Научная статья на тему 'Очередная научная конференция им. Академика А. И. Крушанова'

Очередная научная конференция им. Академика А. И. Крушанова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галлямова Людмила Ивановна

С 21 по 24 июня 2016 г. в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН проходила конференция, посвящённая памяти академика А.И. Крушанова, выдающегося учёного-историка, блестящего организатора исторической науки на Дальнем Востоке, создателя и лидера научной школы, хорошо известного фундаментальными трудами по истории Дальнего Востока XIX-XX вв. Основатель и первый директор ИИАЭ, А.И. Крушанов сумел превратить это научное учреждение в региональный координирующий центр исследований в сфере гуманитарных наук. Конференция была приурочена к 95-летию со дня рождения академика и 45-летию ИИАЭ ДВО РАН. Тема VIII Крушановских чтений «Образовательный потенциал Тихоокеанской России XVIII-XXI вв.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Krushanov regular scientific conference

Krushanov regular scientific conference

Текст научной работы на тему «Очередная научная конференция им. Академика А. И. Крушанова»

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

Очередная научная конференция им. академика А.И. Крушанова1

С 21 по 24 июня 2016 г. в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН проходила конференция, посвя -щённая памяти академика А.И. Крушанова, выдающегося учёного - исто -рика, блестящего организатора исторической науки на Дальнем Востоке, создателя и лидера научной школы, хорошо известного фундаментальны ми трудами по истории Дальнего Востока XIX—XX вв. Основатель и пер -вый директор ИИАЭ, А.И. Крушанов сумел превратить это научное учре -ждение в региональный координирующий центр исследований в сфере гуманитарных наук. Конференция была приурочена к 95- летию со дня ро -ждения академика и 45 - летию ИИАЭ ДВО РАН.

Тема VIII Крушановских чтений — «Образовательный потенциал Тихо -океанской России XVШ—XXI вв.». Соответственно, основным направлени -ем работы конференции стало обсуждение актуальных проблем истории образования на Тихоокеанской окраине нашей страны и особенностей об разовательного комплекса на Дальнем Востоке и в смежных регионах на разных исторических этапах, а также выявление роли государства в раз витии регионального образовательного потенциала в контексте модерни -зационных процессов в России в XVШ—XXI вв.

Мероприятие вызвало активный интерес научной общественности, в нём приняло участие более 70 специалистов из Владивостока, Санкт -Петербурга, Хабаровска и Уссурийска. Среди них были научные со -трудники, преподаватели вузов, учителя, аспиранты, студенты, учащие -ся, которые представляли ИИАЭ ДВО РАН, ДВФУ, Приморский институт железнодорожного транспорта, Невский институт языка и культуры, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, МГУ им. адм. Г.И. Невельского, ТОВВМУ им. С.О. Макарова, Всероссийский дет -ский центр «Океан» и др. организации.

Конференцию открыл директор Института истории, археологии и эт нографии народов Дальнего Востока ДВО РАН д - р ист. наук, проф. В.Л. Ла -рин, выступивший с приветственным словом. Он акцентировал внимание присутствующих на актуальности поднятой темы, обосновал важность и значимость вынесенных на обсуждение вопросов и пожелал всем уча -стникам плодотворной работы.

В ходе пленарного заседания были заслушаны и обсуждены 6 док -ладов. В выступлении д ра ист. наук, проф., зам. директора ИИАЭ ДВО РАН по научной работе Л.И. Галлямовой анализировались педаго -

1 Статья подготовлена при поддержке гранта ДВО РАН, проект № 15 - I - 9 - 011.

гическая деятельность А.И. Крушанова, а также его роль в развитии гу -манитарного образования на Дальнем Востоке.

Д - р ист. наук, проф., зав. Отделом социально - политических исследо -ваний ИИАЭ ДВО РАН А.С Ващук обратилась к проблеме образователь -ного фактора в трансформации советской политической элиты во вто -рой половине XX в.

Доклад вед. науч. сотр. Отдела социально политических исследова ний ИИАЭ ДВО РАН, д - ра ист. наук Е.Н. Чернолуцкой (рис. 1) был посвя -щён учебной миграции на Дальнем Востоке в 1960—1980- е гг.

Результаты исследования «Гуманитарное образование на Дальнем Востоке в оценке экспертов» представили канд. социол. наук Н.В. Осмач -ко и канд. социол. наук С.В. Гончарова, преподаватели кафедры социаль -ных наук ДВФУ.

