Научная статья на тему 'ОБЗОР СЛУЧАЕВ КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ В ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНАХ'

ОБЗОР СЛУЧАЕВ КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ В ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АНТАРКТИКА / ПОЛЯРНЫЙ ТУРИЗМ / КРУИЗНОЕ СУДОХОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цветкова Ю. С.

На фоне роста туристического интереса к полярным регионам немаловажным представляется вопрос обеспечения безопасности круизного судоходства в Арктике и Антарктике. В статье автор анализирует случаи происшествий с пассажирскими судами в полярных районах и причины, по которым они произошли.Against the background of growing tourist interest in the polar regions, the issue of ensuring the safety of cruise shipping in the Arctic and Antarctic is of no small importance. In the article, the author analyzes the cases of accidents with passenger ships in the polar regions and the reasons for which they were.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР СЛУЧАЕВ КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ В ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНАХ»

8. В России стартует проект строительства трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск - Владивосток / официальный сайт. Росморречфлот. 18.11.2020. Режим доступа: http://morflot.gov.ru/news/lenta/n4960.html

9. Грядет цифровизация Севморпути // Морские вести России. 08.04.2021 // http://www.morvesti.ru/exclusive/89076/

10. «Газпром нефть» внедрила первую в мире цифровую систему управления логистикой в Арктике / сайт ПАО «Газпром нефть». 09.04219. Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/gazprom-neft-vnedrila-pervuyu-v-mire-tsifrovuyu-sistemu-upravleniya-logistikoy-v-arktike/

11. Оптоволокно на Чукотку могут протянуть на год раньше запланированного / портал НО «Фонд развития Чукотского АО». 22.11.2019. Режим доступа: https://invest-chukotka.ru/news/optovolokno-na-chukotku-mogut-protyanut-na-god-ranshe-zaplanirovannogo

12. Все морские порты Чукотки завершили навигацию / ИА Чукотка. 10.12.2020. Режим доступа: https://prochukotku.ru/20201210/12019.ММ# sthash.FEexGMGr. dpuf.

13. Порт Тикси - новый арктический рубеж // Морские порты. 2019. №7. Режим доступа: http://www.morvesti.ru/exclusive/81615/

14. Завершена навигация в морском порту Тикси / проект КОРАБЕЛ.РУ. 28.10.2020. Режим доступа: https://www.korabel.ru/news/comments/zavershena_navigaciya_v_morskom_portu_tiksi.html

15. В Якутии заявили, что глубоководный порт-хаб на севере региона нужен для освоения Арктики / ТАСС. 14.04. 2021. Режим доступа: https://tass.ru/v-strane/11141105

16. Русская Арктика: цифровая экономика где-то рядом / РБК СПб. Режим доступа: https://spbspecials.rbc .ru/digital-arctic

17. В госпрограмму развития Арктики вошёл лишь один «цифровой» пункт / портал Экспертный центр электронного государства. 05.04.2021. Режим доступа: https://d-russia.ru/v-gosprogrammu-razvitija-arktiki-voshjol-lish-odin-cifrovoj-punkt.html

Для цитирования: Цветкова Ю.С. Обзор случаев кораблекрушений пассажирских судов в полярных регионах // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 59 - 61.

Цветкова Ю.С.

Ведущий юрист Агентства морского права (Санкт-Петербург);

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, Кафедра Международного и морского права, старший преподаватель

ОБЗОР СЛУЧАЕВ КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ В

ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНАХ

Аннотация: на фоне роста туристического интереса к полярным регионам немаловажным представляется вопрос обеспечения безопасности круизного судоходства в Арктике и Антарктике. В статье автор анализирует случаи происшествий с пассажирскими судами в полярных районах и причины, по которым они произошли.

Ключевые слова: Арктика, Антарктика, полярный туризм, круизное судоходство

OVERVIEW OF SHIPWRECKS OF PASSENGER SHIPS IN THE POLAR REGIONS

Abstract. Against the background of growing tourist interest in the polar regions, the issue of ensuring the safety of cruise shipping in the Arctic and Antarctic is of no small importance. In the article, the author analyzes the cases of accidents with passenger ships in the polar regions and the reasons for which they were. Keywords. Arctic, Antarctic, polar tourism, cruise shipping

Организация туризма связана не только с разработкой маршрутов, но и с вопросами инфраструктуры, безопасности, оказания медицинской помощи. Оснащение судоходных маршрутов средствами обеспечения безопасности - ключевая задача обеспечения безопасности судоходства.28

Произошедший в 2019 году инцидент с норвежским круизным лайнером Viking Sky выдвинул на передний план опасность, связанную с массовым арктическим туризмом.

Судно шло из норвежского города Тромсё по направлению в порт Ставангер, и попало в сильнейший шторм на фоне отказа четырех двигателей. По мнению экспертов, если бы данное происшествие случилось бы в отдаленной части Арктики, то, учитывая

28 Скаридов А.С. Правовой режим Берингова пролива и безопасность мореплавания // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. №> 4. С. 150-165.

непредсказуемую арктическую погоду, поисково-спасательные службы не смогли бы оперативно добраться до места происшествия.

В случае с Viking Sky началась эвакуация пассажиров судна с помощью вертолетов, вместимость которых составляла около 10-15 человек, при общей численности пассажиров почти 1400 человек: из-за высоких волн спасательные корабли не смогли подойти к судну, терпящему бедствие.

Так, в 2018 году, в порту российского шахтёрского поселка Баренцбург на архипелаге Шпицберген пассажирский катамаран Aurora Explorer врезался в причал.

