объектами служения являлись отец и мать, Родина и Отечество, Бог и Государь. Идея служение в этой связи представляется как решение проблемы эгоизма и имперсонализма, поскольку служение вечным ценностям есть бытие истинное, через которое возрождается бессмертное духовное «я». Человек, развивший множество внутренних качеств, но не использующий их для служения истине, не свободен, а значит, и не истинен. Так, например, Вл. Соловьев называет «истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех» [6, с. 552]. Истинный человек служит истине, живя в соответствии с истинными духовно-нравственными нормами и ценностями, его существование сконцентрировано не на само-бытии, а на инобытии. По этой причине мы считаем необходимым определить человека как существо, направленное на Другого, причем такой направленностью является бытийная вера.
Подведем некоторые итоги. Онтологический подход к вере рассматривает этот феномен как личностный и социокультурный механизм преемственности ценностей. Бытийная вера есть цен-
ностное отношение, проявляемое как преодолевающее эгоизм и имперсонализм служение. Онтология веры в целом преодолевает имперсональ-ную субъектно-объектность отношений и полностью исходит из межличностных субъектносубъектных отношений, обеспечивая этим устойчивость личности и преемственность ценностей в обществе.
Библиографический список
1. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. -М.: Русская книга, 1992. - 528 с.
2. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. - М.; СПб.: Университ. кн., 2000. - 416 с.
3. Лосев А.Ф. Жизненное кредо // Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1988. - С. 274-287.
4. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
5. Омельчук Р. К. Вера как характеристика человеческого бытия // Вестник ИрГТУ. - 2010. -№6 (46). - С. 313-319.
6. Соловьев В.С. Собр. соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1988. - Т. 2. - 822 с.
7. Шафоростов А.И. Вера как условие самоидентификации. - Иркутск: Изд-во Ир! ТУ, 2006. - 248 с.
УДК 177
Рыжакова Елена Владимировна
Волжский государственный инженерно-педагогический университет (г. Нижний Новгород)
r_and_l@mail.ru
ОДИНОЧЕСТВО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Статья посвящена весьма актуальной и значимой теме — проблеме одиночества. Автор рассматривает различные философские подходы к данному вопросу и предлагает новый взгляд на сущность феномена одиночества.
Ключевые слова: одиночество, уединение, отчуждение, индивидуальность, общество, мир, отношения.
Проблема одиночества является одной из важных проблем философии и куль. турологии. В современной литературе в основном описывается «психология» одиночества. Но что такое «одиночество», каков философский статус этой категории, в чем кроется его истинный смысл и каковы его глубинные основания - эти вопросы остаются во многом еще нераскрытыми. В этой связи представляется немаловажным обратиться к историко-философским взглядам на проблему одиночества и на основании этого наметить некоторые аспекты ее дальнейшего философско-теоретического анализа.
Предварительно отметим, что проблему одиночества рассматривали многие известные философы, начиная с Аристотеля, который заметил, «что человек вне общества либо Бог, либо зверь», вплоть до Никола Аббаньяно (1901-1990 гг.), по мнению которого, индивид, оставшись наедине с собой, может непосредственно приступить к поиску пути собственного бытия.
Важное место тема одиночества занимает в философии Блеза Паскаля (1623-1662 гг.). Эту тему мыслитель раскрывает с позиции заброшенности человека в бесконечности Вселенной. Он утверждает безусловную «прелесть уединения» (в отличие от одиночества), которое позволяет
задуматься о смысле жизни, оценить свои поступки. Уединение открывает глаза человеку на суету мира, позволяет ему увидеть собственную суетность, внутреннюю опустошенность, подмену себя (собственного «я») неким воображаемым образом, созданным человеком для других людей.
Вполне очевидно, что Паскаль предвосхитил ряд идей экзистенциалистов XX века и высказал «несвоевременные» мысли, удивительно созвучные нашей эпохе.
С точки зрения Паскаля, люди опасаются бывать наедине со своими мыслями и потому ищут спасения от одиночества в развлечении. Он обращает внимание на несуразицу в поведении людей: вместо того чтобы предаваться праздному покою, о котором нередко им приходится мечтать, они неудержимо тянутся к «развлечениям», часто хлопотным, дорогостоящим и даже опасным для жизни (например, война). Эта странность весьма озадачивала философа, пока он не пришел к мысли: истинный смысл всяческих авантюр не в достижении тех целей, которые ставят перед собою люди, а в бегстве от самих себя. Люди почему-то опасаются оставаться наедине с собой.
Причина тяги к развлечениям «коренится в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и такой ничтожности человека, что стоит подумать об этом - и уже ничто не может нас утешить» [4, с. 192], - считает Паскаль.
