Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ОБОРОТ БИОАКТИВНЫХ ДОБАВОК. ЧАСТЬ 2: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ИМПОРТНЫХ БИОАКТИВНЫХ ДОЛБАВОК НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ КАК МЕРА ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН'

ОНЛАЙН-ОБОРОТ БИОАКТИВНЫХ ДОБАВОК. ЧАСТЬ 2: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ИМПОРТНЫХ БИОАКТИВНЫХ ДОЛБАВОК НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ КАК МЕРА ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биологически активные добавки / маркетплейс / таможенные органы / запрещенные вещества / негативное влияние / свидетельство государственной регистрации / параллельный импорт / dietary supplements / marketplace / online market / customs authorities / prohibited substances / negative impact / state registration certificate / parallel import

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головань Т. В.

Различные биоактивные добавки используются в качестве профилактики, а в некоторых случаях и лечения при многих патологических процессах в организме человека. Приобретение таких биодобавок на различных онлайн-платформах, в том числе на маркетплейсах, по результатам мониторинга онлайн-рынка России за 2021—2022гг., оказалось самым рискованным для жизни и здоровья человека: несоответствие фактически содержащихся компонентов заявленным, наличие в составе запрещенных веществ, отсутствие свидетельства о государственной регистрации, наличие которого подтверждает безопасность к употреблению. Перечисленные нарушения в условиях полного отсутствия контроля при реализации биоактивных добавок на маркетплейсах подтверждают опасность для здоровья, а в некоторых случаях и для жизни человека. Бесконтрольное употребление такой продукции может привести к серьезным побочным эффектам и осложнениям, таким как аллергические реакции, почечная недостаточность, печеночная недостаточность, осложнения со стороны желудочно-кишечного тракта, нервной системы и мочеполового тракта. В связи с этим актуальными являются вопросы, связанные с обеспечением безопасности здоровья и жизни человека в случае приобретения ими биоактивных добавок на маркетплейсах. Проведенный в исследовании анализ подтвердил наличие проблемы недостоверного декларирования участниками внешнеэкономической деятельности импортных биоактивных добавок на маркетплейсах. В данной статье изучены требования технических регламентов, обязательных для соблюдения при ввозе таких товаров на территорию Евразийского экономического союза, детально изучена возможность реализации импортных биоактивных добавок на маркетплейсах, сформулированы соответствующие выводы и рекомендации по устранению выявленных проблем. Это позволит исключить возможные продажи на маркетплейсе некачественной и запрещенной продукции и выявить продавцов, реализующих ее с нарушениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ON-LINE TURNOVER OF BIOLOGICALLY ACTIVE ADDITIVES. PART 2. CUSTOMS CONTROL FOR THE TURNOVER OF IMPORTED DIETARY SUPPLEMENTS ON MARKETPLACES AS A MEASURE TO PROTECT THE LIFE AND HEALTH OF CITIZENS

Various dietary supplements are used as prevention, and in some cases treatment, of a large number of pathological processes in the human body. The purchase of such dietary supplements on various online platforms, including marketplaces, as evidenced by the results of monitoring the Russian online market for 2021-2022, turned out to be the riskiest for human life and health: the components actually contained do not correspond to the declared ones, the presence of Dietary supplement of prohibited substances, lack of a state registration certificate, the presence of which confirms the safety of such dietary supplement for use. The listed violations in the conditions of complete lack of control during the sale of dietary supplements on marketplaces confirm the danger to health, and in some cases, to human life. Uncontrolled use of such products can lead to serious side effects and complications: allergic reactions, kidney failure, liver failure, complications from the gastrointestinal tract, nervous system and genitourinary tract. In this regard, issues related to ensuring the safety of human health and life in the event of their purchasing dietary supplements on marketplaces are relevant. The analysis carried out in the study confirmed the existence of a problem of unreliable declaration of imported dietary supplements on marketplaces by participants in foreign economic activity. In this regard, this article examines the requirements of technical regulations that must be observed when importing dietary supplements into the territory of the EAEU, studies in detail the issue of the possibility of selling imported dietary supplements on marketplaces, and formulates appropriate conclusions and recommendations for eliminating identified problems, which will eliminate possible sales of low-quality products on the marketplace. and prohibited products and identify sellers selling dietary supplements with violations

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ОБОРОТ БИОАКТИВНЫХ ДОБАВОК. ЧАСТЬ 2: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ИМПОРТНЫХ БИОАКТИВНЫХ ДОЛБАВОК НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ КАК МЕРА ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024; 32(3)

Б01: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-3-363-369 363

Здоровье и общество

©ГОЛОВАНЫ. В., 2024 УДК 614.2

Головань Т. В.