Т.В. Краюшкина, д - р филол. наук, зав. Центром истории культуры и межкультурных коммуникаций ИИАЭ ДВО РАН, выступила с докла -дом «Традиционные представления об образовании в свете межлично -стных отношений (на материале восточнославянского фольклора Сиби ри и Дальнего Востока)».

Вед. науч. сотр. Отдела истории Дальнего Востока России ИИАЭ ДВО РАН, д р ист. наук Г.А. Ткачёва рассказала о подготовке квалифицирован ных кадров на Дальнем Востоке СССР в годы Великой Отечественной вой ны (1941 — 1945 гг.).

Разнообразные по содержанию и весьма интересные доклады вызвали массу вопросов со стороны аудитории и оживлённую дискуссию.

Далее работа конференции проходила по секциям. В секции № 1 «Го -сударственная политика России в сфере образования и развитие на -чальной и средней школы на Дальнем Востоке» в течение двух дней (21 — 22 июня) принял участие 21 чел. Было заслушано 15 докладов: 9 вы -ступавших представляли ИИАЭ, 6 — ДВФУ (в том числе 2 — Школу педа -гогики ДВФУ в г. Уссурийске), у 10 из них имелась учёная степень канди дата наук.

Культурно просветительскую деятельность и образовательный про цесс на российском Дальнем Востоке в дооктябрьский период рассмат ривали С.А. Баубекова, Т.В. Позняк, О.Б. Лынша, Г.А. Андриец, которые отметили необходимость анализа прошлого (как положительного, так и отрицательного) для поисков выхода из современной кризисной ситуа ции в образовании.

К региональным аспектам изучения отечественной истории и культу ры в учебной литературе обратились Л.А. Слабнина и Л.Е. Фетисова, при шедшие к выводу, что недооценка регионального историко культурного наследия негативно сказывается на восприятии подрастающим поколе нием своей малой родины.

Становление высшего образования на Дальнем Востоке рассматрива ли В.Г. Макаренко, О.А. Трубич, А.А. Черепова, Э.В. Осипова, показавшие,

что наряду с утратой некоторых направлений вузовской подготовки, необходимых для региона (В.Г. Макаренко), появился ряд дисциплин, от вечающих запросам времени, особенно в социально культурной сфере (А.А. Черепова, Э.В. Осипова).

А.В. Поповкин, М.Е. Буланенко, А.А. Туркутюкова обратились к со -временным проблемам духовно - нравственного воспитания молодёжи. Внимание аудитории привлёкли рассказ об опыте преподавания такой дисциплины, как «Этика», в средней школе (М.Е. Буланенко) и вузе (А.А. Тур кутюкова), а также идея разработки и внедрения программы духовно -нравственного воспитания подрастающего поколения (А.В. Поповкин).

Актуальные проблемы реализации государственных программ в сфе ре молодёжной политики в Приморском крае и социокультурной адапта ции этнических мигрантов рассмотрели Е.И. Сёмкина и Г.Г. Ермак.

Все выступления сопровождались большим количеством вопросов и активной дискуссией, которая касалась не только теоретической раз работки обсуждаемых проблем, но и их практической реализации.

В работе секции № 2 «История профессионального образования в кон тексте социально экономической и культурной динамики Тихоокеанской России», которая проходила 21 — 22 июня, приняло участие 18 чел. Высту -пили 16 докладчиков, 6 из них представляли ИИАЭ ДВО РАН, 4 — ДВФУ (Школу гуманитарных наук, Школу экономики и менеджмента, Школу искусства, культуры и спорта, Гуманитарно экономический колледж), 1 — Приморский институт железнодорожного транспорта, 1 — Дальнево сточный государственный университет путей сообщения, 1 — Всероссий ский детский центр «Океан». У 10 докладчиков имелась учёная степень кандидата наук, у 1 — доктора наук.

Формированию системы образования в регионе в дореволюционной период и годы Гражданской войны уделили внимание О.И. Сергеев (рас смотрел особенности обучения детей в Уссурийском казачьем войске), О.А. Устюгова (осветила подготовку кадров для торговли), Е.В. Карелова и А.В. Норкина (охарактеризовали развитие историко - филологического и юридического образования). К вопросам становления советской выс шей школы в 1920—1940 гг. на Дальнем Востоке обратились А.В. Мак-люков, А.С. Заколодная.

О том, как шли развитие сети образовательных учреждений в реги оне и подготовка профессиональных кадров для народного хозяйства в 1950—1980- е гг., рассказали Ю.М. Гапоненко, Н.М. Платонова, Р.М. Зайцев.

