Научная статья на тему 'Охрана окружающей среды в деятельности ООН и концепция экологической безопасности РФ на федеральном и региональном уровнях (на примере Республики Татарстан)'

Охрана окружающей среды в деятельности ООН и концепция экологической безопасности РФ на федеральном и региональном уровнях (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

1677
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана окружающей среды / устойчивое развитие / концепция экологической безопасности / Российская Федерация / республика Татарстан / OOH / UN / environmental protection / sustainable development / concept of environmental security / the Russian Federation / the Republic of Tatarstan

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Моржина А. В.

В статье рассматривается становление концепции защиты окружающей среды ООН, которая является частью принятой ООН концепции устойчивого развития. Концепция экологической безопасности Российской Федерации выполняет обязательства РФ в области устойчивого развития в контексте Йоханнесбургс¬кой декларации по устойчивому развитию и включает в себя элементы концепции защиты окружающей среды ООН. Также рассматриваются механизмы реализации концепции экологической безопасности РФ и концепции защиты окружающей среды ООН на региональном уровне в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the process of development of environmental protection in the UN, the vertical of its realization on the UN level and its integration into the concept of ecological security of Russian Federation and on its regional level – in the Republic of Tatarstan, development of these issues in modern conditions of global interaction in the problem of climate change.

Текст научной работы на тему «Охрана окружающей среды в деятельности ООН и концепция экологической безопасности РФ на федеральном и региональном уровнях (на примере Республики Татарстан)»

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН И КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

В статье рассматривается становление концепции защиты окружающей среды ООН, которая является частью принятой ООН концепции устойчивого развития. Концепция экологической безопасности Российской Федерации выполняет обязательства РФ в области устойчивого развития в контексте Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и включает в себя элементы концепции защиты окружающей среды ООН. Также рассматриваются механизмы реализации концепции экологической безопасности РФ и концепции защиты окружающей среды ООН на региональном уровне - в Республике Татарстан.

Ключевые слова: ООН, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, концепция экологической безопасности, Российская Федерация, республика Татарстан.

Организация Объединенных Наций впервые приступила к рассмотрению экологических проблем на 45-й сессии Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), когда в резолюции 1346 (ХЬУ) от 30 июля 1968 года она рекомендовала Генеральной Ассамблее рассмотреть возможность созыва конференции Организации Объединенных Наций по «проблемам окружающей человека среды».

На своей 23-й сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 2398 (XXIII) от 3 декабря 1968 года, где постановила созвать конференцию Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, отметив «продолжающееся и все более быстрое ухудшение качеств окружающей человека среды» и его «влияние на условия жизни человека, его физическое, психическое и социальное благосостояние, его достоинства и пользование им основными правами человека как в развивающихся, так и в развитых странах», увязывая таким образом Устав с появляющимся экологическим проблемам. В резолюции также отмечалось, что «взаимосвязь человека и окружающей его среды претерпевает глубокие изменения в условиях развития современной науки и техники»1.

Ключевым фактором, характеризующим политику ООН в области охраны окружающей среды, является то, что она рассматривает проблему рационального природопользования как стратегическую проблему выживания цивилизации, поднимая экологическую проблематику на уровень таких глобальных проблем, как обеспечение политической и военной безопасности (Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и

развитию (1992), Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1998), Декларация тысячелетия (2000), Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002г.), Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам (2004г.)).

В Декларации Тысячелетия (2000) закреплено, что устойчивое развитие предполагает четкое осознание того, что проблемы окружающей среды и развития должны решаться на комплексной взаимосвязанной основе2. В рамках ООН защита окружающей среды является частью концепции устойчивого развития, которая реализуется через ликвидацию бедности, «особое значение положения и потребностей развивающихся стран»3, сотрудничество государств, общую, но различную ответственность государств за сохранение и защиту окружающей среды. Это отражается в таких документах ООН, как Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992), Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1998), Декларация тысячелетия (2000), Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002г.).

