Научная статья на тему 'Охрана тайны как политико-правовая функция государства'

Охрана тайны как политико-правовая функция государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ТАЙНА / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ПРАВА И СВОБОДЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ОБЯЗАННОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / CONSTITUTION / SECRETS / FUNCTION OF THE STATE / RIGHTS AND FREEDOMS / RESTRICTIONS / DUTY / POLITICAL COMPONENT / LEGAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ворошилин Игорь Александрович

В статье на основе анализа Конституции РФ и Федерального законодательства доказывается тезис о том, что охрана тайны — это политико-правовая функция государства, раскрывается её содержание и вносится предложение по совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of secrets as a political and legal function of the state

On the basis of an analysis of the Constitution of the Russian Federation and the Federal law the author argues that protection of secrets is a political and legal function of the state, reveals its content and puts forward a proposal of improvement of legislation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Охрана тайны как политико-правовая функция государства»

И. А. Ворошилин

Охрана тайны как политико-правовая функция государства

Ворошилин Игорь Александрович - аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (е-таН: [email protected])

Аннотация. В статье на основе анализа Конституции РФ и Федерального законодательства доказывается тезис о том, что охрана тайны - это политико-правовая функция государства, раскрывается её содержание и вносится предложение по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: Конституция, тайна, функция государства, права и свободы, ограничения, обязанность, политическая составляющая, правовая составляющая.

Несмотря на то, что современное человечество переходит от индустриальной к информационной стадии своего развития, предполагающей максимум открытости, коммуникативности и взаимозависимости, всё ещё остаются (сохраняются) потребности в признании права на тайну, её существования и охраны со стороны государства. Более того, анализ исторических процессов позволяет утверждать, что увеличивается количество «тайн», тех объектов, которые нуждаются в засекречивании, в сокрытии и от глаз «людских». Главным регулятором этих тайноохранных процессов, на наш взгляд, должно быть государство, то есть функция охраны тайны принадлежит государству. Следует подчеркнуть, что функция эта - противоречивая, в чём-то неблагодарная, но жизненно необходимая как для самого государства, так и для общества, отдельных граждан. Для самого государства эта функция превращается как бы в самооборону, где существует понятие пределов. По отношению к другим объектам охраны с точки зрения тайн эта функция уже не есть самооборона, а, скорее, прямая обязанность. В первом случае государство само решает, когда, как и что охранять. Во втором случае оно должно учитывать интересы, запросы, позиции охраняемых объектов. Более того, общество, граждане имеют тенденцию развивать свой интерес к тайнам государства, а государство тоже не скрывает (иногда скрывает) своего интереса к тайнам граждан, учреждений, социальных групп. При этом оно же, государство, должно принимать меры к охране интересующих его тайн. Что-то вроде замкнутого круга получается. Одним словом, всё что связано с тайной, её охраной, - не так просто воспринимается и объясняется. Тем не менее, тайна - необходимый социальный инстру-

мент, который требует к себе внимания как и многие другие институты, обеспечивающие жизнедеятельность граждан, общества, государства.

Поэтому коротко, в формате статьи, рассмотрим вопрос об охране тайны как политико-правовой функции государства. Исходя из того, что функция государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых конкретизируются и выражаются его классово-групповая, национально-этническая и общечеловеческая сущность и социальное значение, функцию охраны тайны можно отнести как к направлению внутренней деятельности, так и к направлению внешней деятельности.

Внешняя деятельность государства направлена, в том числе, на обеспечение национальной безопасности, которая является одной из приоритетных задач любого государства. Для России данная задача исторически была чуть ли не главенствующей, ибо её только природно-географическое расположение, свойства в определённой мере предопределяли отношение соседних государств, характеризующееся желанием нарушить территориальную целостность страны, завладеть природными богатствами, нейтрализовать влияние на мировое развитие и т.д. Это желание, как правило, сопровождается «нездоровым интересом», разведывательно-подрывной работой, которая немыслима без тайн. Следовательно, Россия в целях самосохранения, самообороны, обеспечения безопасности должна овладевать теми же инструментами, что является обязанностью государства, исходя из его сущности и смысла бытия.

Внутренняя деятельность государства очень многогранна, объёмна, сложна. Но в ней можно всё-таки выделить нечто главное. На наш взгляд, таким главным являются: человек (гражданин), его права и свободы, социальная безопасность. Читаем статью вторую Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».1 Обращаем внимание на последние слова: обязанность государства. Что касается второй составляющей главного внутренней деятельности государства - социальной безопасности, то не будь её, не будут обеспечены права и свободы человека и гражданина. И, наоборот, если государство создает систему обеспечения прав и свобод, значит оно сформировало социальную безопасность. Опять обратимся к Конституции РФ. Часть первая статьи седьмой гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».2 Следовательно, социальная безопасность состоит в надежной защищённости жизненно важных интересов людей (граждан), в сохранении и развитии человеческого потенциала, системы жизнеобеспечения, непреходящих ценностей, сложившегося образа жизни,

1 Конституция Российской Федерации (с гимном России). М.: Проспект, 2009. С. 3.

