Научная статья на тему 'Омск на современном этапе развития: достижения, проблемы, перспективы'

Омск на современном этапе развития: достижения, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / РЕСУРСЫ / RESOURCES / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛИТЕТА / FUNCTIONS AND TASKS OF THE MUNICIPALITY / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / PUBLIC / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / PROTECTION OF THE POPULATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Двораковский Вячеслав Викторович

В статье дается краткая характеристика города Омска, обзор современного экономического развития города, на основании чего показаны задачи, стоящие перед органами управления. Затронуты вопросы производства, строительства, здравоохранения, транспорта, культуры и образования и показаны перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OMSK DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE: ACHIEVEMENTS, PROBLEMS, PROSPECTS

The article gives a short characteristic of Omsk, the review of the modern economic progress of the city. The author shows the problems facing the administration. The article discusses the prospects for development of manufacture, construction, public health services, transport, culture, education.

Текст научной работы на тему «Омск на современном этапе развития: достижения, проблемы, перспективы»

УДК 338 (470+571) ГРНТИ 06.61.33

Ж/

Страничка мэра

ОМСК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В.В. Двораковский Администрация города Омска Россия, 644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34

В статье дается краткая характеристика города Омска, обзор современного экономического развития города, на основании чего показаны задачи, стоящие перед органами управления. Затронуты вопросы производства, строительства, здравоохранения, транспорта, культуры и образования и показаны перспективы. Ключевые слова: экономический потенциал, ресурсы, стратегия, функции и задачи муниципалитета, общественность, защита населения, инвестиции.

OMSK DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE: ACHIEVEMENTS, PROBLEMS, PROSPECTS

V.V. Dvorakovskiy

Omsk City Administration

Russia, 644099, Omsk, ul. Gagarina, 34

The article gives a short characteristic of Omsk, the review of the modern economic progress of the city. The author shows the problems facing the administration. The article discusses the prospects for development of manufacture, construction, public health services, transport, culture, education.

Keywords: economic potential, resources, strategy, functions and tasks of the municipality, the public, protection of the population, investment.

Наш город — один из ведущих центров страны в промышленности, образовании, культуре и спорте; один из 15 российских го-родов-миллионников, прошедший несколько исторических этапов: от небольшой военной крепости, затем административного центра освоения сибирских земель до областного центра транспортного и промышленного развития. Омск всегда был стратегически важным городом России. Что реально представляет собой современный Омск, в чем его особенности и конкурентные преимущества, какие есть проблемы и возможные перспективы развития?

Омск — один из крупнейших городов России, второй по численности населения

город Сибири. На 1 января 2015 года в городе Омске проживало 1 174 тыс. человек, что составляет 59,3 % от численности населения Омской области [1]. На протяжении последних девяти лет в городе увеличивается рождаемость - основной фактор стабилизации и увеличения численности населения города. Общее сальдо миграции в последние три года фиксируется на положительном уровне [2, 3]. В настоящее время Омск осуществляет все присущие ему ранее функции, которые требуют, вероятно, переосмысления с точки зрения перспектив развития.

Омск входит в группу лидеров по объему промышленного производства на душу

населения и по итогам 2014 года стал вторым среди миллионников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). В целом прирост промышленного производства за 2015 год составил 3,5 % (в среднем по России - 1,7 %) [4, 5]. Очевидно, омская промышленность вновь набирает силы. Происходят качественные позитивные изменения. Все увереннее чувствует себя оборонный комплекс. Безусловно, решающую роль в этом играет государственная поддержка.

Современный Омск обладает высоким производственным потенциалом. В городе сосредоточены крупные организации промышленного производства, среди них: ОАО «Газ-промнефть — ОНПЗ», ООО «Омсктехуглерод», АО «ТГК 11», ОАО «Омскшина», ОАО «Омский каучук», ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО), ОАО «ОмПО «Иртыш», ОАО «Сатурн», ФЛ «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроение «Салют», ПО «Полет» - ФЛ ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруниче-ва», «Манрос М» ФЛ ОАО «Вимм-Билль-Данн», ООО «Сибирские колбасы», ОАО «Омская макаронная фабрика», ОАО «Хлебодар», ООО «Ом-сквинпром», ОАО «Сладонеж», ФЛ ОАО «САН ИнБев». Организации, занятые промышленным производством, находятся на ведущих позициях в современной экономике города и производят высокую долю российского выпуска: бензина автомобильного, дизельного топлива, бензола, ксилолов, шин, покрышек для легковых автомобилей и других товаров [2].

