УДК 656.13
ОБЗОР ТЕОРИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
П.С. Трофимова, А.Б. Касимова ФБГОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)»,
Россия, г. Омск
Аннотация. В статье представлены результаты анализа, которые позволили установить, что ранее разработанные методики были направлены на планирование по показателям, достигнутым в предыдущий период, а также по величинам поступления и выбытия подвижного состава в соответствии с раннее существующей системой директивного планирования. Применение норм, нормативов и фонда рабочего времени без учёта влияния технико-эксплуатационных показателей на результаты планирования не позволяют учитывать особенности практики перевозок грузов при взаимосвязи коммерческой и технической эксплуатации. Установлена необходимость создания методики планирования численности работников, учитывающей особенности практики работы автотранспортного предприятия.
Ключевые слова: Планирование, грузовые автотранспортные предприятия, коммерческая эксплуатация, техническая эксплуатация, численность работников.
ВВЕДЕНИЕ
Практика работы грузовых автотранспортных предприятий (АТП) осуществляется согласно текущему плану. Наряду с такими разделами текущего плана грузовых АТП, как план по эксплуатации и техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава также разрабатывают план по труду и кадрам [1, 2, 3 и др.]. План по труду и кадрам включает в себя планирование численности работников, по результатам которой определяются: фонд заработной платы; планирование подготовки и повышения квалификации кадров; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; улучшение подготовки и повышение квалификации кадров; совершенствование нормирования труда; улучшение условий труда.
Современные требования практики определения численности работников грузовых АТП нормируются кодексами РФ, правилами, нормами, приказами, уставами предприятий. Гражданское законодательство РФ позволяет на практике регулировать отношения между работником и работодателем с учётом признания равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты [4]. Трудовой кодекс РФ устанавливает нормативные требования по соблюдению следующих
разделов, определяющих социальное развитие коллектива: трудовой договор; рабочее время; время отдыха; оплата и нормирование труда; гарантии и компенсации; трудовой распорядок, дисциплина труда; квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников; охрана труда; материальная ответственность сторон трудового договора [4]. Соблюдение норм режима труда и отдыха способствует повышению уровня профессиональной надежности водителя и соответственно безопасности дорожного движения [6].
В условиях соблюдения нормативов, определенных законодательством РФ, руководители грузоых АТП самостоятельно принимают решение о применении определенной методики планирования численности, разработанной в теории, которая соответствует практике работы грузовых АТП.
ОБЗОР ТЕОРИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Профессор Л.Г. Резник [7] указал, что в деятельности АТП необходимо учитывать действия очень многих разнородных факторов, задающих различные по своей природе, но тесно взаимодействующих друг с другом процессов. Грузовая автотранспортная система представляет собой диффузную систему, где
идет постоянный обмен информацией, энергией с внешней средой. Существенной характеристикой внешней среды в условиях рынка является ее неопределенность и переменный характер спроса на перевозки.
Профессор А.И. Воркут [8] установил, что практика работы транспортно-технологиче-ских систем (комплексов) состоит в высокой степени их неопределенности, основными источниками которой являются:
- нерегулярность производства и потребления (поставок и спроса на продукцию);
- неустойчивость работы элементов системы (неритмичность технологического процесса, статистическая неопределенность продолжительности отдельных транспортных и технологических операции);
- структурная надежность системы, проявляющаяся в выходе из строя отдельных ее элементов и техническихсредств.
В работе [9] определено, что АТП в современных условиях представляет собой систему, состоящую из подсистем технической и коммерческой эксплуатации. В связи с тем, что организация производственных процессов на АТП имеет свои специфические особенности, транспортные средства выступают как вформе предмета труда (при выполнении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту), так и в форме средств труда (при оcyщecт-влении транспортного процесса). Основным принципом деятельностигрузовыхАТПявляет-ся стремление к получению прибыли [10].
Авторами [ВВ] разработана модель функционирования грузового АТП, позволяющая составить план по коммерческой итехнической эксплуатации по значениям верхнегои нижнего уровня математического ожиданиядлины ездки с грузом. Однако в ранее выполненных исследованиях не представлена методика планирования численности работников грузовых АТП с учётом взаимосвязи коммерческой и технической эксплуатации при изменении спроса на перевозку грузов. В связи с этим целью представленного обзора является анализ теории планирования численности работников грузовых АТП. В даннойработе использованы научные статьи и публикации по теме, методом исследования является анализ.
