Зле^ронный научно-шт.о()ич£сху.й леурнал
Омского ТЯУHfl
Милищенко О. А., Кравцева Н. А., Баженов В. П., Цыплёнкова И. В. Омская «Нахаловка»: строительство саманных и деревянных построек: технологии, инструмент и конструкции// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №1 (16) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/1/00691.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 728.03(571.13)
Милищенко Олег Анатольевич
Заведующий Народным музеем истории Омского ГА У ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск oleg_milichenko@mail.ru
Кравцева Наталья Андреевна
Специалист по учебно-методической работе ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск na.kravtseva@omgau.org
Баженов Владимир Петрович
Член Совета Музея городского быта, ветеран, г. Омск
Цыплёнкова Ирина Васильевна
Старший преподаватель iv.tsyplenkova@omgau.org
Омская «Нахаловка»: строительство саманных и деревянных построек: технологии, инструмент и конструкции
Аннотация. Статья посвящена вопросам технологии, конструкции, приспособлений, материалов и инструментария при возведении жилых и хозяйственных построек в Омской Нахаловке. Авторами применён как фотографический материал и справочники, так и методы репликации и сравнительно-исторического анализа построек по аналогичным данным из других населённых пунктов, с систематизацией материала.
Ключевые слова: Омская Нахаловка, саманный дом, изба, конструктивные особенности построек, инструмент и технологии.
1*Работа проведена при финансовой поддержке РФФИ: проект 18-49-550016 р_а «Научные и образовательные проекты государства в контексте колонизации Азиатских окраин: омские площадки и эксперты первой трети XX в.».
В настоящей статье авторы - В. П. Баженов (1945-2018), Н. А. Кравцева, И. В. Цыплёнкова и О. А. Милищенко, продолжили рассмотрение Омской «Нахаловки» -исторического топонима («деревни в городе» по А. Д. Алисову, - Милищенко О. А., Кравцева Н. А., Цыплёнкова И. В.), охватывавшего географически в конце XIX - первой половине ХХ в территорию кварталов современных улиц Береговых (бывшие Кочегуры), Госпитальной, Ремесленных, Восточных (бывшее Кривощёково) и Тюменской (бывший Фрунзенский, Екатериновский спуск), по надпойменной террасе, вплоть до уреза воды правого берега р. Омь. В работах «Омская «Нахаловка»: характер жилой и хозяйственной застройки» (2017 г.) и «Омская «Нахаловка»: землянки, избы, бараки и каменные (кирпичные) постройки» (2018 г.), используя методы картографического сопоставления и
ретроспективного анализа, с привлечением статистических и краеведческих материалов и архивов, обрисовали общие границы и структурную основу, планировку и основные типы построек Омской Нахаловки 1830-1980-х гг. [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Все фотографии предоставлены соавтором В. П. Баженовым из его личного собрания.
Актуальность темы, состоит в фиксировании безвозвратно ушедшего микрорайона, с его структурой, постройками, населением, бытом. Авторы, используя методы репликации и сравнительно-исторического анализа построек по аналогичным данным из других населённых пунктов, а также фотоматериалы и справочники, рассматривают технологию, конструкции и инструментарий, приспособлений и материалов при возведении жилых и хозяйственных построек в Омской Нахаловке.
Следует обратить внимание на более дешёвый и доступный прежде для бедноты саманный дом (исходный материал буквально «лежит под ногами»). Здесь мы также опираемся на данные энциклопедий, свидетельства современников и специалистов [7; 8; 9; 10; 11; 12].
Саман (адоба, кирпич-сырец, глинобетон, глинофибробетон, глиносырцовый материал) является композитным материалом, состоящим из смеси земли, воды, соломы, глины и песка (иначе - природный материал на основе глинистого грунта, высушенный на солнце: солома резаная, стружка древесная, костра, навоз, мякина; эти компоненты усиливают прочность материала при растяжении волокон целлюлозы). Слово «саман» происходит от староанглийского корня, означающего «ком или скруглённая масса». Влажный саман представляет собой глиняную лепешку, а сухой - параллелепипед правильной формы. По-другому, саман (тюркск. букв. - «солома») или адоб, адоба (исп. adobe, от араб. ат-туб) - строительный материал из глинистого грунта с добавлением соломы. Этот термин относится как к материалу, так и к домам, сделанным из него, а также к традиционной методике строительства в холодных и ветреных безлесных местностях, с дефицитом строительного леса (степи, долины, поймы рек). Саман бывает двух типов: легкий и тяжелый. Легкий саман изготавливается из соломы, смоченной глиной, тяжелый саман состоит из песка, соломы и глины. Легкий вид самана наиболее приемлемый, так как он дешевле. Однако, он хуже аккумулирует тепло, чем тяжелый (Рис. 1).
Рис. 1. Заготовка кирпичей самана. Саман при строительстве укладывается вручную. Отсюда возможность вылепить дом любой формы. Перегородки дома также лепятся сразу же. В саманном доме окна могут быть любой формы, также как и дверные проёмы. Кроме этого саман используется и для строительства заборов (в сухом климате). «Еще с древних времен существует 3 метода возведения стен. Первый способ очень схож со строительством из кирпича. Сначала формируют саманные блоки одинаковых размеров, а затем используют обычную кладку. Второй способ представляет собой забивку глиняного материала в опалубку. Он простой и довольно знакомый, но ограничивает фантазию и требует строительства ровных стен и прямых углов. Можно использовать любую опалубку для бетона и железобетона, однако снимать её надо сразу после укладки. Пустоты, образовавшиеся после опалубки, заполняют утеплителем или устанавливают несущий каркас. И последний, третий метод возведения стен заключается в монолитной кладке из саманных комьев. Такой прием позволяет избежать прямых углов и расширяет рамки для проектирования дизайна дома. Этот способ довольно простой и
понятный, но более подходит для сараев и других дворовых построек» (Рис. 2) [1, рис. 2, 5,
14, 15, 16, 17, 19, 20; 3. рис. 2 а, б, в; 10, 11; 7; 8].
Рис. 2. а. Образец самых простых саманных домов (хибар, халуп, хижин) с элементами
конструкции.
л*
Рис. 2. б. Образец самых простых саманных домов (хибар, халуп, хижин) с элементами
конструкции.
Рис. 2. в. Образец самых простых саманных домов (хибар, халуп, хижин) с элементами
конструкции.
