Научная статья на тему 'Обзор рынка безалкогольного пива'

Обзор рынка безалкогольного пива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
893
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗАЛКОГОЛЬНОЕ ПИВО / СЕГМЕНТ РЫНКА / ДЕАЛКОГОЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Славская И. Л., Макаров С. Ю., Ильина Е. В.

Рассмотрены: ГОСТы, стандарты и ТУ на безалкогольное пиво, основные производители безалкогольного пива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Славская И. Л., Макаров С. Ю., Ильина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market review of alcoholic beer

Are considered: GOSTs, standards and technical instructions on nonalcoholic beer, the basic manufacturers of nonalcoholic beer.

Текст научной работы на тему «Обзор рынка безалкогольного пива»

УДК 663.41

Обзор рынка безалкогольного пива

И. Л. Славская, канд. техн. наук, доцент; С. Ю. Макаров, канд. техн. наук, доцент; Е. В. Ильина, канд. техн. наук, доцент

Московский государственный университет технологий и управления

Во всех развитых странах пиво относят к алкогольным напиткам, и споры ведутся лишь о том, при каком содержании алкоголя пиво можно отнести к безалкогольным(или, точнее, слабоалкогольным) напиткам. В большинстве стран Европейского союза такой границей служит 1,2 об. % алкоголя, а в Швеции и Финляндии — 2 об. %. Если содержание алкоголя в пиве превышает установленный предел, то для него действуют все ограничения, принятые для алкогольных напитков: запрет на продажу несовершеннолетним, ограничения часов, дней и мест продажи, акцизные налоги и т.д. По Европейской сертификационной программе пивных судей (ВЛСР) безалкогольное пиво относится к классу 23 «Специальное пиво».

В России безалкогольным считается пиво с объемной долей спирта не более 0,5 % '.

В определении ГОСТ Р 51174-98 пиво «является слабоалкогольным, насыщенным двуокисью углерода пенистым напитком, получаемым путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами» 2. При этом объемная доля спирта должна быть не менее 2,8 % (для пива с экстрак-тивностью начального сусла 8 %), подразделения видов пива на алкогольное и безалкогольное не предусмотрено. Отсутствует термин «безалкогольное пиво» также и в ГОСТ 29018-91 «Пивоваренная промышленность. Термины и определения». Таким образом, производство безалкогольного пива требованиям указанных стандартов не удовлетворяет.

Ключевые слова:

безалкогольное пиво; сегмент

рынка; деалкоголизация

ГОСТ 28188-89 «Напитки безалкогольные» допускает крепость напитков брожения крепость до 1,2 мас. % (1,51 об. %), а для напитков, содержащих водно-спиртовые компоненты, — до 0,5 мас. % (0,63 об. %). Чтобы определить, может ли безалкогольное пиво выпускаться на основе указанного стандарта, обратимся к ГОСТ Р 52409-2005 «Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения». Безалкогольный напиток — это «готовый напиток с объемной долей этилового спирта не более 0,5 %, а для напитков брожения и на спиртсодер-жащем сырье — не более 1,2 %...». С первого взгляда безалкогольное пиво вполне подходит к безалкогольным напиткам, однако в указателе терминов «безалкогольное пиво» отсутствует, несмотря на недавний год выпуска стандарта, а под напитками брожения подразумеваются только квас и сбитень.

Таким образом, на сегодняшний день стандарт на выпуск безалкогольного пива отсутствует, и производители выпускают его на основании внутренних технических условий, например: ТУ 9184-008-48871916-03 — «Пиво безалкогольное пастеризованное»; ТУ 9184-237-00334600-04 — «Пиво специальное безалкогольное «Бавария Малт»; ТУ 9184-013-01824944-2001 — «Пиво Балтика № 0 Светлое безалкогольное»; ТУ 9184-001-05-

126792-2003 — «Пиво Кронверк Невское безалкогольное» и т.д.

Специалисты по маркетингу относят безалкогольное пиво к так называемым нишевым сегментам рынка. Нишевой маркетинг может иметь отношение как к маркетингу, так и к выбору области бизнеса. Сам нише-вой маркетинг опирается на отыскание сектора рынка для своей линейки услуг или товаров. Затем разрабатывается способ удовлетворения потребностей данного сектора, а результат выводится в сектор для продажи с тем, чтобы получить известность.

Наибольшее распространение безалкогольных сортов пива — в Чехии. В 2006 г. чешские пивоваренные компании произвели 328 тыс. гл такого пива, что на 37 % больше, чем в 2005 г. Безалкогольное пиво — самый активно растущий сегмент пивного рынка. Сегодня его выпускают уже 19 пивоваренных заводов страны, в том числе и крупнейший — Plzensky Prazdroj.

