ЭКО. - 2014. - №7 КАРПОВ В.В., АЛЕЩЕНКО В.В., ПОЛЯНСКИЙ К.Н.
Омское машиностроение в проектах развития Арктики:
возможности и перспективы
В.В. КАРПОВ, доктор экономических наук, Омская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, В.В. АЛЕЩЕНКО, кандидат экономических наук, Омская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Е-таИ: [email protected]
К.Н. ПОЛЯНСКИЙ, начальник отдела гражданской промышленности министерства экономики Омской области, Омск
В статье рассмотрены возможности развития машиностроительного комплекса Омской области в интересах освоения арктических территорий. Проведен ретроспективно-отраслевой анализ, изучен опыт кластерного развития омского машиностроения и имеющихся программно-инфраструктурных инициатив на региональном уровне, даны рекомендации по повышению эффективности машиностроительных предприятий для нужд развития Арктики. Ключевые слова: машиностроение, кластер, государственные программы, Арктика
Омские машиностроительные предприятия уже давно и успешно сотрудничают с российскими организациями, деятельность которых связана с развитием Арктики и ее транспортно-транзитного потенциала (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «АК '' АЛРОСА''», ОАО «РЖД» и ряд других).
Рассмотрим подробнее, как реализуется потенциал омского машиностроения для решения прикладных задач развития арктических территорий.
Производственная база
К началу Великой Отечественной войны Омск из города с развитой пищевой промышленностью становится центром машиностроения и металлообработки: эти отрасли лидируют по темпам прироста валовой продукции.
В годы войны в регион было эвакуировано более 100 предприятий - не только оборудование и техническое оснащение, но и коллективы. С авиационным заводом №20 в Омск прибыло 4850 человек персонала, с моторостроительным заводом им. П.И. Баранова - 8800 рабочих, с оборудованием завода
им. Козицкого из Ленинграда - 842 рабочих и инженерно-технического персонала. В Омск было также эвакуировано четыре учебных заведения с учебно-станочным оборудованием, ремесленными училищами и школами фабрично-заводского обучения на 2 тыс. учащихся.
Общий выпуск предприятий машиностроения и металлообработки всей Сибири в 1942 г по сравнению с 1940 г возрос в 7,9 раза. Если в 1940 г. доля омского машиностроения и металлообработки составляла лишь 37% регионального производства1, то к концу войны она возросла до 80,5%. Вплоть до 1990-х гг. отрасль развивалась опережающими темпами (табл. 1). В 1989 г. 57% занятых в омской промышленности трудились именно на предприятиях машиностроения.
Таблица 1. Среднегодовые темпы прироста общего объема
продукции по отраслям промышленности Омской области в 1961-1985 гг., %
Отрасль 1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1985
Вся промышленность 10,2 9,9 9,0 4,25 3,6
В том числе машиностроение и металлообрабатывающая 14,2 11,6 11,5 8,4 8,2
В 1991-1992 гг. государственное финансирование оборонных заказов резко сократилось, и к 1995 г. загрузка производственных мощностей на предприятиях омского ВПК не превышала 40%, а высвобождение занятых происходило в 3,3 раза быстрее, чем в региональной промышленности. Лишь к 2000 г. прекратились снижение объемов производства и массовые увольнения работников. Абсолютный минимум занятых на предприятиях машиностроения в 52,5 тыс. человек был зарегистрирован в 1999 г. - против абсолютного максимума в 160,4 тыс. в 1984 г. Удельный вес предприятий омского машиностроения и металлообработки в промышленности региона снизился с 32,1% в 1991 г. до 9,6% в 1995 г. и достиг 15% в 2001 г.
'Статистические и фактологические данные по Омской области здесь и далее: Алещенко В.В. Конкурентный генотип экономической системы / ИЭОПП СО РАН. - Омск, 2008. - 242 с.; Евсеенко С.В. Машиностроительный комплекс Омской области: закономерности, пути и перспективы развития. - Омск, 2003; Малыхин В.В., Соснин В.Б. Экономика Омской области: проблемы и перспективы. - Омск: Омское книжное изд-во, 1988; Народное хозяйство Омской области. Стат.сб. - Омск: Статистика, 1967; Омичи - фронту. Омская область в Великой Отечественной войне. - Омск, 1985.
