Смолеев Александр Анатольевич
ОКТЯБРЬ 1993 ГОДА В ТАМБОВСКОЙ ПРОВИНЦИИ: ОСТОРОЖНОСТЬ ЭЛИТ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАССИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Проанализировав события в Тамбовской области осенью 1993 г., автор делает вывод, что во время активного развития институционального кризиса политический расклад сил в провинции в б?льшей степени копировал ситуацию, имевшую место в Москве. Оппозиция поддержала руководителей Верховного Совета. Демократы выступили на стороне Б. Н. Ельцина. Однако борьба двух ветвей власти в столице не привела к серьезной активизации общественно-политических сил в регионе, а широкие слои населения в целом оставались пассивны по отношению к происходившим политическим процессам. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/3-2/42.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 145-147. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
В заключение отметим: в рамках объявленной властью «войны с коррупцией» институт конфликта интересов есть практически идеальный способ избавления коррумпированного начальства от неугодных подчиненных. Признавая потребность в его совершенствовании (аспект юридической техники), необходимо подчеркнуть, что ни один репрессивный механизм позитивного права не должно мнить панацеей от коррупции, когда запреты не обеспечены правом интуитивным, т.е. зрелым правосознанием граждан и устойчивыми эталонами антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.
Список литературы
1. Колесников В. А. Политическая стабильность и строительство новой России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (32). Ч. 2. С. 82-87.
2. Рябов Е. В. Договорное регулирование федеративных отношений в Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. 2006. № 5 (45). Ч. 2. С. 91-100.
3. Сафронова Е. В. К вопросу о «незаконном обогащении» // Конституция Российской Федерации и развитие современной государственности: теория и практика (к 20-летию Конституции Российской Федерации): сб. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. Г. Ермаков. М., 2013. С. 50-53.
4. Симашенков П. Инволюция критериев административной морали // Государственная служба. 2015. № 2. С. 67-70.
5. Симашенков П. Д. Меритократия в кадровой политике России: исторические уроки // Концепт. 2015. № 11. С. 46-50.
6. Симашенков П. Д. Необходимая оборона как конфликт интересов: исторический опыт и новые подходы к квалификации // Концепт. 2015. № 6. С. 146-150.
7. Симашенков П. Д. О «жестокости» антикоррупционных санкций в России: историко-правовой экскурс // Социальные системы и право: сб. науч. тр. / отв. ред. К. Б. Герасимов. Самара, 2015. С. 92-99.
8. Слезин А. А. Институализация комсомола как государственного органа: теоретическая основа // Политика и общество. 2008. № 4. С. 68-71.
9. Товченко Р. Б. Механизмы борьбы с коррупцией на муниципальном уровне (на примере г.о. Самара) // Развитие института резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации как вызов времени и эффективный инструмент совершенствования государственной кадровой политики: сб. ст. Межрегион. науч.-практ. конф. (9 октября 2014 г., г. Самара). Самара, 2014. С. 322-331.
ON CONFLICT OF INTERESTS IN A COMPARATIVE VEIN: THE ISSUE HISTORY AND PRACTICAL ASPECTS
Simashenkov Pavel Dmitrievich, Ph. D. in History Institute of Government and Municipal Service of International Market Institute pavel.simashenckov@yandex. ru
The article is devoted to the comparative analysis of the normative and law-enforcement aspects of the prevention of conflict of interests in government and municipal service. Revealing gaps in the legislation and the competition of the norms the author of the paper suggests shifting the accents of the qualification of conflict of interests and paying more attention to objective criteria characterized as a potentially compromising situation instead of subjective ones.
Key words and phrases: corruption; conflict of interests; corruption offence; government service; clientelism; legal technicality.
УДК 93/94
Исторические науки и археология
Проанализировав события в Тамбовской области осенью 1993 г., автор делает вывод, что во время активного развития институционального кризиса политический расклад сил в провинции в большей степени копировал ситуацию, имевшую место в Москве. Оппозиция поддержала руководителей Верховного Совета. Демократы выступили на стороне Б. Н. Ельцина. Однако борьба двух ветвей власти в столице не привела к серьезной активизации общественно-политических сил в регионе, а широкие слои населения в целом оставались пассивны по отношению к происходившим политическим процессам.
Ключевые слова и фразы: Б. Н. Ельцин; Верховный Совет РСФСР; октябрь 1993 года; Тамбовская область; политическая элита; государственный переворот.
Смолеев Александр Анатольевич
Тамбовский государственный технический университет alex_smoleev@mail. ги
ОКТЯБРЬ 1993 ГОДА В ТАМБОВСКОЙ ПРОВИНЦИИ: ОСТОРОЖНОСТЬ ЭЛИТ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАССИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-51-00006.
Кульминацией борьбы двух ветвей власти в 1992-1993 гг. стали президентский Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» от 21 сентября 1993 г. и последовавшие за этим события.
