Научная статья на тему 'Огонь в погребальной практике населения Омского Прииртышья эпохи развитого средневековья (по материалам курганного могильника Ильчибага i)'

Огонь в погребальной практике населения Омского Прииртышья эпохи развитого средневековья (по материалам курганного могильника Ильчибага i) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНОТАЁЖНОЕ ПРИИРТЫШЬЕ / РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / СОЖЖЕНИЕ ПОГРЕБЕНИЙ / КУЛЬТ ОГНЯ / КОСТРИЩА И УГЛИ / SOUTHERN TAIGA IRTYSH AREA / DEVELOPED MIDDLE AGES / INCINERATION OF BURIALS / FIRE CULT / FIREPLACES AND COALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коников Б. А.

Публикуются материалы Ильчибаги I на левобережье Иртыша, Усть-Ишимский район, Омская область; четыре исследованных кургана содержали показательные факты использования огня в погребально-поминальном обряде. В насыпях и на древней поверхности обследованы кострища, а также сожжённые берестяные полотнища и деревянные перекрытия могил, прокалённые до белёсого цвета человеческие кости и прокалённая до кирпичного цвета земля под деревянным ложем. Также в насыпях и на древней поверхности отмечены многочисленные угли, комки и прослойки прокалённой земли. Могильник датируется ХII первой половиной ХIII в., относится к усть-ишимской культуре. Остатки кострищ, обжиг перекрытий и внутримогильных деревянных конструкций, а также подсыпка углей к артефактам, погребённым людям и остеологическим комплексам (черепам и челюстям лошадей) обнаружены и в других курганных могильниках южнотаёжного Прииртышья этого времени: Атачка II, Иванов Мыс I, Кипы III, Малая Бича IV, Малая Тебендя I, Паново I, Утузы I. В совокупности материалы всех некрополей показывают высокий семиотический статус огня в погребально-поминальной практике местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fire in Funeral Practices of the Population of the Omsk Irtysh Area in the Epoch of Developed Middle Ages (Based on the Materials of the Ilchibaga Burial Mound I)

The article publishes materials on the Ilchibaga I situated on the left bank of the Irtysh, Ust-Ishim district, Omsk region; The four investigated mounds contained illustrative facts of the use of fire in a funeral-memorial rite. In the mounds and on the ancient surface, fireplaces were surveyed, as well as burnt birch bark cloths and wooden grave overlaps, calcined to the whitish color human bones and calcined to the brick color earth under a wooden bed. Also in the embankments and on the ancient surface there are numerous coals, lumps and layers of calcined earth. The burial ground dates back to the 12th-first half of the 13th century AD, belongs to the Ust-Ishim culture. The remains of fireplaces, calcination of overlaps and inner space of the burial wooden structures, as well as the piling of coals to artifacts, to buried people and to osteological complexes (skulls and jaws of horses) were found in other burial mounds of the southern taiga of the Irtysh area of that time: Atachka II, Ivanov Cape I, Kipy III, Malaya Bicha IV, Malaya Tebendya I, Panovo I, Utuzy I. Collectively, the materials of all the necropolises show the high semiotic status of fire in the funeral practice of the local population.

Текст научной работы на тему «Огонь в погребальной практике населения Омского Прииртышья эпохи развитого средневековья (по материалам курганного могильника Ильчибага i)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 61-70.

УДК 903.532

DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.61-70

Б. А. Коников

ОГОНЬ В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ ЭПОХИ РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КУРГАННОГО

МОГИЛЬНИКА ИЛЬЧИБАГА I)

