Научная статья на тему '«Офицеров нужно готовить в вузах…»: к 50-летию начала подготовки офицеров запаса в Чувашии'

«Офицеров нужно готовить в вузах…»: к 50-летию начала подготовки офицеров запаса в Чувашии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦЕРЫ ЗАПАСА / ГРАЖДАНСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / RESERVE OFFICERS / CIVILIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / MILITARY TRAINING OF STUDENTS / VOLGA BRANCH THE MOSCOW POWER ENGINEERING INSTITUTE / MILITARY DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капранов Виктор Иванович

Рассмотрен генезис системы подготовки офицеров запаса в Чувашской Республике. Центральное место отведено деятельности военной кафедры Волжского филиала Московского энергетического института. Обоснованы выводы о причинах и следствиях начала военной подготовки студентов в гражданском высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«OFFICERS MUST BE PREPARED IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS …»: 50TH ANNIVERSARY OF TRAINING RESERVE OFFICERS BEGINNING IN THE CHUVASH REPUBLIC

This article describes the genesis of the reserve officers training system in the Chuvash Republic. The central place is given to the military department activities of the Volga branch, the Moscow Power Engineering Institute. The article justified conclusions about the causes and consequences of students military training in the civil higher educational institution.

Текст научной работы на тему ««Офицеров нужно готовить в вузах…»: к 50-летию начала подготовки офицеров запаса в Чувашии»

решить. И здесь востребованы временем согласованные действия власти, бизнеса, науки в отношении человеческого капитала, в определении приоритетов в образовании, здравоохранении, подготовке и закреплении квалифицированных кадров в сельской местности.

Литература

1. Авдеева Н.Н. Социально-экологические проблемы развития человеческого потенциала России // Историческая экология и историческая демография / под ред. Ю.А. Полякова. М.: РОССПЭН, 2003. С. 134-143.

2. Вербицкая О.М. Население российской деревни в демографическом кризисе 1990-х годов // Российская история. 2009. № 4. С. 114-131.

3. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 203. Оп. 24. Д. 4358.

4. Козлов С.А., Швейковская Е.Н. Проблемы социально-экономической истории в работе симпозиума по аграрной истории Восточной Европы (1958-2003) // Отечественная история. 2003. № 6. С. 158-173.

5. Личность и здоровье в эпоху новых ценностей // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2008. № 4. 339 с.

6. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук. Отд. 10. Ед.хр. 1948.

7. Нефедова Т.Г. Географические вариации сельского хозяйства и их возможные изменения // Отечественные записки. 2004. № 1.

8. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в Чувашской Республике / Чувашстат. Чебоксары, 2008. 168 с.

9. Российский государственный архив экономики. Ф. 650. Оп. 1. Л. 38.

10. Скрынник Е.Б. Формирование современной агропродовольственной политики Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2010.

11. Советская Чувашия. 2012. 12 янв.

12. Текущий архив Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики.

13. Чувашия: 1920-2010. Цифры и факты / Чувашстат. Чебоксары, 2010.

ИЛЬИН ИВАН ЕГОРОВИЧ. См. с. 35.

УДК 94(470.344)+378

В.И. КАПРАНОВ

«ОФИЦЕРОВ НУЖНО ГОТОВИТЬ В ВУЗАХ...»: к 50-летию начала подготовки офицеров запаса в Чувашии

Ключевые слова: офицеры запаса, гражданские высшие учебные заведения, военная подготовка студентов, Волжский филиал Московского энергетического института, военная кафедра.

Рассмотрен генезис системы подготовки офицеров запаса в Чувашской Республике. Центральное место отведено деятельности военной кафедры Волжского филиала Московского энергетического института. Обоснованы выводы о причинах и следствиях начала военной подготовки студентов в гражданском высшем учебном заведении.

V.I. KAPRANOV

«OFFICERS MUST BE PREPARED IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ...»:

50th ANNIVERSARY OF TRAINING RESERVE OFFICERS BEGINNING IN THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: reserve officers, civilian higher educational institutions, military training of students, Volga Branch the Moscow Power Engineering Institute, military department.

This article describes the genesis of the reserve officers training system in the Chuvash Republic. The central place is given to the military department activities of the Volga branch, the Moscow Power Engineering Institute. The article justified conclusions about the causes and consequences of students military training in the civil higher educational institution.

