Финансовые инструменты
УДК 336.025
ОГРАНИЧЕНИЕ НАЛИЧНЫХ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ КАК СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА: ОПЫТ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Анастасия Александровна Анисимова,
младший научный сотрудник, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация а.а. ап1Б1тоуа@гатЬ!ег ги
Предмет/тема. В настоящее время во многих странах Европейского союза вследствие увеличивающихся социальных расходов проблема собираемости налогов стоит особенно остро. В качестве решения этой проблемы были введены ограничения на использование наличных денежных средств. В статье рассматривается возможность ограничения наличных платежей как одно из решений проблем теневой экономики и сбора налогов.
Цели/задачи. Целью работы является оценка влияния безналичных расчетов на теневую экономику, а также анализ правового регулирования ограничений наличных денежных средств при осуществлении сделок в странах Европейского союза.
Методология. В работе проведен анализ опыта стран - членов Европейского союза, включая нормативные правовые акты, регулирующие ограничение наличных платежей.
Результаты. Выявлено, что существует обратная зависимость между увеличением в экономике количества безналичных расчетов и долей теневой экономики. При этом в большинстве европейских стран увеличение количества безналичных расчетов осуществляется за счет законодательного ограничения наличных платежей. Установлено, что правовое регулирование этого вопроса реализуется схожим образом. Деятельность Европейского союза по сокращению доли теневой экономики и увеличению
собираемости налогов может проводиться и в других странах, в том числе тех, где сектор теневой экономики существенно больше.
Выводы. На примере опыта стран - членов Европейского союза показано, что законодательные ограничения на осуществление наличных платежей способствуют увеличению прозрачности в экономике и увеличению налоговых доходов. Вместе с тем, несмотря на наличие сходства, существуют также различия в правовом регулировании (размеры штрафов, разные контролирующие органы, а также санкции за несоблюдение законодательства).
Ключевые слова: налогообложение, теневая экономика, правовое регулирование, Европейский союз
Введение
Ограничение использования наличных денежных средств осуществляется во многих странах Европейского союза. Основная причина, по которой разные государства поддерживают сокращение наличных платежей, а также принимают законодательные инициативы на государственном уровне по ограничению этих платежей, заключается не столько в удобстве безналичных платежей, сколько
в борьбе с теневой экономикой. Это особенно важно для налогообложения. Чем ниже уровень теневой экономики вследствие вводимых ограничений, тем большим будет размер налоговых доходов [11].
Министерства финансов стран, которые уже ввели ограничения на использование наличных денежных расчетов в экономике, объясняют это тем, что расширение использования безналичных платежей в экономике способствует лучшей собираемости налогов, так как препятствует схемам ухода от налогов. Это вызвано специфическими особенностями движения безналичных средств, которые можно контролировать в гораздо большей степени, чем движение наличных. Использование же наличных средств для платежей в хозяйственных операциях значительно увеличивает вероятность появления мошеннических операций в их различных проявлениях, так как способствует непрозрачности проводимых операций и приводит тем самым к сокрытию информации о сделках. В тех странах, которые ограничивают наличный оборот, используют различные способы его регулирования: различаются виды ограничений, предельные суммы, агенты, подпадающие под ограничения, и пр.
Хотя борьба с теневой экономикой во многом осуществляется для улучшения собираемости налогов, тем не менее снижение доли теневого сектора может проводиться и в других целях (например, препятствование отмыванию денег и финансированию терроризма) [8].
Безналичные расчеты и теневая экономика
Теневая экономика включает в себя виды экономической деятельности и доходы, полученные от нее, которые находятся за рамками государственного регулирования и (или) налогообложения. Большую долю теневой экономики составляют «серые» зарплаты работников, так как организации не заявляют об этих зарплатах, чтобы избежать налогов, а также по другим причинам, связанным с регулированием рынка труда. Остальная часть теневой экономики - это занижение доходов бизнесом для ухода от налогообложения [17].