Изготовляли саман чаще весной и до наступления осенних заморозков, чтобы в течение лета постройка могла хорошо просохнуть. Формовка кирпича также велась в сухой день. Формы для сушки самана делали из досок одинарными или двойными, без дна. Для того чтобы к стенкам ящика-формы не прилипала глина стенки его смачивали водой и мякиной. Кирпичи оставляли в форме на три дня. По истечении трёх дней кирпичи вынимали из формы и ставили на ребро и оставляли на три-семь дней. Качественный саман не должен разбиваться при падении с высоты двух метров, и размокать в воде на протяжении одного-двух дней. Начальный этап строительства был связан с рытьем траншей на 10 см больше глубины промерзания грунта по периметру стен будущего дома. Её можно было
уточнить у соседей. Далее нужно было избавиться от плодородного слоя земли, заменив его грунтом из траншеи (в бедных домах это и был пол, который промазывали ещё и глиной). Все несущие перекрытия должны были опираться на ровный фундамент. Доступные и простые ленточные фундаменты использовали в постройках, которые не нуждались в помещениях ниже уровня земли. В процессе возведения саманных стен по всему периметру ниже оконных проемов и на уровне перемычек укладывали арматуру из досок, хвороста или камыша. Узлы и сопряжения следовало армировать этими материалами через каждые 50 см по высоте. Расстояние между осями стеблей камыша принимают пять сантиметров. В угловых сопряжениях стебли обоих направлений следовало укладывать толстыми концами в угол стены, предварительно расплющив их легким ударом деревянного молотка («чекмаря») для лучшего сцепления с раствором. В целях уменьшения, и во избежание осадки зданий, толщина горизонтальных швов должна быть минимальной (1-1,2 см). Для прочности дом строили с минимумом комнат и небольшой площади. Максимальная высота с крышей была в пределах 2,5-2,7 м, с учётом последующей усадки. На одно- или двускатной крыше имелся иногда холодный чердак. В таком случае перекрытие потолочное делали из балок, на которые стелили тростник (рогоз) или ивняк (тальник), а затем обмазывали сырой смесью самана. Пол в самом доме делали ниже уровня цоколя на 15 см. Цоколь делали немного выше возможного уровня поднятия воды, но не ниже 30 см от уровня земли. Иногда, для расширения хозяйственной площади пристраивали дощатые сени или веранду. Крыльцо было в пол или немного приподнято к дверному косяку. Окна и двери не встраивали сразу. Нужно было подождать пока высохнет саман, так как он садиться на 3-7%. Если проем становился немного маловат, то его можно было увеличить при помощи урезания самана. Готовый только что возведенный дом должен был длительное время стоять и сохнуть. Это характерно для стран с умеренным климатом. Вообще, все работы по отделке внешнего фасада здания можно выполнять только после года постройки, когда оно даст окончательную усадку. Недостаточно уплотненные стены из самана со временем дадут большую линейную усадку. Размеры ее могли достигать 1/20 части высоты стены. Поэтому высоту стен под потолок делали с запасом, на 25-30 см больше.
При обустройстве крыши наклон ската следовало делать порядка 35 - 40 градусов. А свес над стенами должен быть не меньше 80-90 см. Это позволяло избежать повышенного давления на стены здания и защитит их от дождя. Крыша крылась соломой, тростником (рогозом), тальником (ивняком) или деревянной дранкой. Для оконных проёмов или дверных проходов использовали, если позволяли средства, широкую струганную доску подходящего размера [1, рис. 15; 3, рис. 2, 4, 15]. Для внешней отделки стен использовали штукатурку на основе извести, добавляя солому и песок. Смочив перед этим стену, штукатурку клали в два слоя по одному сантиметру толщиной. Изнутри стену обмазывали сырой смесью самана, а затем красили или белили известью. Для отопления устраивали или глинобитный чувал (двухкамерная печь) или русскую печь. Для подтопки могли использовать железную «буржуйку».
«В саманном доме все время присутствует хороший микроклимат. А причиной тому служит такое свойство самана и грунтоблоков, как гигроскопичность. А она у этих материалов очень высока. В связи с этим фактом саман - это прекрасный стабилизатор влажности в помещении. Когда в доме повышается уровень влажности, поверхности из самана начинают впитывать ее в себя и аккумулировать там. В жаркую погоду, когда уровень влажности в помещении падает и воздух становится сухим, саман начинает отдавать наружу накопленную влагу» [9]. Недостатками дома из самана являются низкая влаго- и морозостойкость. Часто требуется оштукатуривание внешней поверхности или другая защита от сырости. В самане могут жить грызуны, насекомые, мхи, грибки.
Следует отметить, что мы привели идеальный вариант постройки. На самом деле всё было проще, так как доходы у большинства жителей Нахаловки были невелики. Краевед О. А. Милищенко сообщает, на примере своих родственников Варанкиных, проживавших с 1949 по 1955 гг. на Кемеровском спуске, в саманном доме самой простой и дешёвой
конструкции, о том, что после длительного дождя саманная постройка очень быстро разрушалась (буквально вываливались стены). Спасало то, что на следующий день, при сухой погоде её «налаживали» из запасённого «кирпича». Причём селились на спусках Нахаловки (Копая), сначала построив или купив полуземлянку или землянку, а уже потом строили более крепкое жилище.
При описании избы в качестве терминологического источника использованы, в первую очередь, материалы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», Т. Л. Кильпе («Основы архитектуры», 1989 г.), Ю. С. Рябцева («Конструкция избы», 1997 г.), и А. Соболева («Деревянный дом: секреты старых мастеров-строителей», 1990-1991, 2003 гг., по материалам, опубликованным в журнале «Северные просторы», №№ 1-6, 1990 г., №№ 1-5, 1991 г.) [13; 14; 15, с. 58; 16; 17; 18; 19; 20].
Рис. 3. Дом зажиточного городского обывателя.