Проблемы высшей и средней профессиональной школы в Тихооке анской России на современном этапе нашли отражение в выступлениях С.А. Власова, С.М. Дударёнок (рис. 2), С.Г. Дехаль, И.В. Барашок, А.А. Че -репова, Г.С. Поповкиной. Внимание аудитории привлёк доклад д - ра ист. наук, проф. С.М. Дударёнок, посвящённый религиоведческим аспектам подготовки сотрудников внутренних дел, который сопровождался актив ным обсуждением.

По мнению участников секции, в ходе социально экономического и культурного развития Тихоокеанской России особое значение имело становление профессионального образования. В дореволюционный пе риод приоритетная роль отводилась системе корпоративного образова -ния. На советском этапе происходила ориентация профессиональной под готовки на различные сферы народнохозяйственного комплекса региона. Третий, современный, этап характеризуется появлением новых направле ний подготовки специалистов.

На секции № 3 «Научные и педагогические кадры системы народного образования Тихоокеанской России. Образовательный комплекс региона в условиях Великой Отечественной войны» выступили с докладами 8 чел.: 2 доктора и 3 кандидата исторических наук представляли ИИАЭ ДВО РАН, а 3 преподавателя — ТОВВМУ им. С.О. Макарова, МГУ им. адм. Г.И. Невель -ского, МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова (с. Михайловка, Приморский край).

Часть выступающих затронула разные педагогические проблемы, от -носящиеся к истории школьного обучения и культуры малочисленных народов Приморья и Сахалина. В частности, В.В. Подмаскин рассмотрел влияние русской культуры на развитие образования у уйльта (ороков) Сахалина (XIX—XX вв.), А.Ф. Старцев акцентировал внимание на особен -ностях народного образования тазов Ольгинского района Приморского края, Д.В. Янчев — на развитии образования у тазов в постсоветский пе -риод, а Е.В. Фадеева — на воспитании детей в семьях негидальцев в кон -тексте традиций и современности.

И.Ф. Шугалей в своём докладе проанализировал историю подготов -ки офицерских кадров во время Великой Отечественной войны, а Р.В. Ко лесник обратился к проблеме современной подготовки кадров для воен но морского флота.

Ю.Н. Осипов посвятил выступление 20 - летию средней школы в Ми -хайловке и увековечиванию памяти А.И. Крушанова в этом селе. На кон -ференции присутствовала также делегация из михайловской школы, пред ставителю которой вручили почётную грамоту за популяризацию знаний о жизни и деятельности академика.

В секцию № 4 «История народного образования в странах АТР» по -дали заявки 17 чел. В течение 21 — 22 июня были заслушаны и обсужде -ны 13 докладов. Квалификационный состав участников включал 2 док -торов исторических наук, 13 кандидатов исторических и педагогических наук и 2 чел. без степени из Владивостока, Уссурийска и Санкт Петербур га. 12 представляли ИИАЭ ДВО РАН, 4 — ДВФУ, в их числе также была ас пирантка из КНР, 1 — частное образовательное учреждение высшего об разования «Невский институт языка и культуры».

Тематика докладов охватывала период с XVIII в. до наших дней. При этом 8 выступающих ознакомили коллег с актуальными проблемами современных систем образования в РФ, КНР, США и Новой Зеландии. Так, Л.Н. Гарусова, Т.Д. Лавриенко и директор библиотеки Школы педагогики

ДВФУ Е.Д. Соловьёва обратились к некоторым аспектам такой жизненно важной для современных дальневосточных вузов проблемы, как интегра ция в интернациональное образовательное пространство АТР и адаптация студентов из за рубежа в академической среде высших учебных заведе ний Приморского края. Была отмечена необходимость разработки специ альных программ по привлечению иностранных выпускников российских вузов к работе в РФ, созданию центров международного информацион ного общения и актуализации тьюторского сопровождения иностранных учащихся в вузах Дальнего Востока.

Исследователи выявили качественные изменения, произошедшие на современном этапе модернизации в национальной системе образова ния и науки КНР. С.А. Иванов (рис. 3) осветил первые результаты рефор -мы академической науки в Китае, процесс адаптации к новым экономи ческим реалиям учёных этой страны и их деятельность по интеграции в интеллектуальное пространство АТР. И.Н. Лазарева показала генетичес -кую связь современного стимулирования педагогических кадров в КНР с моделями гонконгской и британской систем, охарактеризовала влия -ние культурных традиций на профориентацию китайских школьников. Г. Б. Дудченко сделал доклад об особенностях трансформации образо -вательного комплекса в приграничных районах пров. Хэйлунцзян (КНР) в 80 - е гг. XX — начале XXI в.

