PEMfOUUM
Юлия ПРОЖЕРИНА, «Ремедиум»
Обзор рынка препаратов для лечения простуды и гриппа
ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2015 ГОДА
Грипп и ОРВИ относятся к одним из наиболее массовых инфекционных заболеваний. В России гриппом и ОРВИ ежегодно заболевают около 30 млн человек [1]. Традиционно пик заболеваемости и, как следствие, наибольшего потребления противопростудных ЛС1 отмечается в период с осени до весны (рис. 1). В связи с прогнозируемым приближением нового эпидемиологического сезона был проведен анализ текущей ситуации на рынке противопростудных средств.
По данным IMS Health, объем розничного коммерческого рынка противопростудных препаратов по итогам 9 мес. 2015 г. составил 9,4 млрд руб. в ценах конечного потребления, или 42,8 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем продаж в данном сегменте рынка практически не изменился в стоимостном (+1%) и уменьшился в натуральном выражении (-13%, рис. 1) Среди всех средств, используемых для лечения простудных заболеваний, наибольшим спросом у потребителей поль-
Ключевые слова:
грипп, ОРВИ, противопростудные препараты, рынок
зовались ЛС линейки «Терафлю» (Тераф-лю, Терафлю Экстра, Терафлю от гриппа и простуды и др.), но объем реализации этого бренда снижается. Укрепил свои позиции АнвиМакс от компании «Сотекс»/ «АнвиЛаб». АнвиМакс является единственным препаратом среди топ-10, оборот которого увеличился как в рублях, так и в упаковках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате
этого по итогам 9 мес. 2015 г. АнвиМакс вошел в тройку лидеров, поднявшись в рейтинге продаж с четвертого места на второе, а бренды Колдрекс и Антигриппин переместились вниз на 3-е и 4-е места соответственно (табл.). Высокая популярность бренда АнвиМакс объясняется особенностью его состава: он содержит не только вещества, оказывающие симптоматическое действие, но и противовирусный компонент — риман-тадин [2].
Существенные изменения по сравнению с прошлым годом произошли в рейтинге корпораций. Если ранее лидером продаж в стоимостном выражении являлась компания Novartis, а в упаковках — Unique, то в настоящее время первое место по объему продаж как в стоимостном, так и в натуральном выражении занимает компания GlaxoSmithKline. Данное изменение связано с принятием решения компаниями GlaxoSmithKline и Novartis о создании совместного бизнеса по производству безрецеп-
31
1 Проводилась экспертная выборка комбинированных препаратов для лечения простуды и гриппа среди ЛС АТС-групп N02B и R05X.
рисуно^1 Динамика розничных продаж комбинированных противопростудных препаратов по итогам 9 мес. 2015 г.
2014 г. —13,5 млрд. руб. 71,6 млн уп.
9 мес. 2015 г. — 9,4 млрд руб. (+1%) 42,8 млн уп. (-13%)
10 8 6 4 2 0
п
Q
п
р Ji
3
п
п
П
d-
П
2,0
1,5
1,0
0,5
| | — объем продаж, млн уп. Q — объем продаж, млрд руб.
Источник: розничный аудит IMS Health
Keywords: flu, A.RV1, anti-cold medicines, market
Flu and A.R.V.I. are one of the most common infectious diseases. In Russia, flu and A.R.V.I. strike nearly 30 million people annually [1]. Traditionally, the incidence peak and, consequently, the greatest consumption of anti-cold medicines are observed in the period from autumn to spring (Fig. 1). The analysis of the current situation in the anti-cold medicines market was performed due to the projected new epidemiological season. Julia PROZHERINA, Remedium. COLDS AND FLU MARKET OVERVIEW BASED ON THE RESULTS FOR 9 MONTHS OF 2015.
PEMEOUUM
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ
32
таблиц^1 Топ-10 брендов комбинированных противопростудных препаратов розничного рынка по объему продаж в стоимостном выражении за 9 мес. 2015 г.
Рейтинг Изменение в рейтинге Бренд Корпорация Объем продаж, млн руб. Объем продаж, тыс. уп. Прирост, % руб. Прирост, % уп.