На рост продаж безалкогольного пива повлияло принятие законов, ужесточивших наказание за вождение автомобиля в пьяном виде, а также то, что жители Чехии стали вести более здоровый образ жизни. К тому же сегодня производство безалкогольного пива освобождено от уплаты акцизов, которые для пива с содержанием алкоголя 10 % составляют 1,20 крон с полулитровой бутылки. Так что производить безалкогольное пиво выгодно и пивоварам: его продажная цена не отличается от других видов пива, а акциз не платится, т.е. прибыль выше. Согласно исследованиям его попробовало 30 % совершеннолетних чехов, 83 % потребителей безалкогольного пива пьют этот напиток, как минимум, раз в неделю. Две пятых людей заказывают безалкогольное пиво в ресторанах, 21 % его употребляют дома. Многие пьют безалкогольное пиво на работе или во время вождения автомобиля. Две трети людей, попробовавших пенный напиток без алкоголя, считают, что он как нельзя лучше утоляет жажду и намного лучше различных лимонадов и напитков, содержащих сахар.

За 2006-2008 гг. сегмент безалкогольного пива в Украине неуклонно рос. В 2008 г. его доля выросла на 0,6 % — до 2,8 %. (По данным компании «Славутич» Carlsberg Group).

Аналитики считают, что выпуск ни-шевого пива в первую очередь нужен компаниям для увеличения общего

1 Следует отличать безалкогольное пиво, полученное сбраживанием пивного сусла, от не-сброженного «солодового напитка», приготовленного на основе зернового сырья и продуктов его переработки с использованием или без использования спирта этилового ректификованного из пищевого сырья, пищевых добавок и других компонентов.

2 Интересно, что первый советский стандарт ОСТ ОСТ 61-27 определял пиво как слабоалкогольный напиток с содержанием алкоголя не свыше 6 %, изготовляемый из солода путем его затирания с водой, последующего кипячения с хмелем и дрожжевого брожения. Как временная мера, в случае отсутствия на рынке ячменя, допускалось употреблять пшеничный солод или рисовую сечку в размере не свыше 25 %.

объема производства и практических исследований предпочтений потребителей. Так, по мнению Алексея Кри-вошапко из ОФГ, мировая тенденция на пивном рынке сводится к тому, что наиболее известные бренды представлены одним, максимум — двумя видами пива, а «раздувание» портфеля помогает выйти на рынок и закрепиться там. Он не исключает, что безалкогольное пиво — это небольшая постоянная ниша со своими потребителями. Представители пивоварни «Хайнекен» считают, что российский потребитель еще не воспринимает такой продукт, рынок безалкогольного пива в стране еще не сформировался.

Несмотря на это, по сведениям Таможенного комитета России в 2007 г. импорт безалкогольного пива составил 19,7 % от общего количества ввезенного пива.

Выпуск безалкогольного пива был начат компанией «Балтика» в феврале 2001 г. и на сегодняшний день составляет 50 % рынка безалкогольного пива России. «Балтика № 0 безалкогольное» уже 3 года подряд получает статус «Лучшее безалкогольное пиво страны» на Московском пивном фестивале.

Для отечественных пивоваров имеет перспективу возможность сбыта безалкогольного пива в странах, исповедующих ислам. Вот что говорится в комментариях к законам Шариата: «Пиво, содержащее алкоголь, запрещено из-за его опьяняющих свойств. Поэтому, если в напитке отсутствует алкоголь и он не опьяняет, то в таком случае нет причины для его запрета. Следовательно, безалкогольное пиво не является запрещенным напитком». Исследовательская компания IMES Consulting оценила объем рынка солодовых напитков в странах Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ и Оман) примерно в 77,4 млн л за 2004 г. и полагает, что эта цифра вырастет до 103,5 млн л в следующие пять лет. Томас Якобсен, директор по экспорту в концерне Carlsberg, считает, что темпы роста могут быть выше, «ведь рынок Ближнего Востока обладает большим потенциалом роста».

Из российских компаний, осваивающих этот рынок, пионером стала Балтика, которая начиная с 2002 г. поставляет безалкогольное пиво в ряд стран Ближнего Востока.

Не запрещает употребление безалкогольного пива, включая субботние

и воскресные дни поста, и православие. Разумеется, в умеренном количестве.

Зарубежные пивовары, выпускающие такие товарные марки безалкогольного пива как Asachi, Bavaria, Holsten, Krombacher, Stella Artois, Paulaner, Warsteiner, размещают их в ценовом сегменте «выше среднерыночного» (лицензионное) и «премиального» (импортируемое). Лидер продаж в этом секторе — Bavaria, имевшая в 2008 г. 37 % товарооборота.

