Научная статья на тему 'Охрана памятников в начальный период осуществления социалистических новаций'

Охрана памятников в начальный период осуществления социалистических новаций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киндзерская Марина Александровна

Классовый подход к культуре в годы советской власти привел к утрате традиционных ценностей. Автор статьи анализирует ситуацию соотношения целей нового общества и проблем сохранения памятников искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Охрана памятников в начальный период осуществления социалистических новаций»

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (31), 2009

3. КоцюбинскийМ. М. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. М., 1965. С. 98-99.

4. Яворская Н. Академия художеств и художественное образование на Украине во второй половине XIX в. // Русско-украинские связи в изобразительном искусстве. Киев, 1956. С. 60-78.

5. Государственный архив Краснодарского края. Оп. 2. Д. 2. Л. 3.

6. Там же.

7. Летопись областной жизни // Кубанские областные ведомости. 1904. 30 июля. № 166.

8. Чалхутьян Г. Х. Историческая записка о городе Ростове-на-Дону // Донской временник. Ростов н/Д, 2002. С. 187.

9. Крымская Н. К 100-летию художественного образования на Дону. Чиненовы: портрет на фоне столетия // Молот. 1995. 2 дек. № 202-203.

10. Рудницкая Ю. Л. Художники Дона. Л., 1987. С. 10.

11. Художники земли донской. Ростов н/Д, 1980. С. 20.

12. Приазовский край. 1912. 26 марта.

T. YU. FEDINA. RUSSIAN-UKRAINIAN RELATIONS IN ARTISTIC EDUCATION (SOUTH OF RUSSIAN EMPIRE)

At the beginning of the 1890-s the first artistic educational institutions were established in South of the Russian empire by the private person's and public organization's initiative. One can see Russian-Ukrainian relations in their activities which are characteristics of the artistic life of this region.

Key words: artistic life, artistic education, Russian-Ukrainian relations, South of Russia.

М. А. КИНДЗЕРСКАЯ

ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ НОВАЦИЙ

Классовый подход к культуре в годы советской власти привел к утрате традиционных ценностей. Автор статьи анализирует ситуацию соотношения целей нового общества и проблем сохранения памятников искусства.

Ключевые слова: государственная политика, идеологическая борьба, культурное наследие, охрана памятников.

Охрана национальных культурных ценностей является одной из существенных задач историко-культурного процесса. Проблемы сохранения памятников старины в эпоху утверждения авторитарного режима управления в России пусть косвенно, но перекликаются с проблемами наших дней, поскольку сейчас вопрос о культурном наследии встает чрезвычайно остро. Вследствие распада СССР, демонтажа старой административно-управленческой системы, сведения к минимуму бюджетных ассигнований на культуру ухудшилось состояние культурно-исторического наследия. В интересах науки и народа требуется принятие конкретных мер, обоснованных беспристрастной всесторонней оценкой положительного и отрицательного опыта, накопленного в деле сохранения и использования памятников истории культуры.

Тотальная переоценка прошлого зачастую приводит к игнорированию или откровенному искажению исторических фактов. Долгое замалчивание серьезных просчетов и ошибок в работе по обеспечению охраны памятников старины привело к иной крайности: стремлению как можно быстрее заполнить образовавшийся информационный вакуум любой ценой. Стали повсеместно публиковаться работы по изучению случаев неоправданного сноса старинных особняков, уничтожения или продажи за границу уникальных образцов живописи, графики, прикладного искусства.

Не стоит забывать, что еще с первых дней советской власти правительство объявило охрану сокровищ культуры - памятников искусства и старины - важнейшей государственной задачей. В основу культурной политики советской России легли сформулированные В. И. Лениным принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности. Правительством был проведен ряд законодательных и организационных мер в области музейного строительства и охраны памятников [1], что послужило спасению уникальных художественных коллекций, созданию новых музеев и мемориальных комплексов.

Уже в ноябре 1917 года в опубликованном «Известиями ВЦИК» обращении Народного комиссариата просвещения «К рабочим, крестьянам, солдатам, матросам и всем гражданам России» говорилось, что трудящийся народ «кроме богатств естественных унаследовал еще огромные богатства культурные: здания дивной красоты, музеи, полные предметов редких и прекрасных, поучительных и возвышающих душу, библиотеки, хранящие огромные ценности, и т. д. Все это теперь воистину принадлежит народу». Комиссариат призывал «бдительно беречь это достояние народа», потому что «все это поможет бедняку и его детям перерасти образованностью прежние господствующие классы, поможет ему

№ 2 (31), 2009

"Культурная жизнь Юга России"

сделаться новым человеком, обладателем <...> творцом еще невиданной новой культуры» [2].