Таким образом, наличие теневой экономики может быть обусловлено следующими причинами: - уклонение от уплаты подоходного налога, налога на добавленную стоимость или других видов налогов;
- уклонение от уплаты взносов на социальное страхование;
- уклонение от соблюдения определенных правовых норм на рынке труда (минимальная заработная плата, максимальная продолжительность рабочего времени, соблюдение техники безопасности и т.д.);
- уклонение от соблюдения определенных административных обязанностей (заполнение статистических опросников или других административных форм) [14].
Рост теневой экономики может привести к снижению государственных доходов, что влечет за собой уменьшение количества и ухудшение качества предоставляемых государством товаров и услуг. В конечном счете это может привести к увеличению налоговой нагрузки на юридических и физических лиц в официальном секторе экономики, а также в сочетании с ухудшением качества общественных благ (например, общественной инфраструктуры) и управления в публичном секторе создать стимулы для участия в теневой экономике.
Простую модель этих отношений представил Дж. Кауфман [4]. Результаты его исследований показывают, что меньшие масштабы теневой экономики появляются в странах с более высокими налоговыми поступлениями, достигаемыми снижением налоговых ставок, меньшим уровнем законодательного регулирования и меньшей долей коррупции.
Страны, в которых верховенство права соблюдается, защищается и финансируется налоговыми поступлениями, также имеют меньшие масштабы теневой экономики. Страны с переходной экономикой имеют более высокую степень регулирования, что приводит к значительно более высокому уровню коррупции, высоким налогам в официальном секторе и, как следствие, к более высокому уровню теневой экономики [12].
Степень регулирования экономики выявляется с помощью одного из наиболее часто используемых индикаторов ведения деятельности в конкретной стране под названием «легкость ведения бизнеса». Этот параметр рассчитывают ежегодно Всемирный банк и Международная финансовая корпорация.
Результатом сравнительного анализа на основе типовой модели среднего предприятия выступает оценка различных аспектов условий его деятельности, которая проводится по десяти направлениям, в том числе налогообложению. Индикатор представляет информацию о налогах, которые должна
уплатить в определенном году компания среднего размера, а также сопоставляет административную нагрузку, связанную с уплатой налогов, в разных странах [2].
Но не только низкая степень прозрачности и высокий уровень коррупции приводят к увеличению доли теневой экономики [10]. В странах с переходной экономикой экономическая деятельность перемещается за пределы государственного сектора, и соответствие между государственными доходами и частью расходов также является проблемой. К этому также добавляется падение уровня жизни, и правительства сталкиваются с давлением в сторону повышения расходов, хотя происходит снижение налоговой базы вследствие экономического спада. Вновь созданный частный сектор в этой ситуации не в состоянии производить соответствующее количество доходов [19].
Общий вывод состоит в том, что «богатые» страны ОЭСР, а также некоторые страны Восточной Европы нашли для себя равновесие между низкой налоговой нагрузкой и значительным уровнем доходов бюджета, правовым регулированием и контролем за коррупцией, в то время как некоторые страны в Латинской Америке и бывшего Советского Союза добились меньших успехов в этой сфере [12].
Так как эффективное распределение ресурсов имеет большое значение для страны, необходимо наличие информации о масштабах теневой экономики. К сожалению, достаточно трудно сделать такую оценку, причем как в отношении товаров, так и в отношении трудозатрат, потому что люди, занимающиеся подобной деятельностью, не хотят быть идентифицированными [12, 16].
Экономический кризис стал мощным стимулом для многих европейских правительств по принятию мер борьбы с теневой экономикой. Такие меры могут оказать существенное влияние на восстановление экономики, хотя понятно, что полностью восстановить доверие рынков и потребителей, снизить риски новых банкротств и обеспечить надежный и устойчивый рост мировой экономики можно, если приложить большие политические усилия. В настоящее время этих усилий не наблюдается. Наоборот, увеличение политической нестабильности выступает риском, способным существенно изменить как краткосрочные, так и среднесрочные прогнозы [1].
В 2013 г. теневая экономика европейских стран оценивалась в 18,5% всей экономической деятель-
ности. Несмотря на то, что это свидетельствует о десятилетнем минимуме теневой экономики, можно сделать вывод о том, что ее наличие обусловлено возможностью осуществлять неофициальную деятельность на рынке вследствие пока еще достаточно большой доли наличных платежей в экономике.
