Научная статья на тему 'Ограничения трудовых прав педагогических работников: вопросы теории и практики'

Ограничения трудовых прав педагогических работников: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
665
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / RESTRICTION ON LABOUR RIGHTS / TEACHING STAFF / CONSTITUTIONAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагандыков М. С.

Введение: в статье проанализированы проблемы, связанные с ограничением трудовых прав педагогических работников и иных лиц, осуществляющих трудовую деятельность, связную с несовершеннолетними. Вызывает сомнение возможность применения указанных ограничений к лицам, обвиненным в совершении преступлений до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ, а также обоснованность установления запретов в некоторых случаях. Цель: исследовать конституционность и обоснованность применения норм статей 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. В статье использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частно-научные методы исследования (формально-юридический, технико-юридический). Результаты: ограничения трудовых прав работников, которые были осуждены или подвергались уголовному преследованию до внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ, не соответствует правилу запрета «обратной силы закона», а в случае с теми, уголовное преследование в отношении которых было прекращено, еще и конституционному принципу презумпции невиновности. Подвергается сомнению обоснованность и справедливость применения ограничений к лицам, в отношении которых было прекращено уголовное преследование за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, кроме преступлений против половой свободы и неприкосновенности. Выводы: предлагается за комиссиями по делам несовершеннолетних оставить полномочия по допуску к трудовой деятельности только тех лиц, которые имели судимость за преступления небольшой и средней тяжести, кроме преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы. Действие любых запретов и ограничений трудовых прав для лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, должно применяться только в том случае, если принятие соответствующих решений, связанных с прекращением уголовного преследования, состоялось до 7 января 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сагандыков М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRICTIONS oN LABOUR rights of teachING STAFF: theory and practice

Introduction: the article analyzes the problems associated with restrictions on labour rights of teaching staff and other persons engaged in working with minors. The author questions the possibility of imposing such restrictions on persons accused of committing crimes prior to the introduction of relevant amendments to the Labour Code of the Russian Federation, as well as the reasonability of prohibitions in some cases. Purpose: to analyze the constitutionality and validity of applying the rules of Articles 331 and 351.1 of the Labour Code of the Russian Federation. Methodology: a set of methods of scientific cognition, with the dialectical method as the major one, underlies the methodological framework of the study. The author uses both general scientific methods (dialectics, analysis and synthesis, abstraction and concretization) and methods specific to legal science (formal and technical legal methods). Results: restrictions on labour rights of individuals who were convicted or subjected to criminal prosecution prior to the introduction of amendments to the Labour Code, does not comply with the rule of prohibition of the retroactive effect of the law, and in the case of those individuals against whom prosecution was terminated, such restrictions also violate the constitutional principle of the presumption of innocence. In addition, the author questions the propriety and fairness of the application of restrictions to persons accused of crimes of small and average gravity against whom criminal prosecution was terminated, except those accused of crimes against sexual freedom and inviolability. Conclusions: the author suggests leaving within the power of Commissions on the Affairs of Minors to allow employment solely to individuals with a criminal record for crimes of small and average gravity, except crimes against sexual inviolability and sexual freedom. Any prohibitions and restrictions on labour rights of persons against whom criminal prosecution was terminated on non-exonerating grounds should be applied only if the decision related to the termination of criminal prosecution was made before January 7, 2011.

Текст научной работы на тему «Ограничения трудовых прав педагогических работников: вопросы теории и практики»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015 Юридические науки Выпуск 2(28)

УДК 349.244.5 + 342.734

ОГРАНИЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

М.С. Сагандыков

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового и социального права Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76 E-mail: [email protected]

