Литература
1. Гайсина, Р.М. Становление частей речи в свете синергетической парадигмы (на примере взаимодействия имени существительного и глагола) / Р.М. Гайсина // Исследования по семантике. Уфа: РИО БашГУ, 2004. Вып. 22. С. 34 - 53.
2. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание / А.М. Камчатнов, Н.А. Николина. М.: Флинта, 2004.
3. Лосев, А.Ф. Бытие - имя - космос / А.Ф. Лосев. М., 1993.
4. Лосев, А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей / А.Ф. Лосев. М.: Едито-риал УРСС, 2004.
5. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / В.Н. Лосский. М., 1991.
6. Мейендорф, И. (прот.) Православие и современный мир / И. Мейендорф (прот.). Минск, 1995.
7. Мейендорф, И. (прот.) Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение / И. Мейендорф (прот.). СПб., 1997.
8. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М.: Изд-во «Ди-Дик», 1995.
Е.Н. СОКОЛОВА (Тюмень)
ОДНОСЛОВНЫЕ МУЖСКИЕ НЕКАЛЕНДАРНЫЕ ИМЕНА В ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТАХ СТАРШЕЙ ЭПОХИ
Памятники письменности эпохи Киевского государства фиксируют значительную долю однословных мужских некалендарных имен. Среди них имеются одноосновные: Глебъ, Игорь (Инъгварь), Олегъ, Рюрикъ и двухосновные композиты: Брячиславъ, Всеволодъ, Владимиръ, Всеславъ, Изяславъ, Мстиславъ, Ратимиръ, Ростиславъ, Святополкъ, Святославъ, Ярославъ (Ярославьць), Ярополкъ, среди них -неполное Борисъ (др.-рус. и болг. усечение имени Бориславъ).
Традиция называния лица только одним личным некалендарным именем отражена в следующих примерах при упоминании о деяниях святых мучеников Бориса и Глеба: «... посреди насада стояша
святая мученика Бориса и Глебъ въ одеждах чръвленых...» (ЖАН: 430) (в статье приводится адаптированный древнерусский текст), «Рече Борисъ: «Брате Глебе, вели грести, да поможемь сроднику своему князю Александру» (Там же), «... испьр-ва писавъшю ми о житие и о погублении и о чюдесьхъ святою и блаженною страсто-трьпьцю Бориса и Глеба...» (ЖФП: 304). В «Поучении» Владимира Мономаха встречается пример именования знатного половца русским именем Глебъ (известно, что русские имена у половцев встречаются неоднократно): «... и у Глебовы чади пояхом дружину свою всю...» (ПВМ: 404). Глебъ - др.-рус. (сканд. Гудлейфр: др.-герм. гуд бог + лейб отдавать (под защиту).
Фиксируются в «Поучении» Владимира Мономаха имена князей Бориса Вячеславича: «То и пакы ходихомъ, том же лете, со отцемь и со Изяславомь битъся Чернигову с Борисомь и победихомъ Бориса и Олга» (ПВМ: 402) и Бориса Владимировича: «... богъ и святыи Борисъ не да имъ мене в користь, - неврежени доидохомъ Переяславлю» (Там же: 404). Кроме того, имя Бориса Владимировича, память о котором праздновалась 24 июля, встречается в составе хрононима Бориса день: «И вы-идохом насвятаго Бориса день ис Чернигова, и ехахомъ сквозе полкы половьч-ские...» (Там же).
Некалендарное имя Рюрикъ (при упоминании князя Рюрика Ростиславича) отражено в «Слове о полку Игореве»: «... сего бо ныне сташа стязи Рюриковы, а дру-зии - Давидовы...» (СПИ: 384).
Имя Олегъ - др.-рус. (сканд. Хельге: хельги святой) используется в «Слове о полку Игореве» в контексте: «Олегъ и Святъ-славъ, тъмою ся поволокоста» (СПИ: 380). Речь идет об Олеге Игоревиче, сыне Игоря Святославича. Неоднократно только личным некалендарным именем назван в «Слове...» и Олег (Михаил) Святославич, дед Игоря (ум. 1115 г.), князь тмуторо-канский и черниговский: «Тъи бо Олегъ мечемъ крамолу коваше...» (Там же: 376). Упоминает об этом князе и игумен Даниил, рассказывая о его пребывании на о. Родос: «И в томъ острове был Олегь князь русскыи 2 лете и 2 зиме» (ХИД: 30). Любопытно, что о данном событии нет упоминания ни в одном письменном источ-
© Соколова Е.Н., 2008
нике, кроме «Хожения». Только личным именем называет Олега Святославича Владимир Мономах, в контексте многочисленных описаний походов и сражений, связанных с давней враждой Олега и Мо-номаха: «То и пакы ходихомъ том же лете, со отцемь и со Изяславомь битъся Чернигову с Борисомь и победихомъ Бориса и Олга» (пВМ: 402).