Публикуются материалы Ильчибаги I на левобережье Иртыша, Усть-Ишимский район, Омская область; четыре исследованных кургана содержали показательные факты использования огня в погребально-поминальном обряде. В насыпях и на древней поверхности обследованы кострища, а также сожжённые берестяные полотнища и деревянные перекрытия могил, прокалённые до белёсого цвета человеческие кости и прокалённая до кирпичного цвета земля под деревянным ложем. Также в насыпях и на древней поверхности отмечены многочисленные угли, комки и прослойки прокалённой земли. Могильник датируется Х11 - первой половиной ХШ в., относится к усть-ишим-ской культуре. Остатки кострищ, обжиг перекрытий и внутримогильных деревянных конструкций, а также подсыпка углей к артефактам, погребённым людям и остеологическим комплексам (черепам и челюстям лошадей) обнаружены и в других курганных могильниках южнотаёжного Прииртышья этого времени: Атачка II, Иванов Мыс I, Кипы III, Малая Бича IV, Малая Тебендя I, Паново I, Уту-зы I. В совокупности материалы всех некрополей показывают высокий семиотический статус огня в погребально-поминальной практике местного населения.

Ключевые слова: южнотаёжное Прииртышье; развитое средневековье; сожжение погребений; культ огня; кострища и угли.

B. A. Konikov

FIRE IN FUNERAL PRACTICES OF THE POPULATION OF THE OMSK IRTYSH AREA IN THE EPOCH OF DEVELOPED MIDDLE AGES (BASED ON THE MATERIALS OF

THE ILCHIBAGA BURIAL MOUND I)

The article publishes materials on the Ilchibaga I situated on the left bank of the Irtysh, Ust-Ishim district, Omsk region; The four investigated mounds contained illustrative facts of the use of fire in a funeral-memorial rite. In the mounds and on the ancient surface, fireplaces were surveyed, as well as burnt birch bark cloths and wooden grave overlaps, calcined to the whitish color human bones and calcined to the brick color earth under a wooden bed. Also in the embankments and on the ancient surface there are numerous coals, lumps and layers of calcined earth. The burial ground dates back to the 12th-first half of the 13th century AD, belongs to the Ust-Ishim culture. The remains of fireplaces, calcination of overlaps and inner space of the burial wooden structures, as well as the piling of coals to artifacts, to buried people and to osteological complexes (skulls and jaws of horses) were found in other burial mounds of the southern taiga of the Irtysh area of that time: Atachka II, Ivanov Cape I , Kipy III, Malaya Bicha IV, Malaya Tebendya I, Panovo I, Utuzy I. Collectively, the materials of all the necropolises show the high semiotic status of fire in the funeral practice of the local population.

Keywords: southern taiga Irtysh area; developed Middle Ages; incineration of burials; fire cult; fireplaces and coals.

Культ огня и его место в погребально-ритуальной практике древнего и средневекового населения Омского Прииртышья пока не стали объектом самостоятельного анализа,

© Коников Б. А., 2017

хотя материал по данной теме обилен и разнообразен. Установлено, что огонь стал играть заметную роль в погребальной и культовой практике южнотаёжного прииртышского

Рис. 1. Могильник Ильчибага I: 1 - местонахождение на карте Омской области (указано треугольником); 2 - глиняный сосуд; 3 - бронзовый бубенчик; 4 - стеклянная синяя бусина; 5 - местоположение: а - берег реки; б - курганный могильник; в - берёзы; г - кладбище / мазарат; 6 - план: а - курганы; б - исследованные курганы; в - берёзы

населения начиная с эпохи позднего неолита - энеолита [1, с. 125]. В течение бронзового века его культ находит своё выражение в разных формах, что можно наблюдать на примере погребального обряда фёдоровцев и алакульцев степного и лесостепного Прииртышья, а также населения, оставившего могильник Ростовка I с погребениями по обряду кремации в низовьях р. Оми [2, с. 65]. Многочисленные и разнообразные свидетельства культа огня отмечены у ирменцев позднего бронзового века, населявших и лесостепное Прииртышье [3, с. 126-130; 4, с. 307]. Приметную роль огонь играл в погребальной практике лесостепных саргатцев и южнотаёжных богочановцев раннего железного века [5, с. 300; 6, с. 45]. Культ огня унаследовали потчевашцы южнотаёжного Прииртышья раннего средневековья, что отразилось, в частности, в обряде кремации

умерших из могильника Окунево III на р. Таре [7]. Интересно, что следы огня («кирпичная» насыпь, могила в окружении мощного прокала) отмечены В. П. Левашовой в тюркских курганах VIII—Х вв. степного Прииртышья . Множество артефактов, относящихся к культу огня, уцелело в некрополях усть-ишимской культуры лесостепного и южнотаёжного Прииртышья Х - первой трети Х^ в. [8, с. 240-241]. Их дополняют материалы Ильчибаги I, вводимые данной статьёй в научный оборот2.