ОНЛАЙН-ОБОРОТ БИОАКТИВНЫХ ДОБАВОК. ЧАСТЬ 2: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ИМПОРТНЫХ БИОАКТИВНЫХ ДОЛБАВОК НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ КАК МЕРА ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

ГРАЖДАН

ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», 353924, г. Новороссийск

Различные биоактивные добавки используются в качестве профилактики, а в некоторых случаях и лечения при многих патологических процессах в организме человека. Приобретение таких биодобавок на различных онлайн-платформах, в том числе на маркетплейсах, по результатам мониторинга онлайн-рынка России за 2021—2022 гг., оказалось самым рискованным для жизни и здоровья человека: несоответствие фактически содержащихся компонентов заявленным, наличие в составе запрещенных веществ, отсутствие свидетельства о государственной регистрации, наличие которого подтверждает безопасность к употреблению. Перечисленные нарушения в условиях полного отсутствия контроля при реализации биоактивных добавок на маркетплейсах подтверждают опасность для здоровья, а в некоторых случаях и для жизни человека. Бесконтрольное употребление такой продукции может привести к серьезным побочным эффектам и осложнениям, таким как аллергические реакции, почечная недостаточность, печеночная недостаточность, осложнения со стороны желудочно-кишечного тракта, нервной системы и мочеполового тракта. В связи с этим актуальными являются вопросы, связанные с обеспечением безопасности здоровья и жизни человека в случае приобретения ими биоактивных добавок на маркетплейсах.

Проведенный в исследовании анализ подтвердил наличие проблемы недостоверного декларирования участниками внешнеэкономической деятельности импортных биоактивных добавок на маркетплейсах. В данной статье изучены требования технических регламентов, обязательных для соблюдения при ввозе таких товаров на территорию Евразийского экономического союза, детально изучена возможность реализации импортных биоактивных добавок на маркетплейсах, сформулированы соответствующие выводы и рекомендации по устранению выявленных проблем. Это позволит исключить возможные продажи на маркетплейсе некачественной и запрещенной продукции и выявить продавцов, реализующих ее с нарушениями. Ключевые слова: биологически активные добавки; маркетплейс; таможенные органы; запрещенные вещества; негативное влияние; свидетельство государственной регистрации; параллельный импорт.

Для цитирования: Головань Т. В. Онлайн-оборот биоактивных добавок. Часть 2: таможенный контроль за оборотом импортных биоактивных добавок на маркетплейсах как мера защиты жизни и здоровья граждан. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(3):363—369. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866Х-2024-32-3-363-369

Для корреспонденции: Головань Татьяна Викторовна, старший преподаватель кафедры таможенного права ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», e-mail: [email protected]

Golovan' Т. V.

THE ON-LINE TURNOVER OF BIOLOGICALLY ACTIVE ADDITIVES. PART 2. CUSTOMS CONTROL FOR THE TURNOVER OF IMPORTED DIETARY SUPPLEMENTS ON MARKETPLACES AS A MEASURE TO PROTECT THE LIFE AND HEALTH OF CITIZENS

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The AdmiralF.F. Ushakov State Maritime

University", 353924, Novorossiysk, Russia

Various dietary supplements are used as prevention, and in some cases treatment, of a large number of pathological processes in the human body. The purchase of such dietary supplements on various online platforms, including marketplaces, as evidenced by the results of monitoring the Russian online market for 2021-2022, turned out to be the riskiest for human life and health: the components actually contained do not correspond to the declared ones, the presence of Dietary supplement of prohibited substances, lack of a state registration certificate, the presence of which confirms the safety of such dietary supplement for use. The listed violations in the conditions of complete lack of control during the sale of dietary supplements on marketplaces confirm the danger to health, and in some cases, to human life. Uncontrolled use of such products can lead to serious side effects and complications: allergic reactions, kidney failure, liver failure, complications from the gastrointestinal tract, nervous system and genitourinary tract. In this regard, issues related to ensuring the safety of human health and life in the event of their purchasing dietary supplements on marketplaces are relevant. The analysis carried out in the study confirmed the existence of a problem of unreliable declaration of imported dietary supplements on marketplaces by participants in foreign economic activity. In this regard, this article examines the requirements of technical regulations that must be observed when importing dietary supplements into the territory of the EAEU, studies in detail the issue of the possibility of selling imported dietary supplements on marketplaces, and formulates appropriate conclusions and recommendations for eliminating identified problems, which will eliminate possible sales of low-quality products on the marketplace, and prohibited products and identify sellers selling dietary supplements with violations.

Keywords: dietary supplements, marketplace, online market, customs authorities, prohibited substances, negative impact, state registration certificate, parallel import.