3 декабря 2007 года на индонезийском острове Бали открылась Конференция ООН по изменению климата. Целью данной конференции являлась разработка нового всеобъемлющего соглашения, призванного заменить Киотский протокол, действие которого заканчивается в 2012 году. Новое соглашение будет регулировать все аспекты глобального потепления климата, включая вопросы, связанные с адаптацией к его последствиям, их смягчению, а также развитием чистых технологий и мобилизацией ресурсов4.

На этой Конференции 187 стран согласились инициировать двухгодовой процесс официальных переговоров по усилению международной деятельности, предпринимаемой для решения проблемы глобального потепления. Основные вопросы в рамках так называемого «Балийского плана действий» определены как действия, направленные на адаптацию к негативным последствиям изменения климата, таким как засухи и наводнения; разработка путей снижения выбросов парниковых газов; нахождение способов развертывания экологически чистых технологий, а также финансирование мер по адаптации и ослаблению изменения климата5.

Новым этапом деятельности ООН в области охраны окружающей среды явилась начавшаяся 29 ноября 2010 года в Канкуне, Мексика, Конференция по изменению климата. Это двухнедельное совещание стало шестнадцатой по счету встречей 194 сторон, являющихся участниками Конференции Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, и шестым совещанием 192 участников Киотского протокола. В своей вступительной речи президент Мексики Фелипе Кальдерон привел наглядные примеры неуклонного роста количества стихий-

ных бедствий в результате изменения климата, воздействующих на беднейшие и наиболее уязвимые слои населения (обрушившийся на Мексику в прошлом году ураган, наводнения в Пакистане и пожары в России в этом году). Он подчеркнул увеличение числа стран-участниц (на 7 по сравнению с Балийской конференцией 2007г.) и масштабность этой конференции, ее важность для мирового сообщества и будущих поколений6.

Экологическая безопасность общепризнанно является составной частью национальной и коллективной безопасности. Понятие «экологическая безопасность» не используется в международных документах, в которых предметом регулирования является охрана окружающей среды, использование природных ресурсов, защита прав человека в области охраны окружающей среды7. Российское законодательство в этом плане опережает международное право, используя понятие «экологическая безопасность» в нормотворчестве (например, Закон Ульяновской области «Об экологической безопасности на территории Ульяновской области» № 011-ЗО от 3 октября 1996 года; «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (принят ГД ФС РФ 07.02.2001) (ред. от 27.12.2009), Статья 40. Надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности; Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О специальных экологических программах реабилитации ра-диационно загрязненных участков территории» (принят ГД ФС РФ 06.06.2001) Статья 5. Обеспечение экологической безопасности)8.

В настоящее время в Российской Федерации разрабатывается концепция экологической безопасности РФ. Ее правовую основу составляют Конституция Российской Федерации (ст. ст. 42 и 58) и законы РФ (Закон РФ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах», «Воздушный Кодекс РФ» № 60-ФЗ от 19.03.1997, Федеральный Закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», «Водный Кодекс РФ» № 74-ФЗ от 03.06.2006, «Земельный Кодекс» РФ № 136-ФЗ от 25.10.2001, «Лесной Кодекс РФ» № 200-ФЗ от 04.12.2006).

Концепция экологической безопасности РФ предусматривает решение ряда проблем: предотвращение и ликвидацию экологических кризисов, пересмотр способов производства и потребления, использование достижений и инноваций в области научно-технического производства9. Она выполняет обязательства РФ в области устойчивого развития в контексте Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию (2002г.)10.

Стратегической целью государственной политики РФ в области экологической безопасности и устойчивого развития является обеспечение сбалансированного решения проблем сохранения окружающей природной среды и задач социально-экономического развития в интересах нынешних и будущих поколений на основе неистощительного использова-

ния природных ресурсов, развитие международного сотрудничества. Основными принципами концепции экологической безопасности РФ являются устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей, приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций природных систем по отношению к прямому использованию их ресурсов, приоритет экологической безопасности при принятии политических и экономических решений, предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной и иной деятельности, установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности федеральных, региональных и местных органов власти и природопользователей за состояние окружающей среды и природных ресурсов11.