Несколько десятков раз назван только личным именем Новгород-северский князь Игорь Святославич (1151 - 1202) в тексте «Слова о полку Игореве». Игорь -др.-рус. (сканд. Ингвар(р): Ингвио имя бога изобилия + варр охранять). «Солнце светится на небесе - Игорь князь въ Руской земли» (СПИ: 386), «Тогда Игорь възре на светлое солнце...» (Там же: 374) и др. Используется и вариант имени Игорь -Инъгварь: «Инъгварь и Всеволодъ и вси три Мстиславичи...» (Там же: 382) (о волынском князе Ингваре Ярославиче).
Все двухосновные композиты в исследуемых источниках - это имена представителей княжеского рода (единственным исключением является имя Ратимиръ), которые используются для прославления, поскольку образованы от основ с положительным значением. Данная традиция известна как «имяславие». Примером может служить имя Брячиславъ (слав. от основ слов бряцать шуметь, звенеть + слава): «Не бысть ту брата Брячеслава, ни другаго - Всеволода...» (СПИ: 382). Здесь речь идет о сыне Василька Роговолодови-ча, полоцкого князя. Перечислим другие знаковые в исследуемых текстах композиты. Всеволодъ (слав. от основ слов все, всё + владеть): «Не бысть ту брата Брячеслава, ни другаго - Всеволода, единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тела» (Там же). В данном контексте при рассказе о гибели Изяслава Васильковича назван князь Всеволодъ Василькович.
Многократно упоминается в «Слове о полку Игореве» Всеволод Святославич, князь трубчевский и курский, брат Игоря Святославича: «Игорь ждет мила брата Всеволода» (Там же: 372). В контексте «Великыи княже Всеволоде!» (Там же: 380) представлено обращение к князю суздальскому Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, а в примере «Инъгварь и Всеволодъ и вси три Мстиславичи...» (Там же: 382) речь идет о Всеволоде Ярославиче, волынском князе, правнуке Мстислава Владимировича Великого. О Всеволоде Юрьевиче Большое Гнез-
до упоминает и автор «Слова о погибели Русской земли»: «... все покорено было бо-гомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому» (СПРЗ: 130). Именование князя Всеволода только личным некалендарным именем присутствует и в «Житии» Феодосия Печерского: «... ихъ же посъла жена некая, иже бе предьрьжаще вься въ дому благоверьнааго князя Всеволода» (ЖФП: 362 - 364).
Некалендарное имя Владимиръ (варианты - Володимиръ, Владимеръ) - др.-рус. (др.-герм. Вальдемар: вальдан владеть + мар слава; переосмыслено как образование от основ слов владеть + мир) - встречается в тексте «Слова о полку Игореве»: «... Владимиръ по вся утра уши закладаше въ Чернигове» (СПИ: 376), «Почнемъ же, братие, повесть сию отъ стараго Владиме-ра до нынешняго Игоря...» (Там же: 372), «Того стараго Владимира нельзе бе при-гвоздити къ горамъ Киевскимъ...» (Там же: 384). В первом контексте речь идет о Владимире Всеволодовиче Мономахе (1053 -1125) - сыне переяславского, а затем киевского князя Всеволода и византийской принцессы, дочери императора Константина IX Мономаха. Звон в городе Тмуто-рокани, извещавший об очередном выступлении князей в междоусобное сражение, настолько беспокоил Владимира Мо-номаха, что он каждое утро затыкал себе уши в Чернигове. Два последних контекста вызывают споры среди ученых относительно того, кто назван «старым Владимиром», Владимир I Святославич или Владимир Мономах. «Старым Владимиром» мог быть назван Владимир I на основании своеобразной установки автора воспевать в своем произведении прямых предков Игоря Святославича (1151 - 1202), князя новгород-северского, и его отца Святослава Олеговича (ум. 1165 г.), князя черниговского. Прямым предком был Владимир I, в то время как Владимир Мономах таковым не являлся. Более того, Владимир Мономах был соперником деда Игоря Святославича, князя Олега Святославича Го-риславича (ум. 1115 г.), в борьбе за черниговский престол, который с 1078 г. занимал Владимир Мономах. Лишь в 1094 г. в результате многочисленных распрей Мономах был вынужден отдать правление князю Олегу. В «золотом слове» Святослава Киевского упомянут Владимир Глебович Переяславский (1157 - 1187),
внук Юрия Долгорукого: «Се у Римъ кри-чатъ под саблями половецкими, а Володи-миръ подъ ранами» (СПИ: 380). В Ипатьевской летописи говорится о том, что Владимир Глебович был тяжело ранен, когда оборонял свой Переяславль от половцев.
