Научная статья на тему 'Охрана здоровья школьников в Российской Федерации*'

Охрана здоровья школьников в Российской Федерации* Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1328
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Охрана здоровья школьников в Российской Федерации*»

©Шарапова О.В., 2006

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Профессор О.В. Шарапова

Директор департамента медико-социальных проблем, семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ

ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЮ

Охрана здоровья детей и обеспечение их нормального развития — одно из ведущих приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья населения и стратегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Всероссийская диспансеризация детского населения России, проведенная в 2002 г., подтвердила, что за последнее десятилетие сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей. Крайне неблагоприятными являются прогрессирующий рост хронических форм патологии у детей, увеличение общей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет за счет новообразований, болезней эндокринной системы и расстройств питания, болезней костно-мышечной и соединительной ткани. Аналогичная ситуация наблюдается и среди подростков в возрасте от 15 до 18 лет. Однако среди них темпы хронизации патологии более высокие, особенно по таким болезням, как новообразования, болезни эндокринной, мочеполовой, костно-мышечной систем, болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства.

Следует отметить, что увеличение заболеваемости детей вызвано не только истинным ростом распространенности многих заболеваний, но и улучшением выявления патологии за счет внедрения современных методов диагностики, а также развитием специализированной помощи детям.

Около 70% детского населения России — это дети школьного возраста (7—18 лет). При этом наиболее выраженный рост заболеваемости среди детей отмечается именно на этом возрастном отрезке.

Показатели состояния здоровья детей и подростков ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим и в целом по России не менее 60% учащихся общеобразовательных учреждений имеют ту или иную патологию.

Необходимо отметить, что на формирование здоровья детей непосредственно влияют медико-социальные факторы и факторы внутришкольной среды. Среди групп факторов, оказывающих негативное влия-

ние на состояние здоровья детей и подростков, в современных условиях наиболее значимыми являются интенсивность образовательного процесса, увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе в семьях, а также связанных с образовательным процессом, увеличение частоты асоциальных форм поведения (курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ (ПАВ), рискованные формы сексуального поведения и др.), неблагоприятного влияния экологических факторов на растущий организм ребенка, материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, ухудшение питания в семье и в образовательных учреждениях, снижение физической активности, формирование устойчивых нарушений режима дня.

Постоянно растет число детей-инвалидов, которое в 2002 г. составило 620 342 ребенка включительно до 17 лет (в 2001 г. 617 096). Ведущими причинами формирования инвалидности в детском возрасте являются инфекционные и соматические заболевания (34,5%), заболевания нервной системы и органов чувств (20,6%), психические расстройства (21,2%), врожденные аномалии развития (18%).

Наркомании, токсикомании продолжают оставаться одной из серьезных проблем детского здравоохранения. В 2002 г. показатель заболеваемости наркоманиями среди подростков уменьшился по сравнению с 2001 г. в 3 раза, однако заболеваемость токси-команиями выросла за это время в 2 раза. Регистрируются случаи алкогольных психозов у детей в возрасте до 14 лет.

С высокой частотой употребления ПАВ в значительной мере связан рост числа ВИЧ-инфицированных среди несовершеннолетних. На начало 2002 г. в России зарегистрировано 677 случаев ВИЧ-инфекции у детей до 15 лет, среди подростков и молодежи от 15 до 20 лет — более 38 тыс случаев.

Среди причин детской смертности стабильно лидируют внешние причины (травмы, отравления, самоубийства). Их доля составила 56% среди 5—9-летних детей и 76% среди 15—19-летних.

В целях совершенствования качества медицинс-

* В статье изложены материалы доклада, сделанного в апреле 2006 года в рамках круглого стола, посвященного вопросам охраны здоровья и питания детей и подростков — учащихся образовательных учреждений.

О.В. Шарапова

5

кой помощи детям разработаны и утверждены клинические протоколы. Реформирована система оказания медицинской помощи детям от 0 до 18 лет в педиатрической сети, что предусматривает ориентацию детской поликлиники на профилактическую работу, решение медико-социальных и психологических задач, работу с семьей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, защиту прав детей, охрану репродуктивного здоровья, профилактику детской инвалидности.

