МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
перспективы и возможности. Это очень важно, ведь большая часть студентов со временем теряет интерес к обучению и начинает относиться к нему некачественно, зачастую, оправдывая себя при этом.
Представленные методы интерактивного обучения очень важны и должны активно распространяться в педагогических кругах. Понимание предметной области напрямую связано с выработкой у студентов чувства уважения к преподавателю. Объяснить это можно тем, что, понимая преподающего, у обучающихся возникает чувство, что перед ними истинный профессионал не только в своей предметной, но и в педагогической областях.
Таким образом, интерактивные методы способствуют повышению качества изучения прикладной математики и любой другой предметной области.
Список использованной литературы: 1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия.- М. : Эксмо-Пресс, 2002.
© Тихонов И.А., Валова Я.В., 2016
УДК 376.37
Л.М.Толкунова
логопед
ГАУЗ РБ «Санаторий для детей Нур г. Стерлитамак» г. Стерлитамак, Российская Федерация
ОКАЗАНИЕ РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЯ
Аннотация
В статье раскрываются особенности речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены основные направления логопедической работы. Изложена система оказания коррекционной помощи в условиях санатория.
Ключевые слова
Задержка речевого развития, логопедическая помощь, экспрессивная речь, мелкая моторика, ранняя диагностика.
На основании многочисленных исследований, формирование речи ребенка в первые три года жизни — это не просто накопление словаря, это очень сложный нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в общении со взрослым.
Задержка речевого развития (ЗРР) представляет собой определённое отставание от возрастных норм развития речи в возрасте до четырёх лет. Ребенок с задержкой речевого развития овладевает навыками речи, но возрастные рамки значительно сдвинуты. Речь характеризуется нечетким и нестабильным звуковым оформлением, отмечается артикуляция только самых простых звуков, которыми заменяются все остальные. В активном словаре от 5 до 27 отдельных аморфных слов-корней: ма (мама), па (папа), ав (собака), би-би (машина) и т.д. Речевая подражательная деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков [2, с. 4] .
Для детей с задержкой речевого развития также характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. [1, с. 10].
Квалифицированная логопедическая помощь детям с задержкой речевого развития оказывается в ДОУ компенсирующего вида только с четырех лет. Однако, с целью предупреждения вторичных отклонений необходимо раннее коррекционное воздействие.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
Своевременную коррекционно-логопедическую помощь дети получают в ГАУЗ РБ «Санаторий для детей Нур г. Стерлитамак». Занятия проводятся совместно с родителями.
Логопедическая работа включает следующие направления:
1. Развитие зрительного и слухового восприятия, формирование устойчивого внимания и памяти. В процессе занятий происходит формирование у детей умения соотносить звуки с определенными объектами: животными, птицами, музыкальными инструментами, предметами окружающей действительности. Ребенок учится наблюдать за называемыми предметами, а также выполнять действия по подражанию. Проводится тренировка зрительной, слуховой, тактильной памяти в специально оборудованном кабинете по системе Монтессори.
2. Развитие импрессивной речи. На первых занятиях вопросы логопеда содержат подсказывающие слова: «покажи, где мячик», «возьми кубик» и т.д. Развитие импрессивной речи проводится с помощью игр и игровых упражнений. Используется активизация жестовых средств общения, обучение детей основным жестам. Проводится ознакомление детей с названиями предметов окружающей среды, названиями основных действий и слов.
3. Развитие экспрессивной речи. Важным моментом является создание условий для подражательной активности ребенка и эмоциональный контакт с ним. Используются логоритмические упражнения, песенки с многократным повторением одних и тех же звукоподражательных слов. Обращается особое внимание на уровень понимания ребенком представленного материала. Занятия направлены на активизацию речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения, поэтапное обучение детей построению простого предложения.
4. Развитие общей и мелкой и мимико-артикуляционной моторики. Приемы для развития общей моторики проводятся с использованием мячей, скакалок, гимнастических палок, обручей, мешочков с песком. Используется копирование движений животных и птиц. При развитии мелкой моторики проводится массаж кисти рук, использование пальчиковой гимнастики, нанизывание бусин, собирание пирамидки, перебирание крупы, разрывание листа по линиям. Особое внимание уделяется развитию мимико-артикуляционной моторики. Ее использование создает нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, которые необходимы для полноценного звукоизвлечения.
5. Работа с родителями. Для родителей разработан цикл бесед по вопросам причин возникновения, и особенностей проявления задержки речевого развития, а также в доступной рекомендательной форме раскрыты приемы и методы коррекционной работы с детьми.
Проведение ранней диагностики и оказание своевременной коррекционно-логопедической помощи детям с задержкой речевого развития предупреждает появление вторичных дефектов.
Список использованной литературы:
1. Большакова С.Е., Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с. - (Логопед в ДОУ).
2. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
© Толкунова Л.М., 2016
УДК 376.37
О.А.Толстошеева, логопед ГАУЗ РБ «Санаторий для детей Нур г. Стерлитамак», г. Стерлитамак, РФ
ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ САНАТОРИЯ
Аннотация
В статье раскрываются особенности речи детей с заиканием. Описано применение метода