В это время начинается конверсия оборонной промышленности: реализация программы «СибВПКнефтегаз-2000» (производство импортозамещающего оборудования для нужд нефте- и газодобычи); изготовление оборудования для топливно-энергетического комплекса (предприятий АК «Омскэнерго», угольных разрезов Экибастуза и Кузбасса); разработка более совершенной сельскохозяйственной техники и продукции для агропромышленного комплекса Омской и соседних областей; расширение перечня выпускаемых товаров народного потребления.
В 2000-е гг. существенная часть производственных мощностей была переориентирована на гражданские заказы. В частности, ОАО «Высокие технологии» является одним из ведущих российских предприятий по производству агрегатов для авиационной техники двойного назначения. ОАО «КБТМ» разрабатывает мостоукладчики на базе танковых и колесных шасси, мостовые конструкции, бронированные ремонтно-эвакуационные и инженерные машины. ООО «Завод "Омскгидропривод"» является одним из ведущих в России по разработке и серийному производству высокотехнологичных особо точных узлов гидравлики для сельскохозяйственной, тракторной, дорожно-строительной, коммунальной и других отраслей машиностроения. НПЦ «Динамика» - лидер в области разработки, производства и внедрения комплексных систем мониторинга состояния оборудования опасных производств.
Сегодня в Омской области создан относительно эффективный и встроенный в производственные цепочки сектор по выпуску гражданской продукции, образован сегмент, ориентированный на базовые отрасли Сибири, сформирован конкурентоспособный сектор по производству авиационной и космической техники, работают support-предприятия по выпуску криогенного оборудования, приборов для контроля качества нефти, газа и нефтепродуктов, техники для испытания буровых растворов и тампонажных цементов, исследований керна и флюидов2.
2 Инвестиционный паспорт Омской области. URL: http://invest.arvd.ru; Инвестиционный паспорт Омска. URL: http://www.admomsk.ru/web/guest/ progress/invest
Законодательная, инфраструктурная и программная деятельность
В «Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 г.» от 24.06.2013 г. № 93 определены ключевые для региона кластеры.
Кластер высокотехнологичных компонентов и систем3 объединяет предприятия, осуществляющие выпуск машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования (более 50 организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе 19 крупных). В общем объеме ВРП Омской области доля кластера составляла в 2012 г. около 5%, в промышленности предприятия кластера формируют 14% объема добавленной стоимости, 5% объема отгруженной продукции собственного производства. В 2012 г. предприятиями кластера отгружено продукции собственного производства на сумму около 30 млрд руб., объем инвестиций (капитальные затраты) составил 1,6 млрд руб.
В целях формирования системы стимулов для инвесторов в сфере промышленного производства в 2012-2013 гг. в Омской области был принят пакет законодательных инициатив.
1. Установлены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль - в части суммы, подлежащей зачислению в областной бюджет, по налогу на имущество - в отношении имущества производственного назначения для организаций, которым предоставлен инвестиционный налоговый кредит.
2. Введена пониженная налоговая ставка по налогу на имущество для организаций, созданных не ранее 1 января 2013 г. (за исключением созданных путем реорганизации) и осуществляющих на территории Омской области производство товаров, выполнение работ, оказание услуг по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства», в отношении не бывшего ранее в эксплуатации имущества производственного назначения, созданного, приобретенного за плату.
3. Принят закон Омской области «Об инвестиционном налоговом кредите» - он предоставляется при реализации на территории Омской области инвестиционного проекта с объемом капитальных вложений не менее 50 млн руб. в создание имущества производственного назначения. Данная преференция также распространяется на субъекты малого или среднего предпринимательства при реализации ими инвестиционного проекта с объемом капитальных вложений не менее 10 млн руб. в создание инженерной инфраструктуры.
