УДК 349.414
Тюльпанов Ф,М.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И МАТЕРИАЛАМИ
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопросов по переработке ядерных отходов, а также анализу проблемы по правовой охране окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами и материалами. Автором отмечается, что в сложившейся экологической ситуации возникла необходимость создания международного договора о компенсации ядерного ущерба, чтобы с его помощью регулировать глобальные международно-правовые отношения, обусловленные использованием атомной энергии. В заключении отмечается, что необходима нормативно-правовая база, которая обеспечивала бы единое методологическое руководство системой радиационного контроля и единую стратегию оснащения измерительными приборами и средствами радиационного контроля как параметров жизнеобеспечения и среды жизнедеятельности людей и хозяйствующих объектов.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, радиоактивные вещества, ядерные материалы, радиоактивные отходы, обращение с радиоактивными веществами и материалами, экология.
Tulpanov F.M.
ENVIRONMENTAL PROTECTION FROM CONTAMINATION BY RADIOACTIVE SUBSTANCES AND MATERIALS
Abstract. This article is devoted to consideration of issues for the processing of nuclear waste and the analysis of problems of legal protection of the environment from contamination by radioactive substances and materials. The author notes that in the current environmental situation there is a need for an international Treaty on compensation for nuclear damage, to regulate the global international legal relations, due to the use of nuclear energy. In conclusion, it is noted that the necessary legal framework that would ensure a unified methodological management of the radiation monitoring system and a unified strategy for the equipment instrumentation and means of radiation control like settings of livelihood and living environment of people and economic objects.
Keywords: environmental protection, radioactive substances, nuclear materials, radioactive waste, radioactive substances and materials, ecology.
В настоящее время важнейшей задачей современности является обеспечение устойчивого социально-экономического и экологического развития страны и ее отдельных регионов, а также благополучия жизни и здоровья проживающего на их территории населения
Следует согласиться с мнением В.В Круглова о том, что «... угрозу экологической безопасности природным территориям и населению в промышленных регио-
нах представляет отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы, растительного и ЖИВОТНОГО мира, озонового слоя атмосферы, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде» [9, с. 22] В этой связи обеспечение экологической безопасности в регионах требует значительных усилий и средств со стороны правового обеспечения охраны окружающей среды.
Большую опасность для человека и окружающей среды представляют радиоактивные вещества и отходы. Их накопление в стране представляет угрозу для населения и государства в целом. Известно, что атомная энергия используется в современных технологиях в таких отраслях ЭКОНОМИКИ, как атомные электростанции, в военных целях - атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными установками, а также в результате других видов деятельности в сфере использования атомной энергии в России В стране существует более 30 предприятий атомной промышленности И энергетики, которые расположены во многих субъектах Федерации, имеющие соответствующую структуру производства.
В результате эксплуатации образовалось 4,3 млн. куб. м жидких радиоактивных ОТХОДОВ (ЖРО) и около 1,1 млн. тонн твердых радиоактивных отходов (ТРО) [3, с. 81].
Неблагополучная радиационная обстановка сложилась на территориях, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской АЭС, включая территории России и Белоруссии, Челябинской области, где произошел взрыв на химкомбинате «Маяк» в г. Озерске (Челябинск - 40) 29 сентября 1957 г на радиохимическом заводе произошел взрыв одной из емкостей, служившей хранилищем высокоактивных отходов. Взрыв полностью разрушил емкость из нержавеющей стали, находившуюся в бетонном каньоне глубиной 8,2 метра.
Радиоактивный выброс, прошедший над территорией восточной части области, получил название Восточно-Уральский радиационный след (ВУРС) Общая протяженность составляла около 300 км. в длину при ширине 5-10 км. На этой площади почти в 20 тыс. кв. км проживали 270 тыс. человек, которые оказались на территории с плотностью радиоактивного заражения свыше 2 кюри на квадратный километр по стронцию, и 2100 человек - с плотностью свыше 100 кюри на квадратный километр [2, с. 120].