В связи с этим в настоящее время усилия правительств стран Европы направлены на то, чтобы найти инновационные, интеллектуальные пути устранения бюджетных дефицитов путем устранения теневой экономики, а не простого повышения налогов или сокращения социальных расходов [6].
Для этого в европейских странах был проведен более детальный анализ, как по отдельным странам [7], так и в целом по членам Европейского союза [9]. Отрасли (рынки) оптовой и розничной торговли, отелей и ресторанов, а также транспорта и средств связи представляют, по разным оценкам, от 25 до 35% теневой экономики [18]. Эти рынки имеют большую долю занижения сведений как в отношениях «бизнес - бизнес» (В2В), так и в отношениях «бизнес - потребитель» (В2С) (см. таблицу, рис. 1).
Однако не все названные сферы имеют высокую долю теневой экономики. Например, рынок транспортных услуг и средств связи включает в себя как высокорегулируемые услуги с минимальной долей теневой экономики, такие как почта, телекоммуникации и воздушный транспорт, так и нерегулируемые, основанные на расчетах наличными, например такси.
Размеры теневой экономики и занижение сведений в странах Европейского союза, млрд евро
Размер Заниже-
Сфера деятельности теневой ние све-
экономики дений
Производство 177 25-35
Операции с недвижимостью 65 30-49
Оптовая и розничная торговля 134 115-125
Транспорт и связь 73 50-60
Строительство 45 20-25
Здравоохранение 33 5-10
и сеть социального обслуживания
Деятельность по оказанию 20 2-6
общественных, социальных
и персональных услуг
Отели и рестораны 37 20-30
Сельское хозяйство 23 7-12
Домохозяйства и работа по найму 4 0-2
Секторы без теневой экономики 5 -
Другие бытовые услуги 475 Менее 40
-20 (254) - 2015-
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: FINANCIAL ANALYTICS:
проблемы и решения science and experience
100
80-
60-
40.
20
ннн
о
л а
х s
о о
х & «
& н го о
«
I I Нелегальная работа
Занижение сведений В2С [ I Занижение сведений В2В
Источник: The Shadow Economy in Europe, 2013. URL: http://www.atkearney.com/documents/10192/1743816/The+Shadow+Econo my+in+Europe+2013.pdf/42062924-fac2-4c2c-ad8b-0c02e117e428.
Рис. 1. Структура теневой экономики стран - членов Европейского союза, %
0
Проведенный анализ определил, какие секторы могут получить наибольшую выгоду от электронных платежей. Это было осуществлено посредством сравнения реального размера теневой экономики в этом секторе с ее потенциальным размером после внедрения системы электронных платежей. Для измерения этого потенциального размера был принят во внимание такой фактор, как текущая распространенность платежных систем и удобство их использования. Также были отобраны рынки с более высокой долей занижения сведений - они в большей степени выиграют от увеличения числа электронных транзакций, чем рынки, где распространена нелегальная работа [18].
Исходя из этих критериев, было определено несколько секторов тех рынков, которые были ранее выбраны и которые выиграют больше других от увеличения доли электронных платежей (рис. 2).
Эти секторы включают в себя продажу автомобилей и автозапчастей, неспециализированные розничные магазины, рестораны и бары, обслуживание и транспорт (например, такси).
Были найдены также некоторые другие секторы, специфические для отдельных стран: малые
угловые магазины в Турции и недорогие отели в Италии и Испании. На эти сферы правительства могли бы относить до 200 млрд евро теневой экономики [18]. И хотя добиться полного перехода этих секторов в официальную экономику нереально, потенциальные выгоды от введения электронных платежей достаточно значительны, чтобы осуществлять деятельность в этом направлении.
Действительно, увеличение числа банковских операций и использование электронных платежных систем обеспечивают большую прозрачность сделок и осложняют участие в теневой экономике. В своем исследовании Ф. Шнайдер показал, что существует сильная отрицательная корреляция (-0,74) между распространенностью электронных платежей и долей теневой экономики в государстве [18].