Город Омск имеет значительный экономический потенциал, что позволяет ему наращивать налоговую базу. Омск не является дотационным городом, как может сложить-

ся впечатление по формальным признакам при анализе структуры бюджета города Омска. Налоговые платежи, уплачиваемые налогоплательщиками города Омска, ежегодно растут. Объем уплаченных налогов и сборов в 2014 году в бюджеты всех уровней по городу Омску с учетом крупнейших налогоплательщиков, работающих в городе, вырос на 6,7 %, по сравнению с платежами в 2013 году, и составил более 129 млрд рублей [5].

Город Омск имеет большой научно-образовательный комплекс. Научными исследованиями и разработками в Омске занимаются 38 организаций [6]. В систему профессионального образования входят 47 организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена с численностью студентов 36 тыс. человек, 28 организаций высшего образования с численностью студентов около 90 тыс. человек [7].

Город Омск имеет богатые спортивные традиции. В городе действует 2025 спортивных сооружений, из них 7 стадионов, 474 спортивных зала, 58 плавательных бассейнов. В Омске проводится большое число спортивных мероприятий, в том числе всероссийских и международных: Всероссийская лыжная гонка «Лыжня России», Сибирский международный марафон, Рождественский полумарафон и другие [2].

Город Омск — один из ведущих культурных центров Сибири. На его территории находятся: 51 общедоступная библиотека с библиотечным фондом 5,7 млн экземпляров; 9 музеев; 24 учреждения культурно-до-сугового типа; 8 профессиональных театров; государственный цирк; областная филармония с концертным и органными залами. На территории города Омска имеются истори-ко-архитектурные памятники и памятные места, связанные с 300-летней историей края и именами выдающихся людей — Ермака, Ф.М. Достоевского, М.А. Врубеля, Ч. Ва-лиханова, А.В. Колчака, Д.М. Карбышева и других. Ежегодно в Омске проводятся мероприятия международных, всероссийских фестивалей и конкурсов (национальный кинофестиваль дебютов «Движение», Международный фестиваль «Молодые театры России», Межрегиональный фестиваль русской традиционной культуры «Егорий Хоробрый» и другие). Одаренные омичи регулярно удостаиваются премии Президента Российской Федерации и губернатора Омской области для поддержки талантливой молодежи. В 2014 году лауреатами премии стали около

Лауреатами и дипломантами федерального этапа конкурса «100 лучших товаров России» в 2014 году стали товары следующих организаций: ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ», ОАО «Омскводо-канал», ООО НПО «Мир», ЗАО «ГК «Титан», ОАО «ОмПО «Иртыш», ЗАО «Завод розлива минеральной воды «Омский» и другие [2]. В 2015 году лауреатами конкурса стали 27 предприятий региона, представившие на конкурс 63 наименования местных товаров и услуг. При этом продукция 7 предприятий удостоилась звания «Новинка года»: ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ», ОАО «Газпром нефть-СМ», ОАО «ОмПО «Иртыш», ООО «НПЦ «Динамика», «Лужайкино» (ООО «МилкОм»), «Сладу-ница» (ООО «Фабрика новационных конфет»), КПОО «Центр питательных смесей».

500 омских студентов и школьников — победителей и призеров всероссийских и региональных конкурсов и олимпиад [2].

У города есть долгосрочные ориентиры, заданные Стратегией-2025. Темпы движения или тактика наших действий могут меняться. Но главное направление для нас останется неизменным. Наши приоритеты базируются на главном реальном и неотменяемом конкурентном преимуществе Омска — непревзойденном человеческом капитале.

Принятие Стратегии-2025 — важнейшее событие 2014 года. Работая над ней, мы подготовились к трудным временам. Любая стратегия, как известно, учит не максимизировать результат, а оптимизировать, в первую очередь, ресурс. Мы максимально сосредоточились на бережном отношении к бюджету, сокращении издержек, взвешенном подходе ко всем решениям. Именно такие задачи в особых экономических условиях ставит перед регионами Президент России.

Сам факт утверждения Стратегии стал поворотным пунктом для перехода к программно-целевому принципу бюджетного планирования и созданию новой системы управления развитием города на основе целевых программ. В 2014 году общий объем программных расходов составил 95 %. Реализация одиннадцати муниципальных программ позволила обеспечить эффективное комплексное управление отраслями экономики и социальной сферы города.

Значительные возможности и ресурсы для развития города дает нам подготовка к 300-летнему юбилею города, начавшаяся еще в 2007 году с подписания Президентом России соответствующего указа (Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2007 года № 24). В 2008 году в развитие президентского Указа Правительством России был утвержден перечень основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания города (далее - План 2040) (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2008 года № 2040-р).

