Научная статья на тему 'Олива в Крыму: символ достатка, мира, плодородия и победы'

Олива в Крыму: символ достатка, мира, плодородия и победы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
история / культура / экономика / международное сотрудничество / священные деревья / олива / history / culture / economy / international cooperation / sacred trees / olive

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Терновая Л. О.

Статья представляет собой историко-культурологический и социально-экономический экскурс в проблематику, относящуюся к культуре выращивания оливковых деревьев и производства оливного масла. эта практика начиналась в регионе Средиземноморья, а сейчас охватила практически весь мир. Начаты работы по оливководству и на территории Крымского полуострова. Высокие стандарты в данной сфере экономики прописаны соглашениями, заключенными в рамках Международного оливкового совета. С развитием этой отрасли в Крыму в России изменится не только характеристика этой отрасли, но и появятся новые основания для изучения влияния оливы на мировую культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Терновая Л. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oliva in Crimea: a symbol of prosperity, peace, fertility and victory

The article is a historical, cultural and socio-economic excursion into the issues related to the culture of growing olive trees and producing olive oil. this practice began in the Mediterranean region, and now has covered almost the entire world. Works on olive growing have also begun on the territory of the Crimean peninsula. High standards in this area of the economy are prescribed by agreements concluded within the framework of the International Olive Council. With the development of this industry in the Crimea in Russia, not only the characteristics of this industry will change, but new grounds will appear for studying the influence of the olive on world culture.

Текст научной работы на тему «Олива в Крыму: символ достатка, мира, плодородия и победы»

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Олива в Крыму: символ достатка, мира, плодородия и победы

Если бы вы хоть раз увидели, как прекрасны серебристо-зеленые рощи олив в провансе, право же, вы ели бы маслины до конца своих дней!

Ирвинг Стоун «Жажда жизни».

В I в. н.э. Луций Юний Модерат Колумелла, римский автор трактата «О сельском хозяйстве» (лат. De re rustica, около 42), писал: «Olea prima omnium arborum est» («Олива — первая среди всех деревьев»)1. С античных времен это дерево давало людям питание, свет, тепло, лекарства, косметические средства, но кроме всего этого олива служила в прошлом и продолжает служить в настоящем неиссякаемым источником вдохновения. Оливе посвящено немало сочинений самых разных направлений. прежде всего их авторов интересует роль этого растения в истории человечества, в самых неожиданных аспектах его бытия.

Так, швейцарский филолог, поэт и эссеист Ральф Дутли в своем культурологическом исследовании, используя образ двух символичных пригоршней оливок, рассказывает о тысячелетиях захватывающей культурной истории удивительного дерева, его роли в магических обрядах, литературе, искусстве, военных конфликтах и мировой экономике2.

Сквозной историко-культурный образ оливы стал основанием для построения эстетических теорий. В частности, английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт, член Арундельского общества Джон Рёскин, оказавший огромное влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX столетий и выпустивший первый манифест

1 Lucius Junius Moderatus Columella on agriculture / With a recension of the text and an English translation by E.S. Forster and Edward H. Heffner. London and Cambridge, Mass.: "fte Loeb Classical Library, 1954-1955 [Электронный ресурс] // URL: https://simposium.ru/ru/book/export/html/14859.

2 Дутли Р. Дивная олива. Краткое культурологическое исследование. М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019.

творческой экономики, в книге «Оливковый венок» доказывает, что умение любоваться красотой, простота жизни и солидарность не противоречат друг другу. Эта работа Рёскина стоит у истоков одновременно дизайна быта, «опрощения» и христианского социализма, напоминая о том, что эти принципы хотя и разнородны, но принадлежат единой антропологии: человек ответствен за свое взаимодействие с окружающей средой3.

История экономики помогает раскрывать тайные смыслы многих неожиданных решений великих людей. Преподаватель химии из Канады Пенни Лекутер и практикующий химик из США Джей Берресон в популярном издании о молекулах, изменивших мир, показывают обратную сторону Всемирной истории, проясняющую мотивы самых неожиданных поступков. Одна из таких молекул, о которых они пишут, — молекула оливкового масла, а чтобы понять ее влияние на жизнь людей, как уверяют авторы, необходимо знать суть мифов об оливе4.