Введение: в статье проанализированы проблемы, связанные с ограничением трудовых прав педагогических работников и иных лиц, осуществляющих трудовую деятельность, связную с несовершеннолетними. Вызывает сомнение возможность применения указанных ограничений к лицам, обвиненным в совершении преступлений до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ, а также обоснованность установления запретов в некоторых случаях. Цель: исследовать конституционность и обоснованность применения норм статей 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. В статье использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частно-научные методы исследования (формально-юридический, технико-юридический). Результаты: ограничения трудовых прав работников, которые были осуждены или подвергались уголовному преследованию до внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ, не соответствует правилу запрета «обратной силы закона», а в случае с теми, уголовное преследование в отношении которых было прекращено, - еще и конституционному принципу презумпции невиновности. Подвергается сомнению обоснованность и справедливость применения ограничений к лицам, в отношении которых было прекращено уголовное преследование за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, кроме преступлений против половой свободы и неприкосновенности. Выводы: предлагается за комиссиями по делам несовершеннолетних оставить полномочия по допуску к трудовой деятельности только тех лиц, которые имели судимость за преступления небольшой и средней тяжести, кроме преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы. Действие любых запретов и ограничений трудовых прав для лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, должно применяться только в том случае, если принятие соответствующих решений, связанных с прекращением уголовного преследования, состоялось до 7 января 2011 года.

Ключевые слова: ограничение трудовых прав, педагогические работники, конституционные права

Введение летними, были установлены дополнитель-

Ограничения, связанные с осуществ- ные запреты, основанные не только на

лением трудовой деятельности педагогиче- наличии судимости, но и факта уголовного

скими работниками в связи с наличием су- преследования по обвинению в совершении

димости, были установлены уже в первона- широкого круга преступлений [3]. А с 1 ян-

чальной редакции ст. 331 Трудового кодек- варя 2015 года указанные ограничения рас-

са РФ (далее - ТК РФ). пространяются на всех педагогических ра-

Однако в декабре 2010 года в отноше- ботников, независимо от контингента обу-

нии трудовой, том числе, педагогической чающихся [2].

деятельности, связанной с несовершенно- В связи с продолжающимся реформированием законодательства в сфере ограни------------------------чения прав различных категорий работни-

©Сагандыков М.С., 2015

ков по признаку наличия судимости, факта уголовного преследования продолжают оставаться актуальными вопросы, затрагивающие применение соответствующих положений Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).

Не исправили проблему и решения, принятые Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, хотя, казалось, после толкования положений ТК РФ этими органами вопросов остаться не должно.

Судебная власть должна быть нацелена на конструктивный диалог между всеми ветвями власти по поводу понимания и реализации конституционных принципов, а также соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина [1, с. 97], ведь в нашей стране трудовые права и свободы, в отличие, например, от американской модели, обладают качеством конституционных принципов, а значит должны быть предметом обсуждения между всеми органами государственной власти - законодательными, исполнительными и судебными [10, с. 131].

Обратная сила закона, устанавливающего ограничения прав педагогических работников

Наиболее важной проблемой, на наш взгляд, является применение указанных выше ограничений трудовых прав в отношении работников, которые были осуждены или подвергались уголовному преследованию до внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ.

М. Пресняков отмечает, что увольнение работников по п. 13 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с наличием ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности по существу будет означать, что указанным ограничениям придается обратная сила закона [6, с. 46].

В первый период после принятия соответствующих положений имелась судебная практика, указывающая на невозможность применения ограничений в отношении работников, осужденных или привлекаемых к уголовной ответственности до 07 января 2011 года (даты вступления ст. 351.1 ТК РФ в силу).

Так, Кассационным определением Верховного суда Республики Алтай от

01.02.2012 по делу № 33-75 установлено следующее. В ч.ч. 3, 4 ст. 12 ТК РФ закреплено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Ни в ст. 351.1 ТК РФ, ни в законе, которым данная статья внесена в ТК РФ, не указано, что действие соответствующей нормы распространяется и на отношения, возникшие до введения ее в действие.

Исходя из общего правила действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени, закрепленного в ч. 3 ст. 12 ТК РФ, положение ст. 351.1 ТК РФ обратной силы не имеет и применяется к отношениям, возникшим после 07 января 2011 года.

Безусловно, изложенные выводы Верховного суда Республики Алтай в полной мере могут быть распространены и на новую редакцию ст. 331 ТК РФ, вступившую в силу лишь с 1 января 2015 года.