Факт двуименности, длительное время имевший место у русских князей, находит отражение в зачине «Поучения» Владимира Мономаха, когда автор рассказывает о собственном имянаречении: «Азъ худый дедомъ своимъ Ярославомъ, благословленнымъ, слав-нымъ, нареченный въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ...» (ПВМ: 392). Неоднократно упоминается имя Владимир (о Владимире Мономахе) и в «Слове о погибели русской земли»: «А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера...» (СПРЗ: 130).
Имя Всеславъ - слав. (от основ слов всё, весь + слава) встречается в «Слове о полку Игореве» в нескольких контекстах, где речь идет о Всеславе Брячиславиче, полоцком князе (ум. в 1101 г.), например: «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребии о девицю себе любу» (СПИ: 382). Пример использования некалендарного имени Всеславъ отражен и в «Поучении» Владимира Мономаха: «Тем же путем по Всеславе пожегъ землю и повоевавъ до Лукамля и до Логожьска...» (ПВМ: 402).
Памятники фиксируют имя-композит Изяславъ (вариант - Издеславъ) - от основ слов взять + слава: «То и пакы ходи-хомъ, том же лете, со отцемь и со Изясла-вомь битъся Чернигову с Борисомъ, и по-бедихомъ Бориса и Олга» (ПВМ, 402). В указанном контексте дано описание битвы на Нежатиной Ниве близ Чернигова 8 октября 1078 г., где Мономах, его отец Всеволод Ярославич и Изяслав Ярославич (сын Ярослава Мудрого, княживший в Турове (1024 - 1078)) победили Бориса Вячеславича и Олега Святославича.
Старший сын Ярослава Мудрого, князь киевский Изяслав, неоднократно упоминается в «Житии Феодосия Печерского»: «И уведавь убо князь Изяславь бывшее о болярине и о каженице его, разгневався зело» (ЖФП: 324).
В «Послании» Климента Смолятича личным именем назван киевский князь Изяслав Мстиславич (1146 - 1154), единомышленник Климента и его покровитель: «Имать писание <...> съ радостию прочет пред многыми послухи и пред кня-
земъ Изяславомъ тобою преславною къ мне писание» (ПКС: 282).
В «Слове о полку Игореве» встречается однословный антропоним Мстиславъ (др.-рус. от основ слов мстить + слава). В контексте «... песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу» (СПИ: 372) рассказывается о Мстиславе Владимировиче, князе черниговском и тмутороканс-ком. В контексте «А ты, буй Романе и Мстиславе!» (Там же: 382), неясно, какой именно Мстислав (Мстислав Ярославич Пересопницкий или Мстислав Всеволодович Городенский) имеется в виду.
Некалендарное имя Ростиславъ (от основ слов расти + слава) встречается в рассказе о смерти Ростислава Всеволодовича (1069 — 1093), переяславского князя, брата Владимира Мономаха: «Не тако ли, рече, река Стугна; худу струю имея, ... уношу князя Ростислава завори дне при темне березе» (Там же: 386). Ростислава Всеволодовича упоминает и Мономах в своем «Поучении»: «И пакы на той же стороне у Красна половци победихом, и потомь с Ростиславом же у Варина веже взяхом» (ПВМ: 404). Имеется пример употребления этого антропонима в «Молении» Даниила Заточника: «Не лгалъ бо ми Рос-тиславъ князь: лепше бы ми смерть, ниже Курское княжение...» (МДЗ: 390). Речь идет о сыне Юрия Долгорукого - Ростиславе Юрьевиче.
Князь Ростислав Владимирович упомянут в «Житии» Феодосия Печерского: «Тъгда же великий Никонъ, умьръшю Ростиславу князю острова того, умоленъ бысть отъ людий техъ» (ЖФП: 342).
Композит Святополкъ - (от основ слов святой + битва, поход, войско) встречается в «Слове о полку Игореве» при именовании князя Святополка Изяславича, княжившего в Полоцке, Новгороде, а затем в Турове: «Съ тоя же Каялы Свя-топлъкь полелея отца своего междю угорь-скими иноходьцы...» (СПИ: 376), а также в «Поучении» Владимира Мономаха: «И потом ходихом к Воиню с Святополком» (ПВМ: 406).