3 Концепция развития кластера высокотехнологичных компонентов и систем Омской области до 2025 года. 1Ж1_: http://omskmark.moy.su/Bulletin-
4. Принят областной закон «Об инвестиционном фонде Омской области», согласно которому средства фонда будут направляться на создание инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов.
Реализация высокотехнологичного потенциала машиностроительных предприятий Омской области, выход на новые рынки и сферы конверсионной деятельности в современных условиях невозможны без широкого участия в востребованных национальных проектах и программах, в том числе связанных с освоением арктических территорий, а также в выставочной деятельности. В рамках Х Международной выставки высокотехнологичной техники и вооружения «ВТТВ - Омск-2013» (2-4 октября 2013 г), организованной совместно с Правительством Омской области и Госкорпорацией «Ростехнологии», были представлены продукция и разработки, направленные на обеспечение интересов государства в регионах Сибири, Дальнего Востока и Арктики, включая военные и технологии двойного применения, для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Всего в 2013 г. в выставке приняли участие около 200 российских и зарубежных компаний, из них 35 омских предприятий, продемонстрировавшие автоматизированные системы управления и средства безопасности, системы управления технологическими процессами, высокотехнологичную радиоэлектронную технику и приборы, нестандартное ультразвуковое оборудование, беспилотные летательные аппараты, а также образцы колесной и гусеничной техники двойного и гражданского назначения. Многие разработки были показаны впервые. С 2014 г. выставка становится ежегодной и будет называться «ВТТВ-Арктика». Стратегическая цель - сделать ее передовой сибирской площадкой по демонстрации и продвижению новейших образцов российской конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих решению приоритетных задач инновационного развития северных территорий на условиях активного межрегионального и международного сотрудничества4.
В июне 2013 г было проведено заседание рабочей группы Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации по вопросу разработки комплексной пилотной программы «Инновационный транспорт для труднодоступных регионов
4 Официальный сайт Международной выставки «ВТТВ - Омск». URL: http:// www.vttvomsk.ru/rus/reports/?id=7933
Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока» («Инновационный транспорт Севера»)5 на основе имеющихся в Омской области наработок в области транспортного машиностроения.
В комплексную программу вошли следующие образцы и виды инновационной транспортной техники, ориентированной на решение проблем транспортного обеспечения северных территорий.
1. Типоразмерный ряд (семейство) грузопассажирских амфибийных вездеходов и судов на воздушной подушке «Арктика», предназначенных для передвижения как по суше, так и по воде. Эта техника оптимальна для перевозки людей и грузов по большим и малым рекам, озерам, болотам, по тундре и в прибрежной полосе морей в течение всего года, включая непроходимое межсезонье. В условиях Крайнего Севера стоимость перевозок на вездеходах «Арктика» в 10-15 раз ниже, чем вертолетами, а надёжность и безопасность - значительно выше. Более 50 омских вездеходов «Арктика» грузоподъемностью 1-3 т уже успешно эксплуатируются в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока России, заключен договор на поставку трех вездеходов в Китай.
2. Амфибийные самоходные грузовые платформы на воздушной подушке «Арктика-АВП» для перевозок тяжелых неделимых грузов массой до 25 т. При эксплуатации в условиях Крайнего Севера, в том числе в зоне арктического шельфа, и других регионов с неразвитой транспортной инфраструктурой ожидаемая стоимость круглогодичной доставки людей и грузов на платформах в 35-40 раз ниже, чем воздушным транспортом.
3. Типоразмерный ряд колёсных снегоболотоходов (колёсные вездеходы) на широкопрофильных шинах сверхнизкого давления большой грузоподъёмности для применения в труднопроходимой местности. Разработаны модели снегоболотоходов грузоподъемностью от 5 т («Тунгус») до 31 т («Лаптежник» с активным полуприцепом).