К проблеме адаптации русских детей в принимающих обществах США и Новой Зеландии обратились Ю.В. Аргудяева (ознакомила кол -лег с результатами полевых исследований, проведённых ею в Соеди -нённых Штатах для сбора материалов об особенностях обучения детей русских эмигрантов старообрядцев в американских публичных шко лах) и Е.В. Рудникова (представила собственное видение новозеландско го опыта дошкольного воспитания в контексте адаптационных программ, функционирующих в Новой Зеландии для постсоветских иммигрантов).

Разные аспекты истории образования в КНР и США рассматривали 5 участников конференции. Так, С.Б. Белоглазова проанализировала раз -витие русских и русско китайских учебных заведений в Квантунской об ласти на рубеже XIX—XX вв., выявила специфику комплектования кадро -вого состава и структуру созданной усилиями русских людей сети общего и профессионального образования. О вкладе русских учёных - аграрни -ков в подготовку специалистов для сельского хозяйства в Маньчжурии и распространение там аграрных знаний рассказал Г.П. Белоглазов. Одну из страниц истории востоковедческого образования раскрыла молодая специалистка из КНР, аспирантка школы гуманитарных наук ДВФУ Ли Ли цю, обратившаяся к интеллектуальному наследию известного китаеведа И.Г. Баранова, выпускника Восточного института, работавшего на КВЖД и преподававшего в учебных заведениях Харбина. Г.Н. Романова заостри -ла внимание на интеллектуальном и технологическом вкладе СССР в мо дернизацию индустрии Китая в 50—60- е гг. XX в. и продемонстрировала,

Рис. 1. Пленарное заседание, выступа - Рис. 2. Секция № 2, выступает

ет Е.Н. Чернолуцкая, ИИАЭ ДВО РАН С.М. Дударёнок, ДВФУ

Рис. 3. Секция № 4, выступа -ет С.А. Иванов, ИИАЭ ДВО РАН

Рис. 4. Круглый стол, выступает Л.И. Галлямова, ИИАЭ ДВО РАН

каково было влияние масштабных проектов Советского Союза на форми рование грандиозных ландшафтных планов в современной КНР.

Р.В. Гвоздев обратился к проблеме традиционного физического воспи -тания, бытовавшего у алеутов США в XVIII—XIX вв., рассмотрев её в кон -тексте адаптационных практик данного этноса к особенностям хозяйст венной деятельности и природной среды обитания.

При подведении итогов двухдневных заседаний были отмечены раз носторонность и важность представленных докладов, инициативность выступавших в прениях и дискуссиях. Сделано заключение о том, что доклады представляют как научно теоретическую, так и практическую ценность и содержат большой фактический материал. Принято решение опубликовать статьи, подготовленные на основе прозвучавших докладов, в сборнике материалов VIII Крушановских чтений.

24 июня 2016 г. конференция продолжила работу в формате круглого стола, тема которого — «Начало Великой Отечественной войны: трагедия го сударства и героизм народа» — была связана с 75 -летием трагической даты.

Открывая заседание, председатель оргкомитета, д - р ист. наук, проф. Л.И. Галлямова подчеркнула: Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. стала самой страшной и самой героической страницей в истории страны, и для нашего народа, внёсшего решающий вклад в раз -гром фашизма, мировая война навсегда останется Великой Отечествен ной войной. В докладе «1941- й год: современные подходы к изучению» Л.И. Галлямова выделила основные направления российской историогра фии Отечественной войны 1941 — 1945 гг. и кратко охарактеризовала наи -более распространённые точки зрения на события 1941 г. (рис. 4).

В ходе работы круглого стола с сообщениями выступили: канд. ист. наук О.И. Сергеев («Начало Великой Отечественной войны: соотношение сил»); д - р ист. наук Г.А. Ткачёва («Дальний Восток СССР накануне Великой Отечественной войны»); И.Ф. Шугалей («Отдельные особенности воору -жённых сил СССР и Германии»); аспирант Б.Б. Кондратенко («Погранич -ные войска СССР в июне — июле 1941 г.»); канд. ист. наук С.Б. Белоглазо -ва («Современные дискуссии по истории Великой Отечественной войны и проблемы воспитания подрастающего поколения») и др.

В заседании участвовало около 20 специалистов, подавляющее боль -шинство из которых проявило высокий интерес к обсуждаемым вопро сам. Дискуссия была настолько живой и горячей, что круглый стол за вершил свою работу на целый час позднее запланированного времени. Участники заседания приняли единодушное решение опубликовать ма -териалы круглого стола в виде отдельного сборника научных статей, по святив его 75-летию начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 г.

Л. И. Галлямова, доктор исторических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.