Научная статья на тему 'Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса как преступление коррупционной направленности'

Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса как преступление коррупционной направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2569
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОПРАВНОЕ ВЛИЯНИЕ / ОФИЦИАЛЬНОЕ СПОРТИВНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ИЗВЛЕЧЕНИЕ ВЫГОД И ПРЕИМУЩЕСТВ / ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕГ / ПОЛЬЗОВАНИЕ УСЛУГАМИ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА / UNLAWFUL INFLUENCE / OFFICIAL SPORTING EVENT / CORRUPTION CRIME / BENEFIT / RECEIPT OF MONEY / CONSUMPTION OF PROPERTY RELATED SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов А. С.

Рассматриваются предшествовавшие проведению XXII Олимпийских зимних игр изменения в статью 184 Уголовного кодекса Российской Федерации, принятые в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и вступившие в силу в январе 2014 года. Критически оценивается целесообразность и обоснованность этих нововведений. Признается, что изменение названия ст. 184 УК РФ продиктовано двумя обстоятельствами: 1) решением разграничить понятие «подкуп», использованное в названии ст. 184 УК РФ и в формулировке ее части 1; 2) существовавшая до внесения последних изменений формулировка ст. 184 УК РФ охватывала далеко не все проводимые на территории России спортивные соревнования, а лишь те, которые признавались «профессиональными». Обосновывается, что предыдущее название, содержавшее термин «подкуп», более полно отражало суть криминализированных деяний, поскольку подкуп охватывает как передачу, так и получение денег и иных материальных благ. Аргументируется вывод о том, что криминализация коррупции в официальном спорте проведена с одновременной декриминализацией коррупции в профессиональном спорте, что тоже является законодательным «перекосом», «пробелом», недопустимым с точки зрения юридической техники. Подтверждается, что новая редакция статьи 184 УК РФ до настоящего времени не способствовала изменению ситуации с коррупционной преступностью в сфере российского спорта в сторону снижения ее уровня. Констатируется, что вывести преступность в сфере спорта из латентной зоны может только глубоко продуманное и обоснованное реформирование уголовного законодательства. Вносятся конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию уголовного закона в этой части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNLAWFUL INFLUENCE ON THE RESULTS OF OFFICIAL SPORTING EVENTS OR ENTERTAINMENT COMMERCIAL CONTEST AS A CORRUPTION CRIME

The amendments to Article 184 of the RF Criminal Code, adopted prior to XXII Winter Olympics for preventing unlawful influence on the official sporting events results and taken effect in January, 2014 are considered. Suitability and validity of these innovations are critically evaluated. The heading's change of the Article 184 of the RF Criminal Code is induced by 2 factors: 1) decision to differentiate the concept of bribe being used in the heading of the Article 184 and in the wording of Sec. 1; 2) the wording of the Article 184 of the RF Criminal Code, having existed before the last change, embraced not all the sporting events being held on the Russian territory, but only "professional” ones. The previous heading including the term bribe is proved to fully reflect the essence of criminalized actions, as bribe implies both giving and receiving money and other material values. The conclusion that criminalization of corruption in official sports is conducted together with decriminalization of corruption in professional sports which is seen as inadmissible legislative "wrap”, "gap” is argued. The new wording of the Article 184 of the RF Criminal Code is proved not to have contributed to decreasing the corruption crimes rate in professional sports in Russia yet. The author proves the necessity of reasonable and well-grounded reforming of the Russian criminal legislation. The concrete proposals and recommendations for improving the criminal law in this field are given.

Текст научной работы на тему «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса как преступление коррупционной направленности»

ИВАНОВ А.С., ivanov.va - гг^ @yandex.ru Кафедра физической подготовки; Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 400089, г. Волгоград, Историческая, 130

IVANOV A.S., [email protected] Chair of physical training;

Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Istoricheskaya St. 130, Volgograd, 400089, Russian Federation

ОКАЗАНИЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ВЛИЯНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ ОФИЦИАЛЬНОГО СПОРТИВНОГО СОРЕВНОВАНИЯ ИЛИ ЗРЕЛИЩНОГО КОММЕРЧЕСКОГО КОНКУРСА КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Реферат. Рассматриваются предшествовавшие проведению XXII Олимпийских зимних игр изменения в статью 184 Уголовного кодекса Российской Федерации, принятые в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и вступившие в силу в январе 2014 года. Критически оценивается целесообразность и обоснованность этих нововведений. Признается, что изменение названия ст. 184 УК РФ продиктовано двумя обстоятельствами: 1) решением разграничить понятие «подкуп», использованное в названии ст. 184 УК РФ и в формулировке ее части 1; 2) существовавшая до внесения последних изменений формулировка ст. 184 УК РФ охватывала далеко не все проводимые на территории России спортивные соревнования, а лишь те, которые признавались «профессиональными». Обосновывается, что предыдущее название, содержавшее термин «подкуп», более полно отражало суть криминализированных деяний, поскольку подкуп охватывает как передачу, так и получение денег и иных материальных благ. Аргументируется вывод о том, что криминализация коррупции в официальном спорте проведена с одновременной декриминализацией коррупции в профессиональном спорте, что тоже является законодательным «перекосом», «пробелом», недопустимым с точки зрения юридической техники. Подтверждается, что новая редакция статьи 184 УК РФ до настоящего времени не способствовала изменению ситуации с коррупционной преступностью в сфере российского спорта в сторону снижения ее уровня. Констатируется, что вывести преступность в сфере спорта из латентной зоны может только глубоко продуманное и обоснованное реформирование уголовного законодательства. Вносятся конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию уголовного закона в этой части.

Ключевые слова: противоправное влияние, официальное спортивное соревнование, преступление коррупционной направленности, извлечение выгод и преимуществ, получение денег, пользование услугами имущественного характера.

UNLAWFUL INFLUENCE ON THE RESULTS OF OFFICIAL SPORTING EVENTS OR ENTERTAINMENT COMMERCIAL CONTEST AS A CORRUPTION CRIME

Abstract. The amendments to Article 184 of the RF Criminal Code, adopted prior to XXII Winter Olympics for preventing unlawful influence on the official sporting events results and taken effect in January, 2014 are considered. Suitability and validity of these innovations are critically evaluated. The heading's change of the Article 184 of the RF Criminal Code is induced by 2 factors: 1) decision to differentiate the concept of bribe being used in the heading of the Article 184 and in the wording of Sec. 1; 2) the wording of the Article 184 of the RF Criminal Code, having existed before the last change, embraced not all the sporting events being held on the Russian territory, but only "professional” ones. The previous heading including the term bribe is proved to fully reflect the essence of criminalized actions, as bribe implies both giving and receiving money and other material values. The conclusion that criminalization of corruption in official sports is conducted together with decriminalization of corruption in professional sports which is seen as inadmissible legislative "wrap”, "gap” is argued. The new wording of the Article 184 of the RF Criminal Code is proved not to have contributed to decreasing the corruption crimes rate in professional sports in Russia yet. The author proves the necessity of reasonable and well-grounded reforming of the Russian criminal legislation. The concrete proposals and recommendations for improving the criminal law in this field are given.

Keywords: unlawful influence, official sporting event, corruption crime, benefit, receipt of money, consumption of property related services.

21 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований»*, в результате чего в очередной раз изменилось название и содержание статьи 184 УК РФ.

Статья 184 находится в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» раздела 8 «Преступления в сфере экономики» УК РФ. За время ее существования в нее четырежды вносились изменения: Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ**, Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ***, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ **** и Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ. Примечание к статье 184 УК РФ было введено Федеральным законом от 17 июня 2010 г. N 120-ФЗ*****

Интерес законодателя к статье 184 УК РФ вполне объясним. 4 июля 2007 г. на 112-й сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале Россия получила пра-

* О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований: федер. закон от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ / / Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4031.

** О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 8 дек. 2003 г. N 162-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 50. Ст. 4848.

*** О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 11. Ст. 1495.

**** о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 7 дек. 2011 г. N 420-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 50. Ст. 7362.

***** о внесении изменения в статью 184 Уголовного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 17 июня 2010 г. N 120-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 25. Ст. 3071.

во на проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Это обусловило более пристальное внимание государства, уделяемое противодействию преступности в сфере спорта. Одной из главных мер, предпринятых в данном направлении, стало совершенствование уголовного законодательства.