О могильнике (рис. 1-7) научному сообществу стало известно в 1914 г., когда в столичном издании появилась информация о находках из разрушаемых берегом Иртыша курганов у юрт Ильчибаги (Ильчебеги): это «чудские изображения, в том числе птичка с шумящими подвесками, черепки посуды, костяные стрелки, бляшки от поясного набо-

ра, медная серьга» [9, с. 89]. Позднее эта информация была включена А. Ф. Палашенко-вым в археологическую карту Омской области [10, с. 111]. В 1979 г., когда экспедиция Омского пединститута прибыла в д. Ильчи-багу, учитель местной школы З. Б. Муратов сообщил, что в 1968 г. на памятнике вёл раскопки омский краевед В. И. Мороз; помимо этого, последний зафиксировал вблизи местного кладбища / мазарата, вероятно, ещё один могильник - Ильчибага II [Там же]. Материалы раскопок В. И. Мороза, скорее всего, утрачены. З. Б. Муратов вручил нам вещи из раскопок школьниками памятника: глиняную чашу, фрагмент от другой чаши, бронзовый бубенчик и синюю стеклянную бусину (рис. 1-2-4). Тогда же уже сами школьники передали нам коллекцию находок, указав её местонахождение в кургане № 14 (см. ниже). В рамках подготовки Свода памятников истории и культуры Омской области И. В. Морев исполнил топографическую съёмку и описание Ильчибаги I (1987 г.); если нами было зафиксировано 14, то проводивший обмеры памятника поздней осенью И. В. Морев насчитал в его составе 18 насыпей3. Обратимся к его описанию.

Могильник расположен на мысу левого коренного берега Иртыша в 0,5 км к западу от д. Ильчибаги Усть-Ишимского р-на Омской обл. и в 0,6 км к северу от тракта Усть-Ишим - Тевриз (рис. 1-5-6). Овальные курганы расположены на площади около 400 м . Их диаметр - в пределах 4-11 м, высота 0,41,2 м; насыпи курганов № 10-13 соприкасались. Если судить по количеству и внешнему виду ям, большинство курганов грабилось несколько раз, в том числе и в недавние времена; это подтвердили и наши раскопки. На территории памятника растёт редкий берёзовый лес, кустарник и высокая трава. В 1979 г. было вскрыто четыре кургана.

Курган № 1 (рис. 2-7) находился в СВ части могильника, являясь в нём самым крупным. Овальной формы: диаметр 1010,5 м, высота 1,2 м. Его юго-западная и юго-восточная насыпи были пологими, северозападная и северо-восточная - крутыми. Задернованная насыпь содержала четыре «свежие» грабительские ямы размерами 0,70,9 х 1,0-1,4 м. Открыто три погребения.