Эти «хрупкость и ничтожность» человека открываются ему, когда он пробует понять, что такое «я», каково место человека в мире. Таким образом, озабоченный слабой и смертной природой человека, Б. Паскаль вопрошает, пытается найти место человека в новом для него бесконечном мире. «Ибо что такое человек во Вселенной? - спрашивает Паскаль. - Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей - конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой тайной, и равно не может постичь небытие, из которого возник, и бесконечность, в которой растворяется» [4, с. 208].
Мыслитель полагает, что одиночество отражает душевное беспокойство, спор человека с самим собой. Такой внутренний разлад воспринимается самим человеком как потеря веры и надежды, как несостоятельность своих контактов
с окружающим миром. «...Сколь пусто человеческое сердце и сколь, вместе с тем, нечистот в этой пустоте...» [4, с. 208].
Нетрудно видеть, что в суждениях Б. Паскаля, таким образом, феномен одиночества предстает как неприкаянность человека в бесконечности Вселенной и как неуютность человека наедине с мыслями о себе самом. Преимущества одиночества Б. Паскаль видел только в том, что это состояние души заставляло людей задуматься о возможных путях достижения счастья и о смысле бытия.
Пристальное внимание исследованию феномена одиночества было уделено в философской литературе XIX столетия. Одним из новых методологических ориентиров в исследовании одиночества стали концепции американских трансцендентали-стов, среди которых видную роль играл философ, писатель, натуралист Генри Дэвид Торо.
Представители трансцендентализма придерживаются позиции, что каждый человек должен по максимуму быть независимым от социума. Каждый индивид должен быть приверженцем собственных идей и принципов и их претворение в жизнь не должно зависеть от внешних обстоятельств. Ни Бог, ни политические власти, ни общество не должны главенствовать над человеком, подавлять его стремления.
По мнению трансценденталистов, человеческая личность содержит в себе беспредельное духовное богатство, которое сковано мещанско-обывательской средой; для его раскрепощения необходимо уединение и близость с природой. Генри Торо, следуя этому мировоззрению, прожил два года и два месяца в лесной хижине на берегу Уол-денского озера без каких-либо признаков цивилизации. Впоследствии он описал свой «опыт» в известной книге «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854). Этот труд, где Торо показывает, что человек может установить связь с природой и универсумом (космосом), учитывая собственные силы и возможности, лег в основу трансценденталистской теории уединения. «Я нахожу полезным проводить большую часть времени в одиночестве, - писал он. -Общество, даже самое лучшее, скоро утомляет и отвлекает от серьезных дум». Торо замечает, что он никогда не чувствовал себя одиноким и не бывал подавлен этим чувством. Осознавая себя включенным в единство мира, он говорил: «Отчего бы мне чувствовать себя одиноким? Разве наша планета не находится на Млечном пути?» «Я не более
одинок, чем мельничный ручей, или флюгер, или Северная звезда, или южный ветер, или апрельский дождь, или январская капель, или первый паук в новом доме».
Уединение от людей на лоне природы Торо расценивал не как замкнутость, а, напротив, как вступление в общение и единство с величественным космосом, восприятие в себя его гармонии, чистоты.
Существенно то, что трансценденталисты первыми в истории западной мысли стали проводить различение между одиночеством и уединением. Проводя различие между этими понятиями, транс-ценденталисты приписывают первому отрицательный характер, а второму - положительный [2, с. 48-49]. Человеку порой сложно находиться в обществе, где превалируют одиночество, отчужденность и разочарование, то есть где имеют место все отрицательные силы бытия. Поэтому порой люди стремятся обрести состояние уединения для «перерождения» души. Несмотря на то что человек не только биологическое, но и социальное существо, он может жить автономно от общества, так как личность сама по себе самоценна. Главное, чтобы человек понял смысл уединения и стремился к самопознанию. Таким образом, основная позиция трансценденталистов выражается в преобразовании отчужденного одиночества в состояние уединения, где возможна реализация индивидуальных творческих способностей.
Не лишне отметить, что у трансценденталис-тов есть определенное сходство с представителями экзистенциальной философии в оценке уединения: и те, и другие считают его благотворным для человеческой личности. Расхождение между ними в трактовке одиночества основано на разном видении мира и места человека в нем: транс-ценденталисты, в отличие от экзистенциалистов, воспринимают мир как гармоничное целое, чувствуют себя в нем «как дома». Поэтому транс-ценденталисты далеки от мысли об «изначальном одиночестве» человека. По мнению Г. Торо, «мы никогда не бываем одиноки». Экзистенциальная философия, напротив, пронизана настроением человеческой «бездомности».