For citation: Golovan' Т. V. The on-line turnover of biologically active additives. Part 2. Customs control for the turnover of imported dietary supplements on marketplaces as a measure to protect the life and health of citizens. Problemi socialnoi gi-gieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2024;32(3):363-369 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-3-363-369

For correspondence: Golovan' T.V., the Senior Lecturer of the Chair of Customs Law of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Admiral E E Ushakov State Maritime University", e-mail: GolovanTatyanaV@ gmail.com

Health and Society

Conflict of interests. The author declares absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 13.11.2023 Accepted 27.03.2024

Введение

В современных реалиях продолжается активное развитие одного из ключевых направлений онлайн-торговли — маркетплейсов, пик развития которых пришелся на период неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Помимо того что маркетплейсы — одни из основных определяющих факторов развития международной торговли, эти торговые площадки являются хорошей платформой для реализации малого и среднего предпринимательства.

Существует множество маркетплейсов, причем какие-то из них ограничиваются торговлей, не выходя за пределы одной страны, другая часть ориентирована на мировой рынок. Так, к известным мар-кетплейсам мирового рынка можно отнести Amazon, eBay, AliExpress. Достаточно большую популярность на локальных рынках получили такие торговые площадки, как Walmart (Северная Америка), Taobao (Китай), WildBerries (Россия), Target (Австралия), Flipkart (Индия), Ozon (Россия).

Важно отметить, что, по данным Ecommercedb, в 2022 г. WildBerries и Ozon стали крупнейшими он-лайн-площадками российского рынка электронной коммерции (WildBerries лидирует на этом рынке с выручкой в 7356,5 млн долларов США, Ozon — 1715,8 млн долларов США) [1].

Однако при возрастающей популярности маркетплейсов появились и существенные проблемы для потребителей товаров, поскольку абсолютно любой предприниматель малой или средней категории может начать работать на торговой площадке, а со стороны маркетплейса практически отсутствует контроль за качеством реализуемой продукции. Для маркетплейса WildBerries эта проблема особенно актуальна, так как, по данным Роспотребнадзора, именно на данной торговой площадке было выявлено огромное количество подделок товаров, некачественных товаров, товаров, бывших в употреблении, а также у продавцов отсутствовали сертификаты качества на реализуемую продукцию [2].

В числе товаров категории «Здоровье», представленных на торговой онлайн-площадке WildBerries,— «Биологически активные добавки» (БАД), под которыми понимаются «природные и(или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции» [3]. Таким образом, БАД содержат в своем составе вещества, которые необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности организма и повышения иммунитета человека, а также в отдельных

случаях могут быть дополнительным и вспомогательным средством терапии при различных заболеваниях.

Исследованием онлайн-рынка БАД за 2021— 2022 гг., проведенным Центром стратегических разработок (ЦСР), выявлено, что торговля БАД на мар-кетплейсах не отвечает критериям безопасности и приводит к нарушению состояния жизни и здоровья человека: в каждой третьей БАД превышена дозировка заявленных веществ, каждая пятая БАД содержит запрещенные в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) вещества, зачастую описание товара в его карточке не отражает фактический состав БАД [4].

Выявленные ЦСР проблемы в онлайн-торговле БАД, безусловно, подтверждают опасность для здоровья, а в некоторых случаях и для жизни человека. Врачи объясняют, к чему приводит бесконтрольное употребление БАД, какие могут возникнуть последствия для здоровья человека от их употребления. В качестве подтверждения своих слов они приводят случаи из медицинской практики: отек Квинке, аллергические реакции, инсульт, почечная недостаточность, печеночная недостаточность, диабет, онкология, осложнения со стороны желудочно-кишечного тракта и др. [5].

В соответствии с п. 1 ст. 351 Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС, одной из задач, стоящей перед таможенными органами, является защита национальной безопасности государств — членов ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира и окружающей среды при перемещении товаров через таможенную границу [6]. В целях обеспечения выполнения возложенной задачи таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:

— обеспечение соблюдения запретов и ограничений, а также мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;

— защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС;

— осуществление иных государственных видов контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС.

Применение таможенными органами перечисленных выше функций при контроле за оборотом импортных БАД на маркетплейсах как раз позволит им выполнить свою основную задачу, тем самым обеспечив безопасность здоровья и жизни человека.

В связи с этим актуальными, по мнению автора, являются вопросы, связанные с обеспечением безопасности здоровья и жизни человека в случае приобретения им БАД на онлайн-платформах, что по-

Здоровье и общество

зволит обнаружить проблемные аспекты в действующем законодательстве по вопросам, связанным с реализацией БАД на маркетплейсах, а также позволит исключить возможные продажи на онлайн-рынке некачественной и запрещенной продукции и выявить продавцов, реализующих БАД с нарушениями.