Поскольку оливковые деревья сами по себе хранят многие мировые тайны за несколько тысячелетий, то они становятся центрами туристического паломничества. Книга известного израильского журналиста и писателя Исраэля Шамира «Страна сосны и оливы, или Неприметные прелести Святой земли», впервые вышедшая в свет в 1987 г, стала культовой5. Автор знакомит читателя с Палестиной, называя эту землю страной оливы. Действительно, территория, расположенная севернее Мертвого моря, Иудеи и Самарии, относящаяся к современному Израилю, признается родиной оливы.

Исследования ископаемых растений показали, что олива зародилась в зоне восточного Средиземноморского бассейна в последнюю эпоху палеогенового периода — олигоцена (др.-греч. óAíyoc; — небольшой и Kaivó; — новый), т.е. 20 - 40 миллионов лет назад. Съедобные сорта оливы и их использование человеком насчитывают около пяти - шести тысяч лет, как минимум, с Бронзового века (XXXV / XXXIII - XIII / XI вв. до н.э.). В научной литературе это растение известно как «Олива европейская» (лат. Olea europaea). Однако это ботаническое название есть лишь дань тому, что именно на юге Европы олива получила широкое распространение.

Оливы — одни из самых старых широколиственных деревьев в мире и настоящие долгожители нашей планеты. Еще в мифологии

3 Рёскин Дж. Оливковый венок. М.: Рипол Классик, 2018.

4 Лекутер П., Берресон Дж. Пуговицы Наполеона. Семнадцать молекул которые изменили мир. М.: Астрель, Corpus, 2012.

5 Шамир И. Страна сосны и оливы, или Неприметные прелести Святой земли. СПб.: Амфора, 2015.

древних народов оливковое дерево считалось бессмертным. Отдельные оливы могут жить до полутора тысяч лет и даже дольше. При этом средняя продолжительность жизни оливы — около пятисот лет. Очень многие деревья нормально доживают до восьми сотен, становясь похожими на настоящих патриархов: стволы как будто составлены из множества переплетенных и закрученных вместе стволов поменьше. На островах Греции встречаются деревья, возраст которых перешел границу трех тысяч лет. На Крите растет одно из старейших оливковых деревьев в мире возрастом свыше четырех тысяч лет, главное, что дерево до сих пор плодоносит.

Многие места произрастания оливковых деревьев стали знаковыми для человечества, например, Оливковая (Елеонская) гора в Иерусалиме. С этим деревом связаны последние дни жизни Христа, когда он молился в тени олив Гефсиманского сада в Иерусалиме. И в наши дни оливковые деревья Гефсиманского сада входят в число самых древних деревьев. На основании радиоуглеродного датирования удалось выяснить возраст деревьев из Гефсиманского сада. Так, трем из восьми самых старых оливковых деревьев приблизительно 1092, 1166 и 1198 лет.

Сейчас в мире, по подсчетам исследователей, произрастает приблизительно 800 миллионов оливковых деревьев 250 сортов. Все это многообразие не наблюдается в дикой природе. С оливами можно встретиться лишь на плантациях. причиной этого называется исключительно древнее начало культивирования оливковых деревьев, из-за чего за такой сверхдолгий период полностью исчезли дикие предки этих деревьев. Новейшие исследования позволяют утверждать, что около семи тысяч лет назад оливковые деревья были одомашнены. Эти данные получены благодаря изучению остатков древесного угля, найденных в Иорданской долине, в районе древней деревни Тель-Заф. Окультуривание этого дерева явилось одним из первых достижений человека, наряду с одомашниванием диких животных. На основании археологических данных, к которым в первую очередь относятся косточки маслин, а также сосуды, где хранилось масло, утверждается, что на Крите оливу начали выращивать в третьем тысячелетии до н.э., что пошло на пользу укреплению экономики Минойской цивилизации Бронзового века, существовавшей в 2700 - 1400 гг. до н.э.

Распространению оливы по всему побережью Средиземного моря способствовали неутомимые финикийские мореплаватели. В этом регионе формировались традиции и выращивания оливы, и производства масла, и почитания оливы. Отголоски исторических прак-

тик можно и сейчас встретить, например, в Португалии, где неподалеку от Лиссабона в Санта Ирия да Азойя до сих пор растет древняя олива, возрастом в 2850 лет.

В древности олива считалась священной. За ее сруб могли казнить или сослать на каторгу. Сакральное значение придавали оливе ее полезные свойства, вводя ее в круг священных деревьев6. Но это не мешало не только почитать оливу, но и использовать ее плоды. Аристотель выделял изучение полезных свойств оливкового масла в отдельную науку. А Гиппократ предлагал применять плоды, листья и масло оливкового дерева для лечения самых разных заболеваний.