На федеральном уровне создан координирующий орган - Организационный комитет по подготовке и проведению празднования в 2016 году 300-летия основания Омска, возглавляемый в настоящее время Министром культуры Российской Федерации В.Р. Мединским. Заседания Оргкомитета проводятся в Москве и в Омске. На регио-

нальном уровне для координации работы по празднованию юбилея города создан штаб по подготовке к празднованию юбилея, который возглавил губернатор Омской области, председатель правительства Омской области В.И. Назаров, сопредседателями назначены мэр города и первый заместитель председателя правительства Омской области. Работа штаба организована в режиме двух заседаний в месяц. На региональном и городском уровнях созданы также рабочие группы по подготовке к празднованию юбилея.

Работа Администрации города по реализации Плана-2040 ведется по трем основным направлениям: строительство и реконструкция улично-дорожной сети; строительство объектов инженерной инфраструктуры; строительство объектов социальной сферы. Перед властью, в том числе и муниципальной, стоит сложнейшая задача - обеспечить достойный уровень социальных гарантий и высокий уровень комфортного проживания.

В 2014 году впервые была освоена значительная сумма на расселение горожан из аварийного жилищного фонда - 1206 млн рублей. В Омске, где ветхий и аварийный фонд составляет более 130 тыс. кв. метров, власть обязана находить результативное решение данной проблемы, как бы ни трудно это было сделать. 728 квартир в микрорайонах «Амурский» в Центральном округе и «Рябиновка» на Левобережье приобретены в прошлом году для переселения двух тысяч омичей. Эти темпы сохранены и в текущем году: завершается строительство 9 многоквартирных домов на площадке по ул. За-вертяева. Будет расселено девяносто девять аварийных домов, более 2,5 тыс. горожан будут переселены в новые дома. Мы гарантированно продолжаем реализацию данной программы, несмотря на определенные провокации и спекуляции на эту тему. Могу твердо сказать нашим оппонентам: у нас нет сомнений в правильности выбранного пути. Все обязательства перед жителями новых микрорайонов по благоустройству новых территорий и развитию инфраструктуры будут выполнены.

Мы не сбавляем темпы в развитии социальной инфраструктуры. Без этого наша идея комфортного города не жизнеспособна. Конечно же, и здесь есть приоритеты, обусловленные задачами, которые ставит перед нами президент. В частности, по обеспечению доступности дошкольного образования на территории

Омска. Совместными усилиями муниципалитета, областной власти, федерального бюджета в прошедшем году мы добились прорывных результатов — всего за один год в Омске создано более 5200 новых мест. Это почти в два раза больше, чем в 2013 году.

И перспективы такого сотрудничества очевидны. Мы не остановим эту работу, прекрасно понимая, что это долговременная задача, так как в последние годы фиксируется стабильное повышение рождаемости в нашем городе. Запланировано строительство семи новых детских садов (уже введены в эксплуатацию дошкольные учреждения по ул. 21-я Амурская, в микрорайоне «Кри-сталл-2», по просп. Космическому), реконструкция пяти школ со строительством пристроек для детей дошкольного возраста, ремонт и открытие дополнительных групп в действующих детских садах. За год планируется создать 3800 мест.

Еще одна задача, которая стоит перед муниципалитетом, - удовлетворение потребности в строительстве школ в новых жилых микрорайонах города. В связи с тем, что с 2014 года начала увеличиваться численность школьников, и в ближайшие пять лет она вырастет на 23 %, будет возрастать нагрузка в действующих школах, в которых сохраняется учеба во вторую смену (19 % обучающихся от общей численности). Наши эксперты рассчитали, что для обеспечения учебного процесса в одну смену к 2020 году требуется ежегодное строительство 8-9 школ. Сейчас мы вводим по одной школе ежегодно (в 2014 году — школа по бул. Архитекторов в микрорайоне «Кристалл», в 2015 году — школа в микрорайоне № 5). Осуществляется подготовка к строительству школ по ул. Мельничной, в микрорайоне «Рябиновка» и по ул. Завертяева.

Отрадно отметить, что ввод в эксплуатацию образовательных учреждений ре-

гулярно обеспечивает создание новых рабочих мест. Это значимый факт, мощный инструмент укрепления кадров. Ежегодно трудоустраиваются около 300 выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования (при установленной квоте — 250 человек). Так, в 2014 году трудоустроено 320 молодых специалистов. Наша принципиальная позиция — социальная поддержка молодежи. Триста двенадцать молодых педагогов получили дополнительные выплаты.

Еще одна социальная функция муниципалитета — это выполнение «майских» указов Президента по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. Объем средств на обеспечение расходов по оплате труда работников учреждений социальной сферы, финансируемых из бюджета города, в 2014 году увеличился на 34 %. По сравнению с 2012 годом рост средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования составил свыше 70 %, работников учреждений культуры — свыше 60 %. В 2015 году на эти цели из бюджета города было направлено более 820 млн рублей.

