Научная статья на тему 'Одиночество и некоторые особенности развития и функционирования «я»'

Одиночество и некоторые особенности развития и функционирования «я» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
895
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РАЗВИТИЕ "Я" / ФУНКЦИИ "Я"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакалдин С. В.

В статье представлены данные исследования связи чувства одиночества с особенностями отношений с родителями в детский период, а также с особенностями функционирования «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одиночество и некоторые особенности развития и функционирования «я»»

"Культурная жизнь Юга России"

64 —

№ 3 (28), 2008

С. В. БАКАЛДИН

ОДИНОЧЕСТВО И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «Я»

В статье представлены данные исследования связи чувства одиночества с особенностями отношений с родителями в детский период, а также с особенностями функционирования «Я».

Ключевые слова: одиночество, детско-родительские отношения, развитие «Я», функции «Я».

Проблема человеческого одиночества волновала многих исследователей, принадлежавших различным направлениям в психологии, в том числе и представителей психоанализа. З. Фрейд пишет об одиночестве в работе, посвященной исследованиям детских страхов. Он связывает страх одиночества с символическим повторным переживанием первого состояния страха во время акта рождения - отделения от матери (1).

Эту идею З. Фрейда о необходимости поддержки слабого «Я» ребенка со стороны взрослого для того, чтобы он не испытывал страха, развил выдающийся английский психоаналитик Д. Винни-котт (2; 3). Он внес исключительный по своей значимости вклад в изучение проблемы одиночества. Им исследовалась способность человека быть одному и не испытывать одиночества. Основой способности быть в одиночестве, по его мнению, является детский опыт пребывания в одиночестве в присутствии другого. Младенец со слабой организацией «Я» может пребывать в одиночестве и не испытывать негативных переживаний только благодаря надежной поддержке его «Я» со стороны другого. Этим другим обычно является мать.

Тип отношений, который существует между младенцем и матерью, поддерживающей его «Я», Д. Винникотт называет «Эго-связь» ^о-relatedness). Ид-отношения (влечения), встречающиеся в рамках Эго-связи, работают на усиление и развитие незрелого «Я». Постепенно поддерживающее «Я» окружение интроецируется и встраивается в личность человека, в результате возникает подлинная способность находиться в одиночестве. Даже в этом случае здесь (теоретически) всегда кто-то присутствует и бессознательно отождествляется в конечном итоге с матерью, с человеком, который в первые дни и недели временно идентифицировался со своим младенцем и до некоторых пор ничем больше не интересовался, кроме заботы о своем собственном ребенке.

Работа Д. Винникотта относительно связи чувства одиночества и «Я» была продолжена Дж. Адлер и Д. Бьюи (4). Они пришли к заключению, что переживание интенсивного и болезненного чувства одиночества является обычным для жизни пациентов с пограничным расстройством личности, особенно приближающихся к психотическому полюсу в спектре психических нарушений. Одиночество определяется как аспект, присущий этому расстройству личности, состоящий в относительной (или полной) неспособности за-

поминания позитивных образов, поддерживающих людей в прошлой и настоящей жизни пациента или в преобладании негативных воспоминаний и образов.

Итак, мы имеем две гипотезы: 1) одиночество взрослого связано с негативным характером ранних объектных отношений, нарушением так называемой «Эго-связи»; 2) вытекает из первой

- нарушенные отношения не позволяют сформироваться полноценно функционирующему «Я», что и ведет к болезненному одиночеству взрослого человека.

Результатам проверки этих гипотез посвящена данная работа.

В качестве психодиагностической методики использовалась разработанная автором исследования анкета «Одиночество», включающая вопросы, направленные на диагностику этого состояния, отношений пациента с матерью и отцом в детстве и сейчас, а также методика исследования функций «Я» (Г. Аммон) (5). Для обработки эмпирического материала применялись статистические методы: критерии Фишера и Манна-Уитни, кластерный, корреляционный, пакет статистических программ SPSS 11.0.

В исследовании приняли участие 274 респондента, ответившие на вопросы анкеты и теста Аммона. Из них: мужчин - 81, женщин - 193 (возраст от 18 до 63 лет).

Под одиночеством в нашей работе мы понимаем субъективное эмоциональное переживание, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и / или страхом их потери. Важным критерием диагноза является возникающее у человека чувство одиночества. Поэтому нами использовался вопрос: «Чувство одиночества я испытываю...» с пятью вариантами ответов: 1) никогда; 2) редко; 3) иногда; 4) часто; 5) постоянно. Были получены три группы респондентов. В первую - «неодиноких» - вошли 146 человек (53,3%), давшие ответ «никогда» и «редко». Во вторую - респонденты, ответившие «иногда»,

- 84 человека (30,6%), не включенные в дальнейший сравнительный анализ. Третья группа - «одинокие», ответившие на заданный вопрос «часто» и «постоянно», их оказалось 44 человека (16%).

