"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (60), 2016
и добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого. А значит, в воспитании женщин и детей нужно добиваться соответствующего отношения к государственному устройству, ведь достойному государству необходимо иметь достойных детей и достойных женщин, так как женщины составляют половину всего населения, а из детей вырастают будущие участники политической жизни.
Эти ключевые позиции великого мыслителя средневековья Ибн Сины легли в основу концепций семьи многих последующих философов, особенно в исламском мире. И по сей день многие из мыслей философа не утратили своей актуальности.
Литературa
1. Абу Али Ибн Сина. Сочинения. Трактат о политике. Душанбе, 2012. Т.4.
2. Хакимова З.А. Культурно-антропологические концепции семьи в практической философии восточных перипатетиков: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Душанбе, 2012.
References
1. Abu Ali Ibn Sina. Works. Sochineniya. Traktat o politike [A treatise on politics]. Dushanbe, 2012. T.4.
2. Khakimova Z.A. Cultural-anthropological concept of the family in practical philosophy of the Eastern peripatetics: author. dis. ... PhD (philosoph.). Dushanbe, 2012.
УДК 008
М.А. ФИЛИМОНОВА В.И. ЛЯХ
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА
Филимонова Марина Александровна, аспирантка 3 курса кафедры теории и истории культуры, Краснодарского гсударственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), marinaaa707@mail.ru Лях Валентина Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры, КГИК, Краснодар, 40 лет Победы, 33, ValentinaLaich@mail.ru
Аннотация. В статье исследуются Олимпийские игры как явление мировой культуры, генезис которых, по мнению ученых, находится у колыбели человеческой культуры. Ключевые слова Олимпийские игры, мифология, история, культура.
UDC 008
M.A. FILIMONOVA V.I. LJAH
CULTURE OLYMPIC GAMES IN THE MYTHOLOGICAL DISCOURSE HISTORICAL AND CULTURAL PROCESS
Philimonova Marina Aleksandrovna, 3 post-graduate course, Department of Theory and History of Culture, Krasnodar state institute of culture, Krasnodar state institute of culture (40 years of Victory street, 33, marinaaa707@mail. ru
Valentina Ivanovna Ljah, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Theory and History of Culture, Krasnodar state institute of culture (40 years of Victory str., 33), ValentinaLaich@mail.ru
Abstract. The article investigates the Olympic games as a phenomenon of world culture, the genesis of which, according to scientists, it is the cradle of human culture. Keywords: Olympic Games, in mythology, history, culture.
Олимпийские игры - явление мировой культуры. Спортсмены многих стран хотят выступить там и завоевать золотую Олимпийскую медаль. Миллионы людей болеют за свои команды. Но немногие знают историю происхождения Олимпийских игр.
№ 1 (60), 2016
и общество"
Как феномен культуры Олимпийские игры вызывают определенный научный интерес. Ученые многих стран пришли к выводу, что генезис Олимпийских игр - у колыбели человеческой культуры.
Просматривая многочисленные списки российских библиотечных фондов, ученые сочинского государственного университета обратили внимание, что Игры в древнем мире рассматриваются в основном учеными-антиковедами, а современные Игры, которые возродил Кубертен, стали «вотчиной» отдельного исторического сегмента - «истории спорта» [1, с. 23].
Новые сведения об Олимпийских играх получают с помощью электроники, лазерной техники и другой информации. Они свидетельствуют о том, что первобытный человек, чтобы бороться за свое существование, должен был уметь бегать, прыгать, лазать, метать, плавать, стрелять. А проверялись эти знания и умения во время празднеств, состязаний, игрищ.
История сохранила разнообразные памятники материальной культуры древних народов Индии, Персии, Египта, Китая и других стран. Так, профессор В.У. Агеевец описывает прекрасно сохранившиеся четырехтысячелетние фрески с острова Крит, на которых изображены спортивные состязания [2, с. 89]. Кроме того, на территории древней Ассирии археологами обнаружены остатки спортивных сооружений XVI века до нашей эры, в которых могли проводиться состязания по нескольким видам спорта. Имеются обоснованные сведения о соревнованиях в Древнем Египте, которые проводились более чем за 2 тысячи лет до нашей эры [3, с. 215].
