ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН И КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
В статье рассматривается становление концепции защиты окружающей среды ООН, которая является частью принятой ООН концепции устойчивого развития. Концепция экологической безопасности Российской Федерации выполняет обязательства РФ в области устойчивого развития в контексте Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и включает в себя элементы концепции защиты окружающей среды ООН. Также рассматриваются механизмы реализации концепции экологической безопасности РФ и концепции защиты окружающей среды ООН на региональном уровне - в Республике Татарстан.
Ключевые слова: ООН, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, концепция экологической безопасности, Российская Федерация, республика Татарстан.
Организация Объединенных Наций впервые приступила к рассмотрению экологических проблем на 45-й сессии Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), когда в резолюции 1346 (ХЬУ) от 30 июля 1968 года она рекомендовала Генеральной Ассамблее рассмотреть возможность созыва конференции Организации Объединенных Наций по «проблемам окружающей человека среды».
На своей 23-й сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 2398 (XXIII) от 3 декабря 1968 года, где постановила созвать конференцию Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, отметив «продолжающееся и все более быстрое ухудшение качеств окружающей человека среды» и его «влияние на условия жизни человека, его физическое, психическое и социальное благосостояние, его достоинства и пользование им основными правами человека как в развивающихся, так и в развитых странах», увязывая таким образом Устав с появляющимся экологическим проблемам. В резолюции также отмечалось, что «взаимосвязь человека и окружающей его среды претерпевает глубокие изменения в условиях развития современной науки и техники»1.
Ключевым фактором, характеризующим политику ООН в области охраны окружающей среды, является то, что она рассматривает проблему рационального природопользования как стратегическую проблему выживания цивилизации, поднимая экологическую проблематику на уровень таких глобальных проблем, как обеспечение политической и военной безопасности (Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и
развитию (1992), Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1998), Декларация тысячелетия (2000), Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002г.), Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам (2004г.)).
В Декларации Тысячелетия (2000) закреплено, что устойчивое развитие предполагает четкое осознание того, что проблемы окружающей среды и развития должны решаться на комплексной взаимосвязанной основе2. В рамках ООН защита окружающей среды является частью концепции устойчивого развития, которая реализуется через ликвидацию бедности, «особое значение положения и потребностей развивающихся стран»3, сотрудничество государств, общую, но различную ответственность государств за сохранение и защиту окружающей среды. Это отражается в таких документах ООН, как Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992), Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1998), Декларация тысячелетия (2000), Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002г.).
3 декабря 2007 года на индонезийском острове Бали открылась Конференция ООН по изменению климата. Целью данной конференции являлась разработка нового всеобъемлющего соглашения, призванного заменить Киотский протокол, действие которого заканчивается в 2012 году. Новое соглашение будет регулировать все аспекты глобального потепления климата, включая вопросы, связанные с адаптацией к его последствиям, их смягчению, а также развитием чистых технологий и мобилизацией ресурсов4.
На этой Конференции 187 стран согласились инициировать двухгодовой процесс официальных переговоров по усилению международной деятельности, предпринимаемой для решения проблемы глобального потепления. Основные вопросы в рамках так называемого «Балийского плана действий» определены как действия, направленные на адаптацию к негативным последствиям изменения климата, таким как засухи и наводнения; разработка путей снижения выбросов парниковых газов; нахождение способов развертывания экологически чистых технологий, а также финансирование мер по адаптации и ослаблению изменения климата5.
Новым этапом деятельности ООН в области охраны окружающей среды явилась начавшаяся 29 ноября 2010 года в Канкуне, Мексика, Конференция по изменению климата. Это двухнедельное совещание стало шестнадцатой по счету встречей 194 сторон, являющихся участниками Конференции Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, и шестым совещанием 192 участников Киотского протокола. В своей вступительной речи президент Мексики Фелипе Кальдерон привел наглядные примеры неуклонного роста количества стихий-
ных бедствий в результате изменения климата, воздействующих на беднейшие и наиболее уязвимые слои населения (обрушившийся на Мексику в прошлом году ураган, наводнения в Пакистане и пожары в России в этом году). Он подчеркнул увеличение числа стран-участниц (на 7 по сравнению с Балийской конференцией 2007г.) и масштабность этой конференции, ее важность для мирового сообщества и будущих поколений6.
Экологическая безопасность общепризнанно является составной частью национальной и коллективной безопасности. Понятие «экологическая безопасность» не используется в международных документах, в которых предметом регулирования является охрана окружающей среды, использование природных ресурсов, защита прав человека в области охраны окружающей среды7. Российское законодательство в этом плане опережает международное право, используя понятие «экологическая безопасность» в нормотворчестве (например, Закон Ульяновской области «Об экологической безопасности на территории Ульяновской области» № 011-ЗО от 3 октября 1996 года; «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.02.2001) (ред. от 27.12.2009), Статья 40. Надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности; Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О специальных экологических программах реабилитации ра-диационно загрязненных участков территории» (принят ГД ФС РФ 06.06.2001) Статья 5. Обеспечение экологической безопасности)8.
