Научная статья на тему 'Обзор визуальных систем разработки параллельных программ'

Обзор визуальных систем разработки параллельных программ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
283
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гергель Виктор Павлович, Козинов Евгений Александрович

Одно из направлений снижения сложности разработки параллельных программ – использование сред визуального анализа и проектирования программного обеспечения. Рассматриваются основные визуальные среды параллельного программирования, уменьшающие сложность разработки параллельных программ, а также сильные и слабые стороны рассматриваемых подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гергель Виктор Павлович, Козинов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF VISUAL PARALLEL PROGRAM DEVELOPMENT ENVIRONMENTS

One way to reduce the complexity of parallel program development is to use visual analysis and parallel program development environments. In this paper, we consider the major visual parallel programming environments that reduce the complexity of parallel program development. The strengths and weaknesses of these approaches are explored.

Текст научной работы на тему «Обзор визуальных систем разработки параллельных программ»

Информационные технологии 276 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 5 (2), с. 276-282

УДК 681.3.06

ОБЗОР ВИЗУАЛЬНЫХ СИСТЕМ РАЗРАБОТКИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

© 2012 г. В.П. Гергель, Е.А. Козинов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Evgeniy. Kozinov@gmail .com

Поступила в редакцию 10.09.2012

Одно из направлений снижения сложности разработки параллельных программ - использование сред визуального анализа и проектирования программного обеспечения. Рассматриваются основные визуальные среды параллельного программирования, уменьшающие сложность разработки параллельных программ, а также сильные и слабые стороны рассматриваемых подходов.

Ключевые слова: визуальные средства разработки параллельных программ, параллельное программирование, высокопроизводительные вычисления.

Введение

На протяжении последних лет одной из наиболее острых проблем эффективного использования потенциала компьютерных технологий является трудоемкость разработки программного обеспечения (ПО). Сложность разработки связана с рядом факторов.

Во-первых, за последнее время сильно увеличился спектр вычислительно сложных задач. Вычислительно сложные задачи существуют практически во всех областях деятельности человека. Например, глобальной оптимизации и поддержки принятия решений [1, 2], задачи финансовой математики, задачи, связанные с разработкой новых лекарств, прочностные расчеты конструкций, моделирование работы авиационных двигателей [3-5] и многие другие. В перечисленных задачах вычислительные эксперименты позволяют заменить реальные испытания, что сокращает время разработки и экономит большое количество разнообразных ресурсов.

Во-вторых, компьютерные вычислительные системы постоянно совершенствуются [6]. На текущий момент появилось большое разнообразие компьютерных вычислительных систем. Наиболее высокопроизводительные вычислительные системы представлены в международном ТОР500 [7] и российском ТОР50 [8] рейтингах. Следует учитывать, что процесс совершенствования не останавливается. С появлением новых компьютерных вычислительных систем появляются новые подходы и технологии разработки ПО. Каждый подход требует боль-

шого времени для изучения и освоения методов эффективного использования. Переход от одной технологии к другой, как правило, очень сложный и требует разработки новых алгоритмов. Необходимость разработки новых алгоритмов обусловлена тем, что алгоритмы эффективные для одних используемых технологий, могут быть крайне неэффективны для других.

В-третьих, применяемые в расчетах алгоритмы становятся более сложными. Разработка сложных алгоритмов требует специальных подходов, технологий и инструментов для проектирования, отладки и анализа корректности

[9-11].

Отмеченные моменты чрезвычайно затрудняют разработку ПО. В отличие от компьютерного оборудования, производительность которого практически удваивается каждые 18 месяцев (широко известное утверждение Мура [12, 13]), технологии разработки программ совершенствуются крайне медленно - к сожалению, закон Мура для ПО не действует. Для параллельных вычислительных систем проблема трудоемкости разработки ПО становится наиболее критической. Дополнительные сложности вызывает относительная новизна области параллельного программирования и наличие качественно новых эффектов при выполнении вычислительных процессов (тупики, гонки потоков, избыточная синхронизация и т.п.). Особую остроту проблемы вызывает необходимость оперативной и массовой разработки параллельных программ для использования многоядерных процессоров и многопроцессорных вычислительных систем.