Имя Святославъ (от основ слов святой + слава) встречается в «Слове о полку Игореве»: «Тии бо два храбрая Святъ-славлича, Игорь и Всеволодъ, уже лжу убу-диста которою; ту бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь грозныи великыи Киевскыи...» (СПИ: 378); «Тогда великий Святъславъ изрони злато слово...» (Там же: 380). Речь
идет о Святославе Всеволодовиче (1125 -1194) - сыне великого князя киевского Всеволода Ольговича, внуке Олега Святославича. Святослав назван в первом контексте «отцом» как старший по положению -князь киевский, Игорю и Всеволоду он приходился двоюродным братом. Имеется пример употребления имени в «Житии» Феодосия Печерского: «Благоверьныи же князь Святославъ бе не далече от манас-тыря блаженааго...» (ЖФП: 390). Владимир Мономах упоминает Святослава Яросла-вича, умершего в 1076 г.: «И Святославъ умре, и язъ пакы Смолиньску, а и-Смо-линьска той же зиме та к Новугороду; на весну Глебови в помочь» (ПВМ: 402).
Имя Ярославъ (от основ слов яро, ярко + слава) фиксируется в ряде источников. Например: «... песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу...» (СПИ: 372); «Слово о погибели рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава!» (СПРЗ: 130); «...помози ми, господи, яко же древле Моисею на Амалика и прадеду нашему Ярославу на окааннаго Святополка» (ЖАН: 132) (речь идет о Ярославе Владимировиче Мудром (978 - 1054), великом киевском князе). Во фрагменте «А уже не вижду власти ... брата моего Ярослава» (СПИ: 380) упомянут Ярослав Всеволодович Черниговский (1139 - 1198) - младший брат Святослава Киевского, великий князь черниговский. Используя личное некалендарное имя, называет своего деда Ярослава Владимир Мономах: «Азъ худый дедомъ сво-имъ Ярославомъ, благословленнымъ, славным, нареченный въ крещении Василий...» (ПВМ: 392). В контексте «...до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя во-лодимерьскаго...» (СПРЗ: 130) речь идет о Ярославе Всеволодовиче (1191 - 1246), великом князе владимирском, сыне Всеволода Большое Гнездо. Вариант имени Ярослав - Ярославьць (с суффиксом -ьць) имеется в «Поучении» Владимира Моно-маха: «И потом ходихом къ Володимерю на Ярославця, не терпяче злобъ его» (ПВМ: 406). Здесь рассказывается о походе на Ярославца Святополковича во Владимир-Волынский.
Имя Ярополкъ (от основ слов ярый, яркий + битва, поход, войско) неоднократно упоминается в «Поучении» Владимира Мономаха: «И потом ходивъ Володиме-рю, паки Ярополка посадих, и Ярополкъ умре» (ПВМ: 404) (о Ярополке Изяслави-че, убитом в 1086 г.)
Древнерусским именем Ратимиръ (от основ слов ратитися воевать + мир) (единственное некняжеское имя) именуется один из слуг Александра Невского, помогавший ему в битве: «6-и - от слугъ его, именем Ратмеръ» (ЖАН: 430).
Памятники письменности отражают весьма характерный для периода XI -XIII вв. набор личных мужских некалендарных имен. Традиция именования (в большинстве княжеского), относящаяся к старшему периоду русской письменности, отражает эстетические представления того времени, которые тесно связаны с культурными традициями и мировоззрением эпохи. Закономерно в этом смысле говорить о значимости памятников Киевского периода как ценного источника для изучения вопросов русской исторической антропонимии.
Литература
1. Житие Александра Невского. Древнерусский текст // Памятники литературы древней Руси: XIII в. / общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М., 1981. С. 426 - 439 (ЖАН).
2. Житие Феодосия Печерского. Древнерусский текст// Памятники литературы древней Руси: XI - XII вв. М., 1978. С. 304 - 391 (ЖФП).
3. Моление Даниила Заточника. Древнерусский текст // Памятники литературы древней Руси: XII в. М., 1980. С. 389 - 400 (МДЗ).
4. Послание Климента Смолятича. Древнерусский текст// Памятники литературы древней Руси: XII в. М., 1980. С. 283 - 290 (ПКС).
5. Поучение Владимира Мономаха. Древнерусский текст// Памятники литературы древней Руси: XI - XII вв. М., 1978. С. 392 -413 (ПВМ).
6. Слово о погибели Русской земли. Древнерусский текст// Памятники литературы древней Руси: XIII в. М., 1981. С. 130 - 131 (СПРЗ).
7. Слово о полку Игореве // Памятники литературы древней Руси: XII в. М., 1980. С. 373 - 388 (СПИ).
8. Суперанская, А.В. Словарь русских личных имен / А.В. Суперанская. М., 2004.
9. Тупиков, Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен / Н.М. Тупиков. М., 2004.
10. Фролов, Н.К. Избранные работы по языкознанию: в 2 т. / Н.К. Фролов. Тюмень, 2005. Т.1.
11. Хожение игумена Даниила. Древнерусский текст // Памятники литературы древней Руси: XII в. М., 1980. С. 25 - 116 (ХИД).