Однако всегда ли продуманны и оправданны вносимые в УК РФ изменения? Помогают ли они наладить эффективную работу в нужном направлении или только усложняют правоприменительную практику? Для того чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем все перечисленные выше редакции этой нормы. Итак, в изначальном варианте УК РФ 1996 года ст. 184 называлась «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов» и состояла из 4 частей:

1. Подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния на результаты этих соревнований или конкурсов, - наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. То же деяние, совершенное неоднократно или организованной группой, -наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных им в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера, предоставленными им в тех же целях, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

4. Незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незакон-

ное пользование услугами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях, указанных в части третьей настоящей статьи, - наказываются лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В данном виде статья просуществовала семь лет. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ были пересмотрены ее санкции. В части 1, 2 и 4 был добавлен такой вид наказания, как штраф. В части 3 размер штрафа стал обозначаться не с помощью МРОТ, а в рублях. Одновременно из ч. 2 ст. 184 УК РФ был исключен признак неоднократности. Подобная корректировка, с одной стороны, соответствовала общему изменению уголовной политики того времени, а с другой - приблизила санкции к реальной жизни общества и правоприменительной практике.

Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ ст. 184 УК РФ вновь подверглась реформированию. Из санкции ч. 1 был исключен нижний предел исправительных работ, а из санкции ч. 3 - нижний предел ареста, что говорит о дальнейшем некотором послаблении и либерализации законодательства.

Однако уже восемь месяцев спустя другой Федеральный закон, от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ, наоборот, ужесточил отдельные виды санкций: в части 1 хотя и был исключен нижний предел наказания в виде обязательных работ, но верхний -увеличен в два раза (со ста восьмидесяти до трехсот шестидесяти часов). Части 2 и 4 были дополнены новым видом наказания

- принудительными работами.

Но самые существенные изменения были внесены в ст. 184 УК РФ Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ. Корректировке подверглось название статьи, которое было сформулировано следующим образом: «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса». Диспозиции ее частей были дополнены такими новыми

для этой нормы понятиями, как «официальное спортивное соревнование», «руководитель спортивной команды», «противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса», «принуждение или склонение лиц к оказанию противоправного влияния», «предварительный сговор», «извлечение спортсменом, тренером, руководителем спортивной команды или другим участником официального спортивного соревнования, а равно участником зрелищного коммерческого конкурса других выгод и преимуществ».

Кроме того, криминализации подвергся подкуп «работников официального спортивного соревнования» и «участников зрелищного коммерческого конкурса», которые до этого в законе не упоминались, а также любое, в том числе законное «получение» денег, ценных бумаг, иного имущества и «пользование» услугами имущественного характера в целях противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса.

Получение денег, ценных бумаг, иного имущества и пользование услугами имущественного характера, совершенное тренером, руководителем спортивной команды или другим участником официального спортивного соревнования, участником зрелищного коммерческого конкурса, в новом варианте анализируемой нормы стало преследоваться по ч. 3 ст. 184 УК РФ, в то время как ранее подпадало под действие части 4. После внесения поправок в части 4 были оставлены лишь аналогичные деяния, совершенные спортивным судьей или организатором официального спортивного соревнования, членом жюри или организатором зрелищного коммерческого конкурса. Следовательно, была изменена сама основа построения ч.ч. 3 и 4 ст. 184 УК РФ. Если раньше законодатель делил всех субъектов данной нормы по принципу «спортсмен (ч. 3) - неспортсмен (ч. 4)», то теперь - по принципу «лица, задействованные в подготовке спортсмена к выступлению (ч. 3), - лица, внешне обеспечивающие проведение соревнования и оценку его результатов (ч. 4)».

Санкции тоже были пересмотрены в сторону дальнейшего ужесточения на-

казания. Так, за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 184 УК РФ, размер штрафа увеличился с двухсот до трехсот

- пятисот тысяч рублей; за совершение деяния, предусмотренного ч.ч. 2 и 4, - со ста - трехсот до пятисот тысяч - одного миллиона рублей. Обязательные, исправительные работы и арест в ч. 1 и арест в ч. 3 были заменены принудительными работами и лишением свободы на срок до четырех лет, что автоматически перевело эти преступления из разряда небольшой тяжести в разряд преступлений средней тяжести. Увеличение срока лишения свободы в ч. 2 с пяти до семи лет, а в ч. 4

- с двух до семи лет также повысило степень общественной опасности этих деяний со «средней» и «небольшой тяжести» до «тяжкой».

Полагаем, каждая из представленных поправок заслуживает нашего отдельного комментария.