Погребение № 1 (рис. 2-2) находилось в ЮВ насыпи; его перекрытие состояло из обожжённой до кирпичного цвета земли с включениями множества углей и фрагментов берестяного полотнища; размеры прока-ла, ориентированного по линии СВ - ЮЗ, 2,5x0,4-0,6x0,25 м. На I его горизонте лежало большое скопление углей длиной 8-10 см, ориентированных по линии СВ - ЮЗ. Здесь найдено бронзовое височное кольцо (рис. 2-17), прокалённые фрагменты костей человека и обломки глиняного сосуда. На II горизонте в ЮЗ части лежали дваброн-зовых бубенчика (рис. 2-19-20), три височных кольца (рис. 2-15-16), костяное пряслице с солярными рисунками (рис. 2-21), а также обожжённые четыре позвонка, тазовые, бедренные и берцовые кости человека; отмечу, что кости ног, в отличие от прочих костей, подверглись меньшему обжигу. В верхней части II горизонта найдены два фрагменты сильно обожжённых досок длиной около 10 см, шириной 5-7 см, толщиной 3-4 см и два крупных фрагмента берестяного полотнища со следами обжига. Умерший был уложен на спину в вытянутом положении, головой на ЮЗ, с руками вдоль туловища: неестественным смотрелось положение его берцовых костей. Длина скелета 1,5 м. На III горизонте, уже под скелетом, обнаружены небольшие фрагменты обожжённых досок, земля под которыми была прокалена до кирпичного цвета по всей площади могилы на глубину 4-5 см. На ложе находились две синие стеклянные бусины (рис. 2-7, 18), а под позвонками и тазовыми костями -бронзовые бубенчики (рис. 2-8-9). Слева и параллельно костям левой ноги покоилась слегка обожжённая деревянная палка длиной 75 см, диаметром 4 см.

Погребение № 2 открыто в ССЗ насыпи выше древнего горизонта на 15-20 см. Его ориентировочные размеры 1,6x0,5 м. Умерший покоился на деревянном ложе: под костями сохранились остатки древесной трухи. Череп был повреждён корнями берёзы, кости правой ноги, тазовые, лучевая и локтевая кости правой руки отсутствовали. Покойник был уложен на спину в вытянутом положении, руки вдоль туловища, ноги вместе, головой на ЮЗЗ. Длина скелета 1,6 м. Слева

Рис. 2. Курган № 1: 1 - план: а - дерновый слой; б - супесь серого цвета; в - супесь тёмно-серого цвета; г - погребенный дёрн; д - материк; е - берёзы; ж - угли; з - находки; и - фрагменты керамики; к - угли; л - прокал кирпичного цвета; м - костяные наконечники стрел; н - грабительская яма;

2 - погребение № 1: 1 - деревянная палка; 2 - обломки обгоревших досок; 3 - обрывки обгоревшего берестяного полотнища; 4 - бронзовые височные кольца; 5 - бронзовый бубенчик; 6 - костяное пряслице; 7 - бронзовое кольцо-браслет (?) и бубенчик; 3 -якоревидная подвеска; 4 - полубубенчик; 5, 14 - украшения; 6 - лунница; 7, 11-12, 18 - синие бусины; 8-9, 19-20 - бубенчики; 10 - выпуклая бляшка; 13 - застежка (?); 15-17 - височные кольца; 21 - пряслице (3-6, 8-10, 13-17, 19-20 - бронза, 7, 11-12, 18 - стекло, 21 - кость)

от шейных позвонков стоял разрушенный корнями дерева глиняный сосуд со следами нагара и лежал бронзовый полубубенчик (рис. 2-4). Ещё один частично сохранившийся глиняный сосуд находился вблизи левой предплечевой кости. Слева от левого предплечья вертикально в землю был воткнут обломок палки длиной 25 см. В области тазовых костей находились бронзовая якоревид-ная подвеска (рис. 2-3) и три выпуклые, слегка обожжённые круглые бляшки (рис. 2-10); в области правых рёбер - две стеклянные синие бусины (рис. 2-11-12). Возле правой локтевой кости лежали два бронзовых украшения (рис. 2-5, 14).

Погребение № 3 находилось в ЮЗ части кургана на древней поверхности. Разрушено корнями берёзы: кости человека лежали в беспорядке на площади 1,3 *0,8 м. Поза умершего не установлена. В ЮЗ части по линии СЗ - ЮВ лежало два фрагмента жердей длиной 13 см, толщиной 3 см и фрагменты глиняного приземистого горшка.

