмотря на все, атмосфера в нем кажется пустой и безрадостной. Прежние хозяева умерли, нынешний владелец приезжает лишь изредка, в основном для решения хозяйственных вопросов. Дому нужна семья, чтобы вдохнуть в него жизнь, чего с нетерпением ждут слуги, все ждут хозяйку, которой в конце романа становится Элизабет.

Пространственное перемещение, которое происходит с главной героиней, воспринимается как наивысшее счастье, которое только и могло с ней произойти. На первый взгляд, два

Библиографический список

пространства - пространство отеческого дома и дома мужа противопоставляются. Но, проанализировав объективные характеристики данных пространств, мы приходим к выводу, что они идентичны и обладают схожим набором свойств: статичность, замкнутость, подчинение, однообразие, скука. Главная героиня переходит от одного «хозяина» - отца, к другому - мужу (Karabulatova et al, 2015) [4].

Данное произведение представляет особую ценность, так как с одной стороны, в нем дается исключительный пример идеального английского поместья, подтверждающий первое значение базового слоя лексемы «House» - усл. «дом - отдельно стоящее здание, занимаемое одной семьей». С другой стороны, исследователю становится понятным, что ни один из представленных в книге домов не обладает так называемой «положительной эмоциональной составляющей», присущей первому значению базового слоя «Home» - усл. «дом - любовь, забота, семья». Дом здесь - это скука, быт, суета, заботы, безнадежность, смирение и т.д. Таким образом, появляется новая характеристика, присущая именно художественному концепту «Home/House», не отраженная в словарных толкованиях исследуемых лексем. Заметим, что признак эмоциональной привязанности к месту проживания прежде всего отличает лексему «Home» от «House». Из вышесказанного следует, что в общественных кругах того времени для англичан наибольшее значение имели внешние признаки дома, а внутренний уют, спокойствие, тепло и любовь близких отодвигались на второй план (Bodenheimer,1983). Анализ практического материала показал, что лексема «Home» употреблялась в тексте романа 66 раз, «House» - 137 раз.

1. Джейн Остин. Собрание сочинений: в трех томах. Москва, 1988.

2. Khachmafova Z.R., Karabulatova I.S., Serebryakova S.V., Zinkovskaya A.V., Ermakova E.N. The Specifics of an Estimate discourse of gender stereotypes in small forms of Folklore in a Network Discourse of Electronic and Information society at the Beginning of 21ct Century // Pertanika Journal of Social Science & Humanities, 2017; № 25: 137-150.

3. Извекова А.А. Лексико-тематические характеристики работ г. Остина. Cовременнаялингвистика: Теория и практика. Материалы VI межвузовской научно-методической конференции. Часть I. Краснодар, 2006: 85 - 89.

4. Извекова А.А. Лингвокультурный аспект изучения языка произведений Дж. Остина. Cовременные тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом университете: материалы региональной научно-практической конференции. Краснодар, 2006: 68 - 69.

5. Karabulatova I.S., Khachmafova Z.R., Bricheva M.M., Nescheretova M.T. & Bersirova A.K. Linguopragmatic Aspect of "Search for the Ideal" in the Discourse of Female Fiction as a Reflection of Matrimonial-Demographic and Sexual Behavior in Contemporary Russian Society. Review of European Studies. 2015; Tom. 7; No 6: 35-45.

References

1. Dzhejn Ostin. Sobranie sochinenij: v treh tomah. Moskva, 1988.

2. Khachmafova Z.R., Karabulatova I.S., Serebryakova S.V., Zinkovskaya A.V., Ermakova E.N. The Specifics of an Estimate discourse of gender stereotypes in small forms of Folklore in a Network Discourse of Electronic and Information society at the Beginning of 21ct Century // Pertanika Journal of Social Science & Humanities, 2017, № 25; 137-150..

3. Izvekova A.A. Leksiko-tematicheskie harakteristiki rabot g. Ostina. Covremennaya lingvistika: Teoriya ipraktika. Materialy VI mezhvuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Chast' I. Krasnodar, 2006: 85 - 89.

4. Izvekova A.A. Lingvokul'turnyj aspekt izucheniya yazyka proizvedenij Dzh. Ostina. Covremennye tendencii prepodavaniya inostrannyh yazykov vneyazykovom universitete: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, 2006: 68 - 69.

5. Karabulatova I.S., Khachmafova Z.R., Bricheva M.M., Nescheretova M.T. & Bersirova A.K. Linguopragmatic Aspect of "Search for the Ideal" in the Discourse of Female Fiction as a Reflection of Matrimonial-Demographic and Sexual Behavior in Contemporary Russian Society. Review of European Studies. 2015; Tom. 7; No 6: 35-45.

Статья поступила в редакцию 07.06.18

УДК 811.112.2.

Rebrina L.N., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Volgograd State University (Volgograd, Russia),

E-mail: Reblora@mail.ru

ONLINE-PETITIONS AS A FORM OF PROTEST COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF ELECTRONIC DEMOCRACY. The

results of the linguistic research of online petitions as a relevant form of political online participation of citizens, the analysis of the characteristics of this new genre of protest communication constituting its complex, hybrid character are presented in the article. The author describes positive and negative factors of electronic democracy demonstrating the importance of influence of a new format of interaction of the power and citizens on the modern communicative practices of a protest determined by tendencies of medialization and technological determinism. The phenomenon of political participation from the point of view of its forms, levels of interaction of the parties, types of reaction, conventionality, groups of online participating, motives and features of Internet platforms users behavior is characterized in detail. By results of the analysis the author concludes that the media potential realized within petitions of the personalisation of socially important subjects is rather high; the investigated discursive practices has complex nature (hybridism of discursive characteristics, polyfunctionality, polyintentionality, stylistic syncretism, special dialogism, complex addressant and addressee, a transposition of mass addressee and sender).

