УДК 94(470.342)-058.23
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г.
И КУПЕЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ ЗАИТОВЫХ
А.М. Рафиков
Вятский государственный университет
Киров, Российская Федерация
В статье рассматривается история вятской купеческой династии Заитовых. Используя документы государственных и личных архивов, автор воссоздает генеалогию этой фамилии, начиная с XVII столетия. Отдельный блок материалов посвящен анализу предпринимательской и общественной деятельности братьев Ахмат-Шакира и Шигабутдина Заитовых, являвшихся самыми известными представителями рода. Много внимания уделяется судьбам некоторых Заитовых после Октябрьской революции 1917 г. и в первое десятилетие советской власти.
Имеющиеся материалы позволяют говорить о том, что Заитовы являлись одними из самых крупных купцов-татар дореволюционной Вятской губернии. На их примере ярко отразились основные тенденции внутренней жизни России второй половины XIX - начала XX вв.: отмирание сословной организации, эволюция купечества в направлении превращения в буржуазию, начало формирования гражданского общества. С приходом к власти большевиков эти важные процессы были прерваны.
Ключевые слова: Вятская губерния, купечество, Заитовы, торгово-пред-принимательская и общественная деятельность, Октябрьская революция 1917 г., раскулачивание
Вятская губерния второй половины XIX - начала XX вв. являлась одним из полиэтничных административно-территориальных образований России. По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 г. на ее территории проживали русские, удмурты, марийцы, коми-пермяки. В юго-восточных уездах региона была высока численность татар, которых насчитывалось более 111 тыс. чел. [20, с. 94].
Среди представителей мусульманского населения губернии встречалось немало крупных предпринимателей, оставивших заметный след в социально-экономическом развитии края. Одной из самых древних и широко известных современникам купеческих династий являлись Заитовы.
Корни этого рода уходят еще в средневековый период. Основателем фамилии считается некий Сарманай, переселившийся в деревню Варзи-Омга (в XVII в. входила в состав Царства Казанского, в XVIII - начале XX в. в состав Агрызской волости Сарапульского уезда Вятской губернии,
совр. Агрызский район Республики Татарстан) в XVII столетии. Долгие годы потомки Сарманая проживали в этой местности. В 1780 г. один из представителей рода - Загит Мухсинович (1759-1836) переселился вместе с семьей на берег реки Сукман, которая протекала неподалеку от Варзи-Омги. На этом месте он основал новую деревню.
После смерти Загита Мухсиновича его многочисленное семейство переехало в деревню Кадрали Большекибьинской волости Елабужского уезда (ныне Агрызский район Республики Татарстан). У мусульман существует традиция, согласно которой родовая фамилия часто образуется от имени отца или деда. По нашему мнению, от имени Загита Мухсиновича и появилась фамилия Заитовы. Вероятно, в память об отце так стали называть себя его сыновья после переезда в Кадрали.
В числе представителей династии Заитовых было много выдающихся и образованных людей, проявивших себя в самых разных областях. Духовную стезю служения выбрал один из сыновей Загита Мухсиновича -Гайнельхазик (1801-?). Впоследствии муллами в родной деревне Кадрали стали и его наследники - Сибгатулла (1827-1892) и Галяутдин (1872-?). Тонким философом и поэтом, большинство произведений которого, к сожалению, не сохранилось, являлся Фаттахитдин Заитов (1883-?). Предпринимательской деятельности посвятили себя братья Ахмат-Шакир (1857-1931) и Шигабутдин (1853-?) Заитовы.
Отец Ахмат-Шакира и Шигабутдина - Зайнутдин Заитов (1827-?) был младшим из двенадцати сыновей Загита Мухсиновича. Вместе со своими братьями он переселился в Кадрали, где организовал крепкое крестьянское хозяйство и положил начало одной из ветвей фамилии Заитовых. Вступив в брак с местной крестьянкой Бибигайшой, Зайнутдин Заитов оставил после себя многочисленное потомство. Помимо Ахмат-Шакира и Шигабутдина в его семье воспитывались еще два сына - Кама-летдин (1849-?) и Ахмат-Шах (?), а также дочь Фахриса (1847-?) [12, л. 456-457].