Редкие зажиточные жители Нахаловки ставили избы из дорогого хвойного леса (англ. - softwood) [1, рис. 8, 13, 18, 19; 3, рис. 4] (Рис. 3). Для всех видов работ требовался ограниченный набор инструментов [21]. Простейшие инструменты - скобель, топор-тесак, стамеска, рубанок употреблялись переселенцами из России еще с XVII в. А с конца XIX в. и по начало 1930-х гг. широко были распространены на селе и в городе (по данным мастеров-плотников, каменщиков, жестянщиков-кровельщиков и свидетелей, переехавших в Нахаловку с Русского Алтая в 1940-1950-е гг. - Леонида и Алексея Варанкиных и этнографа А. Ю. Майничевой («Проблемы изучения традиционной культуры русских крестьян Сибири методами этнографии и лингвистики», 1998-1999 гг.): секира (вместо пилы, для обработки торцов брёвен и для валки деревьев), топор, топор-колун (клиновидной формы), тесло, пазник, молоток, скобель (струг), центровка, коловорот, буравчик, напарий (стамеска), напария (бур) сверла, рубанок, шерхебель, фуганок, калевка, горбач, двуручник, пила двуручная, ножовка, ножовка-лобзик, пила выкружная, пила лучковая, пила продольная, долото, стамеска полукруглая («стружка»; для «дорожения» (желобления) кровельного теса), стамеска треугольная, стамеска уголком, стамеска прямая, клюкарза, нож, нож-косарь (самая частая находка на берегу Оми), драч, отборка, циркуль, черта. При этом А. Ю. Майничева отмечает, что для крестьян Верхнего Приобья, например, был характерен относительно ограниченный набор ручных плотничьих и столярных инструментов универсального назначения. Но «учет природных свойств дерева, как основного строительного материала, позволяли выполнять работы на высоком уровне, обеспечивать большую долговечность постройки» [22]. В строительстве из дерева использовались различные виды соединений и узлов, требовались специальные заготовки, для которых была нужна особая разделка бревен. В результате получали горбыль, лаги, брус, тес, дранку. Обрезные доски — пиленый тес, изготавливали продольным распиливанием бревна. Бруски делали из отходов крупной разделки. Были распространены постройки, выполненные из круглых бревен рубкой «в чашу» полукруглыми теплыми пазами, издавна и повсеместно применяемой в России («с
выпуском или без выпуска»). Иногда сруб скреплялся по углам «в лапу» или в «ласточкин хвост».
Срубы (в отличие от полуземлянок, преобладали «избы по-белому» [1, рис. 8, 13, 18, 19; 3]) в Нахаловке ставили на уплотнённом грунте на окладной венец - «окладник», который на 2-3 см. был больше диаметра рядового бревна, на высоте 40 см от грунта, но часто и вкапывали в землю, в месте с окладником (Рис. 3) . Иногда применяли и сваи, которые, как и нижние венцы сруба пропитывали смолой или дёгтем. Сваи, концы столбов и других опорных элементов дополнительно обжигались. Под окладник по углам стлали бересту. В том случае, когда стойки выводили высоко, дома делали с «завалинками». Позже нижние венцы стали устанавливать на кирпичный ленточный фундамент. Также по данным краеведов, сруб могли поднять и на целый кирпичный цокольный этаж, как например дом 23 по ул. Краснофлотской, снесённый летом 2017 г. или аналогичный дом по ул. Булатова, 104 (Рис. 4).
Рис. 4. Дом № 23 по ул. Краснофлотской (снесён летом 2017 г.)
За первые два года сруб давал усадку на 5% высоты, поэтому его заново проконопачивали паклей, пенькой или мхом. Использование некачественного, сучковатого материала, заставляло применять к бревнам особую обработку, например, разделку под брус (иногда брус употреблялся для визуального эффекта «под камень»). Обыкновенно крыша избы была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни. Тес (выделывался топором из двух половин расколотого мелкого прямослойного соснового бревна) и дрань (из четырёх половин расколотого бревна; также специальным ножом - косарём «драли» длиной 1,5-2 м) были основными материалами для кровли жилищ несколькими способами: «впритык», «в разбежку», «с подшильником» (примечательно, что в XVI - XVIII вв. были в обычае кровли из березовой коры). Жестью крышу крыли богатые горожане. Позже, при советской власти, стали употреблять и пиленый лес. Пиленый тес желобили - «дорожили», для организации направленного стока воды, стараясь крышу сделать более долговечной. Технология устройства дранью, топорным тесом и пиленым тесом была, в принципе, одинаковой.
Были распространены и менее трудоемкие в изготовлении стропильные двускатные и четырехскатные конструкции крыш (Рис. 3). Крупные избы крыли четырехскатной крышей с подшивкой, на стропильной конструкции. Чердак был хорошо утеплен большим слоем земли или соломы. С конца XIX в. встраивали псевдомезонин - чердачный вырез, обшитый плахами в четырёхскатной крыше (иногда с окном); иногда такое оформление фасада крыши называют рваным карнизом (Рис. 4, 5).
Рис. 5. Дом № 94, на углу с ул. Гусарова, 20.
Ранее такую крышу крыли тесом, а позже заменили кровельной жестью, ещё позже -заменили шифером. После установки крыши потолок утепляли и промазывали глиной. Сверху клали солому. Пол настилали из широких хорошо обтесанных плах по «переводам» (балкам). Затем его скоблили, но не красили (красили только зажиточные обыватели). К избе «приделывались» разные пристенки и прирубки.
Сени, являясь конструктивной частью дома, возводились одновременно с основным срубом или пристраивались позже. Они делались в срубной технике из бревен, бруса или теса, по длине они занимали часть стены или всю стену целиком и перекрывались пологими односкатными крышами. Сенник — не отапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. На крышу сенника не насыпалась земля, как это делалось в отапливаемых помещениях.
Вход в дом оформлялся крыльцом, на которое вели несколько ступенек. Крыльцо ограждалось перилами с балясинами или подзором, над ним устраивалась односкатная или двускатная крыша, крепящаяся на столбах. Встречались и внутренние лесенки в сенях, в этом случае вынесенных крылец не было. Все окна избы делались косящатые -«колодные». Их украшали наличниками, карнизами, коронами и ставнями. Со двора иногда ставни не вешали. Чем более обеспечен был хозяин, тем больше в доме было окон. В избе-клети обычно было три-четыре, в пятистенках, крестовиках - от пяти до двенадцати. Из помещений дома наибольшее число окон было в горнице. В поздних постройках больше окон выходило «на улицу». «Колодные» окна могли иметь как сплошные оконные рамы, так и створчатые. Это были «красные» (косящатые) окна. Волоковые окна устраивались только в сенях и подклетях. Чаще окна были с одинарной рамой, стеклились, а у бедняков, если не было средств купить стекло, затягивались обработанной брюшиной (раз в один-два года). Входные двери домов делались одностворчатыми из широких деревянных плах. Внутренние же двери были одностворчатыми или двустворчатыми, а в пятистенках вообще не устраивались, между комнатами оставлялся лишь широкий проем. Двери навешивали с помощью самокованных накладных жиковин. Позже стали использовать навесы и другой скобяной прибор заводского производства.