Key words: e-democracy, protest communication, political participation, online petition, petition platform, characteristics of a genre.

Л.Н. Ребрина, д-р филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград,

Е-mail: Reblora@mail.ru

ОНЛАЙН-ПЕТИЦИИ КАК ФОРМА ПРОТЕСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ

В статье представлены результаты лингвистического исследования онлайн-петиций как актуальной формы политического онлайн-участия граждан, анализа характеристик данного нового жанра протестной коммуникации, конституирующих ее комплексный, гибридный характер. Автор описывает положительные и отрицательные факторы электронной демократии, свидетельствующие о значимости влияния нового формата взаимодействия власти и граждан на современные коммуникативные практики протеста, определяемые тенденциями медиализации и технологического детерминизма. Подробным образом характеризуется феномен политического участия с точки зрения его форм, уровней взаимодействия сторон, типов реагирования, конвенциональности, групп онлайн-участников, мотивов и особенностей поведения пользователей Интернет-платформ. По результатам анализа автор делает вывод о высоком медийном потенциале реализуемой в рамках петиций персонали-зации социально значимых тем; о комплексной природе исследуемых дискурсивных практик (гибридность дискурсивных характеристик, полифункциональность, полиинтенциональность, стилистический синкретизм, особый диалогизм, сложный адресант и адресат, транспозиция массового адресата и адресанта).

Ключевые слова: электронная демократия, протестная коммуникация, политическое участие, онлайн-петиция, петиционная платформа, характеристики жанра.

Электронная демократия как новый формат коммуникации между властью и обществом, новая форма общественно-политической активности граждан вызывает неоднозначную оценку, обусловленную, с одной стороны новыми возможностями, которые, однако, с другой стороны могут оборачиваться ее недостатками и новыми рисками.

Исследователи в области социологии и политологии, наиболее активно занимающиеся исследованиями данного феномена, относят к плюсам электронной демократии следующие факторы:

- скорость информационного потока, отсутствие временных и географических границ, мобильность, снижение ресурсных затрат, расширение доступа граждан к информации и практикам политического участия;

- новые практики солидаризации (выполняющие, в том числе, воспитательные функции);

- прозрачность новых практик электронного политического участия; увеличение эффективности обратной связи власти с гражданами;

- представление гражданами собственных интересов на разных уровнях без посредников за счет расширения «демократии непосредственного участия» [Лаврик, 2015];

- расширение ассоциативной, прямой демократии; возможность нового, более мягкого менеджмента конфликтных ситуаций [1].

К рискам и новым проблемам электронной демократии, создающим, в том числе угрозу самой демократии, относят следующие явления и тенденции:

- цифровое неравенство (разделение на ТВ-народ и интернет-народ, парадокс: доступность знания возрастает, но, вместе с этим, увеличивается и разрыв между объемом знаний групп) [2]; формирование неократии, контролирующей источники, каналы, пути поиска, технологии обработки информации; администрирование информирования и новые возможности для усиления контроля со стороны государства [3; 4; 5; 6];

- структура формируемых в сетях социальных сообществ не отражает структуру общества; сообщества быстротечны и изменчивы, отношения в них обретают новые качества (момент-ность, раздробленность, большая индивидуалистичность, поверхностность) [2]; «спираль молчания» как атрибут проявления общественного мнения [7];

- усугубление кризиса представительной демократии (дефициты партиципации, представительства, включенности, суверенности) [2; 8; 9]; опасность перерождения электронной демократии в «демократию зондажей и изучения мнения» [6];

- распространение практик политического участия с минимальным / без принятия ответственности за решения (феномен кликтивизма / слактивизма / диванного активизма); отвлечение от активных действий в реальности, концентрация неудовольствия в Сети; усиление виртуальности как социального состояния [2; 6; 10]; определенная селективность он-лайн участия Интернет-пользователей (предпочтение необычного, яркого, скандального, игнорирование серьезного);

- необходимость защиты персональных данных, проблемы с идентификацией и аутентификацией граждан, кибер-атаки» [3]; технологический детерминизм власти; осложнение отношения «государство - гражданин» отношением «клиент - сервер») [6].

В рамках широкой трактовки под политическим участием мы понимаем не только организованные государством, законодательно закрепленные, институционализированные формы, но

и все прямые, непрямые, неконвенциональные формы (с разной степенью организации) с целью повлиять на власть, ее решения и действия [2].

Среди выделяемых уровней взаимодействия власти и граждан (по убыванию степени участия: 1) партиципация; 2) учет мнения граждан; 3) запрос властью информации о потребностях граждан; 4) информирование граждан; 5) убеждение граждан в безопасности, необходимости, выгодности решения власти; 6) манипулирование позициями граждан; 7) игнорирование мнение населения [11]) исследуемая форма протестной коммуникации - петиции - может быть отнесена к уровню партиципации с разной степенью действенности в зависимости от статуса петиционной платформы.

Петиция рассматривается нами как мобилизационная, конвенциональная форма политического участия, по форме реагирования - как активный конструктивный протест (по комбинации параметров «степень активности населения по изменению ситуации» и «степень адекватности, полноты осознания ситуации») [6; 11]. Вслед за Норбертом Керстингом мы выделяем 4 группы онлай-форм политического участия (представительские формы; формы прямой демократии; делиберативные формы; демонстративные формы) и относим онлайн-петиции к формам прямой демократии [12].