Зайнутдин Заитов позаботился не только о материальном благосостоянии своих сыновей, но и об их образовании. Средний из братьев - Ши-габутдин обучался у муллы, младший - Ахмат-Шакир окончил медресе [8, л. 63 об., 71, 163 об.]. Наличие прочной материальной базы и хорошее образование позволило братьям Заитовым заняться торгово-предпринима-тельской деятельностью.
Формирование капиталов Заитовых проходило типичным для большинства представителей купеческого сословия путем. Оба брата стали заниматься мелкой торговлей, принадлежа еще к крестьянскому сословию. Первое свидетельство о коммерческой деятельности Заитовых относится к 1889 г. В этот период А.-Ш. Заитову принадлежала одна лавка, открытая в деревне Мордва Ильинской волости Елабужского уезда, где продавались посуда, мыло, чай, сахар. Годовой оборот заведения составлял 1000 руб. За Ш. Заитовым в конце 1880-х гг. числились четыре лавки, находившиеся
в Большекибьинской, Салушской, Терсинской и Можгинской волостях Елабужского уезда. В них продавались чай, сахар, мыло, посуда, бакалейный товар, ситец, платки и сукно. Годовой оборот коммерческой деятельности предпринимателя составлял 3000 руб. [18, л. 51 об., 98 об., 421 об.].
Накопив первоначальный капитал, Заитовы значительно расширили торговое дело. В 1900-х гг. оба брата записались в купечество второй гильдии города Елабуги. В фондах Государственного архива Кировской области сохранилось увольнительное свидетельство, выданное на имя А.-Ш. Заитова, в котором говорилось следующее: «Дано сие подведомственному государственному крестьянину Кадралинского сельского общества деревни Кадралей Ахмат-Шакиру Заитову, изъявившему желание с семейством своим перечислиться из крестьянского сословия в купечество 2-й гильдии города Елабуги, в том, что на перечисление его с семейством на избранное место препятствий никаких нет:
1) от участка земельного пользования в своем селении он отказался навсегда;
2) на очереди по выплате повинностей ни он, ни кто из членов его семейства в нынешнем году не состоит;
3) податных земских и мирских недоимок на увольняемом никаких нет и подати с повинностями он уплатил на 1 января 1900 года;
4) под судом и следствием он и семейство его не состоит» [6, л.32-32 об.].
Из посемейного списка предпринимателя следует, что на момент вступления в гильдейское купечество А.-Ш. Заитов по-прежнему проживал в деревне Кадрали Большекибьинской волости Елабужского уезда. Он был женат на Мафтухе Салимуллиной, воспитывал дочь Кашифу пяти лет и троих сыновей. Старшему из них - Ахмет-Харису к 1899 г. исполнилось 11 лет, среднему - Ахмет-Сафе - восемь, младшему - Ахмет-Салиху -шесть месяцев [5, л. 34].
Шигабутдин Заитов к началу XX в. состоял в браке с Фахризиной Шарафутдиновой и растил одного ребенка, родившегося в период между 1895 и 1900 гг. [6, л. 14 об.]. К сожалению, его пол не указан в документах. Позже, когда купец находился уже в преклонном возрасте, у него родились сын - Саид-Мухаммед (ребенок умер в 1913 г. в возрасте четырех лет) и дочь Амина (1914-?) [21].
Расцвет предпринимательской деятельности Заитовых пришелся на начало XX в. В период с 1903 по 1914 гг. в собственности А.-Ш. Заитова единовременно находились десять лавок, семь балаганов для временной базарной торговли, несколько товарных складов, а также магазин с колониальным товаром в городе Сарапуле с годовым оборотом 100 тыс. руб. [4, л. 340 об.] и более 3600 дес. земли [7, л. 109]. Помимо этого купец занимался оптовыми продажами леса, воска, кож и другого сырья, имел прочные связи с Казанью и Нижним Новгородом [13, л. 24 об., 52 об., 53 об.-54].
В собственности Ш. Заитова в этот же период находились 12 торговых лавок. Предприниматель брал строительные и извозные подряды, продавал скот, совместно с братом занимался хлеботорговлей [13, л. 24 об., 52 об., 53 об.].