2 Там же. С. 4.

нравственных идеалов. В книге «Социальная безопасность России» характеризуется социально безопасное общество. Среди составляющих такого общества находим: «...большинство составляют безопасные субъекты, стремящиеся к общему благополучию и безопасности всех, способные к самозащите (коллективной и индивидуальной)..., служению обществу, человеку на основе соблюдения баланса интересов..., приоритет защиты прав и свобод, жизни и ценности всякого человека..., контроль общества над системой безопасности государства в целом...»1. Имеется ли в системе названных ценностей место тайне? Разумеется. Для социальной безопасности человека, для реализации его жизненно важных интересов, прав, свобод тайна - необходимый элемент. При этом нет надобности рассматривать тайну как философскую категорию, как нечто абстрактное. В данном случае тайна выступает как конкретная правовая категория, а если говорить точнее, то как политико-правовая категория. Ведь известно, что право «оформляет» политику, как властную волю, волю государства. Нет сомнений в том, что государство вырабатывает и имеет своё отношение к «тайнам»: что считать тайной, каковы пределы секретности, в каких сферах жизни, деятельности устанавливать тайные запреты и т.д. - всё это политика (властвующая воля). Когда она определена и осознана, её надо оформить в виде права в целях реализации. Отсюда и складывается политико-правовая сущность категории «тайна». Политическая составляющая просматривается из Конституции РФ. К примеру, часть третья статьи 15 содержит положения о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не принимаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. О чем говорит это конституционное положение? О том, что по отношению к применимости нормы права тайн не должно быть, во всяком случае, когда речь идет о нормативных правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Такова политическая позиция государства, Российской Федерации, оформленная в виде конституционной нормы. Но есть сфера отношений, где, напротив, тайна существует и государство обязано её сохранять. К примеру, часть вторая статьи 23 Конституции гласит: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».2

Принимая такую норму, государство осуществляет политико-правовую функцию по вопросам тайны. При этом, государство, как аппарат, имеющий по своей сущности право на законное насилие, сразу же декларирует и волю на ограничение провозглашенного права каждого на разного вида тайну. Здесь же указывается и механизм реализации воли - судебное реше-

1 Серебрянников В. В., Хлопьев А. Т. Социальная безопасность России. М., 1996. С. 90-93.

2 Конституция Российской Федерации ...С. 7.

ние. А как следует из Конституции РФ, суды Российской Федерации осуществляют государственную власть (ч. 1 ст. 11). Конституция также запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24). Если употреблять конституционный термин, то такие действия «не допускаются». Кто же должен обеспечить «недо-пускание»? - Государство в лице своих органов, к примеру, МВД. Известно, что в жизни названное право каждого, часто нарушается из-за незаконного интереса журналистов к частной жизни «звезд» политики, эстрады, искусства, шоу-бизнеса. Каждый, чьё право нарушено, может обратиться в суд с требованием защиты чести, достоинства.

Выше уже отмечалось, что мы живем в век информационного общества. Информация, её получение, распространение, использование становится и смыслом и формой жизни для значительной части населения как нашей страны, так и всей планеты. В условиях демократического государства, каким Россия является, люди вправе, и по закону могут, получать и использовать информацию. Однако и в данном случае государство, выполняя свою функцию регулятора, вступает в процесс с точки зрения охраны тайны. Читаем часть 4 статьи 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».1 Как видим, государство в целях самозащиты, самообороны, что составляет неотъемлемый элемент национальной безопасности, вводит термин «государственная тайна». Конкретное разъяснение термина и всё, что связано с государственной тайной, находятся, как то и предписывает Конституция, в Федеральном законе. Ныне действующий Закон был принят ещё на основе прежней Конституции, в июле 1993 г. и называется Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (21 июля, №5485 -1). Затем в него вносились дополнения и изменения (1997, 2003, 2004 гг.). Мы не будем в данной статье комментировать названный Закон, поскольку предмет исследования другой, ограничимся лишь констатацией того, что он есть. Следуя теме статьи, продолжим характеристику функции государства в сфере тайн, секретности, их пределов и недопущений. Характеристика осуществляется в порядке рассмотрения вопроса в Конституции РФ. В части три статьи 41 речь идет об ответственности за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. В каждом конкретном случае этот вопрос регулируется соответствующим Федеральным законом. Главное, что на конституционном уровне государство запрещает секреты, тайну там, где это опасно для жизни и здоровья людей. Реальная действительность даёт нам частенько примеры того, как журналисты открывают «секреты», «тайны», якобы, вызванные необходимостью, а на самом деле, являющиеся прикрытием халатности или корыстных инте-

1 Там же.