В качестве объекта проводимого исследования обозначены меры таможенного контроля по допуску БАД к продаже на маркетплейсах в целях обеспечения сохранения жизни и здоровья человека как основной задачи, возложенной на таможенные органы.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа нормативно-правовых документов международного и национального уровней, регламентирующих порядок реализации БАД на маркетплейсах, а также изучения пагубного влияния на здоровье человека бесконтрольного употребления такой группы товаров определить перспективные направления по надзору со стороны таможенных органов по допуску БАД к продаже на площадке мар-кетплейсов.

Вопрос по обеспечению безопасности здоровья и жизни граждан при обороте импортных БАД является актуальным и нашел свое отражение во многих исследованиях. Тем не менее в них не рассматривается проблема контроля со стороны государства за оборотом импортных БАД на маркетплейсах, что при современном образе жизни и пропаганде в СМИ является большим упущением.

Для раскрытия сущности международных и национальных требований по обеспечению сохранения здоровья человека при употреблении БАД были рассмотрены и изучены следующие нормативно-правовые акты:

— Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/

2011)» [3];

— Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №881 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза „Пищевая продукция в части ее маркировки" (TP ТС 022/2011)» [7];

— Решение Совета ЕЭК от 20.07.2012 №58 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (TP ТС 029/

2012)» [8];

— Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [9];

— Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [10];

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.01.2013 № 2 «О над-

зоре за биологически активными добавками к пище» [11];

— Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ» [12];

— Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 886 «Об утверждении правил маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении биологически активных добавок к пище» [13].

Материалы и методы

Проанализированы труды отечественных авторов, посвященные вопросам пагубного влияния на здоровье человека, в том числе от бесконтрольного употребления БАД [14—17]. Кроме того, рассмотрены положения ключевых национальных и международных нормативно-правовых документов, касающиеся обеспечения сохранения здоровья человека при употреблении БАД [3, 7—13]. В ходе данного исследования автором были использованы методы изучения и обобщения опыта, исследовательский и аналитический.

Результаты исследования

Маркетплейс — это некая онлайн-платформа для продажи и покупки товаров и услуг через сеть Интернет, на которой продавцы размещают свои товары, а покупатели из всего многообразия товаров и услуг выбирают лучший для себя вариант по ценам, отзывам, характеристикам и прочим параметрам. Следовательно, главной задачей маркетплейса является создание онлайн-платформы с удобным интерфейсом, где будут собраны продавцы и покупатели, сам же маркетплейс получает прибыль исключительно от комиссии с продажи товаров.

Благодаря исследованию, проведенному ЦСР, удалось выявить, что часть БАД в своем составе содержали вещества, имеющие рецептурные лекарственные средства, другие БАД на маркетплейсах содержали вещества, запрещенные к обороту на территории ЕАЭС. Среди часто встречающихся запрещенных на территории ЕАЭС веществ в БАД были обнаружены следующие: якорцы, ашваганда, Гинко Билоба, пеларгония (герань), эфедра (хвойник) [4, 5]. Кроме того, были выявлены случаи, когда под видом БАД на маркетплейсах реализовывали продукцию, которая фактически не имела к БАД никакого отношения.

Запрещенные к ввозу на территорию ЕАЭС вещества могут попадать в состав БАД ввиду различий в законодательном регулировании. Отметим, что перечень растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе компо-

нентов в БАД, содержится в приложении 7 ТР ТС 021/2011 [3]. Большинство выявленных опасных компонентов в составе БАД попадают на внутренний рынок России из иностранных государств (Китай, Тайвань, Республика Корея и др.).

Многие продавцы, которые реализуют свой товар на маркетплейсах, не обращают внимания на разницу в законодательном регулировании БАД, а маркетплейсы, являясь лишь онлайн-платформой с удобным интерфейсом, где собраны продавцы и покупатели, не осуществляют контроль за качеством продукции, предлагаемой к продаже на их онлайн-площадке.

Как было обозначено ранее, маркетплейс АМИВегпев занимает лидирующие позиции, по данным Роспотребнадзора, среди всех маркетплейсов России по количеству подделок товаров, некачественных товаров, товаров, бывших в употреблении, а также по количеству товаров, на которые отсутствуют сертификаты качества у продавцов.

Необходимо пояснить, что продавцы, реализующие свою продукцию на маркетплейсе \\,ШВегпе8, делятся на две категории:

— самозанятые — продавцы в таком статусе имеют право, согласно договору оферты, заключаемому с маркетплейсом, предлагать для продажи продукцию исключительно собственного производства, т. е. перепродавать товар другого продавца на маркетплейсе без его изменений и усовершенствований запрещено. Более того, к данной категории продавцов на маркетплейсе предъявляются еще некоторые требования: годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб. и реализуемые товары не должны подлежать обязательной сертификации (продукты питания, детские товары и др.), таможенному декларированию и обязательной маркировке;

— посредники в лице индивидуальных предпринимателей (ИП) или юридических лиц. Категория продавцов такого статуса имеет право перепродавать товары других продавцов даже не видоизменяя их, а также имеет полное право реализовывать иностранную продукцию, ввозимую из других стран, при представлении декларации на товары (ДТ).