Отправки хлебного груза купцы осуществляли из деревень Ижевка, Икское устье Варзи-Ятчинской волости, а также с Елабужской пристани, где у них имелся собственный пароход, оформленный на имя А.-Ш. Заитова. Вести хлеботорговлю купцу помогали сыновья. В 1909 г. в семье Ахмат-Шакира произошло большое несчастье. Во время очередной перевозки товаров погиб старший из наследников предпринимателя. «Сын уездного елабужского купца Шакира Заитова - Харис, плывя на своем пароходе-буксире, столкнулся с другим пароходом. При столкновении погибло два человека, в том числе и Харис. Погибший знал русский и французский языки, два года учился турецкому и арабскому», - отмечалось на страницах татарской газеты «Вакыт» («Время») [3, с.2].
Приведенные данные позволяют считать братьев Заитовых одними из самых состоятельных купцов-татар Вятской губернии. В этом отношении показательно, что они попали в список ведущих предпринимателей региона, представленный на страницах всероссийского издания «Уральского торгово-промышленного адрес-календаря», где имена Ахмат-Шакира и Шигабутдина включены в раздел «торговля: бакалейными и колониальными товарами» [24, с. 272].
Заитовых отличала активная жизненная позиция. Обладая значительными финансовыми средствами, они многое делали для развития и благоустройства родного края, заботились о духовных нуждах мусульманского населения губернии. В частности, в период между 1906 и 1912 гг. А.-Ш. Заитовым была построена одноэтажная каменная мечеть в родовом имении семьи «Соклово» [22, с. 15].
Являясь человеком просвещенным и образованным, А.-Ш. Заитов был озабочен развитием обучения и грамотности. На свои средства купец построил две русско-татарские школы. Одна из них также находилась в «Соклово», вторая в другом имении, принадлежавшем лично предпринимателю - «Чучкан».
Ходатайствуя об открытии этого учебного заведения, А.-Ш. Заитов обратился к органам местного самоуправления со следующим заявлением: «Исключительно для мусульманского населения окрестных деревень Ела-бужского уезда Ямурзиной, Уразаевой, починка «Заитова» мною на своей земле выстроено деревянное здание для училища, и в настоящее время совершенно приспособленное для занятия с учениками. Имею честь позволить себе предложением Елабужскому земскому уездному собранию передать это здание в земство на десять лет бесплатно. Ремонт училища в течение десяти лет я принимаю на свой счет. Со счета моего в училище в течение десяти лет будет находиться сторож. Взамен предложенных мною услуг имею честь просить Елабужское земское собрание, назначить для
обучения мусульманских детей по-русски учителя, с жалованием и квартирными от земства, и снабдить училище со счета земства различными учебными пособиями на русском языке. Утвердить при училище со счета земства татарского учителя для обучения детей магометанской религии с окладом жалования триста рублей в год и принять на средства земства татарских книг в размере ста рублей. Принять на счет земства отопление и освещение училища...» [10, с. 333]. Елабужское уездное земское собрание удовлетворило это прошение в ноябре 1912 г.
С именем А.-Ш. Заитова связан еще один уникальный пример благотворительности. В имении «Чучкан» купцом был создан детский сад, который посещали дети из окрестных деревень. За ними ухаживали женщины-крестьянки. В период страды мальчики и девочки жили здесь по целому месяцу, потом родители на несколько дней забирали их домой, и вскоре привозили снова. Вместе с крестьянскими детьми в этом саду воспитывались и наследники самого А.-Ш. Заитова [17, л.1].
Благотворительной деятельностью занимался и Ш. Заитов. Купец неоднократно избирался попечителем Кадралинской и Сарсазкой русско-татарских школ Елабужского уезда, оказывал им постоянную финансовую поддержку [11, с. 1186].
Оба брата являлись гласными Елабужского уездного земского собрания (Ш. Заитов в трехлетие с 1886 по 1888 гг.; А.-Ш. Заитов - в трехлетие с 1906 по 1908 гг.). В этом отношении показательна биография А.-Ш. Заи-това, который помимо текущего участия в деятельности органов местного самоуправления, избирался председателем специальной комиссии по распределению средств на содержание медресе и мектебе Елабужского уезда; попечителем Граховской больницы; представителем от земства в раскладочное по промысловому налогу присутствие [9, с. 9, 450, 850]. Незаурядные деловые и административные способности позволили купцу активно включиться в общественную жизнь всей Вятской губернии. В 1907 г. предприниматель стал выборщиком в Вятское губернское избирательное собрание для избрания депутатов Государственной Думы [9, с. 266].