При этом страны, где использование электронных платежей широко распространено (Великобритания, Северной Европы), имеют меньшую долю теневой экономики, чем те, где использование электронных платежей минимально (Болгария, Румыния, Греция). Также Ф. Шнайдер установил, что увеличение электронных платежей в среднем
Адресность
■о I
<D Ш О
а
«
в и о о
m
■о I
(D Ш О
а
«
со S X
Воздушный Трубопроводный транспорт
Железные дороги
ЦГТО1И
то О
о
Оптовая и комиссионная торговля
Фармацевтика и продажа косметики
Продажа ^^ топлива
Специализированные магазины розничной торговли
Автозапчасти
к Рестораны
Такси, автобусы и1 коммерческие перевозки
Дешевое жилье
Л f ^Неспециализированные / \l I магазины розничной
I 1 торговли
Водный ^^
^Общественное питание
Обеспечение4, деятельности в сфере транспорта
Розничная продажа ^^ вне магазинов
Ремонт автомобилей
_Q
и мотоциклов
Низкий уровень
О Оптовая и розничная торговля
Высокий уровень Концентрация
теневой экономики
Отели и рестораны О Транспорт
Источник: The Shadow Economy in Europe, 2013. URL: http://www.atkeameyxom/documents/10192/1743816/The+Shadow+Econo my+in+Europe+2013.pdf/42062924-fac2-4c2c-ad8b-0c02e117e428.
Рис. 2. Сферы деятельности с высоким уровнем концентрации теневой экономики и адресуемость возможных выгод от введения электронных платежей
на 10% ежегодно в течение не менее четырех лет подряд может уменьшить размер теневой экономики на величину до 5% [18].
Регулирование ограничений в странах Европейского союза
Развитые европейские страны были одними из первых предпринявших попытки снизить долю теневой экономики [15], в том числе за счет снижения доли наличных платежей. Во многих из этих стран были введены законодательные ограничения на использование наличных денежных средств (Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция, Бельгия, Дания, Словакия, Болгария, Чехия, Венгрия, Румыния).
Среди европейских стран, где вопрос оплаты при осуществлении сделки остался добровольным, можно назвать только Швецию. Там (несмотря на то, что уменьшение доли наличных денежных средств осуществляется без законодательных ограничений и какого-либо другого вмешательства государства) оплату сделок наличными проводят значительно реже, чем в остальных странах ЕС.
Швеция, которая первая в мире ввела в обращение банкноты (1661), сделала значительные шаги, чтобы вообще отменить наличные деньги.
Так, многие бары не принимают наличных денег, билеты приобретаются с помощью текстового сообщения или с помощью бесконтактных решений, все большее число предприятий принимают только карты. Из 780 филиалов трех ведущих банков 530 больше не осуществляют деятельности, связанной с наличными денежными средствами, в том числе не выплачивают наличных.
Шведские торговцы в сфере розничной торговли могут превратить свои айфоны в POS-тер-миналы, подключив соответствующие устройства и установив специальное приложение. Крупные банки, как ожидается, запустят совместный сервис, позволяющий клиентам переводить деньги между счетами в режиме реального времени с использованием мобильных телефонов.
В Упсале, четвертом по величине городе Швеции, торговцы в настоящее время повышают свою квалификацию в плане уменьшения наличных платежей в рамках программы ликвидации наличных денег в городе [18]. Эта программа поддерживается банками, страховыми компаниями, Шведской торговой федерацией и другими организациями. Многие местные отделения банковских филиалов не работают с наличными денежными средствами, устраняя тем самым риск грабежей и снижая издержки от проведения операций с наличностью. Не-
которые рестораны принимают только безналичные платежи, и даже церкви разрешают прихожанам делать пожертвования с платежных карт. Такие совместные усилия сократили издержки, увеличили безопасность и удобство, а также снизили уровень теневой экономики [20].