«Офицеров запаса нужно готовить в вузах, иначе нельзя. И мы в этом заинтересованы, в этом заинтересованы все молодые люди, которые получают высшее образование» [4. Л. 78]. Профессор С.Ф. Сайкин - первый ректор Чувашского государственного университета - имел все основания это утверждать. Этим словам, прозвучавшим в 1971 г., предшествовал почти десяти-

летний опыт работы по подготовке офицеров запаса в вузе. Начало ей было положено кафедрой специальной подготовки и физического воспитания Волжского филиала Московского энергетического института, на базе которого в 1967 г. был создан национальный университет.

16 августа 1961 г. министр высшего и среднего специального образования РСФСР В.Н. Столетов подписал приказ № 484 «Об организации филиала Московского энергетического института в г. Чебоксарах», в котором содержалось следующее: «В целях развития высшего технического образования и приближения его непосредственно к промышленным районам приказываю: 1. Организовать в г. Чебоксарах с 1 августа 1961 г. филиал Московского энергетического института с заочной и вечерней формой обучения студентов» [1. Л. 7]. 8 сентября 1961 г. был издан приказ № 562 «Об организации работы в филиале Московского энергетического института в г. Чебоксарах». Документ предписывал: «1. Организовать в филиале Московского энергетического института в г. Чебоксарах следующие вечерние факультеты с общетехнической подготовкой:

1. Факультет электрификации промышленности со специальностями:

0503 - Электроснабжение промышленных предприятий и городов

0628 - Электропривод и автоматизация промышленных установок

2. Электротехнический факультет со специальностями:

0601 - Электрические машины и аппараты

0611 - Электронные аппараты

12. В соответствии с просьбой Чувашского совнархоза и Московского энергетического института именовать филиал Московского энергетического института в г. Чебоксарах - «Волжский филиал Московского института в г. Чебоксарах»» [1. Л. 8].

С 1 октября 1961 г. началось обучение студентов в Волжском филиале Московского энергетического института (ВФ МЭИ), а 7 октября, в праздничный День Конституции СССР, состоялось торжественное открытие нового вуза с участием руководителей Чувашской АССР.

В 1962 г. в филиале было открыто дневное отделение. В соответствии с приказом Министерства обороны СССР № 0201 от 8 августа 1962 г. в ВФ МЭИ была начата военная подготовка студентов дневной формы обучения на кафедре специальной подготовки и физического воспитания. Она осуществлялась по профилю ВУС-186: «Инженер по эксплуатации автоматического, электрического и приборного оборудования и летательных аппаратов» согласно программе подготовки офицеров запаса 1961 г.: занятия в вузе - 450 ч, занятия в войсковых частях на сборах - 160 ч.

Занятия по циклу военной подготовки первым стал проводить майор запаса Ф.С. Кравчук в августе 1962 г. С 1 января 1963 г. была введена должность начальника кафедры специальной подготовки и физического воспитания. Первым начальником кафедры стал инженер-подполковник Ю.С. Краснов, назначение которого состоялось 15 февраля 1963 г. В июле 1963 г. преподавателями кафедры были назначены инженер-подполковник А.В. Осипов, инженер-майор Ю.М. Меркулов, в августе этого же года - инженер-подполковник В.М. Космодамианский [2. Л. 1].

Учебно-методическая работа по подготовке офицеров запаса включала проведение занятий по дисциплине «Гражданская оборона», по специальным предметам (СП-1, СП-2, СП-3, СП-4). К примеру, курс СП-1 («Общевойсковая подготовка») состоял из следующих разделов: вводная лекция - 2 ч, строевая подготовка - 8 ч, уставы - 8 ч, огневая подготовка - 8 ч, военная подготовка - 8 ч, практическая подготовка - 16 ч, партийно-политическая работа в войсках - 10 ч [2. Л. 11].

Преподаватели разрабатывали лекционные курсы, планы проведения лабораторных работ, задания для самостоятельной работы студентов. На заседаниях кафедры заслушивались отчеты офицеров о ходе выполнения учебных планов и программ, о взаимных посещениях открытых и пробных занятий. Разрабатывались учебные пособия - планы-конспекты лекций, лабораторные практикумы, однако их не хватало. В связи с этим стали практиковаться классно-групповые занятия вместо самостоятельной работы студентов [2. Л. 5].

