Охотничьи ресурсы Оренбургской области: история и современность
С.И. Жданов, к.бн, Институт степи УрО РАН
Фауна Оренбургской области включает до 82 видов млекопитающих и около 320 видов птиц, в т.ч. встречающихся на пролёте. В Красную книгу Оренбургской области занесено 10 видов млекопитающих и 51 вид птиц. Охотничьи ресурсы Оренбургской области являются типичными для современной степной зоны России. В регионе к числу охотничьих животных отнесено 26 видов млекопитающих и 27 видов птиц [1].
Охотничьи ресурсы Оренбургской губернии истощались по мере заселения территории, регулирование охотничьей деятельности не велось.
Первым документом, ограничивающим свободный отстрел дичи, стали Правила охоты и рыбалки в Оренбургской губернии от 13.02.1928 г. Впервые ставился вопрос о целенаправленной борьбе с волком, численность которого стала угрожающей для сельского хозяйства в годы после завершения Гражданской войны.
Система штрафов за незаконную добычу охотвидов впервые введена в соответствии с указанием Наркомвнешторга СССР №80334 от 09.10.1932 г. «О надзоре за выполнением правил охоты». Наряду с ужесточением мер по отношению к незаконной добыче охотвидов, государство вело целенаправленную политику на расширение заготовок пушных животных. Охотникам-промысловикам присваивалось звание охотника-стахановца. Портреты передовиков Оренбургской области и данные об их достижениях направлялись на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, организованную в Москве в конце 1930-х гг. [1].
В целях контроля и управления эксплуатацией охотничьих ресурсов в 1935 г. в Чкаловской области была организована Государственная охотничья инспекция при Оренбургском областном земельном отделе. В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 17 января 1940 г. №19, решением исполкома Чкаловско-го областного Совета депутатов трудящихся от
23 февраля 1940 г. государственная охотничья инспекция передана в ведение облисполкома.
В 1944 г. госохотинспекция реорганизована в управление по делам охотничьего хозяйства. В 1953 г. управление охотничьего хозяйства при Чкаловском облисполкоме ликвидировали, а при управлении сельского хозяйства организовали отдел охотничьего хозяйства, просуществовавший до 1955 г.
Совет Министров РСФСР постановлением от 9 августа 1955 г. №1004 образовал Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР (Главохота РСФСР). Главохота РСФСР имела в областях РСФСР государственные охотничьи инспекции. Длительное существование Главохоты было прервано в 1991 г., когда сформировали Главное управление охотничьего хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
Одним из важнейших направлений деятельности госохотинспеции Оренбургской области было введение чрезвычайных мер по восстановлению численности охотфауны, сильно сократившейся вследствие госзаготовок. Практиковалось введение запрета на охоту на отдельные виды, а также запрещение охоты на все виды в весеннее время года.
Правилами охоты в Оренбургской области, утвержденными решением облисполкома №570 от 12.11.1964 г., вводился запрет добычи почти на все виды охотничьих животных, всех хищных и певчих птиц. До принятия данного документа хищные птицы считались вредными биологическими видами. Так, только за один год (1964 г.) в Оренбургской области уничтожили 10480 хищных птиц (ныне занесённых в Красную книгу Оренбургской области) [1], а также 15000 лисиц и корсаков.
В 1945—1975 гг. в большинстве районов Оренбургской области существовал запрет на отстрел лося и косули. Лицензированная добыча началась в 1950-е гг. С 1968 по 1986 гг. в области закрыта весенняя охота на все виды дичи. В 1972—1973 гг. во всех районах области существовал запрет охоты на зайцев, численность которых резко сократилась в результате серии суровых зим.
Одной из особых задач госохотинспекции во все годы существования была организация борьбы с хищниками, и прежде всего, с волком. В 1940 г. для борьбы с волком выделили 120000 руб. из местного бюджета, а в 1945 г. — 565 тыс. руб. В 1945 г. только в колхозах области волки зарезали 897 лошадей, 694 головы крупного рогатого скота, 9224 — овец и коз и 17 свиней. В 1946 г. за добытого волка выдавалась премия в размере 300 рублей, т.е. в размере средней месячной зарплаты.
В 1993 г. Облохотуправление реорганизовали в Департамент охотничьих ресурсов Министерства
сельского хозяйства РФ, который был утверждён Постановлением Правительства РФ №593 от 23.06.1993 г.
Следует признать, что в современной России, особенно в степных регионах, результативность охоты далека от удовлетворения сезонного спроса 2,5 млн. охотников. Фактическая численность охотничьих видов животных в России многократно ниже оптимальной, или потенциальной. Например, ареал косули в России составляет 45% всей площади мирового ареала распространения, а фактические запасы — всего 5% от мировых.
По нашим данным, критическая ситуация сложилась в степной зоне Южного Урала, где на одного лося приходится 22 охотника, на кабана
— 21, на косулю — 5, на зайца — 2 [1].
Животный мир, в т.ч. охотничьи животные, является важной частью устойчивого функционирования природных степных экосистем, биологического и биохимического круговорота, популяционного и энергетического обмена. В условиях рыночных отношений охотничьи хозяйства могут стать высокоэффективным элементом экосистемных услуг природных ландшафтов степной зоны [2].
