УДК 37:398.22 (=512.157)
Олонхо как транслятор этнопедагогических воззрений народа саха
Е.П. Чехорлуна
Статья посвящена проблеме якутского героического эпоса олонхо, воплотившего мудрость народа, социально - экономические идесьш, этнопедагогические воззрения, в художественных образах - прогрессивные идеи и помыслы, где показаны средства, формы, методы и приемы воспитательного воздействия, отражены народные идеалы процесса воспитания созидающего человека. Мировоззренческие представления и художественный язык олонхо являются основой интеллектуального развития, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать этнические и общечеловеческие культурные ценности.
The subject - mailer of the paper is the Yakut heroic epos "Olonkho ". "Olonkho " is greatest epic work of Yakut people, who realized wisdom of nation, social and ethical ideals and ethnopedagogical views. The heroic epos Olonkho represents progressive ideas and intentions in appearances, reproduces the forms, methods and means of educational influences and realizes folk ideals of upbringing process of creative person.
Олонхо - это философия, энциклопедия на- Во многих олонхо описывается мифический родной жизни, духовности народа саха. И пото- образ писаря Усун Дьурантай (Длинный Дьуран-
му мудрые слова философа, мыслителя А.Е. Мординова: "Якутский народ создал олонхо. С олонхо начинается якутская философия. Вот почему следует изучать его, нашу духовность". -сейчас особенно актуальны, и потому величественный эпос олонхо должен занять важное место в обучении и воспитании детей.
Олонхо как героический эпос воспевает иод-виг богатырей племени айыы, которые ведут борьбу за счастье и благополучие всего племени - высшей общественной организации своего времени.
Основоположник этнопедагогики Г.Н. Волков считает, что "...олонхо есть самое концентрированное выражение духовной жизни якутского народа. Если, по словам Платона, Гомер воспитал Элладу, то олонхо воспитал народ страны саха..." [4].
Олонхо - неисчерпаемый источник для изучения истории народа, способный пролить свет на происхождение саха.
Многие исследователи утверждают, что в отрывках олонхо запечатлены исторические события IV - VIII вв. Например, в олонхо "Ньургун Боотур Стремительный" П. А. Ойунского и "Мюлдью Беге" Д.М. Говорова прослеживаются исторические факты, имена людей, которые переплетаются с мифическими героями эпоса.
ЧЕХОРЛУНА Екатерина Петровна, зав. лаб. этнопедагогики ФГУ "Инсптт национальных школ РС(Я)". вел. н. с.
гай). Из истории известно, что у якутского народа была своя письменность. Об этом свидетельствуют надписи на каменных плитах на реке Ор-хон, начертанные в 736 году по велению тюркского хана Кюп Тегил.
Описываемые в олонхо образы Юрюн Уолан (Белый Юноша), Адьарай, Кытай Бахсылааны. Дьэс Эмэгэт, птицы Хорудай и другие при тщательном исследовании могут иметь свои исторические прообразы.
Детальный анализ, кропотливое исследование олонхо может привести к неожиданным предположениям и выводам по истории народа.
Научное исследование проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение опыта воспитания как социально-исторического феномена входило в круг научных интересов прошлого и настоящего. Издревле считается, что одним из основных факторов народного воспитания является слово, родное слово, материнский язык.
Великий чешский педагог Ян Амос Комен-ский (1592 - 1670 гг.) обосновал "материнскую школу", в основу которой заложен опыт семейного воспитания. Он, рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, призывал к универсальному образованию на основе родного, а затем латинского языка. Цель воспитания Я.А. Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важным считал справедливость, мужество, умеренность.
14
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №2, 2008. ИЮНЬ
Основоположник научной педагогики России К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Значительное внимание он уделял родному языку как основе воспитания детей. Художественное слово организует духовную жизнь человека, формирует внутреннюю культуру человека.
Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком. Она обращала внимание на то. что "материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений".
В.А. Сухомлинский считал, что характер народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эиосах, поговорках и пословицах.
В середине XIX века ряд ученых педагогов-мыслителей (Д. Булгаковский, Г. Пинчук. М.Я. Никифоровский и др.) стал обращаться непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам. Ученые отмечают их воспитательное значение в народном быту.
А.Ф. Хинтибидзе исследовал идеи воспитания в грузинском народном эпосе. Он. анализируя гениальное произведение Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре", народные сказки "Цикара", "Горлинка", "Этсри" и др., раскрывает народные идеалы и представления об умственном, нравственном, эстетическом воспитании молодого поколения.
В трудах Г.Н. Волкова, Я.Н. Ханбикова, Ш.А. Мирзоева, К. Пирлиева, А.Ш. Гашимова рассматриваются народные словесные методы воспитания, среди которых особо выделяется роль родного языка как важнейшего фактора воспитания.
Как верно отмечал А.Э. Измайлов: "Памятники народной педагогики хранятся народом в созданных им сказках, легендах, эпосах. пословицах и поговорках, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и в конечном счете имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс...".