На основе анализа общеизвестных исторических фактов почитания Зевса, который был первым из Олимпийских богов, упоминавшихся в древнегреческой мифологии, отечественный ученый XIX в. П.М. Леонтьев высказал свою точку зрения по поводу Олимпийских игр.
Так, Страбон, по мнению П.М. Леонтьева, считал Игры слишком баснословными и не заслуживающими внимания. По его мнению, большее внимание историки должны обратить Павсанию - летописцу Игр, несмотря на то, что «многое в изложении Павсанием непонятно, многое вошло туда из позднейших прибавлений...». Он предположил, что рождение Игр связывается с религиозным культом Зевса, который именно в этом месте, где устроено было позднее святилище, победил Кроноса.
Ученый приходит к мысли, что в Олимпии сохранилось воспоминание о борьбе Зевса с Кроносом лучше, чем где-либо еще. Кроме того, олимпийское поклонение Зевсу близко критскому и пиерийскому [4, с. 298, 302].
Исследование Олимпийских игр продолжил профессор П.В. Тиханович, который, обратившись к проблеме изучения «гимнастических игр» в истории Древней Греции, обосновывал свою точку зрения о том, что согласно древнегреческой мифологии эти «игры - не только утеха и удовольствие, но и дело, угодное богам» [5, с. 217].
По мнению П.В. Тихановича, «Великие» Игры - Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские - имели важное общегреческое значение, были источником увеселения, в оспитания религиозны х чувств , а также элементом системы физического и духовного воспитания и обучения. Их проведение ознаменовывалась т.н. всеобщим миром. Изучение письменных источников, а именно сочинений Ксенофонта, Дионисия Галикарнасского, Гелиодора, Павсания, Гомера, Плиния Старшего, Платона и других позволило П.В. Тихановичу выделить среди участников Игр Фалеса Милетского, спартанца Хилона, Пифагора, Анаксагора, Сократа и Платона, а также других известных людей того времени [6, с. 221, 229].
Одну из версий основания Олимпийских игр изложил профессор В.В. Латышев. Ученый предположил, что миф о Пелопе можно считать правдоподобным в силу того, что Пелопу воздавали высокие почести.
По словам Павсания, здесь почитали его настолько выше других героев, насколько Зевса выше богов; считать же Геракла учредителем праздника побудило, вероятно, участие в нем дорийцев, переселившихся в Пелопоннес, по преданию, «под начальством потомков Геракла» [7, с.113].
Опираясь на исследования П.М. Леонтьева, профессор В.В. Латышев изложил свою версию открытия Игр. Это - эпоха Ифита, современника Ликурга, царя Элиды, Элиды,
"Культурная жизнь Юга России" 40 ;
№ 1 (60), 2016
греческого государства, на территории которого находилась Олимпия. Известно, что в те времена тяжелые войны и страшная эпидемия чумы разоряли эти государства. Ифит отправился в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как ему, царю маленькой страны, можно уберечь свой народ. Дельфийский предсказатель ответил: «Защищайте вашу отчизну, избегайте войн, укрепляйте дружбу с эллинами так долго, пока на ваши ежегодные празднества приходит год радости. Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!»
Ифит без всякого сомнения отправился к своему могущественному соседу - царю Спарты Ликургу. Он, по-видимому, был известен как хороший дипломат, так как Ликург посчитал, что Элида должна стать нейтральным государством. И все раздробленные небольшие государства, постоянно воевавшие друг с другом, согласились с этим решением.
Для доказательства своих миролюбивых устремлений и благодарности богам Ифит учредил атлетические Игры, которые должны проходить в Олимпии каждые четыре года. Отсюда и их название - Олимпийские игры [8, с. 305]. В честь этого события в храме Зевса изваяли скульптурную группу, изображавшую Ифита, которого венчала богиня мира Экехейрия. Значение исследования В.В. Латышева заключается в том, что он предлагает свою версию составных элементов проведения Олимпийских игр, подчеркивая их общеэллинское и религиозное значение. Выделим некоторые из них: время проведения Игр - по лунному календарю раз в четыре года; долина Алфея - место проведения; описание соревнований, которые проходили там; награждение победителей [9, с. 114-121].