Параллельно преподаватели кафедры проводили большую работу по созданию нормальных условий для учебного процесса. Они участвовали в мероприятиях по созданию и оборудованию самолетной площадки, по обеспечению электроснабжения учебных лабораторий, по изготовлению наглядных пособий (плакатов, стендов, макетов); вели методические занятия с лаборантским составом кафедры; выезжали в гг. Москва, Йошкар-Ола, Шумерля за авиационным оборудованием или учебной мебелью. Особое внимание отводилось организации хранения учебного оружия, секретных рабочих тетрадей студентов.

Работа с обучаемыми по циклу военной подготовке предусматривала проведение индивидуальных консультаций по курсу, индивидуальных бесед по вопросам жизни Советской Армии, текущей политики, контроль дежурств студентов на кафедре, ведение личных дел военнообязанных студентов, посещение студенческих общежитий не реже одного раза в месяц, оказание помощи студентам в налаживании нормального быта.

Повышение квалификации преподавателей военного цикла проходило в форме командирской подготовки, в рамках которой офицеры:

- участвовали в окружных учебно-методических сборах в Москве и Куйбышеве; прослушивали лекции и выступали с докладами на сборах офицеров запаса МЭИ, организовывали учебно-методические сборы на кафедре специальной подготовки и физического воспитания ВФ МЭИ;

- проводили сборы офицеров запаса ВФ МЭИ, занятия с офицерами запаса инженерно-технического состава ВВС по Чебоксарскому горвоенкомату;

- знакомились с новинками военной, военно-технической и военноисторической литературы;

- изучали устройство автопилотов АП-15, АП-5, АП-5-2М, материальную часть автомата Калашникова, пистолета Марголина, пистолета Макарова и наставления по стрелковому делу;

- изучали приказы Министерства обороны СССР, указания, регламентирующие работу цикла военной подготовки, методические записки преподавателей военной кафедры МЭИ об учебно-воспитательной работе с военнообязанными студентами, решения совета ВФ МЭИ;

- готовили доклады по различной тематике: военной («История развития ракетостроения», «История развития советской авиации», «Новое в авиационной технике», «Классификация аэродромов», «Устав Внутренней службы ВС СССР» и др.). общественно-политической («Коммунистическая партия - организатор, руководитель, воспитатель советских Вооруженных Сил». «Мирное сосуществование и мировой революционный процесс (по материалам газеты «Правда») и др.); философской («Материя и сознание», «Диалектический материализм» и др.).

С целью повышения квалификации преподаватели кафедры специальной подготовки и физического воспитания ВФ МЭИ посещали расположенные в г. Чебоксары заводы, промышленные предприятия, ОКБ, а также высшие учебные заведения (ЧСХИ, ЧГПИ).

Преподаватели цикла военной подготовки кафедры специальной подготовки и физического воспитания принимали активное участие в жизни ВФ

МЭИ: работали в штабе ГО и в ДНД, в комитете ДОСААФ и в секции общества «Знание», посещали комсомольские собрания, участвовали в спортивных мероприятиях, содействовали развитию военно-прикладных видов спорта. Вместе со студентами они занимались благоустройством территории филиала, собирали урожай картофеля в колхозах.

В соответствии с приказом Главнокомандующего ВВС № 0453 от 24 апреля 1964 г. в ВФ МЭИ была создана отдельная кафедра специальной подготовки - военная кафедра. По сути, она являлась самостоятельным учебным заведением, в котором были широкий спектр военных дисциплин, довольно большой контингент обучающихся, разнообразная инфраструктура. Следует иметь в виду, что в армейских условиях военные кафедры приравнивались к соединениям, дивизиям, а циклы военной подготовки - к полкам и возглавлялись командирами полков, полковниками.

Спустя пять лет после начала подготовки офицеров запаса в ВФ МЭИ количество преподавателей заметно увеличилось. Коллектив преподавателей военной кафедры ВФ МЭИ составляли инженер-подполковник Ю.С. Краснов, инженер-подполковник А.В. Осипов, инженер-майор В.А. Лыска, майор Б.К. Оленин, майор запаса Ф.С. Кравчук, майор запаса В.В. Карпеев [3. Л. 40].