В настоящее время в Российской Федерации разрабатывается концепция экологической безопасности РФ. Ее правовую основу составляют Конституция Российской Федерации (ст. ст. 42 и 58) и законы РФ (Закон РФ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах», «Воздушный Кодекс РФ» № 60-ФЗ от 19.03.1997, Федеральный Закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», «Водный Кодекс РФ» № 74-ФЗ от 03.06.2006, «Земельный Кодекс» РФ № 136-ФЗ от 25.10.2001, «Лесной Кодекс РФ» № 200-ФЗ от 04.12.2006).
Концепция экологической безопасности РФ предусматривает решение ряда проблем: предотвращение и ликвидацию экологических кризисов, пересмотр способов производства и потребления, использование достижений и инноваций в области научно-технического производства9. Она выполняет обязательства РФ в области устойчивого развития в контексте Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию (2002г.)10.
Стратегической целью государственной политики РФ в области экологической безопасности и устойчивого развития является обеспечение сбалансированного решения проблем сохранения окружающей природной среды и задач социально-экономического развития в интересах нынешних и будущих поколений на основе неистощительного использова-
ния природных ресурсов, развитие международного сотрудничества. Основными принципами концепции экологической безопасности РФ являются устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей, приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций природных систем по отношению к прямому использованию их ресурсов, приоритет экологической безопасности при принятии политических и экономических решений, предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной и иной деятельности, установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности федеральных, региональных и местных органов власти и природопользователей за состояние окружающей среды и природных ресурсов11.
Формирование экологической политики субъекта Российской Федерации Республики Татарстан базируется на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан (ст. ст. 53 и 62), а также законах РФ и РТ (Закон Республики Татарстан №1722 - XII от 25 декабря 1992 года «О недрах», Закон Республики Татарстан №1040 от 12 февраля 1997 года «Об охране окружающей среды в Республике Татарстан», Закон Республики Татарстан №1243 от 2 июля 1997 года «Об отходах производства и потребления», Закон Республики Татарстан № 2442 от 21 октября 1999 года «Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха», Закон Республики Татарстан № 2281 от 14 июля 1999 года «Об административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования») и основных положениях и принципах Хартии Земли, Экологической доктрины Российской Федерации, Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата12.
В 1994 году Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев выступил с официальной инициативой о необходимости создания в мировом сообществе Международного Экологического Парламента13.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.09.2007 № 438 была утверждена Концепция экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007 - 2015 годы), где отмечается, что «экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является обязательным условием устойчивого развития общества и выступает основой сохранения природных систем и поддержания требуемого качества окружающей среды»14.
Основными целями реализации концепции экологической безопасности в Республике Татарстан являются развитие и эффективное использование природноресурсного потенциала, увеличение вклада энергоре-
сурсосбережения в развитие экономики природопользования, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства предприятий-природопользователей, улучшение экологической обстановки, обеспечение экологической безопасности15.
На основе концепции экологической безопасности Российской Федерации в Республике Татарстан был разработан и начал реализовываться ряд крупномасштабных программ, представляющих различные приоритетные направления экологической политики и экологически эффективной стратегии развития экономики РТ. К ним относятся Программа развития нефтегазового комплекса РТ на период до 2015 года, Программа развития нефтегазохимического комплекса РТ на 2004-2008 годы, Программа развития лесопромышленного комплекса РТ на период до 2010 года, Программа развития промышленного ресурсосберегающего комплекса по переработке отходов производства и потребления в РТ, План мероприятий по расширению использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004-2007 годы, Приложения к Программе экологической безопасности РТ Подпрограммы «Вода», «Воздух», «Земельные ресурсы», «Лесные ресурсы», «Отходы производства и потребления», «Особо охраняемые природные территории» (26.11.2008).
В связи с проведением в столице Татарстана г. Казани в 2013 году XXVII Всемирной летней Универсиады Министерством экологии и природных ресурсов РТ 30.06.2010 был принят проект Концепции охраны окружающей среды при подготовке и проведении XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани с планом мероприятий по охране окружающей среды при подготовке и проведении XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани, в котором был дан анализ состояния природных ресурсов и качества окружающей среды г. Казани.
Правительство РТ осуществляет деятельность по дальнейшему совершенствованию экологической политики в социально-экономических и общеэкологических документах по следующим направлениям: подготовка ежегодных предложений к прогнозу социально-экономического развития РТ и республиканскому бюджету РТ, Комплексная программа «Улучшение окружающей среды и рационального природопользования в РТ на 2004-2010 годы», Республиканская межведомственная комплексная программа «Агроэкологическая безопасность», Государственная программа экологического образования, воспитания и просвещения в РТ на 2004-2008 годы16.