Новым направлением лечебной и реабилитационной помощи детскому населению является лечебно-профилактическая и оздоровительная работа в образовательных учреждениях.

Профилактическое направление в работе педиатров за последние годы стало более выраженным за счет расширения оздоровительных и превентивных мероприятий в образовательных учреждениях. Учитывая высокую распространенность болезней среди детей школьного возраста, в настоящее время во всех регионах России формируется сеть школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, где помимо создания здоровьесберегающей среды активно внедряются современные оздоровительные технологии, в том числе и в образовательный процесс.

В ряде регионов (Республики Чувашия и Татарстан, Алтайский край, Ярославская, Нижегородская, Ивановская, Тульская, Иркутская, Архангельская, Калужская, Калининградская, Ленинградская, Орловская, Сахалинская области и др.) реализуются целевые региональные программы по вопросам воспитания, образования и здоровья подрастающего поколения, накоплен большой опыт успешной профилактической и оздоровительной работы в школах.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.99 № 1119 «О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода» в подавляющем большинстве детских дошкольных и образовательных учреждений используется йодированная соль.

Пересмотрены гигиенические требования к условиям обучения школьников (СанПиН 2.4.2.576-96) в различных видах современных образовательных учреждений, разработаны «Перечни профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях и предложения по организации их внедрения в практическое здравоохранение» и «Перечень оснащения медицинских блоков образовательных учреждений для проведения профилактической и оздоровительной работы».

Разработаны программы подготовки, в т. ч. последипломной, медицинских сестер, работающих в образовательных учреждениях, скрининг-тесты для проведения профилактических осмотров и оздоровления детей в дошкольных учреждениях и школах, методические рекомендации «Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников»; изданы инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов и стандарты проведения профилактических осмотров.

В общеобразовательных школах введен третий урок физического воспитания. С целью совершенствования медицинского обеспечения детей нагрузка на школьных врачей в образовательных учреждениях снижена почти в 2 раза.

Подготовлен целый ряд методических документов по вопросам профилактики, раннему выявлению несовершеннолетних, потребляющих ПАВ. Издан приказ о создании детских наркологических кабинетов, основной задачей которых является профилактическая работа с несовершеннолетними по потреблению ПАВ, в том числе в образовательных учреждениях.

Более чем в 4 раза увеличилось количество должностей психиатров-наркологов для обслуживания детского населения.

В России за последнее десятилетие в службе охраны материнства и детства были созданы новые учреждения с выраженной профилактической направленностью — центры планирования семьи и репродукции, молодежные центры, клиники, дружественные молодежи, медико-педагогические школы, центры по охране репродуктивного здоровья и реабилитации, кризисные центры, службы доверия, оказывающие комплексную медико-психологическую и социальную помощь по проблемам сохранения репродуктивного здоровья с учетом изменившихся в современных условиях потребностей и возрастных особенностей подростков и молодежи.

Продолжает развиваться специализированная помощь детям. В структуре коечного фонда для детей число специализированных коек составляет 92,4 тыс. Увеличилась сеть нейрохирургических, онкологических, неврологических, ревматологических коек для детей. Активно продолжают внедряться стационарза-мещающие технологии в педиатрии.

Для обеспечения доступности и высокого качества оказания медицинской помощи детям развивались высокотехнологичные виды помощи в учреждениях федерального подчинения. Ежегодно увеличиваются их объемы. За 2000—2003 гг. количество детей, получивших высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи, увеличилось с 11 тыс до 18,5 тыс.

По итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 г. подготовлен государственный доклад «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации», утверждена ведомственная Программа «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004—2010 гг.». Разработан Межведомственный план мероприятий по улучшению состояния здоровья детского населения Российской Федерации на 2004 — 2010 гг., в рамках реализации подпрограммы «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» в 2003 г. из федерального бюджета выделено 380,86 млн рублей, что на 15% больше предусмотренного. В субъектах Российской Федерации на реализацию региональных программ использовано 2,1 млрд рублей.

Совместно с Федеральным фондом ОМС продолжалась работа по реализации мероприятий в рамках программы «Охрана материнства и детства». В 2003 г. на эти цели Федеральным фондом ОМС было выделено

6

ПЕДИАТРИЯ № 3, 2006 г.