Сегмент рынка для безалкогольного рынка в России никогда не превышал 2 % от общего объема продаж, большинство российских компаний выпустило свои бренды, однако дальнейшего расширения продажи пока не получили. По данным НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности, в 2005 г. 82 % от общего числа потребителей предпочитали легкое и классическое по крепости пиво (около 15 % приходилось на долю крепкого и менее 2 % — на безалкогольное). За 2007 г. доля специальных сегментов рынка существенно возросла. По безалкогольному пиву объемы потребления увеличились в 2,7 раза, однако в 2008 г. сегмент безалкогольного пива в России снизился до 1 % (см. рисунок).

Так или иначе, больше всего безалкогольного пива пьют в Москве (2,16 %), в Казани его потребляет 1 % населения, а в провинции этого пива не пьют.

В общем российском товарообороте 42 % рынка суммарно занимают известные лидеры пивоварения: «Балтика», «Бочкарев», «Сибирская корона», «Сокол», «Старый мельник».

Для примера приведем некоторые сведения о безалкогольном пиве, выпускаемом известными российскими пивоваренными компаниями.

«Балтика № 0 безалкогольное». Энергетическая ценность — 33 ккал в 100 г пива. Пищевая ценность — углеводов не более 6,1 г в 100 г пива. Срок годности — 6 мес. Выпускают: «Балтика-СПб», «Балтика-Тула», «Балтика-Челябинск», «Балтика-Ростов». Состав напитка: вода, светлый ячменный солод, мальтозная патока и хмель; содержание алкоголя — не менее 0,5 об. %, экстрактивность начального сусла — 12,0 %. Выпускается в бутылках вместимостью 0,33 и 0,5 л, банках — 0,5 л.

«Сокол безалкогольное». Светлое пиво. Состав: вода, ячменный солод, мальтозная патока, хмель.

Экстрактивность начального сусла — 6,7 %. Содержание алкоголя — не более 0,5 об. % Не содержит консервантов. Упаковка и срок хранения: бутылка 0,5 л — 1 год, банка 0,5 л — 1 год.

«Бочкарев «Безалкогольное». Содержание алкоголя — не менее 0,5 об. %. Плотность — 6,5 %. Цвет — прозрачный, соломенный. Аромат — очень легкий аромат травы и полевых цветов. Вкус нетерпкий — легкий хмелевой вкус с приятным привкусом цитрусовых. Ассортимент: банка — 0,5 л, бутылка — 0,5 л.

«Славутич безалкогольное». Бутылка 0,5 л. Состав: вода, светлый ячменный солод, мальтозная патока, хмель. Экстрактивность начального сусла — 11,5 %. Спирт — не более 0,5 об. %. Пастеризованное. Без консервантов.

«Bavaria Malt светлое безалкогольное пастеризованное». Бутылка 0,5 л. Состав: вода, экстракт солодовый, концентрированный, ароматизатор натуральный «Пиво». Алкоголь — не более 0,0 об. %. Пищевая ценность: углеводы — 6,3 г/100, энергетическая ценность — 25,2 ккал/100 г.

«Белый Медведь безалкогольное». Состав: вода, ячменный солод, мальтозная патока, хмель. Экстрак-тивность начального сусла — 6,8 %. Не содержит консервантов. Срок хранения: в бутылках — 6 мес.

«Старый Мельник безалкогольное». Состав: вода, солод, хмель, мальтозная патока. Содержание алкоголя — 0,5 %. Не содержит консервантов. Упаковка: бутылки — 0,5 л и 0,3 л, банки — 0,5 л. Срок хранения — 12 мес за счет пастеризации.

Рассмотрим также весьма редкие в литературе описания технологии получения безалкогольного пива, декларируемые самими производителями.

«Балтика № 0 безалкогольное». Пиво проходит все технологические стадии производства: варка сусла,

брожение, фильтрование, затем деалкоголизация мембранным методом, после чего пиво поступает на розлив. Мембранный метод удаления спирта — самый дорогостоящий, но наиболее эффективный и совершенный.

Bavaria Malt — безалкогольный сорт пива Bavaria, выпускается ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» по лицензии и под контролем компании Bavaria N. V. Светлое безалкогольное пиво Bavaria Malt, представляющее собой насыщенный двуокисью углерода пенистый напиток, предназначенный для непосредственного употребления в пищу, получается путем сбраживания пивными дрожжами охмелённого пивного сусла с последующей деалкоголизацией полученного пива. По способу обработки пиво выпускают пастеризованным.