Первый этнонедагог из якутов В.Ф. Афанасьев всесторонне анализировал народные традиции и обычаи нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Он заметил следующее: "В эпосах бурятского, якутского, хакасского, тувинского, алтайского и других сибирских народов появление нового человека оценивается как естественное продолжение рода человеческого; выражается нааежда, что будет продолжена жизнь, династия,
увеличится число рогатого скота, поддерживается родной очаг, украсится земля-мать..." [1|.
И потому провозглашение ЮНЕСКО олонхо Шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества возлагает на нас больигую ответственность за возрождение, сохранение и использование его философских, этно-педагогических воззрений в деле воспитания и развития современных детей.
Традиционная культура и этноиедагогика как неотъемлемые части развития общества играют огромную роль в формировании духовно богатой, успешной личности человека.
Если этноиедагогика способствует приобщению подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям через освоение ими духовного наследия родного народа, воспитанию у них нравственно-этических идеалов, то традиционная культура помогает формированию устойчивого уклада жизни в обществе.
Перед современным мировым сообществом стоит важнейшая задача осмысления и признания общечеловеческих ценностей. Исходя из этого, следует заметить, что настало время формировать новую 1уманистическую культуру, в которой каждый этнос (народ) сохранял бы национальную и культурную идентичность и "представлял бы определенное участие в обшей жизни человечества" [11].
Ценностная ориентация осуществляется через быт, традиции, обычаи, обряды народа. Они являются механизмами трансляции культурной информации во времени. Их можно изучать на материале олонхо в целостной системе. Олонхо -это народная школа, которую проходил каждый саха.
На земле древнего олонхо человек жил, почитая природу, мудро используя ее дары и тем самым оберегая себя и близких от различных бед. Наши предки знали, что человек есть часть природной среды. Они понимали, что если человек живет в полной гармонии с природой, соблюдает традиции, то он духовно, морально и физически здоров.
Человек должен знать и соблюдать прогрессивные традиции, обычаи, обряды своего народа. Как верно отметил философ, профессор A.M. Лобок: "Быть человеком - это значит быть существом, распространенным во времени, удерживающим свое прошлое и ведущим диалог с этим прошлым" [8].
Ученые-исследователи сгруппировали обряды следующим рбразом:
1. Обряды, связанные с преклонением перед силами природы: Уот иччитэ (дух-хозяин огня).
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №2. 2008. ИЮНЬ
15
Аартык иччитэ (лух-хозяии путей и дорог), Тыа иччитэ (хозяин леса), Уу иччитэ (хозяин озер).
2. Обряды, связанные с тотемизмом у якутов. Тотемизм развит с XVIII века, он живуч. Тотемами считаются орел, медведь, кукушка, лебедь, стерх и вообще хищные птицы (тынырахтаах кыыллар).
3. Обряды, связанные с растительным миром, особенно с лекарственными травами. О лекарственных травах, нашедших применение в народной медицине, таких, как влбог мэнэ уута (бальзам, мумие), сложились рассказы и легенды.
Все эти обряды отражены и занимают существенное место в олонхо.
В описываемых обрядах олонхо главное место отводится обряду "Кэргэн суктуу "- Красочны и колоритны такие обряды, как "Ысыах", "Уруу" ("Свадьба"), "Уус кыИата" ("Школа кузнеца").
Рациональное использование традиций, обычаев, обрядов в практической жизни имеет большое значение для каждого человека. Мудрость народного воспитания целенаправленно воздействует на человека.
В настоящее время большое значение придается сохранению и защите культурного наследия, воспитанию подрастающего поколения в духе уважения культуры своего народа. Для сохранения и дальнейшего развития традиционной культуры очень важно действие механизма воспроизводства и трансляции накопленного духовного наследия.
Смена социального и общественного развития исторически обусловлена. При этом вырабатывается новая система взглядов, которые оказывают влияние на мышление общества, его мировоззрение.
Все народы мира имеют свои мифы.
Миф является общечеловеческой ценностью, которая сближает народы и создает предпосылки для их взаимопонимания.
По воззрениям олонхо, во Вселенной существуют три мира: верхний, где обитают айыы; средний - населенный людьми и их окружением; нижний - со злыми духами.
Народ саха стремится устроить свою жизнь на принципах айыы, на основе философского учения "кут-сюр" (Портнягин И.С.) [10].
По мировоззрению олонхо, человек имеет три кут. Кут (дух, душа) - основа жизненной силы, энергии человека. Ийэ кут - это умственные способности, генетическая память человека. Буор кут - физическое развитие человека (телосложение. рост). Салгын куг - это стремление, желание. мечта человека, его духовность [2].
В олонхо восхваляется человек, прошедший школу жизни, т.е. имевший все три кут (дух, ду-
ша). Человек с тремя кут должен быть обучен и воспитан учением айыы. Богатыри, люди айыы, описываются как сильные, волевые, здоровые.
Если у человека развивается буор куг, то он становится кузнецом, салгын кут - овладевает даром слова, ийэ кут - получает путь к умственному развитию.