146
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
В Москве большая часть населения отказалась участвовать в конфронтации двух групп политических элит. Та же самая пассивность царила в провинции. Акции протеста или солидарности, в частности, в Тамбове собрали лишь несколько сотен человек, поэтому итоги противостояния в столице отчасти зависели оттого, какую сторону возьмут региональные элиты.
В регионах раскол между ветвями власти копировал ситуацию в столице. Из 89-ти субъектов Федерации в 82-х региональные Советы выступили против президентского указа. Большая часть глав администраций взяла сторону Ельцина. В некоторых регионах Указ № 1400 был решительно отклонен и представительной, и исполнительной властью. Многие главы администраций выступали за «нулевой вариант», воспринимавшийся ими как возвращение к изначальной стабильной политической точке отсчёта [1, с. 37-38].
Расстановка сил в Тамбове в данный период в значительной мере воспроизводила ситуацию в столице. Региональные элиты поддерживали ту из сторон конфликта, на которую ориентировались, занимая во время противостояния в Центре выжидательную позицию.
Депутаты Тамбовского облсовета уже 23 сентября 1993 г. признали Указ № 1400 неконституционным, выразив поддержку Верховному Совету. В то же время, опасаясь вероятных силовых столкновений, руководители облсовета, не став организовывать радикальных протестных акций, призвали население к спокойствию [4, д. 87, л. 72]. Депутаты горсовета из демократического лагеря встали на сторону Б. Н. Ельцина.
Председатель облсовета А. И. Рябов охарактеризовал действия Президента как государственный переворот. Способом выйти из кризиса депутаты назвали единовременные перевыборы двух ветвей власти [Там же, л. 66, 76]. С этой позицией был солидарен и глава областной администрации области В. Д. Бабенко. Правда, в то же время он пообещал, что будет выполнять все указы Ельцина [Там же, л. 5].
Совет оппозиционного Ельцину областного народно-патриотического движения «Отечество» создал комитет по защите Конституции, требуя его отставки. «Отечество» занималось пропагандистской работой в трудовых коллективах, расклеивая и распространяя листовки. Уже 22 сентября его силами был организован митинг, в котором участвовали не менее 1500 человек [Там же, л. 26].
Как и в столице, сторонники Верховного Совета в Тамбове были лишены возможности выступить по телевидению. Со стороны Центра предпринимались попытки блокирования связи между осажденным Белым домом и региональными Советами.
Президентский Указ кроме Бабенко поддержали представитель Президента в области В. В. Давитулиани и мэр областного центра В. Н. Коваль. Хотя уровень их поддержки был различным. Если Бабенко склонялся к «нулевому варианту», то позиция Коваля была прямой и жесткой: «Я понимаю действия Президента Б. Н. Ельцина, осознаю драматичность и вынужденность его шагов, ибо все попытки, которые он предпринимал для согласия, разбивались об амбиции парламента и его председателя» [8].
О настроениях жителей области в эти переломные для страны дни можно судить по содержанию звонков, поступавших на телефоны облсовета. Их анализ позволяет говорить о социальной поляризации, - мнения относительно происходивших событий были диаметрально противоположны. Кто-то безоговорочно поддерживал действия Ельцина. Например, пенсионерка Бучнева оставила такое сообщение: «Предлагаем выразить доверие Президенту, а Съезд распустить» [4, д. 87, л. 35]. Вот еще ряд сообщений подобного рода, зафиксированные работниками аппарата Совета: «Возмущена выступлением Рябова, я за Президента», «Мы за Президента, депутаты говорят во вред народу», «Не надо трогать Ельцина, потому что ему вредят» [Там же, л. 51-53].
Поступило примерно такое же число сообщений, в которых тамбовчане занимали иную позицию, выражая свою поддержку Верховному Совету и осуждая Указ № 1400. Также приводим некоторые из них (орфография сохранена): «За защиту Конституции. Нужно всё сделать для защиты Конституции», «Полностью одобряю выступление Рябова и от имени всех подполковников поддерживаю его. Предлагаю провести выборы Президента и Верховного Совета одновременно. Считаю действия Президента неконституционными», «Поддерживаем выступление Рябова. Правительство Ельцина довело страну до детской проституции. Надеемся, что такие депутаты, как Рябов, не дадут погибнуть Родине», - была уверена пенсионерка Т. М. Иванова [Там же].
Политическая ситуация в регионе обострилась в последние дни сентября. 27 сентября в помещении комитета по защите Конституции в здании облсовета началась запись добровольцев в полк защиты Верховного Совета. По информации Министерства безопасности, в Москву выехали 13 добровольцев [6]. По городу ходили слухи о создании руководством облсовета Центрально-Черноземной республики [5].
Несмотря на вышеперечисленные инциденты, обстановка в области в целом была спокойной. Оппозиция так и не решилась на радикальные меры. Большинство тамбовчан оставались нейтральными к происходившим событиям. Участниками оппозиционных и провластных митингов были в лучшем случае несколько сотен человек в областном центре. Сказались апатия и политическая усталость от конфликтов в высших эшелонах власти. Людям надоело безвластие, отсутствие порядка и экономические трудности, они с недоверием относились к обеим противоборствующим сторонам.
