ОБЗОРЪ
УСТРОЙСТВА РЕЛЬСООБРѢЗОЧНЫХЪ МАСТЕРСКИХЪ
НА РУССКИХЪ ЖЕЛѢЗНЫХЪ ДОРОГАХЪ *).
Инженера Л. Н. Любимова.
Вопросъ о наивыгодвѣйшемъ способѣ обрѣзки рельсовъ составляетъ, какъ извѣстно, одну изъ довольно существенныхъ статей желѣзнодорожнаго хозяйства. Онъ особенно важенъ для линій значительнаго протяженія, гдѣ для различныхъ путевыхъ работъ, какъ то:—для сплошной смѣны старыми, годными послѣ обрѣзки сплющенныхъ концовъ рельсами: бойкихъ станціонныхъ путей и главнаго пути въ предѣлахъ семафоровъ, укладки переводовъ, подѣлки семафорныхъ, предѣльныхъ, уклонныхъ, верстовыхъ и иныхъ т. п. столбовъ,—можетъ понадобиться обрѣзка старыхъ годныхъ рельсовъ въ значительныхъ размѣрахъ.—Въ виду сего я позволяю себѣ въ настоящемъ обзорѣ привести сводъ тѣхъ данныхъ по сему вопросу, кои отчасти выработаны личнымъ опытомъ, отчасти же собраны во время командировки по службѣ отъ Сибирской дороги, гдѣ въ настоящее время предположено устроить рельсорѣзочную мастерскую для удовлетворенія нуждъ ея обширнаго 3138 верстнаго нутеваго хозяйства.
Оказывается, что нѣкоторыя даже изъ сравнительно благоустроенныхъ старыхъ дорогъ сохранили еще, къ сожалѣнію, первобытный способъ рубки рельсовъ зубиломъ, т. е. допускаютъ полное калѣченіе торцевъ; другія—обставили участковое хозяйство разными болѣе или менѣе совершенными ручными пильными станками' и только сравнительно весьма немногія—ведутъ обрѣзку рельсовъ въ болѣе широкихъ размѣрахъ нри номощи станковъ, приводимыхъ въ дѣйствіе паровою или иною силою.
§ 1. Ручные станки. Станки эти, весьма удобные для переноски, могутъ быть съ пользою употреблены лишь для небольшихъ сравнительно потребностей участковаго хозяйства, такъ какъ стоимость обрѣзки и время потребное для таковой слишкомъ велики, а именно:—опилка одного конца
*) И.ть отчета по командировкѣ.
съ просвѳрленіемъ дыръ для болтовъ колеблется въ предѣлахъ отъ 40 до 50 коп. при условіи обслуживанія станка отъ 2 до 5 рабочими. Наименьшее время, потребное собственно для обрѣзки конца отъ 12 до 20 минутъ.
Ставки этого вида можно подраздѣлить на два разряда: а) станки съ ленточными и б) станки съ круглыми пилами.
Типъ перваго рода прибора показанъ на чертежѣ I. Это печто иное, какъ плоская иила съ рычажной передачей, приводимой въ движеніе двумя рабочими. Такой пилою можно перепиливать рельсы, лежащіе даже въ пути, заклинивая таковые въ ухватку А пилы при помощи деревянныхъ клиньевъ к к.
б) Станки съ круглыми пилами. Изъ наилучіпихъ. станковъ этого послѣдняго типа, достаточно хорошо оправдавшихъ свою цѣлесообразность не только на заграничныхъ дорогахъ, но и на нашихъ: наиримѣръ Юго-Западныхъ и Риго-Орловской, гдѣ они введены почти на всѣхъ участкахъ,—можно отмѣтить передвижной пильный станокъ, употребляющійся на Риго-Орловской ж. д., изображенный на чертежѣ 2 и представляющій собою соединеніе пильнаго со сверлильнымъ. Станокъ этотъ отличается нижеслѣдующими удобствами:
Рельсъ, подлежащій обрѣзкѣ, закрѣпляется чрезвычайно прочно и можетъ быть распиленъ подъ любымъ угломъ, причемъ получается вполнѣ правильная, гладкая поверхность торца.
Будучи связана съ рычагомъ Р, на которомъ имѣется подвижной грузъ Г, постоянно надавливающій на пилу П---пила эта работаетъ, говоря относительно. нѣсколько быстрѣе одноименныхъ системъ, такъ какъ благодаря такому приспособленію, она болѣе топкія мѣста профили рельса разрѣзы-ваетъ быстрѣе чѣмъ толстыя.