И так, комната дома с печью носило название избы. В пятистенках далее шла горница (горенка, комната), где часто ставили «галанку» (голландскую печь) - подтопку. В конце XIX - начале XX вв. жители ставили глинобитные («битые») или кирпичные печи. Глинобитные печи прочнее и надежнее кирпичных, лучше держат тепло, не отсыревают, разломать их трудно даже ломом. Глину («землю»; пластичную, но не жирную) на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. В избах печи делались с дымоходом — «по-белому». Печи обычно белились.
Добротные дома, стоявшие на самом верху надпойменной террасы, имели подсобное хозяйство на пример сельского. В более раннее время (XIX в.) такой двор обносили забором - заплотом. Заплот устраивали из горизонтально уложенных тесаных брёвен или толстых досок в боковые вертикальные сплошные пазы в ряд идущих столбов забора (см. Рис. 8). Ворота при помощи железных кованых навесов устанавливали на столбы, или столбицы. Ворота в один щит, в богатых домах - в два щита с калиткой [1, рис. 3, 19]. В воротах могли устраивать смотровой глазок. Но чаще были глухие ворота, без каких-либо украшений и отверстий. На рубеже XIX- XX вв. конструкция стала проще, универсальнее: двор часто был обнесён крепким дощатым забором с мощными двустворчатыми воротами и калиткой (причём доски (плахи) заплота заборов при этом могли располагаться между столбами чаще вертикально, но в проходных дворах, в проулках, в фасадах, выходивших на Омь, встречалось и их горизонтальная обшивка). Стоит также отметить, что до революции ворота в Омске, включая Госпитальную и Ремесленные, обязательно делали высокими (часто выше дома). [1, рис. 1, 2; 23].
Кроме того, следует выделить в топографическом плане упомянутые выше хазы и так называемые «весёлые дома». Также нельзя не упомянуть торговые лавки, трактиры и чайные, заезжие дворы, без которых не обходились и «более приличные кварталы города». Краевед и музеевед В. И. Селюк отмечает в своих исследованиях, что для публичных домов терпимости специально с конца XIX в. была отведена 4-я часть города Омска — Госпитальная улица. Это же подтверждает и И. Н. Шухов (см. Рис. 3) Были «весёлые дома» и в Мокром форштадте [24; 1, рис. 1, 2] (Рис. 6 а, б, в).
Рис. 6. а. Улица с «весёлыми домами» - 1-й Взвоз (Краснофлотская) в бывшем Мокром форштадте , спуск к р. Оми. Снимок 1930-1960-х гг.
г
Рис. 6 б. Тот же объект после сноса Нахаловки: вид от Больничного переулка вниз по ул.
Краснофлотской, к р. Оми. Снимок 2010 г.
Рис. 6 в. Тот же объект сверху: за Фрунзенским мостом, по правому берегу - остатки
Нахаловки. Снимок 2008 - 2010-х гг.
Краевед В. И. Селюк, председатель «Общества коренных омичей», директор омского «Музея городского быта» на примере зажиточного Казачьего форштадта отмечает, что со второй половины 1880-х гг. увеличение в городе жителей других, кроме казаков, крестьян и чиновников, сословий «дало толчок для новой застройки улицы. На месте самых ветхих строений поднялись высокие, на кирпичных фундаментах, дома. Окна в новых домах большие, с резными наличниками и карнизами. Все дома под железной крышей, с парадным входом, под кованым металлическим зонтом (козырьком), на высоком крыльце. В этих домах на кухне, по-прежнему, главенствовала русская печь, а в комнатах - «одетые» в железо или кафель «голландки». Появились и прочие удобства - теплые туалеты»[...]. А с введением с 1901 г. квартирного налога городская земля подорожала. «Застройка участков, находящихся в частной собственности, уплотнялась максимально. Чтобы избежать пожаров, разрешение на строительство нового дома давалось при условии возведения брандмауэра (глухой кирпичной пожарозащитной стены) между близко стоящими домами (в Омске в то время действовало более 30-ти кирпичных заводов)», - подчёркивает краевед [24] (Рис. 7).
Рис. 7. Деревянный дом с брандмауэром.
С одной стороны, — кирпич дорогой, а с другой, — в Сибири привыкли жить в рубленых домах, обычно одноэтажных. Поскольку плотность застройки стала максимальной; так и стали строить: первый этаж - кирпичный, второй - деревянный. Добавилось ещё одно новшество: по примеру городов Центральной России «перед домами стали устраивать палисадники, где буйно росли сирень, акация, бузина, ягоды которой применялись для чистки самоваров и прочей домашней утвари» [24]. Все эти изменения, исходя из данных свидетелей и старых фотографий коснулись и ул. Госпитальной с прилегающими постройками [1, рис. 1, 2].