Пользователи петиционных платформ различаются по своему поведению и мотивам (новые лоббисты (neue Lobbyisten) - интересуются определенной темой и используют платформу как инструмент партиципации; активисты хитов (Hit-and-Run Aktivisten) - краткосрочный интерес к платформе, внимание к определенным темам; потребители активизма (AktivismusKonsumenten) - интерес к разным темам, отсутствие длительного интереса к определенной тематике, акцент делается на демонстрации участия; стейкхолдеры (Stakeholder) - классические подписанты, интересующиеся одной темой, например, связанной с областью их компетенции или личным интересом, стремящиеся использовать петиции для коммуникации с властями [13]).

По затрачиваемым ресурсам и интенсивности участия он-лайн-участники могут быть также отнесены к разным группам партипационной пирамиды, от пассивных пользователей, «клик-тивистов» до самых активных участников, создающих свои про-тестные инициативы [2; 14].

Материалом исследования послужили петиции, размещенные на немецкоязычной платформе для региональных и федеральных гражданских инициатив, петиций и кампаний openPetition (https://www.openpetition.de), насчитывающей 4.710.704 участников, обеспечивающей мультиопциональный поиск (по статусу петиции - активные, новые, истекающие по сроку, в обработке, законченные после диалога с инициатором петиции по его инициативе, отвергнутые платформой, успешные, не достигнувшие цели; по уровню адресации - район, община, город, объединение общин, административный округ, федеральная земля, государство, ЕС; по источнику - поданные на данной или других платформах; по темам - широкий спектр политических, экономических, общественных тем).

Каждая петиция снабжена следующей информацией, оформлено отдельными рубриками: 1) дебаты по поводу петиции (аргументы за и против, высказываемые пользователями платформы, обоснование, почему они подписывают / не подписывают петиции); 2) новости (дальнейшая судьба петиции,

изменения в тексте петиции, общественный резонанс, реакция властей, благодарность инициатора петиции); 3) комментарии пользователей платформы; 4) подписанты (имена подписавших с распределение по странам, регионам, с маркировкой участников из кворумного региона и неаутотифицированных подписантов); 5) вопросы инициатору петиции; 6) статистика и карты (карта с распределение подписантов по месту жительства с соответствующими таблицами по федеральным землям, округам и другим административным единицам; график соотношения кворума и количества подписей; количество подписей по дням в последние две недели; диаграмма актуальности петиции для подписантов с указанием числа затронутых проблемой лично, через знакомых, потенциально, в будущем, не затронутых, чувствующих ответственность, интересующихся темой; диаграмма активности позиции подписантов с указание количества готовых организовать или участвовать в совместных акциях, убедить других, распространять петицию он-лайн, желающих следить за новостями по данной петиции, не считающих данную инициативу безотлагательной, срочной); 7) репост-рекомендация.

Распределение тематики петиций на платформе орепРеШоп отражает сферы наиболее интенсивного политического участия, проблемные области, наиболее волнующие активную часть общества, инициирующую петиции (см. таблица 1). Наибольшее количество петиций относится к таким сферам как образование, транспорт, социальная сфера, культура, охрана животных, охрана окружающей среды, спорт.

Таблица 1

Тематика петиций на орепРеййоп

тематика % петиций шт.

Bauen (строительство) 4,50 420

Bildung (образование) 10,60 1012

Bürgerrechte (права граждан) 5,80 542

Datenschutz (защита данных) 0,16 15

Energie (энергетика) 1,15 108

Familie (семья) 4,10 386

Gesundheit (здоровье) 4,60 437

Internet (интернет) 1,90 177

Kultur (культура) 7,60 720

Landwirtschaft (сельское хозяйство) 0,34 32

Medien (СМИ) 3,80 361

Migration (миграция) 1,30 122

Minderheitenschutz (права меньшинств) 1,90 176

Sicherheit (безопасность) 3,00 286

Soziales (социальная сфера) 9,30 873

Sport (спорт) 6,10 572

Steuern (налоги) 1,70 158

Tierschutz (охрана животных) 6,70 628

Umwelt (охрана окружающей среды) 6,10 570

Verbraucherschutz (защита потребителей) 1,30 122

Verkehr (транспорт) 9,40 881

Verwaltung (управление, администрация) 1,80 167

Wirtschaft (экономика) 2,00 192

Wissenschaft (наука) 0,85 73

Außenpolitik (внешняя политика) 2,70 257

Wohnen (жилье) 1,30 126

итого 100,00 9413

Выполненный анализ свидетельствует о комплексной природе исследуемого жанра протестной коммуникации.

Исследуемые тексты характеризуются полифункциональностью, сочетая в себе черты директивных, информационно-оценочных, агитационно-пропагандистких жанров:

- коммуникативные цели автора - выражение гражданской позиции, проблематизация / привлечение внимания к ситуации, солидаризация, получение поддержки сообщества, формирование отношение группы и официального адресата-власти к конкретной ситуации; предложение решения проблемы и побуждение адресата-власти к конкретному действию;

- использование широкого спектра языковых средств с императивной семантикой - перформативные конструкции (Wir fordern den Senat der Freien und Hansestadt Hamburg auf (1), Wir plädieren für die Umsetzung des Kindergartens im Neubaugebiet Gänsäcker II (7)), побудительные предложения (Bitte unterschreiben Sie diese Petition; Bitte helfen Sie Pastor Youcef Nadarkhani! (2, 3)), модальные конструкции и модальные глаголы (es ist ein deutliches Zeichen zu setzen, um die Verfolgung der LGBT-Community und die Menschenrechtsverletzungen in Russland zu beenden (1); Die Dinscheder Ruhrbrücke ... ist baufällig und muss erneuert werden (4));

- широкое использование языковых единиц с оценочной семантикой (menschenverachtend, schädlich, verzerrt, drastisch, gequält (1), vernachlässigt, heftig (2), verrückt (3) и мн. др.);