В законодательстве даются определения радиоактивным веществам и их отходам
Так, в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 г. №170-ФЗ (в ред. от02.07.2013 г.) они определяются как химические вещества, не относящиеся к ядерным материалам, испускающие излучение. Радиоактивные отходы -это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не допускается.
К ядерным материалам закон относит материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества (ст. 3). Понятие радиоактивных веществ раскрывается в законе как ядерные материалы, испускающие ионизирующее излучение. В этой связи важное значение имеет обеспечение радиационной безопасности населения. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 09 01.1996 г №3-Ф3 направлен на защиту населения настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.
В настоящее время реалии таковы, что без государственного вмешательства экологизация хозяйственной деятельности в области окружающей среды невозможна [см.: 7, с. 46,8].
Сегодня распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2007 г. №484-р утверждена и действует Федеральная программа по обеспечению ядерной и радиационной безопасности с 2008 по 2015 годы, на основе шторой были подготовлены и введены в действие санитарные правила и нормативы (СанПин 2 6 1 2523-09), а также Нормы радиационной безопасности (НРБ-99.2009), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 г. №47.
Кроме того. Правительством утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии от 25.02.2004 г. №107. Однако недостаточно полно осуществляется контроль за обеспечением радиационной безопасности на производствах. Оценка состояния радиационной безопасности должна про-
водиться своевременно как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения. В этой связи в 1985 году в России были созданы природоохранные прокуратуры с целью усиления функций надзора за состоянием законности в сфере экологического правопорядка. Вместе с тем практика последних лет показывает недостаточную ее работу в области профилактики экологических правонарушений, в частности слабое реагирование и решение вопросов обратившихся К НИМ граждан И юридических лиц. Большинство заявлений рассматриваются формально, не вникая в суть происходящего, а если и возбуждаются какие-либо дела, то проводят расследования достаточно долго и по существу не имеющие общественного резонанса Все это приводит к безнаказанности и латентности правонарушений. В настоящее время не уделяется должного внимания деятельности органов внутренних дел, выполняющих также функции охраны и контроля за использованием природных ресурсов, в частности участковыми, сотрудниками ППС, ГИБДД, вневедомственной охраны и другими подразделениями, которые могут принимать участие в мероприятиях по пресечению и предотвращению экологических правонарушений в регионах страны, связанных с материалами ионизирующих источников на свалках производственных отходов, отвалов и т.д.
В последние годы в стране получили распространение как вывоз, так и ввоз стратегических сырьевых ресурсов, которые подрывают не только экономику страны, но и вызывает истощение природных ресурсов России Особую опасность представляет трансграничное перемещение ядерных расщепляющихся материалов, радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения Радиоактивные отходы не могут быть уничтожены в результате химических или механических процессов. Поэтому об-
ращение с ними предусматривает контроль, уменьшение уровня ионизирующих излучений до безопасного, т.е. переработку отходов для временного хранения и окончательного захоронения.
В течение более чем 60-летней деятельности химического комбината «Маяк» образовалось огромное количество радиоактивных отходов в жидком и твердом СОСТОЯНИИ. Жидкие составляют наибольшее количество радиоактивных отходов. Основные источники их образования - реакторы и радиохимическое производство. По уровню активности жидкие делятся на три группы: высокоактивные отходы (BAO), среднеак-тивные отходы (CAO), низкоактивные отходы (НАО) Высокоактивные отходы хранятся в емкостях из нержавеющей стали, установленных в железобетонных каньонах с металлической облицовкой. Они содержат 900 млн. кюри радиоактивности (это более 90% всей радиоактивности отходов химкомбината) В настоящее время старые емкости выведены из эксплуатации На новых емкостях установлена контрольно-измерительная аппаратура. Говоря о средне активных отходах, они имеют намного меньшую концентрацию радионуклидов, но объем их в 3-4 раза больше, чем BAO. Их суммарная радиоактивность 150 млн. кюри. Сейчас эти отходы сбрасываются в озеро Карачай. Что касается низкоактивных отходов, то они относятся к водам, охлаждающим химические аппараты и реакторы, а также душевые, прачечные, все воды промышленных и специальных канализаций. Их объем очень большой. В год низкоактивные отходы сбрасывают 4850 кюри радиоактивности.