Станокъ этотъ обслуживается пятью рабочими: двѣ пары вертятъ посмѣнно маховикъ М, одинъ регулируетъ помощью подвижнаго груза Г, по рычагу Р,—нажимъ пилы и смочку таковой изъ (неиоказаннаго на чертежѣ цилипдра-кружки) мыльною водою во избѣжаніе чрезмѣрнаго нагрѣва зубьевъ. Производительность такой пилы отъ двухъ до трехъ концовъ въ часъ. Сверленіе дыръ для болтовъ производится при помощи сверла СС. Одной дисковой пилой возможно отрѣзать отъ 100 до 150 стальныхъ рельсовъ въ зависимости отъ большей или меньшей твердости таковыхъ, производя лишь послѣ отпилки 10—12 концовъ отточку ея зубцовъ на особомъ точильномъ стапкѣ.
Практика показываетъ, что наилучіпихъ результатовъ пилки можно достигнуть при соблюденіи нижеуказанныхъ условій:
1) Подлежащіе перерѣзыванію рельсы, выгодпѣе всего укрѣпить въ такомъ наклонномъ положеніи, чтобы пилѣ постоянно приходилось рѣзать но возможности одинаковую плоскость сѣченія, какъ показано на черт. 2.
2) Вращательное движеніе нилы должно быть постоянно направлено въ сторону, указанную на чертежѣ направленіемъ зубьевъ пилы. Исиолнсніе этого требованія составляетъ необходимое условіе безукоризненнаго дѣйствія пилы.
3) Червякъ пилы, долженъ быть постоянно смазанъ наилучшаго качества смазочнымъ масломъ.
4) При разрѣзываніи новой или вновь отточеной дисковой пилой лучше всего удалить грузъ Г рычага или же еще лучше сверлильное приспособленіе, такъ какъ, какъ тотъ, такъ и другое весьма сильно увеличиваютъ напряженіе пилы, у которой вслѣдствіе этого легко могутъ выламываться зубья.
5) Передъ тѣмъ, какъ оиустить пилу на подлежащій разрѣзыванію рельсъ, нужно привести ее во вращеніе.
6) Во время перерѣзыванія постоянно нужно обливать пилу мыльной или борной водой.
Стоимость обрѣзки одного конца, считая и просверлевіе двухъ дыръ для болтовъ—въ среднемъ 50 коп. Цѣна пильнаго станка безъ сверлильнаго приспособленія около 360 р.. —съ сими послѣдними же около 410 р.
Обточка иритуиивпіихся пилъ производится на одномъ изъ особыхъ точильныхъ станковз, устройство которыхъ будетъ описано ниже. Весьма хорошимъ оказывается также американскій пильный станокъ системы Bryant показанный па чертежѣ 3. Онъ гораздо легче только что оиисаннаго и приводится въ дѣйствіе двумя рабочими. Время потребное для обрѣзки одного конца отъ 6 до 12 минутъ.
Стоимость станка, считая одну запасную пилу и наждачный станокъ для точки—около 420 р.
Обѣ описанныя машины могутъ служить не только для обрѣзки рельсовъ, но и для распиливанія тортоваго жедЬза и желѣзныхъ тавровыхъ и двутавровыхъ балокъ до 9" вышиной.
§ 2. Станки механическіе. Въ большомъ желѣзнодорожномъ хозяйствѣ рѵчпые станки оказываются однако и непрактичными и невыгодными во 1-хъ, по сравнительной медленности работы, во 2 хъ, по большому числу'-рабочихъ рукъ, нужныхъ для передвиженія рельсовъ и для вращенія пилы. Такъ при ручныхъ и переносныхъ станкахъ невозможны механическія приспособленія для переноски и установки рельсовъ, а эти работы вмѣстѣ съ верченіемъ пилы и составляютъ главный расходъ, уменьшить который возможно только тогда, если обрѣзка концовъ рельсовъ будетъ сосредоточена въ одномъ мѣстѣ и производима паровою или газовою или-же, наконецъ, электрическою силою.
Первые опыты ио устройству надлежащихъ рельсообрѣзочныхъ мастерскихъ принадлежатъ бывшей Курско-Кіевской (нынѣ Московско-Кіево-Воро-
нежской дорогѣ), устроившей на станціи Конотопъ подобную мастерскую, а затѣмъ и Юго-Западнымъ, гдѣ таковая была учреждена (1890 г.) на ст. Кіевъ *). Подробное описаніе этой мастерской въ свое время было сдѣлано инженеромъ И. Бернеромъ **), но ввиду крайне цѣлесообразнаго ея устройства и ради полноты очерка я позволю себѣ вкратцѣ отмѣтить главнѣйшія основанія ея устройства и въ настоящемъ очеркѣ.
Подъ навѣсами (черт. 4 и 5), покрывающими площадь въ 50 кв. с. расположены были: 1) локомобиль въ 8 силъ, 2) восемь круглыхъ пилъ п и
3) два сверлильные станка с\ с2 (чер. 5).
Главный приводный валъ а, а былъ помѣщенъ въ канавѣ, обшитой досками; онъ состоялъ изъ 4-хъ сосновыхъ бревенъ почти въ 7 верш. діаметромъ, окованныхъ и соединенныхъ между собою желѣзными шипами иа подобіе мельничныхъ валовъ и былъ расположенъ на пяти подшипникахъ, укрѣпленныхъ на поперечныхъ балочкахъ. Часть вала, принимающая движеніе отъ локомобиля, обшита была досками—до діаметра въ 16 вершковъ.