В рамках военной кафедры получили дальнейшее развитие основные направления деятельности кафедры специальной подготовки и физического воспитания ВФ МЭИ. Этому в немалой степени способствовало укрепление материально-технической базы подготовки офицеров запаса. В 1966/1967 учебном году было закончено строительство и завершено оснащение учебным имуществом и наглядными пособиями аудиторного фонда нового, отдельно расположенного двухэтажного здания военной кафедры со стрелковым тиром в подвале. Во дворе здания находился строевой асфальтированный плац. Завершилось строительство самолетного ангара, складских помещений.

Важной вехой в подготовке офицеров запаса стал 1965 год. При авиационной части Балашовского высшего военного училища летчиков впервые прошли учебные сборы студентов, защитивших дипломные проекты в ВФ МЭИ. После окончания сборов на военной кафедре филиала состоялся первый выпуск офицеров запаса ВВС. Выпускникам были присвоены офицерские звания «Младший инженер - лейтенант запаса» и присвоена квалификация «Инженер по эксплуатации автоматического, электрического и приборного оборудования летательных аппаратов» (ВУС-186). Этот порядок организации военной подготовки студентов по данному профилю существовал до 1970 г.

В 1965/1966 учебном году подготовка офицеров запаса на военной кафедре была приведена в соответствие с Положением о военной подготовке студентов, курсантов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений (1965 г.), в котором было предусмотрено большее количество часов на практические и полевые занятия.

Произошло увеличение количества спецпредметов за счет курсов СП-5 и СП-6. Стали практиковаться дифференцированный зачет, программированный опрос. Преподаватели военной кафедры знакомились с программами смежных дисциплин других кафедр филиала и принимали меры по исключению дублирования в преподавании курсов СП-4 и СП-5.

По-прежнему существовала проблема с обеспечением военной кафедры учебной литературой. Если по курсу «Гражданская оборона» имелись учебные пособия в достаточном количестве, то «с большим трудом удалось достать для преподавателя несколько секретных учебных пособий по СП-3 у Киевского высшего инженерно-авиационного военного училища ВВС и конспект лекции военной кафедры МЭИ» [2. Л. 77].

Офицеры продолжили работу по совершенствованию учебного оборудования: обеспечили электропитанием два самолета МИГ-15 на самолетной площадке, подняли воздушное давление в самолетных колесных камерах, изготовили недостающую часть киля самолета МИГ-15. Представители кафедры выезжали в г. Сердобск за учебным стрелковым оружием, в г. Казань за авиационно-техническим имуществом, на ст. Щербинка Московской области за техническим имуществом для оборудования лаборатории. В январе 1966 г. военной кафедрой было принято решение: «1. Завести с февраля 1966 г. записные книжку каждому лаборанту, где отмечать свою работу за день. 2. К концу рабочего каждому лаборанту докладывать о проделанной работе. 3. Ведущим преподавателям принимать активное участие в организации и проведении работ лаборантов по модернизации и монтажу лабораторий» [2. Л. 89].

В командирскую подготовку были включены: изучение материальной части авиационных автоматических пушек НР-23 и Н-37, проведение лекций по истории КПСС. Офицеры военной кафедры стали посещать занятия на гражданских кафедрах филиала по смежным дисциплинам, выступать с докладами и научными сообщениями на промышленных предприятиях и заводах, в ОКБ.

Работа с обучаемыми была дополнена ведением классных журналов учета посещаемости и успеваемости студентов, назначением старост в учебных группах и «секретчиков» в группах студентов четвертого курса с сентября 1964 г., оформлением Доски почета студентов-отличников по военной подготовке в сентябре 1965 г. Как и раньше, преподаватели кафедры ежегодно обрабатывали материалы о военнообязанных студентах нового приема, заполняли учетные карточки военнообязанных студентов, готовили приказы по ВФ МЭИ о привлечении их к военной подготовке, разъясняли им условия и требования военной подготовки в ВФ МЭИ. Предпринимались шаги по развертыванию изобретательской и научно-исследовательской работы студентов в лаборатории по курсам СП-4 и СП-5. 21 сентября 1965 г. на заседании военной кафедры было принято решение: «1. Необходимо создать студенческие кружки по предметам СП-1, СП-2, СП-4, СП-5, СП-6. 2. Работа этих кружков должна быть направлена на создание новых и совершенствование старых лабораторных стендов, на изготовление учебных наглядных пособий, схем и т.д. 3. Ознакомиться с опытом работы гражданских кафедр филиала по организации работы в студенческих научных кружках. 4. Проводить работу со студентами в кружках по 2 часа в месяц во внеучебное время» [2. Л. 75].