В Швеции предлагают свое решение эффективного внедрения безналичных платежей, которое предполагает достижение будущего без наличных денежных средств и требует следующих действий:
- обеспечения банковской интеграции. Устранение наличных денег требует отказа от сегментов, где молодежь и другие незащищенные слои населения имеют доступ к безналичным платежам. Решающее значение имеют предоплата и мобильные решения, а также то, что пилотные проекты вначале проходят испытание на государственных и муниципальных структурах (например, в сфере образования и социальной защиты);
- поощрения электронных платежей, которые имеют низкие издержки. Наиболее широкая сфера для введения новых платежей - мелкие операции в сегментах, где карты уже стали обычным явлением (супермаркеты, аптеки и транспорт). Так, бесконтактные карты и мобильные телефоны обеспечивают здесь важные преимущества и удобства;
- осуществления вывода из оборота чеков. Содействие внедрению современных безналичных платежей позволит сократить затраты на обработку данных для банков. Необходимы также экспертиза и использование альтернативных решений в этой сфере;
- разрушения «колеса наличности». Традиционная платежная система строится вокруг наличных денежных средств. Чтобы изменить этот порядок, общество должно привыкнуть к тому, что оплата наличными деньгами будет скорее исключением, чем правилом. Это достигается расширением возможностей для приема карт во всех регионах и сегментах, поощрением использования POS-терминалов и электронных платежей в целом, а также поощрением банковских вкладов. Кроме того, должны быть поддержаны общие меры, способствующие безопасности и удобству безналичных платежей, а также сопутствующие меры политики (например, способствующие финансовой интеграции,
распространению электронных платежей или
уменьшению бюрократии) [20].
Поскольку Швеция прекратила выпуск монет номиналом 50 эре1 (0,06 евро) в 2012 г. (ликвидировав другие номиналы в предыдущие годы), объем всех наличных денежных средств в стране упал ниже 3% ВВП, что значительно ниже, чем в США (7%), евро-зоне (10%), Японии (18,8%). По данным Ассоциации шведских банкиров, уменьшение количества наличных в обращении привело к снижению преступности. Так, число ограблений банков в Швеции упало со 110 в 2008 г. до 16 в 2011 г., что стало самым низким значением с того времени, когда ассоциация начала вести записи (30 лет назад). Также снизился уровень преступлений, связанных с хищениями и грабежами транспортных средств. Это связывается с тем, что чем меньше количество операций с наличными, тем существеннее ограничения для возможностей участия в теневой деятельности [18].
В развитых европейских странах, где законодательные ограничения на оплату услуг наличными денежными средствами были введены, такие меры варьируют в размере от 1 000 до 15 000 евро.
В некоторых странах делается различие в уровне ограничения для резидентов и нерезидентов. Например, во Франции это 3 000 евро для налоговых резидентов, 15 000 - для нерезидентов, действующих в качестве потребителя и 3 000 - если они действуют в качестве продавца2. Схожая ситуация в Испании, где с 19.11.2012 действуют ограничения наличных платежей, которые составляют 2 500 евро для резидентов и 15 000 - для нерезидентов3.
В качестве санкций обычно применяется административное наказание в виде штрафа, но не всегда. Например, в Дании в качестве санкции потребитель несет солидарную ответственность с продавцом, если последний не платит налогов и НДС от стоимости покупки. При этом, если потребитель не может оплатить покупку посредством электронного платежа, он может быть освобожден от солидарной ответственности, если сообщит сумму покупки налоговым властям [3].
1 Монета и денежная единица Швеции, Норвегии, Дании.
2 Articles D112-3 et D112-4 (code monñtaire et financier) - Article 1840J (code gmrnal des impфts - sanction: up to 5% of the amount paid if it is higher than the authorized limit).
3 Ley 7/2012, de 29 de octubre, de modificaciYn de la normativa tributaria y presupuestaria y de adecuaciYn de la normativa financiera para la intensificaciYn de las actuaciones en la prevenciYn y lucha contra el fraude. URL: http://www.boe.es/boe/dias/2012/10/30/pdfs/ B0E-A-2012-13416.pdf.
Штраф также может быть фиксированной суммой в определенном диапазоне. Например, в Словакии за нарушение законодательства штраф для физического лица предполагается в размере 10 000 евро, а для юридического лица или индивидуального предпринимателя - 150 000. Либо это может быть в виде процента от суммы сделки.