4. Тяжелые грузовые дирижабли с активным регулированием аэростатических характеристик серии «Ша» (грузоподъемностью от 50 т). Они могут использоваться при
5 Дорожная карта «Инновационный транспорт Севера». URL: http://www. npsibmach.ru/download/doroznaa_karta_innotrans_severa__utverzdennaa_.pdf
геологоразведке и строительстве добывающих объектов в самых суровых климатических условиях, при прокладке нефтегазодобывающих трубопроводов и строительстве мостов, плотин, автомобильных и железных дорог. С помощью дирижаблей большой грузоподъёмности можно перевозить негабаритные неделимые грузы, такие как строительная техника (бульдозеры, экскаваторы, подъёмные краны и др.), а также строительные модули с доставкой прямо на объекты с последующим монтажом.
5. Гибкая транспортная тележка высокоскоростного подвижного состава рельсового транспорта («гибкое колесо»).
6. Комплексные системы и технологии обеспечения природным газом (метаном) грузовой, пассажирской, строительной и специализированной автомобильной и автотракторной техники.
7. Малогабаритные беспилотные аэростатические аппараты, применяемые при освоении северных территорий.
8. Создание системы энергетически и экологически автономных автомобильных парковок.
9. Инновационные технологии в дорожном строительстве для условий Севера.
В рамках программы «Инновационный транспорт Севера» до 2016 г. предусмотрены изготовление, проведение испытаний и сертификации пилотных опытных образцов инновационной «северной» техники; ее промышленное производство на основе государственно-частного партнерства; формирование эффективных инструментов работы с потенциальными потребителями, а также механизмов продвижения на рынках сбыта.
Например, перечень ключевых мероприятий Программы по грузопассажирским амфибийным вездеходам на воздушной подушке «Арктика» включает в себя следующие основные блоки:
• разработка бизнес-плана по расширению и модификации типоразмерного ряда до 10 т и развитию промышленного производства (на основе результатов выполнения подпрограммы «СибМашТранс» и потребностей корпоративных заказчиков в соответствии с соглашениями о сотрудничестве с НП «Сибирское машиностроение»);
• подготовка решения (разрешения) Минсельхоза России и Минтранса России на проведение государственной
регистрации вездеходов в целях их полноценной эксплуатации в наземных условиях (вне водного бассейна) территорий Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;
• поиск возможностей расширения производственных площадей ОАО «ТПЦ "СибВПКнефтегаз"» с целью увеличения объёмов производства и повышения качества выпускаемой продукции;
• формирование сводной производственной программы поставок вездеходов на 2014-2015 гг. (в соответствии с соглашениями с ОАО «Газпром», ОАО «НК "Роснефть"» и др.);
• привлечение региональных предприятий ОПК к производству компонентов.
Еще одно перспективное направление находится пока в стадии практической разработки. Это тяжёлые грузовые дирижабли для нужд Арктики с активным регулированием аэростатических характеристик серии «Ша». Перечень ключевых инициатив на 2014-2016 гг. включает:
• разработку технического задания на экспериментальный (демонстрационный) образец дирижабля «Ша-10А» грузоподъёмностью 20 т (ответственный исполнитель - ООО АНТК «Крыло»);
• актуализацию, уточнение бизнес-плана и проведение комплекса работ по созданию экспериментального (демонстрационного) образца (совместно с НП «Сибирское машиностроение»);
• рассмотрение рабочей группой ВПК технического задания и бизнес-плана, поиск инвесторов и вариантов участия институтов развития в реализации проекта (с участием МК «Устойчивое развитие»);
• подготовку перечня (реестра) потенциальных заказчиков и партнёров по производству тяжёлых грузовых дирижаблей серии «Ша».
Помимо транспортной техники, омская промышленность может предложить для использования в освоении Арктической зоны интеллектуальные комплексы, системы и аппаратуру контроля, учета, мониторинга, диагностики, связи, энергоэффективного управления и энергообеспечения для энергосберегающей эксплуатации сложных объектов, а также многоцелевые промышленные газотурбинные установки. Разрабатываются две целевые
программы для предприятий региона: «Высокотехнологичные средства связи для арктических регионов» и «Средства, аппаратура, системы и приборы для локальной энергетики и повышения энергоэффективности экономики и социальной сферы арктических регионов», аналогичные описанной выше программе «Инновационный транспорт Севера». Основные производители продукции для нужд освоения Арктики, расположенные в Омской области, представлены в таблице 2.