- призывающая речь, обращенная к массовой аудитории, аргументация, выстраиваемая на ценностях, потребностях и интересах массового адресата - потенциальных подписантов, активное использование психологической аргументации, наличие разных, в том числе, косвенных, формул согласия (например, риторических вопросов - Sind wir nicht alle Menschen? Haben wir nicht alle ein freies Leben verdient? Sollten wir uns nicht verpflichtet fühlen, den Schwächeren zu helfen?! (5)); четкое формулирование позиции и предложения по решению проблемы; манипулирование фактами, использование внушения и эмоционального воздействия, что довольно типично для пропаганды (представленные отвергнутые платформой петиции сопровождаются объяснение причины снятия петиции, среди которых частотными причинами являются: «subjektiv urteilen», eine sachliche und begründete Kritik an öffentlichen Personen oder Gruppen in Bezug auf ihre öffentliche Tätigkeit ist zulässig»; «Petitionen mit falschen Tatsachenbehauptungen bzw. Tatsachenbehauptungen ohne geeignete Quellenangaben»; «Beleidigende, herabwürdigende und diskriminierende Petitionen werden beendet und gesperrt» - субъективность суждений без обоснованной, подтвержденной данными критики; предоставление неверных фактов без указания на источник информации, дискриминирующее, унижающее содержание); лозунговый характер заголовков (Rückkehrhilfe für Vietnamesen verstetigen! (2), BEHELFSBRÜCKE für Oeventrop! (4), Musikverein vom Zentralcafe: Keine Sperrzeit für Kultur! (6) и т.д.);

- реализация воспитательной функции посредством формирования ценностей и позиции граждан (для указанных целей часто используется оппозиция ценностных концептов, отсылающих к ценностям и антиценностям социума: например, konstruktiven Dialog, Vernunft, Friedfertigkeit, Freundschaft, friedliches Miteinander, Frieden, Wiedervereinigung, friedliches Europa - конструктивный диалог, разум, миролюбие, дружба, мирное сосуществование, мир, воссоединение, мирная Европа « Schuld, Krieg, Isolation, Konflikt, Kriegsgefahr, kalter Krieg - вина, война, изоляция, конфликт, опасность войны, холодная война (9)).

Исследуемый жанр протестной коммуникации характеризуется дискурсивной гибридностью - сочетание характеристик политического, публицистического, делового дискурсов, интернет-дискурса (выделяемых по референтному, субъектному, инструментальному признакам), что находит отражение, в том числе, и в синкретической стилистической организации, указывающей на связь онлайн-петиций с публицистическими жанрами, например, открытыми письмами протеста / в защиту и жанрами деловой коммуникации, например, прошение, ходатайство [см. 15] (дифференциальными признаками, на наш взгляд, при этом выступают - категоричность, наличие отрицательной оценки, обоснование конкретного требования):

- отсутствие у адресанта полномочий для решения проблемы;

- обращение к субъекту власти с требованием / просьбой, сопровождающееся сообщением фактов и мнения;

- обращение к массовому адресату для привлечения сторонников, формирования общественного мнения;

- общественно-значимый повод; совмещение персонального и социального в образе автора;

- комбинация разнородных аргументов (фактическая, логическая, этическая, эмоциональная аргументация);

- комбинация апеллятивной, информативной, контактной функций и функции самовыражения;

- комбинация признаков деловой и разговорной речи;

- композиционная целостность / воспроизводимая текстовая модель - компоненты: а) адресация (обращение к субъекту власти - часто, характерно для деловой коммуникации - An die Abgeordneten des Deutschen Bundestages Platz der Republik 10557 Berlin; к массовому адресату - Sehr geehrte Damen und Herren, wir bitten Sie um Ihren Einsatz für ... (3)), б) основное содержание (проблема, оценка - как средство воздействия, требование (цель автора) - Wir fordern den Senat ... auf ... (1), Diese Petition soll aufrufen, endlich für Veränderungen im Schulsystem zu kämpfen (8), в) его обоснование / аргументация - Begründung), г) заключительная формула - например, Unterstützen Sie uns mit Ihrer Unterschrift (7), Gib deine Stimme für die sofortige Beseitigung die Missstände in den Schulen! Soll sich etwas am Schulsystem ändern, dann wartet nicht auf Andere: Unterzeichnet diese Petition! (8), д) подпись и указание даты - Im Namen aller Unterzeichner/ innen ... (во всех петициях)).

Анализируемый жанр отличается сложным адресантом и адресатом, что сопряжено с особым диалогизмом / двувектор-ной адресацией (обращение, во-первых, к массовому адресату / потенциальным подписантам, во-вторых, к целевому адресату / власти, ответственной за решение) и с ориентированностью на ответное действие адресата. Массовый адресат после подписания петиции трансформируется в группового / массового адресанта. Особенности аргументации, отбор языковых средств детерминируются сочетанием / превалированием одного из векторов адресации и соответствующей установки (заручиться поддержкой сообщества / убедить власть), что определяет преобладание черт публицистических жанров / жанров деловой коммуникации.