На I горизонте насыпи встречены многочисленные угли длиной до 2 см, фрагменты лепной керамики с узорами из прочерченных горизонтальных желобков, оттисками гребёнки и ямками и фрагменты без орнамента, а также множество комков прокалённой до кирпичного цвета земли, фрагменты черепа, челюсти и другие кости человека. На краю ЮЗ насыпи в границах 1,2^0,3 м находилось скопление углей, вытянутое по линии СЗЗ - ЮВВ. На II горизонте найдена бронзовая лунница (рис. 2-6), грушевидный бубенчик и застёжка (?) (рис. 2-13), а также фрагменты керамики и угольки. На III горизонте в ЮВ и ЮЗ насыпи отмечено множество комков прокалённой земли и угли длиной до 4 см, а также фрагменты глиняных лепных сосудов и человеческих костей. По отдельности в СЗ насыпи лежало два костяных наконечника стрел. На IV горизонте в центре и в СВ насыпи встречено множество кусков прокалённой земли, углей длиной до 6 см, челюсть человека и фрагменты глиняных сосудов.

Курган № 5 (рис. 3-4) находился в западной части могильника вблизи береговой террасы. Овальной формы: диаметр 8-9 м, высота 0,7 м. В центре находилась яма размером 1,5* 1 м, в северной части - траншея

размером 4x0,8-1,3 м, в юго-восточной части - яма размером 1,1x1,1 м. Содержал одно погребение.

Погребение № 1 (рис. 3-3) размещалось в ЮЗ насыпи и по всей площади было перекрыто прокалённым до кирпичного цвета слоем земли толщиной 18-22 см; в нижней части прокала сохранилось множество кусков обожжённого дерева длиной 10-15 см, шириной 6-8 см, толщиной 2-3 см, а также прокалённые до белёсого цвета мелкие фрагменты костей. Размер прокала 1,85x0,6 м. Умерший покоился на ложе из обожжённых досок; их крупные фрагменты длиной 1235 см, шириной 8-10 см и толщиной 2 см сохранились в его западной части. С определённой долей вероятности можно говорить, что человек был уложен головой на СЗЗ: здесь лежали прокалённые фрагменты черепа. Справа от черепа стояло два раздавленных глиняных горшка (рис. 3-2) и лежала стеклянная синяя бусина. Вблизи костей левой ноги «горкой» и остриём на запад лежало шесть костяных и один железный плоский черешковых наконечника стрел, вдоль костей левой ноги залегало три костяные, прокалённые до белёсого цвета накладки на лук длиной 7-9 см, шириной 2,8-2,9 см, толщиной 0,5 см. Расстояние между крайними точками накладок составляло 50 см (рис. 3-1). Земля под ложем была прокалена до кирпичного цвета на глубину 4 см.

На I горизонте насыпи к северу и к югу от погребения № 1 на глубине 40-50 см отмечены слои и комки прокалённой до кирпичного цвета земли. Ещё далее к З и СЗ от погребения в насыпи на глубине 50-75 см фиксировалось множество мелких углей.

Курган № 12 (рис. 4-1) находился в ЮЗ части могильника. Овальной формы: диаметр 7-7,6 м, высота 0,5 м; в центре насыпи - яма размером 1,6x0,75 м, в южной части - траншея размером 1,85x0,8 м, в северо-восточной части - яма размером 0,8x0,6 м. Обнаружено одно погребение.

Погребение № 1 откопано в северной насыпи. Разрушено. Представлено двумя фрагментами черепа человека, тазовой, бедренной, берцовой костью, ребром, а также раздавленными глиняными горшком и чашей (рис. 4-2-3). Находки лежали по линии СВ -ЮЗ на площади 2^ 0,75 м.