Твердые радиоактивные отходы - это отходы, составляющие вышедшее из строя загрязненное оборудование, приборы и средства индивидуальной защиты, дополнительные, вспомогательные предметы, а также составные части производственной деятельности «Маяка». Суммарная активность твердых радиоактивных отходов на химкомбинате составляет около 2 млн. кюри. ТРО по степени активности делятся
на высокоактивные, которые хранятся в капитальных железобетонных сооружениях; среднеактивные и низкоактивные хранятся в могильниках траншейного типа Естественно, за последние годы многое сделано по защите населения и охраны окружающей среды в целом. В частности, осуществляется усиленный контроль по обслуживанию МОГИЛЬНИКОВ, инвентаризации И выявлению неучтенных хранилищ, ведутся работы по перезахоронению, сбору, дезактивации и сдачи металлолома, приведению в соответствие с ныне действующими нормами старых хранилищ. Но, к сожалению, имеется немало нерешенных вопросов. До сих пор в мире не решили проблему ядерных отходов. Однако после произошедших чрезвычайных ситуаций (к примеру, взрыв реактора на Фукусиме в Японии, где до сих пор загрязнённые радионуклидами воды сбрасываются в океан) радиационные источники, не относящиеся к ядерным установкам комплекса, оборудование и их изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируются ионизирующие излучения, радиоактивные отходы взяты под усиленный контроль [6, с. 1663-1664]. Конечно, сегодня более безопасно стало работать на производствах по переработке ядерных отходов. Полная очистка природных объектов вряд ли возможна, ибо это сложная научно-техническая проблема, над которой предстоит работать долгое время. Тем не менее необходимо эксплуатацию атомных объектов привести в соответствие с действующим законодательством, регулирующим охрану окружающей среды, безопасность и обращение с радиоактивными отходами. В последние годы символом экологического неблагополучия на планете Земля стало озеро Карачай, оно расположено на территории химкомбината «Маяк», в центральной части водораздельного пространства озер Улагач, Татыш, Малая Нано-га, Кызылташ и реки Мишеляк. Вначале само озеро представляло собой заболоченный участок площадью 26,5 га длинной 750 и шириной 450 метров, глубина 1,25 метров,
объем воды составлял 400 ООО м3. В засушливые летние периоды озеро часто пересыхало. В течение 4-х лет сброс жидких сред-неактивных отходов довели до 120 млн. кюри. Тогда стали осуществлять сброс в другие водоемы (старое болото, находящееся на территории химкомбината). За время эксплуатации водоема в подземные воды поступило около 5 млн. м3 радиоактивных растворов. Под озером образовалась линза загрязненных грунтовых вод толщиной 100 метров и площадью 10 км3, что намного больше, чем само озеро. Скорость перемещения грунтовых вод достигает 80-90 метров в год [2, с. 85]. В этой связи возник вопрос о ликвидации озера Карачай путем засыпки его скальным грунтом и заполнением бетонными блоками. Таким образом, радиационный фон уменьшился в сотни раз. Успешное решение проблемы озера Карачай заключается в комплексном подходе, а именно освоения технологии по сбору радиоактивных отходов. Сегодня, в кризисный период, необходимо выполнение комплексной программы социальной и экономической реабилитации и обеспечения радиационной безопасности, принятой в Уральском регионе в 1995 году
Законодательную основу по реабилитации загрязнённых территорий, возвращение их в хозяйственный оборот и предоставление социальных льгот населению начали с 1993 года [5, с. 87]. В последующем был принят Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных веществ в реку Теча» от 26 ноября 1998 г №175-ФЗ. На основании этого закона принято Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединение «Маяк» и сбросов радиоактивных веществ в реку Теча» от 20 ноября 1999г. №1281. Далее, Постановление Губернатора Челябинской
области «О мерах по реализации Федерального закона РФ от 26 ноября 1998г №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных веществ в реку Теча» от 01.08.2000 г. №331 утверждено Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений и справок гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча на территории Челябинской области [1].