У каждой петиции есть персональный адресант, инициировавший, создавший петицию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Я-персональное» может быть представлено в тексте петиции по-разному:

а) в форме полноценного представления: Mein Name ist Dr. Wilfried Benner. Ich bin der „offizielle" Petent dieser Petition. Ich bin deutscher Staatsbürger und stamme aus Wendlingen bei Stuttgart. Zur Zeit lebe ich in der Schweiz in einem kleinen Dorf namens Boppelsen bei Zürich. . In dieser Angelegenheit sehe ich mich jedoch als „Zornbürger" um der politischen Vernunft und der Friedfertigkeit in diesem Konflikt dienstbar zur Seite zu stehen ... Bei dieser Petition werde ich durch Irmi Wette aus Konstanz-Dingelsdorf unterstützt. Uns verbindet seit vielen Jahren eine tiefe Freundschaft und wir teilen insbesondere unsere politischen Überzeugungen für ein friedliches Europa. ... (9);

б) индивидуальной подписи: Initiatoren: Thomas Gehring, MdL (Sprecher für Bildungspolitik der Grünen im Bayerischen Landtag) und Eike Hallitzky (Landesvorsitzender der bayerischen Grünen) (11); Ich freue mich über jede Unterstützung und würde mich freuen, wenn Du die Petition mit Deinen Freunden teilen würdest! (13);

в) презентацией собственной индивидуальной позиции или мотивов, при которой используется личное местоимение 1 единственного числа 1 лица и / или соответствующее притяжательное местоимение: Ich sehe täglich die grausamsten Bilder in Facebook, sehe die Opfer der Israelis; Ich fordere die Politik auf... (5); Ich bin selbst noch Schüler und erlebe jeden Tag am eigenen Leibe, wie ich mich teilweise in der Schule langweile, da mich manche Fächer einfach schlichtweg nicht interessieren und diese auch nie eine Rolle in meinem späteren Berufsleben spielen werden. Zudem bin ich der Meinung, dass auch mehr lebensnahe Themen unterrichtet werden sollen. Nun hat mich interessiert, welcher Meinung eigentlich andere Schüler und Bürger sind, und habe deswegen eine Umfrage erstellt. Dies war dann endgültig der Anstoß für mich, eine Petition für ein zeitgemäßes Schulsystem ins Leben zu rufen. Ich fände es echt sehr schade, wenn ein Land wie Deutschland, das sehr gute Möglichkeiten zur Bildung bietet, weiter dabei zusieht, wie sich die Schüler während des Unterrichts teilweise langweilen und die Freude am Lernen verlieren (13);

г) в приемах идентификации себя и массового адресата, апелляции к индивидуальному опыту адресата, сокращающих дистанцию и стимулирующих разделение позиции: Während

dieses Thema ganze Länder beschäftigt, sterben Menschen. Menschen wie du und ich. Menschen, die unschuldig sind. (5).

«Я-социальное» персонального адресанта может получать выражение в конструкциях с модальными глаголами, в которых субъектом выступает объект, о котором выносится суждение, в пассивных конструкциях с инфинитивом, в безличных конструкциях: Die Geografie muss Teil des Fächerkanons der Berliner Schule bleiben!; Die Einführung des Faches Politik darf nicht auf Kosten des Faches Geografie erfolgen! (10); Schüler sollen ihre Pflichtfächer nach einigen Jahren selbst festlegen dürfen, um ihre Interessen und Stärken selbst fördern zu können; Um die Punkte verwirklichen zu können, muss ein einheitliches deutsches Schulsystem geschaffen werden; Schule sollte wieder das sein, zu was es ursprünglich gedacht war, ein Ort an dem mit Freude gelehrt und gelernt wird (13); Es scheint schon nach Eintritt in das Schulleben fast unmöglich einen individuellen und schülerorientierten Weg zur Bildungsübermittlung zu gestalten (14).

Персональный адресант может в тексте петиции эксплицитно идентифицировать себя с группой единомышленников, выступать от их лица, как их представитель; адресант предстает как коллективный, получая выражение посредством использования личного местоимения 1 лица множественного числа, посредством уточнения членов группы: Das uns dies aus reinen «Kostenerwägungsgründen» zugemutet werden soll, akzeptieren wir definitiv nicht!!! Wir OEVENTROPER fordern deshalb mit Nachdruck die Errichtung einer einspurigen BEHELFSBRÜCKE während der Bauzeit!!! (4); Wir fordern, dass die Finanzierung des Reintegrationsprogramms verlängert wird ... (2); Wir als Interessenvertreter des Faches fordern eine verantwortungsvolle Entscheidung zu Gunsten der Schulgeografie. (10); Wir - die Schülerinnen und Schüler, deren Eltern, die Schulen und die Kommunen - brauchen jetzt Klarheit über die Zukunft des bayerischen Gymnasiums. Lasst uns gemeinsam für ein neunjähriges Gymnasium eintreten! (11).

Как было отмечено выше, адресат петиции является сложным. Один из адресатов - потенциальные подписанты, единомышленники, все пользователи петиционной платформы. Автор петиции предполагает наличие у него тех же взглядов, ценностей и мотивов. Образ адресата получает регулярное отражение в заключительной фазе петиции, в призывах подписать ее: Deshalb bitten wir Sie um Unterstützung unserer Petition: Die Zeit ist reif. Treten Sie jetzt ein für ein reformiertes neunjähriges Gymnasium in Bayern! (11); Wenn euch das geistige und körperliche Wohl eurer Kinder am Herzen liegt, dann: Unterzeichnet diese Petition! Wenn sich für unserer Kinder, Bildung nachhaltig verbessern soll dann tut etwas: Unterzeichnet diese Petition! (14).

После подписания петиции подписанты превращаются в ее соавторов, со-адресантов, поскольку дальше петиция будет действовать «от их имени». Данная трансформация, новый статус подписантов находит отражение в:

а) комментариях, где со-адресанты объясняют свои мотивы: Johanna Karpenstein (Berlin). 16.11.2016 20:53 Uhr - Die Arbeit ist sehr wichtig für den Betroffenen Personenskreis!; Ingo Birkholz (Berlin). 23.11.2016 18:39 Uhr - Weil es dabei um Taten geht, Worte gibt es reichlich (2);

б) в аргументах «ЗА» в дебатах по поводу петиции (самопрезентация посредством представления рефлексии отдельным подписантом): Ich finde es schlimm, dass dieser Mann und vielleicht auch viele andere, umgebracht werden soll. Es darf nicht sein, dass Menschenrechte unterdrückt werden (Zivilisation); Ich finde es schlimm, dass dieser Mann und vielleicht auch viele andere, umgebracht werden soll. Es darf nicht sein, dass Menschenrechte unterdrückt werden (Menschenrechte) (3);

в) в разнообразной статистике по данной петиции (территориальная карта подписантов, график соотношения кворума и подписей; диаграмма актуальности петиции для подписантов; диаграмма активности позиции подписантов).

