данных компонентов, изменится и вся структура установки в целом2.
Необходимо помнить, что манипулирование может приносить вред не только адресату, но и, в первую очередь, самому инициатору воздействия. Обращаясь с другими людьми как с неодушевленными объектами, манипулятор начинает и к себе относиться аналогичным образом, поэтому главная задача — не избегать манипуляций со стороны других людей, а самому перестать манипулировать собой и другими, т. е. стать актуализатором. Исследователи описывают следующие пути от манипуляции к актуализации: принять самого себя со всеми достоинствами и недостатками; дать свободу проявления своим чувствам; осознать, что постоянно пытаешься управлять другими людьми и подвергаешься манипулятивным воздействиям с их стороны, причем это совершенно нормально3.
Наша программа разрабатывалась в соответствии с методологическими принципами активности, целостности, опоры на индивидуальный психологический опыт, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Упор был сделан на приобретении подростками пра-
ктических навыков при минимуме теоретического материала и максимальном использовании игровых моментов, а также элементов психологического тренинга. Программа основывается на принципе развивающего обучения, поэтому большое внимание в ней уделяется уже имеющимся у школьников знаниям и опыту общения, использованию приема задавания наводящих вопросов и методу постановки проблемных ситуаций.
Разработанная нами программа обучения подростков безопасным приемам поведения в ситуации манипулятивного воздействия была апробирована на учащихся 6-х классов школы № 39. В результате было диагностировано значительное повышение сопротивляемости испытуемых манипулятивным воздействиям.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Орел Н. А. Система организации психокоррекционных мероприятий, направленных на ресоциализацию участников деятельности тоталитарных групп / Н. А. Орел. Минск, 2000. С. 10.
'См.: Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. М., 2002.
3 См.: ШостроМ: Э. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации/ Э, Шостром. М., 2004.
Поступила 16.10.06.
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ (результаты исследования в Республике Мордовия)
Л. В, Самойлова, аспирант кафедры социологии МГУ им. Н. 77. Огарева
Что такое «одаренность»? Точного определения этого понятия до сих пор нет. Одно из них: «Одаренность — общая способность индивида сознательно устанавливать свое мышление на новые требования... общая способность психического приспособления к новым задачам и условиям жизни»1. Одаренные дети обладают одной или несколькими
из следующих характеристик: общий высокий интеллект (Щ); исключительные школьные результаты; творческое и продуктивное мышление; лидерские способности; художественные способности; психомоторные способности.
Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффи-
© Л. В. Самойлова, 2006
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
циентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства и сохраняют их, достигая взрослости.
Автором проводилось полустандар-тизированное интервью 30 экспертов. Ими выступали преподаватели учебных заведений, работающие с одаренными детьми. Данное исследование проводилось в г. Саранске: гимназии № 12, лицее № 43, республиканской академической гимназии.
Анализ интервью показал, что многие преподаватели определяют одаренного ребенка так: тот, кто правильно и максимально полно использует свои способности; учащийся, который в силу своих выдающихся способностей демонстрирует высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческой, общении, лидерства и др.; неординарно мыслящий; способный нестандартно мыслить, стремящийся постоянно развивать свои способности, ищущий ответ на все вопросы самостоятельно и увлеченно; тот, кто к решению задачи может подойти неоднозначно, творчески, логически выделяя составные части единого целого.
Хотя мы наблюдаем понимание одаренности, необходимо отметить, что четвертая часть экспертов не видит различия между интеллектуально и творчески одаренными детьми. Например, учитель истории пишет: «Различий нет. Без творчества нет одаренности!» Да, конечно, развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество. При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы, «Выход за пределы заданных требований» обеспечивает создание подлинного творческого продукта, но не всегда в творческой одаренности проявляется высокий интеллект.
Преподавателями отмечено, что ученик не всегда понимает свою одаренность, хотя со временем очень заметны изменения в степени проявления одарен-
ности: у многих детей она стала более яркой, более специфической.
По мнению преподавателей, у одаренных учеников отношения с одноклассниками не менялись в течение нескольких лет.