Таблица 2. Организации Омской области, производящие продукцию для Арктики (на начало 2014 г.)
Организация Продукция
ОАО ТПЦ «СибВПКнефтегаз» Типоразмерный ряд (семейство) грузопассажирских амфибийных вездеходов на воздушной подушке «Арктика»
ОАО «КБТМ», ОАО ТПЦ «СибВПКнефтегаз» Амфибийные самоходные грузовые платформы на воздушной подушке «Арктика-АВП»
ООО «Омские вездеходы», ОАО «КБТМ» Типоразмерный ряд колёсных снегоболотоходов на широкопрофильных шинах сверхнизкого давления большой грузоподъёмности, в том числе с активными полуприцепами, «Лаптёжник», «Муромец»
ООО АНТК «Крыло», ЗАО «Вестлес» Тяжёлые грузовые дирижабли с активным регулированием аэростатических характеристик серии «Ша»
ООО «Гибкие транспортные системы» (ГТС) Гибкая транспортная тележка высокоскоростного подвижного состава «гибкое колесо»
ООО НТК «Криогенная техника» Комплексные системы и технологии обеспечения природным газом (метаном) грузовой, пассажирской, строительной и специализированной автомобильной и автотракторной техники
ФГБОУ ВПО «СибАДИ» Инновационные технологии в автомобильно-дорожном строительстве в территориально-климатических условиях Севера
ОАО «Омский НИИД» Разработка предложений по использованию новых материалов и энергетических решений для технологического обеспечения программы
ООО НПО «Мир» Автоматизированная система активного управления энергосбережения и энергоэффективности (АСПД-Аудит)
ОАО «Омский НИИ приборостроения» Разработка и производство средств связи
Проблемы и перспективы
Ключевые проблемы, которые стоят сегодня перед омскими машиностроительными предприятиями, участвующими в проектах развития Арктики, можно разделить на две основные группы. Первая - это традиционные для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) вопросы увеличения объемов производства
конкурентоспособной высокотехнологичной продукции гражданского назначения. При резком увеличении госзаказа на продукцию оборонного назначения, приоритетную по сравнению с гражданской, выявились деградация и прогрессирующий дефицит квалифицированной рабочей силы, прежде всего, производственных рабочих и ИТР, «потеря» которых была связана с крайне низкой и нестабильной оплатой труда в предыдущие годы. Обеспечение стабильной работы и развитие гражданских секторов машиностроительных предприятий представляют собой важную системную социально-экономическую задачу, решить которую производителям в краткосрочной перспективе, а тем более «в одиночку», невозможно.
Сюда же можно отнести характерные для предприятий ОПК низкие темпы воспроизводства и перевооружения основных фондов, износ которых в среднем составляет 50-70%, а средний возраст оборудования в 2-3 раза превышает норматив6.
Проявляется тенденция нарастания технологического отставания от зарубежных конкурентов. Предложенные и реализуемые меры в виде налоговых льгот и «точечного» финансирования для решения локальных проблем мало помогают в решении этой системной проблемы.
Вторая группа проблем предприятий омского машиностроения - это координация и лоббирование конкретных проектов, связанных с Арктикой, на федеральном уровне и в государственных корпорациях. Речь идет, например, о проведении научно-технических и маркетинговых исследований, экспертиз по определению параметров конкурентоспособности, продвижению на рынок машиностроительной продукции и разработок с учётом требований базовых заказчиков на поставку импортозамещающих материально-технических ресурсов и новой техники по корпоративным программам инновационного развития; организации и проведении презентаций-совещаний с базовыми корпоративными заказчиками; оформлении и согласовании на отраслевом, региональном, окружном и федеральном уровнях документов и материалов по инновационным проектам и продукции и т.п.
