Научная статья на тему 'Обзор рынка препаратов для лечения простуды и гриппа по итогам 9 месяцев 2015 года'

Обзор рынка препаратов для лечения простуды и гриппа по итогам 9 месяцев 2015 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРИПП / FLU / ОРВИ / ARVI / ПРОТИВОПРОСТУДНЫЕ ПРЕПАРАТЫ / РЫНОК / MARKET / ANTI-COLD MEDICINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прожерина Юлия

Грипп и ОРВИ относятся к одним из наиболее массовых инфекционных заболеваний. В России гриппом и ОРВИ ежегодно заболевают около 30 млн человек [1]. Традиционно пик заболеваемости и, как следствие, наибольшего потребления противопростудных ЛС 1 отмечается в период с осени до весны (рис. 1). В связи с прогнозируемым приближением нового эпидемиологического сезона был проведен анализ текущей ситуации на рынке противопростудных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colds and flu market overview based on the results for 9 months of 2015

Flu and A.R.V.I. are one of the most common infectious diseases. In Russia, flu and A.R.V.I. strike nearly 30 million people annually [1]. Traditionally, the incidence peak and, consequently, the greatest consumption of anti-cold medicines are observed in the period from autumn to spring (Fig. 1). The analysis of the current situation in the anti-cold medicines market was performed due to the projected new epidemiological season. lu and A.R.V.I. are one of the most common infectious diseases. In Russia, flu and A.R.V.I. strike nearly 30 million people annually [1]. Traditionally, the incidence peak and, consequently, the greatest consumption of anti-cold medicines are observed in the period from autumn to spring (Fig. 1). The analysis of the current situation in the anti-cold medicines market was performed due to the projected new epidemiological season.

Текст научной работы на тему «Обзор рынка препаратов для лечения простуды и гриппа по итогам 9 месяцев 2015 года»

PEMfOUUM

Юлия ПРОЖЕРИНА, «Ремедиум»

Обзор рынка препаратов для лечения простуды и гриппа

ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2015 ГОДА

Грипп и ОРВИ относятся к одним из наиболее массовых инфекционных заболеваний. В России гриппом и ОРВИ ежегодно заболевают около 30 млн человек [1]. Традиционно пик заболеваемости и, как следствие, наибольшего потребления противопростудных ЛС1 отмечается в период с осени до весны (рис. 1). В связи с прогнозируемым приближением нового эпидемиологического сезона был проведен анализ текущей ситуации на рынке противопростудных средств.

По данным IMS Health, объем розничного коммерческого рынка противопростудных препаратов по итогам 9 мес. 2015 г. составил 9,4 млрд руб. в ценах конечного потребления, или 42,8 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем продаж в данном сегменте рынка практически не изменился в стоимостном (+1%) и уменьшился в натуральном выражении (-13%, рис. 1) Среди всех средств, используемых для лечения простудных заболеваний, наибольшим спросом у потребителей поль-

Ключевые слова:

грипп, ОРВИ, противопростудные препараты, рынок

зовались ЛС линейки «Терафлю» (Тераф-лю, Терафлю Экстра, Терафлю от гриппа и простуды и др.), но объем реализации этого бренда снижается. Укрепил свои позиции АнвиМакс от компании «Сотекс»/ «АнвиЛаб». АнвиМакс является единственным препаратом среди топ-10, оборот которого увеличился как в рублях, так и в упаковках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате

этого по итогам 9 мес. 2015 г. АнвиМакс вошел в тройку лидеров, поднявшись в рейтинге продаж с четвертого места на второе, а бренды Колдрекс и Антигриппин переместились вниз на 3-е и 4-е места соответственно (табл.). Высокая популярность бренда АнвиМакс объясняется особенностью его состава: он содержит не только вещества, оказывающие симптоматическое действие, но и противовирусный компонент — риман-тадин [2].

Существенные изменения по сравнению с прошлым годом произошли в рейтинге корпораций. Если ранее лидером продаж в стоимостном выражении являлась компания Novartis, а в упаковках — Unique, то в настоящее время первое место по объему продаж как в стоимостном, так и в натуральном выражении занимает компания GlaxoSmithKline. Данное изменение связано с принятием решения компаниями GlaxoSmithKline и Novartis о создании совместного бизнеса по производству безрецеп-

31

1 Проводилась экспертная выборка комбинированных препаратов для лечения простуды и гриппа среди ЛС АТС-групп N02B и R05X.

рисуно^1 Динамика розничных продаж комбинированных противопростудных препаратов по итогам 9 мес. 2015 г.

2014 г. —13,5 млрд. руб. 71,6 млн уп.

9 мес. 2015 г. — 9,4 млрд руб. (+1%) 42,8 млн уп. (-13%)

10 8 6 4 2 0

п

Q

п

р Ji

3

п

п

П

d-

П

2,0

1,5

1,0

0,5

| | — объем продаж, млн уп. Q — объем продаж, млрд руб.