На текущий момент один из основных подходов снижения сложности разработки ПО -повторное использование однажды разработанных компонент, модулей и библиотечных функций [14-17]. Данный подход предполагает, что прежде чем решать задачу, производится ее анализ. В результате анализа выделяются требования к разрабатываемому ПО. Каждое требование сводится к необходимости разработки компонент или модулей, реализующих часть функциональности. При хорошем проектировании компонент и модулей, часть компонент и модулей можно не реализовывать повторно, а взять уже существующие реализации.

Существует большое количество библиотек, программных модулей и компонент, которые активно используются при разработке сложных программных систем. В качестве примера можно привести набор функций работы с векторами и матрицами BLAS [18, 19]. Вместо того, чтобы повторно разрабатывать код работы с матрицами и векторами, можно взять готовую реализацию и сосредоточиться на решении более крупной задачи. Библиотечная реализация при этом будет, как правило, более эффективная.

Однако модульный (компонентный) подход не решает всех проблем сложности разработки ПО. Использование библиотек предполагает их тщательное изучение любая неточность в использовании приводит к получению некорректно работающих программ. И самое главное - и при использовании модульного подхода разрабатываемые программы по-прежнему являются некоторыми «ненаблюдаемыми» абстракциями. Во многом, как и в самом начале эры программирования, структура модульной программы, схемы взаимодействия компонент содержатся «в голове» программиста как некоторой логической сущности. Программы являются не материальными объектами, и мы можем наблюдать проявления их деятельности зачастую только в момент их выполнения (и разобраться, правильно они работают или нет).

В этом плане перспективным направлением снижения сложности разработки программ является разработанная в начале 90-х методология визуального программирования [22], когда в процессе разработки подбираются те или иные формы визуального (наглядного) представления и действия по разработке программы становятся тут же наблюдаемыми (и, тем самым, сразу же становится понятно, являются ли действия правильными).

Прекрасным примером применения визуального подхода является разработка пользовательских интерфейсов. Любой интерфейс мож-

но спроектировать, используя такие визуальные элементы как панель, кнопка, список выбора и т.д. Программист, разрабатывая интерфейс, непосредственно наблюдает выполняемые действия на экране компьютера и сразу же может исправить неправильно выполненные шаги. Среди типичных подобных визуальных сред разработки можно выделить C++Builder [20] и Microsoft Visual Studio [21].

Однако разработкой интерфейсов визуальное программирование не ограничивается. Хорошим примером визуальной среды разработки научно-технических приложений является система LabView [41]. Система предлагает для использования набор виртуальных приборов. Каждый прибор представлен визуальным элементом, похожим на реальный прибор. Для проведения вычислительных экспериментов пользователь системы LabView может скомпоновать экспериментальную установку, используя виртуальные приборы. За счет визуального сходства исследователю легче разработать алгоритм решения интересующей его задачи. Как следствие, основное преимущество - исследователю не обязательно изучать методы разработки программ, а достаточно сосредоточиться на решении своей исследовательской задачи, используя привычные инструменты.

Проведенные рассуждения показывают, что для снижения сложности разработки параллельных программ также можно задействовать модульный подход и визуальные технологии разработки [22, 23].

1. Визуальные программные средства

разработки параллельных программ

Одно из активно развиваемых направлений, уменьшающих сложность - создание сред визуального проектирования и разработки параллельных программ. Главная идея данного направления заключена в модульном подходе, применяемом во время разработки алгоритмов, и использовании визуальных средств во время компоновки алгоритма из модулей.

Существует большое количество разных визуальных систем проектирования и разработки параллельных программ. Каждая из систем, как правило, для представления параллельного алгоритма использует граф. В зависимости от модели, используемой в визуальной системе, вершины и ребра графа интерпретируются по-разному.

Можно выделить четыре больших группы визуальных систем. Первая группа использует граф для представления виртуальной вычисли-

тельной системы. Вторая группа использует граф для представления потока управления параллельной программы. Третья группа использует граф для представления потока данных параллельной программы. Последняя группа отображает функциональную зависимость между данными. Рассмотрим каждую из групп более подробно.

1.1. Визуальные системы параллельного программирования, отображающие виртуальные вычислительные системы. Часто алгоритмы, направленные на решение задачи пользователя, разрабатываются для исполнения на конкретных вычислительных системах. Для разработки эффективных алгоритмов необходимо учитывать особенности используемых вычислительных систем, такие как топологию и пропускную способность сети, устройства оперативной памяти и производительность вычислительных элементов и т.д. [24, 25].