Оливу боготворили издревле, веря, что она помогает обеспечивать мистическую связь земли и неба. Это дерево во все времена считалось символом зрелости, мудрости и благородства. В Древнем Египте оливковое дерево связывалось с именем верховной богини, богини плодородия Исиды, которая подарила оливу людям. В мифологии древних греков ценность оливкового дерева была столь высока, что его происхождение не просто называлось даром богов, а позволяло показать их соперничество. Олимпийские боги посейдон и Афина паллада для того, чтобы определить, кто из них могущественнее и достойнее, чтобы царить в Аттике, устроили состязание. Во время него в месте, где посейдон ударил в скалу трезубцем, от удара хлынула вода. Но из земли, куда Афина воткнула копье, выросло оливковое дерево. Ценность его сразу была понята и богами, и людьми. Аристей, сын Аполлона и нимфы Кирены, обучил человечество пчеловодству, скотоводству и возделыванию оливок. В греческой мифологии с оливой были связаны подвиги Геракла, обладавшего дубиной из оливкового дерева. Это отражало понимание того, что оливковое дерево было символом прочности и тяжести. Одиссей с помощью острого кола из оливы победил циклопа полифема. поскольку олива являлась еще и знаком верности, то Гомер повествует, что из оливковой древесины была изготовлена кровать Одиссея и пенелопы, почти два десятка лет ожидавшей мужа из странствий.

С оливковом деревом изначально были связаны обряды Олимпийских игр: Геракл высадил такие деревья вдоль дороги, которая вела в Олимпию; из ветвей оливы плели венки для победителей; спортсменов одаривали кувшинами оливкового масла, которое це-

6 Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Связь времен и смыслов: священные деревья // Миссия конфессий. 2019. Том 8. Часть 2 (№37). С. 133-142; Терновая Л.О. Образ дерева в системе национальной самоидентификации // Этносоциум и межнациональная культура. 2011. № 7 (39). С. 114-122.

нилось на вес золота. Традиция вручать чемпионам венки из оливковых ветвей была возрождена во время летних Олимпийских игр 2004 г. в Афинах7.

Символика оливы, касающаяся надежды, мира, прощения, непорочности, вошла в свадебные обряды Древней Греции и Древнего Рима. Некоторые из обычаев, как, например, совместная посадка новобрачными оливкового деревца, сохранились до наших времен, позволяя молодым продемонстрировать свою готовность заботиться о будущей семье.

В Библейском сюжете о Всемирном потопе, выпущенный Ноем голубь, вернулся на ковчег с оливковой ветвью в клюве. Это было знаком того, что вода отступила и появилась суша. В Торе упоминаются «Семь видов» растений (Шив'ат Ьа-Миним), которые отразили богатство и плодородие Израиля: «страна пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, страна масличных деревьев и меда» (Дварим, 8:8). Принято считать, что под «медом» подразумевается финиковый мед.

Согласно христианской легенде, первым из деревьев Христу после его рождения поклонилась олива. Позже оливковая ветвь стала наравне с лилией атрибутом Архангела Гавриила, что, в частности, получило подтверждение в изображениях сцены Благовещения Архангела Гавриила с оливой в руках в базиликах тосканского города Сиены.

В исламе, как в иудаизме и христианстве, олива — древо жизни и одно из двух запретных деревьев в раю.

Масло оливы в разные времена использовалось в обрядах многих религиозных традиций. В христианской церкви елей выступает одним из природных элементов, применяемых при совершении таинств и иных священнодействий, так называемых веществ таинств. Согласно, Посланию апостола Павла к Евреям (Евр. 1:9), елей — это Благодать Святого Духа. Также в христианстве оливковое масло часто фигурирует в таинстве миропомазания. В исламе есть рекомендация Пророка Мухаммеда его последователям растираться оливковым маслом. В ряде культур оливковым маслом смазывали тела новобрачных перед свадьбой, а также умерших — перед погребением.

Практика натирания тела оливковым маслом еще в античности была распространена в спортивных состязаниях. Она сохранилась и в более поздние времена. Известен случай, произошедший в 1903 г.

7 Чеснок В.Ф. Ветвь священной оливы: боги и герои античных стадионов на территории России. Ростов-на-Дону: Омега Паблишер, 2007.