9 мес. '14 9 мес. '15
1 1 0 ТераФлю GlaxoSmithKline 2 437 8 057 -6 -10
4 2 +2 АнвиМакс «Сотекс»/»АнвиЛаб» 919 4 145 +10 +1
2 3 -1 Колдрекс GlaxoSmithKline 844 3 317 -18 -32
3 4 -1 Антигриппин Natur Product 815 2 967 -4 -21
5 5 0 Ринза Unique 772 6 010 +36 -8
6 6 0 Фервекс Bristol Myers Squibb 554 1 654 +4 -9
7 7 0 Ринзасип Unique 504 2 666 +16 -13
8 8 0 Колдакт Ranbaxy 468 3 180 +11 -15
9 9 0 Викс Актив Teva 278 934 -27 -38
10 10 0 Аспирин-С Bayer Healthcare 246 1 103 +8 -21
Итого для топ-10 7 838 34 034 -1 -14
Источник: розничный аудит IMS Health
рисуно^2 Топ-5 корпораций розничного коммерческого рынка, выпускающих комбинированные противопростудные препараты, по итогам 9 мес. 2015 г. в упаковках
GlaxoSmithKline (-18%) Unique (-9%) «Сотекс»/«Анвилаб» (прирост +3%) Ranbaxy (-15%) Natur Product (-21%)
1 113/3
1 8 676 I 5 836 I 6 025 _1 3 742 dl — 9 мес. 2014, тыс. уп. | 3 180 П — 9 мес. 2015, тыс. уп. -1 3 766 1 2 967
0 3 000 6 000 9 000 12 000 15 000 Источник: розничный аудит IMS Health
турных медицинских товаров. В результате этого такие бренды, как Колдрекс и Терафлю, стали продвигаться общими усилиями двух корпораций под эгидой GlaxoSmithKline, что и позволило этой компании занять ведущую позицию на рынке. На втором месте в рейтинге корпораций оказалась компания Unique. Третье место в рейтинге занимает «Сотекс»/»АнвиЛаб». На сегодняшний день позиции этой отечественной компании представляются более уверенными, чем иностранных конкурентов. «Сотекс»/»АнвиЛаб» является единственным игроком топ-5 корпораций, который продемонстрировал положительный прирост продаж в натуральном вы-
рисуноЛз Динамика доли продаж отечественных комбинированных противопростудных препаратов на розничном коммерческом рынке России за 9 мес. 2015 г., уп.
рисуно^4 Топ-10 торговых наименований отечественных комбинированных противопростудных препаратов розничного рынка по объему продаж в стоимостном выражении за 9 мес. 2015 г.
АнвиМакс (+10%) Максиколд Рино (+35%)
1 12,6
Антигриппин-Анви(+34%) 1 10,9
Антигриппин-Максимум (-16%) -1 6,6
ГриппоФлю от простуды и гриппа (+2%) 4,8
Инфлюнет (+177%) □ 2,9
Пентафлуцин (+27%) □ 2,3
ГриппоФлю Экстра от простуды и гриппа (-59%) J 1,9
Флюкомп (+136%) ] 1,4
Простудокс (+81)% I 0,6 1 1 1 1 1 1
0 10 20 30 40 50 60
Источник: розничный аудит IMS Health
ОБЗОР РЫНКА ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПРОСТУДЫ И ГРИППА
ршшиим
НОЯБРЬ 2 0 15
33
ражении (+3%) по сравнению с предыдущим аналогичным периодом (рис. 2). Этот показатель является особенно важным в условиях кризиса и снижения покупательской способности населения и свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукции, выпускаемой «Сотекс»/«АнвиЛаб». Кроме того, повышенный спрос на ЛС от этого отечественного производителя отвечает концепции импортозамещения. В целом за последние 3 года доля продаж отечественных ЛС в сегменте комбинированных противопростудных средств выросла с 13,9 до 19,5% в натуральном выражении, что свидетельствует о том, что отечественные производители все активнее завоевывают российский рынок (рис. 3). Ведущую роль в этом процессе играет компания «Сотекс»/»АнвиЛаб». На долю продаж основного бренда компании — АнвиМакс — приходится более половины рынка отечественных ЛС от простуды и гриппа (55% в рублях), а новый про-тивопростудный препарат компании Ин-флюнет является самым быстрорастущим брендом среди топ-10 ЛС российского производства (+177%, рис. 4). Особенность ЛС Инфлюнет заключается в том, что, помимо широко используемых в составе комбинированных противопростудных препаратов веществ (парацетамол, фени-лэфрин, аскорбиновая кислота и др.), он содержит новый активный компонент — янтарную кислоту, которая оказывает им-муномодулирующее, антиоксидантное и гепатопротекторное действие [2]. Грипп в России, как и в любой другой стране, имеет определенную периодичность и цикличность развития. При этом, как правило, эпидемический подъем заболеваемости гриппом и ОРВИ отмечается зимой каждого года. В этот период следует ожидать повышения спроса на проти-вопростудные средства и возможного тренда к увеличению объемов продаж этих ЛС не только в стоимостном, но и в натуральном выражении.