4 октября 1993 г. В. Н. Коваль приостановил деятельность на территории города таких общественных организаций, как «Отечество», «Трудовая Россия», РКРП, «Русская партия» [9, с. 116]. Областная администрация приняла постановление о прекращении с 22 октября 1993 г. деятельности облсовета. В документе говорилось о том, что «областной Совет занял откровенно антипрезидентскую, антиправительственную и конфрон-тационную позицию». Малый совет облсовета отменил это решение [2].
После «расстрела Белого дома» в октябре 1993 г. началась завершающая стадия процесса десоветизации. Б. Н. Ельцин подписал Указ «О реформе представительных органов власти и местного самоуправления», согласно которому советская модель власти, функционировавшая в стране с 1917 г., окончательно прекратила свое существование [10, с. 121].
В Тамбовской области Советы были ликвидированы. Но стабилизация политической жизни в регионе вопреки ожиданиям демократов не наступила. В результате выборов в Федеральное Собрание 12 декабря 1993 г. коммунистам удалось взять серьезный реванш. В две палаты нового органа власти прошли представители оппозиции [7].
Убедительным показателем антиельцинских настроений в Тамбовской области стали итоги голосования за новую Конституцию. Против её введения высказались 57% пришедших на выборы в области. 41,5% поддержали высший нормативный правовой акт государства [3]. Неожиданными для власти стали результаты голосования в областном центре - большинство жителей Тамбова, которые на протяжении всех прошлых выборов традиционно поддерживали Ельцина, высказались против новой Конституции (53,2%).
Таким образом, в 1992-1993 гг. в Тамбовской области, как и на федеральном уровне, развернулось политическое противостояние между сторонниками Президента и сторонниками Верховного Совета. Противниками Ельцина являлось большинство депутатов облсовета, Тамбовского городского Совета и других Советов региона, а также представители объединенной национал-коммунистической оппозиции. Местная «Демократическая Россия», исполнительная власть и незначительное число депутатов-демократов выступали на стороне Президента.
Указ № 1400 и борьба двух ветвей власти в столице не привели к серьезной активизации и радикализации общественно-политических сил в провинции. Противостояние в регионе ограничилось организацией нескольких акций протеста со стороны оппозиции и акций в поддержку действий Ельцина, организованных местными демократами.
Широкие слои населения области в целом оставались пассивны к происходившим политическим процессам. Причиной подобного поведения стали политическая усталость, вызванная кризисом и тяжелыми последствиями социально-экономических реформ, низкий уровень политизации населения.
Результаты голосования по проекту Конституции РФ, итоги выборов в первую Государственную думу и Совет Федерации 1993 г. дают основание говорить о том, что более половины жителей области негативно относились к политике Б. Н. Ельцина. Выбор тамбовчан стал своего рода протестом против власти, с действиями которой значительное число людей связывало дестабилизацию социально-экономической и политической обстановки.
Список литературы
1. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Кровавый октябрь в Москве. Хроника, свидетельства, анализ событий 21 сентября -2 октября 1993 года. М.: Экономическая демократия; Эребус, 1994.
2. В малом совете областного Совета народных депутатов // Тамбовская жизнь. 1993. 23 октября.
3. Выборы и референдум в области: официальные итоги // Тамбовская жизнь. 1993. 17 декабря.
4. Государственный архив Тамбовской области. Ф. Р-5316. Оп. 1.
5. Даешь республику с бананами // Экспресс-репортер. 1993. 8 октября.
6. М.К. Хроника предмятежных событий // Тамбовские губернские ведомости. 1993. Октябрь.
7. Народ сделал свой выбор // Город на Цне. 1993. 18 декабря.
8. Обращение мэра // Город на Цне. 1993. 25 сентября.
9. Сельцер Д. Г. Тамбовская область (1989-1995). Развитие политической ситуации // Регионы России. Хроника и руководители: Т. 1-9 / под общ. ред. К. Мацузато. Sapporo: SRC; Hokkaido University, 1997. Т. 1. С. 83-157.
10. Шарафутдинов Т. Г. Общественно-политическая жизнь на Южном Урале в 1985-1993 гг.: дисс. ... к.и.н. Уфа, 2013. 190 с.
OCTOBER OF 1993 IN TAMBOV PROVINCE: THE ELITES' CAUTION AND POLITICAL PASSIVITY OF THE POPULATION
Smoleev Aleksandr Anatol'evich
Tambov State Technical University alex_smoleev@mail. ru
After analyzing the events in Tambov region in the autumn of 1993, the author concludes that during the active development of the institutional crisis the political configuration of forces in the province to a greater extent copied the situation that took place in Moscow. The opposition supported the heads of the Supreme Soviet. The Democrats were on the side of B. N. Yeltsin. However, the struggle between the two branches of the government in the capital didn't lead to the serious intensification of social-political forces in the region, and the general population as a whole remained passive in relation to the political processes that were going on.
Key words and phrases: Boris Yeltsin; The Supreme Soviet of the RSFSR; October of 1993; Tambov region; political elite; coup d'état.