в Париже на мировом первенстве по французской (греко-римской) борьбе в ходе поединка Ивана Поддубного и Рауля Мюссона, известного как Рауль ле Буше. Французский борец настолько легко выходил из мощных захватов Поддубного, что последний даже был вынужден обратиться к судьям с заявлением, что его противник смазан маслом. Арбитры осмотрели ле Буше и признали, что тело того действительно покрыто маслянистым потом. Оказалось, что он смазал себя оливковым маслом. Было принято «соломоново» решение: через каждые пять минут останавливать поединок и насухо вытирать французского борца, однако, масло вновь выступало вместе с потом. В итоге «скользкий» ле Буше выстоял до конца схватки и даже был признан победителем «за красивые уходы от приемов».

Неудивительно, что столь глубоко наполненное символическими смыслами само оливковое дерево и его плоды нашли отражение в геральдике, где изображение оливы можно встретить на гербах многих населенных пунктов мира, но, пожалуй, больше всего таких гербов в Испании. Это гербы муниципалитетов: Асеуче, Альколеа, Альмехихар, Бормухос. Есть такие гербы и в России, например, с 2007 г. голубь с оливковой веткой украшает герб Мирского сельского поселения в Краснодарском крае. Правда, скорее здесь идет речь об оливковой ветви как символе мира. Эти смыслы оливковой ветви были переданы Пабло Пикассо в эмблеме Всемирного конгресса сторонников мира, который был создан в апреле 1949 г. Художник для этой организации нарисовал белого голубя, несущего оливковую ветку. Символ стал одним из самых узнаваемых в мире.

Среди территорий, где выращивают оливы, есть и Крымский полуостров. Имеются сведения, что оливководство стало развиваться в Крыму с 1785 г., то есть вскоре после его присоединения к России. Сейчас в Крыму можно встретить олив-долгожителей возрастом более полутысячи лет. Самая старая олива Крымского полуострова, насчитывающая около двух тысяч лет, растет в Никитском ботаническом саду. Есть и целые оливковые рощи: в Никитском ботаническом саду, парке Айвазовского в Партените, Артеке, саду Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в Форосе. Появляются и новые посадки олив, например, в Ялте в Винном парке отеля Mriya Resort & SPA растут 1200 молодых оливковых деревьев, 100 олив среднего возраста и 13 долгожителей. Это — израильские оливы, которые хорошо перенесли переезд и прижились в Крыму. Первый опыт вдохновил крымчан на то, что начать выращивать оливковые деревья на полуострове уже в промышленных масштабах. Пока же те плоды, что созревают, собирают и маринуют, также

делают свое собственное масло. Понятно, что до стран с давней культурой оливководства пока далеко, но результаты разведения оливковых деревьев в Крыму внушают оптимизм.

Современным мировым лидером по потреблению оливкового масла является Греция. Там на одного жителя страны приходится около 24 литров масла в год, производство оливкового масла в Греции в среднем составляет около 2000 тонн в год. Но именно по данному показателю Греция, соперничая с Италией, чаще уступает ей первенство. Также в число лидеров входит Испания. Однако в наши дни выращивание оливы и производство масла вышло далеко за пределы Большого Средиземноморья. Отправляющиеся после Великих географических открытий в Новый Свет европейцы везли с собой самые ценные растения. Среди них были олива и виноград, которые необходимы были переселенцам на новом месте не только в качестве пищи, а еще для того, чтобы использовать в ритуальных целях. Так, за пределами Средиземноморья Калифорния превратилась в одного из лидеров выращивания винограда и оливок, хотя и не экстра класса.

Вопросы культуры выращивания, обработки и продажи оливок настолько важны, что в 1959 г. на базе Международного соглашения по оливковому маслу (1956) в Мадриде создали межправительственную организацию Международный совет по оливковому маслу. С 2005 г. эта международная структура носит название Международный оливковый совет (МОС, англ. International Olive Council).

Основными целями Совета стали:

• обеспечение добросовестной конкуренции и международной кооперации для координации развития технологий производства, хранения и продвижения на рынок оливкового масла и его производных;

• развитие сельскохозяйственного производства оливковой индустрии и улучшение качества продукции;

• содействие росту потребления оливкового масла, жмыха и столовых оливок;

• содействие обмену информацией в целях развития технологий выращивания оливковых деревьев и их охраны от генной модификации;

• защита окружающей среды от последствий развития оливковой индустрии и уничтожение отходов производства оливкового масла.