Развитие сферы культуры и досуга, расширение доступа к культурному наследию — одна из стратегических задач Стратегии-2025, поэтому особое значение муниципалитет Омска придает вопросам сохранения исторического наследия, укреплению материально-технической базы учреждений культуры и искусства, открытию новых детских школ искусств, поиску оригинальных форм культурно-массовой работы с населением.

Продолжается работа по реконструкции культурно-исторического общественного комплекса «Омская крепость». Разработана проектно-сметная документация на реконструкцию шести зданий «Омской крепости» (сметная стоимость реконструкции составила более 500 млн рублей). Осуществлена ревизия имеющихся на территории города Омска памятников. Выявлено 443 памятника, из них 209 относятся к периоду Великой Отечественной войны. В Год культуры и в преддверии 300-летия города Омска начата работа по созданию нового музея — Технологического, который станет филиалом Городского музея «Искусство Омска». Новое учреждение культуры планируется открыть 1 августа 2016 года. В 2014 году проведено

Проведен капитальный ремонт 11 действующих образовательных учреждений, 12 зданий бывших детских садов, одно здание детского сада реконструировано; построено и введено в эксплуатацию три новых детских сада (в микрорайонах «Кристалл», «Прибрежный и «Московка-2»). В 2014 году в рамках государственно-частного партнёрства создано 700 мест в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях.

шесть крупных фестивалей в области профессионального игрового, документального кино и любительского кинотворчества с охватом почти 30 тыс. зрителей.

Число зрителей, посетивших муниципальные театры в течение года, увеличилось на 9,1 тыс. чел. по сравнению с 2013 годом. Данный рост обусловлен увеличением репертуарного списка театров (7 новых постановок), а также расширением культурных связей (поездки на гастроли и театральные фестивали в другие города России). Профессиональные концертные коллективы провели 337 концертных выступления для 272,2 тыс. зрителей.

В 2014 году введено в эксплуатацию новое здание детской художественной школы № 1 имени Саниных, в текущем году открыта детская школа искусств № 12 по пр. Мира (школа рассчитана на 1000 мест). В 2016 году планируется открыть новую детскую школу искусств №21 по ул. Дмитриева, 3/4.

Активно развивается спортивная инфраструктура парков и зон отдыха. Цель этой работы - сделать доступнее занятия спортом для людей всех возрастов - от дет-садовцев до пенсионеров. В соответствии с планом ремонтных работ на 2014 год, а также в рамках наказов депутатам Омского городского Совета за отчетный период обустроено и отремонтировано 116 спортивных и детских игровых площадок. Существенную поддержку муниципалитету в этом направлении оказывают социальные партнеры -предприятия и общественные организации. Благодаря их участию, в том числе финансовому, созданы настоящие территории здоровья на Иртышской набережной, в Советском парке, в парке «Зеленый остров».

По инициативе активных омичей в 2014 году создано, восстановлено и отремонтировано 22 детских игровых, спортивных комплекса в нескольких микрорайонах Левобережья, городке Нефтяников, поселках «Солнечный», «Амурский», «Юбилейный», «Чкаловский», «Осташково»; благоустроены территории 20 дворов в отдаленных микрорайонах города, бесхозная территория в поселке «Береговой», площадь праздников в поселке «Амурский», территория набережной затона на Зеленом острове. Муниципалитет планирует и дальше финансово поддерживать социально-значимые проекты общественников.

Значительные совместные с предприятиями и учреждениями города мероприятия по реконструкции и благоустройству омских скверов намечены в юбилейном году («Омская крепость», сквер имени 30-летия ВЛКСМ, Парк 300-летия, сквер дружбы народов «300 лет дружбы», сквер Ветеранов и др.). К трехсотлетию города в наших планах завершение строительства крытого катка с искусственным льдом по ул. Бархатовой в Советском округе.

Максимальные усилия и значительные средства муниципалитета в последние годы были также направлены на строительство, ремонт и содержание дорог. В 2014 году введен в эксплуатацию ряд жизненно необходимых городу объектов, например, путепровод в районе станции Карбышево, в связи с чем реконструированы участки автомобильной дороги, построены подъезды к жилым домам по улице Торговой, переложены инженерные коммуникации и проведена ливневая канализация.

Построена четвёртая очередь развязки через железнодорожные пути на ул. 21-я Амурская. Здесь же в прошлом году в рекордно короткие сроки возведен еще один путепровод. Проведена реконструкция магистрали общегородского значения по улице 24-я Северная от проспекта Королёва до улицы 21-я Амурская в Центральном административном округе. Отремонтирована и расширена важная широтная дорога, которая имеет исключительное значение для Амурского посёлка. Со строительством нового участка улицы Завертяева - этот проект будет завершен в текущем году - в северо-восточной части города появится новый современный транспортный узел. Он, несомненно, послужит импульсом к развитию района.