Пильные станки расположены въ одинъ рядъ на общей деревянной рамѣ, составленной изъ брусьевъ, свернутыхъ болтами, врытыхъ въ землю и связанныхъ съ половою настилкою. Ремни къ нимъ отъ главнаго вала а шли по желобамъ ж и проходили чрезъ особыя направляющія вилки, ненозво-лявшія ремнямъ спадать со шкивовъ станковъ, когда послѣдніе становились непараллельно къ главному валу (при началѣ и концѣ пиленія).
Надъ каждымъ станкомъ къ стропиламъ навѣса подвѣшены были рельсы р р (черт. 5), по закрай намъ подошвъ которыхъ катались на роликахъ подвѣски с' с", съ винтовыми натяжными цѣпями (взятыми изъ старыхъ негодныхъ для вагоновъ) съ крюками к и служившими для подъема, подачи и установки обрѣзываемыхъ рельсовъ подъ пилы. Рельсы, подлежащіе обрѣзкѣ, складывались на мѣстѣ А и отсюда подвѣсками с' подавались подъ пилы, а затѣмъ по обрѣзкѣ перваго конца, ноиадали на вторую подвѣску с" и клались на направляющіе рельсы <?, в в".... вп (чер. 4) до встрѣчи съ упоркою, опредѣлявшею длину рельса, какую онъ долженъ имѣть по отрѣзкѣ вгораго конца; для этой, послѣдней цѣли, въ направляющихъ рельсахъ в, в', сдѣланы были черезъ каждый футъ гнѣзда для вставки упорокъ, начиная съ разстоянія отъ плоскости пилы въ 15 фт., такъ какъ короче этой длины рельсы не отпиливались.
Обрѣэанные рельсы складывались, помощью уже упомянутыхъ подвѣсокъ с' с" на мѣста Б' и Б", (черт. 4) и отсюда по роликамъ д д' подводились
*) Мастерская эта была основана главнымъ образомъ для пилки старыхъ бельгійскихъ рельсовъ и нынѣ упразднена въ виду особыхъ условій смѣны рельсовъ главнаго пути болѣе тяжелымъ типомъ и употребленіемъ полученныхъ отъ смѣны еще хорошихъ рельсоіл для станціонныхъ путей безъ обрѣзки концовъ.
**) „Обрѣзка старыхъ рельсовъ“. Статья И. Бернера. Инженеръ 1890 г. № 5.
къ сверлильнымъ станкамъ с и сх. Дыры въ 1" діаметромъ высверливались по шаблонамъ, заготовленнымъ для каждаго типа рельсовъ.
Двигательною силою былъ 8-ми сильный локомобиль, причемъ пилою дѣлалось до 17 оборотовъ.
А. Стоимость устройства рельсообрѣзочной мастерской въ общихъ чертахъ была такова:
1. Навѣсы, покрывающіе площадь въ 50 кв. с. и покрытые старымъ кровельнымъ желѣзомъ, оставшимся отъ ремонта старыхъ вагонныхъ крышъ, стоили:
Матеріалъ:
Лѣсной..................................................
Разныхъ желѣзныхъ поковокъ 10 п. по 5 руб...............
Кровельнаго желѣза стараго 100 пуд.. по 85 к. за пудъ . .
Рабочая сила:
Плотники по 6 руб. съ квадратной сажени покрытія . . . . Кровельщики но 65 к. съ пуда употребленнаго желѣза . . .
350 руб 50 „ S5 „
ЗОО руб. 65 *
Итого. . . .
2) Каналъ для приводнаго вала, выемка для него земли и
обшивка досками—рабочая сила съ матеріаломъ.................
3) Брусья осповной рамы для пильныхъ станковъ и настилка
пола на 20 кв. с., работа и матеріалы.......................
4) Восемь пильныхъ станковъ по 75 р. за станокъ . . .
Установка ихъ, ремни къ нимъ, къ локомобилю и къ передаточному валу сверлильныхъ ставковъ..........................
5) Деревянный приводный валъ съ оковкою, шипами, подшипниками и съ установкою на мѣсто.............................
6) Верхній передаточный приводъ для сверлильныхъ станковъ
СЪ установкою...............................................
7) Два сверлильныхъ станка по 100 руб...................
8) Восемь направляющихъ рельсовъ съ 16 подвѣсками не
считая стоимости рельсовъ ..................................
9) Направляющіе рельсы съ роликами, подводящіе обрѣзанные рельсы къ сверлильнымъ станкамъ, не считая стоимости рельсовъ .
10) Установка локомобили, водопровода къ нему и разныя
мелочныя приспособленія.....................................
850 руб.
150 руб.