Пример братьев Заитовых позволяет проследить важную общероссийскую тенденцию. Интенсивное развитие капиталистических отношений, торгового законодательства, проникновение в жизнь российского общества буржуазных норм и ценностей приводят к постепенному разрушению традиционного феодального уклада, исчезновению ярко выраженных сословных границ. Результатом этих перемен стало появление нового типа купца, ориентирующегося не столько на поддержку правительства и повышение социального статуса, сколько на поиск новых путей самореализации. Современные исследователи едины во мнении, «что одна из основных тенденций эволюции российского купечества во второй половине XIX - начале XX в. заключалась в постепенном превращении его в предпринимательский слой населения, имевший широкие общественные интересы» [23, с. 86].
Активной общественной и торгово-предпринимательской деятельностью братья Заитовы занимались до 1917 г. Так, в августе 1917 г. А.-Ш. За-итов осуществил последнюю крупную коммерческую операцию - доставил на Пьяноборскую пристань 20 ящиков чая [15, л. 32].
После Октябрьской революции и прихода к власти большевиков предприниматели были вынуждены окончательно свернуть торговое дело, а вслед за этим Заитовых, как и многих других состоятельных людей, раскулачили. В частности, национализировали всю недвижимую собственность А.-Ш. Заитова.
Земельные угодья купца в имении Соклово были поделены между местными крестьянами единоличниками. В этом отношении показательна позиция, которую заняли некоторые из них. Претендуя на собственность предпринимателя, в полном соответствии с духом времени один из бывших рабочих и арендаторов земли А.-Ш. Заитова - Нигаметулин писал в Елабужский кантземотдел, что «...его родители влачили свою жизнь, отдавая свой труд этому помещику, благодаря чего он остался совершенно без всякого хозяйства и совершенно необеспеченный ничем к существованию...» [19, л. 136 об.].
Впрочем, далеко не все бывшие рабочие А.-Ш. Заитова придерживались такой точки зрения. Более объективно выглядит мнение жителя соседней с Соклово д. Старые Чекалды (совр. с. Старая Чекалда в Агрызском районе Республики Татарстан) Н.Е. Субботина. Вспоминая А.-Ш. Заитова в начале 1920-х гг., он отмечал: «Шакир Хаджи помогал воспитывать детей, он давал продукты и одежду. Он не был злым как другие бояре.» [1].
Значительная часть сокловских земельных угодий перешла в собственность новообразованных коллективных хозяйств. В протоколах заседаний комиссии Елабужского кантземотдела за 1924 г. отмечалось: «Слушали: заявление сельхозартели имени Абдуллы Буби о закреплении за таковой построек бывшего помещика Заитова, предоставленных в их владение, согласно постановления Елабужского КИК (Кантонный исполнительный комитет - А.Р.) от 17.04.1922 г. Постановили: принимая во внимание, что постройки бывшего помещика Заитова заняты членами сельхозартели им. Абдуллы Буби с начала революции, благодаря чего лишь могли сохранить свою ценность, как поддерживаемые от разрушения. и, имея в виду, что состав артели состоит чисто из татарского населения пролетарского происхождения, а потому на основании вышеизложенного постройки в бывшем имении Заитова закрепить за артелью...» [19, л. 136 об.-137].
Из описи имущества имения, прилагаемой к протоколам заседания, следует, что оно включало в себя обширный комплекс хозяйственных и жилых сооружений: шесть домов (три деревянных одноэтажных, двухэтажный на каменном фундаменте, двухэтажный полукаменный, одноэтажный каменный), три конюшни, три деревянных погреба, баню, мельничный мукомольный амбар с пристроем и зерносушилку. Общая стоимость названного имущества, даже с учетом того, что к 1924 г. многое бы-
ло уже наполовину разрушено, составляла более 3 тыс. руб. [19, л. 145 об.-147 об.].
Другое имение купца «Чучкан» было использовано для решения такой насущной проблемы, вызванной Гражданской войной, как ликвидация детской беспризорности. Зимой 1920 г. специальная комиссия Елабужского уездного и кантонного отдела народного образования провела осмотр поместья на предмет открытия здесь детского дома и нашла его вполне подходящим. «...В имении Заитова очень красивое местоположение, построек достаточно для детского приюта, требуется только оклейка комнат и белка потолков», - отмечали члены комиссии [14, л. 138 об .-139]. Вопрос решился быстро и уже в июне 1921 г. приют, созданный «исключительно для детей-мусульман всего Елабужского кантона от 3-х до 10-ти лет», принял первую партию воспитанников в составе 20 человек [16, л. 12].