Первый подход, использующий визуальные представления для разработки параллельных программ, предполагает, что вначале с определенной точностью определяется виртуальная топология вычислительных элементов, соответствующая используемой вычислительной системе. Далее, для каждого выделенного вычислительного элемента независимо разрабатывается часть алгоритма решения поставленной задачи. При исполнении разработанного алгоритма виртуальная топология отображается на реальную вычислительную систему.

Подобный подход позволяет на ранних стадиях проектирования алгоритма учесть особенности вычислительных систем, что закладывает основу для эффективного использования вычислительных ресурсов.

Вероятность появления ошибок при этом способе разработки параллельных алгоритмов уменьшается, так как организация передачи данных визуально отображена. Реализацию операций взаимодействия вычислительных элементов с использованием конкретной технологии передачи данных берет на себя система.

У подхода есть ряд недостатков.

Во-первых, передача данных в подобных системах, как правило, реализуется неявным образом. Данные пересылаются также как и в технологии MPI [26], посредством вызовов специальных функций. Если действия процессов или потоков не согласованы, то параллельная программа корректно работать не будет.

Во-вторых, разработанные программы плохо масштабируются. Для запуска вычислений на большем или меньшем количестве вычисли-

тельных элементов необходимо заново разрабатывать большую часть программы. Частично данные проблемы решаются в системе «GRAPNEL» за счет введения механизма описания топологий вычислительных систем [32].

В-третьих, данный подход не использует модульность. Как следствие, часть алгоритма, разработанная для виртуального вычислительного элемента, не может быть повторно использована или для использования нужны дополнительные трудозатраты.

Примером визуальных систем, реализующих рассматриваемый подход, являются «VPE» [27], «TREPPER» [28], «EDPEPPS» [30, 31] и «GRAPNEL» [32] на уровне коммуникации процессов.

1.2. Визуальные системы параллельного программирования, отображающие поток управления. Если алгоритм решения поставленной задачи разрабатывается не для исполнения на фиксированной вычислительной системе, то важно чтобы параллельный алгоритм был масштабируемым и переносимым. Для обеспечения переносимости в ряде визуальных систем предлагается алгоритм разбить на независимые части. Каждая часть алгоритма может быть реализована в виде компонента или модуля. В рамках модели предполагается, что каждый модуль может быть выполнен параллельно на любом вычислительном элементе. Для корректной работы параллельного алгоритма между модулями устанавливаются зависимости, определяющие порядок их исполнения. В визуальных системах для отображения зависимостей (потока управления) используется граф в том или ином виде.

Как правило, алгоритмы, разработанные с использованием подобного подхода, обладают лучшей переносимостью по сравнению с алгоритмами, разработанными на основе виртуальной топологии вычислительной системы, но при этом менее эффективно используют ресурсы вычислительных систем.

Основной недостаток данных систем заключается в том, что передача данных также осуществляется неявным образом и никак визуально не отображается. Как следствие, поиск ошибок параллельного исполнения алгоритма затруднен.

К группе систем визуального проектирования и разработки параллельных программ, позволяющих визуально задать поток управления, можно отнести такие системы как «CODE» [33, 34], «HeNCE» [34, 35], «Граф Плюс» [36], «PGRAPH» [37] и «Vorlon» [38].

Особо стоит отметить две системы, относящиеся к этой группе, «НеКСБ» и «Уог1оп». В данных системах представлены специальные элементы и обозначения, используемые для более компактного и масштабируемого представления графа управления вычислениями. Компактность отображения алгоритма обеспечивается наличием вершин специального типа, используемых для дублирования части графа вычислений.

1.3. Визуальные системы параллельного программирования, отображающие поток данных. Третья группа визуальных систем проектирования и разработки параллельных программ использует граф для отображения потока данных. Как и в случае отображения разрабатываемого параллельного алгоритма в виде потока управления, вершины графа используются для отображения модулей. У каждой вершины в графе добавляется ряд визуально отображаемых параметров, соответствующих входящим и исходящим данным разрабатываемого модуля. Явным образом в данном представлении поток управления не отображается. Ребра графа отображают передачу параметров между модулями или управляющими конструкциями, такими как условия и циклы. Подобное представление дает наиболее полную информацию о модулях, используемых в алгоритмах.

В данной группе визуальных систем разработки параллельных программ существует ряд преимуществ.