300 п
600 Р
250 п
200 р
200 р
200 п
160 р
50 р
240 п
Итого стоимость . . 3200
п
Локомобиль въ 8 силъ былъ взятъ временно изъ запаса, поэтому въ счетъ не принятъ. Для пилки употреблялись круглыя стальныя пилы въ 18" въ діаметрѣ стоимостью въ 10 руб.
Б. Стоимость рабочей силы и содержаніе локомобиля и станковъ. Въ рельсообрѣзочной ст. Кіевъ имѣлись, какъ было сказано выше: локомобиль, восемь пилъ, два сверлильныхъ станка. При нихъ состояли:
1 машинистъ при локомобилѣ съ платою въ день.................. 70 к.
1 слесарь для управленія обрѣзкою............................1р. —
1 „ для точки пилъ.......................................1 р. 30 к.
20 черворабочихъ ио 50 к.....................................10 р. —
Всего рабочей силы на 13 р. —
На отопленіе локомобиля въ 10 чае. работы шло Ѵ5 куб. саж.
дровъ, по 16 р. за кубъ па...............................3 р, 50 к.
На смазку, чистку и мелкій ремонтъ локомобиля и станковъ
около....................................................— 50 к.
Всего въ рабочій день расхода . 17 р. —
При производительности отъ 100 до 120 концовъ въ день,—расходъ этотъ составлялъ около 16 коп. на каждый обрѣзанный конецъ вмѣстѣ съ сверленіемъ дыръ, а вмѣстѣ съ расходомъ на пилы онъ былъ въ среднемъ—около 19 к.
Рельсорѣзочная мастерская, устроенная Курско-Харьково-Севастонольской дорогой на станціи Харьковъ, существовала до 1896 года и была оборудована 8 пильными и 4 фрезерными станками для сверленія дыръ и приво-водилась въ дѣйствіе семисильнымъ керосиновымъ двигателемъ, расходовавшимъ въ теченіе 10 рабочихъ часовъ два пуда 10 фун. керосина. Штатъ рабочихъ 24 чернорабочихъ (по три на каждый станокъ) и 1 слесарь. Станки поставлены московскою фирмою братьевъ Бромлей. Время потребное для обрѣзки одного конца 20 фунтоваго стильнаго англійскаго рельса (заводовъ Геста или Барро)—около 10 минутъ. Стоимость обрѣзки одного конца около 12 к.
Рельсообрѣзныя мастерскія Московско-Курской и Нижегородской желѣзныхъ дорогъ (см. планы ихъ на чер. 6 и 7), устроены: первая на ст. Курскъ, если не ошибаюсь, въ 1894 г., а вторая мною лично на ст. Москва-Нижегородская въ 1S96 г. Здѣсь (чер. 6): I и II рельсопильные станки. III станокъ для точки пилъ; IV—сверлильный станокъ; V паровой двигатель. На планѣ Московско-Нижегородской мастерской (чер. 7): 1, 2, 3, 4, о и 6 —рельсорѣзочные станки. 7, 8 и 9—сверлильные. 10—станокъ для точки пилъ. 11—локомобиль. Оборудованіе и стоимость обрѣзки одного конца рельса, считая и просверленіе двухъ дыръ для болтовъ показаны въ нижеприведенной таблицѣ:
! МАСТЕРСКАЯ ВЪ М 0 С К iß Ѣ. МАСТЕРСКАЯ ВЪ КУРСКѢ.
I Пилъ.... Число ставковъ Сверлильныхъ . т— 3 ІТ ( Пилъ . . . Число ^ < Сверлильныхъ 2 1
1 Точильныхъ . . і 1 Точильныхъ . 1
СУТОЧНЫЙ* РАСХОДЪ. СУТОЧНЫЙ РАСХОДЪ.
НАИМЕНОВАНІЕ. Коли- ЦѢНА. СУММА Коли- ЦѢНА. СУММА.
чество. . К. Руб. К.
честно, Руб. К. Руб. К. Руб.
Машинистовъ .... і 1 — 1 1 1 — 1 —
Слесарей і 1 — 1 — — — — — —
Рабочихъ і 7 і — 50 3 50 8 — 50 4 —
Сторожей 1 ; і 50 — 50 1 — 50 — 50
Десятниковъ — — -- 1 1 85 — 85
Масла варенаго пудовъ . 0,073 4 - 29 — — — — —
Нефтян. остатковъ „ . . 0,166 j 1 — 17 0,05 1 — — 5
Концовъ бумажныхъ 0,066 3 60 24 0,010 3 60 — 4
Сала говяжьяго „ . . 0,040 4 95 — 20 0,10 4 95 — 5
Сшивокъ ременныхъ шт. 0,66 — 9 —• 6 0,15 1 — 9 — 1*/*
Угля каменнаго пуд. 10 — Н 1 40 8,30 — 14 1 16
і Мыла „ 0,025 3 60 — 9 0,017 3 60 — 6
( Пакли , . . ! — — — — — 0,010 1 95 — 2
Итого. . . 1 — : — 8 45 1 — 1 7 п'Ь
Суточная производительность Московской мастерской въ 46 до 50 кон-46-4-50
цовъ въ день=-
-=48
Стоимость одного конца= -^-=17,5 к.