4

Рис. 3. Курган № 5: 1 - накладки на лук (?) (погребение № 1); 2 - фрагмент сосуда (погребение № 1); 3 - план погребения № 1: 1 - развал сосуда; 2 -синяя бусина; 3 - накладки на лук; 4 - шесть костяных и один железный черешковых наконечника стрел; 5 - фрагменты черепа человека; 4 - план: а - дерновый слой; б - грабительские ямы; в - серая супесь; г - тёмно-серая супесь; д - материк; е - прокал кирпичного цвета; ж - угли; з - прокалённые кости; и - границы погребения; к - обожжённые фрагменты досок (1 - кость, 2 - глина)

Рис. 4. Курган № 12: 1 - план: а - дерн; б - супесь серого цвета; в - супесь тёмно-серого цвета; г - материк; д - грабительская яма; е - границы погребения; ж - наконечники стрел; з - кости; и - угли; к - зубы лошади; 2-3 - глиняные сосуды (погребение № 1)

На I горизонте в ЮЗ насыпи встречены чередующиеся с углями комки прокалённой до кирпичного цвета земли. В северной насыпи на глубине 0,6 м обнаружено два костяных наконечника стрел; на II горизонте -зуб лошади; на III - прокалённые до белёсого цвета неопределимые и немногочисленные кости.

Курган № 14 (рис. 5-2) располагался в ЮЗ части могильника вблизи берега Иртыша. Овальной формы: диаметр 5,5-6,5 м, высота 0,9 м. Большая часть насыпи разворошена воронкой размером 3*3,3 м. Содержал три погребения, два из которых являются таковыми условно.

Погребение № 1. На его местонахождение - в центральной части кургана - указали школьники; оно перекрывалось слоем прокалённой земли, под которым находились фрагменты обожжённых досок. С ним, по словам школьников, связаны четыре костяных черешковых наконечника стрел, две бронзовые птицевидные и лапчатая подвески, браслет / височное кольцо, бубенчик, два полубубенчика и фрагмент керамики раннего средневековья (рис. 5-3-13). Помимо вещей, школьники передали нам кости от двух человеческих скелетов.

Погребение № 2 (рис. 5-1) было устроено на древней поверхности СВ части насыпи. Умерший человек лежал на спине в вытянутом положении, руки вдоль туловища, головой на ЮВ. Длина скелета 1,65 м. Погребение перекрывалось досками, остатки которых в виде небольших фрагментов со следами обжига сверху лежали в продольном направлении. На самом скелете обжиг отсутствовал. На берцовых костях стоял кверху дном глиняный сосуд, закрытый снизу берестяной крышкой (?). В 10 см к западу от горшка лежали череп и кости ещё одного скелета, причём челюсть и череп были связаны алюминиевой проволокой. Школьники пояснили нам, что по требованию муллы они закопали эти кости и череп. При этом погребение № 2 не потревожено. Погребение «в ногах» (№ 3), как и погребение № 1, условное.

В заключительной части статьи обратим внимание читателя на то, что в насыпи курганов № 1, 5 и 14 обнаружены фрагменты лепной керамики, украшенные горизонтальными желобками, оттисками гребенчатого штампа и ямками, типичные для потчеваш-ской культуры раннего средневековья [11, рис. 23-27]. Эти артефакты, а также мысовое строение берега позволяют выдвинуть вер-

сию, что здесь до курганного могильника существовало поселение / городище второй половины I тыс. н. э. Территориальное совмещение разновременных поселений и могильников характерно для южнотаёжного Прииртышья. В качестве примера укажу на городище Паново II раннего средневековья в 140 км к северо-востоку от Ильчибаги, на месте которого возник курганный могильник Паново I развитого средневековья [12].

Теперь о дате памятника. Курганы содержали немногочисленную группу датируемых вещей: бронзовые груше- и шаровидные бубенчики, стеклянные синие бусы, железный плоский черешковый наконечник стрелы, бронзовую лунницу и якоревидную накладку на пояс. Перечисленные предметы имеют многочисленные аналоги в древностях второй половины Х - начала ХШ в. как Омского Прииртышья [11, табл. ЬХХХ^ 1921; ЬХХХП, 27, 33], так и Приуралья, Прикамья, Древней Руси и степей Восточной Европы [Там же, табл. ХХШ, 6, 8; ЬХХ^ 22; 13, рис. 33-2-3]. Причём бронзовая лунница из насыпи кургана № 1 позволяет, на наш взгляд, сузить дату курганов до ХП - начала ХШ в. По топографии, характеру устройства насыпей, погребальному обряду и составу инвентаря могильник относится к усть-ишимской культуре [11, с. 193].