Теорией планирования численности работников занимались такие ученые, как М.Д. Столяров [2], Г.М. Савцов [2], В .И. Кузнецов [2!], М.С. Баш [3], М.Р Шейнфайн [3],А.А. Бачурин. [В2], Н.Ф. Билибина [В], М.П. Улицкий [В], А.Б. Миротин [В], Л.А. Бронштейн[В], Р.А.Фатхут-динов [ВЗ], А.Н. Ильченко [14], И.Д. Кузнецова
[14], П.Э. Шлендер [16], Р.Б. Ивуть [17], Д.Л. Коржицкий [17, 18], Е.Б. Данилов [15], С.М. Самохвалова [15] и др. Результаты обзора теории планирования численности работников грузовых АТП представлены в таблице 1.
А.А. Бачурин [12] рекомендует в планировании использовать норматив численности; нормы обслуживания, трудоемкости работ и нормы по рабочим местам применительно к численности ремонтных рабочих без учёта взаимосвязи коммерческой и технической эксплуатации.
В работах [1, 2, 3, 12] было предложено всех работников АТП делить на две основные группы и определять численность по каждой из них:
- персонал по основной деятельности;
- персонал, который непосредственно не связан с основной деятельностью.
Численностьработников основной деятельности рассчитывают исходя из планируемого уровня производительности труда и производственной программы по эксплуата^и, техническому обслуживанию СГО) и ремонту подвижного состава [1, 2, 3, 12!] .Основным показателем является среднесписочное число работников в плановом периоде (см. таблицу
При определении 1исленности водителей производят сначала олиенти ровочные расчеты с учетом фонда рабочего времени и выполнения норм выработки.
13 пределах общей численности водителей, учитывающей плановый уро ве1ь производительности труда, определя ют численность нодителей сдельных и повремен ных автомобилей.
Численность водителей сдельных грузовых автомобилей, чел. [1, 2, 3]:
пв.сд =Дк-ав- (Гн + (П3)-Ас /(Фв ■ ц), (1)
где Дк - число дней в плановом периоде;
ав - коэффициент выпуска автомобилей на лин ию;
Тн - средняя продолжительность пребывания овтомобилейв наряде, ч;
1 п.з - дополнительное время, связанное с вы-полненоем подготовительно-заключительных опероций (0.3 ч на смену или 0,04 чна 1ч на-хожденоя автомобиля в народе и на 5 мин на пров едение предрейсового медосмотра);
Ас - среднесписочное количество автомоби-лей,ед.;
Фв - годовой фонд рабочего времени водителей, ч;
а - коэффициент, учитывающий выполнение норм выработки.
Численность водителей в расчете на 1 тыс. авт.-ч работы, чел. [1,2, 3, 12]:
^-1,05 АЧр1{Фвг,),
(2)
труда, нормирование труд оемкости раббт по каждой группе персонала и Hai этой оснбве -установление норм численности.
Однако в работе [13] не представлен при -мер применения данных методов к план иро-ванию, а указана формуладля определения численности рабочих с учётом норм труд оём-кости и норм обслуживания:
гпе 1,05 - до полнительное время н а выполнение подготовительно - заключительных операций и на проведение предрейсового медосмотра;
Е
У _ J =!
ЛГУ =
р
ф,-
(4)
где 4,J - численность работников i-й груп-
ДЧ„ - погано вое колич^твс- аттомобиле - пы, выполняющих j-й вид работы;
часов работы.
Численност ь ремонтных рабочих, чсл. [1, 2, 3, 12]:
Л = Т "
1Р Тобщ"1ТО
/(ФРп)
(3)
где Ьобщ - общий п|ЭО(5«^г автомобилей, тыс. ка;
mTO - нормативная трудоемкость техничяско-го обслуживания и текущего ремонта, чел.-ч наодноТО инабааа кмпробега по ТР.
Численность специали став, служащих, младшего персонала, работников охраны принимают в расчетах плана по труду в соответствии со штатным расписанием, однако информация по расписанию не конкретизируется.