Итак, наиболее часто законодателем реформированию подвергались санкции ст. 184 УК РФ. Причем, если вначале они были несколько смягчены путем устранения нижнего предела некоторых видов наказаний, то впоследствии - ужесточались посредством введения новых, более суровых видов наказаний, или через повышение верхнего предела наказания. Следовательно, законодатель предпринимал определенные попытки повышения эффективности борьбы с преступлениями, предусмотренными ст. 184 УК РФ. Но его усилия были сосредоточены принципиально не на том направлении, на каком было нужно [1]. Это подтверждает и правоприменительная практика, накопленная в период действия ст. 184 УК РФ (1996-2013 гг.), которая показала, что за все время ее существования было зарегистрировано всего 3 таких преступления [2; 3; 4; 5; 6]. Кроме того, изменения санкции ст. 184 УК РФ никак от года к году не влияли на низкий уровень выявляемости данных преступлений. Такая ситуация была обусловлена крайне ограниченными возможностями, предоставляемыми формулировкой диспозиции ст. 184 УК РФ правоохранительным органам по сбору доказательств преступной деятельности перечисленных в норме лиц [7], которая до последнего времени вообще никак не менялась.

Между тем специально организованные и проведенные учеными обследования

российской спортивной среды показали, что около половины (48,2 %) спортсменов относят коррупцию к широко распространенным явлениям в своей деятельности [8, с. 57]. Ввиду отсутствия государственной воли к решению этой проблемы спортивным федерациям приходится самостоятельно регулировать данный вопрос, привлекая уличенных виновных к дисциплинарной ответственности по спортивным регламентам отдельных видов спорта [9].

Считаем подобную ситуацию в корне неверной. Противодействие коррупционной преступности, к которой относятся деяния, подпадающие под действие ст. 184 УК РФ,

- это одна из главных задач государства*, особенно в свете взятых Россией на себя обязательств по проведению на территории нашего государства крупных международных спортивных соревнований.

Для реализации государственных функций по противодействию коррупции в спорте в 2013 г. законодатель попытался реформировать диспозицию ст. 184 УК РФ. Но этот опыт вряд ли можно признать положительным по следующим причинам.

Изменение названия ст. 184 УК РФ с «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов» на «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса» было продиктовано двумя обстоятельствами:

1. Законодатель решил разграничить понятие подкупа использованное в названии ст. 184 УК РФ и в формулировке ее части 1. Но вместо того, чтобы применить уже существующий оправданный и отработанный в ст. 204 УК РФ прием, когда термин «коммерческий подкуп», имеющийся в названии, расшифровывается как «незаконная передача» (в ч. 1) и «незаконное получение» (в ч. 3) денег и др., он избавляется от термина «подкуп» в названии ст. 184 УК РФ, заменяя его термином «оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса».

* О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. N 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.

По нашему мнению, данная попытка корректировки ст. 184 УК РФ вряд ли может быть признана успешной. Полагаем, что предыдущее название, содержавшее термин «подкуп», более полно отражало суть криминализированных деяний, поскольку подкуп - это и передача, и получение денег и иных материальных благ. В связи с этим было бы более правильно подвергнуть изменению диспозицию ч. 1, изложив ее начало в следующей редакции: «Незаконная передача спортсменам, спортивным судьям, тренерам, руководителям спортивных команд... денег, ценных бумаг, иного имущества.» [10].

В контексте выявленного нами недостатка вызывает недоумение исключение законодателем в новой редакции ссылки на «незаконность» получения спортсменами денег в ч. 3 ст. 184 УК РФ. Возникает вопрос: а можно ли вообще признать законным получение спортсменом и другими лицами денег, если целью их передачи является противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса? Думается, что в данном случае противоправная цель деяния, осознаваемая спортсменом, автоматически трансформирует основания передачи денег и других материальных ценностей из категории законных в разряд незаконных. В связи с этим исключение указания на «незаконность» получения вознаграждения в

ч. 3 нужно считать поспешным.

2. Существовавшая до внесения последних изменений формулировка ст. 184 УК РФ охватывала далеко не все проводимые на территории России спортивные соревнования, а лишь те, которые признавались «профессиональными» (за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату)*. А, как известно, большинство официальных соревнований (спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприя-

* См. п. 11 ст. 2 Федерального закона от 4 дек. 2007 г. N 329-ФЗ в ред. от 2 июля 2013 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242; 2013. N 27. Ст. 3477).