Тяготы сурового времени Гражданской войны, переживания и материальная нужда подорвали здоровье жены А.-Ш. Заитова. После ее смерти в начале 1920-х гг. вместе с сыновьями предприниматель решил уехать из России. Заитовы отправились в Крым, чтобы оттуда уплыть в Турцию. Однако сесть на пароход они не смогли. Тогда Ахмат-Шакир решил пробираться в Китай. В дороге купец и один из его сыновей заболели тифом и были вынуждены сойти с поезда. Истощенный недугом и голодом, Ахмат-Шакир лежал в одном из госпиталей на Дальнем Востоке, и лишь судьбоносная встреча с земляком помогла Заитовым вернуться в Казань.
В годы НЭПа Ахмат-Шакир и Шигабутдин возобновили коммерческую деятельность и успешно торговали до конца 1920-х гг. После ликвидации НЭПа Заитовы вновь стали изгоями в новом обществе. В 1929 г. Ахмат-Шакир и Шигабутдин уехали вместе со своими семьями, а их братья Камалетдин и Ахмат-Шах остались на родине.
Некоторые из представителей династии, в частности Фаттахитдин Заитов, были арестованы. Вспоминая о событиях того времени, он писал: «1 января 1930 года всех хорошо живущих торговцев раскулачили, выгнав их из своих домов, туда вселили бедных. Мы и сами попали под этот удар. Оставшись без дома, мы прожили 9 месяцев у одной вдовы, затем всех раскулаченных купцов арестовали. Осенним днем конца сентября 1930 года нас всех отправили в Казань. Приехав в Казань, нас всех закрыли в первую камеру тюрьмы. Примерно три месяца мы находились в заключении. За это время тщательно проверяли наши дела и думали кому какой срок дать. Для выполнения вынесенного предписания нас отправили в лагеря, объяснив кому сколько работать. Нам троим дали три года: мне, Гай-сину Нигматулле и молодому парню из Табарлей. Остальным товарищам по несчастью дали различные сроки, кому 5 лет, кому 10. Нас всех отправили рыть канал между Балтийским и Белым морями. » [2].
Освободившись, Фаттахитдин Заитов сумел вернуться домой. К этому времени Ахмат-Шакир и Шигабутдин обосновались в Ташкенте. Ах-
мат-Шакир прожил здесь до 1931 г. Точная дата смерти Ш. Заитова неизвестна.
Со смертью братьев Заитовых их династия не оборвалась. На сегодняшний день династическая преемственность фамилии наиболее полно представлена ташкентской ветвью. Гражданами Узбекистана являются Масуда, Гузаль, Рифкат (внуки Ахмат-Шакира и Шигабутдина), Неля и Искандер (правнуки) Заитовы. Они живут одной большой дружной семьей, где каждый нашел свое призвание. Некоторые работают на производстве, другие - в сельском хозяйстве. Масуда Салиховна всю жизнь преподавала в Ташкентском университете и в настоящий момент находится на пенсии. Заитовы сумели сохранить связь поколений и живо интересуются историей своей семьи. Примечателен тот факт, что Масуда Салиховна после замужества предпочла сохранить родовую фамилию.
Не меньший интерес представляет жизнь и деятельность еще одного представителя династии - Шамиля Мирзиевича Заитова. Шамиль Мирзие-вич проживает в городе Казани. Согласно генеалогическому древу семьи он является правнуком старшего из братьев Заитовых - Камалетдина. Ш.М. Заитов женат, воспитывает сына Искандера и дочь Камилю. Несмотря на то, что Шамиль Мирзиевич получил техническое образование (с отличием окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта) он, чувствуя связь поколений, продолжает традиции семейного предпринимательского дела и успешно занимается бизнесом. Уже долгое время Ш.М. Заитов собирает различные документы и воспоминания, связанные со своими предками. Им было составлено генеалогическое древо рода Заитовых, которое включает в себя восемь поколений и 125 персоналий. Именно Шамиль Мирзиевич разыскал других представителей своей фамилии. В мае 2009 г. он ездил в Ташкент, где познакомился с потомками Ахмат-Шакира и Шигабутдина, рассказал им о древней истории семьи, подробно узнал о том, как сложилась судьба Заитовых за рубежом.
