Научная статья на тему 'ОБЗОР РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В СЕГМЕНТЕ «HALAL»'

ОБЗОР РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В СЕГМЕНТЕ «HALAL» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЛЬ / ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ / МУСУЛЬМАНЕ / «HALAL» / ХАЛЯЛЬ / «HALAL FRIENDLY» / СЕРТИФИКАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / РЫНОЧНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ / СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова Ирина Николаевна, Литвинова Ольга Игоревна, Ковалёва Наталья Иосифовна, Воробьева Наталья Алексеевна

Данная работа посвящена обзору основных тенденций рынка гостиничных услуг в сегменте «Halal». Автор приводит сведения, подтверждающие актуальность вопросов привлечения гостей из мусульманских стран, формирования и развития специфического гостиничного продукта «Halal friendly» в отелях РФ, что особенно важно в условиях введенных экономических и политических санкций и ограничений, падения туристического потока из Европы, необходимости стабилизации загрузки российских отелей, принимающих гостей из-за рубежа. В статье представлены данные динамики развития туристического потенциала мусульманских стран, приводятся прогнозы и перспективы расширения сегмента в будущем, проводится анализ дополнительных условий, элементов инфраструктуры и услуг гостиничных комплексов «Halal friendly», характеристика требований и критериев системы добровольной сертификации, категории классификации гостиничных предприятий, оперирующих в изучаемом сегменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суворова Ирина Николаевна, Литвинова Ольга Игоревна, Ковалёва Наталья Иосифовна, Воробьева Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE HOTEL SERVICES MARKET IN THE HALAL SEGMENT

This work is devoted to the overview of the main trends in the hotel business market in the Halal segment. The author provides information confirming the relevance of studying of issues of attracting guests from Muslim countries, the formation and development specific hotel product «Halal friendly» in hotels in the Russian Federation, which is especially important in the context of the imposed economic and political sanctions and restrictions, the fall in the tourist flow from Europe, and problem of stabilization the occupancy of Russian hotels receiving guests from abroad. The data on the dynamics of the development of the tourism potential of Muslim countries are presented, forecasts and prospects for the expansion of the segment in the future are presented. The article analyzes the additional conditions, infrastructure elements and services of the Halal friendly hotel, the requirements of the voluntary certification system and the classification category of hotel enterprises operating in the studied segment.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В СЕГМЕНТЕ «HALAL»»

УДК 338.012

DOI 10.23672/SAE.2023.50.29.002

Суворова Ирина Николаевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и ресторанного дела,

Московский государственный университет

спорта и туризма

[email protected]

Литвинова Ольга Игоревна

доктор экономических наук,

профессор кафедры

социально-экономических

и гуманитарных дисциплин,

Московский государственный университет

спорта и туризма

[email protected]

Ковалёва Наталья Иосифовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гостиничного и ресторанного дела

Московский государственный университет

спорта и туризма

[email protected]

Воробьева Наталья Алексеевна

старший преподаватель кафедры гостиничного и ресторанного дела, Московский государственный университет спорта и туризма [email protected]

Обзор рынка гостиничных услуг

в сегменте «halal» ■ ■ ■

Аннотация. Данная работа посвящена обзору основных тенденций рынка гостиничных услуг в сегменте «Halal». Автор приводит сведения, подтверждающие актуальность вопросов привлечения гостей из мусульманских стран, формирования и развития специфического гостиничного продукта «Halal friendly» в отелях РФ, что особенно важно в условиях введенных экономических и политических санкций и ограничений, падения туристического потока из Европы, необходимости стабилизации загрузки российских отелей, принимающих гостей из-за рубежа. В статье представлены данные динамики развития туристического потенциала мусульманских стран, приводятся прогнозы и перспективы расширения сегмента в будущем, проводится анализ дополнительных условий, элементов инфраструктуры и услуг гостиничных комплексов «Halal friendly», характеристика требований и критериев системы добровольной сертификации, категории классификации гостиничных предприятий, оперирующих в изучаемом сегменте.