Вместе с тем, Верховный Суд РФ имеет противоположную позицию по вопросу обратной силы закона в рассматриваемом нами случае. В его Определении от

01.02.2013 № 52-КГПР12-4, в частности, утверждается, что поскольку трудовые отношения носят длящийся характер, поэтому указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью.

Считаем, что позиция Верховного Суда РФ выглядит небесспорной.

Верховный Суд, обосновывая свою точку зрения, не упоминает ст. 424 ТК РФ, тогда как в ней говорится о том, что ТК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если

правоотношения возникли до введения в действие кодекса, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Ограничения, введенные ТК РФ, были установлены после возникновения трудового правоотношения. На момент заключения трудового договора не было установлено ни указанных ограничений, ни основания увольнения за них.

Приведем пример из судебной практики по вопросу об обратной силе трудового законодательства.

Определением Свердловского областного суда от 07.07.2005 по делу № 334752/2005 было вынесено решение по спору о правомерности увольнения работника за совершение деяния до принятия ТК РФ, при том, что действовавший ранее КЗоТ РФ не предусматривал возможности увольнения работника по данному основанию. В частности, суд указал, что в силу ст. 12, 424 Трудового кодекса Российской Федерации, которые не противоречат друг другу, закон, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В этой связи увольнение работника по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за предоставление работодателю подложных документов при заключении трудового договора признано незаконным, поскольку прежний закон не предусматривал ни соответствующей обязанности работника, ни ответственности за ее нарушение.

Отдавая себе отчет, что приведенный пример лишь косвенно можно спроецировать на ситуацию с ограничениями прав педагогических работников, еще раз отметим, что, как и в указанном решении Свердловского областного суда, в интересующем нас случае в законе, действовавшем на момент совершения работником одного из указанных в ст. 331 и 351.1 ТК РФ преступлений, не было установлено соответствующих требований к работнику и последствий их не соблюдения.

Наиболее остро вопрос о применении рассматриваемых ограничений стоит в отношении лиц, уголовное преследование в

отношении которых прекращено по нереа-билитирующим основаниям.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П [5], в частности, говорится, что при оценке оспариваемых положений ТК РФ в отношении их действия во времени и по кругу лиц следует учитывать, что, не возражая против прекращения уголовного преследования по не-реабилитирующему основанию (а при наличии таких возражений прекращение уголовного преследования согласно ч. 2 ст. 27 УПК РФ не допускается), лицо, подозревавшееся или обвинявшееся в совершении преступления до вступления Федерального закона от 23 декабря 2010 года № 387-ФЗ в силу, не могло предвидеть последствий процессуальной позиции, которую оно занимало во время производства по уголовному делу, для своей трудовой деятельности.

Другими словами, гражданин, уголовное дело в отношении которого прекращено, к примеру, в связи с амнистией, намеревавшийся продолжать или в будущем осуществлять педагогическую, медицинскую и иную деятельность в отношении несовершеннолетних, не мог до декабря 2010 года предполагать, что указанный факт может стать препятствием для работы. В ином случае, он мог бы настоять на продолжении производства по уголовному делу с тем, чтобы в дальнейшем в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства доказать свою невиновность.

Также Конституционный Суд РФ обращает внимание на то, что взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ не учитывают и специфику прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям по делам частного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (его законного представителя) и в случае примирения потерпевшего с обвиняемым подлежат прекращению. При этом федеральный законодатель исходил из того, что такие преступления относятся к числу не представляющих значительной общественной опасности.

Поскольку уголовные дела частного обвинения подлежат обязательному прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым, суд в этих случаях обстоятельства уголовного дела не рассматривает и фактически не устанавливает наличия или отсутствия как самого деяния, так и иных признаков состава преступления, и, соответственно, преступного характера поведения лица, обвиняемого по делу.