В экзистенциализме одиночество личности становится принципом замкнутого антропологического универсума. Внутренняя изолированность человека - это основа любого индивидуального бытия как такового. Там, где личность начинает вступать во взаимоотношения с миром
и другими людьми, человек неизбежно сталкивается с холодной, безжизненно-мертвой объективностью, превращающей все внешнее во врага субъективности, что в свою очередь ведет к ее (личности) омертвению, отчуждению, одиночеству. Согласно Сартру, человек становится таким, каким он был сформирован задачами, стоящими на его пути.
Предлагаемые экзистенциализмом решения проблемы человеческого существования столь же разнообразны, сколь различны сами философы. Кьеркегор призывал отрешиться от разума и земных надежд, противопоставляя им веру в сверхъестественное. Перед богом, говорил он, все неправы. Камю проповедовал презрение к абсурдному миру и видел свободу в незаинтересованной и не сулящей успеха преданности идее. Сартр понимает свободу как нечто сугубо личное, внутреннее, основанное на независимости от любого внешнего принуждения, даже когда оно диктовалось прямой необходимостью сотрудничества с другими людьми.
Немало внимания проблеме одиночества уделил Н.А. Бердяев. В своих трудах он проводит мысль, что в прежние эпохи люди пребывали в пространстве, которое было сравнительно небольшим, можно даже сказать ограниченным. Однако они чувствовали себя более сплоченно, у них не возникало ощущения оторванности, потерянности, так сказать, изолированности. Именно это во многом спасало людей от одиночества. В современной же жизни люди живут в целом мире, в бесконечной Вселенной; таким образом, они начинают ощущать пустоту вокруг себя, каждый живет сам по себе, ощущает собственную покинутость, возникает щемящее чувство одиночества. По мнению Н.А. Бердяева, именно оторванность «я» от «ты» - это процесс самоистребления. «Я» перестает существовать, когда внутри существования ему не дано существование «другого».
Н.А. Бердяев был не согласен с Декартом, который утверждал: «Я мыслю, следовательно, существую». Он, в свою очередь, говорит: «”я” существую, окруженный темной бесконечностью,
и, следовательно, мыслю. “Я” изначально и первично». Таким образом, по мнению Н.А. Бердяева, одиночество - «плод» сознания. Именно сознание может вводить человека в состояние одиночества, но также оно способно и вывести его из этого состояния. Человек одинок в том случае,
если в своих мыслях он ощущает себя никому не нужным, покинутым, лишним. Н.А. Бердяев связывает одиночество человека с его трансценди-рованием. «Моя жизнь трансцендирует себя. Но это трансцендирование делает мучительным и болезненным мое существование лишь поскольку оно не объективируется и не социализируется в мире. Но “Я” имеет свое существование лишь поскольку “Я” трансцендирует себя, во внутреннем существовании своем выходит к другому и другим» [1, с. 216-217]. То есть Бердяев в своей философии стремится показать, что чувство одиночества - это не только результат жизненных обстоятельств, оно коренится в самом бытии человека, в способе существования «Я».
Яркой иллюстрацией к понятию «одиночество» является название социологического исследования Дэйвида Ризмена «Толпа одиноких» (США, 1950 г.). «Толпа» складывается из людей, связь которых друг с другом делает ее самостоятельным организмом. В толпе «одиноких» люди разобщены. Звенья связывающей их цепи раздражают, как наручники. Общение и взаимное понимание уступают место отчужденности и вражде. По мере того как цепь затягивается, отчужденность усиливается. Это напоминает вагон метро: чем теснее он набит пассажирами, тем грубее в ход пускаются локти, тем острее борьба за место. Так и в общественной жизни, где каждый человек в деятельности, направленной на удовлетворение своих потребностей, связан с другими людьми и вместе с тем рассматривает этих «других» как враждебную силу, ограничивающую его свободу. Отдельная личность «отчуждается». Это значит, что человек порывает не только с «другими», он отказывается также и от себя, от той стороны необходимой ему жизнедеятельности, которая создает и укрепляет подавляющие его связи.
Семена отчуждения заложены в самой основе семьи в капиталистическом обществе. Даже самые тесные отношения - семейные - не избегают отчуждения. Здесь, где люди находятся в наибольшей близости друг к другу, сама форма соединяющих их уз порождает антагонизм, так как семейные связи отражают власть денег и частной собственности, господствующую во внешнем мире, и определяются ею. Как писал Ф. Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства»; «брак обусловливается классовым положением сторон и поэтому всегда бывает браком по расчету... Современная
отдельная семья основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины, а современное общество - это масса, состоящая сплошь из отдельных семей, его молекул. Муж в настоящее время должен в большинстве случаев зарабатывать, быть кормильцем семьи, по крайней мере в среде имущих классов, и это дает ему господствующее положение, которое ни в каких особых юридических привилегиях не нуждается» [5, с. 239].