Irina N. Suvorova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Hotel and Restaurant Business, Moscow State University of Sports and Tourism [email protected]

Olga I. Litvinova

Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Social Science and Economics, Moscow State University of Sports and Tourism [email protected]

Natalia I. Kovalyova

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor

of the Department of Hotel

and Restaurant Business,

Moscow State University

of Sports and Tourism

[email protected]

Natalia A. Vorobyova Senior Lecturer of the Department of Hotel and Restaurant Business, Moscow State University of Sports and Tourism [email protected]

Overview of the hotel services

market in the halal segment

■ ■ ■

Annotation. This work is devoted to the overview of the main trends in the hotel business market in the Halal segment. The author provides information confirming the relevance of studying of issues of attracting guests from Muslim countries, the formation and development specific hotel product «Halal friendly» in hotels in the Russian Federation, which is especially important in the context of the imposed economic and political sanctions and restrictions, the fall in the tourist flow from Europe, and problem of stabilization the occupancy of Russian hotels receiving guests from abroad. The data on the dynamics of the development of the tourism potential of Muslim countries are presented, forecasts and prospects for the expansion of the segment in the future are presented. The article analyzes the additional conditions, infrastructure elements and services of the Halal friendly hotel, the requirements of the voluntary certification system and the classification category of hotel enterprises operating in the studied segment.

Ключевые слова: отель, гостиничные услуги, мусульмане, «Halal», Халяль, «Halal friendly», сертификация, классификация, рыночная тенденция, стандарт.

Keywords: hotel, hotel services, Muslims, «Halal», «Halal friendly» certification, classification, market trends, standart.

Одной из глобальных тенденций развития международного туристского рынка является туризм, ориентированный на путешественников-мусульман, распространение туристического и гостиничного продукта «Halal friendly». Слово «Halal» (Халяль) в переводе с арабского «al-halal» обозначает «разрешенное». Этот термин относится к разрешенной для употребления мусульманам пище, а также целой индустрии, обеспечивающей безопасность товаров и широкий спектр услуг для представителей исламской культуры [1, 2].

В течение последних десятилетий экономические индикаторы развития многих мусульманских стран показали значительный рост, также увеличилось население этих стран. Данные факторы наряду с глобальным развитием сферы туризма и гостеприимства привели к возникновению ха-ляль-путешественников с запросом на особый туристический продукт «Halal friendly», соответствующий мусульманским убеждениям и практике. По

данным ресурса FutureMarketlnSights международный туристский рынок в сегменте «Халяль» в 2022 году достиг объема в 255 млрд долларов, а по прогнозам специалистов к 2032 году ожидается показатель в 365 млрд долларов при среднем ежегодном приросте в 4 % [3]. Бурное развитие сектора способствует формированию гостиничной инфраструктуры и гостиничных продуктов с фокусом на мусульман.

Одним из источников сведений о развитии ха-ляль-туризма является ежегодный рейтинг Global Muslim Travel Index (GMTI), публикуемый CrescentRating. При определении позиции страны рассматриваются такие факторы, как доступность, состояние окружающей среды, номенклатура и качество услуг для представителей исламской культуры. Лидирующие позиции занимают Малайзия, Индонезия, Турция и другие страны, указанные в таблице 1. Отметим, что многие из них находятся на верхних позициях рейтинга в течение нескольких последних лет [4].

Таблица 1

Top-10 дружественные страны для туристов-мусульман в 2022 г. (составлено автором на основе данных исследования Crescent rating)

№ п/п Страна Global Muslim (Islamic) Travel Index-GMTI

1 Малайзия 74

2 Индонезия 70

3 Турция 70

4 Саудовская Аравия 70

5 ОАЭ 66

6 Катар 64

7 Иордания 63

8 Иран 63

9 Бахрейн 62

10 Сингапур 62

Несмотря на то, что наша страна является многоконфессиональной, имеющей резидентов-мусульман, исповедующих исламскую религию и культуру, в GMTI рейтинге TOP-20 стран Россия не представлена. Среди зарубежных направлений российских мусульман, как и в массовом туризме, наиболее доступным и любимым является Турция. Сервис HalalBooking предлагает разные варианты размещения, начиная с бюджетных, например, отель Mylasa Farm and Villas в провинции Мугла, и заканчивая элитными предложениями, например, отеля Elite Hotels Darica Spa & Convention Center.