ресов должностных лиц, ведомств. На поверку же оказывается, что скрываемые от общества явления, опасны для жизни и здоровья людей. Такие вещи нередки в системе Минобороны, Здравоохранения. В данном случае, в других случаях нарушения прав, каждый, как сказано в Конституции РФ, может обратиться в суд за защитой (ч. 1 ст. 46).

Интересное суждение по вопросу об охране тайн можно извлечь из смысла части первой статьи 51 Конституции РФ. В ней говорится о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Получается, что государство посредством данной нормы, разрешает человеку хранить в тайне сведения, крайне необходимые в целях установления истины по гражданскому или уголовному делу. К тому же лица, дающие показания в процессе производства по уголовному делу, предупреждаются об ответственности за отказ отдачи показаний и дачу ложных показаний. В данном случае мы также не будем вдаваться в подробности вопроса. На эту тему имеются научные публикации, главным образом, юристов. Мы лишь констатируем противоречивость и сложность вопроса об охране тайны, о чем было сказано в начале статьи. Этот тезис можно доказать в результате анализа отраслевых законов и проведением сравнения с положениями Конституции РФ. К примеру, Уголовного кодекса, Гражданского кодекса, Уголовно-процессуального и Гражданско-процессуального законодательства, законодательства о труде, о предпринимательской деятельности и т.д. Это будет осуществлено в другой статье. Сейчас всё-таки «в защиту» Конституции отметим, что Конституция помимо того, что она является документом высшей юридической силы (ч. 1 ст. 15), она же содержит в себе и программные установки, и декларативные положения. Такова суть любой Конституции, элемент её природы. Но если отраслевой закон слишком уж расходится с положениями Конституции, то у каждого (термин самой Конституции) есть право обратиться в суд и получить разъяснения. На этот счет есть Конституционный Суд Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции РФ гражданин (не «каждый») может обратиться с жалобой в Конституционный Суд на нарушение прав и свобод. Необходимо, видимо, «в двух словах» разъяснить использование в скобках слова «не каждый». В Конституции, когда речь идет о правах и свободах человека и гражданина (глава 2), чаще используется слово «каждый», чем «гражданин». Это правомерно с точки зрения классификации субъектов права. Есть совокупность прав, принадлежащих только гражданину, а не просто человеку. Есть совокупность прав, принадлежащих гражданину по профессии, по статусу (льготы пенсионерам и т.д.). Есть совокупность прав, принадлежащих каждому: и гражданину и человеку без гражданства, и пенсионеру, и молодому и т.д.

Поскольку Россия - федеративное государство, необходимо отметить, что законодательство об охране тайны является прерогативой федераль-

ных органов государственной власти. Да и сама классификация тайн, исходя из смысла Конституции, тоже принадлежит Федерации, а не её субъектам. Мы говорим: « исходя из смысла Конституции», поскольку прямого указания на этот счет нет. В статье 71, устанавливающей предметы ведения Российской Федерации, упоминается слово «информация». В соответствии с п. «и» статьи 71 информация и связь находятся в ведении Российской Федерации. Вопрос о тайне, как известно, связан с информацией, её закрытостью (тайна) или открытостью (нет секретов). Установление ответственности за нарушение тайны, тоже предмет ведения Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Прямо такое полномочие не установлено Конституцией, но уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное право в упомянутом пункте закреплено за Федерацией. Это не означает, что субъекты Российской Федерации вообще отстранены от вопросов тайны. В Законе Российской Федерации «О государственной тайне» речь идет об обязанности органов государственной власти субъектов РФ обеспечивать защиту переданных им другим органам государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну (часть 4 статьи 4 Закона). В этой же норме устанавливаются и другие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам тайны.

Анализ конституционных норм относительно тайны показал, что кроме вышеуказанных положений, в Конституции нет прямых указаний по вопросам тайны. Более того, Конституция констатирует лишь один вид тайны - государственную тайну. Напомним, что речь о государственной тайне идет в части 4 статьи 29. Поскольку классификация тайн показывает, что их насчитывается множество и каждый вид тайны требует определенного (разного) регулирования, то возникает вопрос, почему речь идет только о государственной тайне. Отсюда предложение: в случае обновления Основного закона страны, внести дополнение в часть 4 статьи 29, перечислив наряду с государственной тайной другие виды тайн. Иначе создается впечатление, что в Российской Федерации охраняется только государственная тайна, только перечень таких засекреченных сведений устанавливает государство. На самом деле это не так. Общественно значимыми являются и вопросы коммерческой, банковской, адвокатской и т.д. тайн. Они все должны быть предметом функции государства.

Список литературы

1. Василенко В. И. и др. Трансформированные процессы в системе допуска к государственной

тайне России: Монография / Под общ. ред. А. А. Прохолиева. М.: Проспект, 2010.

2. Серебрянников В. В, Хлопьев А. Т. Социальная безопасность России. М., 1996.

© Ворошилин И. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.