Основоположник концепции экосистемных услуг Р. Констанза (1997 г.) предположил, что их удельная ценность для степного биома — 232 доллара США (у.е.) на 1 га в год. [3]. Оценки биосферных функций степных ландшафтов России и их экосистемных услуг выполнены А.А. Титтт-ковым, Левыкиным С.В., встречаются в работах
Н.И. Базилевич, А.А. Титляновой, А.А. Чибилёва, В.Г. Мордкович и др. Суммарная оценка полезности степных экосистем в год выше, чем лесов умеренного пояса, достигает 906 млрд. у.е. в год, в том числе эстетические ценности составляют 3—5 у.е. на 1 га в год, биоресурсные функции — на порядок больше [2, 4, 5, 6].
С позиций сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов к числу экосистемных функций степей можно отнести: сохранение биологического разнообразия, в том числе путём развития охотресурсов; формирование биотических рефугиумов для сохранения и воспроизводства мигрирующих видов; воспроизводство биологических и охотничьих ресурсов, в т.ч. для коренных малочисленных народов и сельского населения; поддержание условий среды для развития экотуризма, фото- и охоттуризма.
Эстетические ценности дикой природы в современных условиях приобретают всё большую популярность. Охота играет важное значение в жизни человека, являясь средством релаксации, страсти, обращённой к инстинктивной сфере мужского самоутверждения. Она стала показателем удачливости, престижа и социального положения.
В современном обществе охота приобретает важное аксиологическое значение и оказывает влияние на социально-экономическое развитие регионов, в том числе определяет: качество восприятия природы на эстетическом и этическом уровне, мотивацию поступков и принципов человеческой морали, этических и культурных ценностей; развитие сферы образования и науки, подготовки специалистов, в т.ч. биологов-охотоведов; развитие охотничьей индустрии, связанной с производством и реализацией оружия, боеприпасов, снаряжения, транспорта; формирование высокоэффективного охотничьего хозяйства, имеющего природоохранное и рекреационное значение и организованного на принципах ландшафтного планирования, возрождения национальных охотничьих традиций; организацию дополнительных рабочих мест в сфере охотничьей индустрии, рекреации и туризма.
Следует признать, что современное состояние, охрана и уровень воспроизводства охотничьих ресурсов не соответствуют возможностям, запросам и оснащённости охотников. Желание сделать верный выстрел и добыть трофейный экземпляр в конечном итоге вызывает снижение численности наиболее востребованных охотничьих видов (выбивается генофонд популяции) и обусловливает браконьерство. С этих позиций процесс охоты рассматривается как сложная система, состоящая из человеческого фактора, профессионализма охотника, наличия законодательной базы, охотничьих ресурсов, инфраструктуры и комплекса промышленного производства оружия и амуниции. Совокупность перечисленного выше мы рассматриваем как часть биоресурсного потенциала не только степного региона, но и России в целом.
Расчёт повидовой экономической оценки охотничьих ресурсов региона выполняется по одному из следующих методических подходов: по затратам на искусственное разведение животных-аналогов; по затратам на охрану и воспроизводство охотничьих животных; по реальным затратам среднестатистического охотника на добычу одного вида ОРП.
Восстановительная стоимость потенциального поголовья диких животных Оренбургской области составляет 15,32 млн. у.е., в том числе лося — 2,0, косули — 0,9, кабана — 0,9, лисы
— 0,6, зайца-беляка — 5,0, зайца-русака — 5,0, сурка — 1,9, барсука — 0,2, дичи — 0,2, гуся —
0.02. серой куропатки — 3,1 млн. у.е. [1].
Для более эффективного использования охотничьих ресурсов необходимо решить следующие организационно-правовые задачи.
1. Проектировать охотничье хозяйство и определять его специализацию необходимо на основе принципов ландшафтного планирования.
2. Соблюдать природоохранные сервитуты. При оформлении права собственности на землю включать в обременение и определять стоимость охотничьих животных как неотъемлемую часть стоимости земельного участка. В качестве охот-пользователей могут выступать муниципальные образования.
3. Ввести лицензирование дичеразведения: вольное — увеличение охотресурсов путём периодического выпуска приплода и полувольное
— в загонах.
4. Вести развитие охотничье-рекреационной инфраструктуры.
В апреле 2010 г. впервые в России вступил в силу Закон «Об охоте». В законе далеко не всё предусмотрел законодатель. Многие положения требуют доработки на региональном уровне, в частности принятия адаптированных «Правил охоты Оренбургской области», необходимо отрегулировать систему взаимоотношений между охотпользователями и аграрными землепользователями.
Литература
1. Жданов С.И. Охотничьи ресурсы Оренбургской области. Екатеринбург: Наука, 2008. 140 с.
2. Базилевич В.Г., Гребенщиков О.С., Тишков А.А. Географические закономерности структуры и функционирования экосистем. М.: Наука, 1986. 297 с.
3. Constanza R., et al. The value of the world’s ecosystem services and natural capital. Nature. 1997. Vol. 387. P. 253—260.
4. Тишков А.А. Экономика сохранения биоразнообразия: справочник. М.: ГЭФ, Институт экономики природопользования, 2002. 604 с.
5. Титлянова А.А. Биологический круговорот углерода в травяных биогеоценозах. Новосибирск: Наука, 1977. 220 с.
6. Чибилев А.А. Степи Северной Евразии. Екатеринбург, 1998. 192 с.