Источник: розничный аудит IMS Health

Keywords: flu, A.RV1, anti-cold medicines, market

Flu and A.R.V.I. are one of the most common infectious diseases. In Russia, flu and A.R.V.I. strike nearly 30 million people annually [1]. Traditionally, the incidence peak and, consequently, the greatest consumption of anti-cold medicines are observed in the period from autumn to spring (Fig. 1). The analysis of the current situation in the anti-cold medicines market was performed due to the projected new epidemiological season. Julia PROZHERINA, Remedium. COLDS AND FLU MARKET OVERVIEW BASED ON THE RESULTS FOR 9 MONTHS OF 2015.

PEMEOUUM

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ

32

таблиц^1 Топ-10 брендов комбинированных противопростудных препаратов розничного рынка по объему продаж в стоимостном выражении за 9 мес. 2015 г.

Рейтинг Изменение в рейтинге Бренд Корпорация Объем продаж, млн руб. Объем продаж, тыс. уп. Прирост, % руб. Прирост, % уп.

9 мес. '14 9 мес. '15

1 1 0 ТераФлю GlaxoSmithKline 2 437 8 057 -6 -10

4 2 +2 АнвиМакс «Сотекс»/»АнвиЛаб» 919 4 145 +10 +1

2 3 -1 Колдрекс GlaxoSmithKline 844 3 317 -18 -32

3 4 -1 Антигриппин Natur Product 815 2 967 -4 -21

5 5 0 Ринза Unique 772 6 010 +36 -8

6 6 0 Фервекс Bristol Myers Squibb 554 1 654 +4 -9

7 7 0 Ринзасип Unique 504 2 666 +16 -13

8 8 0 Колдакт Ranbaxy 468 3 180 +11 -15

9 9 0 Викс Актив Teva 278 934 -27 -38

10 10 0 Аспирин-С Bayer Healthcare 246 1 103 +8 -21

Итого для топ-10 7 838 34 034 -1 -14

Источник: розничный аудит IMS Health

рисуно^2 Топ-5 корпораций розничного коммерческого рынка, выпускающих комбинированные противопростудные препараты, по итогам 9 мес. 2015 г. в упаковках

GlaxoSmithKline (-18%) Unique (-9%) «Сотекс»/«Анвилаб» (прирост +3%) Ranbaxy (-15%) Natur Product (-21%)

1 113/3

1 8 676 I 5 836 I 6 025 _1 3 742 dl — 9 мес. 2014, тыс. уп. | 3 180 П — 9 мес. 2015, тыс. уп. -1 3 766 1 2 967

0 3 000 6 000 9 000 12 000 15 000 Источник: розничный аудит IMS Health

турных медицинских товаров. В результате этого такие бренды, как Колдрекс и Терафлю, стали продвигаться общими усилиями двух корпораций под эгидой GlaxoSmithKline, что и позволило этой компании занять ведущую позицию на рынке. На втором месте в рейтинге корпораций оказалась компания Unique. Третье место в рейтинге занимает «Сотекс»/»АнвиЛаб». На сегодняшний день позиции этой отечественной компании представляются более уверенными, чем иностранных конкурентов. «Сотекс»/»АнвиЛаб» является единственным игроком топ-5 корпораций, который продемонстрировал положительный прирост продаж в натуральном вы-

рисуноЛз Динамика доли продаж отечественных комбинированных противопростудных препаратов на розничном коммерческом рынке России за 9 мес. 2015 г., уп.

рисуно^4 Топ-10 торговых наименований отечественных комбинированных противопростудных препаратов розничного рынка по объему продаж в стоимостном выражении за 9 мес. 2015 г.

АнвиМакс (+10%) Максиколд Рино (+35%)

1 12,6

Антигриппин-Анви(+34%) 1 10,9

Антигриппин-Максимум (-16%) -1 6,6

ГриппоФлю от простуды и гриппа (+2%) 4,8

Инфлюнет (+177%) □ 2,9

Пентафлуцин (+27%) □ 2,3

ГриппоФлю Экстра от простуды и гриппа (-59%) J 1,9

Флюкомп (+136%) ] 1,4

Простудокс (+81)% I 0,6 1 1 1 1 1 1

0 10 20 30 40 50 60

Источник: розничный аудит IMS Health

ОБЗОР РЫНКА ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПРОСТУДЫ И ГРИППА

ршшиим

НОЯБРЬ 2 0 15

33

ражении (+3%) по сравнению с предыдущим аналогичным периодом (рис. 2). Этот показатель является особенно важным в условиях кризиса и снижения покупательской способности населения и свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукции, выпускаемой «Сотекс»/«АнвиЛаб». Кроме того, повышенный спрос на ЛС от этого отечественного производителя отвечает концепции импортозамещения. В целом за последние 3 года доля продаж отечественных ЛС в сегменте комбинированных противопростудных средств выросла с 13,9 до 19,5% в натуральном выражении, что свидетельствует о том, что отечественные производители все активнее завоевывают российский рынок (рис. 3). Ведущую роль в этом процессе играет компания «Сотекс»/»АнвиЛаб». На долю продаж основного бренда компании — АнвиМакс — приходится более половины рынка отечественных ЛС от простуды и гриппа (55% в рублях), а новый про-тивопростудный препарат компании Ин-флюнет является самым быстрорастущим брендом среди топ-10 ЛС российского производства (+177%, рис. 4). Особенность ЛС Инфлюнет заключается в том, что, помимо широко используемых в составе комбинированных противопростудных препаратов веществ (парацетамол, фени-лэфрин, аскорбиновая кислота и др.), он содержит новый активный компонент — янтарную кислоту, которая оказывает им-муномодулирующее, антиоксидантное и гепатопротекторное действие [2]. Грипп в России, как и в любой другой стране, имеет определенную периодичность и цикличность развития. При этом, как правило, эпидемический подъем заболеваемости гриппом и ОРВИ отмечается зимой каждого года. В этот период следует ожидать повышения спроса на проти-вопростудные средства и возможного тренда к увеличению объемов продаж этих ЛС не только в стоимостном, но и в натуральном выражении.