Для исследования характера детско-родитель-ских отношений респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся их отношений с матерью и отцом в детстве. Вопросы предполагали оценку их характера по трем направлени-

№ 3 (28), 2008

"Культурная жизнь Юга России"

ям: эмоциональная близость, надежность и посвященность родителя в дела ребенка (доверие). Оценивался характер взаимоотношений в детстве.

Полученные результаты показали, что существуют значимые (р<0,05) различия у «одиноких» и «неодиноких» респондентов в отношениях с матерью в детстве. Если эти отношения оценивают как хорошие 79,3% «неодиноких», то среди «одиноких» таких 54,5%. Соответственно если 4,8% «неодиноких» оценивает отношения с матерью как негативные или нарушенные, то среди «одиноких» таких 18,2%.

Оценка надежности матери в детстве практически не различается у «одиноких» и «неодиноких» респондентов, а вот «посвященность матери в дела ребенка в детстве» имеет значительные различия у «одиноких» и «неодиноких» респондентов. Здесь дали низкую оценку 7,6% «неодиноких» респондентов против 22,7% «одиноких».

Отношения с матерью сейчас характеризуют как негативные 8,3% «неодиноких» респондентов и 25% «одиноких». Последние склонны ниже оценивать надежность матери сейчас (27,3% «одиноких» против 8,3% «неодиноких») и ее посвященность в дела («одинокие» - 38,6% и «неодинокие» - 17,9%).

Различия в отношениях с отцом у «одиноких» и «неодиноких» респондентов не выявлены.

Получается, что в детстве ребенок больше нуждается в эмоциональной близости именно с матерью. Доверительные отношения с ней во многом определяют развитие его личности, в том числе те ее особенности, которые влияют на частоту переживания одиночества. Это согласуется с положениями современной психоаналитической теории развития, согласно которой отношения с матерью играют ведущую роль в развитии личности в первые три года жизни ребенка.

Для изучения особенностей функций «Я» и их связи с одиночеством нами был использован опросник оценки центральных личностных функций на структурном уровне «Я-структурный тест Аммона» (КТЛ). Конструкция теста отражает теоретические представления о структуре и особенностях развития центральных «Я-функций». Используемый нами в исследовании тест состоит из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков, каждый из которых описывает деятельность одной из 6 центральных «Я-функций»: агрессия, тревога-страх, внешнее «Я-отграничение», внутреннее «Я-отграничение», нарциссизм, сексуальность. Каждая из них, в свою очередь, определяется тремя отдельными шкалами, позволяющими оценить степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих этих центральных личностных образований.

В результате проведенного исследования нами установлена выраженная корреляционная связь одиночества и особенностей функционирования «Я». Полученные данные представлены в таблице. Их анализ показал статистически достоверную, положительную корреляционную связь между частотой переживания одиночества и следующими «Я-функциями»: дефицитарная агрес-

сия, деструктивная тревога, дефицитарная внешняя граница, дефицитарная внутренняя граница, деструктивный и дефицитарный нарциссизм и отрицательную корреляцию с конструктивной внутренней границей Я. Полученные данные позволяют описать особенности «Я-функций» одинокого человека.

Выраженная дефицитарная агрессия у одинокого человека приводит к неспособности устанавливать межличностные контакты, теплые человеческие отношения. В этом случае существенно затруднена возможность открыто проявлять свои эмоции, чувства и переживания, претензии и предпочтения. В эмоциональных переживаниях у него на передний план выступают чувства: собственного бессилия, некомпетентности и ненужности, ощущение пустоты и одиночества, покинутости и скуки; часто отмечаются жалобы на чувство внутренней пустоты, безучастности, «хронической» неудовлетворенности всем происходящим, отсутствие «радости жизни», ощущение бесперспективности существования и непреодолимости жизненных трудностей.

Выраженный деструктивный страх у одиноких людей проявляется в следующем: в неадекватной переоценке реальных угроз, трудностей, проблем; боязни установления новых контактов и близких, доверительных человеческих отношений; выраженных опасениях перед собственным личным будущим; неспособности обращаться за помощью и поддержкой в трудных жизненных ситуациях. Такие люди не могут по-настоящему доверять ни себе, ни окружающим.

Неразвитость внешней границы у одиноких людей проявляется: в неспособности устанавливать и контролировать межличностную дистанцию; чрезмерной зависимости от требований, установок и норм окружающих; ориентации на внешние критерии и оценки, отсутствии возможности в достаточной степени рефлексировать, отслеживать и отстаивать собственные интересы, потребности, цели; неспособности четко отделять свои чувства и переживания от чувств и переживаний других; невозможности ограничивать потребности других - «неспособности говорить нет», сомнениях в правильности самостоятельно принимаемых решений и предпринимаемых действий. В целом для них характерен «хамелео-ноподобный» жизненный стиль.

