УДК 159.942
Егикян Манушак Араратовна
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
ОНКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОГЕННЫХ ФАКТОРОВ
Стресс играет существенную роль в генезе онкологического заболевания. Выяснено, что сталкиваясь с сильнейшим стрессом в детстве, ребенок приобретает устойчивые черты, которые находят свое отражение не только в эмоциональной и личностной сфере, но и в склонности занимать «инфантильную» позицию (Н.И. Непомнящая, М.Г. Ивашкина). Большинство онкологических пациентов относится к типу депрессивных и высокотревожных личностей с низким показателем стрессоустойчивости, они слабо адаптированы в социуме. Им свойственна тенденция к экстернализации локус контроля, в том числе по шкалам интернальности болезни, неудач, что проявляется в низком уровне толерантности по отношению к фрустрации.
Ключевые слова: стресс, адаптация, депрессия, «инфантильная» позиция, экстернализация локус контроля, тревожность.
Роли психогенных факторов все чаще уделяется особое внимание. Внешние и внутренние изменения условий жизни, бесконтрольно диктуют правила, с которыми многим людям справится сложно. Экономические, социальные, экологические, семейные кризисы - основа стресса. На протяжении всей жизни люди попадают в стрессовые ситуации, однако человека делает уязвимым не столько сам стресс, сколько адаптивные возможности и стрессоустойчивость организма. Индивидуальные представления о способе преодоления стресса могут быть ошибочными, особенно в тех случаях, когда понадеявшись на собственные силы, справиться с переживаниями самостоятельно не удается, а может стать причиной разрушительных процессов в организме.
Известие о заболевании, является наиболее мощным стрессором. Ведь пациент воспринимает болезнь как угрозу своему существу Для молодых пациентов, в силу возраста основополагающим фактором является страх перед физическими дефектами или изменениями, которые возникают вследствие удаления части тела или органа, облысения из-за химиотерапии. У пациентов зрелого возраста - социальная изоляция, связанная с длительным пребыванием в больнице. Ведь потеря физических сил и способности к профессиональному труду переносится особенно тяжело [5, с. 162].
К. Саймонтон и С. Саймонтон указывали на важность отношения пациента к собственной болезни. Так, например длительное время, справляясь с болезнью, человек становится психологически намного сильнее. Возникает ощущение, что он стал «больше, чем просто здоров». Способ реагирования на болезнь уникален для каждого, иногда он может снижать, а иногда и усиливать эмоциональное воздействие стресса на организм [8, с. 4042]. Так, З.Д. Липовски, отмечает, психологические реакции на болезнь складываются из реакций на информацию о заболевании, эмоциональных реакций: типа тревоги, уровня депрессии, чувства вины и реакций преодоления болезни. Реакции на информацию о заболевании зависят от «значения болезни» для больного. 1) Болезнь - это угроза или
вызов, а тип реакции - противодействие, тревога, уход или борьба. 2) Болезнь - это утрата, а соответствующие типы реакций - депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушение режима. 3) Болезнь -это выигрыш или избавление, а типы реакций при этом - безразличие, жизнерадостность, нарушение, враждебность по отношению к врачу. 4) Болезнь -это наказание, а соответствующий тип реакции -гнев [4, с. 496].
Некоторые авторы (А. Васютин, Л. Бурбо) высказывают мнение о том, что в анамнезе онкологический пациентов, явно прослеживается сильный стресс в младшем школьном возрасте [2, с. 69-70; 3, с. 19-21]. В связи с чем, для преодоления стрессовых ситуаций у ребенка могут формироваться определенные стратегии, которые «перекочевав» во взрослую жизнь перестают быть осознанными и ограничивают возможности копинг-поведения. Сложившиеся поведенческие паттерны распространяются и на эмоциональную сферу, вызывая затруднения в осознании своего эмоционального состояния.