Считаем, что приведенная позиция Конституционного Суда РФ, положения УПК РФ, в системной связи с закрепленным в ст. 49 Конституции РФ принципом презумпции невиновности являются достаточными основаниями для того, что снять все ограничения права на труд, установленные в статьях 331 и 351.1 ТК РФ в отношении лиц, подвергавшихся уголовному преследованию за любые преступления, и уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, если соответствующее решение было принято должностными лицами до вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 № 387-Ф3.

Соразмерность и обоснованность применения запретов и ограничений

Обратим внимание еще на одну проблему, связанную с ограничением трудовых прав педагогических работников в связи с наличием судимости или факта уголовного преследования.

Конституция РФ в ст. 55 допускает ограничение прав человека, если это вызвано различными факторами, среди которых, необходимость защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Но, как верно отметил К.М. Худолей, «у всякого ограничения должны быть разумные пределы» [8, с. 95].

По мнению американского исследователя Д. Дресслера, наказание является соразмерным, если оказывает такое воздействие на лицо, совершившее преступление, чтобы степень негативных последствий для него точно соответствовала основной цели наказания - предотвращения совершения преступлений в дальнейшем [9, с. 5].

В этой связи установление ограничений трудовых прав педагогических работников, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилити-рующим основаниям, либо имеющих снятую или погашенную судимость, вызывает вопросы с точки зрения их соразмерности как целям наказания, так и степени общественной опасности для несовершеннолетних.

Российское законодательство знает немало примеров, когда устанавливаются ограничения трудовых прав граждан в связи с наличием судимости. Такие ограничения действуют как в отношении государственных служащих, так и отдельных категорий работников, например, главных бухгалтеров акционерных обществ, членов наблюдательного совета автономных учреждений, руководителей различного рода юридических лиц.

При этом практически всегда установление запретов или ограничений, связанных с осуществлением какой либо профессиональной деятельности, обуславливается наличием неснятой или непогашенной судимости.

Лишь требования к сотрудникам полиции и судьям строже. Запрет на замещение указанных должностей распространяется также на лиц, имевших судимость, а в случае с судьями - и на тех, в отношении кого уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям.

В Определении от 23 июня 2009 г. № 1012-0-0 Конституционный Суд РФ признал соответствующие ограничения в отношении сотрудников органов внутренних дел соответствующими Конституции РФ, объяснив это особым видом данной государственной службы, ее направленностью на реализацию публичных интересов, обусловленностью особыми задачами, принципами организации и функционирования правоохранительной службы, необходимостью поддержания доверия граждан и т.д. [4]

С указанными доводами Конституционного Суда РФ можно согласиться. Но тогда получается, что статус педагогического

работника сопоставим со статусом сотрудника правоохранительных органов и даже судьи, поскольку только для судей и работников, осуществляющих трудовую деятельность, связанную с несовершеннолетними, установлены ограничения на профессию только за факт уголовного преследования без обвинительного приговора суда.

А. Сомов справедливо отмечает, что все это не согласуется с требованием УК РФ о том, что после погашения или снятия судимости все связанные с нею негативные правовые последствия уже не должны более применяться [7, с. 10].

Действующая с 1 января 2015 года редакция статей 331 и 351.1 ТК РФ разрешает лицам, имевшим судимость за совершение указанных в этих статьях преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести, и лицам, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания и т.д. с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Считаем, что указанное положение в части действия в отношении лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено, как минимум нарушает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, поскольку, по сути, передает комиссии по делам несовершеннолетних полномочия в сфере правосудия. Члены комиссии вынуждены принимать решение о степени общественной опасности человека и о необходимости ограничения его трудовых прав, тогда как принятие таких решений должно входить в исключительную компетенцию суда.

Выводы

В связи с изложенными выше аргументами целесообразно рассмотреть вопрос о внесении некоторых изменений в трудовое законодательство.

Конституционный Суд РФ в Постановление № 19-П от 18.07.2013 указал, что федеральный законодатель в силу необходимости дополнительной защиты несовершеннолетних должен ограничить доступ к педагогической и иной профессиональной деятельности с участием несовершеннолетних для лиц, имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений из числа указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

В связи с этим, а также приведенными выше аргументами, считаем, что если уголовное преследование в отношении лица прекращено по нереабилитирующим основаниям, то это должно являться причиной для установления запрета на осуществление трудовой деятельности в области оказания услуг несовершеннолетним только для лиц, обвиненных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также любых преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы.