В целях улучшения спортивно-массовой и воспитательной работы со студентами военная кафедра совместно с кафедрой физического воспитания разрабатывала и проводила мероприятия. Так, 6 января 1967 г. на совместном заседании кафедр военной и физического воспитания было принято решение «обеспечить совместной работой сдачу норм на значок ГЗР [«Готов к защите Родины»] всеми военнообязанными студентами. Прием норм по спортивному комплексу проводить на кафедре физического воспитания, а военнотехнических норм на военной кафедре» [3. Л. 25].

На заседаниях военной кафедры постоянно обсуждались вопросы воспитания будущих офицеров запаса, заслушивались отчеты офицеров, прикрепленных к учебным группам. Так, на заседании 11 мая 1965 г. инженер-подполковник В.М. Космодамианский докладывал: «Требовал четкости и точности в выполнении устава. Предъявлял требовательность к внешнему виду. Проводил беседы о поведении студентов в городе». Инженер-подполковник А.В. Осипов говорил о том, что «заведен список всех студентов, где указано, какие нагрузки выполняет студент, в каких занимается секциях. На каждого студента писал характеристику» [2. Л. 62].

Военная кафедра установила тесные связи с городским штабом ГО, организовала формирования ГО с участием студентов Вф МЭИ - будущих офицеров запаса, осуществляла общее руководство их деятельностью. Также преподаватели кафедры посещали объекты ГО на заводах и предприятиях. Офицеры продолжали оказывать содействие в работе комитета ДОСААФ, в частности, организовали стрелковую секцию и проводили стрелковые соревнования, помогали подшефной школе № 20 г. Чебоксары в организации оборонно-спортивной работы.

Подготовка офицеров запаса проходила под постоянным контролем органов военного управления. В июне 1965 г. работа военной кафедры ВФ МЭИ была проверена и положительно оценена представителем управления Приволжского военного округа. В июле 1967 г. Министерство обороны СССР осуществило проверку проведения учебных сборов в войсках, по результатам которой были сделаны положительные выводы.

Как показало время, военная кафедра ВФ МЭИ была тем первоначальным элементом, вокруг которого со временем сформировалась система подготовки офицеров запаса в национальной республике, включающая органы военного управления, прежде всего, Чувашский облвоенкомат, Чебоксарский горвоенкомат, а также республиканские, городские и районные органы власти, службу ГО, различные общественные организации (партийные, комсомольские, профсоюзные, оборонно-спортивные, спортивные, общество «Знание»), промышленные предприятия и заводы. В то же время система подготовки офицеров запаса в Чувашской АССР была неотъемлемым звеном общегосударственной системы военной подготовки студентов в гражданских вузах, являвшейся мощным мобилизационным резервом для Вооруженных Сил.

Появление военной кафедры ВФ МЭИ как базы подготовки офицеров запаса в Чувашии стало возможным в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов. К первым из них могут быть отнесены особенности демографической ситуации в стране, потребности кадрового обеспечения военного строительства в условиях развертывания военно-технического прогресса в СССР, государственная политика по военной подготовке студентов гражданских вузов. Внутренние факторы - это ускоренное индустриальное развитие Чувашской АССР, становление высшего технического образования в республике.

Военная кафедра ВФ МЭИ решала не только задачу подготовка для ВС СССР квалифицированных офицеров запаса, способных успешно выполнять боевые задачи и свои функциональные обязанности в условиях современного боя, обладавших необходимыми навыками в обучении и воспитании подчиненных, но и задачи обороны страны, воспитания молодежи.

Литература и источники

1. ГИА ЧР. Ф. Р-1981. Оп. 1. Д. 1.

2. ГИА ЧР. Ф. Р-1981. Оп. 2. Д. 7.

3. ГИА ЧР. Ф. Р-1981. Оп. 2. Д. 27.

4. ГИА ЧР. Ф. Р-2453. Оп. 1. Д. 637.

КАПРАНОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата исторических наук, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

KAPRANOV VlKTOR IVANOVICH - a competitor of scientific degree of Historical Sciences Candidate, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.