В целом эксперты не испытывают трудностей в работе с одаренными детьми: «Нет, не трудно. Очень интересно», — отмечают они. Однако многие преподаватели хотели бы иметь дополнительную методическую помощь, чтобы повышать свой интеллектуальный уровень. На данный момент в Республике Мордовия нет достаточной методической поддержки преподавателей, работающих с одаренными детьми, и центра методической помощи преподавателю.
Что касается дальнейшей судьбы одаренных детей, то большинство из них смогли реализовать свои способности, закончив вузы нашего города, г. Москвы, поступили в аспирантуру, нашли интересную работу, поехали учиться в другие страны. Многие одаренные ученики в настоящее время являются профессорами вузов нашей и других стран, например Понкрашкин Константин — профессор Гарвардского университета США.
Для описания черт одаренных детей экспертам была предоставлена анкета, включающая в себя проявления в интеллектуальной сфере и личностные характеристики. Проанализировав результаты по интеллектуальной сфере, одаренного ребенка мы можем характеризовать как быстро «схватывающего» материал (25 экспертов); легко запоминающего материал (23); задающего вопросы, ставящие учителя в тупик (19); стремящегося добиться высокого результата в интересующем его деле (29); со скукой относящегося к выполнению однообразных заданий (23); любознательного, задающего много вопросов (28); предлагающего интересные неординарные решения (29); не предпочитающего абстрактные рассуждения, оторванные от реальности (17); имеющего свое мнение по многим вопросам (29 экспертов).
Рассмотрев результаты опроса по личностным характеристикам, можно составить портрет одаренного ребенка. Такой ребенок обладает следующими чертами:
— самокритичен (20 экспертов);
— может оценивать свои возможности (23);
— обладает сильно развитым чувством справедливости (24);
— независим в действиях (20);
— не всегда подчиняется общепринятым правилам (16);
— чувствителен к любой несправедливости (26);
— резко выражает свое недовольство, если что-то не нравится (17);
— самодостаточен (17);
— легко приспосабливается к новым условиям жизни (23 эксперта).
Нехарактерными чертами для одаренного ребенка являются высмеивание одноклассника; ироничность; замкнутость; нетерпимость к менее умным одноклассникам; неувереность в себе.
В общении с одноклассниками наблюдаются, по мнению экспертов, дружеские отношения. Одаренным детям одноклассники, как правило, не завидуют, у них много друзей, к ним часто обращаются за помощью в выполнении трудных заданий.
В республике сложилась определенная система поддержки талантливых детей и молодежи, активно развиваются различные направления работы с ними. Следует обратить особое внимание на возможности участия в такой работе
системы повышения квалификации и переподготовки кадров. В целях оказания реальной поддержки и содействия в распространении лучших экспериментальных результатов возможна организация постоянно действующего семинара для учителей, работающих с талантливыми детьми.
Для роста творческого и интеллектуального потенциала республики необходимо выработать механизм взаимодействия различных ведомств, организаций, ученых, специалистов научно-исследовательских институтов, учреждений высшего профессионального образования, способствующих развитию талантливых детей и молодежи, их личностному и профессиональному самоопределению. Обмен информацией об образовательных учреждениях и педагогах, работающих с талантливыми детьми, одаренных детях, индивидуальных образовательных программах, научно-педагогической литературе будет способствовать решению задач устойчивого развития общества на основе реализации его интеллектуального, научного и творческого потенциалов.
Государственная поддержка одаренных детей и молодежи, создание системы их выявления, максимальное раскрытие способностей и талантов важны как для самого молодого поколения, так и для общества.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы их исследования / В. Штерн. М., 1926. С. 22.
Поступила 15.10.06.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР в психологии
II. С. Полутина, аспирант кафедры педагогики МГУ им. Н. 77. Огарева
В современном мире под словом «игра» понимается широкий спектр явлений. Игровой элемент присутствует во многих сферах деятельности человека.
Классический труд Д. Б. Эльконина «Психология игры» (М., 1978) посвящен проблеме происхождения, развития и функций игры детей. И. Хейзинга рас-
© Н. С. Полутина, 2006