Развитие халяль-сегмента сферы гостеприимства нашей страны особенно актуально в контексте проводимой РФ специальной военной операции, введения международных санкций и ограничений, формирования списка недружественных стран; является возможностью для стабилизации сферы туризма и загрузки отелей. Так, по данным Пограничной службы ФСБ РФ, по результатам

2022 года с туристическими целями Российскую Федерацию посетили 200,1 тыс. иностранцев, что на 4,9 млн или в 25,5 раз меньше, чем в допанде-мийном 2019 году. Въездной турпоток в Россию по итогам прошлого года оказался меньше, чем даже в «ковидные» 2020 г. и 2021 г. В тройке лидеров стран, из которых прибывают туристы в Россию в 2022 мусульманские Турция и Иран [5].

Помимо внешнего туристического потока при формировании туристических и гостиничных услуг «Halal friendly» необходимо ориентироваться также на внутренний рынок, который оценивается в 20 млн человек. Эксперты считают, что в перспективе ближайших лет в России может появиться большое количество халяль-отелей, а пока по словам главы Росаккредитации, Назария Скрыпника, страна теряет большой объем потенциального турпотока мусульман [6].

Гостиничные комплексы и средства размещения для исламских туристов можно разделить на два

вида: специализирующиеся только на приеме мусульман; имеющие нацеленность на разные сегменты гостей, в том числе сегмент мусульман посредством программы «Halal-Friendly». Главная особенность отелей первого типа - полный запрет на продажу алкоголя на всей территории отеля, организация питания и тайминга всех мероприятий в соответствии с исламской практикой, например, во время праздника «Рамадан» приемы пищи организованы после захода солнца и перед рассветом. Все сервисы и дополнительные услуги соответствуют стандарту «Halal» [7].

В отелях «Halal-Friendly» общие правила универсальны, но специально для гостей-мусульман присутствуют необходимые элементы инфраструктуры и услуги, а именно: места в номерах или отдельные комнаты для совершения ежедневных намазов с ковриками, четками, расписанием времени молитв, указатели направления на Мекку (Кибла); санитарный узел, оборудованный для ритуального омовения; услуги общественного питания, соответствующие требованиям системы «Халяль» или сервис доставки еды; места общего пользования должны быть разделены для мужчин и женщин; отсутствие в номерах картин с изображением людей и животных и иным содержанием, несовместимым с исламской этикой и нормами; обслуживающий персонал, прошедший обучение по стандартам внешнего вида и обслуживания клиентов в соответствии с нормами исламской культуры.

В России получило развитие отелей с внедрением программ «Halal-Friendly». С 2015 года в нашей стране действует система добровольной сертификации халяль-услуг. Программа соответствует требованиям законов «О техническом регулировании» и «О стандартизации», внедрен регламент проведения сертификации, сертификацию также должны проходить эксперты. Сертификат соответствия «Halal-Friendly» - это официаль-

Литература:

1. World news about Halal. Официальный сайт Комитета по стандарту «Халяль» ЦРО ДУМ РТ. URL : http://halalrt.com (дата обращения 12.03.22).

2. Галяутдинова Л.И. Гостиничный халяль в России: стандарты и тенденции развития / Л.И. Галяутдинова // IV Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма». Казань : Поволжская ГАФКСиТ, 2016. С. 449-451.

3. Halal Tourism Market Snapshot 2022-2023. URL : https://www.futuremarketinsights.com/reports/halal-tourism-industry-overview (дата обращения 23.04.2022).

4. Global muslim travel INDEX 2022. URL : https://www.crescentrating.com/download/thankyo u.html?file=j-EXWnF4_GMTI_2022_Report_-_FINA L.pdf (дата обращения 20.04.2022).

ное независимое подтверждение того, что предприятие туристической индустрии соответствует критериям соответствующей программы. По данным на 2022 г. сертификацию по стандарту «Halal-Friendly» прошли несколько отелей в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах. В Татарстане, где ислам является основной религией, в халяль-сертификацию вовлечены не только отели, но и ряд санаториев, в их число входит санаторий «Радуга» в национальном парке «Нижняя Кама», санаторий «Ян», «Дельфин», «Жемчужина», «Шифалы Су - Ижминводы» в селе Ижевка Менделеевского района [2, 8, 9].

Важно отметить, что у заявителей добровольной сертификации существует возможность сертифицировать не весь гостиничный комплекс, а только номерной фонд или точки общественного питания. Наряду с присвоением категории системы обязательной классификации гостиниц, халяль гостиницы могут получить не только «звезды», но и «луны», подтверждающие уровень развития ха-ляль-сервиса. Категории гостиниц, оказывающих халяльные услуги варьируются от одной до пяти лун, где пять -наивысший уровень сервиса и соответствия всем требованиям системы халяль [10].