Автор петиции берет на себя функцию модератора в информационном пространстве в рамках выстраивания коммуникации между политической властью и гражданами, обратной связи от граждан к власти [15]. Как уже было упомянуто выше, самопрезентация автора может осуществляться при преобладании публицистического или официально-делового варианта стилистической организации петиции. При этом сами темы-поводы также характеризуют адресанта, отражают социальную доминанту в его дискурсивном поведении.

Идентичность адресанта и адресата задается через принадлежность к сообществу, группе единомышленников. Ряд иссле-

дователей говорит в данном случае об особом типе солидарности, интернет-солидарности [16; 17].

Целевым адресатом петиции является определенный субъект власти на разных уровнях (Ortsteil/Bezirk, Gemeinde/Stadt, Gemeindeverband/Amt, Landkreis, Regierungsbezirk, Bundesland, Staat, Europäische, Union), который эксплицируется:

а) при указании адресации в шапке письма: An: Abgeordnete des Bundestags (3); An: Erster Bürgermeister Olaf Scholz (1);

б) в основной части письма, где выражается цель петиции, требование: Wir fordern den Senat der Freien und Hansestadt Hamburg auf, die bestehende Städtepartnerschaft zwischen Hamburg und St. Petersburg auszusetzen (1). Презентация целевого адресата в основной части письма часто сопровождается персонификацией институтов власти и отрицательной оценкой их деятельности, критикой, что способствует объединению адресанта и массового адресата (даже при наличии поколенных различий): Wir bitten den Hessischen Landtag und das Kultusministerium: Geben sie unseren behinderten Kindern, den sozial Schwächsten, die Zeit ihren Beruf, den sie in der Regel den Rest ihres Lebens ausführen, in Ruhe auszuwählen. Machen sie nicht wieder den Fehler, Kinder durch Verkürzung der Schulzeit (G8) aus finanziellen Gründen zu benachteiligen!... Dies steht absolut im Widerspruch, diesen Kindern aus finanziellen Gründen auch noch Zeit für ihre Entwicklung zu stehlen - hier wird mal wieder an der

Список источников практического материала

falschen Stelle gespart. (12); Wir, die Eltern und die Schulen, geben unseren Kindern die Zeit, die sie brauchen, Tag für Tag. Es wäre schön, wenn auch das Kultusministerium und der Hessische Landtag diesen Kindern diese Zeit zugestehen würde. (12).

Интуитивная персонализация тем в петициях (авторство, подписанты, динамика поддержки) делают петиции средством электронной демократии, электронного правительства с высоким медийным потенциалом [13]. В связи с этим петициям, в особенности, получившим массовую поддержку (Massen-, Sammelpetitionen) приписывается плебисцитная функция [18].

Комплексная природа исследуемых дискурсивных практик (гибридность дискурсивных характеристик, полифункциональность, полиинтенциональность, стилистический синкретизм, особый диалогизм, сложный адресант и адресат как отражение транспозиции массового адресата и адресанта) обусловливает целесообразность полипарадигмального, интегративного подхода к их изучению. Перспективы исследования видятся в определении релевантных стратегий и тактик воздействия, средств и способов дискурсивного конструирования идентичности участников, изучении функционирующих метафор как маркеров кризисного мышления и установлении универсальных и лингвоэт-носпецифичных характеристик практик политического участия граждан в условиях электронной демократии с учетом разных социокультурных контекстов.

1. Senat der Hansestadt Hamburg: Aussetzung der Städtepartnerschaft mit St. Petersburg - https://www.openpetition.de/petition/online/senat-der-hansestadt-hamburg-aussetzung-der-staedtepartnerschaft-mit-st-petersburg

2. Rückkehrhilfe für Vietnamesen verstetigen! - https://www.openpetition.de/petition/online/rueckkehrhilfe-fuer-vietnamesen-verstetigen

3. Freiheit für iranischen Pastor Youcef Nadarkhani - https://www.openpetition.de/petition/online/freiheit-fuer-iranischen-pastor-youcef-nadarkhani

4. BEHELFSBRÜCKE für Oeventrop! - https://www.openpetition.de/petition/online/behelfsbruecke-fuer-oeventrop

5. Öffnet eure Augen, statt um Burkas, kümmert euch um Palästina! - https://www.openpetition.de/petition/online/politik-oeffnet-eure-augen-statt-um-burkas-kuemmert-euch-um-palaestina

6. Musikverein vom Zentralcafe: Keine Sperrzeit für Kultur! - https://www.openpetition.de/petition/online/musikverein-vom-zentralcafe-keine-sperrzeit-fuer-kultur

7. Für den richtigen Standort unseres Kindergartens in Waldenbuch! - https://www.openpetition.de/petition/online/fuer-den-richtigen-standort-unseres-kindergartens-in-waldenbuch

8. Wann macht ihr endlich eine Schulreform? - https://www.openpetition.de/petition/online/macht-endlich-eine-schulreform

9. Appell: Wieder Krieg in Europa? Nicht in unserem Namen! - https://www.openpetition.de/petition/online/appell-wieder-krieg-in-europa-nicht-in-unserem-namen