Таким образом, деятельность государственных органов РФ и РТ является наглядным примером эффективной реализации политики ООН в
области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Документация по экологической тематике ООН. Введение. Сайт ООН. URL: http://www.un.org/russian/dhl/resguide/specenv.htm. Дата обращения: 12.12.2010
Dokumentacija po jekologicheskoj tematike OON. Vvedenie. Sajt OON. URL: http://www.un.org/russian/dhl/resguide/specenv.htm. Data obrawenija: 12.12.2010
2 Декларация Форума Тысячелетия. URL: http://www.un.org/russian/conferen/ millennium/summit.htm. Дата обращения 07.10.2010
Deklaracija Foruma Tysjacheletija. URL: http://www.un.org/russian/conferen/ millennium/summit.htm. Data obrawenija 07.10.2010
3 Там же.
Tam zhe.
4 Архив новостей сайта ООН. URL: http://www.un.org/russian/news/ fullstorynews.asp?newsID=8725#. Дата обращения 10.12.2010.
Arhiv novostej sajta OON. URL: http://www.un.org/russian/news/
fullstorynews.asp?newsID=8725#. Data obrawenija 10.12.2010.
5 Деятельность ООН по изменению климата. Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ ru/climatechange/themes.shtml. Дата обращения 10.12.2010.
Dejatel'nost' OON po izmeneniju klimata. Sajt OON. URL: http://www.un.org/ru/ climatechange/themes.shtml. Data obrawenija 10.12.2010.
6 Сайт Конференции ООН по изменению климата. URL: http://cc2010.mx/en/. Дата обращения 11.12.2010.
Sajt Konferencii OON po izmeneniju klimata. URL: http://cc2010.mx/en/. Data obrawenija 11.12.2010.
7 Копылов M.H. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность» / М. Н. Копылов //Правоведение. 2000. - № 1.-С. 113-120.
Kopylov M.N. O pravovom soderzhanii ponjatija “jekologicheskaja bezopasnost'” / M. N. Kopylov //Pravovedenie. 2000. - № 1.-S. 113-120.
8 Электронный ресурс «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=95576. Дата обращения 09.12.2010.
Jelektronnyj resurs «Konsul'tantPljus». URL: http://www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base=LAW;n=95576. Data obrawenija 09.12.2010.
9 Экологическая безопасность России. - М., 1994. - С. 247.
Jekologicheskaja bezopasnost' Rossii. - M., 1994. - S. 247.
10 Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. URL: http:// www.ihst.ru/~biosphere/terminal/ADD_20_09/deklar.htm. Дата обращения 12.10.2010.
Johannesburgskaja deklaracija po ustojchivomu razvitiju. URL: http://www.ihst.ru/ ~biosphere/terminal/ADD_20_09/deklar.htm. Data obrawenija 12.10.2010.
11 Проект Федеральной целевой программы «Мировой океан». URL: http:// www.economy.gov.ru/proch_8_6.htm. Дата обращения 24.10.2010.
Proekt Federal'noj celevoj programmy «Mirovoj okean». URL: http:// www.economy.gov.ru/proch_8_6.htm. Data obrawenija 24.10.2010.
12 Текст Концепции экологической безопасности РТ на сайте Министерства экологии и природных ресурсов РТ. URL: http://eco.tatar.ru/rus/info.php?id=35181. Дата обращения 10.12.2010.
Tekst Koncepcii jekologicheskoj bezopasnosti RT na sajte Ministerstva jekologii i prirodnyh resursov RT. URL: http://eco.tatar.ru/rus/info.php?id=35181. Data obrawenija 10.12.2010.
13 Axamoe А.Г. Экология и международное право (международные экологические организации и правовые акты). - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - С.44.
Ahatov A.G. Jekologija i mezhdunarodnoe pravo (mezhdunarodnye jekologicheskie organizacii i pravovye akty). - M.: AST-PRESS, 1996. - S.44.
14 Текст Концепции экологической безопасности РТ на сайте министерства экологии и природных ресурсов РТ. URL: http://eco.tatar.ru/rus/info.php?id=35181. Дата обращения 10.12.2010.
Tekst Koncepcii jekologicheskoj bezopasnosti RT na sajte ministerstva jekologii i prirodnyh resursov RT. URL: http://eco.tatar.ru/rus/info.php?id=35181. Data obrawenija 10.12.2010.
15 Исторический контекст региональной экологической политики Татарстана. URL: http://ekafond.ru/publikacii003.shtml. Дата обращения 24.11.2010.
Istoricheskij kontekst regional'noj jekologicheskoj politiki Tatarstana. URL: http:// ekafond.ru/publikacii003.shtml. Data obrawenija 24.11.2010.
16 Сайт Министерства экологии и природных ресурсов. URL: http://eco.tatar.ru. Дата обращения 12.12.2010.
Sajt Ministerstva jekologii i prirodnyh resursov. URL: http://eco.tatar.ru. Data obrawenija 12.12.2010.