Во-первых, главное преимущество рассматриваемых систем - модульность. Любой модуль можно повторно использовать за счет фиксации входящих и исходящих параметров. Никаких дополнительных усилий на адаптацию модуля под конкретный алгоритм не требуется.

Во-вторых, явно отображается передача данных. Явное отображение позволяет уменьшить вероятность появления ошибок, связанных с передачей данных во время параллельного исполнения за счет большей наблюдаемости во время проектирования алгоритма.

В-третьих, как и в системах, отображающих поток управления, отсутствует явная связь с вычислительными элементами. Как следствие, разрабатываемые алгоритмы обладают большой степенью переносимости.

К недостаткам подобных систем можно отнести высокую степень детализации. При использовании большого количества модулей визуальное представление может быть перегружено количеством деталей и как следствие усложнять понимание алгоритма. Для решения

подобной проблемы часто используют иерархическое представление графа алгоритма.

К данной группе можно отнести такие визуальные языки как «ЯГСПП» [39, 40], «LabView» [41] и «HiPPO» [42].

В данной группе языков следует отметить программный комплекс «LabView». Данный комплекс приобрел большую популярность, в частности, за счет наличия большой библиотеки реализованных модулей, поставляемых с системой.

1.4. Визуальные системы параллельного программирования, отображающие функциональные зависимости. Последняя группа визуальных систем проектирования и разработки параллельных программ - системы, отображающие функциональные зависимости. Яркий пример - система «Пифагор» [43]. В функциональных языках программирования существует два множества. Первое множество - множество функций или операторов, которые могут быть исполнены. Второе множество - множество входных аргументов, которые являются входными данными для функций. Выполнение каждого оператора осуществляется по готовности его аргументов.

Функциональные языки не требуют явного описания параллелизма задачи. Параллелизм определяется в соответствии с информационными связями. Язык «Пифагор» использует текстовое описания для разработки параллельных программ, но при этом для каждого оператора есть своя графическая интерпретация.

Главное преимущество языка заключается в явном отображении возможности распараллеливания, вплоть до операторов.

2. Визуальная система «Визограф»

В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского разрабатывается визуальная система «Визограф» [44]. Целью разработки является развитие группы визуальных систем проектирования и разработки параллельных программ, использующих граф для отображения потока данных. Выбор данного направления определяется следующим рядом важных преимуществ.

Во-первых, все однократно разработанные модули можно сохранить и повторно использовать. Повторное использование однажды разработанных модулей является ключевым свойством систем, позволяющим снизить сложность разработки алгоритмов. Возможность сохранения модулей обусловлена фиксацией переда-

ваемых и принимаемых параметров модулей.

Во-вторых, в данной группе систем визуальное представление модулей позволяет наглядно и подробно отобразить основную информацию об используемых и разрабатываемых модулях. К такой информации относятся имя, описание и список всех входных и выходных параметров модулей.

В-третьих, системы из рассматриваемой группы явно отображают связь приема и передачи данных между параметрами модулей. Подобное отображение позволяет снизить вероятность появления ошибок на ранних этапах проектирования алгоритма.

Основные усилия направлены на решение следующих основных задач.

Поиск и разработку методов улучшения визуального (наглядного) представления разрабатываемых параллельных алгоритмов и программ. Наряду с использованием уже широко применяемого иерархического представления больших вычислительных схем, в системе разработаны дополнительные визуальные элементы, повышающие компактность представления параллельного алгоритма и, по возможности, не налагающие сильных ограничений на способ разработки параллельных программ.

Расширение визуального подхода средствами автоматической верификации и контроля правильности построенных вычислительных схем. В существующих системах визуального программирования контроль правильности, как правило, ограничивается проверкой совпадения типов данных, что явно является не достаточным. Так, при проектировании можно легко соединить параметры модулей, совместимые по типам данным, но не совместимые с точки зрения логики алгоритма.

Разработка - наряду с возможностями «ручного» конструирования визуальных схем - автоматических или полуавтоматических средств поддержки пользователя в разработке алгоритмов для решения поставленной задачи. Результатов в этом направлении можно добиться за счет создания библиотеки сценариев (ранее разработанных вычислительных схем), а также путем анализа возможных вариантов комбинирования имеющихся в среде разработки вычислительных модулей.

Результаты докладывались на Всероссиской молодежной школе, проводимой в Нижегородском университете [46].