В экономических и философских рукописях К. Маркс указывает на силы, противостоящие отчуждению. Это то, что можно назвать гуманизацией человеческих отношений, то есть такое развитие образа жизни, которое строится на братстве людей, когда каждый видит почву для своего роста как человека в связях с другими людьми. Вместо того чтобы быть враждебной силой, «другие» становятся неотъемлемой частью его жизни, его достоянием. Познание человеческой сущности Других образует его и открывает человеческое в нем самом. Другими словами, задача состоит в том, чтобы жить как общественный человек. К. Маркс пишет: «Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия» [3, с. 589].
Согласно К. Марксу, только в общественной деятельности, направленной на преобразование мира на благо человека, обнаруживаются свойства внешнего мира, человека и природы, и оказывается, что внешний объективный мир «учит» субъективный мир мыслей, чувств и ощущений человека. «Образование пяти внешних чувств -это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории» [3, с. 590].
В заключение статьи считаем необходимым высказать некоторые свои теоретические соображения относительно природы, сущности рассматриваемого феномена.
С нашей точки зрения, «одиночество» - это такое состояние человека, основное содержание и смысл которого определяется не только не существующей реальностью (природой и/или обществом), но и им самим (его «я»).
Иначе говоря, феномен одиночества представляет собой неукорененность человека в мире,
удаленность его от обыкновенного, обычного в жизни, от того, что принято считать нормой в жизнедеятельности людей.
Важной характеристикой одиночества является и то, что оно сопровождается распадом целостности человека, пребыванием его «я» между телом (землей) и духом (небом).
Одиночество человека во многом зависит от того, в какой мере он реализует свое собственное существование в окружающей его действительности. Несамостоятельному человеку, который не ощущает собственной жизненной состоятельности, легче принять окружающий его мир. Но любая самостоятельность исходит из противостояния человека окружающей действительности, порой целому миру, что и (по)рождает реальную угрозу одиночества в этой создаваемой человеком собственной реальности. Одиночество может прояв-
ляться как в позитивном, так и в негативном смысле. К сожалению, рассмотрение данного аспекта проблемы выходит за рамки данной статьи.
Библиографический список
1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. - М.: Флинта, 1999. -С. 216-217.
2. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. - Минск: Экономпресс, 1999. - С. 48-49.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - С. 589-590.
4. Паскаль Б. Суждения и афоризмы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 192, 208.
5. Энгельс Ф. Происхождение частной собственности, семьи и государства. - М.: Политиздат, 1986. - С. 239.
УДК 111
Туман-Никифоров Аркадий Анатольевич
кандидат философских наук Красноярский государственный аграрный университет
ATuman-Nikiforo v@уandex. ru
Туман-Никифорова Ирина Олеговна
кандидат исторических наук Красноярский государственный торгово-экономический институт
ITuman-Nikiforova@уandex.ru
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ НАУКИ
Статья посвящена рассмотрению современного состояния изучения сущности человека. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. Современная философская антропология зачастую оперирует образом человека без сущности, что приводит к целому ряду ошибок в социальной практике. Дается авторское определение сущности человека как совокупности биологических, социальных и духовных качеств.
Ключевые слова: сущность, явление, природа, человек, система.
Приступая к изучению человека и смысла его жизни, требуется раскрыть по. нятия «природа» и «сущность» человека. Эти понятия не получили однозначной трактовки. Одни авторы употребляют понятия «природа» и «сущность» как синонимы, другие, наоборот, разделяют их, и при этом и те, и другие часто по-разному трактуют то, что стоит за этими понятиями. Человек изучается многими науками. Но большинство из них, включая и философию, имеет смутные представления о том, в чём заключаются природа и сущность человека. Между тем «сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение)
предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории “сущность” и “явление” выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки» [6, с. 665]. Невозможно полноценное изучение и постижение человека без постижения его сущности, что предполагает поиск адекватного определения.
Есть все основания согласиться с В.И. Деревянко, который пишет, что ни философская антропология, ни другие науки, изучающие человека, не имеют достаточно четкого представления о том, что такое сущность человека и в чем она заключается, а некоторые антропологи считают, что её и не нужно искать, поскольку именно не-
© Туман-Никифоров А.А., Туман-Никифорова И.О., 2011