тий, календарные планы спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований)** не относится к категории «профессиональных» (в том числе олимпиады, чемпионаты различного уровня и др.) [11].

Стремясь обезопасить предстоящие крупные международные соревнования, проведение которых было запланировано в России, законодатель заменил в названии и тексте ст. 184 УК РФ термин «профессиональные спортивные соревнования» термином «официальные спортивные соревнования». С данной инициативой частично, пожалуй, следует согласиться. Действительно, долгое время в России коррупционные спортивные преступления, признанные международным законодательством, совершенные во время проведения официальных «любительских» соревнований (к которым и относятся олимпиады), оставались безнаказанными, поскольку были локально не-криминализированы [10].

Однако последняя принятая законодательная новелла, криминализировав коррупцию в официальном спорте, теперь декриминализировала коррупцию в профессиональном спорте, что тоже является законодательным «перекосом», «пробелом», недопустимым с точки зрения юридической техники [12; 13].

Полагаем, что устранению выявленной нами проблемы должно было бы способствовать включение в название и текст ст. 184 УК РФ и «официальных», и «профессиональных» спортивных соревнований.

Помимо уже перечисленного, ст. 184 УК РФ пополнилась новыми терминами. Вместо бывшего «руководителя команды» появился «руководитель спортивной команды». Таким способом законодатель, во-первых, отделил участников официального спортивного соревнования от участников зрелищного коммерческого конкурса, а, во-вторых, придал особый статус именно руководителю спортивного коллектива, выступающего на официальном спортивном соревновании.

Часть 1 ст. 184 УК РФ получила новый квалифицирующий признак - «принуждение или склонение лиц к оказанию противоправного влияния», ч. 2 - «предварительный сговор», а ч. 3 - «извлече-

** Там же.

ние спортсменом, тренером, руководителем спортивной команды или другим участником официального спортивного соревнования, а равно участником зрелищного коммерческого конкурса других выгод и преимуществ». Думается, новые квалифицирующие признаки служат более подробной детализации закрепленных в ст. 184 УК РФ составов преступлений и могут определенным образом способствовать повышению эффективности противодействия коррупционной преступности в сфере спорта.

Однако отсутствие законодательной расшифровки таких новых терминов, содержащихся в ч. 1 ст. 184 УК РФ, как «работники официального спортивного соревнования» и «участники зрелищного коммерческого конкурса», будет серьезно препятствовать применению данной нор-

мы и привлечению к уголовной ответственности виновных лиц.

Оценивая в целом все внесенные в статью 184 УК РФ и проанализированные нами выше коррективы, следует отметить, что до настоящего времени они пока никак не способствовали изменению ситуации с коррупционной преступностью в сфере российского спорта в сторону снижения ее уровня. Коррупция в спорте остается глубоко латентным явлением. Вывести ее в зону выявленной преступности может только глубоко продуманное и обоснованное реформирование уголовного законодательства. Некоторые варианты были нами предложены в данной статье, но более глобальное осмысление проблемы может быть предложено научной общественностью только после проверки временем новелл, внесенных в УК РФ Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 198-ФЗ.

Список литературы

1. Алексеева А.П. Модернизация законодательства в сфере физической культуры и спорта: целесообразность и обоснованность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. N 8 (22): в 2 ч. Ч. 1. С. 23-26.

2. Зарегистрированные преступления и выявленные лица в 2002-2006 годах в разрезе статей Особенной части УК РФ (статистические сведения) // Преступность, криминология, криминологическая защита: сб. ст. / под ред. А.И. Долговой. М.: Рос. криминолог. ассоц., 2007. С. 298.

3. Зарегистрированные в России преступления и выявленные лица, их совершившие, в разрезе глав Особенной части и статей УК РФ в 2007-2009 годах (статистические сведения) // Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы: сб. ст. / под ред. А.И. Долговой. М., 2010. С. 522.

4. Зарегистрированные преступления и выявленные лица, совершившие преступления, в 2001 и 2010 годах в России в разрезе всех статей Особенной части УК РФ (статистические сведения) // Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью: сб. ст. М., 2011. С. 344.