Суточная производительность Курской мастерской въ среднемъ 45 концовъ въ день.
7,745
Стоимость одного конца-
45
17,2 к.
Изъ вышеприведеннаго разсчета видно, что стоимость одного конца рельса, какъ въ Московской, такъ и въ Курской рельсообрѣзочныхъ мастерскихъ одинакова, но производительность Московской мастерской сравнительно была мала, что какъ оказалось зависѣло, главнымъ образомъ, отъ нѣкоторыхъ неконструктивныхъ деталей всего оборудованія мастерской, станки и передача въ которой устроены были Московскою фирмою бр. Бромлей.
Причины вліявшія на малую производительность Московской мастерской видны будутъ изъ нижеслѣдующей параллели:
Московская мастерская.
I. Пилы. Большаго діаметра, толстыя. Мягкой стали, быстро тупѣющія. Требуютъ обточки послѣ 6—8 рельсовъ.
II. Станки. Установлены на высокихъ фундаментахъ, благодаря чему рычаги станковъ при пилкѣ дрожали и привскакивали.
III. Передача. На валу пилы насаженъ шкивъ ббльшаго діаметра (0,335), чѣмъ на рабочемъ валу (0,29), чѣмъ вызывалась недостаточная скорость нилы.
IV. Приспособленія для установки пилъ. Во время нодачи и вынутія рельсъ для остановки пилы приходилось сбрасывать ремевь со шкива, а это непроизводительно замедляетъ работу.
V. Между шкивомъ рабочаго вала А (чер. 7) и шкивомъ на валу пилы а на особомъ фундаментѣ находился еще добавочный роликъ а' діаметромъ 0,145 с., замедлявшій только дѣйствіе пилы.
VI. Сверлильные станки — слишкомъ слабы для I" дыръ и снабжены передаточными роликами, уменьшающими полезную работу станка. Вообще эти станки не были приспособлены для своего назначенія, а годились болѣе для сверленія дыръ въ котельномъ желѣзѣ, нежели для рельсовъ.
VII. Локомобиль 8-сильный обслуживалъ 6 пилъ и 2 сверлильныхъ станка, что давало 8/10=0,80 силы на станокъ.
Курская мастерская.
Малаго діаметра (35 мм.) одного изъ лучшихъ французскихъ заводовъ Panard и Levasseur. Тонкія. Твердой стали. Рѣжутъ безъ точки до 15 рельсовъ.
Установлены на уровнѣ пола, что значительно способствуетъ свободѣ дѣйствія рабочихъ.
Рычаги станковъ почти что не дрожать.
1 На валу пилы насаженъ шкивъ меньшаго (0,12) діаметра, чѣмъ на рабочемъ валу (0,35). Вслѣдствіе сего достигается большая скорость пилъ, такъ какъ при одномъ оборотѣ шкива на валу—шкивъ на пилѣ оборачивается 3—4 раза, а въ зависимости отъ сего и пила пилитъ въ столысо-же разъ скорѣе.
На валу пилы сидитъ еще 2-й холостой шкивъ, служащій для остановки пилы на время подачи и ны-! нутія рельсъ.
Нѣтъ ничего подобнаго.
1 Станокъ гораздо болѣе цѣлесо-і образной конструкціи, съ непосред-j ственной передачей силы отъ шкива I рабочаго вала на шкивъ сверлиль-і наго станка.
Въ 3 силы—обслуживаетъ только 2 пилы и 1 станокъ, что даетъ 1 силу на станокъ.
Въ виду вышеизложеннаго для упорядоченія работъ въ Московской мастерской было предположено произвести въ ней нижеслѣдующія работы:
1) Передѣлать пильные станки и передачу согласно сдѣланныхъ выше замѣчаній.
2) Смѣнить пилы пилами указаннаго клейма.
3) Понизить фундаментъ станковъ, со сдѣланіемъ въ стѣнкахъ зданія сквозныхъ продольныхъ отверстій высотою на 0,01 выше головки рельсовъ.
4) Смѣнить сверлильные станки.
5) Оставить одинъ пильный станокъ запаснымъ на случай порчи, работая лишь 5 пилами.
Кромѣ юго выяснилась нообходимость подчинить въ отношеніи надлежащаго ухода за локомобилемъ—машиниста рельсорѣзки мѣстному Начальнику участка Тяги, оставивъ во всемъ остальпомъ (станки, топливо и т. пО его подчиненнымъ мѣстному Начальнику участка Пути (въ Курскѣ машинистъ обслуживающій локомобиль -отъ деио).