К какой бы категории ни относился продавец, он обязан заключить договор оферты с маркетплейсом ААЯИВегпев. Безусловно, форма договора оферты различается для самозанятых и для продавцов-посредников, которые предлагают к продаже импортный товар, как, например, БАД иностранного производства. Однако очень важным в договоре оферты продавца-посредника с ААШсШегпев является обязательное условие: «...гарантию качества товара и наличие разрешительных документов для целей таможенного оформления обеспечивает продавец». Маркетплейс попросту перекладывает любую ответственность за реализуемый товар на их площадке на продавца, который зачастую не понимает, какие разрешительные документы ему требуются, не гово-

Health and Society

ря уже о контроле за компонентным составом БАД. Отсюда и возникает проблема, что WildBerries становится каналом сбыта контрафакта и некачественной продукции, поскольку отсутствует какой-либо контроль за оформлением такого товара.

В условиях санкций насыщение внутреннего рынка России товарами, подпадающими под санкции, происходит за счет легализации параллельного импорта, т. е. законного ввоза в страну оригинальной продукции без согласия правообладателя или производителя. По заявлению руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Максима Шаскольского, «в сложившейся ситуации параллельный импорт является вынужденной мерой в условиях западных санкций, и его легализация позволит насытить внутренний рынок товарами, необходимыми потребителям» [18].

Существуют две схемы приобретения продавцами-посредниками товаров, которые они планируют предложить к продаже на маркетплейсе: так называемые белая и серая схемы. При закупке товаров по белой схеме продавец-посредник самостоятельно ищет логистическую или экспедиторскую фирму, которая полностью возьмет на себя организацию перевозки товара из страны отправления, в том числе и таможенное оформление импортного товара. При закупке товаров по серой схеме у продавца-по-средника нет необходимости обращаться к логистическим компаниям для организации доставки товара в Россию, поскольку товар уже находится на территории России: товары заблаговременно были ввезены в страну через так называемую безопасную карго доставку из Китая, и все риски при организации перевозки по такой схеме берут на себя крупнейшие компании: Торгово-ярмарочный комплекс «Москва», «Садовод» или «Южные ворота». Продавец приобретает товар, и, как правило, в большинстве случаев выявляется огромное количество бракованного или некачественного товара.

Конечно, затраты по приобретению товара по белой схеме, отвечающего всем требованиям к безопасности качества продукции согласно действующим техническим регламентам, намного выше, чем по серой схеме. Кроме того, время доставки товара по белой схеме составляет примерно 1,5—2 мес.

По прогнозам экспертов, ввиду наложения санкций весной 2022 г. и усложнения доставки в Россию иностранных товаров доля сомнительных и некачественных БАД на российском онлайн-рынке должна была снизиться [19]. Однако легализация параллельного импорта дала возможность увеличить поставки небезопасных и некачественных БАД и реализовывать их бесконтрольно на маркетплейсах.

Обсуждение

Реализация БАД на маркетплейсах регламентирована на законодательном уровне поверхностно, в отличие от продажи БАД в стационарных аптеках. Для того чтобы реализовывать БАД в аптеках, необходимо выполнить следующие условия:

Здоровье и общество

— пройти экспертизу и получить свидетельство государственной регистрации (СГР) в Роспо-требнадзоре;

— БАД должна быть внесена в федеральный реестр разрешенных добавок.

Таким образом, при реализации БАД в аптеках они проходят всестороннюю экспертизу и проверку на безопасность и соответствие компонентов нормам, регламентированным на законодательном уровне.

Что касается маркетплейсов, то в этом случае продавцы-посредники при реализации импортных БАД вместо СГР и предоставления всей разрешительной документации пытаются снизить свои расходы на закупку продукции, выбирая серую схему поставки, при которой у продавца-посредника есть только декларация о соответствии, подтверждающая лишь то, что импортер (иностранное лицо) отвечает за качество реализуемой продукции. Такой документ весомого значения на территории России не имеет, поскольку иностранного производителя невозможно привлечь к административной или уголовной ответственности за наличие в составе БАД веществ, которые запрещены при производстве таких товаров, согласно российскому законодательству. А маркетплейсы допускали до весны 2023 г. продукцию к продаже на платформах при наличии только декларации о соответствии. После опубликования отчета ЦСР о результатах мониторинга он-лайн-рынка БАД маркетплейс ААШсШегпев стал требовать СГР на реализуемую продукцию от продав-цов-посредников.