?

ИСТОЧНИКИ

1. Сисин Е.И. Возбудители острых респираторных вирусных инфекций. Грипп. Сестринское дело, 2014. 2: 45-48.

2. Инструкции по применению к препаратам АнвиМакс и Инфлюнет.

кроме того...

Ведущие мировые фармкомпании перекупают ваучеры FDA

Крупные международные фармпро-изводители все чаще приобретают ваучеры Американской администрации по контролю за продуктами и лекарствами (FDA), дающие право на внеочередное рассмотрение заявок на регистрацию новых ЛС. Законодательные акты, принятые в 2007 и 2012 гг., предусматривают возможность выдачи ваучеров FDA, позволяющих сократить срок рассмотрения следующей заявки с 10 до б месяцев, в качестве меры поощрения для разработчиков ЛС, выпустивших на рынок препараты для лечения редких заболеваний и тропических инфекций. При этом обладатель документа может передать его другому фармпроизводителю. В 2014 г., благодаря ваучеру FDA, приобретенному у компании Biomarin за 67,5 млн долл., Sanofi смогла зарегистрировать первый в США ингибитор PCSK9 Пралуэнт (моноклональное антитело, применяется для лечения гипер-холестеринемии) раньше ближайшего конкурента Amgen. Второй ваучер обошелся Sanofi уже в 245 млн долл. В свою очередь, компании AbbVie пришлось заплатить за такой документ уже 350 млн. На сегодняшний день FDA выдано всего 8 ваучеров, что объясняет их высокую стоимость на рынке. Программа выдачи ваучеров должна завершиться в 2016 г., однако она может быть продлена Конгрессом США. Ряд экспертов, в т. ч. представители FDA, критикуют развивающуюся торговлю ваучерами: по их мнению, это явление не имеет ничего общего с первоначальной целью программы — поощрением разработки инновационных, но не востребованных рынком лекарств.

Проводятся клинические исследования «всесезонной» противогриппозной вакцины

Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний США (NIAID) заключил соглашение с британской фармацевтической компанией SEEK, занимающейся разработкой вакцины, предназначенной для защиты от различных сезонных штаммов вируса гриппа. Соглашение предусматривает проведение клини-

ческого исследования, направленного на оценку эффективности препарата в профилактике инфекции. FLU-v, разрабатываемая SEEK, является пептидной вакциной, стимулирующей клеточный и гуморальный иммунитет. В активе компании положительные результаты исследований I и 11а фаз, фаза IIb в настоящее время продолжается в медицинских учреждениях стран ЕС. Согласно дизайну запланированного в США исследования, для определения эффективности вакцинации привитые взрослые добровольцы будут подвергнуты воздействию различных штаммов вируса гриппа. Результаты исследования могут послужить основанием для регистрации препарата в США, полагают в SEEK. В компании также рассчитывают, что FDA присвоит вакцине статус принципиально нового препарата либо примет решение о рассмотрении заявки на ее регистрацию в приоритетном порядке.

Дисульфирам повышает эффективность антиретровирус-ной терапии

Препарат дисульфирам, применяемый в лечении алкоголизма, способен повышать эффективность терапии ВИЧ-инфекции. К такому выводу пришли американские исследователи, статья которых опубликована в The Lancet. В ходе лабораторных экспериментов было обнаружено, что дисульфирам активизирует транскрипцию вируса иммунодефицита в Т-лимфоцитах человека. Это его свойство может быть использовано в лечении ВИЧ-инфекции, возбудитель которой может длительное время сохраняться в неактивном состоянии в некоторых органах и тканях человека (т. н. вирусных резервуарах), оставаясь неуязвимым для антиретровирусных препаратов. В пилотном исследовании, проведенном в клиниках Мельбурна и Сан-Франциско, приняли участие 30 добровольцев с ВИЧ-инфекцией. Пациентов разделили на 3 группы, получавшие по 500, 1 000 и 2 000 мг ди-сульфирама в течение 3 дней. Введение препарата привело к резкому, в 2—2,5 раза, увеличению вирусной нагрузки у участников. При этом начиная активно реплицироваться, вирус становился уязвимым для АРВ-терапии. Таким образом, сочетание кратковременных курсов дисульфи-рама с применением противовирусных средств может значительно повысить эффективность лечения ВИЧ-инфекции, полагают авторы публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.