6 Межрегиональная инновационная программа освоения высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса Сибирского федерального округа «Сибирское машиностроение». URL: www. sibacc.ru/images/content/sibmash_core.doc
Отдельно отметим проблемы организации совместной деятельности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, участия в профильных региональных и федеральных программах освоения Арктики, организации кооперации, аутсорсинга и субконтрактации в рамках государственно-частного партнёрства и др. В качестве примера можно привести обращение в Фонд посевных инвестиций ОАО «РВК» с инновационным проектом «Гибкое колесо»: предъявленные Фондом требования по предоставлению гарантий на организацию полномасштабного производства инновационного продукта (с заданными объёмами производства на ближайший период) на стадии НИОКР и испытаний опытного образца оказались для предприятия невыполнимыми.
Вместе с тем путь преодоления основных системных проблем очевиден: объединяться по отраслевому признаку, причем не только на региональном, но и субрегиональном уровне. Участие в национальном проекте освоения Арктики требует консолидации усилий всего сибирского машиностроения. И в Омской области, и в Сибирском федеральном округе (СФО) накоплен значительный позитивный опыт разработки и реализации целого ряда региональных и межрегиональных программ модернизации и инновационного развития наукоёмкого машиностроения, направленных в первую очередь на конверсию и диверсификацию предприятий ОПК. Это - программы «СибВПКнефтегаз-2000» (1997-2001 гг.), «СибВПКнефтегазТЭК» (2005-2007 гг.), и, наконец, «Сибирское машиностроение» (2008-2012 гг.). Данный подход предполагает закрепление тематических отраслевых подпрограмм за регионами СФО, обладающими оптимальной базой для их реализации, с созданием в этих регионах соответствующих головных исполнительных дирекций.
Так, в зону ответственности Омской области вошли две подпрограммы: развития машиностроения для ТЭК и транспортного комплекса - «СибМашТЭК» и «СибМашТранс». Несмотря на то, что эти подпрограммы были разработаны в числе первых и носили пилотный характер, они оказались достаточно результативными и послужили примером для остальных отраслевых подпрограмм программы «Сибирское машиностроение» (табл. 3). Основными критериями отбора участников являются готовность внедрять инновационные методы производства, участвовать в федеральных, региональных программах и подпрограммах развития промышленности, а также положительная репутация в среде корпоративных заказчиков.
Таблица 3. Итоги выполнения подпрограмм «СибМашТЭК» и «СибМашТранс» в 2008-2012 гг., млн руб.7
Программа 2008-2010 гг. 2011-2012 гг. Всего
«СибМашТЭК» 3491,005 2298,59 5789,595
«СибМашТранс» 2682,01 1577,895 4259,905
Итого 6173,015 3876,485 10049,5
По подпрограмме «СибМашТЭК» выполнено 63 проекта в составе 16 комплексных целевых тем, выпущено 156 видов промышленной и научно-технической продукции. Среди базовых заказчиков - 16 компаний, в том числе: ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО АК «Транснефть», ОАО «ТГК-11», АК «АЛРОСА» (ОАО). В рамках «СибМашТранс» реализовано 42 проекта по 10 комплексным целевым темам, выпущено 104 вида промышленной и научно-технической продукции. Основные заказчики - ОАО «РЖД», Ассоциация предприятий промышленного железнодорожного транспорта «Промжелдортранс», АК «АЛРОСА», транспортные структуры администраций северных территорий, автотранспортные, автодорожные и другие предприятия.
В целом, несмотря на влияние экономического кризиса конца 2000-х годов, высокотехнологичное машиностроение Омской области продемонстрировало способность к значительному устойчивому росту производства гражданской продукции. Причем это нельзя объяснить исключительно влиянием «эффекта низкой базы»: в рамках программ «СибВПКнефтегаз-2000» и «СибВПКнефтегазТЭК», послуживших методической базой для разработки «СибМашТЭК» и «СибМашТранс», также наблюдались значительные достижения.