В работах [1, 2, 3] планированиеосущест-вляется по показателям, достигнутым в предыдущий период, а также по величбдам поступления и выбытия подвижнаго сидтава в соответствии с раннее существующей директивной системой планирования. Методика не учитывает взаимосвязь коммерческой и технической эксплуатации, атакже неопределённость и переменный характер спрса на перевозки.
P.A. Фатхутдинов [13] к определениючис-ленности персонала рекоменд^т применять три подхода:
1) маржиналистский подход, которыйосно-ван на анализе предельной продуктивности факторов производстве);
2) экспертно-статистический. Основан на установлении статистических зависимостей между численностью персонала и влияющими на нее факторами;
3) аналитически-нормативный предполагает анализ конкретного трудового процесса, проектирование paциoнaлкнoй организации
Pj а количаство единиц работы j-ro вида;
Ну - норма трудоемкости единицы раб оты j-io вида, выполняемой работниками i-й труп, пы;
Фу - плановый фонд рабочего времени одного работника i-й группы за анализируемый период, выполняющего j-й вид работы.
Расчетная численность работников i-й группы, обсл^ивающих j-й объект, определяется:
«/.-А
г] Ho„
(5)
где Уу - расчетная числпнность работников i-й группы, обслуживающих]-й объект;
N.,- -
количество j-x объектов, обслуживае-
мых работниками i-й -руппы (в штуках, м2);
Ho, _
нормаобенуживания j -го объекта (в
штуках, м2 и т. п.) одним работником ¡-й группы (с учетом технологическихперерывов).
В работе [14] предложено планировать численность работников по средствам корректировки базисной численности и прямым счетом (таблица 1). Для корректировки базисной численности был разработан укрупненный метод с применением коэффициента роста объема производства в плановом периоде и планиру-емоб численностью засчет основных технико-экономических факторов:
IT = k хт + т
1 ПЛ k О.П 1 б — '
(6)
где коп а коэффициент роста объема проил-водстяэ в плановом периоде;
Чб я численность работающих в базисном периоде,чел.;
Таблица 1
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЗОРА ТЕОРИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Используемые показатели ФИО ученого Результат планирования
Среднесписочное количе-ствоавтомобилей;коэффи-циентвыпускаавтомобилей налинию;общий пробег автомобилей Н.Ф. Билибина[В], М.П. Улицкий[В], А.Б.Миротин [В], Л.А.Бронштейн[В], М.Д. Столяров[2], М.С.Баш[3] Среднесписочноечислоработни-коввплановом периоде;количе-ствоводителей сдельных грузовых автомобилей, численность води-телейв расчетена 1тыс.авт.-ч работы
Трудоемкость работ; плановый коэффициент выполнения норм; нормы по рабочим местам A.A. Бачурин[В2] Плановая численность ремонтных рабочих
Норма трудоемкости единицы работ по видам; нормы обслуживания объекта Р.А.Фатхутдинов [ВЗ] Численностьработниковпогруп-памиконкретнымобъектам
Технико-экономические факторы;баланс рабочего времени А.Н.Ильченко[В4], И.Д. Кузнецова[В4] Среднесписочная и среднеявочная численность за квартал,год
Абсолютный и относительный излишек или недостаток работающих П.Э. Шлендер[В6] Численностьработников,получен-наяв результате аудита и контроллинга
Технико-экономическиефак-торы Р.Б.Ивуть[В7], Д.Л.Коржицкий [В7, В8] Показательуровняорганизован-ностипроизводственнойсистемы рассчитанный сприменениемста-тистическихметодов
Полезный(эффективный) фондрабочеговремени Е.Б.Данилов[В5], С.М.Самохвало- ва[В5] Списочная численностьосновных производственных рабочих;чис-ленность управленческогоперсона-ла испециалистов
ЭЧ - планируемое изменение численности за счет основных технико-экономических факторов, чел.
Авторы [14] не представили зависимости влияния технико-экономических факторов на плановуючисленность работников.
При расчете численнопти прямым счетом по категориям работников рекомендуется определять среднесписочную численно сть (7) и среднеявочную численность (8), которые не позволяют учитывать фактически потребное
количество подвижного состава и ремонтных рабочих [з условиях неравномерного спр8са на грузовые автомобильные перевозки:
Ч.