Основателями Совета явились 11 государств, преимущественно средиземноморских: Франция, Греция, Италия, Португалия, Испания, Израиль, Ливия, Марокко, Тунис, но также к ним присоедини-

лись Бельгия и Великобритания. Членство в Международном совете по оливковому маслу было открытым, поэтому со временем в организацию вошли и другие страны: Египет — в 1964 г., Сирия — 1968, Ливан — 19У3, Югославия — 19У6, Хорватия — 1999, Иордания — 2002, Иран — 2004, Черногория — 200У, Ирак — 2008. Сейчас МОС объединяет около 80% производителей и 98% экспортеров оливкового масла и оливок8.

За время существования МОС был разработан и подписан ряд международных соглашений, хотя только соглашения 1986 и 1993 гг. назывались Международными соглашениями по оливковому маслу, а документ 2005 г. охватывал более широкую товарную номенклатуру, включая оливковое масло, жмыхи и столовые оливки, и назывался Международным соглашением по оливковому маслу и столовым оливкам. Соглашение 2005 г. зафиксировало девять стандартов качества оливкового масла, три стандарта столовых оливок, пять стандартов жмыхов, которые приняты практически всеми производителями оливкового масла, не входящими в МОС. Эти стандарты соблюдаются национальными советами по оливковому маслу, например, Национальным советом Индии по оливковому маслу или Национальным советом по оливковому маслу США. В 2015 г. это соглашение было пересмотрено9.

Штаб-квартира Международного совета располагается в Мадриде. Главным исполнительным органом МОС является пленарная сессия Совета, которая проводится ежегодно осенью. В совет входят представители всех стран, подписавших действующее Международное соглашение по оливковому маслу и столовым оливкам 2005 г. Все решения Совета принимаются квалифицированным большинством (85%).

Если с оливами ассоциируется здоровье, то с ними обязательно должны быть связаны и праздники. В разных местах планеты, где выращиваются оливки, организуются яркие и запоминающиеся фестивали. Наиболее известный среди них — Las Jornadas del Olivar y el Aceite — с 1998 г. проводится в испанском городе Баэна в Ан-далузии ежегодно с 9 по 11 ноября. Именно в это время наступает конец сбора урожая в оливковых рощах, площадь которых в этой местности составляет около 400 квадратных километров. Баэну даже называют «испанской столицей оливок». В этом городе есть Музей

8 International Olive Council: official website [Электронный документ] // URL: https://www.internationaloliveoil.org.

9 Международное соглашение по оливковому маслу и столовым оливкам 2015 года TD/OLIVE OIL.11/5 // Международное соглашение по оливковому маслу и столовым оливкам 2015 года. Женева: ООН, 2016. С. 5-2У.

Оливы (исп. Museo del Olivo), расположенный в центре города в здании старой маслобойни, которая работала вплоть до 1959 г. Большая часть построек музейного комплекса датируется XIX столетием. Еще один популярный фестиваль, посвященный окончанию сбора урожая оливок, устраивается в Черногории в Баре. Там в начале декабря проходит «Маслиниада». На этом празднике фермеры презентуют широчайший ассортимент продукции из оливок: оливковое масло, маринованные оливки, оливковое мыло ручной работы, подделки из оливкового дерева.

В России оливковое масло не изготавливается, даже, когда на упаковке указано, что оно было разлито и упаковано в нашей стране, то все равно было завезено оно из одной из стран, где и производится. В этих же местах, как правило, идет обработка оливок. Та их часть, которую потребитель получает окрашенной в черный цвет, проходит обработку сжатым кислородом в течение семи - двенадцати дней. Под воздействием процессов окисления мякоть приобретает чернильный оттенок. Оливки такого цвета стали в Советском Союзе называть «маслинами». Более нигде в мире нет различий в названиях черных и зеленых плодов оливы.

Оливковое дерево имеет 46 хромосом, как человек. А люди берут себе имена, связанные с оливой. В англоязычных странах еще с XIII столетия стало набирать популярность женское имя Оливия, происходящее от латинского слова «oliva», означающее мир. Широкое распространение оно получило после написания Уильямом Шекспиром пьесы «Двенадцатая ночь», где героиня звалась Оливией. Однако у мужского имени Оливер нет однозначного источника происхождения: возможно, что от латинского «olivarius» — масличный/ оливковый, но не исключено, что оно идет от германских основ «alb/ alf» — эльф или «heri, hari» — войско.

