2. Лупиногина Ю.А. Информационные технологии как средство повышения эффективности учебного процесса в средней школе США: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.А. Лупиногина. Волгоград, 2006. 199 с.
3. Shaikin R.V. The Role of Environmental Education as a Tool for Nature Protection: Experience in Creating Biological Reserve «Falcon» in Belarus / Shaikin R.V. // International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education // International Scientific Review № 21 (31) / XXIX International Science Conference (Boston. USA, 21-22 December, 2016). Р. 72-73.
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ: ОПЫТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Жуманиёзова И.А.
Жуманиёзова Индира Адилбековна - учитель информатики, школа № 10, Охангаранский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются одарённые дети в школе: опыт внеурочной деятельности на занятиях проектной деятельностью, которые способствуют развитию интеллектуально-творческого потенциала детей. Обучение на этих занятиях носит исследовательский, творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Ключевые слова: одарённые дети, внеурочной урок, проектной деятельностью.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.
Прежде всего, надо ответить на вопрос о способностях. Существует немало определений этого понятия, но наиболее точным и понятным является следующее: способности - это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше, у того и выше способности. Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет и не может существовать ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести, прежде всего, в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого медленнее.
Здесь чаще всего проявляются уже природные особенности, т.е. задатки. Задатки - это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться.
Таким образом, одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка.
Умственная активность имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями.
Реализовать это важное условие развития способностей как нельзя лучше можно во внеурочной деятельности. А именно на занятиях проектной деятельностью, которые способствуют развитию интеллектуально-творческого потенциала детей. Обучение на этих занятиях носит исследовательский, творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности [1]. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в
себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Тем самым у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.
Целью своей работы я ставлю выявление и раскрытие способностей учащихся, поддержку одарённых детей.
Этапы проектной деятельности:
2. Погружение в проект. На этом этапе происходит:
Определение тематического поля и темы проекта. Темы проектов выбираются на основе конкретного содержания предмета, поскольку для учащихся начальной школы характерно наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру. Моей целью является побуждение у ребят интереса к теме проекта;
- поиск и анализ проблемы. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития (в выбранный теме дети высказывают наиболее интересные для них проблемы. Здесь широко используется приём «Мозговой штурм».);
- постановка цели проекта (Например, узнать характерные особенности природы нашего края, животные и растения - символы края);
- выбор названия проекта. ( «Из истории кораблестроения в России», «Первые корабли», «Парусные корабли»).
2. Планирование деятельности:
Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
-.определение источников информации.
- определение формы продукта и требований к продукту_(например, коллективная поделка из природного материала, газета на тему «Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы», коллективное составление презентации, выставка рисунков «Корабли», изготовление тюльпанов.)
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
3. Осуществление деятельности по решению проблемы.
- сбор и изучение информации (чаще всего мы прибегаем к помощи Интернета. Ребятам нравится находить информацию во всемирной сети. Я учу их, как правильно задать вопрос, чтобы появилась нужная информация. Как из нужной нам статьи выбрать самое главное. Как и куда эту информацию сохранить);
- проведение необходимых исследований (опрос, анкетирование, эксперимент);
- оформление продукта.
4. Подготовка презентации и защита проекта (главное - презентация дополняет выступление, а не заменяет его). Учу ребят работать в программе PowerPoint, редактировать текст, вставлять картинки и т.п. Защита проекта может быть и не в форме презентации, например, мастер-класс по изготовлению цветка).
5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Таким образом, я считаю, что наряду с урочными формами и методами по развитию
одарённости школьников, особую роль играют именно занятия по проектной деятельности, т.к. особенностью её является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию ряда принципов, среди которых имеет место такой как «Раскрытие способностей и поддержка одарённости детей».
Список литературы
1. Давлетшин М.Г. «Психологическая наука в Узбекистане» Психологический
журнал. Тошкент. № 7, 1986.