= |2Х
л
СР.СП I Д.СП
i=1
1Ф
К.Д '
(7)
где Чд сп - списочная численность работников за каждый календарный день (численность в праздничные и выходные дни берут по предыдущему дню), чел.;
Фкд - число календарных дней в месяце.
Ч.
СР . СП
д.яв i=1
I ф
Р.Д
(8)
где Чдяв - явочная численность работни ко в закаждый —еся!4, чел.;
Фр.д - числв рабочих дней в месяце.
А.Н. Ильченко, И.Д. Кузнецова [14] рекомендовали приплан ирс^всзни!^ использ^ть покака-тели срернесписочной и среднеявочдой числе н-ности за квартал, год, которые рассчитывают на осноде данных зн месяц (см. таблицу 1).
Так как численность рабочих планируют по явочному составу, то при планировании учитываются невыходы на работ у, %:
Н = (1 - Ч
яв 1^сл)-1°0>
(9)
где Чig -явочная численность, чел.;
Ч
1 СП х
списочная численность, чел.
При примен-нии метода прямого счета рекомендуется составлять баланс рабочего времени. Авторы -14] не учтываютплановые показатели работы грузовых АТП - вырлПотка в тоннах, тонно-километрах и общий пробег.
Е.-. Данилов, С.М. Самохвалова [15] предложили учитывать полезный (эс(эс|эекти1знн1й) фонд лаЛччего BfjeivieHn рля определения списочной численности основных произв одствен-ных рг^(5оч1^>ь:
Т
Ч =--—
спис гр ту
J- ™ 'Ас
(10)
где ТЭФ - плано вый полезный (эффективный) фонд рабочего времени;
Кв,н~ коэффициент, учитывающий перевыполнение норм;
Т - плановая технологическая зрудоемкость годовой производственной программы.
Для планлрования численности управлен-зескогх персонала и специалистов учитываются коэффициент необходимого распределения влемени и коэффициент фактического распредел ения вре мени [15]:
+ {fpIT■ Кнрв IкФРВ),
\
НРВ
(11-
где Ч - численностьперсонала определенной п—офессии, спесиальности, подразделения;
П - КОЛ ичвсТВО ВИДОВ рабОТ, ОПреДвЛЯЮЩИХ
загр>узку данной категории специалистов;
тг - средное количество определенных действий (расчетов, обраРовки наказов, убавлен -ческого вида работ зр установленный проме-чут—к вре1\лети);
ti - время, необходимое для выполнения единицы т в рамках ¡-го организационно-управ-ленческо го вида работ;
Т - рабочте время специалиста согласно трудовому договору (ко нтракту) за соответ-ств—ющий промежутоккалендарного времени, принятый в расчетох;
Кнрв - коэффициент необходимо го распре-делдиыя времени.
Кфрв - коэффициент фактического распреде-лениявремени;
ывремянаразличныеработы.
Формулы (9-11) предназначены для тактического планирования численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих предприятия и не учитывают особенности текущей деятельности АТП при взаимосвязи коммерческой и технической эксплуатации (см.таблицу 1).
П.Э. Шлендэр [16] разработал метод определения численности работников основанный на выявлении относительного и абсолютного излишка или недостатка работающих, кото-рыйвключаетвсебя пятьэтапов:
1) определение соответствия фактической численности персонала плановой и базисной в целом по промышленно-производительному персоналу ипокатегориямв отдельности;
2) анализ численности работников предприятия (анализ состава и использования работников);
3) анализ структуры кадров, при проведении которого выявляются соотношения между отдельными категориями персонала, определяется рациональность расстановки и исполь-зованиярабочейсилы;
Л)анализрасстановкирабочих;
5) проверка выполнения плана по подготов-кеиповышениюквалификациикадров.
Однако предложенный метод предназначен для аудита и контроллинга персонала организации, а не для текущего планирования работыАТП.