Работа выполняется в рамках программы деятельности Нижегородского университета в области суперкомпьютерных технологий [45].

Список литературы

1. Gergel V.P., Strongin R.G. Parallel computing for globally optimal decision making on cluster systems // Future Generation Computer Systems. 2005. V. 21, №5. P. 673-678.

2. Стронгин Р.Г., Гергель В.П., Баркалов К.А. Параллельные методы решения задач глобальной оптимизации // Известия высших учебных заведений. Приборостроение. 2009. Т. 52. № 10. С. 25-33.

3. Суперкомпьютерные технологии в науке, образовании и промышленности / Под ред. В. А. Садовни-чего, Г.И. Савина, Вл.В. Воеводина. М.: Изд-во Московского университета, 2009.

4. Суперкомпьютерные технологии в науке, образовании и промышленности (Второй выпуск) / Под ред. В.А. Садовничего, Г.И. Савина, Вл.В. Воеводина. М.: Изд-во Московского университета, 2010.

5. Суперкомпьютерные технологии в науке, образовании и промышленности (Третий выпуск) / Под ред. В.А. Садовничего, Г.И. Савина, Вл.В. Воеводина. М.: Изд-во Московского университета, 2012.

6. Гергель В.П., Линев А.В. Проблемы и перспективы достижения экзафлопного уровня производительности суперкомпьютерных систем // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4. С. 189-198.

7. T0P500 Project: сайт. - URL: http://www. top500.org (дата обращения 30.06.2012).

8. T0P50 суперкомпьютеров: сайт. - URL: http:// top50.supercomputers.ru (дата обращения 30.06.2012).

9. Учебный курс «Параллельные численные методы»: сайт. - URL: http://hpcc.unn.ru/?doc=491 (дата обращения 01.09.2012).

10. Intel Parallel Studio: сайт. - URL: http:// soft-ware.intel.com/ru-ru/articles/intel-parallel-studio/ (дата обращения 30.06.2012).

11. Intel Cluster Studio: сайт. - URL: http:// soft-ware.intel.com/ru-ru/articles/intel-cluster-studio/ (дата обращения 30.06.2012).

12. Moore G.E. Cramming more components onto integrated circuits // Electronics. 1965. Vol. 38, No. 8. April 19.

13. Wikipedia - Moore's_law. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/Moore's_law (дата обращения 20.04.2012).

14. Соммервиль И. Инженерия программного обеспечения. 6 изд. Изд. дом Вильямс. 2002. С. 624.

15. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++. Второе изд. М.: Бином, 1998.

16. Модель процессов MSF. Белая книга, 2003, перевод eLine Software.

17. 2710B: Analyzing Requirements and Defining Microsoft .NET Solutions Architecture. Microsoft Official Course, 2003.

18. Intel® Math Kernel Library (Intel® MKL): сайт. - URL: http://software.intel.com/en-us/intel-mkl (дата обращения 01.09.2012).

19. GotoBLAS2: сайт. - URL: http://www.tacc. utexas.edu /tacc-projects/gotoblas2 (дата обращения 01.12.2012).

20. Embarcadero C++Builder: сайт. - URL: http:// www.embarcadero.com/products/cbuilder (дата обращения 01.09.2012).

21. Microsoft Visual Studio: сайт. - URL: http://www.microsoft.com/visualstudio/rus/downloads (дата обращения 01.09.2012).

22. Lee P.A., Webber J. Taxonomy for visual parallel programming languages (Technical report series) // University of Newcastle upon Tyne, Computing Science, 2003.

23. Востокин С.В. Графический метод проектирования параллельных программ с использованием асинхронной событийной модели вычислений // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Физ.-мат. науки, 30, Самара: СамГТУ, 2004. C. 178-183.

24. Гергель В.П. Теория и практика параллельных вычислений. М.: Интернет-Университет, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

25. Mattson T.G., Sanders B.A., Massingill B.L. Pattern for parallel programming. Pearson Education, Inc., 2005. 384 p.

26. The Message Passing Interface (MPI): сайт -URL: http: //www. mc s. anl. go v/re search/proj ects/mpi/ (дата обращения 30.06.2012).

27. Newton P., Dongarra J. Overview of VPE: A visual environment for message-passing // Heterogeneous Computing Workshop. 1995.