5. Зарегистрированные преступления и выявленные лица, их совершившие, в России в 2006 и 2011 гг. в разрезе всех статей Особенной части УК РФ (статистические сведения) // Преступность, национальная безопасность, бизнес: сб. ст. / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2012. С. 629.

6. Зарегистрированные преступления и выявленные лица в разрезе статей Особенной части УК РФ в России в 2007 и 2012 годах (статистические сведения) // Здоровье нации и национальная безопасность: сб. ст. / под ред. А.И. Долговой. М., 2013. С. 367.

7. Ибрагимов М.А. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов: проблемы латентности // Следователь. 2005. N 7. С. 40.

8. Алексеева А.П. Преступность в сфере профессионального спорта: криминологическое исследование: монография. Волгоград: Волгоградская акад. МВД России, 2010. 120 с.

9. Ненахова А.С. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов как один из видов преступлений коррупционной направленности // Актуальные проблемы уголовного права, уголовного процесса, криминологии и уголовно-исполнительного права: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. (10-11 апреля 2012 года). Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 229-232.

10. Авдеев О.Ю., Каплин М.Н. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ): техника толкования и законодательного закрепления субъективных признаков // Актуальные проблемы уголовного права на современном этапе (вопросы дифференциации ответственности и законодательной техники): сб. науч. ст. Вып. 2. Ярославль: ЯрГУ, 2013. С. 47-53.

11. Алексеева А.П. Частная криминологическая теория предупреждения преступности в сфере профессионального спорта // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. N 2 (66). С. 144-146.

12. Болтушкин В.Е., Туманов А.А. Правовые аспекты подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов юридического факультета: в 2 т. Т. 2. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2012. С. 221-223.

13. Егоркин П.В. Уголовная ответственность за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов // Актуальные проблемы современности глазами молодежи: сб. ст. Вып. 7. М.: ТИССО-Полиграф, 2006. С. 48-51.

References

1. Alexeeva A.P. Modernizatsiya zakonodatel'stva v sfere fizicheskoy kul'tury i sporta: tselesoobraznost' i obosnovannost' [Modernization of legislation in the sphere of physical culture and sport: the desirability and feasibility]. Istoricheskie, filosof-skie,politicheskiei yuridicheskienauki,kul'turologiyaiiskusstvovedenie. Voprosy teoriiipraktiki- Historical , philosophical, political and legal sciences , cultural studies and art history. Theory and practice, 2012, no. 8 (22). In 2 parts. Part 1. Pp. 23-26.

2. Zaregistrirovannye prestupleniya i vyyavlennye litsa v 2002-2006 godakh v razreze statey Osobennoy chasti UK RF (statisticheskiesvedeniya) [Recorded crimes and identified persons in 2002-2006 in the context of articles of the Criminal Code of the Russian Federation (statistical information)]. Prestupnost, kriminologiya, kriminologicheskaya zashchita [Crime, criminology, criminological protection]. Moscow, Russian Criminological Association, 2007. P. 298.

3. Zaregistrirovannye v Rossii prestupleniya i vyyavlennye litsa, ikh sovershivshie, v razreze glav Osobennoy chasti i statey UK RF v2007-2009 godakh (statisticheskie svedeniya) [Registered in the Russian crime and identified the person who committed them , in the context of chapters and articles of the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation in 2007-2009 (statistical information)]. Ekstremizm:sotsial'nye, pravovye ikriminologicheskieproblemy [Extremism: social, legal and criminological problems]. Moscow, 2010. P 522.

4. Zaregistrirovannye prestupleniya i vyyavlennye litsa, sovershivshie prestupleniya, v2001 i 2010 godakh v Rossii v razreze vsekh statey Osobennoy chasti UK RF (statisticheskie svedeniya) [Recorded crimes and identified the perpetrators of the crimes in 2001 and 2010 in Russia in the context of all the articles of the Criminal Code of the Russian Federation (statistical information)]. Optimizatsiya nauchnogo obespecheniya i kriminologicheskoy kul'tury bor'by s prestupnost'yu [Optimization software and criminological research culture to combat crime]. Moscow, 2011. P 344.

5. Zaregistrirovannye prestupleniya i vyyavlennye litsa, ikh sovershivshie, v Rossii v2006 i 2011 gg. v razreze vsekh statey Osobennoy chasti UK RF (statisticheskie svedeniya) [Recorded crimes and identified the person who committed them , in Russia in 2006 and 2011 in the context of all the articles of the Special Part of the Criminal Code ( statistical information)]. Prestupnost,natsional'naya bezopasnost,biznes [Crime , national security, business]. Moscow, 2012. P 629.