В Венгрии за нарушение законодательства предусматривается штраф в размере 20% от превышения допустимой суммы в 1,5 млн форинтов.
В Болгарии штрафы для физического лица -25% от общей суммы платежа, для юридического -50% от общей суммы платежа4.
Интересна ситуация в Бельгии, где сумма штрафа находится в диапазоне от 250 до 225 000 евро. Однако при этом штраф должен быть не менее 10% от суммы, которая уплачена наличными сверх лимита, и стороны несут солидарную ответственность5.
Вообще солидарная ответственность характерна не только для этой страны. Подобный вид ответственности существует также во Франции, Испании и Дании.
Контроль в большинстве развитых европейских стран исполняется налоговыми органами. Однако существует ряд исключений. Например, в Словакии, Дании и Чехии этим занимаются не только налоговая, но и таможенная служба. В Италии контроль проводят министерства экономики и финансов, экономического развития, а также финансовая полиция и финансовая разведка [5].
В большинстве европейских стран подобные ограничения вводятся для уменьшения доли теневой экономики и улучшения собираемости налогов. Однако не во всех случаях это так. Например, в Эстонии центральный банк и все кредитные учреждения обязаны принимать монеты и банкноты без ограничений, но при этом остальные лица имеют обязательство принять до 50 монет, независимо от их стоимости, и банкноты без ограничений6.
Похожая ситуация также в Великобритании. В Англии и Уэльсе банкноты в 5, 10, 20 и 50 ф.ст. яв-
4 Закон за ограничаване на плащанията в брой: URL: http://www. lex.bg/bg/laws/ldoc/2135718725.
5 Wet van 11 januari 1993 tot voorkoming van het gebruik van het financinle stelsel voor het witwassen van geld en de financiering van terrorisme. URL: http://www.ejustice.just.fgov.be/cgi_loi/loi_a.pl? language=nl&caller=list&cn= 1993011141 &la=n&fromtab=wet&s ql=dt=%27wet%27&tri=dd+as+rank&rech=1&numero=1.
6 Act on Introduction of Euro (22.04.2010). URL: https:// www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/Riigikogu/act/530102013018/ consolide#15fd1fb9-5d11-4555-901d-8f3be7747a32
ляются законным платежным средством при оплате сделки на любую сумму. Такие же банкноты, однако, не являются законным платежным средством в Шотландии и Северной Ирландии. Что касается монет в 5, 2 и 1 ф.ст., то они принимаются без каких-либо ограничений, в то время как монеты в 50, 25 и 20 пенсов принимаются, если стоимость товара до 10 ф.ст.; монеты в 10 и 5 пенсов - при стоимости товара до 5 ф.ст.; монеты в 1 и 2 пенса - при стоимости до 20 пенсов. Очевидно, что подобные ограничения на наличные платежи были сделаны для удобства расчетов [5].
Выводы
Таким образом, использование безналичных платежей способствует снижению доли теневой экономики и повышению прозрачности совершаемых расчетов. Это особенно важно для борьбы с уклонением от уплаты налогов. Там, где ограничения на оплату наличными при осуществлении сделок существуют, практически во всех странах подобное регулирование осуществляется законодательством. Исключение составляет Швеция, где ограничение на использование наличных платежей является добровольным. При этом в странах, где существуют законодательные ограничения на осуществление платежей наличными денежными средствами, контроль за соблюдением законодательства осуществляется обычно налоговыми органами, а санкцией является административная ответственность в виде штрафа.
Список литературы
1. Варьяш И.Ю. Швандар К.В., Бурова Т.Ф. Актуализация макроэкономических прогнозов в бюджетном процессе // Финансовый журнал. 2014. № 4. C. 118-128.
2. Малис Н.И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов // Финансовый журнал. 2014. № 1. С.81-90.
3. Bekendtg0relse af lov om opkrœvning af skat-ter og afgifter m.v. URL: https://www.retsinformation. dk/Forms/R0710.aspx?id=163005.
4. Elgin C., Oztunali O. Shadow Economies around the World: Model Based Estimates. URL: http://www. econ.boun.edu.tr/public_html/RePEc/pdf/201205.pdf.