10. Die Geografie darf nicht aus dem Fächerkanon der Berliner Schule verschwinden! - https://www.openpetition.de/petition/online/die-geografie-darf-nicht-aus-dem-faecherkanon-der-berliner-schule-verschwinden

11. Die Zeit ist reif. Jetzt für ein neunjähriges Gymnasium entscheiden! - https://www.openpetition.de/petition/online/die-zeit-ist-reif-jetzt-fuer-ein-neunjaehriges-gymnasium-entscheiden

12. Stopp: Benachteiligung behinderter Kinder durch das Kultusministerium - https://www.openpetition.de/petition/online/benachteiligung-behinderter-kinder-durch-das-kultusministerium

13. Ein zeitgemäßes Schulsystem für unsere Zukunft! - https://www.openpetition.de/petition/online/ein-zeitgemaesses-innovatives-schulsystem

14. Wann macht ihr endlich eine Schulreform? - https://www.openpetition.de/petition/online/macht-endlich-eine-schulreform

Библиографический список

1. Bauer H. Modernisierung des Petitionsrechts in Deutschland und Europa: öffentliche Petition - europäische Bürgerinitiative - Ombudsman-Institutionen. Четвертая неделя немецкого права с участием юридического факультета Потсдамского университета. Москва, 2015 г., Москва, 2016: 35 - 68.

2. Mülling E. Digitale Demokratie als neue Machtform des Bürgers? Bürgerbeteiligung zwischen Regierungskunst und Basisaktivierung: Ergebnisse eines Forschungsseminars. Available at: https://www.researchgate.net/publication/280012462_Digitale_Demokratie_als_neue_ Machtform_des_Burgers.

3. Лаврик Н.В. Электронная демократия: проблемы и перспективы развития в России. Вестник ЗабГУ. 2015; № 01 (116): 80 - 88.

4. Мовсесян А. Современные тенденции становлении информационного общества в мировой экономике и России. Общество и экономика. 2001;6: 41.

5. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

6. Белинис Л. Электронная демократия: политика в условиях глобальной коммуникации. Журнал социологии и социальной антропологии. 2003; Том: VI, № 4: 67 - 81.

7. Noelle-Neumann E. The Theory of Public Opinion: The Concept of the Spiral of Silence. J.A. Anderson (Ed.), Communication Yearbook. 1991; 14: 256 - 287.

8. Merkel W. Direkte Demokratie. Referenden aus demokratietheoretischer und sozialdemokratischer Sicht. Reihe Internationale Politikanalyse. Berlin, 2014.

9. Decker F., Lewandowsky M., Solar M. Demokratie ohne Wähler? Neue Herausforderungen der politischen Partizipation. Bonn, 2013.

10. Postmes T. Collective Action in the Age of the Internet Mass Communication and Online Mobilization. Social Science Computer Review. 2002; Vol. 20, No. 3: 290 - 301.

11. Келасьев О.В., Казаков С.В., Лейес А.Ю. Специфика коммуникации власти и населения в контексте массового публичного протеста. Журнал социологии и социальной антропологии. 2006; Том IX, № 1 (34): 103 - 122.

12. Kersting N. Online Beteiligung - Elektronische Partizipation - Qualitätskriterien aus Sicht der Politik. Voss K. (Hrsg.), Internet und Partizipation. Bottom up oder Top-down? Politische Beteiligungsmöglichkeiten im Internet. Wiesbaden, 2014; 53 - 87.

13. Jungherr A., Jürgens P. E-Petitionen in Deutschland: Zwischen niedrigschwelligem Partizipationsangebot und quasi-plebiszitärer Nutzung. Zeitschrift für Parlamentsfragen (ZParl). 2011; Heft 1: 521 - 534.

14. Baringhorst S. Internet und Protest. Zum Wandel von Organisationsformen und Handlungsrepertoires - Ein Überblick. Voss K. (Hrsg.) Internet und Partizipation. Bottom up oder Top-down? Politische Beteiligungsmöglichkeiten im Internet. Wiesbaden, 2014; 89 - 113.

15. Курьянович А.В. Полипарадигмальность жанра в зеркале предпочтений современной лингвистики (из опыта анализа online-петиций как особой разновидности эпистолярных текстов). Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016; 2(30): 150 - 159.

16. Ксенофонтова И.В. Интернет-солидарность: методологические основания подхода и практика изучения. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Москва, 2014.

17. Степанова Н.Б. Онлайн-петиция как новый жанр интернет-коммуникации. Язык в различных сферах коммуникации. Материалы II Международной научной конференции, 2016, Чита: Забайкальский государственный университет, 2016: 138 - 141.

18. Motzkau M. Rückschlag für das Zukunftsmodell. Stern.de. 28.10.2010. Available at: http://www.stern.de/politik/deutschland/online-petition-zu-atomkraftrueckschlag-fuer-das-zukunftsmodell-1617744.html

References

1. Bauer H. Modernisierung des Petitionsrechts in Deutschland und Europa: öffentliche Petition - europäische Bürgerinitiative - Ombudsman-Institutionen. Chetvertaya nedelya nemeckogo prava s uchastiem yuridicheskogo fakul'teta Potsdamskogo universiteta. Moskva, 2015 g., Moskva, 2016: 35 - 68.

2. Mülling E. Digitale Demokratie als neue Machtform des Bürgers? Bürgerbeteiligung zwischen Regierungskunst und Basisaktivierung: Ergebnisse eines Forschungsseminars. Available at: https://www.researchgate.net/publication/280012462_Digitale_Demokratie_als_neue_ Machtform_des_Burgers

3. Lavrik N.V. 'Elektronnaya demokratiya: problemy i perspektivy razvitiya v Rossii. Vestnik ZabGU. 2015; № 01 (116): 80 - 88.