Формирование экологической политики субъекта Российской Федерации Республики Татарстан базируется на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан (ст. ст. 53 и 62), а также законах РФ и РТ (Закон Республики Татарстан №1722 - XII от 25 декабря 1992 года «О недрах», Закон Республики Татарстан №1040 от 12 февраля 1997 года «Об охране окружающей среды в Республике Татарстан», Закон Республики Татарстан №1243 от 2 июля 1997 года «Об отходах производства и потребления», Закон Республики Татарстан № 2442 от 21 октября 1999 года «Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха», Закон Республики Татарстан № 2281 от 14 июля 1999 года «Об административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования») и основных положениях и принципах Хартии Земли, Экологической доктрины Российской Федерации, Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата12.

В 1994 году Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев выступил с официальной инициативой о необходимости создания в мировом сообществе Международного Экологического Парламента13.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.09.2007 № 438 была утверждена Концепция экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007 - 2015 годы), где отмечается, что «экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является обязательным условием устойчивого развития общества и выступает основой сохранения природных систем и поддержания требуемого качества окружающей среды»14.

Основными целями реализации концепции экологической безопасности в Республике Татарстан являются развитие и эффективное использование природноресурсного потенциала, увеличение вклада энергоре-

сурсосбережения в развитие экономики природопользования, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства предприятий-природопользователей, улучшение экологической обстановки, обеспечение экологической безопасности15.

На основе концепции экологической безопасности Российской Федерации в Республике Татарстан был разработан и начал реализовываться ряд крупномасштабных программ, представляющих различные приоритетные направления экологической политики и экологически эффективной стратегии развития экономики РТ. К ним относятся Программа развития нефтегазового комплекса РТ на период до 2015 года, Программа развития нефтегазохимического комплекса РТ на 2004-2008 годы, Программа развития лесопромышленного комплекса РТ на период до 2010 года, Программа развития промышленного ресурсосберегающего комплекса по переработке отходов производства и потребления в РТ, План мероприятий по расширению использования компримированного природного газа и сжиженного нефтяного газа - моторного топлива на автотранспортных средствах, сельскохозяйственной технике на 2004-2007 годы, Приложения к Программе экологической безопасности РТ Подпрограммы «Вода», «Воздух», «Земельные ресурсы», «Лесные ресурсы», «Отходы производства и потребления», «Особо охраняемые природные территории» (26.11.2008).

В связи с проведением в столице Татарстана г. Казани в 2013 году XXVII Всемирной летней Универсиады Министерством экологии и природных ресурсов РТ 30.06.2010 был принят проект Концепции охраны окружающей среды при подготовке и проведении XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани с планом мероприятий по охране окружающей среды при подготовке и проведении XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани, в котором был дан анализ состояния природных ресурсов и качества окружающей среды г. Казани.

Правительство РТ осуществляет деятельность по дальнейшему совершенствованию экологической политики в социально-экономических и общеэкологических документах по следующим направлениям: подготовка ежегодных предложений к прогнозу социально-экономического развития РТ и республиканскому бюджету РТ, Комплексная программа «Улучшение окружающей среды и рационального природопользования в РТ на 2004-2010 годы», Республиканская межведомственная комплексная программа «Агроэкологическая безопасность», Государственная программа экологического образования, воспитания и просвещения в РТ на 2004-2008 годы16.

Таким образом, деятельность государственных органов РФ и РТ является наглядным примером эффективной реализации политики ООН в

области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Документация по экологической тематике ООН. Введение. Сайт ООН. URL: http://www.un.org/russian/dhl/resguide/specenv.htm. Дата обращения: 12.12.2010

Dokumentacija po jekologicheskoj tematike OON. Vvedenie. Sajt OON. URL: http://www.un.org/russian/dhl/resguide/specenv.htm. Data obrawenija: 12.12.2010

2 Декларация Форума Тысячелетия. URL: http://www.un.org/russian/conferen/ millennium/summit.htm. Дата обращения 07.10.2010

Deklaracija Foruma Tysjacheletija. URL: http://www.un.org/russian/conferen/ millennium/summit.htm. Data obrawenija 07.10.2010

3 Там же.

Tam zhe.