Перейдём к выводам. Следы огня в виде кострищ и углей отмечены во всех исследованных могильниках южнотаёжного и лесостепного Прииртышья развитого средневековья. С учётом ограниченного объёма статьи приведём лишь отдельные примеры и ссылки на памятник, откуда они происходят4.

Крупные скопления прокала, располагавшиеся кольцом или полукругом вокруг центральных могил, открыты в Ивановом Мысу I (курганы № 1, 5, 7), Кипо-Куларах I (курган № 7), Панове I (курган № 15). Отдельные кострища встречены в насыпи на древней поверхности на уровне материка и в материке: Иванов Мыс I (курган № 10), Атачка II (курган № 55). Такие же кострища находились на глиняных выбросах из центральных могил: Кипы III (курганы № 20 и 26). Большинство кострищ овальной, реже прямоугольной, ещё реже фигурной формы. Встречены кострища со стоявшими на них, в том числе и в перевёрнутом виде, глиня-

ными сосудами; иногда сосуды находились рядом с кострищами: Иванов Мыс I (курган № 1), Малая Бича IV (курган № 1). Известны случаи, когда рядом или вблизи кострищ покоились костяные или железные наконечники стрел: Малая Бича IV (курган № 1).

Помимо этого, в курганах Усть-Ишима встречено множество фактов обжига берестяных, деревянных перекрытий и внутримо-гильных конструкций [8, с. 80]. Известны примеры обжига стенок могил, проводившегося до помещения в могилу покойника: Па-ново I (курган № 15, погребение № 1). Следы кострищ зафиксированы под скелетами людей и рядом с ними: Иванов Мыс I (курган № 7, погребение № 3), Малая Бича IV (курган № 1, погребение № 4), Паново I (курган № 63, погребение № 2). Кроме того, в курганах встречено много фактов преднамеренной подсыпки углей к отдельно стоящим глиняным сосудам: Малая Бича IV (курган № 1, насыпь); к лежащим в насыпи или на древней поверхности черепам и челюстям лошадей: Паново I (курган № 61); к оставленным в насыпи иным предметам: Малая Бича IV (курган № 1). Скопление углей обнаружено под черепом человека: Паново I (курган № 58, погребение № 2).

Материалы Ильчибаги I дополняют приведённые примеры использования огня. Состояние погребений из курганов № 1 и 5 позволяет заключить, что в данных случаях мы имеем дело едва ли не с кремацией усопших, тогда как для всех прочих могильников Усть-Ишима характерен обряд трупополо-жения; лишь иногда здесь отмечен слабый обжиг костей умершего.

Вышеприведённое позволяет заключить, что огонь имел высокий семиотический статус в мировоззрении населения южнотаёжного Прииртышья развитого средневековья. Проникнуть в его смысл отчасти можно путём анализа представлений об огне потомков усть-ишимского населения - южных хантов ХVIII-ХХ вв., а также эпоса и практики погребальных ритуалов индоиранских народов, чьи предки обитали начиная с эпохи раннего металла и вплоть до раннего средневековья в евразийских степях, в том числе в степном и лесостепном Прииртышье. Однако это отдельная и большая тема, разработка которой выходит за рамки статьи.

Рис. 5. Курган № 14: 1 - погребение № 2 и № 3 (?): 1 - глиняный сосуд, закрытый снизу берестяной крышкой (?); 2 - план: а - дерновый слой; б - супесь серого цвета; в - супесь тёмно-серого цвета; г - материк; д - грабительская яма; е - раздавленный глиняный сосуд; 3-12 - находки (погребение № 1 (?)): 3-6 - наконечники стрел; 7-8 - птицевидные подвески; 9 - лапчатая подвеска; 10 - височное кольцо; 11, 13 - полубубенчики, 12 - бубенчик

(3-6 - кость, 7-13 - бронза)

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Картотека В. П. Левашовой, № 33, Омский государственный историко-краеведческий музей.