?
ИСТОЧНИКИ
1. Сисин Е.И. Возбудители острых респираторных вирусных инфекций. Грипп. Сестринское дело, 2014. 2: 45-48.
2. Инструкции по применению к препаратам АнвиМакс и Инфлюнет.
кроме того...
Ведущие мировые фармкомпании перекупают ваучеры FDA
Крупные международные фармпро-изводители все чаще приобретают ваучеры Американской администрации по контролю за продуктами и лекарствами (FDA), дающие право на внеочередное рассмотрение заявок на регистрацию новых ЛС. Законодательные акты, принятые в 2007 и 2012 гг., предусматривают возможность выдачи ваучеров FDA, позволяющих сократить срок рассмотрения следующей заявки с 10 до б месяцев, в качестве меры поощрения для разработчиков ЛС, выпустивших на рынок препараты для лечения редких заболеваний и тропических инфекций. При этом обладатель документа может передать его другому фармпроизводителю. В 2014 г., благодаря ваучеру FDA, приобретенному у компании Biomarin за 67,5 млн долл., Sanofi смогла зарегистрировать первый в США ингибитор PCSK9 Пралуэнт (моноклональное антитело, применяется для лечения гипер-холестеринемии) раньше ближайшего конкурента Amgen. Второй ваучер обошелся Sanofi уже в 245 млн долл. В свою очередь, компании AbbVie пришлось заплатить за такой документ уже 350 млн. На сегодняшний день FDA выдано всего 8 ваучеров, что объясняет их высокую стоимость на рынке. Программа выдачи ваучеров должна завершиться в 2016 г., однако она может быть продлена Конгрессом США. Ряд экспертов, в т. ч. представители FDA, критикуют развивающуюся торговлю ваучерами: по их мнению, это явление не имеет ничего общего с первоначальной целью программы — поощрением разработки инновационных, но не востребованных рынком лекарств.
Проводятся клинические исследования «всесезонной» противогриппозной вакцины
Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний США (NIAID) заключил соглашение с британской фармацевтической компанией SEEK, занимающейся разработкой вакцины, предназначенной для защиты от различных сезонных штаммов вируса гриппа. Соглашение предусматривает проведение клини-
ческого исследования, направленного на оценку эффективности препарата в профилактике инфекции. FLU-v, разрабатываемая SEEK, является пептидной вакциной, стимулирующей клеточный и гуморальный иммунитет. В активе компании положительные результаты исследований I и 11а фаз, фаза IIb в настоящее время продолжается в медицинских учреждениях стран ЕС. Согласно дизайну запланированного в США исследования, для определения эффективности вакцинации привитые взрослые добровольцы будут подвергнуты воздействию различных штаммов вируса гриппа. Результаты исследования могут послужить основанием для регистрации препарата в США, полагают в SEEK. В компании также рассчитывают, что FDA присвоит вакцине статус принципиально нового препарата либо примет решение о рассмотрении заявки на ее регистрацию в приоритетном порядке.
Дисульфирам повышает эффективность антиретровирус-ной терапии
Препарат дисульфирам, применяемый в лечении алкоголизма, способен повышать эффективность терапии ВИЧ-инфекции. К такому выводу пришли американские исследователи, статья которых опубликована в The Lancet. В ходе лабораторных экспериментов было обнаружено, что дисульфирам активизирует транскрипцию вируса иммунодефицита в Т-лимфоцитах человека. Это его свойство может быть использовано в лечении ВИЧ-инфекции, возбудитель которой может длительное время сохраняться в неактивном состоянии в некоторых органах и тканях человека (т. н. вирусных резервуарах), оставаясь неуязвимым для антиретровирусных препаратов. В пилотном исследовании, проведенном в клиниках Мельбурна и Сан-Франциско, приняли участие 30 добровольцев с ВИЧ-инфекцией. Пациентов разделили на 3 группы, получавшие по 500, 1 000 и 2 000 мг ди-сульфирама в течение 3 дней. Введение препарата привело к резкому, в 2—2,5 раза, увеличению вирусной нагрузки у участников. При этом начиная активно реплицироваться, вирус становился уязвимым для АРВ-терапии. Таким образом, сочетание кратковременных курсов дисульфи-рама с применением противовирусных средств может значительно повысить эффективность лечения ВИЧ-инфекции, полагают авторы публикации.