4. Movsesyan A. Sovremennye tendencii stanovlenii informacionnogo obschestva v mirovoj 'ekonomike i Rossii. Obschestvo i 'ekonomika. 2001;6: 41.

5. Bard A., Zoderkvist Ya. Netokratiya. Novaya pravyaschaya 'elita i zhizn' posle kapitalizma. Sankt-Peterburg: Stokgol'mskaya shkola 'ekonomiki v Sankt-Peterburge, 2004.

6. Belinis L. 'Elektronnaya demokratiya: politika v usloviyah global'noj kommunikacii. Zhurnal sociologiii social'noj antropologii. 2003; Tom: VI, № 4: 67 - 81.

7. Noelle-Neumann E. The Theory of Public Opinion: The Concept of the Spiral of Silence. J.A. Anderson (Ed.), Communication Yearbook. 1991; 14: 256 - 287.

8. Merkel W. Direkte Demokratie. Referenden aus demokratietheoretischer und sozialdemokratischer Sicht. Reihe Internationale Politikanalyse. Berlin, 2014.

9. Decker F., Lewandowsky M., Solar M. Demokratie ohne Wähler? Neue Herausforderungen der politischen Partizipation. Bonn, 2013.

10. Postmes T. Collective Action in the Age of the Internet Mass Communication and Online Mobilization. Social Science Computer Review. 2002; Vol. 20, No. 3: 290 - 301.

11. Kelas'ev O.V., Kazakov S.V., Lejes A.Yu. Specifika kommunikacii vlasti i naseleniya v kontekste massovogo publichnogo protesta. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. 2006; Tom IX, № 1 (34): 103 - 122.

12. Kersting N. Online Beteiligung - Elektronische Partizipation - Qualitätskriterien aus Sicht der Politik. Voss K. (Hrsg.), Internet und Partizipation. Bottom up oder Top-down? Politische Beteiligungsmöglichkeiten im Internet. Wiesbaden, 2014; 53 - 87.

13. Jungherr A., Jürgens P. E-Petitionen in Deutschland: Zwischen niedrigschwelligem Partizipationsangebot und quasi-plebiszitärer Nutzung. Zeitschrift für Parlamentsfragen (ZParl). 2011; Heft 1: 521 - 534.

14. Baringhorst S. Internet und Protest. Zum Wandel von Organisationsformen und Handlungsrepertoires - Ein Überblick. Voss K. (Hrsg.) Internet und Partizipation. Bottom up oder Top-down? Politische Beteiligungsmöglichkeiten im Internet. Wiesbaden, 2014; 89 - 113.

15. Kur'yanovich A.V. Poliparadigmal'nost' zhanra v zerkale predpochtenij sovremennoj lingvistiki (iz opyta analiza online-peticij kak osoboj raznovidnosti 'epistolyarnyh tekstov). Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 2(30): 150 - 159.

16. Ksenofontova I.V. Internet-solidarnost': metodologicheskie osnovaniya podhoda i praktika izucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2014.

17. Stepanova N.B. Onlajn-peticiya kak novyj zhanr internet-kommunikacii. Yazyk v razlichnyh sferah kommunikacii. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 2016, Chita: Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet, 2016: 138 - 141.

18. Motzkau M. Rückschlag für das Zukunftsmodell. Stern.de. 28.10.2010. Available at: http://www.stern.de/politik/deutschland/online-petition-zu-atomkraftrueckschlag-fuer-das-zukunftsmodell-1617744.html

Статья поступила в редакцию 12.05.18

УДК 821.161.1

Ismailova R.T., postgraduate, DGPU (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

ON SOME LEXICAL-SEMANTIC FEATURES OF ADJECTIVES IN THE KUBACHI DIALECT OF THE DARGWA LANGUAGE.

The article presents a comparative analysis of the lexico-semantic specific features of adjectives in the Kubachi dialect of the Dargwa literary language. Adjectives are in close connection with nouns and are consistent with them in case, in the classroom. Kubachi adjectives and adjectives in Dargwa literary language are characterized by specific semantic, word-building and morphological characteristics. In the Kubachi dialect adjectives can be short, when some suffixes are omitted.

Key words: Kubachi dialect, Dargwa language, lexical-semantic specifics, adjective, differentiation.

Р.Т. Исмаилова, соискатель, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: uzlipat066@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В КУБАЧИНСКОМ ДИАЛЕКТЕ ДАРГИНСКОГО ЯЗЫКА

В статье проводится сравнительный анализ лексико-семантических особенностей прилагательного кубачинского диалекта и даргинского литературного языка. Прилагательные кубачинского диалекта и даргинского литературного языка характеризуются определёнными семантическими, словообразовательными и морфологическими особенностями. В кубачинском диалекте, как и в даргинском литературном языке, можно выделить прилагательные - краткие, т. е. основные или чистые и прилагательные, оформленные соответствующими суффиксами, классными показателями. В кубачинском диалекте удвоенные основы прилагательного могут придать ослабленное значение. Неравенство качества в кубачинском диалекте выражается через прилагательные в краткой форме без суффиксов.

Ключевые слова: кубачинский диалект, даргинский язык, лексико-семантические особенности, прилагательное, дифференциация.

В кавказоведении вопрос об имени прилагательном как о части речи, и его лингвистической природе не получил глубокого освещения. Причиной тому является отсутствие чётких морфологических различий между отдельными лексико-грамматиче-скими классами слов. Одни исследователи при классификации частей речи за основу берут семасиологическое значение слов,

другие - лексико-грамматическое, третьи - совокупность семантических, морфологических, и синтаксических признаков.

В зависимости от того, каким образом и какой именно признак предмета обозначается теми или иными прилагательными, а также какими грамматическими свойствами они обладают, прилагательные в даргинском литературном языке и в кубачинском

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.