5. European Consumer Center France. URL: http://www.europe-consommateurs.eu/en/consumer-
topics/buying-of-goods-and-services/cash-payment-limitations.
6. European governments to tackle shadow economy for economic recovery. URL: http://www.visaeu-rope.com/media/pdf/17665.pdf.
7. Georgiou G.M., Syrichas G.L. The Underground Economy: an Overview and Estimates for Cyprus. URL: http://www.centralbank.gov.cy/media/ pdtfPBRPE_UNDERGROUNDECONOMY.pdf.pdf.
8. Singh A., Jain-Chandra S., Mohommad A. Inclusive Growth, Institutions, and the Underground Economy. URL: https://www.imf.org/external/pubs/ ft/wp/2012/wp1247.pdf.
9. Measuring the non-observed economy. URL: http://www.oecd.org/std/2389461.pdf.
10. Singh A., Jain-Chandra S., Mohommad A. Out of the Shadow. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ ft/fandd/2012/06/singh.htm.
11. RussellB. Revenue Administration: Managing the Shadow Economy. URL: https://www.imf.org/ex-ternal/pubs/ft/tnm/2010/tnm1014.pdf.
12. Schneider F. Buehn A. Montenegro C. Shadow Economies All over the World. URL: https://openknowl-edge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/3928/ WPS5356.pdf?sequence=1.
13. Schneider F. Enste D. Hiding in shadows: the
Growth of the Underground Economy. URL: http:// www.imf.org/external/pubs/ft/issues/issues30.
14. Schneider F. Tax Evasion in Europe. URL: http://urlid.ru/cevk.
15. Schneider F. Buehn A. Shadow Economies in Highly Developed OECD Countries: What Are the Driving Forces? URL: http://ftp.iza.org/dp6891.pdf.
16. Schneider F. Williams C. The Shadow Economy. URL: http://www.iea.org.uk/sites/default/files/ publications/files/IEA%20Shadow%20Economy%20 web%20rev%207.6.13.pdf.
17. Shadow economy and undeclared work. URL: http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/themes/07_shad-ow_economy.pdf.
18. The Shadow Economy in Europe, 2013. URL: http://www.atkearney.com/documents/10192/1743816/ The+Shadow+Economy+in+Europe+2013. pdf/42062924-fac2-4c2c-ad8b-0c02e117e428.
19. Trasberg V. Tax administration and shadow economy in EU new members. URL: http://www.siep-web.it/siep/images/joomd/1399115545313.pdf.
20. Winning the Growth Challenge in Pay -ments. URL: http://www.atkearney.com/docu -ments/10192/1448080/Winning+the+Growth+Chall enge+in+Payments.pdf/b9da93a5-9687-419e-b166-0b25daf585ff.
Financial Analytics: Science and Experience Financial Instruments
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
CASH PAYMENT LIMITATIONS AS A WAY TO INCREASE TAX REVENUES OF THE BUDGET: THE EU EXPERIENCE
Anastasiya A. ANISIMOVA Abstract
Importance Currently, many EU countries are facing an increase in social security expenditures. It entails an issue of tax collectability that has become really challenging. As a solution to this matter, some EU countries imposed restrictions on the use of cash. The article investigates a possibility of restricting cash payments as one of the solutions to issues of the shadow economy and collection of taxes.
Objectives The research evaluates the effect of non-cash payments on the shadow economy. The research also analyzes the regulatory framework for restricting the use of cash in making deals in the EU.
Methods I analyze experience of the EU countries in restricting cash payments. As part ofthe research, I examine legislative regulations governing cash restrictions. Results I identify that there is an inverse relationship between an increase in non-cash payments and the extent of the shadow economy. In most European countries, non-cash payments grow since cash payments were legally limited. I find out that most European countries have similar approaches to regulating this matter. Activities, which the EU performs to reduce the shadow economy and improve tax collectability, may be carried out in other nations where the shadow economy is much bigger.