• В 280 клубных формированиях на базе учреждений культуры города Омска занимается около 7 тыс. омичей, из них около 4,2 тыс. - дети и молодежь. Культурно-досуговыми учреждениями было проведено 4,5 тыс. мероприятий, в том числе 1,6 тыс. для детей и молодежи. Более 2,6 тыс. мероприятий были организованы и проведены на благотворительной основе.

• Пользователями муниципальных библиотек в 2014 году стали 172,8 тыс. омичей, что составило 14,8 % от общего числа жителей города Омска. В течение года библиотеками реализовано более 60 социально ориентированных проектов для населения.

Новая транспортная развязка появилась на пересечении проспекта Королева с улицей Заозерная. Формирование еще одного значимого транспортного узла в районе улиц 15-я Рабочая и Хабаровская мы начали в этом году.

Ввод новых дорог требует их качественного обслуживания. Впервые с 2010 года в условиях непростого бюджета найдена возможность выделить из бюджета города значительные ресурсы на покупку новой дорожной техники. Все тридцать поступивших машин производительнее старых, надежнее, экономичнее и экологичнее.

Решаемой, но в то же время острой остается транспортная проблема. Приведу лишь один известный факт. Изношенность муниципального транспорта превысила 90 %. Цена обновления парка муниципального транспорта — минимум 760 млн рублей. Адекватно оценивая ситуацию, мы, пусть и малыми темпами, продолжаем обновлять автопарк. Это один из последовательных шагов по реализации нашей стратегической задачи - сохранения общественного транспорта. За последнее время приобретены 51 автобус и 10 троллейбусов марки «Трол-за». Основные преимущества новых машин —надёжность в эксплуатации и комфортабельность для пассажиров.

Общероссийская статистика утверждает: пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает более 85 % трудовых и бытовых поездок населения в городском и пригородном сообщении и является важнейшей составной частью городской инфраструктуры. Мы разделяем позицию современных экспертов: город не может жить без общественного транспорта. Это для нас — главное. Отсюда ряд решений, большинство из которых непростые, непопулярные и практически никогда не встречающие поддержки населения.

В 2014 году была продолжена работа по оптимизации маршрутной сети. Это шаг оперативного реагирования по повышению эффективности транспортной системы Омска, сокращению расходов предприятий городского пассажирского транспорта. Приведу пример. Экономический эффект от продолжения реализации программы по сокращению собственных расходов муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий в 2014 году превысил 181 млн руб. Себестоимость перевозки пассажиров была снижена на 7 %, или 1,40 руб. за одну поездку.

В прошлом году начата подготовка к внедрению в Омске автоматизированной системы оплаты проезда. Проект реализован, и, как свидетельствует статистика, востребован населением даже намного активнее, чем планировал муниципалитет при его запуске.

Подготовка к трехсотлетию нашего города придает злободневности и без того острой проблеме капитального ремонта многоквартирных домов. Последние решения депутатов Законодательного собрания Омской области диктуют необходимость объединения усилий всех уровней власти, управляющих компаний, собственников жилья. Мы признаем, что финансовых ресурсов у муниципалитета, по-прежнему, недостаточно. Сложившаяся ситуация сформировала компромиссные подходы к вопросам организации капитального ремонта, проводимого Администрацией города Омска по судебным решениям. Так, в 2014 году капитальный ремонт осуществлялся по приоритетным видам работ, которые определялись по соглашению с взыскателями по исполнительным производствам. Данный механизм позволил полностью закрыть отдельные исполнительные производства.

Это вынужденный путь в условиях, когда для исполнения исковых требований граждан необходимо более 13 млрд руб. И, тем не менее, относительно положительная динамика существует. В период с 2010 по 2012 годы за счет средств бюджета города Омска в размере 358 млн руб. осуществлен капитальный ремонт 20 многоквартирных домов. За 2013—2014 годы на проведение работ по капитальному ремонту 68 многоквартирных домов направлено всего 303,5 млн рублей.

С каждым годом возрастают требования омичей к качеству благоустройства города. Сегодня современный город для многих -это город для жизни, город без барьеров, город для пешеходов. Молодежь начинает самостоятельно формировать новые общественные пространства и ждет от власти содействия. Омичи хотят видеть Омск светлым, чистым, зеленым. И мы встраиваемся в систему требований, предъявляемых к управлению территорией.

В прошлом году мы впервые сформировали и реализовали план комплексного благоустройства, мероприятия которого были направлены в первую очередь на качественные изменения городской среды. Около

пятисот миллионов рублей было заложено на содержание и ремонт линий наружного освещения, озеленение города, содержание скверов и парков.