Отношение к историко-культурному наследию в начальный период становления советской власти было сложным и противоречивым, что порой оборачивалось серьезными утратами. Луначарский в статье «Охраняйте народное достояние» пояснял: «Народные массы, оторванные от науки и красоты, часто не в состоянии осознать ценности таких произведений человеческого труда и портят их. Зачастую эти глубоко интересные вещи навлекают на себя гнев, вполне справедливый по отношению к недавним владельцам этих вещей» [3].

В ходе идеологической борьбы происходит отбор элементов культурного достояния, отвечающего интересам тех или иных социальных структур, и, соответственно, ведется критика идей оппонентов. Нередко в процессе революционной

ломки прежних социальных установок возникают политические теории, утверждающие бесполезность прежнего культурного достояния для нового общества.

Таким образом, культурные ценности прошлого наследуются новым обществом в соответствии с целями, достижение которых включает в себя не только освоение наследия, но и создание на этой основе новых феноменов культурно-исторического процесса.

Литература

1. Декреты и инструкции об учете и охране памятников искусства, старины и природы. М., 1924. С. 78.

2. Цит. по: Кончин Е. В. Эмиссары восемнадцатого года. М., 1981. С. 11.

3. Там же.

M. A. KINDZERSKAYA. WORKS OF ART PRESERVATION DURING THE EARLY PERIOD OF SOCIALIST'S INNOVATIONS

Class approach to the culture during the years of soviet power led to the loss of traditional values. The author analyzes correlation of the new society aims and the problems of works of art preservation.

Key words: state policy, ideological struggle, cultural heritage, works of art preservation.

с. н. КТИТОРОВ

СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО ЗИМНЕГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА НА КУБАНИ

В статье освещен начальный период истории Армавирского театра - первого зимнего драматического театра на Кубани. Автор рассматривает особенности становления профессионального сценического искусства в регионе в досоветский период.

Ключевые слова: театр, сценическое искусство, гастроли, театральный сезон, труппа, антрепренер.

В декабре 2008 года был отпразднован столетний юбилей Армавирского театра драмы и комедии - важная веха не только в истории города. Этому открытому в селении Армавир на средства купца М. И. Мисожникова просветительскому учреждению принадлежит особая роль как первому зимнему стационарному драматическому театру на Кубани.

Сценическое искусство вошло в жизнь кубанцев уже с середины XIX века, когда в городе Екатеринодаре начали выступать местные любители из числа казаков. Представления разыгрывали и сами жители и гастролировавшие в городах Кубани профессиональные артистические труппы. Лучшим гастрольным временем считался летний сезон, совпадавший с наплывом наемного рабочего и крестьянского люда, а также с приездом отдыхающих на Черноморское побережье. Сезонность театральной жизни была связана и с недостатком удобных помещений для драматических представлений. Как правило, театры представляли собой деревянные сооружения, функционировавшие только в теплые месяцы. Остальное время года спектакли шли в более или менее приспособленных наемных помещениях - различных

клубах, народных домах, залах учебных заведений и т. д.

Долгое время в Кубанской области не имелось стационарного зимнего драматического театра, дающего возможность для выступлений в любое время года и выстроенного с учетом необходимых требований акустики, освещенности, вентиляции, удобства для артистов и зрителей. Первый такой театр появился в селении Армавир в 1908 году на центральной улице - Почтовой (ныне это место по ул. Ленина между домами № 101 и 103). Он был сооружен на средства богатого промышленника, владельца машиностроительного и маслобойного заводов Михаила Иосифовича Мисожникова. Вскоре, в сентябре 1909 года, большой зимний театр начал действовать и в Екатеринодаре.

То, что первый зимний драматический театр появился не в столице Кубани, а в селе Армавир, обусловлено целым рядом причин. Тогда практически каждый город имел общественный сад с летним деревянным театром, открытой сценой, ротондой или иным сооружением, использовавшимся для постановки спектаклей. Каждый летний сезон проходили гастроли артистов, и местные поклонники сцены несколько месяцев в году

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.