Уже с 1910-х гг. для облагораживания срубных домов их наружные стены и «крылья» (торцы брёвен) стали обшивать такой же доской (плахами) или «вагонкой». Наглядным примером служит сохранившийся сегодня нежилой сруб начала XX в., на кирпичном фундаменте, под четырёхскатной крышей, по ул. Булатова, 96, горевший за своё бытование не менее 3-х раз и сохранивший «невольно» разрез своей конструкции. В крепких сараях и хлевах содержались скот и птица. Огород располагался (часто это было всего несколько грядок, а картофель высаживали уже за городом), либо в задней половине двора, либо примыкал к основному забору по склону террасы. Его регулярно подсыпали, подсыпку укрепляли досками или брёвнами в виде заплота (забора) на столбах, а позже и с использованием металлических труб. По периметру огород обносили жердями и тальниковым плетнём. Ниже, от бедных халуп или более прочных построек к урезу воды также тянулись террасами огороды, обнесённые жердями и тальниковым плетнём. Двор если, была территория для него (а часто место хватало для единственной «сарайки», по совместительству с курятником и свинарником), также создавался методом террасирования и искусственной посыпки бута, затем укреплялся любым доступным способом, включая опалубку из горбыля. Уборные располагались, как во дворах, так и на огородах. Дворы, дорожки (тропки) к воде, к мосткам и причалам, по возможности укреплялись досками или
битым кирпичом, галькой, булыжником, но чаще были грунтовыми, глиняными. До проведения водопровода и устройства платных водоразборных колонок, в легальной части Нахаловки, воду брали из реки, колодцев (срубной конструкции, с воротом или журавлём) почти не было из-за значительной высоты террас (Рис. 8 а, б). Б. М. Надёжин, так описывал городское правобережье Оми, частный сектор 1930-х гг.: «[...] На некоторых перекрёстках улиц стояли водоразборные будки, откуда воду носили в коромысле. Для того чтобы она налилась, надо в узкую щёлку просунуть будочнице талон на 25 литров. Зимой в замёрзшее окошко её не видно, подставлять под кран вёдра приходится, манипулируя на твёрдых и очень гладких ледяных буграх из расплескавшейся воды. [По воспоминаниям жителей Нахаловки, по Кемеровскому спуску (семьи Варанкиных), ещё в 1950-е годы в будке, по ул. Госпитальной за ведро воды платили 1 -2 копейки, а если роняли зимой ведро с водой, то шли за новой порцией и снова платили будочнице, - Милищенко О. А.]. На улице жилых районов выходили фасады домов с крыльцом и навесом парадного входа, тротуары отсутствовали (Рис. 9 а, б, в, г). Окна со ставнями, закрываемыми на ночь и запиравшимися изнутри с помощью пропускаемых через отверстия в стене металлических шарнирных стержней. Перед фасадом нередко палисадник с цветником, кустами акации. Расстояния между соседними домами ограждено сплошным дощатым забором, за которым двор, огородик, сараи. Рядом с домом обычно калитка и ворота, такие же плотные и высокие, как весь забор. Тротуар дощатый. Приподнят над грунтом проезжей улицы примерно на 30-35 см, кроме перекрёстков» [25, с. 182, 183]. Омские краеведы В. И. Селюк, В. П. Баженов и О. А. Милищенко именно такими запомнили и ул. Госпитальную и прилегающие к ней более или менее ухоженные улицы 1940-1970-х гг. Другое дело, что на многих, до середины 1950-х гг. не было асфальта (а на небольших проулках и на спусках его нет и до сих пор) и упомянутых деревянных тротуаров. На ул. Фрунзе тротуары заасфальтировали впервые в 1974-1976 гг., а на Госпитальной - в конце 1970-х. Также к 1970-м гг. были снесены многие парадные крыльца, например, по ул. Госпитальной (Рис. 9 г, д).
Рис. 8 а. Мостки для забора воды и полоскания белья. Левый берег р. Оми, до революции.
Рис. 8. Мостки для забора воды и полоскания белья.
Рис. 8. Мостки для забора воды и полоскания белья. Правый берег р. Оми. 2009 г.
ш
' " ¿0 ¡И ■-- V,,; I
Рис. 9 а. Улица с деревянными тротуарами; центр Омска, с правого берега р. Оми. 19301950-е гг. улица (Госпитальная) без тротуаров: в принципе, не очень-то большая разница...
Рас. 9 б. Улица (Госпитальная), дома 4, 6, без тротуаров. 1950-е гг.
Рис. 9 в. Улица (Госпитальная) без тротуаров, дом 5. 1950-е гг.: в принципе, не очень-то
большая разница.
Рис. 9 г. Ул. Госпитальная, дом 5: с двумя крыльцами. 1930-1950-е гг.
Рис. 9 д. Ул. Госпитальная, дом 5: крыльца снесли, а проёмы забили. 1960-1980-е гг.
Пример сохранившегося, отчасти, «копай-города» можно ещё застать в современном Омске на склоне левобережной террасы Оми под Октябрьским мостом («Горбатым»). Здесь, в очередной тихой «деревеньке в городе», имеются не только дома, построенные из кирпича или дерева, но и из глины, самана. Респондент газеты «Аргументы и факты в Омске» по имени Марат, житель такой «настоящей глинобитной мазанки» с побеленными стенами (строению «тридцать с лишним лет»), сообщал 26 марта 2008 г., что этот дом ещё в начале 1970-х гг. возвёл его отец с родственниками. Глину для неё копали рядом, на берегу Оми. Затем глину смешивали с конским навозом и этим составом «намазывали стены, поверх белили». Корреспондент, в свою очередь отметил, что «технология, описанная Маратом, в прошлом веке была в ходу, ведь это был самый простой и быстрый способ обзавестись каким-никаким жильем. Ну а уж в Копае сам Бог велел так строить - эта низина в русле Омки по весне превращается в непроходимое болото. Глину можно черпать прямо с крыльца». И добавляет: «Пару лет назад в Копае загорелся дом. Дорог в этой деревне в центре Омска мало, самовольных же пристроек много, а ветер в тот день, как назло, дул к холму. В общем, тогда едва не исчез весь поселок вместе с «историческими» глинобитными мазанками. Впрочем, в Копае настоящих мазанок сейчас осталось мало. Большинство домов уже обшито тем, что попалось хозяевам под руку. При этом кое-где над крышами виднеются спутниковые тарелки... [...] С оврагов «копай-города» открывается прекрасный вид на центральную часть Омска: Музыкальный театр, церкви. Однако красот этих «копайцы» практически не замечают, их как-то больше занимают собственные проблемы: засилье алкоголиков и наркоманов, «радующихся жизни» на берегах реки; горы мусора, которые привозят и вываливают грузовики. У жителей этой деревушки в центре Омска своя жизнь, и на городскую она совсем не похожа». Наполовину вросшие в землю, а то и подтопленные, дома стоят в овраге. Из всех благ цивилизации в пяти домах, например, только электричество. Пенсионерка Нина Рудаева, приехавшая когда-то из г. Фрунзе, и за
неимением другого жилья купившая «развалюху», в ожидании обещанного местной администрацией переселения; так долго, что по её имени даже овраг именуется «нининым», отмечала, что даже почтальон (с пенсией) в овраг отказывался спускаться: и за пенсией, и за топливом для печек, и за продуктами жители сами карабкались по тропинке вверх, поскольку спуск к домам до сих пор оборудован не был. Бомжи (например, Василий Копылов) снимали такие «развалюхи» (без коммунальных услуг) по 300 рублей в месяц [26].