На борту норвежского туристического судна находилось больше 120 человек, порядка 40 из них получили травмы разной степени тяжести - переломы конечностей, повреждения шейного отдела позвоночника, порезы.

К оказанию помощи пострадавшим сразу же подключилась спасательная служба треста «Арктикуголь», горноспасательный взвод, персонал больницы в Баренцбурге, где людям оказывалась первая помощь. Были проинформированы спасательные службы управления губернатора Шпицбергена, которые вывезли часть пострадавших в Лонгйир (Норвегия) двумя вертолётами29.

Ещё часть пострадавших в течение дня переправили на материк - в больницу норвежского города Тромсё.

По одной из версий, столкновение могло произойти из-за технической неисправности на судне.

Aurora Explorer принадлежало норвежской туристической компании Arctic Explorer AS и летом ежедневно выполняло рейсы между норвежским Лонгйиром, Баренцбургом и законсервированным советским посёлком Пирамида.

Интерес представляет случай, произошедший в 2012 году в другом полярном регионе - Антарктиде.

В бухте Максвелл в Антарктиде, в 1200 км к югу от Южной Америки, потерпела крушение яхта, принадлежавшая бразильскому предпринимателю Жоао Лара Мескита, на которой работали четыре члена экипажа, снимавшие документальный фильм30.

Так, со слов одного из членов экипажа, ветер, превышающий 100 км в час, швырнул лодку, вследствие чего она перевернулась набок.

Находясь среди льдов, команда по рации обратилась за помощью и была услышана чилийским военно-морским флотом на базе в Баия-Филдес, в Антарктиде. Все четверо исследователей были спасены, но плохая погода задержала процесс эвакуации людей на 2 дня.

Жуан Лара Мескита, который был на яхте, написал в своём блоге: «Затем, сквозь сильный ветер и высокие волны, лодка Фрей, чилийского военно-морского флота, подошла вплотную к нам. Наша эвакуация была грандиозной. Волны более 1,5 метра и скорость ветра более 40 узлов качали спасательный корабль из стороны в сторону».

Яхту Mar Sem Fim спасти не удалось. Ледяная вода внутри яхты замерзла, а затем расколола корпус — это явление называется сжатием, и позднее было определено, что оно стало последним ударом по корпусу Mar Sem Fim, отправив её на дно залива.

Лодка лежала в воде на глубине около 10 метров, сохранившаяся и видимая сверху почти на протяжении года, до её поднятия в начале 2013 года.

Чтобы поднять яхту были задействованы дайверы, которые закрепили прочные тросы под корпус и прикрепили их к надутым буям с обеих сторон. Буи постоянно надували, медленно поднимая судно, которое находилось под водой почти год. Как только судно было обнаружено, оно было отбуксировано обратно на берег, где исследователи забрали своё оборудование, после чего яхта отправилась на разборку и утилизацию.

В качестве еще одного примера можно привести случай авиакатастрофы туристического легкомоторного самолета на Аляске в 2015 году31. Самолет DHC-3 Otter, принадлежавшей авиакомпании Holland America Line, которая специализируется на

29 Норвежский паром потерпел крушение на Шпицбергене. Электронный ресурс. URL: https://severpost.ru/read/67854/

30 «Бесконечное Море» - История яхты «Mar Sem Fim». Электронный ресурс. URL: https://ocean-media.su/beskonechnoe-more-istoriya-yahty-mar-sem-fim/

31 Девять человек погибли в авиакатастрофе на Аляске. Электронный ресурс. URL: https://www.interfax.ru/world/449843

туристических перевозках, пропал с экранов радаров, после чего спасатели приступили к его поискам. Разбившийся самолет был обнаружен пилотами спасательного вертолета.

В качестве причины аварии были названы сложные погодные условия: в районе аварии было ветрено, шел сильный дождь.

Все рассмотренные случаи наглядно демонстрируют те опасности полярных регионов, о которых пишут практически все исследователи, изучающие Арктику и Антарктику - непредсказуемые погодные условия, могущие не только привести к кораблекрушению, но и существенно затруднить процесс эвакуации в случае инцидента. В частности, Шепелин Г.И., классифицируя риски в Арктике, риски, связанные с безопасностью, выделял в отдельную группу32.

Практически во всех рассмотренных выше случаях, кроме случая с Viking Sky, ситуацию несколько «упрощало» небольшое количество людей, которых необходимо было спасти. В случае с Viking Sky необходимо было эвакуировать более тысячи человек, однако инцидент произошел не в отдаленной части Арктике - в этом случае эвакуация была бы дольше, сложнее, и неизвестно, закончилась ли бы она успешно.

Список использованной литературы

1. Цветкова Ю.С. Актуализация правового обеспечения морских спасательных операций в высоких широтах // Океанский менеджмент. 2020. №3 (8).

2. Шепелин Г.И. Проблемы и перспективы морского страхования на северном морском пути // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие.). 2016. №3 (27).

3. Скаридов А.С. Правовой режим Берингова пролива и безопасность мореплавания // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 4. С. 150-165.

4. «Бесконечное Море» - История яхты «Mar Sem Fim». Электронный ресурс. URL: https://ocean-media.su/beskonechnoe-more-istoriya-yahty-mar-sem-fim/

5. Девять человек погибли в авиакатастрофе на Аляске. Электронный ресурс. URL: https://www.interfax.ru/world/449843

6. Норвежский паром потерпел крушение на Шпицбергене. Электронный ресурс. URL: https://severpost.ru/read/67854/

32 Шепелин Г.И. Проблемы и перспективы морского страхования на северном морском пути // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. №3 (27).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.