Въ настоящее время часть перечисленныхъ улучшеній приведена въ осуществленіе, и производительность мастерской нѣсколько увеличилась, хотя и не на столько, какъ это несомнѣнно имѣло-бы мѣсто, если-бы фундаменты пилъ были-бы понижены до уровня земли, чего еще не сдѣлано.
Изъ другихъ рельсорѣзочныхъ мастерскихъ, ведущихъ обрѣзку рельсовъ сравнительно на широкую ногу можно отмѣтить мастерскую Либаво-Ромен-ской желѣзной дороги па станціи Бахмачъ при мастерскихъ Службы Тяги. Двигателемъ служитъ горизонтальная 10-ти сильная машина. Число пильныхъ станковъ—четыре. Сверлильныхъ—также четыре. Стоимость обрѣзки одпого конца, считая и просверленіе дыръ 22 коп.
Рельсорѣзочная мастерская Самаро Златоустовской дороги устроена на ст. Миньяръ и открыла свои дѣйствія въ концѣ 189S года.
Помѣщеніе ея представляетъ холодную постройку площадью 4,93X X 11,00=54.23 квадр. саж.
Помѣщеніе это строилось управленіемъ дороги хозяйственнымъ способомъ и обошлось въ 2500 р., считая въ томъ числѣ фундаменты подъ станки (высотою надъ землей 0,40 саж.) и двѣ открытыя платформы для нагрузки и выгрузки рельсъ, размѣрами въ 50x5,00 кв. саж.
Оборудовано это помѣщеніе:
1. Керосиновымъ двигателемъ въ 8 лошадиныхъ силъ;
2. 4-мя двойными сверлильными станками для рельсъ;
. 3. 4-мя круглыми пилами для рельсъ и
4. Станкомъ для обточки пилъ.
Все это оборудованіе изготовлено и установлено на мѣстѣ тѣмъ же заводомъ братьевъ Бромлей въ Москвѣ за оптовую сумму въ 6500 руб., причемъ въ эту
сумму вошли, кромѣ вышеперечисленныхъ предметовъ, главный валъ съ ременной передачей, 8-мь запасныхъ круглыхъ пилъ и 4 наждачныхъ круга для обточки пилъ.
Штатъ мастерской состоитъ: изъ машиниета-слесаря, десятника и 12 че-* ловѣкъ постоянныхъ рабочихъ.
Расходъ на обрѣзку и просверливаніе одного конца выражается покуда 34 копѣйками, каковая сумма составляется изъ стоимости рабочей силы на нагрузку и выгрузку и обрѣзку—0,225 р., стоимости матеріала-0,073 руб. и стоимости ремонта и возобновленія инвептаря —0,019.—Указанную цифру» впрочемъ, управленіе Самаро-Златоустовской дор. не считаетъ окончательно выясненной, въ виду сравнительно недавняго начала работъ.
Обрѣзка одного конца рельса производится: при новыхъ пилахъ, въ зависимости отъ твердости рельса, отъ 17—32 минутъ,—при старыхъ пилахъ отъ 25 минутъ до 1 часа 10 минутъ.
Просверленіе дыры, съ послѣдующимъ фрезованіемъ, для приданія ей овальной формы, требуетъ отъ 13—17 минутъ.
Въ зависимости отъ этого, какъ показалъ опытъ, производительность мастерской, имѣющей 4 станка, колеблется отъ 50—70 рельсовъ (обрѣзан-пыхъ съ обоихъ концовъ и съ просверленными дырами) въ 12-ти часовой рабочій день.
Кромѣ перечисленныхъ мастерскихъ устраивается въ настоящее время еще рельсообрѣзопная мастерская: а) на Николаевской желѣзной дорогѣ на ст. С.-Петербургъ, въ видѣ отдѣленія при мастерской Сл. Пути, гдѣ кромѣ рельсообрѣзочнаго нредноложены отдѣленія: кузнечное и слесарно-сборное (сборка небольшихъ стропильныхъ фермъ, мостовъ, усиленіе фермъ и т. н.).
б) на Сибирской дорогѣ, гдѣ устраивается рельсорѣзочная мастерская съ паровымъ двигателемъ. Для сей послѣдней рельсообрѣзочные и сверли.іьвые станки поставлены фирмою 6р. Бромлей, а станки для точки пилъ московскою фирмою Пло.
§ 4. Рельсообрѣзочные станки. Какъ на типы пильныхъ станковъ, приводимыхъ въ дѣйствіе механическою силою можно указать: а) на пильный станокъ типа маетерскихъ Юго-Западной дороги и б) на довольно распространенный станокъ фирмы бр. Бромлей.