Одина из блогеров также вспоминает про жизнь в копай-городе: «Копай-город... ба... опять мой район в списке самых опасных и как там выжила без одной маломальской проблемы с соседями и местными непонятно». А ей парируют другие свидетели: «Я как коренной житель изучил все опасности, которые могут подстерегать в каменных джунглях. И цыганские кварталы знаю, и копай-город помню, и амурскую братву (упокой их душу) застал. Копай-город. Лет 30 назад туда милиция боялась заезжать. Малолетняя ребятня с обрезами баловалась. Ты там росла. А тех, кто случайно забрёл(!) так для острастки метелили, ну и мелочь забирали. Это не страшно. У всех существующих опасностей существовали рамки» [27].
В. И. Селюк отмечает, что главным градостроительным инструментов для поселенцев окраин «Сибирского Чикаго» была лопата. Другое имя Нахаловки было Копай-город, где ютились одна на другой землянки бедняков, «в двух километрах от богатых магазинов Любинского проспекта». Владимир Иванович считает, что «эти деревушки» - Волчий хвост, Кривощеково, Нахаловка - часто вырастали на семейных драмах: некоторые переселенцы в столыпинскую реформу приехали сюда в надежде, что дадут землю и подъёмные деньги [единовременно от 60 до 250 рублей на семью; целое состояние!, - Милищенко О. А.]. Однако требовались упорство и настойчивость. Не у всех получилось. К примеру, «муж умер по дороге, и она здесь осталась в Омске, где-то на окраине поселилась, построила из ящиков какую-то хибару». Сто лет назад здешние землянки обходили стороной. Грязь, зловоние, болезни защищали от незваных гостей лучше любого охранника. В течение XX в. землянки («полуизбушки-полуземлянки») постепенно модернизировали до избушек. Появились и совсем новые дома.
Например, житель одного из домов по ул. Ремесленной Максим Зенин, владелец такой полуизбушки-полуземлянки, «в современном копай-городе видит уже не только минусы»: «С одной стороны, посмотришь - здесь развалины, руины, но две остановки от центра города. Природа - вот она, Омка рядом. Вот у меня дверь открываешь и буквально через 10 метров берег Омки». На момент интервью Максим Зенин прожил здесь всего три года и в благоустроенную квартиру переезжать не собирался. «А вот Фаина Егоровна Муртазина программой «Доступное и комфортное жилье» охотно бы воспользовалась. Ее домик в деревне на обрывах и оврагах строил еще отец и избушка, и ее хозяева много пережили за это время. Только вот рассказывать об этом бабушка отказывается. Зато охотно соглашается на предложение Владимира Селюка помочь по хозяйству. Ни цивилизованных спусков, ни тем более подъездов к дому со времен капитализма здесь так и не появилось. Это сегодня в десяти минутах ходьбы отсюда находится центр сибирского миллионника: здание Главпочтамта и Соборная площадь». До революции избушки появлялись за пределами города. У границы Бутырского форштадта они начали окружать еврейское кладбище, старейшее сегодня в Омске. Теперь почти стотридцатилетний погост - часть одного из подворий в копай-городе на Ремесленных - наиболее ценная его часть, по мнению Селюка. - С исторической точки зрения, я считаю надо сохранить вот это еврейское кладбище, где много почтенных жителей города, купцов, ремесленников, - говорит Владимир Селюк. Формально этих домов в Омске нет, и не было. Строения стоят здесь незаконно, их нет на современных картах, большинство хозяев до сих пор живут без документов. Но они согласны с краеведом, что эту проблему нужно решать не только на бумаге - такая история Омску не нужна [28].
Что касается упомянутого еврейское кладбища, то оно по счёту второе. Первое появилось в Нахаловке. по чётной стороне ул. Госпитальной в 1860-е гг. между Кемеровским
и Октябрьским спусками. Погребения совершались до 1879 г. В 1920-е гг. этот некрополь был ликвидирован [3, рис. 2; 29]. На его месте сейчас по соседству с домом № 24 располагается трансформаторная подстанция и опора ЛЭП (идущей на левый берег в район улицы 3-я Линия) [3, рис. 2]. Обрыв в этом месте служит стихийной свалкой. В 1855 г. в Омске появилась первая иудейская молельня с хозяйственным правлением при нём. По предположению исследователя И.Е. Бродского Омская еврейская община сформировалась к 1870-м гг. Об устройстве первой Омской синагоги позаботился в 1874 г. купец М.М. Хаймович. По постановлению Омской городской думы второе кладбище было открыто в 1879 г. (сегодня это ул. 3-я Береговая, 18), а в 1959 г., уже при советской власти, постановлением Городского совета было закрыто [30, с. 122].
Сохранились воспоминания о копай-городе и блогера под псевдонимом («ником») Носов Алексей (nosov_alexey) с приложением фотографии Нахаловки, сделанной, примерно, до 1980 г. с левого берега, по мнению О.А. Милищенко, от лодочных пирсов напротив спусков ул. им. Булатова (Кооперативной) и ул. Яковлева (Проломной). Алексей Носов пишет: «Снято на реке Омь, там тогда был так называемый «Копай-город». Сейчас он тоже есть, но выглядит несколько поблагороднее. Могу подтвердить, что именно так оно и выглядело - я там бывал в детстве-юности довольно часто, на лодке ездили. Миллионный город, промышленный и научный центр, куча заводов, вполне технологичных, НИИ и КБ оборонного, в основном, направления. И вот это ... Там еще бараки были, самые натуральные, дощатые, на много-много жильцов; как построили при Иосифе Страшном, так они и стояли до 1990-х, и люди в них так и жили. Сейчас, да и тогда, это место - практически центр города, 10-15 минут пешком от площади Ленина. У нас в группе в институте учился студент, в детстве в Копай-городе живший. Рассказывал про перестрелки из самодельного оружия между берегами. Развлечение такое» [31] (Рис. 10).
Рис. 10. От Нахаловки до центра города на лодке по Оми - «рукой подать». 1950-е гг.