В заключение отметим, что халяль направление в туризме является одним из трендовых и перспективных для нашей страны. Существуют широкие возможности для внедрения разработанных стандартов сертификации «Halal-Friendly» в деятельность отелей с целью расширения клиентского портфеля по критериям принадлежности к конфессии и географии. Возможность построения прямого диалога с внутренними мусульманами, жителями России позволяет непрерывно совершенствовать халяль стандарты и гостиничный и туристический продукт.

Literature:

1. World news about Halal. Official website of the Halal Committee of the CRO DUM RT. URL : http://halalrt.com (date of the application 12.03.22).

2. Galyautdinova L.I. Hotel halal in Russia: standards and development trends / L.I. Galyautdinova // IV Interuniversity scientific and practical conference of young scientists, graduate students, undergraduates and students «Actual problems of the theory and practice of physical culture, sports and tourism». Kazan : Volga GAFKSiT, 2016. P. 449-451.

3. Halal Tourism Market Snapshot 2022-2023. URL : https://www.futuremarketinsights.com/reports/halal-tourism-industry-overview (date of the application 04/23/2022).

4. Global muslim travel INDEX 2022. URL : https://www.crescentrating.com/download/thankyou. html?file=j-EXWnF4_GMTI_2022_Report_-_FINAL. pdf (date of the application 20.04.2022).

5. Иностранный турпоток в Россию в 2022 году сократился на 96,1 % Официальный портал Ассоциации туроператоров России (АТОР). 2023. URL : https://www.atorus.ru/node/51298 (дата обращения 20.04.2023).

6. Рынок «халяль» в России: объем, динамика и перспективы развития. Официальный сайт корпорации Газпромбанк. 2023. URL : https://new-reta il.ru/business/rynok_khalyal_v_rossii_obem_dinami ka_i_perspektivy_razvitiya (дата обращения 28.04.2023).

7. Информационный портал Газета.ш. URL : https://www.gazeta.ru/business/2016/02/07/805710 5.shtml (дата обращения 12.03.23).

8. Дружелюбный халяль. Электронная газета «Деловой Петербург URL : https://www.dp.ru/aZ 2015/12/10/Druzheljubnij_haljal (дата обращения 15.04.22).

9. KazanForum: Татарстан может стать окном для развития халяль-индустрии в РоссииИслам-ский информационно-аналитический федеральный портал. URL : https://islam-today.ru/novosti/ 2023/05/19/kazanforum-tatarstan-mozet-stat-ok-nom-dla-razvitia-halal-industrii-v-rossii (дата обращения 19.05.23).

10. Booking.com для мусульман. Halal-friendly, совет муфтиев, единый портал бронирования и «лунная звездность», 2016 Hotelier.PRO. URL : http://hotelier.pro/news/item/1723-halalbooking/17 23- halalbooking (дата обращения 28.03.22).

5. Foreign tourist flow to Russia decreased by 96.1 % in 2022 Official portal of the Association of Tour Operators of Russia (ATOR). 2023. URL : https:// www.atorus.ru/node/51298 (date of the application 04/20/2023).

6. Halal market in Russia: volume, dynamics and development prospects. Official website of Gazprombank Corporation. 2023. URL : https://new-retail.ru/ business/rynok_khalyal_v_rossii_obem_dinamika_ i_perspektivy_razvitiya (date of the application 04/28/2023).

7. Information portal Gazeta.ru. URL : https://www. gazeta.ru/business/2016/02/07/8057105.shtml (date of the application 12.03.23).

8. Friendly halal. Electronic newspaper «Business Petersburg». URL : https://www.dp.ru/aZ2015/12/10/ Druzheljubnij_haljal (date of the application 15.04.22).

9. KazanForum: Tatarstan can become a window for the development of the halal industry in Russia Islamic Information and Analytical Federal Portal. URL : https://islam-today.ru/novosti/2023/05/19/ka-zanforum-tatarstan-mozet-stat-oknom-dla-razvitia-halal-industrii- v-rossii (date of the application 05/19/23)

10. Booking.com for Muslims. Halal-friendly, council of muftis, single booking portal and «lunar stardom», 2016 Hotelier.PRO. URL : http://hotelier.pro/news/ item/1723-halalbooking/1723-halalbooking (date of the application 03/28/22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.