Научная статья на тему 'Одарённые дети в школе: опыт внеурочной деятельности'

Одарённые дети в школе: опыт внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / ВНЕУРОЧНОЙ УРОК / ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуманиёзова Индира Адилбековна

В данной статье рассматриваются одарённые дети в школе: опыт внеурочной деятельности на занятиях проектной деятельностью, которые способствуют развитию интеллектуально-творческого потенциала детей. Обучение на этих занятиях носит исследовательский, творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуманиёзова Индира Адилбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Одарённые дети в школе: опыт внеурочной деятельности»

2. Лупиногина Ю.А. Информационные технологии как средство повышения эффективности учебного процесса в средней школе США: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.А. Лупиногина. Волгоград, 2006. 199 с.

3. Shaikin R.V. The Role of Environmental Education as a Tool for Nature Protection: Experience in Creating Biological Reserve «Falcon» in Belarus / Shaikin R.V. // International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education // International Scientific Review № 21 (31) / XXIX International Science Conference (Boston. USA, 21-22 December, 2016). Р. 72-73.

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ: ОПЫТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Жуманиёзова И.А.

Жуманиёзова Индира Адилбековна - учитель информатики, школа № 10, Охангаранский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются одарённые дети в школе: опыт внеурочной деятельности на занятиях проектной деятельностью, которые способствуют развитию интеллектуально-творческого потенциала детей. Обучение на этих занятиях носит исследовательский, творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Ключевые слова: одарённые дети, внеурочной урок, проектной деятельностью.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

Прежде всего, надо ответить на вопрос о способностях. Существует немало определений этого понятия, но наиболее точным и понятным является следующее: способности - это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше, у того и выше способности. Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет и не может существовать ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести, прежде всего, в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого медленнее.

Здесь чаще всего проявляются уже природные особенности, т.е. задатки. Задатки - это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться.

Таким образом, одаренность - это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка.

Умственная активность имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями.

Реализовать это важное условие развития способностей как нельзя лучше можно во внеурочной деятельности. А именно на занятиях проектной деятельностью, которые способствуют развитию интеллектуально-творческого потенциала детей. Обучение на этих занятиях носит исследовательский, творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности [1]. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в

себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Тем самым у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.

Целью своей работы я ставлю выявление и раскрытие способностей учащихся, поддержку одарённых детей.

Этапы проектной деятельности:

2. Погружение в проект. На этом этапе происходит:

Определение тематического поля и темы проекта. Темы проектов выбираются на основе конкретного содержания предмета, поскольку для учащихся начальной школы характерно наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру. Моей целью является побуждение у ребят интереса к теме проекта;

- поиск и анализ проблемы. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития (в выбранный теме дети высказывают наиболее интересные для них проблемы. Здесь широко используется приём «Мозговой штурм».);

- постановка цели проекта (Например, узнать характерные особенности природы нашего края, животные и растения - символы края);

- выбор названия проекта. ( «Из истории кораблестроения в России», «Первые корабли», «Парусные корабли»).

2. Планирование деятельности:

Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

-.определение источников информации.

- определение формы продукта и требований к продукту_(например, коллективная поделка из природного материала, газета на тему «Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы», коллективное составление презентации, выставка рисунков «Корабли», изготовление тюльпанов.)

- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

3. Осуществление деятельности по решению проблемы.

- сбор и изучение информации (чаще всего мы прибегаем к помощи Интернета. Ребятам нравится находить информацию во всемирной сети. Я учу их, как правильно задать вопрос, чтобы появилась нужная информация. Как из нужной нам статьи выбрать самое главное. Как и куда эту информацию сохранить);

- проведение необходимых исследований (опрос, анкетирование, эксперимент);

- оформление продукта.

4. Подготовка презентации и защита проекта (главное - презентация дополняет выступление, а не заменяет его). Учу ребят работать в программе PowerPoint, редактировать текст, вставлять картинки и т.п. Защита проекта может быть и не в форме презентации, например, мастер-класс по изготовлению цветка).

5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Таким образом, я считаю, что наряду с урочными формами и методами по развитию

одарённости школьников, особую роль играют именно занятия по проектной деятельности, т.к. особенностью её является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию ряда принципов, среди которых имеет место такой как «Раскрытие способностей и поддержка одарённости детей».

Список литературы

1. Давлетшин М.Г. «Психологическая наука в Узбекистане» Психологический

журнал. Тошкент. № 7, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.