По данным краеведов Игоря Владимировича Фёдорова (блогер под псевдонимом от^ашп) и Владимира Петровича Баженова (1945-2018 гг.) деревянный мост, связывавший до разбора последнего в 1984 г. правый и левый берега Оми в створах улиц Школьный переулок (сегодня ул. Тюменская) и Березовского (ориентация по предмостьям), был выстроен военными сапёрами по типовому образцу всего за 45 дней в 1957 г. Он несколько раз ремонтировался и по свидетельству современников, выросших в кварталах недалеко от него (Елены Каштановой, Татьяны Яковлевой, Олега Милищенко, Василия Кузменко, Александра Выставного и др.) выглядел хлипким (большегрузные машины по нему не ходили). Мост был очень удобным местом для рыбалки с удочками, закидушками и пауками [32] (Рис. 11 а, б; 12 а, б, в).
Рис. 11 а. Деревянный мост через Омь. Виды в сторону Фрунзенского спуска, 2, 3 и на Нахаловку со стороны ул. Березовского лодочной станцию. 1950-1960-е гг.
Т1Г
Рис. 11 б. Деревянный мост через Омь. Виды со сторону ул. Березовского на Нахаловку и со стороны Школьного переулка и Фрунзенского спуска на ул. Березовского и лодочную
станцию. 1960-1970-е гг.
1
Рас. 12 а. Деревянный наплавной мост (Николаевский). Открытка 1910-х гг.
Рис. 12 б. Деревянный Октябрьский мост (на месте бывшего наплавного моста) через Омь. Вид со стороны Фрунзенского спуска. 1930-1940-е гг.
Рис. 12 в. Деревянный Октябрьский мост (на месте бывшего наплавного моста) через Омь.
Вид со стороны ул. Чехова и ул. Баррикадной. 1930-1940-е гг.
Что касается кирпичной постройки бани С. Р. Алчедаевского (по Фрунзенскому спуску/ул. Тюменской), так же как и кирпичной купеческой лавки, по адресу ул. Госпитальная, д. 42, то мы можем пока предположить, что изначально это были деревянные дома, а отстроены были из кирпича в 1880-е гг. («в конце 1880-х гг.»), когда такое строительство стало дешевле и популярнее [33].
Этнографические аспекты населения Нахаловки требуют отдельного рассмотрения. Однако стоит отметить, с учётом поднятых здесь русско-польских монет царской чеканки, что среди поселенцев были и поляки. Внимание к рассматриваемому объекту в 1914-1915 гг., например, уделил аспирант из Варшавы (так он представился, а по данным его куратора С. А. Мулиной - из Торуни), обучавшийся по международной межвузовской грантовой программе научного обмена Центра польской культуры (2002-2017 гг.) при Омском ГАУ, Михал Антонович, чьи дальние предки (по его словам) отбывали здесь сибирскую ссылку.
Омский краевед и соавтор настоящей статьи Владимир Петрович Баженов (на рис. 13 первый слева) скоропостижно скончался 30 сентября 2018 г. Без его помощи нам стало сложнее идентифицировать те или иные постройки и персон на фотографиях, переданных им для публикуемой работы.
Рис. 13. «Привет из прошлого». Ул. Госпитальная, 1960-е гг.
Таким образом, мы рассмотрели вопросы, связанные с географическим положением Омской Нахаловки, её структурой, планировкой и характером жилых и хозяйственных построек.
Следующим этапом нашего исследования станет тема правил заселения в постройки (домохозяйства) с 1890-х гг., включая жилищно-хозяйственные товарищеские кооперативы и коммунальные дома Омской Нахаловки и вопросов юридического обременения земельных участков, занятых домовладельцами, прописки жильцов (в историческом контексте), вплоть до расселения в 1970-1980-е гг.
Ссылки на источники
1.Милищенко О. А. Омская «Нахаловка»: характер жилой и хозяйственной застройки [Электронный ресурс] / О. А. Милищенко, Н. А. Кравцева, В. П. Баженов, И. В. Цыплёнкова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. №3 (10) июль - сентябрь. - URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00371.pdf (дата обращения: 5 февраля 2019).
2. Кравцева Н. А. Омская «Нахаловка»: источники по истории освоения правого берега реки Оми в черте города Омска / Н. А. Кравцева // Наш Омский край. Второй конкурс исследоват. краеведч. работ, посвящ. памяти М. Е. Бударина: сб. докладов. Омск, 2015. С. 34-49.
3. Милищенко О.А. Омская «Нахаловка»: землянки, избы, бараки и каменные (кирпичные) постройки / О. А. Милищенко, Н. А. Кравцева, В. П. Баженов, И. В. Цыплёнкова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - №4 (15) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/4/00642.pdf. (дата обращения: 5 февраля 2019).
4. Кучугуры-Береговые [Электронный ресурс] // Улицы Омска // История Омска / URL: http://omsk777.ru/omsk.fon.street.html (дата обращения: 14 сентября 2018).
5. Омск в дореволюционный период [Электронный ресурс] / URL: http://admomsk.ru/c/document_library/get_file?p_l_id=284493&folderId=284128&name=DLFE-10644.pdf (дата обращения: 14 сентября 2018).
6. Дабер Е. Какой рельеф у Омска? [Электронный ресурс] / Евгений Дабер / URL: http://otvet.mail.ru/inbox/daberea/; http://otvet.mail.ru/answer/320960172/ (дата обращения: 14 апреля 2018).
7. Саман и саманный дом [Электронный ресурс] // Саманное строительство. Саманный дом // Домострой / URL: http://www.siti-stroi.info/publ/1/1/19-1-0-120 (дата обращения 21 мая 2016).
8. Саманный дом [Электронный ресурс] // SekretyStroyki.ru / URL: http://sekretystroyki.ru/samannyj-dom.html (дата обращения 21 мая 2018).
9. Саманный дом. За и против. 2015 [Электронный ресурс] // KSPortal.ru / URL: http://ksportal.ru/206-samannyy-dom-za-i-protiv.html (дата обращения 21 мая 2018).
10. Саман [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 21 мая 2016).
11. Саманный дом 12.07.2015 [Электронный ресурс] / URL: http://klyshko.ru/samannyj-dom/ (дата обращения 21 мая 2016).
12. Саманный дом своими руками. 2016 [Электронный ресурс] // Строительство Советы / URL: http://www.stroitelstvosovety.ru/samannyy-dom-svoimi-rukami (дата обращения 21 мая 2016).
13. Р-в В. Изба [Электронный ресурс] / В. Р-в // ЭСБЕ / URL: https://ru.wikisource.org/wiki/(дата обращения: 1 июля 2018).
14. Кильпе Т. Л. Основы архитектуры: учебник; 2-е изд. / Т. Л. Кильпе. Москва: «Высшая школа», 1989.
