«ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» КАК ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Е.Ф. Поддубская, канд. ист. наук, доцент Белорусский государственный университет (Республика Беларусь, г. Минск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-4-59-61
Аннотация. В статье анализируется становление и развитие инициативы Китайской Народной Республики «Один пояс - один путь», основные факторы ее выдвижения, мотивы и цели. Раскрывается эволюция инициативы, претендующей на роль нового механизма глобализации с лозунгом «строительства сообщества единой судьбы человечества». Особое внимание уделяется анализу проблем и перспектив проекта «Один пояс -один путь».
Ключевые слова: «Один пояс - один путь», евразийская интеграция, сотрудничество, Китай, Евразия.
Новый этап экономической глобализации в начале XXI века подталкивает национальные государства к более активному участию в разнообразных наднациональных институтах.
Сегодня одним из самых масштабных интеграционных проектов в мире является проект «Один пояс - один путь», о котором впервые было заявлено китайским лидером Си Цзиньпином осенью 2013 года.
Актуальность данного исследования обусловлена значимостью проекта «Один пояс - один путь» для современного мира. Инициатива, охватывая страны Азии, Африки, Европы, формирует новую модель взаимодействия государств, основанную на тесном экономическом, научном и культурном сотрудничестве и оказывает влияние на создание новой геополитической системы.
Первоначально китайский проект ставил перед собой преимущественно экономические задачи, акцентируя внимание на развитии инфраструктурных проектов, охватывающих Евразийский континент [1, с. 113].
Со временем развития инициативы уточнялись ее цели и задачи, и кроме экономических важное место заняли вопросы обеспечения мира, сотрудничества в области науки, культуры, образования и т.д.
«Один пояс - один путь» стал позиционироваться как механизм «формирования нового международного порядка», «нового
порядка мировой экономики», как проект «обладающий экономическим, политическим и культурным интеграционным потенциалом» [2, с. 67; 3, с. 733; 4, с. 116].
Одной из задач инициативы стало озвучивается и последовательно пропагандироваться китайским лидером Си Цзиньпи-ном положение о построении «сообщества единой судьбы человечества» [5, с. 241; 6, с. 241]. Заявляя о такой «общности судьбы», Китай транслирует готовность брать на себя ответственность за будущее всех людей на планете.
Таким образом, проект «Один пояс -один путь» становится китайской версией проекта глобализации, которая обещает гармонизировать все экономические институты, убрать барьеры на пути свободного движения товаров, инвестиций, людей и строить новый мировой порядок, реформируя сегодняшнюю систему глобального управления.
Масштаб инициативы (по состоянию на март 2022 г. Китайская Народная Республика подписала соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс -один путь» с 148 странами и 31 международной организацией [7, с. 22]) вызвал интерес политических и экономических элит, научного сообщества и средств массовой информации всего мира.
Однако постепенно ученые (в том числе и китайские) стали призывать к более объективному рассмотрению внутренней и
внешней среды для реализации практических проектов «Одного пояса - одного пути». Возникло понимание того, что привлечь все заинтересованные страны к реализации инициативы очень сложно [8, с. 71].
Во-первых, каждая из стран-участниц имеет свои экономические, политические, культурные, правовые особенности, которые очень часто могут мешать объединению стран в единый экономический и культурный механизм [9, с. 140].
Во-вторых, проблемы реализации проекта связаны с вопросами безопасности и рисками, вызываемыми ростом конфликтов в мире: политическая нестабильность в некоторых странах, заявляющих о своем желании участвовать в инициативе, создаёт препятствия для регионального сотрудничества [10, с. 174].
В-третьих, внешнеполитическая ситуация евразийского региона постоянно меняется - «Один пояс - один путь» не является единственным интеграционным проектом, охватывающим Евразийский континент: сегодня существуют различные региональные интеграционные объединения, которые в теории могут создавать конкуренцию инициативе «Один пояс - один путь».
Таким образом, развитие инициативы «Один пояс - один путь» связано с эволюцией внешнеполитических доктрин КНР и соотносится с той ролью, которую занял Китая в мировой экономике на современном этапе. Концепция проекта заявляет о реализации равноправных отношений между государствами-членами проекта,
позиционируя себя как альтернативу западной модели модернизации.