Каждый год Шамиль Мирзиевич посещает мечеть в родовом имении «Соклово» и могилы предков. Свою работу по восстановлению семейной истории он считает святым долгом и намерен продолжать ее на протяжении всей жизни.
Таким образом, на примере купеческой династии Заитовых ярко отразились противоречивые тенденции внутренней жизни России второй половины XIX - первой четверти XX вв.: расцвет предпринимательской деятельности, рыночных отношений, зарождение гражданского общества в дореволюционный период, Октябрьская революция и коренная перестройка механизма социальных отношений в первое десятилетие советской власти. Не вызывает сомнения, что после Октября 1917 г. многовековая история делового мира России была прервана, хотя миллионы предпринимателей могли способствовать быстрому экономическому оздоровлению страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспоминания жителя деревни Старые Чекалды Николая Емельяновича Субботина // Личный архив Ш.М. Заитова.
2. Воспоминания Фаттахитдина Заитова // Личный архив Ш.М. Заитова.
3. Время. 1909. 2 июля.
4. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 176. Оп. 1. Д. 3556.
5. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 4594.
6. ГАКО. Ф. 176. Оп. 1. Д. 4620.
7. ГАКО. Ф. 574. Оп. 5. Д. 396.
8. ГАКО. Ф. 574. Оп. 9. Д. 32.
9. Журналы XXXXI очередной сессии Елабужского уездного земского собрания, 5-13 окт. 1907 г. Елабуга, 1908. 969 с.
10. Журналы XXXXIV очередной сессии Елабужского уездного земского собрания, 28 сент. -11 окт. 1910 г. Елабуга, 1911. 919 с.
11. Журналы XXXXVIII очередной сессии Елабужского уездного земского собрания, 5-16 окт. 1914 г. Елабуга, 1915. 1594 с.
12. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 3. Оп. 2. Д. 574.
13. НА РТ. Ф. 549. Оп. 1. Д. 36.
14. НА РТ. Ф. 557. Оп. 4. Д. 6.
15. НА РТ. Ф. Р-1257. Оп. 1. Д. 13.
16. НА РТ. Ф. Р-1293. Оп. 1. Д. 73.
17. НА РТ. Ф. Р-4536. Оп. 1. Д. 10.
18. НА РТ. Ф. Р-6066. Д. 6.
19. НА РТ. Ф. Р-6066. Оп. 1. Д. 20.
20. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. Н.А. Тройницкого. М., 1904. Т. X.
21. Родословное древо династии Заитовых // Личный архив Ш. М. Заитова.
22. Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Казань: Мастер Лайн, 1999. 460 с.
23. Судовиков М.С. Политическая деятельность купечества в России во второй половине XIX - начале XX в. // Вопросы истории. 2009. № 7. С. 86-95.
24. Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1905 год: отдел VIII Перечень торговых фирм, фабрик, заводов и промышленных заведений Уральского района и описание каждого города. Пермь, 1905. С. 261-310.
Сведения об авторе: Рафиков Азат Миннегаязович - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Вятского государственного университета (610000, ул. Герцена, 50, Киров, Российская Федерация); [email protected]
OCTOBER REVOLUTION OF 1917 AND THE ZAITOVS MERCHANT DYNASTY
A.M. Rafikov
Vyatka State University
Kirov, Russian Federation
The article discusses the history of the Zaitovs Vyatka merchant dynasty. Using documents of the state and personal archives, the author reconstructs the genealogy of this family, beginning from the 17th century. A separate set of materials devoted to the analysis of entrepreneurial and social activities of the brothers Ahmad-Shakira and Shigabutdin Zaitovs, who were the most famous representatives of the family. Much attention is paid to the fate of some Zaitovs after the October revolution of 1917 and in the first decade of the Soviet government. Available materials suggest that the Zaitovs were one of the most significant Tatar merchants of the pre-revolutionary Vyatka Go-vernorate. Their example clearly reflects the main trends in the internal life of Russia in the second half of the 19th - early 20th century: the death of class organisation, the evolution of the merchant class towards becoming the bourgeoisie, the beginning of the civil society formation. When the Bolsheviks came to power, those important processes had been interrupted.