Приходится признать ограниченность финансовых ресурсов на выполнение работ по строительству линий наружного освещения, на строительство тротуаров. Но работа начата. Согласованным было решение в первую очередь обеспечить подходы к объектам социальной сферы. В 2014 году пешеходные дорожки и тротуары проложены к 66 объектам образования. В этом году будет построено еще 70 асфальтированных тротуаров, пешеходных дорожек и подходов к пешеходным переходам. Хотя, по нашим оценкам, потребность в денежных средствах на обустройство пешеходных зон составляет 1200 млн рублей.

Практически вся деятельность Администрации города в настоящее время выстраивается с учетом мнения общественности. Существующие в каждом структурном подразделении экспертные советы, постоянный мониторинг общественных настроений помогают принимать выверенные решения. Откликом на ожидания общественности стала Концепция «Город-сад». В основу Концепции заложены качественно новые принципы озеленения города. Важно, что накануне трехсотлетия формируется и закладывается основа «зеленого» будущего Омска.

Эту идею восприняли наши горожане. Эта тема стала предметом соглашений с крупными предприятиями, вузами города. Омский совет ректоров поддержал инициативу закрепления скверов за вузами, с дальнейшим их благоустройством как зон отдыха для омичей. Постепенно формируется новое движение — своеобразное «зеленое шефство». Горожане в своих дворах активно высаживают деревья, цветы.

Весной 2014 года в Омске высажено около полутора тысяч крупномерных саженцев деревьев, причем большая часть посадок — почти тысяча деревьев — появилась в рамках компенсационного озеленения, т.е. без бюджетных затрат. Эти работы велись в 2014 году на территории сада «Сибирь», в скверах имени 30-летия ВЛКСМ и по ул. Романенко, на площади Праздников в Амурском поселке и у ДК имени Свердлова, вдоль перекрестка ул. 70 лет Октября и бульвара Архитекторов в Кировском округе. Но задача, которую мы ставим перед собой, — гораздо масштабнее. Мини-скверы должны появиться в каждом

микрорайоне, в шаговой доступности от места проживания.

В политике озеленения мэрия действует исходя из стратегии и принципов профессиональной зеленой архитектуры. Эти подходы обеспечены соответствующими управленческими решениями, в том числе нормативно-правовыми документами. По инициативе депутатов Омского городского Совета было принято решение о переводе территорий всех парков в зону Р1, защищенную от застройки. Так, уже сегодня оформлены документы Парка Победы. Более того, постановлением Администрации за ним закреплен статус особо охраняемой природной территории.

В городе теперь есть главный агроном, создана карта озеленения (представлена на сайте), где определены места посадок и породы деревьев. Сегодня специалисты предложили единственный механизм, который позволит в короткие сроки решить задачу масштабного озеленения, - посадка крупномеров с использованием технологии зимней посадки. Кстати, предусмотрено только осенью высадить не менее двух тысяч семисот крупномерных саженцев деревьев, и что особенно важно, за счет компенсационного озеленения, без расходов муниципальной казны. В ближайших планах — создание в Омске муниципального питомника для выращивания крупно-меров и рассады цветов.

Все приведенные выше результаты стали возможны благодаря активизации инвестиционной и строительной деятельности как бюджетных, так и частных инвесторов. Безусловно, этому способствует реализация программ к 300-летию города и финансовая поддержка государства.

За счет организации тесного сотрудничества с областным правительством и федеральным центром впервые в 2014 году удалось привлечь на 1 бюджетный рубль из бюджета города 4 рубля из других бюджетов. Сокращение издержек и повышение эффективности бюджетных расходов — одна из основных задач муниципалитета.

В 2014 году дополнительно было привлечено в бюджет города свыше 500 млн рублей. За 2014 год доходы бюджета города Омска составили 17 032 млн рублей. По сравнению с 2013 годом поступления доходов возросли на 3175 млн рублей (на 23 %).

Достижение 2014 года — победа в восьмом Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» сразу в двух номинациях: «За лучшую практику управления общественными финансами» и «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг». Бюджет города Омска в 2014 году впервые исполнялся на основе 11 муниципальных программ. Такой подход обеспечил прозрачность и результативность расходования бюджетных средств.

Разработка и реализация эффективных мер по обеспечению доходной части бюджета — одна из задач органов местного самоуправления города. Так, в 2014 году Администрацией города совместно с депутатским корпусом Горсовета, государственными контрольно-надзорными органами продолжена работа по привлечению дополнительных доходов в бюджет города: за счет эффективного распоряжения муниципальной собственностью, в частности, более рациональной сдаче в аренду муниципальных земель, дальнейшего расширения налоговой базы земельного налога и увеличения поступлений от малого бизнеса.

В целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом в 2014 году разработаны и проведены следующие мероприятия: инвентаризация объектов недвижимого имущества (более 4 тыс. объектов); постановка на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области бесхозных объектов (более семисот объектов); регистрация права муниципальной собственности на объекты; заключены договоры использования и продажи муниципального имущества; ужесточен муниципальный земельный контроль (в отношении шести тысяч объектов).