Технологическая схема производства пива Bavaria Malt включает следующие стадии: приготовление пивного сусла (в этом процессе используется концентрированный солодовый экстракт, поставляемый владельцем лицензии и производимый им из абсолютно натуральных ингредиентов; описание процесса производства солодового экстракта приведено в прилагаемом письме главного технического директора компании Bavaria N.V.; применение солодового концентрата в производстве обусловлено необходимостью выдерживать высокие стандарты качества, задаваемые владельцем лицензии); сбраживание сусла; фильтрование пива; деалкоголизацию пива (этот процесс проводится методом вакуум-ректификации с нисходящим потоком жидкости); добавление натурального ароматизатора «Пиво» (эта операция обусловлена необходимостью восполнить ароматические вещества пива, уменьшение которых связано с технологией производства безалкогольного пива); пастеризацию и фасование пива.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю. Ф. О государственной политике и стратегии развития пивобезалкогольной отрасли России и совершенствовании законодательной базы пивоваренной отрасли. http://www.nubo.ru/news/nalogi/023.html.

2. Мазанько Е. И. и др. Структура регионального рынка бутилированного пива//Пиво и напитки. 2008. № 5. С. 8-10.

3. Оганнисян В. Г. и др. Комплексный подход к технологии безалкогольного пива//Акту-альные вопросы техники пищевых производств. 2003. № 1. С. 257. &

Новая книга

Кудряшева А.А.

Новые нанобиотехнологии и натуральные биокорректоры (экология, питание и здоровье человечества). —

М.: Пищепромиздат, 2007. - 96 с.: ил.

Автор — известный ученый с мировым именем Александра Андреевна Кудряшева, действительный член Российской академии естественных наук, Международной академии информатизации генерального консультативного статуса социального и экономического Совета Организации Объединенных Наций (ООН), Международной академии бионатуропатии, Нью-Йоркской академии наук и др., д-р техн., биол. и мед. наук, профессор. Имеет большой опыт производственной, научно-исследовательской и учебно-методической работы. Руководила лабораторией радиационной микробиологии, энтомологии и биотехнологии филиала ВНИ-ИКОП, предназначенного для использования атомной энергии в мирных целях по линии СЭВ, МАГАТЭ и СССР. Много лет работала зав. кафедрой, деканом факультета Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Затем стала президентом Международного центра питания и восстановления здоровья (Нью-Джерси, США), научным консультантом и руководителем проекта по линии ООН (Нью-Йорк). В настоящее время — президент Академии продовольственной безопасности.

А. А. Кудряшева — автор более 500 научных статей, 20 монографий и учебников для вузов, 50 изобретений и 10 открытий, а также новейших уникальных теоретических, прикладных и учебно-методических разработок международной значимости.

За разработку пищи XXI в. с заданными полезными полифункциональными свойствами награждена шестью серебряными медалями ВДНХ СССР, за вклад в развитие медицины и здравоохранения — серебряной медалью имени акад. И. П. Павлова, за разработку новой группы натуральных биокорректоров — золотой медалью МАИ, за развитие теоретических основ и прикладных методов биорегуляции живых организмов — Кавалерским знаком ордена «Наука. Образование. Культура». Ее некоторые научно-практические разработки отмечены отечественными и зарубежными дипломами I степени, почетными грамотами и персональными премиями.

В 1999 г. А. А. Кудряшева удостоена международного звания «Выдающийся ученый XX в. в области биологических наук (Outstanding People of the 20th Century, IBC, Англия, Кембридж, июль 1999 г.). В США она отмечена как личность биографического рекорда за научные достижения мировой значимости и большой вклад в развитие мирового сообщества (The Marguis Who is Who in America, 2002-2006 гг.).

Она впервые организовала и провела три Международных симпозиума «Натуральные биокорректоры: питание, здоровье, экология» (1996, 1997, 2000гг.) по новым научно-практическим направлениям высокой экологической, биологической, продовольственной и социально-экономической значимости для человечества.

В уникальной книге с учетом актуальных проблем в области экологии, питания и здоровья мирового сообщества рассмотрены новейшие открытия, научно-практические достижения с использованием безвредных нанобиотехнологий и многофункциональных натуральных биокорректоров. Подробно представлены более совершенные и безопасные этапы научно-технического прогресса и новые направления устойчивого развития человечества. Особое внимание уделено эффективным методам и средствам, способствующим оздоровлению продовольственных ресурсов, среды обитания и здоровья населения разных стран мира.

Книга предназначена для учебных, научных и промышленных организаций, специалистов в области экспертизы качества и безопасности жизненных ресурсов, а также аспирантов, студентов и для широкого круга читателей, интересующихся адекватным питанием, пищевой балансотерапией и наукой о пище и питании.

Заявки на приобретение книги присылайте по факсу: 8 (495) 607-20-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.