Соответственно, за комиссиями по делам несовершеннолетних должны остаться полномочия по допуску к трудовой деятельности, связанной с несовершеннолетними, только тех лиц, которые имели судимость за преступления небольшой и средней тяжести, кроме преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы.

Также, как уже было сказано выше, действие любых запретов и ограничений трудовых прав для лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, должно применяться только в том случае, если принятие соответствующих решений, связанных с прекращением уголовного преследования, состоялось до 7 января 2011 года.

Библиографический список

1. Недельски Д. Социально-экономические права: демократия и равенство на всех уровнях // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2003. № 1 (42). С. 93-98.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31 декабря 2014 г. № 489-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1 (ч. I). Ст. 42.

3. О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 52 (ч. 1). Ст. 7002.

4. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Харитонова Александра Александровича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции»: Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2009 № 1012-0-0 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

5. По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан

B.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 1.

6. Пресняков М. Ограничения на работу с детьми: новеллы действующего законодательства // Трудовое право. 2013. № 3.

C. 39-56.

7. Сомов А. Трудовые права особого субъекта // ЭЖ-Юрист. 2011. № 35. С. 10.

8. Худолей К.М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник

Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 2. С. 93-101.

9. Dressler J. Criminal Law. Second edition. The Ohio State University, 2010. 69 p.

10. James V. Calvi, Susan Coleman. American law and legal systems. Third edition. 1997. 362 p.

References

1. Nedel'ski D. Sotsial'no-ekonomicheskie prava: demokratiya i ravenstvo na vsekh urovnyakh [Socio-economic Rights: Democracy and Equality at All Levels] // Kon-stitutsionnoe pravo: Vostochnoevropeyskoe obozrenie - Constitutional Law: Eastern European Review. 2003. № 1 (42). Pp. 9398. (In Russ).

2. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon Ros. Federatsii ot 31 dek-abrya 2014 g. № 489-FZ [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of December 31, 2014 № 489-FZ] // Sobr. Zakonodatel'stva Ros. Feder-atsii - Collected Legislation of the Russian Federation. 2015. № 1 (ch. I). Art. 42. (In Russ).

3. O vnesenii izmeneniy v stat'yu 22.1 Feder-al'nogo zakona «O gosudarstvennoy regis-tratsii yuridicheskikh lits i individual'nykh predprinimateley» i Trudovoy kodeks Ros-siyskoy Federatsii: Feder. zakon Ros. Fed-eratsii ot 23 dekabrya 2010 g. № 387-FZ [On Amendments to Article 22.1 of the Federal Law "On the State Registration of Legal Entities and Private Entrepreneurs" and the Labour Code of the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of 23 December, 2010 № 387-FZ] // Sobr. Zakonodatel'stva Ros. Federatsii -Collected Legislation of the Russian Federation. 2010. № 52 (ch. 1). Art. 7002. (In Russ).

4. Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zha-loby grazhdanina Kharitonova Aleksandra Aleksandrovicha na narushenie ego konsti-tutsionnykh prav chast'yu vtoroy stat'i 19 Zakona Rossiyskoy Federatsii «O militsii»: Opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 23.06.2009 № 1012-O-O [On the Refusal to Consider the Complaint by the Citizen

М.С. Сагандblко6

Kharitonov Alexander Alexandrovich about Violation of his Constitutional Rights by Part Two of Article 19 of the Law of the Russian Federation "About Militia": Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of 23 June, 2009 № 1012-0-0]. [Elektronnyy resurs]. Dokument opublikovan ne byl. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tant-Plyus». (In Russ).

5. Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta 13 chasti pervoy stat'i 83, abzatsa tret'yego chasti vtoroy stat'i 331 i stat'i 351.1 Trudovogo kodeksa Rossiyskoy Fed-eratsii v svyazi s zhalobami grazhdan V.K. Barabash, A.N. Bekasova i drugikh i zapro-som Murmanskoy oblastnoy Dumy: Post-anovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 18.07.2013 № 19-P[0n the Case Concerning Verification of Constitutionality of Paragraph 13 of Part One of Article 83, Paragraph 3 of Article 331 and Article 351.1 of the Labour Code of the Russian Federation in Connection with Complaints of citizens V. K. Barabash, A. N. Bekasov and others, and at the request of the Murmansk Regional Duma: Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation of July 18,

2013 № 19-P] // Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF- The Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2014. № 1. (In Russ).

6. Presnyakov M. Ogranicheniya na rabotu s det'mi: novelly deystvuyushchego za-konodatel'stva [Restrictions on Working with Children: New Rules of Current Legislation] // Trudovoe pravo - Labour Law. 2013. № 3. S. 39-56. (In Russ).

7. Somov A. Trudovye prava osobogo sub"ekta [Labor Rights of a Special Subject] // EZh-Yurist - EJ-Lawyer. 2011. № 35. Pp. 10. (In Russ).

8. Khudoley K.M. Konstitutsionnost' resheniy ESPCh i ikh ispolnimost' [Constitutionality of the ECtHR Decisions and Their Feasibility] // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki - Perm University Herald. Yuridical Sciences. 2013. № 2. Pp. 93-101. (In Russ).

9. Dressler J. Criminal Law. Second edition. The Ohio State University, 2010. 69 p. (In Eng).

1. James V. Calvi, Susan Coleman. American law and legal systems. Third edition. 1997. 362 p. (In Eng).

RESTRICTIONS ON LABOUR RIGHTS OF TEACHING STAFF:

THEORY AND PRACTICE

Sagandykov M.S.

South-Ural State University (National Research University) 76, V.I. Lenin av., Chelyabinsk, 454080 E-mail: [email protected]

Introduction: the article analyzes the problems associated with restrictions on labour rights of teaching staff and other persons engaged in working with minors. The author questions the possibility of imposing such restrictions on persons accused of committing crimes prior to the introduction of relevant amendments to the Labour Code of the Russian Federation, as well as the reasonability of prohibitions in some cases. Purpose: to analyze the constitutionality and validity of applying the rules of Articles 331 and 351.1 of the Labour Code of the Russian Federation. Methodology: a set of methods of scientific cognition, with the dialectical method as the major one, underlies the methodological framework of the study. The author uses both general scientific methods (dialectics, analysis and synthesis, abstraction and concretization) and methods specific to legal science (formal and technical legal methods). Results: restrictions on labour rights of individuals who were convicted or subjected to criminal prosecution prior to the introduction of amendments to the Labour Code, does not comply with the rule of prohibition of the retroactive effect of the law, and in the case of those individuals

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

against whom prosecution was terminated, such restrictions also violate the constitutional principle of the presumption of innocence. In addition, the author questions the propriety and fairness of the application of restrictions to persons accused of crimes of small and average gravity against whom criminal prosecution was terminated, except those accused of crimes against sexual freedom and inviolability. Conclusions: the author suggests leaving within the power of Commissions on the Affairs of Minors to allow employment solely to individuals with a criminal record for crimes of small and average gravity, except crimes against sexual inviolability and sexual freedom. Any prohibitions and restrictions on labour rights of persons against whom criminal prosecution was terminated on non-exonerating grounds should be applied only if the decision related to the termination of criminal prosecution was made before January 7, 2011.

Keywords: restriction on labour rights; teaching staff; constitutional rights Информация для цитирования:

Сагандыков М.С. Ограничения трудовых прав педагогических работников: вопросы теории и практики// Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Вып. 2(28). C. 98-105.

SagandykovM.S. Ogranicheniya trudovykhpravpedagogicheskikh rabotnikov: voprosy teorii i praktiki [Restrictions on labour rights of teaching staff: theory and practice] // Vestnik Permskogo universiteta. Juridicheskie nauki - Perm University Herald. Yuridical Sciences. 2015. № 2(28). Pp. 98-105. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.