Среди мифов Древней Греции, имеющих отношение к спортивным играм, Б.А. Базунов выделяет легенды о Дионисе, расказывающие о многогранности этого образа, сыгравшего определенную роль в появлении новых праздников. «Страсти» Диониса символизировали борьбу добрых и злых сил, страданий, торжество справедливости и со временем получили нравственное осмысление. Дионис был внесен в систему «олимпийских» богов. Дионисии проходили по всей Аттике и длились около недели. Во время празднества не требовали долги, отпускали на поруки узников и никого не арестовывали, давая им возможность участвовать в празднике.
Главную роль в Дионисиях играли пышные театрализованные представления, в основе которых были древние обряды и культы. Организация этих празднеств осуществлялась городскими властями. Благодаря этому они процветали, возникали новые формы, в т.ч. состязания-представления. Так, к примеру, в Афинах популяризировались соревнования атлетов, которые добивались наград в состязаниях.
Главным празднеством афинян были панафинеи, или панафинейские игры, которые посвящались богине Афине, культ которой воплощал идею государственной централизации. Этот праздник проходил ежегодно, но каждый четвертый год - с особым торжеством. В нем принимали участие поэты, певцы, музыканты, проводились конные и пешие соревнования, бега с факелами, борьба, бросание диска [10, с. 182-193].
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в античности существовали неразрывные связи между музыкой, поэзией и атлетикой. Их играм и состязаниям-представлениям была свойственна широта и массовость. Древние греки пропагандировали в человеке единство физической силы и духовной красоты, а их праздники и соревнования учили любоваться этим единством и вырабатывать гражданскую позицию.
Это подтверждает тот факт, что Платон включил в кодекс законов своего идеального государства «разные мусические состязания». К сожалению, в период кризиса рабовладельческой формации и потери Афинами самостоятельности эти массовые всенародные празднества-состязания постепенно исчезают. Несоблюдение обычаев старины, массовых плясок, маршевых упражнений под звуки флейт, совместных хоров юношей и девушек, введенных для смягчения нравов, по мнению греческого историка Полибия, приводит к одичанию.
Многие ученые считают, что истоки греческой спортивной традиции относятся к гомеровскому обществу. Первые описания атлетических состязаний можно найти в «Илиаде» Гомера, а затем и в «Одиссее», где впервые вводится в употребление слово «атлет». Спорт гомеровских героев - аристократический. Он возник и сформировался в XI и IX веках, получив широкое распространение к VIII веку до нашей эры.
№ 1 (60), 2016
"Культура и общество"
Сохранились сведения об организации состязаний, которые представляют интерес. К примеру, на погребальных играх в честь царя Патрокла упоминается восемь видов состязаний, причем в той последовательности, как они указаны Гомером: первое место - бег колесниц, второе - кулачный бой, третье - борьба, четвертое - бег, пятое - вооруженный поединок, шестое - метание диска, седьмое - стрельба из лука, восьмое - метание копья. Виды состязаний у Гомера имели свою иерархию. Так, наибольшей популярностью пользовались бег колесниц, борьба и кулачный бой. Неслучайно самые ценные подарки получали именно в этих видах соревнований. Особой популярностью в Элладе пользовалось состязание в беге. Этот древнейший вид соревнований и в дальнейшем неизменно включался во все игры и состязания. Таким образом, сложившаяся структура Олимпийских игр, начиная от гомеровских времен и вплоть до падения Римской империи, не претерпела серьезных изменений.
По всей Греции во время Олимпийских игр объявлялся мир. На празднество приглашалось множество гостей. Для этого за несколько месяцев до начала игр по городам и колониям разъезжались послы.
Победители Олимпийских игр в награду получали оливковый венок, а также пользовались большим почетом [1, с. 23].
Анализируя сведения о гомеровском периоде Олимпийских игр, можно сделать вывод, что они, возможно, недостоверны и носят мифологический характер. Это объясняется тем, что гомеровский эпос формировался на основе сведений микенской эпохи. Известно, что именно древнегреческому поэту Гомеру приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». Если это не соответствует действительности, названные поэмы существуют и являются достоянием мировой культуры, а описание в них древнегреческих состязаний является бесценным источником изучения истории Олимпийских игр.
В истории культуры сохранилось немало других мифов о возникновении Олимпийских игр. К примеру, миф, связанный с именем Пелопса. В нем повествуется о том, что герой в результате долгих путешествий попал в город Пису, где тогда царствовал Эмонай, который был сыном бога войны Ареса. У этого царя была очень красивая дочь Гипподамия. Оракул предсказал Эмонаю смерть от руки своего зятя, поэтому он всячески избегал согласия выдать дочь замуж. Для этой цели он придумал испытание для каждого, кто претендовал на руку Гипподамии. Претендент мог рассчитывать на успех лишь в том, если побеждал царя в гонках на колесницах. Но Эмонай всегда побеждал тех, кто осмеливался соревноваться с ним, а проигравшего безжалостно умерщвляли.