В поведении одинокого человека слабость внутренней границы «Я» выражается склонностью к чрезмерному фантазированию, необузданной мечтательности, при которых воображаемое едва может быть отделено от реальности. Сознание зачастую «затопляется» слабо контролируемыми образами, чувствами, эмоциями, переживание которых оказывается неспособным дифференцировать их от внешних объектов, ситуаций и связанных с ними отношений. В целом поведение непоследовательно, зачастую хаотично и несоразмерно наличной жизненной ситуации.

Деструктивный нарциссизм у одиноких людей обнаруживается: в боязни близких, теплых, доверительных отношений и неспособности уста-

"Культурная жизнь Юга России" 66 -

№ 3 (28), 2008

Корреляция шкал «Я-структурного теста Аммона» и частоты проявления чувства одиночества

Шкалы Я-структурного теста Аммона Коэффициент корреляции шкал теста Аммона и одиночества

A 1 Конструктивная агрессия - 0,228(**)

A2 Деструктивная агрессия 0,129(*)

A 3 Дефицитарная агрессия 0,319(**)

C 1 Конструктивная тревога 0,026

C 2 Деструктивная тревога 0,369(**)

C 3 Дефицитарная тревога 0,158(**)

O 1 Конструктивное внешнее «Я-отграничение» - 0,231(**)

O 2 Деструктивное внешнее «Я-отграничение» 0,219(**)

O 3 Дефицитарное внешнее «Я-отграничение» 0,333(**)

О' 1 Конструктивное внутреннее «Я-отграничение» - 0,318(**)

О' 2 Деструктивное внутреннее «Я-отграничение» 0,216(**)

О' 3 Дефицитарное внутреннее «Я-отграничение» 0,300(**)

N 1 Конструктивный нарциссизм - 0,192(**)

N 2 Деструктивный нарциссизм 0,325(**)

N 3 Дефицитарный нарциссизм 0,321(**)

Sex 1 Конструктивная сексуальность - 0,195(**)

Sex 2 Деструктивная сексуальность 0,098

Sex 3 Дефицитарная сексуальность 0,205(**)

Примечание: * связь достоверна - р < или = 0,05; ** связь достоверна - р < или = 0,001.

навливать их; потребности в общественном подтверждении своей значимости и ценности; склонности к построению аутистического мира, отгораживающего от реальных интерперсональных взаимодействий; неадекватной оценке себя, своих действий, способностей и возможностей; искаженном восприятии других; чрезмерной настороженности в общении; нетерпимости к критике, низкой толерантности к фрустрациям.

В поведении одинокого человека дефицитар-ный нарциссизм выражается: низкой самооценкой; явной зависимостью от окружающих; невозможностью устанавливать и поддерживать «полноценные» межличностные контакты и отношения без ущерба своим интересам, потребностям, жизненным планам; трудностями выделения собственных мотивов и желаний, взглядов и принципов; чрезмерной идентификацией с нормами, ценностями, потребностями и целями ближайшего окружения; бедностью эмоциональных переживаний, общий фон которых - безрадостность, пустота, скука и забытость; непереносимостью одиночества и выраженным неосознанным стремлением к теплым, симбиотическим контактам, в которых можно полностью «раствориться», укрыв себя от невыносимых страхов реальной жизни, личной ответственности и собственной идентичности.

Таким образом, мы показали, что одиночество, переживаемое часто или постоянно, связано с характером отношений с матерью в детский период и особенностями проявлений центральных «Я-функций», что необходимо обязательно учитывать в коррекционной и терапевтической работе с людьми, страдающими от одиночества.

Литература

1. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М., 1995. С. 456.

2. Винникотт Д. Способность быть в одиночестве // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 4 //http://psyjournal.ru/j3p/pap. php?id=20020401.

3. Масуд Р. Хан. Творчество Д. Винникотта // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 1. http://psyjoumal.ru/j3p/pap.php?id=20020113.

4. Адлер Дж., Бьюи Д. Одиночество и пограничная психопатология: отсылка к детскому развитию // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 2 // http://psyjournal.ru/j3p/pap. php?id=20030204.

5. Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: пособие для психологов и врачей. СПб., 1998.

S. V. BAKALDIN. LONELINESS AND SOME PECULIARITIES OF PERSONAL TRAITS DEVELOPMENT AND PERSONALITY FUNCTIONING

This article represents the results of investigation concerning the connection between loneliness and special relations with parents in one's childhood as well as the connection between loneliness and peculiarities of personality functioning.

Key words: loneliness, child-parent relations, personal traits development, personality functioning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.