Keywords: Vyatka Governorate, merchantry, the Zaitovs, trade and commerce activities, social activities, October revolution of 1917, dispossession
REFERENCES
1. Vospominaniya zhitelya derevni Starye Chekaldy Nikolaya Emel'yanovicha Subbotina [Memoirs of Nicholas E. Subbotin, a Resident of Old Ceccaldi Village]. Lichnyy arkhiv Sh.M. Zaitova [The Personal Archive of Sh.M. Zaitov]. (In Russian)
2. Vospominaniya Fattakhitdina Zaitova [Memories of Fattahetdin Zaitov]. Lichnyy arkhiv Sh.M. Zaitova [The Personal Archive of Sh.M. Zaitov]. (In Russian)
3. Vremya [Time]. 1909. 2 iyulya. (In Russian)
4. Gosudarstvennyy arkhiv Kirovskoy oblasti (GAKO) [State Archive of the Kirov Region]. F. 176. Op. 1. D. 3556. (In Russian)
5. GAKO. F. 176. Op. 1. D. 4594. (In Russian)
6. GAKO. F. 176. Op. 1. D. 4620. (In Russian)
7. GAKO. F. 574. Op. 5. D. 396. (In Russian)
8. GAKO. F. 574. Op. 9. D. 32. (In Russian)
9. Zhurnaly XXXXI ocherednoy sessii Elabuzhskogo uezdnogo zemskogo sob-raniya, 5-13 oktyabrya 1907g. [Journals of the XXXXI Regular Session of the Elabuga Uyezd Zemstvo Assemblies, 5-13 October 1907]. Elabuga, 1908. 969 p. (In Russian)
10. Zhurnaly XXXXIV ocherednoy sessii Elabuzhskogo uezdnogo zemskogo sobraniya, 28 sentyabrya - 11 oktyabrya 1910 g. [Journals of the XXXXIV Regular Session of the Elabuga District Zemstvo Meeting, 28 September - 11 October 1910]. Elabuga, 1911. 919 p. (In Russian)
11. Zhurnaly XXXXVIII ocherednoy sessii Elabuzhskogo uezdnogo zemskogo sobraniya, 5-16 oktyabrya 1914 g. [Journals of the XXXXVIII Regular Session of the
Elabuga District Zemstvo Assembly, 5-16 October 1914]. Elabuga, 1915. 1594 p. (In Russian)
12. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Tatarstan (NA RT) [The National Archive of the Republic of Tatarstan]. F. 3. Op. 2. D. 574. (In Russian)
13. NA RT. F. 549. Op. 1. D. 36. (In Russian)
14. NA RT. F. 557. Op. 4. D. 6. (In Russian)
15. NA RT. F. R-1257. Op. 1. D. 13. (In Russian)
16. NA RT. F. R-1293. Op. 1. D. 73. (In Russian)
17. NA RT. F. R-4536. Op. 1. D. 10. (In Russian)
18. NA RT. F. R-6066. D. 6. (In Russian)
19. NA RT. F. R-6066. Op. 1. D. 20. (In Russian)
20. Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. [The First General Census of the Russian Empire in 1897]. Ed. by N.A. Troynitski. Moscow, 1904. vol. X. (In Russian)
21. Rodoslovnoe drevo dinastii Zaitovykh [The Genealogical Tree of the Dynasty Zaitovs]. Lichnyy arkhiv Sh.M. Zaitova [Personal Archive of Sh.M. Zaitov]. (In Russian)
22. Svod pamyatnikov istorii i kul'tury Respubliki Tatarstan [The Arch of Monuments of History and Culture of the Republic of Tatarstan]. Kazan, Master Layn Publ, 1999. 460 p. (In Russian)
23. Sudovikov M.S. Politicheskaya deyatel'nost' kupechestva v Rossii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v [The Political Activity of Merchants in Russia in the Second Half of the 19th and Early 20th Century]. Voprosy istorii - Questions of History, 2009, no. 7, pp. 86-95. (In Russian)
24. Ural'skiy torgovo-promyshlennyy adres-kalendar' na 1905 god: otdel VIII Perechen' torgovykh firm, fabrik, zavodov i promyshlennykh zavedeniy Ural'skogo rayona i opisanie kazhdogo goroda [The Ural Commercial and Industrial address Calendar for 1905: Division VIII List of Trading Firms, Factories, Plants and Industrial Establishments of the Ural District with Description of Each City]. Perm, 1905, pp. 261-310. (In Russian)
About the author: Azat M. Rafikov is a Candidate of Science (History), Associate Professor, the Department of Russian History, Vyatka State University (50, Gertsen St., Kirov 610002, Russian Federation); [email protected]