Требует отдельного упоминания тот факт, что начиная с 2013 года нами проводится работа по восстановлению равных условий для ведения бизнеса. С этой целью в 2014 году создана и оперативно работает межведомственная группа. Любая деятельность должна осуществляться по закону. Продолжается вынос самовольно установленных торговых объектов, стихийно размещенной рекламы. Администрация города намерена и впредь заниматься легализацией предпринимательской деятельности на рынке пассажирских перевозок.

Одной из самых сложных была и остается тема земельных отношений. Мы делаем все возможное в существующих правовых условиях по обеспечению, во-первых, прозрачности этих отношений, во-вторых, их экономической эффективности. Качественно изменена работа Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки. Утвержден новый, сформированный на паритетной основе, состав комиссии: 10 представителей администрации и 10 депутатов. Выработан принципиально иной механизм внесения изменений в правила землепользования и градостроительной политики. С 2015 года большее число депутатов Омского городского Совета уже на начальной стадии включаются в активную работу.

Для максимально активного вовлечения земель в хозяйственный оборот начата и будет продолжена работа по принудительному изъятию земельных участков, ранее предоставленных по актам выбора. Землепользователи должны выполнять свои обязательства по строительству.

Дополнительный сегмент работы органов местного самоуправления - федеральные земли. С 1 марта 2015 года появилась возможность обратиться с заявлением от имени главы местного самоуправления о безвозмездной передаче федеральных земель в муниципальную собственность. Как известно, более 20 % территории города Омска находится в федеральной собственности. Это почти 13 тыс. гектаров земли. Из них почти 5 тыс. гектаров находится в казне федерального бюджета, более 6 тыс. гектаров переданы в аренду юридическим лицам. Известна цифра выпадающих доходов бюджета города по этим землям — порядка 2 млрд рублей. Получить в казну эти деньги — серьезная задача. Муниципалитет использует для этого новые возможности, которые предоставляет законодательство.

Какие первоочередные задачи стоят перед Администрацией города?

Во-первых, это неукоснительное исполнение «майских» Указов Президента, в том числе обеспечение своевременных выплат работникам бюджетной сферы и усиление работы по ликвидации очередей в детские сады.

Во-вторых, продолжение активной деятельности по привлечению бюджетных инвестиций. Здесь огромный потенциал: существуют 52 федеральные программы, средства которых могут быть задействованы в развитии нашей территории.

В-третьих, важной представляется дальнейшая нормотворческая деятельность.

Уже в текущем году Администрацией города Омска поддержана инициатива по введению «налоговых каникул» для отдельных видов предпринимательской деятельности, переведенных на патентную систему налогообложения. Соответствующие предложения направлены в правительство Омской области для подготовки регионального закона.

В настоящее время в картотеке законопроектов Государственной Думы Российской Федерации в режиме ожидания находится разработанный Администрацией города Омска законопроект о закреплении за местными бюджетами части налога на прибыль организаций в размере 2 % за счет снижения ставки налога, уплачиваемой в федеральный бюджет. Данный законопроект поддержан членами сообщества финансистов России, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов и Международной Ассамблеи столиц и крупных городов.

Администрацией города Омска совместно с областным Союзом предпринимателей разработан нормативный акт, направленный на сохранение после 1 января 2018 года специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход. Инициатива также широко поддержана муниципалитетами Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, общественными организациями предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Омской области. Законопроект направлен Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву, а также депутату Государственной Думы Российской Федерации от Омской области В.Ф. Шрей-деру для дальнейшего продвижения в высшем законодательном органе Российской Федерации.

Администрация города продолжит реализацию политики сокращения административных барьеров и улучшения администрирования налоговых и неналоговых платежей, а также совершенствования законодательства в отношении специальных налоговых режимов и новых налоговых сборов.

В-четвертых, по-прежнему в условиях жестких финансовых проблем Администрация города продолжит решение задачи защиты населения на потребительском рынке. Курс на импортозамещение открыл уже в 2014 году перед омскими товаропроизводителями новые перспективы

и поставил более сложные задачи перед Администрацией города. Мэрия будет обеспечивать режим наибольшего благоприятствования омскому сельхозпроизводителю, предоставив обоснованные преференции. Так, в 2014 году в рамках заключенных с администрациями сельских районов соглашений запущены проекты «Крестьянский продукт», «Немецкое подворье», «Здоровое поколение».