Испанский поэт Федерико Гарсия Лорка в стихотворении «К лавру» обращался к разным растениям: розе, кипарису, лавру и оливе, написал слова, с которыми нельзя не согласиться10:

Я знаю твое чародейство, маслина: ты кровь из земли добываешь для мира.

А я добываю биением сердца из мыслей и снов благодатное миро!

10 Гарсиа Лорка Ф. К лавру. Перевод В. Парнаха [Электронный документ] // URL: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=14120.

Библиографический список:

1. Гарсиа Лорка Ф. К лавру. Перевод В. Парнаха // URL: http://www.world-art.ru/lyric/ lyric.php?id=14120.

2. Дутли Р. Дивная олива. Краткое культурологическое исследование. М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019. 160 с.

3. Лекутер П., Берресон Дж. Пуговицы Наполеона. Семнадцать молекул которые изменили мир. М.: Астрель, Corpus, 2012. 448 с.

4. Международное соглашение по оливковому маслу и столовым оливкам 2015 года TD/OLIVE OIL.11/5 // Международное соглашение по оливковому маслу и столовым оливкам 2015 года. Женева: ООН, 2016. С. 5-27.

5. Рёскин Дж. Оливковый венок. М.: Рипол Классик, 2018. 178 с.

6. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Связь времен и смыслов: священные деревья // Миссия конфессий. 2019. Том 8. Часть 2 (№37). С. 133-142.

7. Терновая Л.О. Образ дерева в системе национальной самоидентификации // Этно -социум и межнациональная культура. 2011. № 7 (39). С. 114-122.

8. Чеснок В.Ф. Ветвь священной оливы: боги и герои античных стадионов на территории России. Ростов-на-Дону: Омега Паблишер, 2007. 383 с.

9. Шамир И. Страна сосны и оливы, или Неприметные прелести Святой земли. СПб.: Амфора, 2015. 544 с.

10. International Olive Council: official website // URL: https://www.internationaloli-veoil.org.

11. Lucius Junius Moderatus Columella on agriculture / With a recension of the text and an English translation by E.S. Forster and Edward H. Heffner. London and Cambridge, Mass.: The Loeb Classical Library, 1954-1955. Vol. II: Res rustica, V - IX, pp. XII + 503. Vol. III: Res rustica, X - XII, and De arboribus, pp. VIII + 435 // URL: https://simposium.ru/ru/ book/export/html/14859.

References

1. Garcia Lorca F. To the laurel. Translation by V. Parnakh // URL: http://www.world-art.ru/ lyric/lyric.php?id=14120.

2. Dutley R. Marvelous olive. Brief cultural study. M.: Ivan Limbakh Publishing House, 2019. 160 p.

3. Lecuter P., Berreson J. Buttons of Napoleon. Seventeen molecules that changed the world. M.: Astrel, Corpus, 2012. 448 p.

4. International Olive Oil and Table Olives Agreement 2015 TD/OLIVE OIL.11/5 // Olive Oil and Table Olives International Agreement 2015. Geneva: United Nations, 2016. P. 5-27.

5. Ruskin J. Olive wreath. Moscow: Ripol Classic, 2018. 178 p.

6. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Connection of times and meanings: sacred trees // Mission of confessions. 2019. Volume 8. Part 2 (№ 37). P. 133-142.

7. Ternovaya L.O. The image of a tree in the system of national self-identification // Ethnoso-cium and interethnic culture. 2011. № 7 (39). P. 114-122.

8. Garlic V.F. A branch of the sacred olive: the gods and heroes of ancient stadiums in Russia. Rostov-on-Don: Omega Publisher, 2007. 383 p.

9. Shamir I. Country of Pine and Olive, or Inconspicuous Charms of the Holy Land. St. Petersburg: Amphora, 2015. 544 p.

10. International Olive Council: official website // URL: https://www.internationaloli-veoil.org.

11. Lucius Junius Moderatus Columella on agriculture / With a recension of the text and an English translation by E.S. Forster and Edward H. Heffner. London and Cambridge, Mass.: The Loeb Classical Library, 1954-1955. Vol. II: Res rustica, V - IX, pp. XII + 503. Vol. III: Res rustica, X - XII, and De arboribus, pp. VIII + 435 // URL: https://simposium.ru/ru/book/ export/html/14859.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.