Отмечается, что сегодня целью и задачами инициативы является не только решение экономических задач, но и обеспечение мира и безопасности, сотрудничество в области науки, культуры, образования. участники проекта должны идентифицировать себя в будущем с «единым сообществом», объединяющим людей разных национальностей, вероисповеданий, гражданств.
«Один пояс - один путь» изначально вызвал большой интерес, что можно объяснить как материальной заинтересованностью различных государств, так и оригинальностью концептуального замысла проекта. Однако за достаточно короткий период научный дискурс перешел от однозначного интереса и осознания важности сотрудничества в рамках инициативы к заявлениям о необходимости более детального изучения проблем и препятствий на пути реализация проекта, анализа решения экономических проблем и эффективности политического взаимодействия между инициативами стран-участницами.
Принимая во внимание существующие и потенциальные риски и проблемы, с которыми сталкивается инициатива «Один пояс - один путь» на современном этапе, механизмы сотрудничества в рамках инициативы должны постоянно совершенствоваться. Только создав оригинальные, эффективно работающие институты, проект «Один пояс - один путь» сможет добиться успеха и реализовать поставленные перед ним задачи.
Библиографический список
1. Дэкунь, Кун. Евразийская интеграция Китая в рамках инициативы «Один пояс и один путь» / Кун Дэкунь // Теории и проблемы политических исследований. - 2018. - Т. 7. - № 2. - С. 112-121.
2. Юнхао, Ван. Основные направления внешней политики Китая в Юго-Восточной Азии: применение инструментов «мягкой силы» / Ван Юнхао // Общество: политика, экономика, право. - 2023. - № 5. - С. 62-68.
3. Зиниша, О.С., Новый «шёлковый» мировой порядок: мечта или реальность? / О.С. Зиниша // Экономика и социум. - 2016. - № 4. - С. 730-735.
4. Динь Ле Хонг Занг. Китайская Инициатива "Пояс и путь" и её влияние на формирование новой системы международных отношений // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2019. - № 4. - С. 115-124.
5. Сюань, Цю. Содействие созданию сообщества с единой судьбой с помощью инициативы «Один пояс и один путь» / Цю Сюань // Народный форум. - 2017. - № 36. - С. 36-37.
6. Цзаньпин, Чжун «Один пояс - один путь» как новая форма диалога между Китаем и цивилизациями / Чжун Цзаньпин // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 1. -С. 239-243.
7. Шупин, Я. Евразийская инициатива «Большое евразийское партнёрство» и «Один пояс - один путь»: сравнительный анализ / Я. Шупин // Россия вчера, сегодня, завтра. -№ 1. - 2023. - С. 22.
8. Ижу Лю, Авдокушин Е.Ф. Проект «Один пояс, один путь» 2.0 - стратегия стимулирования глобальной экспансии Китая / Лю Ижу, Е.Ф. Авдокушин // Мир новой экономики. - 2019. - № 13(1). - С. 67-76.
9. Сереков, Б.А. Китайский проект «Один пояс - один путь»: проблемы и перспективы реализации / Б.А. Сереков // Россия и современный мир. - 2018. - № 3. - С. 138-150.
10. Розов, Н.С. Китайский проект «Один пояс и один путь» в контексте парадигм исторической макросоциологии / Н.С. Розов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - № 1. - С. 173-188.
«ONE BELT ONE ROAD» AS THE PROJECT OF THE A FOREIGN POLICY PROJECT OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
A.F. Pаddubskaya Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Belarusian State University (Republic of Belarus, Minsk)
Abstract. ne article analyses the formation and development of the Chinese initiative «Оne belt, Оne road», the main factors of its promotion, motives and goals. It reveals the evolution of the initiative «Оne belt, Оne road», which claims to be the new mechanism of globalisation, the «concept of global governance», the new ideology of globalism with the slogan «building a community of the common destiny of humanity». Particular attention is paid to the analysis of problems and the perspective of the project.
Keywords: «One Belt, One road», Eurasian integration, cooperation, China, Eurasia.