Научная статья на тему 'Октябрьская революция глазами И. А. Ильина после эмиграции из России (1922 г. )'

Октябрьская революция глазами И. А. Ильина после эмиграции из России (1922 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
376
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / OCTOBER REVOLUTION / ФИЛОСОФСКИЙ ПАРОХОД / PHILOSOPHICAL STEAMER / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / COMMUNIST REVOLUTION / КЛАССОВОСТЬ / CLASS / ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ / CAUSES OF THE REVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ремезов Павел Михайлович

В статье рассматриваются взгляды И. А. Ильина на Октябрьскую революцию 1917 г. после его эмиграции из России в 1922 г. Автор касается причин и предпосылок революции, классовой дифференциации, упадка духовных ценностей русского народа. Анализируется социальный вопрос в ходе Октябрьской революции. В работе подробно исследуется вопрос причин, побудивших к Октябрьской революции 1917 г. И. А. Ильин выделяет противоречия революции. Делая вывод, ученый останавливается на слабости духовной составляющей русского народа во время революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Октябрьская революция глазами И. А. Ильина после эмиграции из России (1922 г. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

OCTOBER REVOLUTION EYES IA ILYIN AFTER EMIGRATING

FROM RUSSIA (1922) Remezov P.

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГЛАЗАМИ И. А. ИЛЬИНА ПОСЛЕ ЭМИГРАЦИИ ИЗ РОССИИ (1922 Г.) Ремезов П. М.

Ремезов Павел Михайлович / Remezov Pavel — магистрант, кафедра истории России и зарубежных стран, Институт истории и права Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, г. Сыктывкар

Аннотация: в статье рассматриваются взгляды И. А. Ильина на Октябрьскую революцию 1917 г. после его эмиграции из России в 1922 г. Автор касается причин и предпосылок революции, классовой дифференциации, упадка духовных ценностей русского народа. Анализируется социальный вопрос в ходе Октябрьской революции. В работе подробно исследуется вопрос причин, побудивших к Октябрьской революции 1917 г. И. А. Ильин выделяет противоречия революции. Делая вывод, ученый останавливается на слабости духовной составляющей русского народа во время революции.

Abstract: the article deals with the views of I. A. Ilyin to the October Revolution of 1917, after his emigration from Russia in 1922. The author regards the causes and prerequisites of the revolution, class differentiation, the decline of spiritual values of the Russian people. It analyzes the social question in the course of the October Revolution. The paper explores in detail the reasons why to the October Revolution of 1917, I. A. Ilyin highlights the contradictions of the revolution. Concluding scientist stops at the weakness of the spiritual component of the Russian people during the revolution.

Ключевые слова: Октябрьская революция, философский пароход, коммунистическая революция, классовость, причины революции.

Keywords: the October Revolution, the philosophical steamer, the communist revolution, the class, the causes of the revolution.

В 1922 г. на «философском пароходе» И. А. Ильин отправляется в Германию. Стоит отметить, что его труды этого периода отличаются более яростной критикой советской власти. Любопытна работа «О революции», которая состоит из дневниковых записей.

В этот период И. А. Ильин пишет о «коммунистической революции»: «Коммунистическая революция в России, творимая во имя величайшей пошлости, — величайшее насилие и величайшая ложь» [2, с. 93]. Суть этой пошлости в том, чтобы «превратить человечество в безбожную, в земном сытую, покорно деспотируемую чернь, без веры, без родины, без семьи, вне добра и зла, откровения и красоты» [2, с. 93]. Думается, что после депортации из России, Иван Александрович стал менее осторожным. Теперь угрозы со стороны советской власти не было, поэтому его оценка становится еще категоричнее.

Касаясь тематики лжи, мы наблюдаем следующие строчки: «Ложь в старых формах отрицается и разоблачается: ложь для новых целей узаконяется с открытостью, не снившеюся никаким шулерам; она сознательно возвеличивается наряду с террором как вторая тактическая панацея» [2, с. 97]. Во многом это провоцируется доносительство в советском обществе. Здесь, по мнению философа, и теряется всякая добродетель. Гражданская война происходит из того, что каждый, боясь за собственную жизнь, готов предать своего отца из личной безопасности. Пропадает общинность и возникает только классовость. Во главе угла встает проблема социальной дифференциации: «Весь процесс русской революции должен быть осмыслен, помимо всего прочего, - еще и как процесс социальной дифференциации, т. е. нового деления общества на социальные классы» [2, с. 124]. И далее резюмирует: «Словом: нужна была не революция, а новая творческая социальная дифференциация» [2, с. 125].

В России в начале XX века назревали изменения в общественной жизни, что естественно обостряло отношения внутри социума. Но изменения должны были происходить в единстве, при взаимодействии всех слоев общества, несмотря на отличность друг от друга. При подобной ситуации революция являлась самым опасным вариантом развития событий. Но большевики,

искусно ощутив эту напряженность, сыграли на ней. Выделив наиболее радикально настроенный класс, спровоцировав его, они привели общество к революции. Кроме всего прочего, оказала не малое влияние и война, которая, казалась бы, по мнению Ивана Александровича, должна была сплотить все слои общества.

Анализируя этот вопрос, И. А. Ильин приходит к выводу, что революция выросла из войны: «Нет никакого сомнения в том, что русская революция и коммунизм выросли непосредственно из великой войны 1914-1918 годов [...]. Если бы революция была прекращена в 1920 году, то могло бы остаться впечатление, что она была запоздалой и ненужной милитаристической судорогой в подражание германскому «военному социализму» [2, с. 131]. По его мнению, коммунисты «выскочили» из войны. Коммунистам удалось загнать войну вовнутрь страны. Международную войну, которую страна не выдержала, превратив ее тем самым еще и в гражданскую войну. Таким образом, Россия понесла не стратегическое поражение, а социально-политическое.