Пелопс подкупил возничего царя, который поменял металлические чеки в осях колесницы на восковые. Согласно легенде, во время соревнований восковые оси растаяли, колеса соскочили с них, а царь упал и погиб под копытами своих лошадей. Герой, достигнув своей цели, получил руку Гипподамии и трон царя Писы. Он решил присоединить Олимпию к своей стране и в честь своей победы устроил великий праздник, украшением которого стали Олимпийские игры. Конечно, вышесказанное может плодом мифологического творчества. Однако Пелопс и Гипподамия - реальные исторические герои, которые жили во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры.
История свидетельствует о том, что с приобретением высокого общественного статуса Олимпийских игр многие мифы были наполнены этическим содержанием. К примеру, Пиндар -известный поэт Эллады, воспевший в своих одах Олимпийские игры, решил предложить свой, более гуманный вариант мифа о победе над царем Эмонаем. Воспев величие и славу Олимпии, благородство победителя, он переосмыслил этот миф, т.к. не мог допустить, чтобы Олимпийские игры были омрачены ужасным событием. Миф гласил о том, что Пелопс победил жестокого Эмоная благодаря помощи богов, а не преступным путем. Повествует о том, что Посейдон отдал в распоряжение герою быструю колесницу, и благодаря своему мастерству герой добился своей цели. Такое переосмысление мифа о Пелопсе играло важную религиозную и культурную роль в повышении престижа Олимпийских игр.
В другой легенде об Олимпийских играх повествуется о том, что Геракл, который отличался непомерной физической силой, победил Авгия - царя Элиды. В память своего деда
^ "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (60), 2016
Пелопса и в честь этой победы он устроил состязания в беге. Победитель был увенчан оливковой ветвью. По легенде Геракл, выбирая дорожку для бега, отмерил дистанцию длиной в 600 ступеней, или один стадий. Она (192,27 метра) и стала впоследствии длиной стадиона. Эти подвиги Геракла отражены в известном фризе храма Зевса в Олимпии [5, с. 302].
Русский путешественник В.П. Давыдов посетил развалины храма Зевса Олимпийского. По этому поводу он писал, что его развалины лежали посреди поля, засыпанного рожью в углублении земли, поэтому с некоторого расстояния они были неприметны. Он считал, что для того, чтобы точнее узнать местоположение развалин храма Зевса Олимпийского, нужно «не только провести несколько недель на этом занимательном пункте, но и много здесь порыться» [11, с. 317]. И на самом деле, Олимпия была открыта Курциусом на девятиметровой глубине.
Развалины этого храма были представлены перед путешественниками как после землетрясения. Они представляли собой несколько фрагментов здания храма, построенного, по предположению В.П. Давыдова, из известняка, со следами штукатурки, с многочисленными фрагментами колонн, следами мраморного пола с грубой мозаикой [11, с. 331]. В.П. Бузескул, сделав краткий анализ этих раскопок, проводимых в Олимпии, осветил основные этапы развития эпиграфики археологии.
По его мнению, Олимпия - священное место для эллинов. Именно там происходили их национальные игры. Олимпия представляла собой музей греков, в котором находились священные дары или приношения от государств и отдельных лиц с разных концов эллинского мира. Среди них - алтари и храмы, статуи богов, героев и атлетов. Известно, что в римскую эпоху насчитывали более 3000 изваяний и произведений знаменитых художников. Однако император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Большинство памятников искусства было перевезено в Константинополь, в том числе и знаменитая статуя Зевса работы Фидия, которая погибла там во время пожара [12, с. 393].
Так, на пятнадцать столетий Олимпия как бы исчезла с лица земли и забыто само название. Однако Олимпийские игры в памяти человечества горели яркой звездой, свет которой прошел сквозь века, а затем вспыхнул с новой силой.
Таким образом, исследуя Олимпийские игры в мифологическом дискурсе историко-культурного процесса, можно сделать вывод, что эта проблема весьма актуальна и требует дальнейшего изучения.