На территорию России попадают БАД, опасные для здоровья человека, однако продавцы на мар-кетплейсах в целях получения прибыли игнорируют обоснованную позицию российских медицинских работников и выходят с продажами импортных БАД на онлайн-рынок, который практически в правовом поле не регламентирован, что влечет за собой негативные последствия для организма человека.

На сегодняшний день одной из мер, направленных на решение выявленной проблемы с оборотом импортных БАД на маркетплейсах, со стороны государственных органов является нанесение на такую продукцию кода маркировки, и обязанность эту возложили на производителей БАД. Кроме того, с 1 марта 2024 г. обязали вносить сведения в информационную систему о выводе БАД из оборота, а с 1 мая 2024 г. станет необходимым предоставлять сведения об обороте БАД [5], что позволит, во-пер-вых, обеспечить прослеживаемость БАД, во-вторых, внедрение маркировки станет гарантией качества и безопасности для жизни и здоровья людей.

Тем не менее проблема недостоверного декларирования недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности импортных БАД на маркетплейсах остается открытой.

Исследование ЦСР по онлайн-рынку БАД за 2021—2022 гг. выявило на маркетплейсах 2246 случаев, когда на БАД отсутствовал СГР, который является единственным документом, подтверждающим

соответствие продукции нормам и требованиям правовых документов, регламентирующих оборот БАД на территории России. Продавцы на маркетплейсах обязаны заполнить карточку на реализуемый товар, где отражается вся информация о продаваемой продукции: состав, страна происхождения, производитель. При мониторинге онлайн-рын-ка БАД ЦСР выявил многократные случаи, когда к карточке на БАД было прикреплено СГР, которое не соответствовало полностью или частично (в части дозировки или составных компонентов) представленной БАД [4]. Также были выявлены случаи, когда к карточке товара были прикреплены СГР с истекшим сроком действия, которые на момент проведения мониторинга уже были аннулированы или отозваны.

ЦСР выявил еще одно несоответствие в отношении БАД, реализуемых на маркетплейсах: к карточке на представленную БАД была прикреплена ДТ, которая не распространялась на все товары производителя (бренда), а имела отношение только к определенному перечню продукции, в число которых проверяемая БАД не входила [4].

Еще одно нарушение оборота импортных БАД на территории России было выявлено в отношении информации, представленной в карточках БАД, которая является обязательной для нанесения на упаковку товара в соответствии с требованиями ТР ТС 022/2011 [7], в полном объеме. Однако в данном случае нельзя сказать, что имеет место несоответствие онлайн-платформ требованиям ТР ТС 022/ 2011, поскольку карточка товара на маркетплейсе не является упаковкой товара, а только представляет его характеристики, заявленные производителем.

Перечисленные выше аспекты, касающиеся оборота импортных БАД на онлайн-платформах, могут быть решены за счет дополнительного надзора со стороны таможенных органов. Поскольку главной задачей таможенного органа является защита национальной безопасности государства, а также жизни и здоровья населения, при перемещении товаров через таможенную границу целесообразно уполномочить таможенный орган осуществлять таможенный контроль за оборотом импортных БАД на маркетплейсах, а не только осуществлять таможенное оформление товаров по белой схеме, так как основной процент БАД, представляющих опасность для организма человека, реализуется продавцами-посредниками на маркетплейсах через серые схемы доставки.

Для урегулирования выявленных проблемных вопросов, связанных с оборотом импортных БАД на маркетплейсах, видится целесообразным внести изменения в п. 26 ФЗ-29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и сформулировать в следующей редакции: «...оказанию услуг в сфере розничной торговли, дистанционной продажи товаров на маркетплейсах пищевыми продуктами, материалами и изделиями в сфере общественного питания, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законо-

дательством РФ» [9]. Таким образом, в случае выявления на маркетплейсе некачественной импортной продукции, в том числе БАД, которые могут нанести вред здоровью человека, маркетплейс будет нести административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В целях создания правовой защиты маркетплей-сов предлагается создать на их уровне систему контроля за реализуемыми на их площадке БАД. В этом отношении необходимо разработать нормативно-правовой документ, где прописать основные требования, предъявляемые к маркетплейсам по предоставлению им от продавцов-посредников разрешительных документов: СГР, экспертного заключения, подтверждающего компонентный состав БАД и их количественные значения, свидетельства от Роспо-требнадзора, ДТ на ввозимую БАД.

Заключение

Проведенное исследование в отношении оборота импортных БАД на маркетплейсах позволило выявить следующие проблемы: недостоверное декларирование таких товаров при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС, отсутствие документов на импортные БАД, подтверждающие их соответствие требованиям к безопасности продукции, а также наличие в составе БАД запрещенных веществ, согласно российскому законодательству.