4 Архив новостей сайта ООН. URL: http://www.un.org/russian/news/ fullstorynews.asp?newsID=8725#. Дата обращения 10.12.2010.

Arhiv novostej sajta OON. URL: http://www.un.org/russian/news/

fullstorynews.asp?newsID=8725#. Data obrawenija 10.12.2010.

5 Деятельность ООН по изменению климата. Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ ru/climatechange/themes.shtml. Дата обращения 10.12.2010.

Dejatel'nost' OON po izmeneniju klimata. Sajt OON. URL: http://www.un.org/ru/ climatechange/themes.shtml. Data obrawenija 10.12.2010.

6 Сайт Конференции ООН по изменению климата. URL: http://cc2010.mx/en/. Дата обращения 11.12.2010.

Sajt Konferencii OON po izmeneniju klimata. URL: http://cc2010.mx/en/. Data obrawenija 11.12.2010.

7 Копылов M.H. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность» / М. Н. Копылов //Правоведение. 2000. - № 1.-С. 113-120.

Kopylov M.N. O pravovom soderzhanii ponjatija “jekologicheskaja bezopasnost'” / M. N. Kopylov //Pravovedenie. 2000. - № 1.-S. 113-120.

8 Электронный ресурс «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=95576. Дата обращения 09.12.2010.

Jelektronnyj resurs «Konsul'tantPljus». URL: http://www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base=LAW;n=95576. Data obrawenija 09.12.2010.

9 Экологическая безопасность России. - М., 1994. - С. 247.

Jekologicheskaja bezopasnost' Rossii. - M., 1994. - S. 247.

10 Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. URL: http:// www.ihst.ru/~biosphere/terminal/ADD_20_09/deklar.htm. Дата обращения 12.10.2010.

Johannesburgskaja deklaracija po ustojchivomu razvitiju. URL: http://www.ihst.ru/ ~biosphere/terminal/ADD_20_09/deklar.htm. Data obrawenija 12.10.2010.

11 Проект Федеральной целевой программы «Мировой океан». URL: http:// www.economy.gov.ru/proch_8_6.htm. Дата обращения 24.10.2010.

Proekt Federal'noj celevoj programmy «Mirovoj okean». URL: http:// www.economy.gov.ru/proch_8_6.htm. Data obrawenija 24.10.2010.

12 Текст Концепции экологической безопасности РТ на сайте Министерства экологии и природных ресурсов РТ. URL: http://eco.tatar.ru/rus/info.php?id=35181. Дата обращения 10.12.2010.

Tekst Koncepcii jekologicheskoj bezopasnosti RT na sajte Ministerstva jekologii i prirodnyh resursov RT. URL: http://eco.tatar.ru/rus/info.php?id=35181. Data obrawenija 10.12.2010.

13 Axamoe А.Г. Экология и международное право (международные экологические организации и правовые акты). - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. - С.44.

Ahatov A.G. Jekologija i mezhdunarodnoe pravo (mezhdunarodnye jekologicheskie organizacii i pravovye akty). - M.: AST-PRESS, 1996. - S.44.

14 Текст Концепции экологической безопасности РТ на сайте министерства экологии и природных ресурсов РТ. URL: http://eco.tatar.ru/rus/info.php?id=35181. Дата обращения 10.12.2010.

Tekst Koncepcii jekologicheskoj bezopasnosti RT na sajte ministerstva jekologii i prirodnyh resursov RT. URL: http://eco.tatar.ru/rus/info.php?id=35181. Data obrawenija 10.12.2010.

15 Исторический контекст региональной экологической политики Татарстана. URL: http://ekafond.ru/publikacii003.shtml. Дата обращения 24.11.2010.

Istoricheskij kontekst regional'noj jekologicheskoj politiki Tatarstana. URL: http:// ekafond.ru/publikacii003.shtml. Data obrawenija 24.11.2010.

16 Сайт Министерства экологии и природных ресурсов. URL: http://eco.tatar.ru. Дата обращения 12.12.2010.

Sajt Ministerstva jekologii i prirodnyh resursov. URL: http://eco.tatar.ru. Data obrawenija 12.12.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.