175 с.
15. Рябцев О. С. Конструкция избы [Электронный ресурс] / Ю.С. Рябцев // Рябцев Ю. С. История русской культуры 11-17 веков: художественная жизнь и быт 11-17 веков. М., 1997 / URL: http://www.booksite.ru/enciklopedia/house/Lhtml (дата обращения: 1 июля 2018).
16. Соболев А. Деревянный дом: секреты старых мастеров-строителей . 2003 [Электронный ресурс] / А. Соболев // Изд-во ЭЛПА / URL: http://RuTracker.org/forum/viewtopic.php?t=3274587(дата обращения 1 июля 2018).
17. Словарь терминов. ЗАО «Гермес» Северный дом [Электронный ресурс] / URL: http://www.hermes-sz.com/page/slovar-terminov.html (дата обращения: 1 июля 2018).
18. Плотничное искусство. Замки и врубки. ЗАО «Гермес» Северный дом [Электронный ресурс] / URL: http://www.hermes-sz.com/page/plotnichnoe-iskusstvo-vvedenie.html (дата обращения: 1 июля 2018): [По материалам репринта издания 1855 года. Плотничное искусство, изложенное полковником Дементьевым. Рошефор Н. И. Иллюстрированное урочное положение].
19. Деревянный русский дом [Электронный ресурс] // Новое старое. Деревянная архитектура. Традиционное плотницкое мастерство / URL: http://novoestaroe.ru/index.php?razdel=srd (дата обращения: 1 июля 2016).
20. Дом [Электронный ресурс] // Белая лавка / URL: http://www.belaya-lavka.ru/dom.htm (дата обращения: 1 июля 2018).
21. Плотничное искусство, изложенное полковником Дементьевым. Рошефор Н.И. Иллюстрированное урочное положение. По материалам репринта издания 1855 года [Электронный ресурс] // ЗАО «Гермес» Северный дом / Разработка сайта: www.karpilenko.ru / URL: http://www.hermes-sz.com/page/plotnichnoe-iskusstvo-instrument.html (дата обращения: 1 июля 2018).
22. Майничева А.Ю. Строительные инструменты. 24.11.1999. Табл.1 [Электронный ресурс] // Майничева А.Ю. Традиции строительного дела Средневековой Руси и домостроение старообрядцев Верхнего Приобья в конце XIX - начале XX вв. / URL: http://zaimka.ru/mainicheva-house-building/ (дата обращения 1 июля 2018): [в рамках темы «Проблемы изучения традиционной культуры русских крестьян Сибири методами этнографии и лингвистики». РГНФ, 1998-1999, 98-01-00364; Материалы Западносибирского этнографического отряда 1995-1998 гг.].
23. Старые ворота [Электронный ресурс] // Про форштадт Выползки / URL: http://belyaefff.livejournal.com/232912.html?thread=2689744 (дата обращения: 3 июля 2018): [Фотоснимки ул. Челюскинцев в районе улиц Ремесленных].
24. [Селюк В. И.] История Омска и все что с этим связанно. 22.02.2010 [Электронный ресурс]/ Alex_Greeder / URL: http://bloodyhawks.ru/forum/?show=topic&id=145&page=35 (дата обращения: 14 мая 2018): [По данным В.И. Селюка];
25. Надёжин Б. М. Возвращение / Б. М. Надёжин // Иртыш: альманах. Омск, 1993. - № 2. С. 302-303 // Время и город. Омск XVIII - середины XIX в. в описаниях современников / сост. Е. Н. Турицина; отв. ред. А. В. Ремизов / Мин-во культуры Ом. обл., Ом. гос. науч. б-ка имени А.С. Пушкина. Омск, 2016. С. 182-183.
26. «Копай-город». 26/03/2008 [Электронный ресурс] // Еженедельник «Аргументы и Факты» Омск. № 13 26/03/2008 / URL: http://www.omsk.aif.ru/archive/1790268 (дата обращения 18 мая 2018).
27. Девушка в парандже в Омске. Сен. 12, 2008 [Электронный ресурс] / URL: http://www.omsk.kz/viewtopic.php?p=993002 (дата обращения: 18 мая 2018).
28. «Копай-города»: история, память, наследие. 19.07.07 / URL: http://omsk.rfn.ru/rnews.html?id=7259 (дата обращения: 18 мая 2018).
29. Второе еврейское кладбище / Ольга Емельянова // Могильное прошлое // АиФ в Омске. № 26. 29июня-5 июля 2016. С. 35.
30. Бродский И. Е. Памятники иудейской культуры в Омске XIX-XX веков / И. Е. Бродский // Омская крепость: историко-культурное наследие: сб. статей Омской городской научно-практической конференции (Омск, 25 ноября 2010 г.). Омск: «Издательский дом "Наука"», 2011. С. 121-123.
31. Недавнее прошлое - к высказываниям о «великой стране» Омск, 1980-е годы. June 2nd, 2015 [Электронный ресурс] / nosov_alexey / URL: June 2nd, 2015http://nosov-alexey.livejournal.com/48844.html (дата обращения 22 мая 2018).
32. Фёдоров И. Деревянный мост через Омь, связь Щетинкина и Березовского. 25 марта 2014 [Электронный ресурс] / omchanin/ URL: http://omchanin.livejournal.com/981278.html (дата обращения:20 апреля 2018).
33. [Алисов Д. А.] Глава 2. Социально-культурный облик города Омска: от уездного центра до столицы Степного Края (1804-1880-е). 1. Планировка, застройка и благоустройство города [Электронный ресурс] / URL: http://kulgor.narod.ru/monoalisov/m5.html (дата обращения: 22 мая 2018).
Oleg Milishenko
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Natalya Kravtseva
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Vladimir Bazhenov
The Museum of the municipal everyday life, Omsk
Irina Tsyplyonkova
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
«Nakhalovka» in Omsk: Construction of adobe and Wood Buildings: Technology, Tools and
Design
Abstract. The article deals with the questions of technology, construction, devices, materials and tools for the construction of residential buildings and outbuildings in Omsk Nakhalovka. The authors used both photographic material and reference books, as well as methods
of replication and comparative historical analysis of buildings according to similar data from other localities, with the systematization of the material.
Keywords: Omsk Nakhalovka, adobe house, hut, design features of buildings, tools and technologies.