В качестве финансового инструмента удалось задействовать средства отраслевых заказчиков через корпоративные планы поставок материально-технических ресурсов, НИОКР, новой техники на конкурсной основе (более 90%), собственные средства предприятий-исполнителей, в том числе кредиты (менее 10%). Государственная поддержка была крайне незначительной
7 Подпрограммы «СибМашТЭК» и «СибМашТранс» межрегиональной инновационной программы освоения производства высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса Сибирского федерального округа «Сибирское машиностроение» 2008-2012 годы. Информационный бюллетень. - Омск, 2013. - С. 12.
(менее 2%), в основном по линии инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства (на конкурсной основе).
Таким образом, в рамках действующей системы взаимоотношений машиностроительные предприятия Сибири находятся скорее в кооперационных, нежели конкурентных отношениях, занимая разные продуктовые ниши (Кемеровская область производит оборудование для угольной промышленности, Красноярский край - для металлургии, горнорудной, лесной и деревообрабатывающей отраслей, Иркутская область - для строительства и ЖКХ и т.п.). В проектах освоения Арктики омские машиностроители будут конкурировать, прежде всего, с иностранными производителями. Сегодня начинается активная фаза политики импортозамещения ряда дефицитных оборудования, систем и приборов для базовых гражданских отраслей экономики СФО и России в целом. А объемы эти поистине впечатляют: только номенклатура ежегодно приобретаемых ОАО «Газпром» (с дочерними предприятиями) материалов и оборудования насчитывает более 600 тыс. наименований, объем поставок в 2006 г. составил 129 млрд руб.
В частности, на «круглом столе» «О проблемных вопросах и перспективах развития Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны России», проходившем под председательством заместителя председателя Совета Федерации, члена комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.В. Штырова, рассматривался на примере НК «Роснефть» вопрос импортозамещения при освоении северных территорий. Основной резерв роста для отечественного производителя - высокотехнологичные продукты машиностроения: до 70% энергетического оборудования, до 60% средств автоматизации и КИП, 50% кабельной продукции и насосно-компрессорного оборудования закупаются за рубежом. В этом плане перед предприятиями Омской области открываются хорошие перспективы.
В качестве одного из «прорывных» направлений роста регионального гражданского машиностроения, в том числе для целей развития Арктики, назовем формирование дорожной карты проекта «Расширение использования высокотехнологичной продукции наукоёмких организаций Омской области, в том числе импортозамещающей, в интересах ОАО '' Газпром''» (подписана
29.01.2014 г. председателем правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллером и губернатором Омской области В.И. Назаровым). Особое внимание уделено вопросам промышленного и транспортного развития Сибири и Арктической зоны. В марте 2014 г проект вошел в стадию практической реализации: ОАО «Газпром» провело оценку подготовленных омскими машиностроителями предложений по высокотехнологичной промышленной и научно-технической продукции, в том числе инновационной импортозамещающей, определило приоритетный перечень материалов, технологий и разработок, представляющих потенциальный интерес для корпорации.
Заключение
С целью расширения направлений и форм участия предприятий омского машиностроения в решении задач развития арктических территорий в рамках действующего кластера высокотехнологичных компонентов и систем необходимо предусмотреть дополнительные меры государственного регулирования, в частности, внести изменения в инвестиционное законодательство Омской области с целью повышения привлекательности инвестиций в кластер. Целесообразно стимулирование следующих направлений:
• повышения эффективности деятельности предприятий, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
• создания новых предприятий, в том числе под конкретные задачи по развитию Арктики в рамках кластера;
• экспорта продукции компаний кластера в другие регионы Российской Федерации и страны при помощи субсидирования сертификации и поддержки в продвижении продукции;
• создания элементов инфраструктуры кластера и обеспечения их деятельности.
Ожидаемые к 2020 г. результаты реализации рассмотренных инициатив таковы: рост объемов промышленного производства - в 1,5 раза по сравнению с 2012 г., количества высокопроизводительных рабочих мест - в 2,2 раза, объема ВРП - в 1,7 раза (до 37 млрд руб.), увеличение ежегодного объема поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Омской области - в 2,8 раза (до 5 млрд руб.). Общий объем привлеченных инвестиций составит более 20 млрд руб.