Р.Б. Ивуть, Д.Л. Коржицкий [17, 18] предложили использовать интегрирующий показатель - уровень организованности производственной системы при решении оптимизационной задачи (см. таблицу 1). Математическая модель планирования численности работников учитывает вероятность рассогласования системы, а также регрессионные зависимости численности работников по отдельным категориям и функциям управления от технико-экономических факторов. Преимуществом разработанной методики является использование статистических методов расчета, с помощью которых можно учесть влияние факторов, не имеющих с ней прямой функциональной связи (например, уровень организации производства, техническое состояние производственной базы и т. д.). В работе [17] не указаны технико-экономические факторы, влияющие на численность работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты обзора теории планирования численности работников грузового АТП (см. таблицау 1) позволил установить, что созданные методики полностью отвечают требованиям времени их создания и используются в современных условиях. Однако сегодняшние условия модернизации и технологического развития экономики России, реализуемые в рамках федеральных и региональных целевых программ, выдвигают ряд дополнительных требований, которые должны быть учтены при определении производственных мощностей грузовых АТП, особое место в которых занимает численность работников. Поэтому на современном научном уровне решение проблемы планирования численности работников грузовых АТП предполагает разработку нового концептуального подхода, связанного с учётом взаимосвязи коммерческой и технической эксплуатации грузовых АТП, а также с учётом неопределенности и переменного характера спроса на перевозки.
По результатам обзора можно сделать следующие выводы:
1. В современных условиях руководители АТП вынуждены самостоятельно принимать решение о применении разработанных в теории методик планирования численности работников АТП. Однако разработанные ранее методики не позволяют учитывать взаимосвязь коммерческой и технической эксплуатации, а также неопределенность и переменный характер спроса на перевозки.
2. На основе существующего опыта ранее выполненных исследований по определению численности работников необходимо создание методики планирования численности работников, учитывающей особенности практики работы грузовых АТП.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Билибина, Н.Ф. Организация, планирование и управление автотранспортными предприятиями / Н.Ф. Билибина, М.П. Улицкий, А.Б. Миротин и др. ; ред. Л.А. Бронштейн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1986. - 359 с.
2. Трансфинплан автотранспортного предприятия (объединения) / М.Д. Столяров, Г.М. Савцов, В.И. Кузнецов и др. - М. : Транспорт, 1990. - 239 с.
3. Трансфинплан автотранспортного предприятия : учебное пособие / М.С. Баш, М.Р Шейнфайн. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Транспорт, 1976. - 120 с.
4. Российская Федерация. Гражданский кодекс (2002) : офиц. текст. - М. : Проспект, 2015.
- 523 с.
5. Российская Федерация. Трудовой кодекс.
- М. : Проспект, 2015. - 256 с.
6. Фадеев, Д.С. Особенности организации труда водителей и оценка их влияния на эффективность работы предприятия / Д.С. Фадеев, В.В. Волковский // Вестник ИрГТУ. - 2016.
- № 1 (108). С. 143 - 151.
7. Резник, Л.Г. Концепция развития методологии пространственно-временного подхода к функционированию грузовых автотранспортных систем в условиях переменного характера спроса / Л.Г. Резник, О.Ю. Смирнова // Прогресс транспортных средств и систем - 2009 : материалы Международной научно-практической конференции. - В 2 ч. - Ч. 2. - Волгоград : Волгоград. гос. техн. ун-т, 2009. - С. 71-73.
8. Воркут, А.И. Грузовые автомобильные перевозки / А.И. Воркут.- 2-е изд., перераб. и доп. - К. : Вища шк. Головное изд-во, 1986. -447 с.
9. Трофимова, Л.С. Современное состояние практики и теории грузовых автомобильных перевозок в текущем планировании : монография / Л.С. Трофимова.- Омск : СибАДИ, 2014. - 123с.
10. Трофимова, Л.С. Анализ применения теоретических положений грузовых автомобильных перевозок для описания функционирования автотранспортных предприятий в текущем режиме /Л.С. Трофимова, В.В. Анохин // Вестник СибАДИ. - 2015. - №1(41). - С. 36-42.
11. Трофимова, Л.С. Математическая модель функционирования грузовых автотранспортных предприятий с учётом взаимосвязи коммерческой и технической эксплуатации для практики планирования / Л.С. Трофимова, В.В. Анохин // Автотранспортное предприятие. а 2016. я № 10.Я С. Д7 Я 51.
12. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных предприятий / A.A. Бачурин. а Москва : Академия, 2011. а 271 с.
13. Фатхутдинов, P.A. Организация производства : учеб. для вузов : P.A. Фатхутдинов. ■М. : ИНФРА-М, 2001. а 30Д с.