В 2014 году подписаны соглашения о сотрудничестве:

> между Омской торгово-промышленной палатой и монгольскими торгово-промышленными палатами Орхон Аймака, Булган Аймака, Дархан-Уул Аймака, достигнуты договоренности о поставке в Монголию сельскохозяйственной техники, строительных и пиломатериалов, био- и медпрепаратов;

> между городами Омск и Маньчжурия; с торгово-промышленной палатой г. Урумчи (КНР);

> об установлении партнерских связей между городом Омском и городом Фучжоу;

> между Омской и Могилевской областями Республики Беларусь и создании бирж контактов в формате В2В между предпринимателями Могилев-ской области Республики Беларусь и города Омска.

Совместно с руководством крупных промышленных предприятий Администрация Омска продолжит реализацию проектов, цель которых — усилить подготовку кадров. Участниками проектов стали вузы, школы, где уже сегодня созданы профильные классы, активно ведется профориентационная работа. Этим целям будет способствовать и создание технологического музея, открытие которого планируем к юбилею города.

Задача муниципалитета — содействовать руководству предприятий в обеспечении социальных гарантий сотрудникам. Эти намерения сторон закреплены 14 соглашениями, подписанными администрацией с такими крупными промышленными предприятиями как ОмПО «Иртыш», НТК «Криогенная техника», ОАО «Омсквинпром», ОАО «Омское моторостроительное конструкторское бюро», ГК «Титан», ГК НПЦ им. М.В. Хруничева и другими.

Власти города поддерживают производственников административным ресурсом, оказывают помощь в международной и межрегиональной кооперации и интеграции возможностей омских предприятий в рамках освоения евразийского пространства. В ка-

честве положительного момента необходимо отметить, что с 2013 года в Омске идет увеличение количества активных участников внешнеэкономической деятельности — 490 против 460 в 2012 году. В 2014 году — уже более 500 предприятий.

Среди перечисленных первоочередных задач, несомненно, главенствующей остается подготовка к трехсотлетию города. Наступило время завершения значимых проектов в самых разных сферах городской жизни. Нам предстоит не только достойно отметить юбилей. Общими усилиями мы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

создаем основу дальнейшего экономического и культурного подъема Омска. В наших руках сделать все возможное, чтобы обеспечить будущее нашему городу, городу с богатой историей, со славными традициями и, уверен, с большими перспективами.

Мы надеемся на посильный вклад каждого из горожан. Наш долг - оставить будущим поколениям город сильный, красивый, привлекательный. Нет сомнений, энергия, помноженная на миллион «Я», всесильна. Мы будем делать то, что задумали, с полным напряжением сил.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Численность населения Омской области на 1 января 2015 года: Стат. бюл. / Омскстат. - Омск, 2015. - 11 с.

2. Основные показатели социально-экономического положения города Омска за 2013—2014 годы: пасп./ Омскстат. — Омск, 2015. — 117 с.

3. Основные показатели социально-экономического положения города Омска за 2012—2013 годы: пасп./ Омскстат. — Омск, 2014. — 130 с.

4. Социально-экономическое положение го-родов-миллионников Российской Федерации за

январь-декабрь 2014 года: Стат. бюл./ Омскстат. -Омск, 2015. - 32 с.

5. Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2014 года: докл. / Омскстат. - Омск, 2015. — 174 с.

6. Омский областной статистический ежегодник: стат. сб.: в 2 ч. Ч. II/ Омскстат. — Омск, 2014. — 404 с.

7. Социально-экономическое положение Омской области за январь-март 2015 года: докл. / Омскстат. - Омск, 2015. — 173 с.

REFERENCES

1. Chislennost' naseleniya Omskoy oblasti na 1 yanvarya 2015 goda: Stat.byul./Omskstat — Omsk, 2015. - 11 s.

2. Osnovnye pokazateli sotsial'no-ekonom-icheskogo polozheniya goroda Omska za 2013-2014 gody: Pasp./Omskstat. — Omsk, 2015. - 117 s.

3. Osnovnye pokazateli sotsial'no-ekonom-icheskogo polozheniya goroda Omska za 2012-2013 gody: Pasp./Omskstat. — Omsk, 2014. - 130 s.

4. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozheniye gorodov-millionnikov Rossiyskoy Federatsii za

yanvar'-dekabr' 2014 goda: Stat. byul./Omskstat. — Omsk, 2015. - 32 s.

5. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozheniye Omskoy oblasti za yanvar'-dekabr' 2014 goda: Dokl./Omskstat. - Omsk, 2015. - 174 s.

6. Omskiy oblastnoy statisticheskiy ezhe-godnik: Stat. Sb. V 2 ch. Ch.P./ Omskstat. - Omsk, 2014. - 404 s.

7. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozheniye Omskoy oblasti za yanvar'-mart 2015 goda: Dokl./ Omskstat. - Omsk, 2015. - 173 s.

Двораковский Вячеслав Викторович -

мэр города Омска

Статья поступила в редакцию 25 сентября 2015 г.

© В.В. Двораковский, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.