6. Zaregistrirovannye prestupleniya i vyyavlennye litsa v razreze statey Osobennoy chasti UK RF v Rossii v 2007 i 2012 godakh (statisticheskie svedeniya) [Recorded crimes and identified the person in the context of articles of the Criminal Code of the Russian Federation in Russia in 2007 and 2012 (statistical information)]. Zdorov'e natsii i natsional'naya bezopasnost' [Health of the nation and national security]. Moscow, 2013. P 367.

7. Ibragimov M.A. Podkup uchastnikov i organizatorovprofessional'nykh sportivnykh sorevnovaniy izrelishchnykh kommercheskikh konkursov: problemy latentnosti [Bribery of participants and organizers of professional sports competitions and entertainment business competitions: latency problems]. Sledovatel' - Investigator, 2005, no. 7. P 40.

8. Alekseeva A.P Prestupnost' vsfere professional'nogosporta: kriminologicheskoe issledovanie [Crime in professional sports: criminological research]. Volgograd, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia 2010. 120 p.

9. Nenakhova A.S. Podkup uchastnikov i organizatorov professional'nykh sportivnykh sorevnovaniy i zrelishchnykh kommercheskikh konkursovkak odin iz vidovprestupleniy korruptsionnoy napravlennosti [Bribery of participants and organizers of professional sports competitions and entertainment business competitions as a form of corruption-related crimes]. Aktual'nyeproblemy ugolovnogoprava, ugolovnogoprotsessa, kriminologiiiugolovno-ispolnitel'nogoprava: teoriya ipraktika [Actual problems of criminal law, criminal procedure, criminology and Penitentiary Law: Theory and Practice]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavina, 2012. Pp. 229-232.

10. Avdeev O.Yu., Kaplin M.N. Podkup uchastnikov i organizatorov professional'nykh sportivnykh sorevnovaniy i zrelishchnykh kommercheskikh konkursov (st. 184 UK RF): tekhnika tolkovaniya i zakonodatel'nogo zakrepleniya subektivnykh priznakov [Bribery of participants and organizers of professional sports competitions and entertainment commercial tenders (Article 184 of the Criminal Code ): technique and interpretation of legislative consolidation of subjective symptoms]. Aktual'nye problemy ugolovnogo prava na sovremennom etape (voprosy differentsiatsii otvetstvennosti izakonodatel'noy tekhniki). Vyp. 2. [Actual problems of criminal law at the present stage (questions differentiated responsibilities and legislative technique). Edition 2. Yaroslavl, Yaroslavl State University, 2013. Pp. 47-53.

11. Alekseeva A.P Chastnayakriminologicheskaya teoriyapreduprezhdeniyaprestupnosti vsfereprofessional'nogo sporta [Private criminological theory of crime prevention in the field of professional sports]. VestnikSaratovskoygosu-darstvennoy akademiiprava - Bulletin of the Saratov State Academy of Law, 2009, no. 2 (66 ), pp. 144-146.

12. Boltushkin V.E., Tumanov A.A. Pravovye aspekty podkupa uchastnikov i organizatorov professional'nykh sportivnykh sorevnovaniy izrelishchnykh kommercheskikh konkursov [Legal aspects of bribery of participants and organizers of professional sports competitions and entertainment commercial tenders]. Sbornik nauchnykh trudov prepodavateley iaspirantov yuridicheskogo fakul'teta. V 21. T. 2. [Collection of scientific works of teachers and graduate students of the law faculty. In 2 volumes. Volume 2]. Murmansk, 2012. Pp. 221-223.

13. Egorkin PV. Ugolovnaya otvetstvennost'za podkup uchastnikov i organizatorov professional'nykh sportivnykh sorevnovaniy izrelishchnykh kommercheskikh konkursov [Criminal liability for bribery of participants and organizers of professional sports competitions and entertainment commercial tenders]. Aktual'nye problemy sovremennosti glazamimolodezhi. Vyp. 7 [Actual problems of the present through the eyes of young people. Edition 7]. Moscow, TISSO-Poligraf Publ., 2006. Pp. 48-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.