Эрик Берн выделяет три роли, которые каждый человек применяет в различных ситуациях: Родитель, Ребенок, Взрослый. Эти роли не зависят от возраста личности, как правило, все три присущи каждому человеку, но существует одна излюбленная, которая повторятся в большинстве ситуаций [1, с. 12]. Онкологический больной, подобно ребенку «бросается в бегство», испытывая страх перед трудностями. Отговорки, оправдания, игра в жертву, выпячивание своей слабости, за подобного рода проявлениями явно просматривается позиция «ребенка».
Онкологическим больным присущи такие общие психологические особенности как «трудности эмоционального и рационального восприятия и реагирования на стрессовую ситуацию, а главное, склонности занимать инфантильную позицию» (Н.И. Непомнящая, М.Г. Ивашкина). «Инфантильность», в данном контексте, авторы понимают, не просто как видение мира глазами «ребенка», а своего рода психологический профиль. Личнос-
© Егикян М.А., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
67
ПСИХОЛОГИЯ
ти с подобным психологическими характеристиками, обычно перекладывают ответственность за свою жизнь и поступки на других людей. Они не способны контролировать свои чувства и желания, обладают низким уровнем психологической грамотности, что выражается в неумении конструктивно относиться к трудностям, а так же адекватно реагировать на разные жизненные ситуации [6, с. 5; 7, с. 4-10].
Онкологическим пациентам (так же как и детям) свойственна тенденция к экстернализации локуса контроля. Экстернальность более характерна для детей, чем для взрослых, поскольку перевод способности брать на себя ответственность во внутренний план, только начинает формироваться в младшем школьном возрасте.
В связи с вышеизложенным, мы сформулировали ряд вопросов для исследования: какие личностные особенности, привычные ролевые позиции обусловливают критерии переживания болезни и как эти критерии проявляются в эмоциональной сфере.
Методы и методики исследования: 1) методика оценки уровня субъективного контроля (УСК);
2) диагностика доминирующих ролевых «позиций» (тест «Ребенок-Родитель-Взрослый» по Берну);
3) опросник на выявление доминирующих типов личности (ЛОБИ); 4) тест на выявление уровня фрустрации (экспресс-методика В.В. Бойко); 5) опросник личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера; 6) опросник депрессии Бека; 7) методика на выявление уровня стрессоустойчи-вости и социальной адаптации Холмса и Раге; 8) беседа.
Эмпирическую базу исследования составили 100 человек - респонденты с онкологическим заболеванием щитовидной железы. Контрольную группу составили 100 человек - здоровые респонденты.
Для выявления связи между шкалами методики УСК и шкалами теста «Родитель-Ребенок-Взрослый» был проведен корреляционный анализ (с использованием коэффициента корреляции Пирсона). Для выявления статистически значимых различий
между исследуемыми группами использовался Т-критерий Стьюдента (для несвязанных выборок). Для обработки результатов использовались программы «^ТАТВТГСА» и <^Ехсе1».
Результаты исследования. Статистически достоверные связи между шкалами УСК и шкалами теста «Ребенок-Родитель-Взрослый» не выявлены. Из чего следует, что онкологические пациенты, хотя и испытывают трудности в переживании собственной болезни (Из), но с выбранной «ролью ребенка»(г=-0,07), так же как с «ролью взрослого» (г=-0,15) или «родителя» (г=-0,12), данный факт не имеет связи. Подобные проявления, скорее в большей степени отражены в устойчивых особенностях эмоциональной и личностной сферы пациентов, чем в выбранной «роли», которая меняется в зависимости от ситуации.
Так, опираясь, на полученные эмпирические данные мы выяснили, что онкологическим больным присущи доминирующие типы личности: ипохондрический - 21%, апатический - 19%, тревожный - 13% обсесивно-фобический - 12%. Пациенты с данными типами личности, склонны неадекватно оценивать собственную болезнь (рис. 1).