На сегодняшний день уже предприняты первые шаги к частичному решению данного вопроса со стороны государства: нанесение производителями на БАД маркировки. Также с 1 марта 2024 г. стало необходимым вносить сведения в информационную систему о выводе БАД из оборота, а с 1 мая 2024 г. необходимо будет предоставлять сведения об обороте БАД [5].

Однако для решения перечисленных выше проблем в комплексе целесообразно уполномочить Федеральную таможенную службу осуществлять таможенный контроль за оборотом импортных БАД на маркетплейсах, а не только осуществлять таможенное оформление товаров по белой схеме, так как основной процент БАД, представляющих опасность для организма человека, реализуется продавцами-посредниками на маркетплейсах через серые схемы доставки, которые зачастую не соответствуют требованиям к безопасности и качеству БАД.

Кроме того, выявленные массовые нарушения по обороту импортных БАД на маркетплейсах позволяют в качестве решения проблемы предложить к созданию нормативно-правовой документ, который регламентировал бы порядок реализации и оборота импортных БАД на маркетплейсах, по аналогии, например, с рецептурными препаратами, отпускаемыми дистанционным способом.

Предлагаемые автором рекомендации позволят исключить возможность реализации на маркетплейсах БАД с содержанием запрещенных веществ и не соответствующих требованиям к без-

Health and Society

опасности и качеству данной продукции, а также выявлять продавцов-посредников, предлагающих для продажи БАД с отсутствующим СГР, что противоречит законодательству Российской Федерации.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лучшие магазины электронной коммерции в России. Официальный сайт ECDB. Режим доступа: https://ecommercedb.com/ ranking/ stores/га/

all?page=l&pagesize=50&specialist=all&currency=USD (дата обращения 25.02.2024).

2. Маркетплейсы обяжут контролировать продавцов и товары. Официальный сайт газеты «Известия». Режим доступа: https:// iz.ru/1481185/2023-03-10/marketpleisy-obiazhut-kontrolirovat-prodavtcov-i-tovary (дата обращения 25.02.2024).

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011)». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 902320560 (дата обращения 25.02.2024).

4. Дистанционная торговля БАД. Анализ соответствия требованиям. Официальный сайт ЦСР. Режим доступа: https:// www.csr.ru/upload/iblock/c4a/

mpnfsribb0icqq3xg4tjqwz966zupqlg.pdf (дата обращения 25.02.2024).

5. Рынок БАД в цифрах. Честный знак. Режим доступа: https:// xn—80ajghhoc2aj 1 c8b.xn—р 1 ai / info/news/rynok-bad-v-tsifrakh/ (дата обращения 25.02.2024).

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения 25.02.2024).

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №881 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (TP ТС 022/ 2011)». Электронный фонд правовых и нормативно-техниче-ских документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/902320288 (дата обращения 25.02.2024).

8. Решение Совета ЕЭК от 20.07.2012 № 58 «Об утверждении Технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (TP ТС 029/2012)». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902320288 (дата обращения 25.02.2024).

9. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения 25.02.2024).

10. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпи-демиологическом благополучии населения». Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_22481 / (дата обращения 25.02.2024).

11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.01.2013 № 2 «О надзоре за биологически активными добавками к пище». Консультант Плюс. Режим доступа: https:/ /www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141912/ (дата обращения 25.02.2024).

12. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 (ред. от 10.04.2023) № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ». Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141912/ (дата обращения 25.02.2024).

13. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 №886 «Об утверждении правил маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении биологически активных добавок к пище». Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_448572/ (дата обращения 25.02.2024).

Здоровье и общество

14. Погарская А. С. К вопросу параллельного импорта медицинских изделий и комплектующих к ним в Российскую Федерацию в условиях санкционной политики. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(1):43— 51.

15. Ананченкова П. И., Врубель М. Е., Шегай М. М., Тонконог В. В. Правовые основы перемещения лекарственных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза юридическими лицами. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;32(S2):1248—56.

16. Ананченкова П. И., Тонконог В. В., Тимченко Т. Н. Аптечный туризм. Часть 2: Запреты, ограничения и риски при ввозе лекарственных средств в Российскую Федерацию физическими лицами. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(2):185—94.

17. Погарская А. С. Проблемные вопросы таможенного регулирования импортируемых комплектующих принадлежностей медицинских изделий. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(S1):813—9.

18. Крупные игроки логистики выступают за легализацию параллельного импорта. Официальный сайт Retail.ru. Режим доступа: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/krupnye-igroki-logistiki-vystupayut-za-legalizatsiyu-parallelnogo-importa/ (дата обращения 25.02.2024).