14. Организация и планирование производства : учебное пособие / [ А.Н. Ильченко и др.]; под ред.: А.Н. Ильченко, И.Д. Кузнецова. а 2-е изд., испр. а М. : Академия, 2008. а 208 с.
15. Данилов Е.Б. Инструменты тактического планирования персонала предприятия [Электронный ресурс] / Е.Б. Данилов, С.М. Самохвалова // Актуальные проблемы авиа-
ции и космонавтики. а 201Д. а № 10. а URL: http://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-takticheskogo-planirovaniya-personala-predpriyatiya (дата обращения: 11.10.2016).
16. Шлендер, П.Э. Аудит и контроллинг персонала организации : учебное пособие / ред. П.Э. Шлендер. а М. : Вузовский учебник : ВЗФЭИ, 2007. а 22Д с.
17. Ивуть, РБ. Совершенствование планирования потребности грузовых автотранспортных предприятий в персонале [Электронный ресурс] / РБ. Ивуть, Д.Л. Коржицкий // Наука и техника : Вестник БНТУ а 2006. а № 1. я URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sovershenstvovanie-planirovaniya-potrebnosti-gruzovyh-avtotransportnyh-predpriyatiy-v-personale (дата обращения: 11.10.2016).
18. Коржицкий, Д.Л. Экономический механизм оптимизации численности работников автотранспортных организаций // Вестник ПГУ. я 200Д. я № 9. я С. 38-45.
REVIEW OF PLANNING THEORY OF NUMBER OF EMPLOYEES OF FREIGHT MOTOR COMPANY
Annotation. The article presents the results of the analysis, which allowed the weary twist that previously developed techniques were aimed at planning exponents-lam reached in the previous period, as well as inflow and outflow of rolling stock in accordance with the previously existing system of policy-pla-ning. Application of the rules, regulations and the fund of working time without taking into account the impact of technical and operating characteristics of the planning results do not take into account the peculiarities of the practice-cargo traffic at the relationship of commercial and tech-tion operation. The necessity of creating a number of methods of planning of employees, taking into account the peculiarities of the operation of motor transport enterprise..
Keywords: Planning, freight road transport companies, commercial eksplua-ting, technical operation, the number of employees.
REFERENCES
1. Bilibina N.F. Organizaciya, planirovanie i upravlenie avtotransportnymi predpriyatiyami / N.F. Bilibina, M.P Ulickij, A.B. Mirotin i dr. ; red.: L.A. Bronshtejn. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Vyssh. shk., 1986. - 359 s.
2. Transfinplan avtotransportnogo predpriyati-ya (ob"edineniya) / M. D. Stolyarov, G. M. Savcov, V. I. Kuznecov i dr. - M. : Transport, 1990. - 239 c.
3. Transfinplan avtotransportnogo predpriyati-ya : uchebnoe posobie / M. S. Bash, M. R. SHe-jnfajn. - 3-e izd., pererab. i dop. - M. : Transport, 1976. - 120 s.
4. Rossijskaya Federaciya. Grazhdanskij ko-deks (2002) : ofic. tekst. - M. : Prospekt, 2015. - 523 s.
5. Rossijskaya Federaciya. Trudovoj kodeks.
- M. : Prospekt, 2015. - 256 s.
6. Fadeev D. S. Osobennosti organizacii tru-da voditelej i ocenka ih vliyaniya na ehffektivnost' raboty predpriyatiya / D.S. Fadeev, V.V. Volkovskij // Vestnik IrGTU. - 2016. - № 1 (108). S. 143 -151.
7. Reznik L. G. Koncepciya razvitiya metod-ologii prostranstvenno-vremennogo podhoda k funkcionirovaniyu gruzovyh avtotransportnyh sistem v usloviyah peremennogo haraktera spro-sa/ L. G. Reznik, O. YU. Smirnova // Progress transportnyh sredstv i sistem - 2009 : mate-rialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. - V 2 ch. - CH. 2. - Volgograd : Volgograd. gos. tekhn. un-t, 2009. - S. 71-73.
8. Vorkut A. I. Gruzovye avtomobil'nye perev-ozki / A. I. Vorkut.- 2-e izd., pererab. i dop.- K.: Vishcha shk. Golovnoe izd-vo, 1986. - 447 s.