Сюр - жизненная сила, которая передается по наследству. Она является основой жизни и связана с состоянием трех кут. Если все три кут целостны, то силен сюр. Ребенок, имевший целостный сюр. воспитанный, обученный на традициях народа, бережно относится к родной природе, почитает людей старшего поколения, хранит и умножает заветы предков.
В олонхо отражено сознание народа. Весь процесс формирования человека племени айыы -это результат сопряжения, проникновения и восполнения различных ценностей.
Таким образом, аксиологическая интеграция в олонхо выражается во взаимоуважении, духовном взаимообогащении и взаимопонимании, которые имеют общечеловеческую значимость.
Если цель воспитания - формирование активной творческой личности, что предполагает подготовку к умственному и физическому труду, нравственному совершенствованию как высшей форме человеческой деятельности, то содержание и социальная сущность героического эпоса олонхо вполне соответствуют целям и задачам народного воспитания.
Своебразная трансформация воззрений олонхо в современные формы, методы и способы воспитания требует углубленного изучения не только философских воззрений, языкового материала, но и наиболее значимых мировоззренческих установок племени айыы, их нравственно-этических норм, традиций и обрядов.
Основоположник Оросунского этнопедагоги-ческого музея Республики Саха (Якутия), академик РАО К.С. Чиряев ввел термин "педагогика олонхо" (олонхо педагогиката). Он отмстил огромное значение исследования педагогического потенциала олонхо в деле воспитания подрастающего поколения (131.
Олонхо, сопрягаясь с современностью, сформирует новый, претворенный в сегодняшней реальности, образ успешного человека.
В содержании олонхо можно найти такие моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, другие эпические категории, как:
- истоки высокой нравственности: великодушие, честность, целомудрие;
- ответственность: чувство долга, обязательность. надежность, порядочность;
- чувство собственного достоинства: честь.
16
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №2, 2008. ИЮНЬ
определяющая понимание дозволенного и недозволенною человеку согласно моральным нормам и принципам;
- приемы воспитания волевых черт, например. закаливание, физические упражнения и др.;
- бережное отношение к природе: почтение и поклонение айыы (божество), иччи (дух);
- обучение традиционным ремеслам (особенно кузнечному делу);
- методы и средства воспитания, такие, как доброе слово, убеждение, приучение: осуждение, упрек, назидание; поверье, пожелание, алгыс (благословение) и т.д.
В содержании олонхо можно найти весь арсенал средств, методов и приемов физической подготовки и закаливания организма человека. На их основе можно внести серьезные изменения в программу занятий физкультурой и спортом, разработать систематические упражнения по закаливанию детского организма.
Олонхо таит в себе поистине неисчерпаемые возможности для обучения и воспитания подрастающего поколения, развития науки, выхода парода саха в мировую цивилизацию.
Исследование его педагогического потенциала будет способствовать:
- воссозданию исконных ценностей народа саха;
- мобилизации внутренних резервов носителей культуры данного народа;
- трансляции накопленного духовного наследия.
В результате воспитывается целостная и ответственная личность, обладающая культурой гармонии со средой обитания.
Таким образом, героический эпос олонхо способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку, вза-
имоотношений мужчины и женщины. Олонхо способствует формированию морально-этической, духовно-нравственной, личностно-ориен-тированной ценности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск. 1979. - С. 17 - 18.
2. Афанасьев Л.А. - Тэрис. Айыы yepigj. - Дьокуускай.
3. Волков У.H. Этнопедагогика. - Чебоксары. 1974. - 376 с.
4. Ва./ков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнонедаго-гическне сочинения. Том 1. - М: Магистр-Пресс. 2002. - С. 326.
5. Из истоков народной педагогики якутов /Под ред. П.П. Борисова. - Якутск. 1992. - 112 с.
6. Каменский Я.А. Материнская школа. - М.: Учпедгиз. 1947. - 107 с.
7. Ку.шковскш/ А.Е. Научные труды. - Якутск. 1979. -484 с.
8. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонхо. Опыт педагогического >поса. 1 часть. - Якутск. 2007. - С. 23.
9. Национальная школа: концепция и технология /под обшей редакцией Е.П. Жиркова. - М.: Просвещение. 1993. -320 с.
10. Нортннгин U.C. Этнопедагогика кут-сюр. - М.. 1999. -184 с.
11. Со.ювьев B.C. Русская идея // Соловьев Пл. С. Сочинения: В 2 томах. - М: Правда. 1989. - Т. 2. - С. 220.
12. Сухашинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат. 1982. - 270 с.
13. Уишнский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт пед. антропологии. Пел. сочинения в 6-ти томах. - М.: Педагогика. - 1990. Т. 4. - С. 8 - 104. - Т. 5. - С. 11 - 373.
14. Философский энциклопедический словарь // Ред.-сост. Губский Е.Ф.. Кораблева Г.В.. Лутченко Н А. - М.: Инфра. 1998. - 576 с.
15. Чиряев КС. Олох педагогиката. - Дьокуускай. 1999. -496 с.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №2. 2008. ИЮНЬ
: Зжд>