Таким образом, по мере увеличения угрозы загрязнения окружающей среды радиацией возрастает моральная и юридическая ответственность государств в обращении с радиоактивными веществами [4, с 56]. Во многих странах приняты законы, регулирующие ядерные операции, определен порядок и условия удаления радиоактивных отходов, ответственность физических и юридических лиц за загрязнение окружающей среды радиацией.
Итак, государственно-правовой механизм преодоления Восточно-Уральского радиоактивного следа функционирует. Но эффективность его элементов была бы выше, если бы была бы стабильна правовая основа. Ведь незащищенность гражданина перед атомной стихией с точки зрения права выявила необходимость создания комплексной нормативно-правовой базы, направленной на со-
циальную и правовую защиту пострадавших от катастрофы граждан, решение других вызванных ею государственно-правовых проблем. В международном праве сложился принцип недопустимости радиоактивного заражения вод Мирового океана, космоса, почвы. В этой связи возникла необходимость создания международного договора о компенсации ядерного ущерба, чтобы с его помощью регулировать глобальные междуна-родно-правовые отношения, обусловленные использованием атомной энергии. Проблемы уменьшения медицинских последствий радиоактивных отходов, дальнейшее использование которых не предусматривается, диктуют необходимость выработать надежный правовой механизм, обеспечивающий ради-ационно-экологическое и санитарно-эпи-демиологическое благополучие населения в условиях постоянно ионизирующего воздействия. Необходима нормативно-правовая база, которая обеспечивала бы единое методологическое руководство системой радиационного контроля и единую стратегию оснащения измерительными приборами и средствами радиационного контроля как параметров жизнеобеспечения и среды жизнедеятельности людей, так и хозяйствующих объектов Сегодня очень важно усилить потенциал каждого звена государственного управления, особенно местных органов самоуправления, чья деятельность осуществляется на радиоактивно загрязненных территориях.
ЛИТЕРАТУРА
1 Администрация Челябинской области: Сборник нормативных актов по социальной защите населения, пострадавшего от воздействия радиации. Челябинск, 2000. 70 с.
2 Новоселов В Н., ТолстиковВ С Атомный след на Урале Челябинск: Рифей, 1997
3. О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2004 году: Государственный доклад. М., 2005.
4. Тюльпанов Ф М. Правовые вопросы осуществления государственного земельного контроля и надзора//Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2015. №4(33). С. 55-59.
5. Тюльпанов Ф.М. Правовые вопросы экологической безопасности при переработке, утилизации и захоронении отходов производства и потребления // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. №1 (8). С. 85-90.
6. Тюльпанов Ф.М Правовые вопросы охраны окружающей среды от загрязнения радиоактивными веществами и радиоактивными отходами // Сборник "Наука" ЮУрГУ 67-я научная конференция. 2015. С. 1662-1668.
7. Королев С Н. О структуре экономических механизмов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2008. №5. С. 46-53.
8. Королев С.Н Об административно-деликтном процессе в области охраны окружающей среды // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2012. №3 (20). С. 37-42.
9 Круглов В.В Организационно-правовые проблемы обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в Российской Федерации (региональные аспекты) // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2012. №4 (21). С. 21-28.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ТЮЛЬПАНОВ Фарид Муллагалиевич, кандидат юридических наук, доцент. Балтийский институт экологии, политики и права, Челябинский филиал, г Челябинск.
E-mail: f [email protected]