Возвращаясь к теме классовости, И. А. Ильин считает, что начиная еще с Февральской революции, общество гибло. Передовые слои общества - буржуазия и интеллигенция, -которые имели возможность скрепить общество, направить его, показать правильный путь, в итоге первыми признали свое поражение. Поскольку сельское население в этот период времени преобладало в России с большим преимуществом, то оно, как правило, и формировало рабочий класс. Крестьяне, отошедшие от земли, приобретали статус промышленных рабочих. Но эта часть населения менее образованная, поэтому легко поддающаяся манипуляции. Тем самым, как думается, российское общество осознавало свою гибель и намеренно позволило революцию. Таким образом, И. А. Ильин считает революцию самоубийством общественных классов, т.е. самого общества в целом [2, с. 110].

По мнению И. А. Ильина, революция оказала колоссальное влияние на все слои общества России, что естественно. Даже те, которые изначально оказывали помощь большевиками, оказались под колесами их политической машины. Интеллигенция, в которую настойчиво верил ученый, была обманута своими же представлениями необходимости изменения строя России по западным образцам, что было ошибочным. Крестьянство и пролетариат полностью доверились большевикам, поэтому, вероятно, не ощутили серьезных потерь первоначально, а лишь со временем.

Говоря о западном революционном влиянии, мы находим такую мысль у И. А. Ильина: «Запад выносил погубительную идею и программу, но именно потому он сам мог противопоставить ей волевой, социальный и организованный отпор; а в русском народном организме не оказалось -для занесенных в него «бактерий» - необходимых «антитоксинов» [1, с. 117].

Рассматривая революцию последовательно, философ говорит о проблеме социальной дифференциации. Люди ждали изменений, но не настолько радикальных. В итоге, не понимая, как действовать, они пошли за той партией, которая громче всех пропагандировала и казалась наиболее убедительной. Люди, духовно неготовые, ощущали право однобоко, не предполагая взаимосвязи с гражданскими обязанностями. В обществе не было понимания свободы. В этом народ видел только освобождение от старого порядка, хотя социальная свобода всегда существовала в рамках, которые создавала власть. Поэтому, по мнению И. А. Ильина, не имея элементарного представления перспективы этой свободы, народ был слеп.

И. А. Ильин пишет, что народные массы сами загоняют себя в порабощение. Единожды позволив партии большевиков себя направлять, они остаются в полном их подчинении, при этом подвергаясь различным санкциям и репрессиям в случаях неповиновения.

В контексте революции стоит отметить причины революции:

• честолюбие и вредно-идейность русской интеллигенции [2, с. 114];

• безыдейность императорского правительства и волевой паралич [2, с. 116];

• неизжитый бунт крепостной души и крепостной злобы в крестьянстве [2, с. 117].

Кроме того Иван Александрович выделяет несколько источников революции:

• культивирование пошлости [2, с. 93];

• дискредитирование злоупотреблений силы и накопления подпольной жажды мести [2, с. 94];

• накопление воли к обратной несправедливости [2, с. 94];

• санкция публичной лживости и злоупотребление ею [2, с. 94];

• растрата религиозности, обессиление ее, охлаждение к святыне и даже борьба против нее [2, с. 95].

Но революция не однородна, она имеет свои противоречия, которые русский ученый также отмечает:

• нельзя меньше работать и больше иметь; этого не дадут никакие машины, никакая индустриализация [2, с. 108];

• нельзя отпрячь инстинкт самосохранения (отмена собственности, наследства, накопления) и заставить его стремительно везти сопряженную повозку [2, с. 108];

• нельзя развязать страсти, разложить дух - и потребовать от человеческой души повышенных напряжений, усилий и достижений [2, с. 109].

Анализируя все это, можно прийти к выводу, что причины, предпосылки и вообще саму революцию Иван Александрович сводит к ослаблению духовности народа. Дискредитировалась вера, правосознание пало, а с ним и какие-либо авторитеты. Люди впадают в дикость, действуя ослепленными инстинктами. Но философ верит в возрождение. На протяжении всей своей жизни, а особенно эмиграции, И. А. Ильин не прекращает верить в русский народ, в его осознание ошибочности новой власти и свержение ее. Это очередное испытание для русского народа, которое он должен выдержать, поскольку дорога к лучшей жизни всегда лежит через тернии и трудности.

Нельзя не осветить проблему возрождения России по И. А. Ильину. Безусловно, человек, который никогда не терял веру в свою родину, всегда надеялся, что русский народ одумается и свергнет коммунистов: «И ныне заявляем [белы изгнанники] - пусть слышат друзья, и враге: борьба не кончилась, она продолжается. Она кончится только с освобождением и восстановлением России» [3, с. 450]. Для возрождения русскому народу нужно очиститься и призвать из глубины своего сердца нынешнее состояние униженности и развращенности.

Можно понять насколько Иван Александрович верил в Россию, когда писал, что будет «лучше умереть и мне, и моим детям, чем принять красный флаг за свое знамя и предаться красному соблазну как якобы благому делу» [3, с. 453]. Человек фанатик своей родины, который однажды уверовав в силу и справедливость самодержавия и православной веры, никогда не отворачивался от своих принципов на протяжении всей жизни. И, думается, это яркий пример его самопожертвования и любви к России.

Литература

1. Ильин И. А. О Грядущей России: Избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. 368 с.

2. Ильин И. А. Собрание сочинений. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М.: Русская книга, 2001. 576 с.

3. Ильин И. А. Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2004. 895 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.