28. Scheidler C., Schafers L. Kramer-Fuhrmann O. TRAPPER: A Graphical programming environment for industrial high-performance applications // PARLE '93 PARALLEL ARCHITECTURES AND LANGUAGES EUROPE. Lecture notes in computer science, 1993. P. 403-413.

29. Interprocessor Collective Communications Library (iCC) : сайт. - URL: http://www.cs.utexas.edu /~rvdg/intercom/ (дата обращения 30.06.2012).

30. Delaitre T., Ribeiro G.R. Justo, Spies F., Winter S. EDPEPPS: An environment for the design and performance evaluation of portable parallel software // Submitted version of Euromicro Workshop PDP'97, London, June 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Winter S., Justo G.R.R. An environment for the design and performance evaluation of portable parallel software URL: http://www.cpc. wmin.ac.uk/~edpepps/ (дата обращения: 15.04.2008)

32. Kacsuk P., Dozsa G., Fadgyas T. Designing parallel programs by the graphical language GRAPNEL // Microprocessing and Microprogramming. Vol. 41, Iss. 8-9, April 1996. P. 625-643.

33. Browne J.C., Dongarra J., Hyder S.I., Moore K., Newton P. Visual programming and parallel computing // IEEE Parallel and Distributed Technology. 1995.

34. Browne J.C., Dongarra J., Hyder S.I., Moore K., Newton P. Experiences with CODE and HeNCE in visual programming for parallel computing // IEEE Parallel

and Distributed Technology. 1995.

35. Beguelin A., Dongarra J., Geist G.A. et al. HeNCE: A Users' Guide URL: http://www.netlib. org/hence/hence-2.0-doc-html/hence-2.0-doc.html (дата обращения: 05.04.2008).

36. Востокин С.В. Графический метод проектирования параллельных программ с использованием асинхронной событийной модели вычислений // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер. физ.-мат. науки. 2004. №30. С. 178-183.

37. Жидченко В.В. Программный комплекс моделирования и анализа алгоритмов параллельных вычислений: Дисс. канд. техн. наук. Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева, 2007.

38. Webber J., Lee P. A. Visual, object-oriented development of parallel applications // Journal of Visual Languages & Computing. Vol. 12, Iss. 2. April 2001. P. 145-161.

39. Котляров Д.В., Кутепов В.П., Маланин В.Н., Панков Н.А. Программные средства поддержки выполнения граф-схемных программ для кластерных систем // Технологии Microsoft в теории и практике программирования. Материалы конференции. Нижний Новгород, 2006. C. 149-151.

40. Котляров Д. В., Кутепов В. П., Маланин В. Н., Панков Н.А. Реализация системы граф-схемного программирования в среде Microsoft .NET // Технологии Microsoft в теории и практике программирования. Материалы конференции. Нижний Новгород, 2006. C.1 52-154.

41. Официальный сайт Lab VIEW URL: http:// www.labview.ru/ (дата обращения: 01.05.2008).

42. Lee P.A., Phillips C., Watson P. Final report: high performance (Parallel) object-oriented software systems (HiPPO) // School of computing science university of Newcastle upon Tyne, NE1 7RU.

43. Легалов А.И., Казаков Ф.А., Кузьмин Д. А., Привалихин Д. В. Функциональная модель параллельных вычислений и язык программирования «Пифагор» URL: http://www.softcraft.ru/parallel/fpp /fppcontent.shtml (дата обращения: 01.05.2008).

44. Гергель В.П., Козинов Е.А. Об одном подходе к визуальной разработке параллельных программ // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2012. №4. С. 247-253.

45. Гергель В.П., Стронгин Р.Г. Опыт Нижегородского университета по подготовке специалистов в области суперкомпьютерных технологий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3 (1). С. 191-199.

46. Баркалов К.А., Гергель В.П., Гергель А.В. и др. Организация и проведение Всероссийской школы по суперкомпьютерным технологиям // Открытое и дистанционное образование. 2010. № 2. С. 24-29.

282

В.П. Гергеnb, E.A. KO3UHOB

OVERVIEW OF VISUAL PARALLEL PROGRAM DEVELOPMENT ENVIRONMENTS

V.P. Gergel, E.A. Kozinov

One way to reduce the complexity of parallel program development is to use visual analysis and parallel program development environments. In this paper, we consider the major visual parallel programming environments that reduce the complexity of parallel program development. The strengths and weaknesses of these approaches are explored.

Keywords: visual tools for parallel software development, parallel programming, high performance computing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.