Первый изъ нихъ показанъ на чертежахъ 8 а и 8 й устроенъ слѣдующимъ образомъ: на двутавровомъ отрѣзкѣ желѣзной балки А, длиною въ 1300 мм., укрѣплены три желѣзные кулака к, к' и к" съ мѣдными втулками, чрезъ которыя проходитъ валикъ в, ѳ; на концѣ этого валика, выходящемъ изъ-за станины, насаженъ шкивъ Ш діаметромъ въ 300 мм., а на другомъ концѣ, между кулаками к и к", надѣтъ и заклиненъ шпонками стальной червякъ ч. сцѣпляющійся съ шестерней 3, сидящей на
общей съ пилою оси О. Р—ручка, приклепанная къ станинѣ и Г передвижной грузъ для нажима пилы на обрѣзываемый рельсъ. Такъ какъ пила при подкладкѣ рельса должна прип -дниматься, а при ииленіи опускаться, то станокъ снабженъ тремя цапфами Ц. средняя изъ коихъ привернута къ станинѣ, а двѣ крайнія къ стулу Л, и черезъ всѣ три пропущена ось вращенія станка ОЮг.
Стулъ Л, составленный изъ деревянныхъ брусьевъ, скрѣпленныхъ болтами и угольниками, прикрѣпленъ къ основной рамѣ М, на которой стоитъ станокъ; къ ней же по обѣ стороны привернуты подставки П, И, въ которыхъ и закрѣпляется накладками Н Н обрѣзываемый рельсъ
Рельсообрѣзочпый становъ системы Бромлей, какъ видно изъ чертежа 9 имѣетъ много общаго со станкомъ Юго-Западныхъ дорогъ, отличаясь отъ сего послѣдняго лишь нѣсколько болѣе прочнымъ устройствомъ. Надъ пилою помѣщена кружка съ мыльною водою.
§ 5. Сверлильные станки. Изъ ручныхъ сверлильныхъ станковъ, кромѣ упомянутаго выше, при описаніи сверлильнаго станка Риго-Орловской дороги, неизмѣнно соединеннаго съ таковымъ сверлильнаго приспособленія О (чер. 2) можно указать яа чрезвычайно удобный переносный американскій станокъ, изображенный на чертежахъ 10 и 11.
Станокъ этотъ состоитъ изъ станины сверлильнаго приспособленія С С съ рукоятками Рх и Р2 и двумя крючьями К К, ири помощи которыхъ онъ захватываетъ рельсъ, въ которомъ нужно сверлить дыры.
Главное удобство станка то, что имъ можно сверлить отвер-тія въ рельсахъ, лежащихъ въ пути безъ опасенія схода ноѣзда, такъ какъ передъ проходомъ поѣздовъ крючья К К и вся станина откидываются въ габаритное разстояніе, какъ показано на чертежѣ 11.
Изъ механическихъ сверлильныхъ станковъ слѣдуетъ отмѣтить станокъ Юго Западныхъ мастерскихъ (черт. 12 а и б) и станокъ московской фирмы Бромлей, изображенный на чертежѣ 13.
Сей послѣдній имѣетъ то важное преимущество, что имѣя два сверла позволяетъ одновременное сверленіе двухъ дыръ для болтовъ, что въ общемъ значительно удешевляетъ работу.
Дыры для болтовъ сначала центрируются при помощи керна по особому шаблону, на который центры дыръ нанесены въ строгомъ соотвѣтствіи съ центрами будущихъ болтовыхъ отверстій. Простѣйшаго устройства шаблонъ показанъ на чертежахъ Н—15 и состоитъ, какъ нетрудно видѣть, изъ полосы котельнаго желѣза А, шириною въ рельсовую шейку съ загнутымъ торцовымъ концомъ а и двумя отверстіями б б, находящимися другъ отъ друга на разстояніи центровъ будущихъ болтовыхъ дыръ и достаточно великихъ для пропуска острія керна. Иногда такой шаблонъ снабжается осо-
бою рукояткою Р. Въ такомъ видѣ шаблонъ прикладывается къ торцу лежащаго подъ сверлильнымъ станкомъ рельса, и слесарь, отмѣтивъ при его помощи центръ болтовыхъ дыръ, опускаетъ на нихъ сверло и пускаетъ это послѣднее въ дѣйствіе. Скорость сверленія одной дыры отъ ІѴ2 до 3 минутъ, смотря по твердости рельса.
§ 6. Пилы. Діаметръ круглыхъ пилъ (черт. 16), употребляющихся при рѣзкѣ рельсовъ колеблется въ предѣлахъ отъ 1S" и до 30" (46С мм. до 766 мм.). Лучше всего брать, какъ показываетъ практика нѣкоторый средній діаметръ въ 22"—24". Толщина пилъ обыкновенно 3 мм. Наилучшими пилами оказываются пилы французской фирмы Panard и Levasseur. Пилы эти введены въ Курской и Московско-Нижегородской рельсорѣзочвыхъ мастерскихъ и пріобрѣтены также и для Сибирской дороги. Слѣдуетъ замѣтить, что въ общемъ желѣзные рельсы рѣжутся иилами гораздо труднѣе и мсд-лепнѣе, нежели рельсы стальные. Пила, можно сказать, какъ-бы „вязнетъ“ въ желѣзномъ рельсѣ. Въ личной моей практикѣ бывали случаи, что вполнѣ остроотточенная пила, рѣзавшая стальной рельсъ въ какихъ вибудь 5—10 минутъ, употребляла на отиилку желѣзваго рельса Демидова отъ 40 минутъ до 1 часу! Тоже явленіе подтверждается и изъ опыта Риго-Орловской и Юго-Западныхъ желѣзныхъ дорогъ.