Литература
1. Гжибовская О.В. Обзор исследований отечественных антиковедов XIX - начала ХХ вв. по истории Олимпийских игр в Древней Греции // Былые годы. 2012. № 1 (23).
2. Агеевец В.У. Физическое образование в России. М., 1996.
3. Тиханович П.В. Очерки гимнастических игр у древних греков // Журнал Министерства народного просвещения. 1856. № 12. Ч. II.
4. История Древней Греции / под ред. В.И. Кузищина, М., 2003.
5. Никитюк Е.В. Историко-антикварное сочинение Павсания в русле так называемого Греческого Возрождения // Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
6. Столбов В.В. Русско-советская олимпийская одиссея // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М., 1993.
7. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. М., 1995. 380 с.
8. Леонтьев П.М. О поклонении Зевсу в Древней Греции. М., 1950. 343 с.
9. Латышев В.В. Очерк Греческих Древностей. СПб, 1897-1899 (третье издание). Ч. 2. 1899. Репринтное издание: СПб., 1997.
10. Базунов Б.А. Кумиры стадионов Эллады: повесть о рождении, расцвете и гибели Олимпийских, Пифийских, Истмийских, Немейских, Панафинейских игр античности. М., 2004. 370 с.
11. Давыдов В.П. Путевые записки, веденные во время пребывания на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 г. Владимиром Давыдовым. СПб., 1839. Ч.1. 317 с.; Ч. 2. 331 с.
12. Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб., 2003. 480 с.
№ 1 (60), 2016
"Культура и общество" ^
References
1. Gzhibovskaya O.V. Obzor issledovaniy otechestvennyih antikovedov XlX-nachala XX vv. po istorii Olimpiyskih igr v Drevney Grecii [A review of studies of domestic ancient philosophy XIX -early XX centuries on the history of the Olympic games in Ancient Greece] // Byilyie godyi. 2012. № 1 (23).
2. Ageevets V. U. Fizicheskoe obrazovanie v Rossii. M., 1996.
3. Tihanovich P.V. Essays gymnastic games of the ancient Greeks // Journal of the Ministry of national education. № 12. P. II.
4. Istoriya Drevney Gretsii [History Of Ancient Greece] / Pod red. V.I. Kuzischina., M., 2003.
5. Nikityuk E.V. Istoriko-antikvarnoe sochinenie Pavsaniya v rusle tak nazyivaemogo Grecheskogo Vozrozhdeniya [Historical and antiquarian Pausanias writing in the mainstream of the so-called Greek Revival] // Pavsaniy. Opisanie Elladyi. SPb., 1996.
6. Stolbov V.V. Russko-sovetskaya olimpiyskaya odisseya [Russian-Soviet Olympic Odyssey] // Trudyi uchenyih GTsOLIFKa: 75 let: Ezhegodnik. M., 1993.
7. Zelinskiy F.F. Istoriya antichnoy kulturyi [The history of ancient culture]. M., 1995. 380 p.
8. Leontev P.M. O poklonenii Zevsu v Drevney Gretsii [The worship of Zeus in Ancient Greece]. M., 1950. 343 p.
9. Latyishev V.V. Ocherk Grecheskih Drevnostey [Essay Greek Antiquities]. SPb, 1897-1899 (tret'e izdanie). P. 2. 1899. Reprintnoe izdanie. SPb., 1997.
10. Bazunov B.A. Kumiryi stadionov Elladyi: povest o rozhdenii, rastsvete i gibeli Olimpiyskih, Pifiyskih, Istmiyskih, Nemeyskih, Panafineyskih igr antichnosti [Idols stadiums of Greece: the story of the birth, flourishing and death of the Olympic, Pythian, Isthmian, Nemean, Panathinaiki games of antiquity]. M., 2004. 370 p.
11. Davyidov V.P. Putevyie zapiski, vedennyie vo vremya prebyivaniya na Ionicheskih ostrovah, v Gretsii, Maloy Azii i Turtsii v 1835 g. Vladimirom Davyidovyim [Travel notes typed during your stay in the Ionian Islands, in Greece, Asia Minor and Turkey in 1835 by Vladimir Davydov] SPb., 1839. P.1. 317 p.; P. 2. 331 p.
12. Buzeskul V.P. Istoriya afinskoy demokratii [The history of the Athenian democracy]. SPb., 2003. 480 c.