Вестник ТГПУ 2003. Выпуск 1 (33). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ)
НЕКРОЛОГ
«ОН ЗНАЛ ОДНОЙ ЛИШЬ ДУМЫ ВЛАСТЬ...» ПАМЯТИ ЮРИЯ ГЕОРГИЕВИЧА ЕЛЬЦОВА
Юрий Георгиевич ушел от нас в те дни, когда этот выпуск «Вестника» был уже в производстве. Последние месяцы он был очень болен и все-таки собрался с силами, вышел на работу, почти полтора месяца вел свой любимый курс «Искусство музыки» для тех студентов филологического факультета, которые получают специализацию «учитель мировой художественной культуры»... В скорбную весть не хотелось верить. 62 года - не тот возраст, в котором смерть хоть в какой-то мере может быть принята.
Каждый человек неповторим по-своему - «людей неинтересных в мире нет», - но он был совершенно уникален.
Коренной томич, он вырос в семье, оставившей в культуре нашего города глубокий след: об этом читайте выше последний материал Юрия Георгиевича -он был написан им в серии, посвященной 100-летию Томского государственного педагогического университета.
.В детстве имел прекрасный голос, и это, видимо, определило его интерес к оперному искусству. Всю жизнь собирал пластинки с записями оперных спектаклей, арий в исполнении разных артистов, всю доступную и недоступную литературу о них (из всех столичных командировок мы везли ему информационные театральные издания). Более того, в ту пору, когда еще были гастроли и в Томск приезжали известные оперные коллективы, он писал рецензии на их спектакли, писал об отдельных выдающихся артистах. Завязывались личные отношения, переписка. И где-то в архивах Юрия Георгиевича лежат любовно собранные им папки с письмами солистов Большого и других театров, фотографиями с трогательными надписями - особенно ценными сегодня автографами. И хотя по основной своей профессии был преподавателем литературы, кандидатом филологических наук, доцентом соответствующей кафедры, автором многих статей, связанных с проблемой изображения войны в советской литературе, главный интерес его жизни составляла музыка, «он знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть».
И то, что для другого человека могло остаться тем, что называют сегодня «хобби», стало для него делом всей его жизни. Тем, что он знал и любил, он хотел поделиться со всеми. Он бесконечно читал лекции для населения по линии когда-то мощно функционировавшего общества «Знание» (и тем самым давал много «баллов» родной кафедре, не раз помогая занимать ей
первые места по вузу в социалистическом соревновании). Более того, в 1966 г., сразу после прихода на преподавательскую работу в Педагогический институт (университетом он стал в середине 90-х гг.), Юрий Г еоргиевич организовал отделение истории музыки на существовавшем до последних лет факультете общественных профессий. И регулярно, два раза в неделю, из года в год его отделение собирало студентов со всех факультетов - они готовили доклады, прослушивали записи, искали нюансы в разных исполнениях: учились постигать незнакомое для многих искусство, чтобы потом, придя работать в школу, нести свое знание детям. За тридцать шесть лет работы отделение сплотило множество людей, которые и после завершения обучения в институте-университете, переписывались, помогали друг другу, встречались на юбилеях отделения. На разных факультетах нашего университета появлялись время от времени дети тех, кто прошел школу отделения, формировались поколения ельцовских учеников. Он всех до одного помнил, любил, всегда называл по имени-отчеству. И они платили ему любовью. О работе отделения музыки, о деятельности Ю.Г. Ельцова писали не только местные, но и центральные газеты и журналы («Советская культура», «Советская музы-
Он знал одной лишь думы власть... Памяти Ю.Г. Ельцова
ка» и др.). Поэтому присвоение ему в 1996 г. почетного звания «Заслуженный работник культуры России» было воспринято всеми как акт естественный и даже необходимый.
Особым направлением разысканий Юрия Георгиевича и его учеников было все, что связывало два вида искусства - литературу и музыку. На эту тему делалось множество докладов на научных конференциях, писались дипломные работы. Наконец, и сам он написал два учебных пособия: о творчестве A.C. Пушкина в творчестве композиторов-современ-ников (A.A. Алябьева, А.Н. Верстовского, М.И. Глинки, М.Л. Яковлева, М.И. Бернарда, А.И. Гурилева,
A.C. Даргомыжского) и композиторов второй половины XIX в. (А.Г. Рубинштейна, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, Э.Ф. Направника).
Поэтому, когда возникла идея специализаций, кафедра, имеющая в своем штатном расписании преподавателя Ю.Г. Ельцов, могла смело заявлять направление новой деятельности - с 1996 г., участвуя в осуществлении базовых курсов подготовки учителя русского языка и литературы, эта кафедра начала читать широкий спектр дисциплин, дающих возмож-
ность выпускникам получить сертификат учителя мировой художественной культуры. Юрий Г еоргиевич с особым вдохновением вел у них «искусство музыки» и спецкурс по русскому оперному искусству.
.Имевший за плечами и пятилетний опыт заведования кафедрой русской и зарубежной литературы, он всегда был образцом исполнительности - первым сдавал всяческие отчеты, документы, планы. Человек неизменно доброжелательный, незлобивый и очень доверчивый он никогда не напрягал коллег своими личными проблемами. Наверное, в силу «мягкого» характера он и позволил взрасти в своем доме проблемным ситуациям, число и природа которых в последние годы стали для него необратимо катастрофическими.
О не имевшем собственной семьи Юрии Г еорги-евиче Ельцове, тридцать шесть лет преподававшем историю литературы XX в., а в последние годы - и искусство музыки, можно сказать, что «всю жизнь и все силы он отдал самому благородному делу» - воспитанию будущих педагогов как людей высокой культуры и лучших человеческих качеств.
Таким он и останется в нашей памяти, в памяти своих учеников.
В.Е. Головчинер от имени коллег