Понятно, что послѣ отрѣзки извѣстнаго количества концовъ пилы притупляются и требуютъ отточки. За норму такого количества можно принять для желѣзныхъ рельсовъ отъ 12 до 20 концовъ, для стальиыхъ отъ 20 до 60 концовъ.
§ 7. Точильные станки. Для отточки иступившихся концовъ пилъ уиотребляются различнаго устройства точильные станки, какъ ручные, такъ и приводные. Лучше пользоваться сими послѣдними, такъ какъ благодаря равномѣрному ходу машины у пилъ, отточенныхъ еханически, зубья получаются всѣ одинаковой величины и равно отшлифованные. Шлифовальные кружки или въ видѣ однореберныхъ наждачныхъ шайбъ ПІ (черт. 17) или въ въ видѣ двуреберныхъ наждачныхъ круговъ Н (черт. 18). Точильный станокъ, показанный на чертежѣ 17 дѣлаетъ до 800 оборотовъ въ минуту. На обтачиваемый зубъ должна при этомъ постоянно капать вода, помѣщенная въ находящейся надъ точильной шайбой Ш кружкѣ К.
При точкѣ слѣдуетъ наблюдать, чтобы съ шайбой Ш соприкасались одни острія зубьевъ, но отнюдь не весь зубъ но всей своей длинѣ. Чертежъ 18 показываетъ точильный станокъ съ двуребернымъ наждачнымъ кругомъ поставки московской фирмы ІІло. Такого рода станки введены между прочимъ при рельсорѣзочной мастерской на станціи Москва-Нижегородская и и пріобрѣтены также для Сибирской дороги. Изъ личнаго двухлѣтняго опыта я вынесъ убѣжденіе о полной ихъ пригодности. Замѣчу только, что,
хотя станокъ этого рода и снабженъ предохранительнымъ козырькомъ, дабы отлетающія при точкѣ, въ видѣ огневыхъ искръ, частицы раскаленнаго наждака не могли-бы иричивить вреда рабочему, производящему отточку, но лучше, если сей послѣдній будетъ на время работы надѣвать особые предохранительные очки съ боковыми глазными сѣтками.
Если нарѣзка пилъ настолько износилась, что уже не поддается точкѣ—то. если діаметръ пилы это еще позволяетъ, необходимо ее отжечь, сточить износившуюся нарѣзку, наклепкою въ торецъ расширить пилу по всей окружности, нарѣзать зубья, чтобы они имѣли нѣсколько большую ширину, чѣмъ тѣло пилы и закалить затѣмъ пилу въ сурѣпномъ маслѣ. Въ зависимости отъ своего первоначальнаго діаметра каждая пила можетъ выдержать отъ 5 до 7 такихъ возобновленій.
Въ заключеніе настоящаго очерка считаю необходимымъ повторить, что главными условіями обезпеченія правильности успѣха и дешевизны устройства рельсорѣзочныхъ мастерскихъ слѣдуетъ, полагаю считать:
1) Устройство мастерской въ такомъ мѣстѣ, гдѣ съ одной стороны была бы удобна выгрузка подаваемыхъ къ обрѣзкѣ рельсовъ и размѣщеніе въ штабеля по такому разсчету, чтобы можно было совершенно свободно подавать рельсы изъ штабелей въ мастерскую; съ другой — такое-же удобное мѣсто для складыванія отрѣзанныхъ рельсовъ въ штабеля по сортамъ и для дальнѣйшей погрузкѣ къ мѣстамъ потребленія. Поэтому полезно, чтобы: а) у каждой мастерской былъ-бы свой особый разгрузной и погрузной путь и б) вокругъ нея была-бы б лыпая, по возможности, ровная площадь.
2) Станки для пилки и сверленія дыръ долкны располагаться или въ уровень или возвышаться лишь на самую ничтожную высоту (0,10—0,12 саж.) надъ поломъ мастерской.
3) Не слѣдуетъ гоняться за дешевизной рельсовыхъ пилъ, а выбирать непремѣнно наилучшія сорта, такъ какъ они, какъ показываеть опытъ, съ избыткомъ окупятся по сравненію съ болѣе дешевыми.
4) Вѣдѣніе мастерской должно быть поручено мѣстному Начальнику участка съ подчиненіемъ лишь машиниста двигателя, въ смыслѣ исправнаго и безопаснаго содержанія такового, мѣстному Начальнику участка Тяги.
►О
1.0. ffl
Ay
(Г
к---~ч
jvr/V^V/vV^
<M9
Or
"Черт. 14.