2 К сожалению, заданный объём статьи не позволил включить в неё весь инвентарь и его анализ.

3 Научный паспорт хранится в Министерстве культуры Омской области.

4 Автором подготовлена к печати рукопись монографии, в которой роль огня в погребальной практике средневекового населения Омского Прииртышья раскрывается с использованием иллюстративного материала указанных в тексте статьи памятников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петров А. И. Эпоха позднего неолита и ранней бронзы в Среднем Прииртышье. - Омск : ОмГУ, 2014. - 346 с.

2. Матющенко В. И., Синицына Г. В. Могильник у д. Ростовка вблизи Омска. - Томск : ТГУ, 1988. - 133 с.

3. Молодин В. И., Чикишева Т. А. Курганный могильник Преображенка 3 - памятник культуры эпохи бронзы Барабинской лесостепи. -Новосибирск : Наука, 1988.

4. Ковалевский С. А. Огненные ритуалы в эпоху поздней бронзы у населения ирменской культуры // Этническая история и культура тюркских народов Евразии. - Омск : Наука, 2011.

Информация о статье

Дата поступления 4 мая 2017 г.

Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.

Сведения об авторе

Коников Борис Александрович - канд. ист. наук, профессор Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия), советник генерального директора ОмПО «Радиозавод имени Попова», заслуженный деятель культуры Омской области Адрес для корреспонденции: 644009, Россия, Омск, ул. 10 лет Октября, 195

E-mail: info@relero.ru Для цитирования

Коников Б. А. Огонь в погребальной практике населения Омского Прииртышья эпохи развитого средневековья (по материалам курганного могильника Ильчибага I) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 61-70.

5. Археология СССР : в 20 т. / под общ. ред. Б. А. Рыбакова. - Т. 12 : Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. - М. : Наука, 1992. - 492 с.

6. Данченко Е. М. Южнотаёжное Прииртышье в середине - второй половине I тыс. до н. э. -Омск : ОГПИ, 1996. - 212 с.

7. Могильников В. А., Коников Б. А. Могильник потчевашской культуры в Среднем Прииртышье // Советская археология. - 1983. - № 2. -С. 162-182.

8. Коников Б. А. Омское Прииртышье в раннем и развитом средневековье. - Омск : Издат. дом «Наука», 2007. - 464 с.

9. Отчёт Археологической комиссии за 1911 год. -СПб., 1914. - 123 с.

10. Палашенков А. Ф. Материалы к археологической карте Омской области // Археология Прииртышья. - Томск : ТГУ, 1980. - С. 100-146.

11. Археология СССР : в 20 т. / под общ. ред. Б. А. Рыбакова. - Т. 17 : Финно-угры и балты в эпоху средневековья. - М. : Наука, 1987. -509 с.

12. Коников Б. А. Поселение Паново II из южнотаёжного Прииртышья (к вопросу о культурной идентичности Потчеваша, Зеленогора и Кучимино) // Проблемы археологии и истории Северной Евразии. - Томск : ТГУ, 2009. -С.84-105.

13. Савельева Э. А. Вымские могильники Х1-Х1У вв. - Л. : ЛГУ, 1987.

Article info

Received May 4, 2017

Accepted July 12, 2017

About the author

Konikov Boris Aleksandrovich - Candidate of Historical sciences, Professor of Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), Advisor to the General Director of OmPA "Popov Radio Factory", Honored Worker of Culture of the Omsk region

Postal address: 195, 10 let Oktyabrya ul., Omsk, 644009, Russia

E-mail: info@relero.ru For citations

Konikov B. A. Fire in Funeral Practices of the Population of the Omsk Irtysh Area in the Epoch of Developed Middle Ages (Based on the Materials of the Ilchibaga Burial Mound I). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 61-70. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.