600 млн рублей лечебно-профилактическим учреждениям федерального уровня и 313,2 млн рублей в регионы для лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения.

В то же время ограниченное финансирование подпрограммы «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» на федеральном уровне не позволяет решить многие острые вопросы охраны здоровья детей и поэтому необходимо предусмотреть увеличение финансирования подпрограммы в объеме 2,5 млрд рублей.

В первую очередь для решения проблем по кардинальному улучшению здоровья детей всех возрастов необходимо обеспечить достаточный уровень финансирования системы мер по охране здоровья матери и ребенка в субъектах России и рекомендовать органам исполнительной власти выделять в бюджете здравоохранения расходы в объеме не менее 30 %.

В связи с сохраняющейся остротой вопроса обеспечения учащихся в общеобразовательных учреждениях горячим питанием Министерство образования и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации считают необходимым предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на финансирование питания обучающихся в соответствии с Федеральным Законом № 107-ФЗ от 01.08.96 «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования».

Анализ федеральных нормативных актов, касающихся обеспечения прав ребенка в России, указывает на необходимость внесения в них дополнений. Для решения этой проблемы необходимо разработать проект Федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации», целью которого является создание новой модели поведения общества по обеспечению права детей на охрану здоровья в новых условиях.

Для определения единых подходов к совершенствованию государственной политики по сохранению здоровья детей, профилактики заболеваний, детской инвалидности, усиления межведомственного взаимодействия в решении данных вопросов, считаем целесообразным разработать Концепцию государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации.

На наш взгляд, именно сегодня очень важно законодательно закрепить такие основополагающие вопросы охраны здоровья матери и ребенка, как сохранение и развитие сети учреждений службы охраны материнства и детства, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям и матерям (детские поликлиники и женские консультации); сохранение существующей системы подготовки педиатров; совершенствование экономических отношений для того, чтобы предусмотреть приоритетное финансирование государственных мер по охране здоровья детей и матерей с учетом необходимости усиления профилактической направленности данной работы.

Наряду с этим назрела острая необходимость совершенствования действующего законодательства в части обеспечения прав детей-инвалидов, оказания детям и подросткам наркологической помощи.

Более 10 лет решается судьба Федерального закона «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления», и не нужно еще раз доказывать, насколько важно принять этот закон и какие потери несет общество из-за его отсутствия.

Вопросы организации летнего отдыха детей имеют особое социальное значение и поэтому законодательное закрепление Положения о летнем отдыхе детей также следует отнести к безотлагательным вопросам.

Наряду с изложенным мы считаем необходимым отразить в проекте рекомендаций следующие предложения:

1) внести дополнения и изменения в Федеральный закон «О рекламе» в части запрещения рекламы пива и слабоалкогольных напитков, ориентированных на несовершеннолетних, а также рекламы табачных изделий;

2) разработать в дополнение к Трудовому Кодексу подзаконные акты, определяющие вопросы организации трудовой деятельности подростков и ответственность лиц, применяющих и организующих их труд в условиях семейного бизнеса, шоу-бизнеса, производства сельскохозяйственной продукции и др.;

3) внести изменения в Федеральный закон Российской Федерации «О государственном стандарте общего образования» в ст. 8 п. 2 и ст. 9 п. 2 в части уменьшения продолжительности учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования и суммарного объема аудиторной нагрузки обучающихся по всем предметам общего образования;

4) внедрить обязательное проведение гигиенической экспертизы образовательных программ, методов и режимов обучения; разработать для этого нормативно-методическую базу;

5) разработать нормативную базу, содержащую санитарно-эпидемиологические требования к организации работы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида;

6) пересмотреть нормативные документы, регламентирующие условия обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

7) разработать санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации режима деятельности трудовых объединений учащихся школ и профессиональных училищ»;

8) подготовить нормативные документы по медицинскому обслуживанию учащихся подросткового возраста, обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования;

9) подготовить нормативные документы, определяющие требования к состоянию здоровья подростков, поступающих на работу и профессиональное обучение, а также рекомендации по профессиональной ориентации лиц, имеющих выраженные нарушения здоровья и ограниченные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.