Conclusions and Relevance Relying upon the EU experience, I show that legislative restrictions of cash payments contribute to increasing economic transparency and tax revenues. Notwithstanding similar approaches, there are still differences in legal regulations of the EU countries (an amount of charge, controlling authorities, sanctions for violation of laws).
Keywords: taxation, shadow economy, legal regulation, European Union
References
1. Var'yash I.Yu., Shvandar K.V., Burova T.F. Ak-tualizatsiya makroekonomicheskikh prognozov v by-udzhetnom protsesse [Actualization of macroeconomic forecasts in the fiscal process]. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2014, no. 4, pp. 118-128.
2. Malis N.I. Nalogovaya politika v protivodeistvii tenevoi ekonomike: povyshenie sobiraemosti nalogov [Tax policy in combating the underground economy: improving tax collection]. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2014, no. 1, pp. 81-90.
3. Bekendtg0relse af lov om opkravning af skatter og afgifter m.v. Available at: https://www.retsinforma-tion.dk/Forms/R0710.aspx?id=163005.
4. Elgin C., Oztunali O. Shadow Economies around the World: Model Based Estimates. Available at: http://www.econ.boun.edu.tr/public_html/RePEc/ pdf/201205.pdf.
5. European Consumer Center France. Available at: http://www.europe-consommateurs.eu/en/consumer-topics/buying-of-goods-and-services/cash-payment-limitations.
6. European Governments to Tackle Shadow Economy for Economic Recovery. Available at: http://www. visaeurope.com/media/pdf/17665.pdf.
7. Georgiou G.M., Syrichas G.L. The Underground Economy: an Overview and Estimates for Cyprus. Available at: http://www.centralbank.gov.cy/media/pdf/ PBRPE_UNDERGROUNDECONOMY.pdf.pdf.
8. Singh A., Jain-Chandra S., Mohommad A. Inclusive Growth, Institutions, and the Underground Economy. Available at: https://www.imf.org/external/ pubs/ft/wp/2012/wp1247.pdf.
9. Measuring the Non-Observed Economy. Available at: http://www.oecd.org/std/2389461.pdf.
10. Singh A., Jain-Chandra S., Mohommad A. Out of the Shadow. Available at: http://www.imf.org/exter-nal/pubs/ft/fandd/2012/06/singh.htm.
11. Russell B. Revenue Administration: Managing the Shadow Economy. Available at: https://www.imf. org/external/pubs/ft/tnm/2010/tnm1014.pdf.
12. Schneider F., Buehn A., Montenegro C. Shadow Economies All over the World. Available at: ht-tps://openknowledge.worldbank.org/bitstream/han-dle/10986/3928/WPS5356.pdf?sequence=1.
13. Schneider F., Enste D. Hiding in Shadows: the Growth of the Underground Economy. Available at: http://www.imf.org/external/pubs/ft/issues/issues30.
14. Schneider F. Tax Evasion in Europe. Available at: http://urlid.ru/cevk.
15. Schneider F., Buehn A. Shadow Economies in Highly Developed OECD Countries: What Are the Driving Forces? Available at: http://ftp.iza.org/dp6891. pdf.
16. Schneider F., Williams C. The Shadow Economy. Available at: http://www.iea.org.uk/sites/default/ files/publications/files/IEA%20Shadow%20Economy %20web%20rev%207.6.13.pdf.
17. Shadow Economy and Undeclared Work. Available at: http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/ themes/07_shadow_economy.pdf.
18. The Shadow Economy in Europe, 2013. Available at: http://www.atkearney.com/docu -ments/10192/1743816/The+Shadow+Economy +in+Europe+2013.pdf/42062924-fac2-4c2c-ad8b-0c02e117e428.
19. Trasberg V. Tax Administration and Shadow Economy in EU New Members. Available at: http:// www.siepweb.it/siep/images/joomd/1399115545313. pdf.
20. Winning the Growth Challenge in Payments. Available at: http://www.atkearney.com/docu-ments/10192/1448080/Winning+the+Growth+Chall enge+in+Payments.pdf/b9da93a5-9687-419e-b166-0b25daf585ff.
Anastasiya A. ANISIMOVA
Research Financial Institute, Moscow, Russian Federation [email protected]