9. Trofimova L.S. Sovremennoe sostoyanie praktiki i teorii gruzovyh avtomobil'nyh perevozok v tekushchem planirovanii : monografiya /L.S. Trofimova.- Omsk : SibADI, 2014. - 123s.
10. Trofimova L.S. Analiz primeneniya teo-reticheskih polozhenij gruzovyh avtomobil'nyh perevozok dlya opisaniya funkcionirovaniya av-totransportnyh predpriyatij v tekushchem rezhime /L.S. Trofimova, V.V. Anohin // Vestnik SibADI. -2015. - №1(41). - S. 36-42.
11. Trofimova L.S. Matematicheskaya model' funkcionirovaniya gruzovyh avtotransport-nyh predpriyatij s uchyotom vzaimosvyazi kom-mercheskoj i tekhnicheskoj ehkspluatacii dlya praktiki planirovaniya / L.S. Trofimova, V.V. Anohin // Avtotransportnoe predpriyatie. - 2016. - № 10.- S. 47 - 51.
12. Planirovanie i prognozirovanie deyatel'no-sti avtotransportnyh organizacij [Tekst] : ucheb. posobie dlya studentov vuzov po special'nosti «Menedzhment organizacii» /A. A. Bachurin. -Moskva : Akademiya, 2011. - 271 s.
13. Fathutdinov R. A. Organizaciya proizvod-stva: ucheb. dlya vuzov : R. A. Fathutdinov. - Krat-kij kurs. - M. : INFRA-M, 2001. - 304 s.
14. Organizaciya i planirovanie proizvodstva : uchebnoe posobie / [ A. N. Il'chenko i dr.]; pod red.: A. N. Il'chenko, I. D. Kuznecova. - 2-e izd., ispr. - M. : Akademiya, 2008. - 208 s.
15. Danilov E. B. Instrumenty takticheskogo planirovaniya personala predpriyatiya [EHlek-tronnyj resurs] / E. B. Danilov, S. M. Samohvalo-va // Aktual'nye problemy aviacii i kosmonavtiki. - 2014. - № 10. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/instrumenty-takticheskogo-planirovani-ya-personala-predpriyatiya (data obrashcheniya: 11.10.2016).
16. SHlender P. EH. Audit i kontrolling person-
ala organizacii : uchebnoe posobie / red. P. EH. SHlender. - M. : Vuzovskij uchebnik - VZFEHI, 2007. - 224 s.
17. Ivut' R. B. Sovershenstvovanie planirovaniya potrebnosti gruzovyh avtotransportnyh predpriyatij v personale [EHlektronnyj resurs] / R. B. Ivut', D. L. Korzhickij // Nauka i tekhnika.
- Belorussiya : Vestnik BNTU - 2006. - № 1. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenst-vovanie-planirovaniya-potrebnosti-gruzovyh-av-totransportnyh-predpriyatiy-v-personale (data obrashcheniya: 11.10.2016).
18. Korzhickij D. L. EHkonomicheskij me-khanizm optimizacii chislennosti rabotnikov avtotransportnyh organizacij // Vestnik PGU. - 2004.
- № 9. - S. 38-45.
Трофимова Людмила Семеновна (Омск, Россия) - кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» ФГБОУ ВО «Си-6АДИ» (644080, пр. Мира, 5, e-mail: trofimova_ [email protected]).
Касимова Алма Барабаевна (Омск, Россия)
- студент факультета «АТ», 1 курс, группа ТТПМ-16А1 ФГБОУ ВО «СибАДИ» (644080, пр. Мира, 5, [email protected]).
Liudmila Semenovna Trofimova (Omsk, Russia) Ph. D. in Technical Sciences, Ass. Professor Department of «Organization of transportation and management on transport», Siberian State Automobile and Highway Academy «SibADI» (644080, 0msk-80, pr. Mira, 5, e-mail: [email protected]).
Kasimova Alma Barabaevna (Omsk, Russia) student «AT» Faculty, 1 course, group TTPm-16A1, Siberian State Automobile and Highway Academy «SibADI» (644080, 0msk-80, pr. Mira, 5, e-mail: [email protected]/
и и mi mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi mi mi и mi mi и mi