Онкологическим пациентам свойственно перекладывание ответственности за свои поступки на близких людей, бога и т.д. Они полагают, что происходящее с ними не зависит от их собственных усилий, а является лишь результатом внешних причин, которые им не под силу изменить, что характеризуется низкими показателями общей интер-нальности - 83%, «отношения к здоровью и болезни» - 86% и «области неудач» - 78% (р<0,01). Онкологический больной становятся похож на «ребенка», который, завидев перед собой угрозу, прячется за спиной взрослого, спасаясь «бегством». Анализ данных по методике «Ребенок-Родитель-Взрослый» подтверждает, что у 79% респондентов эмпирической группы в формуле потенциальных ролей доминирует «детская» позиция, что подтверждается высокими показателями фрустрации у 33% (р<0,01), личностной (67%) и ситуативной (58%) тревожности респондентов эмпирической группы.
25%
Ипоходрический
Анозогнозический
Апатический
Обсесивно-фобический Гармоничный
Меланхолический
Рис. 1. Доминирующие типы личности - экспериментальная группа
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
В беседах, пациенты жаловались на возникающую тревожность, особенно в ночной период времени, нарушение или отсутствие сна, снижение аппетита, плохое самочувствие, снижение настроения.
При исследовании стрессоустойчивости (с помощью методики Холмса и Раге) был выявлен низкий уровень стрессоустойчивости у 19% пациентов. Мы пришли к выводу о том, что за последние два года жизни у респондентов экспериментальной группы количество ситуаций, вызывающих у них стресс достиг критической отметки.
Установлено, что в данной группе, за последние два года, 12 из 100 пациентов овдовели, а 9 пережили развод. В контрольной группе у 76% респондентов выявлен высокий уровень стрессоустойчи-вости. То есть показатели стрессоустойчивости респондентов экспериментальной группы имеют существенные статистические различия по сравнению с респондентами контрольной группы (р<0,01).
При изучении депрессии (опросник Бека) у 64% респондентов эмпирической группы был выявлен высокий уровень депрессии, что свидетельствует о сниженном фоне настроения, нарушении сна, раздражительности и имеет существенную разницу у респондентов контрольной группы, лишь у 2% респондентов выявлены высокие показатели депрессии (р<0,01).
Полученные результаты проиллюстрировали, что одним из важных факторов является схожесть личностных особенностей онкологических пациентов с личностными особенностями детей, проявляющиеся через принятие на себя так называемого «детского видения мира», неспособности решать возникающие проблемы, справляться с трудностями через призму взрослости. Люди с «детской позицией» связывают свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами - везением, счастливой судьбой или помощью других людей. А здоровье и болезнь считают результатом случая, и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Не прилагают собственных усилий и не несут ответственность за свое выздоровление, что обыч-
но не свойственно взрослому человеку. Однако корреляционный анализ не выявил у онкологических пациентов связи между личностной позицией и переживанием своей болезни, что ярко отражено в полученных эмпирических данных. Мы пришли к выводу о том, что подобные проявления, скорее в большей степени отражены в устойчивых особенностях эмоциональной и личностной сферы пациентов, чем в выбранной «роли», которая меняется в зависимости от ситуации. Данные по методике ЛОБИ лишь подтверждают, что для онкологических пациентов характерна нерешительность, страхи, неспособность рационально оценивать собственную болезнь, что так же близко «ребенку». Подобные особенности влияют на многие сферы жизни, особенно на эмоциональную сферу, что проявляется в высоком уровне депрессии, тревожности. Поэтому, для профилактики или преодоления уже возникшего заболевания, для избегания разрушительных процессов в организме индивиду важно формировать адекватное видение собственной болезни, находить рациональные пути решения проблем, уметь с позиции «взрослого» преодолевать стрессовые состояния.
Библиографический список
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - Екатеринбург: Литур, 2001. - 247 с.
2. Бурбо Л. Метафизика болезней и недугов. -Киев: София, 2009. - 96 с.
3. Васютин А. Рак как психосоматоз. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 72 с.
4. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1999. - 496 с.
5. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. - СПб.: Речь, 2002. - 162 с.
6. ИвашкинаМ.Г. Личностные особенности онкологических больных: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 1998. - 166 с.
7. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
8. Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
69