19. Какие риски несет онлайн-рынок биологически активных добавок. Российская газета. Режим доступа: https://rg.ru/2022/06/ 11/kakie-riski-neset-onlajn-rynok-biologicheski-aktivnyh-dobavok.html (дата обращения 25.02.2024).

Поступила 13.11.2023 Принята в печать 27.03.2024

REFERENCES

1. The best E-commerce stores in Russia. Official website of ECDB. Available at: https://ecommercedb.com/ranking/stores/ru/ all?page= 1 &pagesize=50&specialist=all&currency=USD (accessed 25.02.2024) (in Russian).

2. Marketplaces will be required to control sellers and goods. Official website of the newspaper "Izvestia". Available at: https://iz.ru/ 1481185/2023-03-10/marketpleisy-obiazhut-kontrolirovat-prodavt-cov-i-tovary (accessed 25.02.2024) (in Russian).

3. Decision of the Customs Union Commission of December 9, 2011 № 880 "On approval of the Technical Regulations of the Customs Union «On the safety of food products» (TR CU 021/2011)". Electronic fund of legal and regulatory technical documents. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902320560 (accessed 25.02.2024) (in Russian).

4. Distance trading of dietary supplements. Compliance analysis. Official website of the Center for Social Sciences. Available at: https:// www.csr.ru/upload/ iblock/c4a/mpnfsribb0ic-qq3xg4tjqwz966zupqlg.pdf (accessed 25.02.2024) (in Russian).

5. The dietary supplement market in numbers. Chestnyy znak. Available at: https://xn—80ajghhoc2ajlc8b.xn—plai/info/news/rynok-bad-v-tsifrakh/ (accessed 25.02.2024) (in Russian).

6. Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on May 29, 2019) (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union). Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (accessed 25.02.2024) (in Russian).

7. Decision of the Customs Union Commission of December 9, 2011 № 881 "On approval of the Technical Regulations of the Customs Union «Food products in terms of their labeling» (TR CU 022/ 2011)". Electronic fund of legal and regulatory technical documents.

Available at: https://docs.cntd.ru/document/902320288 (accessed 25.02.2024) (in Russian).

8. Decision of the EEC Council dated July 20, 2012 № 58 "On approval of the Technical Regulations of the Customs Union "Safety requirements for food additives, flavorings and technological aids" (TR CU 029/2012)". Electronic fund of legal and regulatory technical documents. Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 902320288 (accessed 25.02.2024) (in Russian).

9. Federal Law of January 2, 2000 № 29-FZ "On the quality and safety of food products". Consultant Plus. Available at: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (accessed

25.12.2023) (in Russian).

10. Federal Law of March 30, 1999 № 52-FZ "On the sanitary and epidemiological welfare of the population". Consultant Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (accessed 25.02.2024) (in Russian).

11. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated January 17, 2013 № 2 "On the supervision of biologically active food additives". Consultant Plus. Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 41912/ (accessed

25.02.2024) (in Russian).

12. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2007 (as amended on April 10, 2023) № 964 "On approval of lists of potent and toxic substances". Consultant Plus. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_l 41912/ (accessed 25.02.2024) (in Russian).

13. Decree of the Government of the Russian Federation of May 31, 2023 № 886 "On approval of the rules for labeling biologically active food additives by means of identification and features of the implementation of a state information system for monitoring the circulation of goods subject to mandatory labeling by means of identification in relation to biologically active food additives". Consultant Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_-doc_LAW_448572/ (accessed 25.02.2024) (in Russian).

14. Pogarskaya A. S. On the issue of parallel import of medical articles and component units to them in the Russian Federation in conditions of sanctions policy. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdra-vookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2024;32(1):43-51 (in Russian).

15. Ananchenkova P. I., Vrubel M. E., Shegai M. N., Tonkonog V. V. Legal basis for the movement of medicines across the customs border of the Eurasian Economic Union by legal entities. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2023;31(S2): 1248-56 (in Russian).

16. Ananchenkova P. I., Tonkonog V. V., Timchenko T. N. Pharmacy tourism. Part 2: Prohibitions, restrictions and risks when importing medicines into the Russian Federation by individuals. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2023;32(2):185-94 (in Russian).

17. Pogarskaya A. S. Problematic aspects of customs regulation of imported components of medical devices. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2023;31(S1) 813-9 (in Russian).

18. Major logistics players advocate the legalization of parallel imports. Official website Retail.ru. Available at: https://www.retail.ru/rbc/ pressreleases/krupnye-igroki-logistiki-vystupayut-za-legalizatsiyu-parallelnogo-importa/ (accessed 25.02.2024) (in Russian).

19. What risks does the online market of dietary supplements pose. Rossiyskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2022/06/ll/kakie-riski-neset-onlajn-rynok-biologicheski-aktivnyh-dobavok.html (accessed 25.02.2024) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.